Дружба в пушкинской лирике. Лицейские друзья А.С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина занимает значительное место. Дружба была понятием священным и особо значимым, вынесенным поэтом из Лицея. Именно там воспитывались чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам. Лицеистов объединяли вольность мысли, любовь к искусству. И в дальнейшем Пушкин будет предпочитать круг друзей светскому обществу.
На протяжении всей жизни поэт пишет стихи, посвященные друзьям: “Дельвигу” (1817), “Чаадаеву” (1818, 1821), “Пущину” (1817), “Друзьям” (1822). Самые первые произведения на эту тему были написаны в лицейский период.
Одно из них – стихотворение “Пирующие студенты”. В нем слышится призыв к всеобщей радости, к наслаждению жизнью, и это объединяет друзей. Радость охватывает всех – веселится и сам автор, рисуя шутливые портреты друзей – Дельвига, Горчакова, Пущина, Малиновского, Корсакова, Яковлева и, наконец, Кюхельбекера.
Они как бы на время освобождаются от своих привычных забот и обязанностей:
Друзья! почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.
Это стихотворение написано в 1814 году, когда Пушкин еще очень молод.
Надо сказать, что тема дружбы останется одной из важнейших в творчестве поэта и переживет определенную эволюцию. Так, в 1818 году появляется стихотворение “К Чаадаеву”. В нем ощущается сильная тоска от разлуки с друзьями, тоска по ушедшему детству.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но при этом можно заметить совершенно новые настроения поэта. Появляются более широкие взгляды на мир, доверяемые другу. В лирическом герое кипит дух свободомыслия, с которым он обращается к Чаадаеву:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
И вновь что-то важное объединяет друзей: им небезразлична судьба России, в них зарождается чувство ответственности за то, что происходит в стране.
Дружеская тема в лирике Пушкина очень разнообразна. Рассматривая стихотворение “И. И. Пущину”, мы можем доказать это утверждение.
“Мой первый друг, мой друг бесценный!” – восклицает поэт. В обращении к И. Пущину чувствуются личные, близкие нотки. Это уже не призыв к свободе и деятельности. Это выражение простой человеческой радости; искренняя любовь и привязанность к другу. Кроме того, цель поэта – поддержать друга в тяжелую минуту, так же как во время ссылки в Михайловское Пущин поддержал его.
Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия Лицея, который стал для поэта, да и для многих других воспитанников, местом, сплотившим их на всю жизнь. И этой дате поэт посвятил не одно произведение. Пожалуй, самое знаменитое – это “19 октября” (1825).
Оно было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Тоска увядающей природы гармонирует с внутренним состоянием Пушкина. Но автор не ощущает себя всеми покинутым: “Я пью один; и на брегах Невы меня друзья сегодня именуют…” Связь с друзьями настолько прочна, что оказывается выше политики, выше государственных запретов.
…здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я…
Наперекор воле царя лицеисты продолжают встречаться. “Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил…”; “И ты пришел, сын лени вдохновенный, о Дельвиг мой…”; “Мы встретились и братски обнялись…” – пишет Пушкин в обращении к Горчакову.
Дружба спасает его от “сетей судьбы суровой”, помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит надежду на встречу в будущем:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Друзья поддерживали поэта в тяжелые времена конфликтов с властью, но вот пришла пора самому Пушкину в очередной раз выказать подтверждение своей преданности.
Конечно же, речь идет о взаимоотношениях поэта с декабристами и о стихотворении “Во глубине сибирских руд…”, посвященном им. В этом послании – как бы ответ, благодарность Пушкина и одновременно помощь; вера в друзей и моральная поддержка; согласие с ними, признание их правоты.
Необыкновенная внутренняя связь всегда объединяла лицеистов. Эта нить не обрывалась никогда. Такая братская дружба не раз помогала справляться с жизненными трудностями и вдохновляла поэта на создание замечательных стихотворений, которые по праву занимают особое место в русской литературе.

(No Ratings Yet)

  1. Пушкин… Воспоминание об этом замечательном поэте связано с его стихами о любви и дружбе, чести и Родине, с образами Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже почти...
  2. Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в...
  3. Русская литература 1-й половины XIX века Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина? Любой общественный строй имеет свои недостатки. И в истории Древней Греции, и на современной карте...
  4. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон,...
  5. Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как “Песнь о вещем Олеге”, “Бородинская годовщина”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “История...
  6. Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его...
  7. План 1. Человек и окружающий его мир. 2. Мы и наши друзья: А) что значит настоящая дружба; Б) друзей много не бывает. 3. Берегите друзей! Нет на земле несчастнее такого,...
  8. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень...
  9. Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских писателя обращались...
  10. Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих...
  11. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  12. …В мой жестокий век восславил я свободу…” А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего...
  13. Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее полно в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое...
  14. Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь...
  15. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
  16. Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Никто не заставит нас насильно любить Пушкина или М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского или Б. Л. Пастернака – о вкусах не спорят....
  17. Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
  18. Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной...
  19. КЛАССИКА С. А. ЕСЕНИН ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями,...
  20. Стихи Н. Рубцова близки каждому, кто задумывался о таких непреходящих жизненных ценностях, как любовь к родине, восхищение родной природой. В стихах Рубцова находят отражение его самые сокровенные мысли о родине,...
  21. Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с...
  22. ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. В своем творчестве он не раз обращался к судьбе русской женщины, в...
  23. В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути...
  24. Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся... Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом “Евгений Онегин”, любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, “милую простоту”. На многих страницах он невольно...
  25. В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и...
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Много прекрасных стихотворений А.С. Пушкин посвятил своим друзьям. Дружба была для него той силой, которая объ­единяет людей, спасает от жизненных невзгод. Многих дру­зей поэт приобрел еще в лицее и сохранил эти отношения на всю жизнь. Светскому обществу, в котором Пушкин должен был вращаться, он предпочитал узкий круг по-настоящему близких людей.

И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья.

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все — прекрасные друзья,

Чем вялые, бездушные собранья…

Так поэт писал в 1819 году в «Послании к кн. Горчакову». Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями свободо­мыслие, живые чувства, любовь к искусству. Все это рождало особые стихи — живые, искренние, исполненные любви. Од­нако тема дружбы претерпела определенную эволюцию в твор­честве поэта.

В ранней лирике Пушкина возникает образ дружеской пи­рушки («К студентам»). Однако уже здесь образы друзей-лице­истов конкретизируются, обретая свои характерные черты. Так, Галич — «Эпикура младший брат», Дельвиг — «ленивец сон­ный», «Парнасский волокита», Горчаков — «красавец молодой» и «сиятельный повеса», Илличевский — «остряк любезный», Пущин — «товарищ милый, друг прямой», Малиновский — «повеса из повес», Вильгельм — «писатель», автор скучных сти­хов. Послание «К студентам» было написано в 1814 году. Все стихотворение пронизано юным восторгом, жизнерадостнос­тью. В нем поэт отдает дань молодости, общению с людьми, близкими по духу, по интересам. «Под стол холодных мудрецов», «Рассудок, бог с тобою!..» — восклицает юный поэт. Те же моти­вы пира в звучат послании «Друзьям».

Другое послание — «Мое завещание друзьям». В нем в шут­ливой форме поэт говорит о том, как отлетит «веселой тенью» «Натихой берег вод забвенья». И он оставляет друзьям свое заве­щание:

И пусть на гробе, где певец Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Дружба в этом стихотворении расценивается как святое чув­ство, узы ее «священны».

Мотив братского круга, встречи старых друзей возникает в «Элегии» («Опять я вам, о юные друзья!»). В соответствии с жан­ром в этом произведении звучит мотив печали, горести, забве­нья. В стихотворении «И я слыхал, что божий свет…» дружба сравнивается с любовью, страстью, но поэт отдает предпочтение последней. Романтический мотив разочарования в дружбе зву­чит в стихотворении «Дружба»:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.

Тот же романтический мотив возникает в стихотворении «В.Ф. Раевскому» («Ты прав мой друг, — напрасно я презрел»):

Но все прошло! — остыла в сердце кровь,

В их наготе я ныне вижу —

И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь,

И мрачный опыт ненавижу.

Мотив сомнения в привычных жизненных ценностях звучит в стихотворении «Демон».

Прекрасные строки поэт посвятил П.Я. Чаадаеву, который был его близким другом и имел на него большое влияние:

О, неизменный друг, тебе я посвятил И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства, может быть спасенные тобою!

(«Чаадаеву», 1821).

Ряд стихотворений поэт написал на лицейскую годовщину: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои»), «19 октября 1828» («Усер­дно помолившись богу»).

Первое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») было создало в 1825 году. Оно построено на основе антитезы. Жанр — дружеское послание. Нынешнее одиночество поэта (он находился в ссылке в Михайловском) противопостав­лено образу лицейского братства. Открывается стихотворение мотивом памяти. Поэт помнит обо всех друзьях: и о пирующих «набрегах Невы», и отех, коштам нынче «недосчитались». Здесь Пушкин имеет в виду умершего в Италии Корсакова:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит…

Моряк Матюшкин, «волн и бурь любимое дитя», тоже не смог присутствовать на этом празднике, потому что отправился в кру­госветное путешествие. Поэт вспоминает о своих встречах с тре­мя друзьями — Пущиным, Дельвигом и Горчаковым. Пущин и Дельвиг навещали его в Михайловском, с Горчаковым Пушкин

виделся, когда тот приезжал к своему дяде, жившему неподалеку от Михайловского. Вильгельм Кюхельбекер стал настоящим бра­том Пушкина — «по музе, по судьбам». В этом стихотворении поэт создает образ дружества святого, лицейского братства.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом. - презентация

1 ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

2 Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. В. Г. Белинский В. Г. Белинский

3 19 октября 1811 год.- день, когда 29 мальчиков благородных дворянских фамилий перешагнули порог только что открывшегося Царскосельского Лицея, целью которого было «дать образование юношеству,особенно предназначенного к важным частям службы государственной

4 В Лицее царила атмосфера творчества,свободы. Добрые отношения преподавателей и лицеистов строились на принципах уважения. Здесь Пушкин занимается поэзией, особенно французской, за что и получил прозвище «француз». Его внимание привлекает творчество Батюшкова, Карамзина, а также новая элегическая поэзия. Это накладывает своеобразный отпечаток на стихотворения тех лет. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «лёгкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лирика поэта противопоставлена классицизму. Он воспевает сентименталистские ценности: дружбу с кифарой, с портиком, с книгой.

5 29мальчиков,старшему из которых -15 лет, а младшим всего 10, объединены одним домом- Царским Селом, где все –братья, объединённые одной благородной целью. Шутки и курьёзы- одни на всех, безобидные,дружеские, братские. Ссорились, мирились…Так складывалась дружба. Много забавных случаев было в Лицее.

6 Пушкин – «француз» или «егоза» Миша Яковлев- «Паяц 200 номеров» Лучший из учеников – Серёжа Вольховский «Разумница» Князь Горчаков – «Франт» за то, что много уделял внимание внешнему виду. Смелый и отчаянный, Иван Малиновский – «Казак» Ленивый Данзас – «Медведь» Иван Пущин - «Иван Великий» Антон Дельвиг- «Тося.» Кюхельбекер - «Кюхля» За мечты о море Фёдор Матюшкин получил прозвище «Хочется плыть». - Что объединяло этих молодых людей?

7 - Прочитайте стихотворение «19 октября" (1825г) Анакреонтические и эпикурейские мотивы, любимые Пушкиным – лицеистом. Прочитайте стихотворение « Пирующие студенты» Прочитайте стихотворение « Пирующие студенты» год - год окончания Лицея. Пушкин пишет замечательное стихотворение "Разлука" - Кто такой Анакреон? Анакреон - древнегреческий поэт, воспевающий в своих стихах любовь, дружбу, радость жизни. Лёгкое направление поэзии в честь Анакреона стали называть анакреонтика.

8 Что такое эпикурейство? - Что такое эпикурейство? По имени древнегреческого философа Эпикура- наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни. Прочитайте стихотворения «К Чаадаеву», - Прочитайте стихотворения «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»

9 Воспоминания о годах, проведенных в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в памяти поэта,поэтому преобладающий лирический жанр поэта-это жанр ПОСЛАНИЯ. - Какой жанр мы называем посланием? ПОСЛАНИЕ – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе. Дружеское послание было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.

10 - Какие мотивы лирики дружбы можно увидеть в творчестве А.С.Пушкина? "К другу стихотворцу" (1814) "К Пущину" (1815) "Дельвигу" (1817) "Разлука" (1817) "19 октября" (1825) " Пущину" (1826) "19 октября" (1827) "Чем чаще празднует Лицей" (1832) "Была пора:" (1836) мотив братства, анакреонтические и эпикурейские мотивы, гражданские

11 - Но всегда ли дружба была безмятежной и радостной для поэта? Никто из русских поэтов не сказал и о неверной дружбе столько горьких слов Когда твой друг на глас твоих речей Ответствует язвительным молчаньем; Когда свою он от руки твоей, Как от змеи, отдернет с содроганьем; Как, на тебя взор острый пригвоздя, Качает он с презреньем головою, Не говори: «Он болен, он дитя, Не говори: «Он болен, он дитя, Он мучится безумною тоскою»; Не говори: «Неблагодарен он; Он слаб и зол, он дружбы недостоин; Вся жизнь его какой-то тяжкий сон. » Ужель ты прав? Ужели ты спокоен? Ах, если так, он в прах готов упасть, Чтоб вымолить у друга примиренье. А. Раевский Е. Воронцова

12 Все беззащитнее душа В тисках расчетливого мира, Что сотворил себе кумира Из темной власти барыша. Все обнаженней его суть, Его продажная основа, Его продажная основа, Где стоит все чего-нибудь, Где ничего не стоит слово. И все дороже, все слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей, Твой гордый голос неподкупный. Твой гордый голос неподкупный. Звучи, божественный глагол, В своем величье непреложный, В своем величье непреложный, Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной. Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, Возвысил душу человечью, И мир идет к тебе навстречу, И мир идет к тебе навстречу, Духовной жаждою томим! Анатолий Передреев

1. Значение дружбы в жизни поэта.
2. Лицейский период творчества.
3. Период южной ссылки.
4. Болдинская осень.
5. Лицей — идеальное царство дружбы.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. С. Пушкин

Дружба для великого русского поэта А. С. Пушкина — особенная тема. Она — святое чувство, прошедшее через года, закаленное в тревожных и печальных для него жизненных обстоятельствах. Такое же значение для Пушкина имеют только две темы: тема любви и творческой свободы. Через все творчество художника слова красной линией проходит тема дружбы.

Многие стихотворения имеют либо открытое посвящение друзьям, либо напрямую относятся к ним. Это П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и В. А. Каверин. Многие из друзей стали близкими Пушкину людьми еще в лицейские годы, пронесли светлые дружеские чувства через всю жизнь. Первые стихотворения на эту тему относятся периоду обучения Пушкина в лицее. Тогда дружба — непокорная, веселая и игривая стихия для поэта — воспевалась в стиле «легкой поэзии» французско-х го мастера слова Э. Парни. Во многом произведения этого периода являются подражанием классицистическому стилю, при этом полностью от него отличны. В стихотворении «К студентам», посвященном друзьям молодости, дружба воспевается поэтом на фоне веселой пирушки. Стихотворение пронизано радостью общения, свободного и беззаботного:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

Однако не только тема застолья привлекает в этот период поэта. Немаловажен для Пушкина и другой «род» дружбы — дружба соавторства «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину»), Здесь поэт призывает своих друзей оставить волнения и заботы и присоединиться к неделимому, единому кругу друзей:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот...

Беззаботное веселье, пиры и покой, отрешенность от мелочных проблем света — вот оно, простое человеческое счастье юного певца слова. Оно превыше чинов, наград и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

Ценность отношений для Пушкина — в сердечности и искренности отношений, свободе и открытости общения: «Он друг без этикета. / Не требует привета Лукавой суеты». Эта сердечная привязанность к друзьям юности пройдет через всю жизнь и через все творчество. Даже в гражданской лирике петербургского периода, казалось бы, сухой и сдержанной, постоянно находятся теплые слова, адресованные товарищам.

Для поэтов-декабристов дружба — союз объединенных общей идеей и целью людей. Однако для Пушкина высокая цель служения отечеству не исключает теплых душевных порывов. Для него товарищество и дружба становятся не просто равноправными, а главенствующими над гражданским долгом понятиями. В стихотворении «К Чаадаеву» смешение товарищеских чувств со стремлениями быть полезным Родине становится наиболее зримым и ярким: автор призывает друга к служению Отечеству, к выполнению своего долга, но при этом обращается к нему не как к идейному единомышленнику, а как к близкому, дорогому человеку. Это постоянно подчеркивается обращениями «мой друг», «друг милый», «товарищ».

Но пиры и дружеские гуляния происходят все реже и реже. Вскоре наступает разочарование и в идеалах выполнения гражданского долга перед Родиной. Во время южной ссылки поэт отдается новому, целиком очаровавшему его объекту — романтике кавказской природы. В этот творческий период претерпевает изменения и тема дружбы в стихотворениях Пушкина — она становится своеобразной, кардинально отличной оттого чувства, которое воспевалось молодым Пушкиным.

Романтик не ищет счастья в дружбе, но бережет воспоминания об этом светлом чувстве. Характерным произведением этого этапа становится стихотворение «Дружба», мотив которого станет близок Лермонтову. В ссылке друзьями поэта-романтика становятся море и горы, высокое небо и светлые облака. Но море не может стать единственным товарищем для мятежного сердца, хотя, прощаясь с ним, Пушкин пишет: «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час».

Романтизм южного периода творчества постепенно сменяется периодом самосозерцания. В это время большую ценность для поэта приобретает жажда внутренней свободы. Меняется и само отношение к светлому чувству — дружба становится особенно важной из-за ощущения внутренней свободы, раскрепощенности. Именно поэтому ее нельзя смешивать с политическими или государственными делами.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном в Болдино и относящемуся к годовщине открытия Царскосельского лицея, чувства поэта к старым друзьям приобретают новые оттенки. Для Пушкина тоску одиночества разгоняют только воспоминания о товарищах, где бы они ни были и какими бы делами не занимались. И те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли» — все для него одинаково равны и близки. Несмотря на то что идеологических, взглядов декабристов поэт все-таки не разделяет, он не может не подбодрить близких ему людей, душой и помыслами он всегда рядом с ними:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в стихотворении, открывающем цикл произведений, посвященных годовщинам лицея, уже проскальзывает новая тема. В противовес светлому чувству дружбы появляется ощущение одиночества и отдаленности от близких. Нет рядом друга, способного развеять печаль, оттого грустью наполнены следующие строки:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Подобные настроения все чаще и чаще вплетаются в тонкое кружево стихотворного текста; вскоре эта тема становится неотделимой от темы лицейского братства. Каждое последующее стихотворение, посвященное лицейским товарищам, становится все печальней и печальней: распался круг друзей, все меньше их остается. 1836 год — год последней для Пушкина лицейской годовщины — также проникнут печальными настроениями, и в описании лицея слышны речи «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш...

В начале творческого пути тема дружбы была окрашена радужными красками. Однако постепенно поэт приходит к осознанию того, что дружба не только веселые пирушки и радость общения, но и боль от сопереживания, горечь потерь. В поздней лирике Пушкин вновь обращается к теме лицея. Но она уже несколько иначе звучит по сравнению с юношескими пробами пера. Пушкин анализирует для себя значение дружбы, старых товарищей и лицея в своей жизни и приходит к выводу, что лицей — идеальное царство дружбы, а друзья-лицеисты — хранители культа дружбы и идеальная аудитория для чтения его стихов.

Предмет: литература

Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»

Класс: 11

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Место урока: после изучения лирики А.А. Блока.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями.

Метапредметные: уметь структурировать материал в биографиях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Блока; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы стихотворений.

Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, связь времени написания стихотворения и особенности раскрытия темы); находить изобразительно- выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии идеи стихотворений; понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение .

Виды деятельности :

Продуктивная творческая: написание домашнего сочинения

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений Пушкина, Лермонтова, Блока и современных поэтов.

Репродуктивная: составление учащимися таблицы; сообщения учеников; осмысление сюжета стихотворений, изображённых в них характеров, событий; ответы на вопросы проблемного характера.

Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений.

Основные понятия и термины: лирический герой, ключевые слова, жанр, авторское отношение, биографический комментарий.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Активизация знаний обучающихся (2 мин.)
  3. Сообщение обучающегося (4 мин.)
  4. Выразительное чтение стихотворения учителем, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова.(5 мин.).
  5. Сообщения учеников об истории создания стихотворений(4 мин.).
  6. Работа по теме в группах (15 мин.)
  7. Выводы по теме. (7 мин.)
  8. Оценивание. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Активизация знаний обучающихся

На интерактивной доске первый слайд

А.С. Пушкин

"К другу стихотворцу" (1814)

"К Пущину" (1815)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

" Пущину" (1826)

"Чем чаще празднует Лицей" (1832)

"Была пора:" (1836)

М.Ю. Лермонтов

«К другу»

« Паияти Одоевского»

А.А.Блок «Друзьям»

Что объединяет эти стихотворения? Какова их тема?

(Все эти стихотворения посвящены дружбе и друзьям.)

Тема дружбы занимает большое место в творчестве многих поэтов, но особенно ярко она представлена в лирике Пушкина. Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства.

Что же такое дружба? Кого мы считаем другом? Почему эта тема волновала поэтов? В этом нам предстоит сегодня разобраться.

Есть мнение, что русское слово друг образовано от слова другой, то есть

иной, не я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей

маленькое человеческое я расширяется, включает в себя другую жизнь,

обогащается ею. Тут затронута глубинная тайна человеческой сущности,

заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.

Дома вы должны были определить значения слов дружба и друг.

(Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, дружба - это близкие

отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности

интересов. В качестве силы, соединяющей людей, дружба всегда считалась

важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле

понятие «дружба» обозначает не только межличностные, но и социальные

отношения.

В разговорном языке слово «друг» имеет несколько значений. Оно означает

знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, словом, всех, кто нам близок.)

Итак, дружба бесконечно важна в жизни каждого человека.. А как тема дружбы раскрывается в поэзии Пушкина, Лермонтова и Блока мы поговорим сегодня на уроке. Какова же проблема нашего урока сегодня?

(Обучающиеся высказывают свои предположения, на доске вывешивается второй слайд - тема урока; учитель называет цели урока.)

  1. Какое же место в творчестве этих великих поэтов занимает дружба? В чем особенности её изображения? Что влияет на разное трактование темы? Эти вопросы мы постараемся решить сегодня.
  1. Сообщение обучающегося по теме: (третий слайд - название темы) «Тема дружбы в поэзии первой половины 19 века».

4.Выразительное чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину».

5.Сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания стихотворения:

(Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское.

Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.)

Своему другу А. И. Одоевскому, погибшему на Кавказе, посвятил стихотворение «Памяти Одоевского» М.Ю. Лермонтов.

Сообщение ученика о поэте- декабристе А.И. Одоевском.

(Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский (1802-1839), автор знаменитого стихотворения « Струн вещих пламенные звуки …», написанного в ответ на « Послание в Сибирь » Пушкина. В 1837 г. Одоевский был переведён из Сибири на Кавказ рядовым солдатом Нижегородского драгунского полка, где встретился и подружился с Лермонтовым. Умер Одоевский 15 авг. 1839 г. от лихорадки, находясь в действующей армии на берегу Черного моря. В стихотворении воссоздан облик и духовный мир декабриста, сохранившего «веру гордую в людей и жизнь иную». Этот оптимизм был выражен Одоевским в названном выше ответе на послание Пушкина.

Лермонтов интересовался Одоевским и его стихами, повидимому, еще до встречи с ним на Кавказе. К 1830 г. относится стихотворение Лермонтова, в котором он говорит, может быть, о печальной судьбе Одоевского: «Когда твой друг с пророческой тоскою» («К***»). Там есть строки:

Он был рожден для мирных вдохновений,
Для славы, для надежд; - но меж людей
Он не годился - и враждебный гений
Его душе не наложил цепей;
И не слыхал творец его молений,
И он погиб во цвете лучших дней).

Прослушивание стихотворения в исполнении мастеров слова (фонохрестоматия).

К теме дружбы обращаются и поэты 20 века. Послушайте стихотворение А.А. Блока «Друзьям».

(Чтение учителем).

По- разному решается тема дружбы в стихах этих поэтов, почему это происходит попробуем разобраться.

7.. Работа в группах:

У каждой группы таблица с заполненными для обсуждения вопросами для анализа стихотворений, тексты стихотворений.

Заполнение таблицы;

Обмен информацией.

1 группа: анализ стихотворения Пушкина «И.И.Пущину»

2 группа: анализ стихотворения Лермонтова « Памяти А.И. Одоевского»

3 группа: анализ стихотворения Блока «Друзьям»

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

М.Ю. Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А.Блок

«Друзьям»

Дата написания

Жанр стихотворений

Ключевые слова

Черты лирического героя

Вопросы для обсуждения: (четвёртый слайд)

Какие факты биографии Пушкина,Лермонтова и Блока нашли отражение в стихотворениях?

Определите жанр стихотворений.

Какова основная мысль стихотворений?

Как решается проблема взаимоотношений лирического героя и окружающего мира?

В чем заключаются речевые особенности стихотворений? Как они передают идею стихотворений?

Что отличает лирического героя каждого стихотворения?

Ваше восприятие этих стихотворений?

Что общего и в чём разпичия в понимании и изображении дружбы Пушкиным, Лермонтовым и Блоком?

Изучая поэзию Пушкина и Лермонтова, мы говорили о том, как раскрывается тема дружбы в стихотворениях Пушкина «19 октября», «К Пущину», Лермонтова «Пир», «К друзьям», которые относятся к их ранней лирике. Изменилось ли толкование темы в поздней лирике А.С.Пушкина? А у Лермонтова? В чём причины?

(Раскрытие темы дружбы менялось на протяжении жизни в поэзии Пушкина, но всегда тема эта она занимала огромное место в его жизни. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

В ранней поэзии Лермонтова звучит традиционная тема прославления друзей и веселой дружбы с пирушками и бутылками («Пир», «К друзьям», «Посвящение»), но дружеской идиллии не получается в лермонтовской поэзии даже в самый первый период ее развития. Тема удовлетворенной дружбы уже и тогда заглушается и перерывается у Лермонтова трагическими декларациями о том, что дружбы на земле не существует, что она обманчива, что он «не умел ужиться с другом» и что те, кого он в отдельных случаях считал своими

Друзьями, оказались недостойными этого имени» . В результате в 1831 году тема дружбы заметно убывает в лирике Лермонтова, а затем на несколько лет почти вовсе прерывается..

Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности,

бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, .как

пламень., печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.

Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими,

замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не

могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты.

Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих

современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг

духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...

Почему у Блока столько негативных эмоций вызывают друзья? Причины этого в обществе, во времени или обстоятельствах личной жизни?

(В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедческие ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных:

Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,

Да, таким я и буду с тобой:

Не для ласковых слов я выковал дух,

Не для дружб я боролся с судьбой.

Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов .)

8. Обобщение и выводы по теме.

Почему же одна тема раскрывается по- разному? Что влияет время, общество, обстоятельства жизни, личность самого поэта или савокупность этих факторов?

Насколько важна дружба в жизни человека?

Какое место занимает эта тема в русской поэзии?

Как вам кажется, обращаясь к поэзии в дальнейшем, мы будем встречаться с этой темой? Почему?

Знаете ли вы стихи современных поэтов о дружбе? Прочитайте.

(Учащиеся читают стихи В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова и др.)

Меняется ли трактование этой темы в современной поэзии?

9.Домашнее задание

«Какое понимание дружбы дала мне русская поэзия?»

(Заполненная таблица - см. ниже Приложение)

Пушкин «И.И.Пущину»

Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А. Блок

Дата написания

1826 г.

1839 г.

1908 г.

Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении.Реально- биографический комментарий

Политический застой в обществе. Лермонтов узнаёт о смерти Одоевского,с которым вместе служил на Кавказе.

Поражение революции 1905 г. Разброд в обществе. Разочароние поэта в бывших друзьях.

Жанр стихотворений

Дружеское послание

Элегия

послание

Ключевые слова

Друг, жизнь, мор, душа.горький,безумный, тоска,сердце.

Дом, проклясть, друг, сгнить, год, ворох, рождение, смерть.

Черты лирического героя

Лирический герой испытывает чувство благодарности к другу, радости от встречи. Дружба дарит счастье общения, взаимопонимания.Поддерживает находящегося в заточении друга.

Лирический герой переживает потерю, одиночество, осознаёт бессмысленность существования.

Лирический герой- фигура трагическая, он разочарован в мире,он видит, что его не понимают.

Особенности речи стихотворений

Лексика высокая(дарует. благословил, уединенный,занесенный,огласил,святое провиденье).Использована анафора.

Использует аллитерацию(повторение [ж, ч, з, с], позволивших передать весь спектр негативных чувств, исходящих от друзей. Градация(враждебны, завистливы, глухи, чужды).

Обращения, используемые поэтами..

Мой первый друг, мой друг бесценный

Чувства, выраженные в стихотворении

Благодарность, нежность, искреность,желание вселить надежду в лучшее, поддержать Пущина.

Грусть, трагичность утраты,. одиночество, разочарование в жизни.

Трагичные исповедальные ноты.Разочарованность в дружбе и друзьях.

Использованная литература:

1. Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М.: Прогресс, 1994

3. Вырыпаев П.А. Лермонтов: материалы к биографии. - М., 1982

4. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1996

5. Как сердцу высказать себя //Сборник поэзии. – М.: Молодая гвардия,

1991

6.Блок. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.

7.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2006. - С. 172 – 182.