Душу богу жизнь отечеству. Кадетский корпус «Вечные девственницы». VII. На занятиях с солдатами

Исторические перипетии последних лет ста сделали наши представления о многих дореволюционных реалиях и ценностях довольно смутными. Например, знания современного молодого человека о дореволюционном офицерстве весьма и весьма нечетки и сформированы в чем-то обрывками еще советского неодобрения, к которым добавлено часто доведенное до абсурда сочетание образов из «Войны и мира» и обрывков шуток про поручика Ржевского.

Соответствуют ли эти образы реальному русскому офицерству дореволюционной эпохи? Едва ли. Однако можно начать разговор про этих особенных людей (офицерство еще с петровских времен было сформировано в особый клан со своим уставом, особым поведением и, скажем так, правилами приема в него). Для начала можно вспомнить про одежду. В наше время у нового поколения (если расширить его рамки и сделать верхнюю границу где-то в районе до 40 лет и обозначить интеллектуальное развитие и достаток не ниже среднего) очень специфичное отношение к одежде. С одной стороны, это просто средство для ощущения себя максимально комфортно в любых условиях (как погодных, так и социальных), а не только способ скрыть наготу, как было раньше. Но с другой стороны, именно наше время является особенным для модников с максимально обострённым, но при этом тонким чувством стиля. И в этом деле одежда очень важна. Сдают позиции немыслимые перья и блестки, есть максимальная лаконичность, иногда на грани фола стремящаяся в кич, но не переходящая в него. Легко представить современного молодого человека с аккуратной стрижкой и иногда укладкой, в красивой элегантной рубашке, подчеркивающей его подтянутую фигуру. Линии его наряда очень четки, и несет он себя с чувством собственного достоинства. А теперь, если отстраниться от привычного для сознания образа, можно понять, что под описание вполне подходит и описание русского офицера. Аккуратный внешний вид, гордый стан, идеальная по крою одежда. Так появлялся в обществе представитель этого особого класса.

Вот только наполнение у формы офицера значительно отличается от современного. Русское офицерство в его современном понимании родилось во время правления Петра Великого, тогда же появилась и новая военная форма, которая хоть и модифицировалась, но по стилю своему оставалась примерно одной и той же до конца имперской эпохи.

Форма стала символом военной чести, которая включала в себя и ориентирование на идеал во всем (нравственность, образование, доблесть). Поэтому честь для офицера была очень наполненным и многогранным понятием, символом которого стал именно внешний вид. Важность мундира была превознесена до высот, ведь военная форма была одновременно и удостоверением, и обязанностью. Фраза «честь мундира» изначально являлась не просто красивым иносказательным выражением, а демонстрацией того, что именно форма офицера является символом его военного и общественного долга. Важность этой одежды трудно переоценить, известны случаи, когда за недостойное обращение с формой могли даже лишить звания. Например, во время одного из ужинов офицер Корсаков был навсегда отстранен от службы императором Александром I только за то, что расстегнул мундир, а это было расценено как неуважение к воинской дисциплине и чести. Случай стал уроком - ни один офицер не должен забывать, что в его случае одежда не просто является способом скрыть наготу, но прежде всего это визитная карточка наивысшей касты. Также и самые строгие наказания были связаны с формой. Лишиться ее означало поставить крест на военной службе за страшный проступок. Даже в кадетском училище был особый, пугающий юношей ритуал. У провинившегося молодого человека под барабанную дробь командир срывал погоны на глазах у всех. Более страшного наказания придумать было нельзя. И понятно, что при такой огромной важности формы все императоры начиная с Петра I, который и ввел воинскую одежду на манер европейской, одевались в военный мундир. Это словно было демонстрацией того, что офицеры наиболее приближены к царю. Такое значение военной формы появилось еще с допетровских времен. Например, еще при Иване Грозном появилась традиция - самых отважных воинов в бою награждать кафтанами и шубами из барана.

Наиболее ярким приверженцем военной формы был император Александр I, при нем форма стала не только символом доблести, но и ярким проявлением индивидуальности. С юности он был приучен носить легкий красивый мундир в любую погоду и, словно принц, спешивший на бал (естественно, не забыв про коня), в своем идеальном виде всегда оказывался и на поле брани, и на дипломатической встрече. Существует шутка, что царь четырежды кокетливо отказывался от георгиевской ленты только по той причине, что ее желтые и черные полосы не шли к его светлым волосам.

Или например, всегда выделялся своим внешним видом довольно известный ученик Суворова герой Отечественной войны 1812 года генерал Михаил Милорадович, который прославился храбростью, граничащей с безрассудством, а также отчаянно смелым чувством подачи себя. На поле брани он был на прекрасном скакуне, черпак которого был украшен золотом. Но больше привлекал внимание внешний вид самого генерала. На шпаге огнем переливался алмаз, на шее море крестов, а на груди звезд немерено. Отправляясь на встречу с наполеоновским маршалом Мюратом (известным героем и зятем Наполеона), который также славился эксцентричным самовыражением в одежде, он надел 3 огромных шали разных цветов, которые были обвязаны вокруг шеи и развивались хвостом на ветру, взял с собой плеть и уселся на казацкого скакуна. Или всегда славился как настоящий красавец граф Михаил Воронцов. Его знаменитая фраза «Смотрите, братцы, как умирают генералы!», произнесённая во время Бородинского сражения 1812 года, когда дивизия его таяла на глазах, а сам он после этого крика был, казалось бы, насмерть ранен вражеской пулей, осталась на страницах исторической летописи.

Практически каждый русский офицер любил подать себя настоящим франтом, но в этом также был особый смысл. Во-первых, каждый понимал, что любой бой может быть последним, поэтому смерть надо встречать идеально одетым. Во-вторых, «последней войной джентльменов» в современной истории принято называть Крымскую войну (1853–1856), то есть до нее также действовали в чем-то джентльменские правила у противников. В том числе и поэтому наши офицеры старались своим внешним видом превознести не только себя, но и Родину и дело, которым они занимались.

При этом офицер всегда отличался смелостью и даже самопожертвованием. Так, известен случай из биографии молодого, но в будущем великого Кутузова. Когда он командовал батальоном гренадеров во время войны с турками в Крыму, то был смертельно, как казалось врагу, ранен. Пуля прошла между виском и глазом и вышла с другой стороны головы, крови было очень много, и все верили, что это был последний миг Кутузова на Земле, однако молодой организм переборол смертельную угрозу и воскрес, словно феникс из пепла, но уже навсегда лишившись возможности видеть мир двумя глазами. А ведь чувство долга и отваги воспитывалось у офицеров с малолетства. Очень большой миф заключается в том, что офицеры смолоду порох не нюхали, а приходили уже во взрослом возрасте руководить престарелыми солдатами. На самом деле, многие будущие великие командиры воевали с 12–14 лет. В то далёкое время минимальный срок выслуги для дворянина (если он был соответственно обучен, а в ином случае он лишался права стать офицером) был 3 года, для прочих граждан – 12 лет. Примечателен случай случившийся с героем русско-турецких войн князем Долгоруким-Крымским. Во время одной из решающих атак командующий объявил, что первого солдата, который поднимется на вал и останется цел, он наградит офицерским чином. Но даже опытный руководитель удивился, когда ему вместо матерого солдата (а служили тогда по 25 лет) привели юного мальчика: «“Сколько же тебе лет?”- спросил главнокомандующий. “Четырнадцать, а служу второй год”, - ответил Долгорукий».

Конечно, помимо таких красивых историй есть и забавные. Например, это истории про гусаров! Все мы помним полуанекдотического героя Ржевского, который выглядел лихо, а вел себя еще более геройски. Его жизни аккомпанировал звук разбитых девичьих сердец и их счастливые и восторженные стоны. Если разбирать этот образ, то можно столкнуться с вполне оригинальным персонажем. Соответствует ли он реалиям офицерской жизни? Гусарской, если говорить про нее очень гротескно и утрировано, отчасти. Общепринятой - определенно нет. Все-таки «Жизнь - Отечеству, честь - никому!» - это девиз, в котором каждая буква закреплена кровью, и этот текст ни на грамм не соответствует образу раздолбая-гусара.

Вот, например, поручик Ржевский (первоначально герой пьесы «Давным-давно», написанной, кстати, только в 1940 году) отличался в фольклоре крайне сексуально активным поведением, находчивостью и даже наглостью. Точные прототипы данного персонажа до сих пор не известны, но есть некоторые предположения по поводу них. Например, известен дворянин подпоручик Сергей Семенович Ржевский, который славился своим вызывающим и не очень достойным поведением. Так, дошли до нас рассказы о забавных случаях, которые достойны, пожалуй, подростковых кинокомедий. Таким, например, был его приход на бал, когда он дерзко разоделся в простую русскую печь. Впереди, как и положено в данном устройстве, у нее был затоп, а сзади - отдушник. На дверках были надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». Конечно же, развеселые господа и дамы так и рвались нарушить предостережение, за что они награждались видом мужских гениталий спереди и попы сзади. Равнодушным такой вид не оставлял никого, одни плевались в возмущении, а другие хохоча аплодировали. Завершил вакханалию только приезд полиции.

Но и среди этих офицеров важность мундира была запредельно высока. Наиболее известными представителями этого рода войск были «Гусары смерти» (либо «бессмертные гусары», официальное название - Александрийский 5-й гусарский полк). Они одевались в черное, а их символом был череп на фоне мальтийского креста (в то время череп считался символом храбрости). Этот устрашающий знак украшал не только одежды героев, но и предметы их быта (от канделябров до мебели). Интересно, что в начале XX века даже на здании штаба полка был помещен огромный череп, в глазах которого были установлены электрические лампы. Так что внешний вид гусаров одновременно пугал и завораживал. Интересно, что в данном полку служили люди известные не только как военные деятели, но и как чудесные литераторы: Николай Гумилев и Николай Булгаков. Гумилев в свое время помимо стихов оставил и воспоминания о Первой мировой войне, в ходе которой он показал себя образцовым офицером. А на примере Булгакова также можно продемонстрировать и важность офицерского звания. По традиции армейских врачей не допускали на собрания своей же части, потому что, несмотря на форму, врач не имел военного чина, а числился просто чиновником, то есть при всем уважении считался намного ниже рангом, хоть и носил военную форму. Еще одним известным черным гусаром был и президент независимой Финляндии (1944–1946) барон Маннергейм, который считался одним из самых неуязвимых героев дореволюционного периода. К сожалению, многие выдающиеся личности той эпохи не смогли пережить революционных событий. Николай Гумилев, например, был расстрелян в возрасте 35 лет, другие погибли в лихорадке Гражданской войны, иные продолжили свое служение родине уже под красными знаменами. Но в любом случае, русский офицер во все времена был на особом счету в обществе. И наверное, будет хорошо, если это ощущение вернется и в современное общество, и в сознание самих офицеров.

Эту фразу про «жизнь, честь и Родину» ісконна-русскія патріоты обычно произносят с восхитительным придыханием, искренне полагая, что в таким был девиз у всех воспитанников кадетских училищ и господ офицеров, которые «голубые князья».

.
И не ведают даже, что они лишь повторяют или фамильный девиз немецко-польского графского рода фон Гуттен-Чапских, или название белогвардейского антибольшевицкого фильма 1919 года «Жизнь - Родине, честь - никому…». В котором сборд пьяных бандитов и насильников из Красной армии насилует благородную дворянскую девицу Нину. Лишенная девичьей чести Нина затем вступает в ряды Добровольческой армии, которая начинает наступление на большевиков, чтобы «раздавить насильников России и привести страну к великому будущему».
Но о фильме и сценах сексуального насилия в немом кино, в конце, а сначала откуда взялось это «Жизнь - Родине, честь - никому».

Герб графов фон Гуттен-Чапских с их девизом

В Российской империи слоган «Жизнь - Родине, честь - никому» не имел ничего русского, поскольку принадлежал немецко-польскому графскому роду фон Гуттен-Чапских, еще с середины XVI века владеющему фамильным девизом «Vitam Patriae Honorem Nemini» (Жизнь Отечеству Честь Никому). Герб графов Гуттен-Чапских входил в XIII часть Общего гербовника Российской империи, и по геральдическим законам их родовой девиз не мог пользоваться в России другими дворянам.
Хотя в родовых девизах и разрешались иные вариации из известного средневекового рыцарского девиза «Моя душа для Бога, моя жизнь для Короля, мое сердце для Дамы, моя честь для меня ». Так генерал Васильчиков в 1839 году при возведении в княжеское достоинство выбрал исходный девиз «Жизнь Царю, честь никому ». А девиз у 2-го Санкт-Петербургского кадетского корпуса тоже был похожий: «Веру - Царю, жизнь - Отечеству, честь - никому », породивший заблуждение что такой девиз имели все дореволюционные кадеты.
На самом деле каждый кадетский корпус в Российской империи имел свой девиз - так девизом 1-го Московского кадетского корпуса было «Бойся Бога, чти Царя, уважай власти, люби братий », а девизом Нижегородского кадетского корпуса было «Без лести предан ».
Не входил девиз «Жизнь - Родине, честь - никому » и ни в какой «Кодекс чести русского офицера», хотя бы потому, что никакого писанного «Кодекса чести» у русского офицерства никогда не было. Если, конечно, не считать таковым «Советы молодому офицеру», написанные в 1904 года ротмистром Кульчицким с тупыми сентенциями типа «Бить солдата запрещено законом » или «При денщиках воздержись говорить на щекотливые темы ».

.
Широкое распространение мэм «Жизнь - Родине, честь - никому», получил в 1988 году благодаря советскому фильму «Гардемарины, вперед!». В котором три воспитанника Навигацкой школы времен императрицы Елизаветы, Харатьян, Шевельков и Жигунов постоянно выкрикивая эту фразу, пресекали козни западных разведок в лице Боярского.
Популярность этого фильма в СССР была невероятной, и его слоган вскоре зажил в Российской Федерации своей жизнью, появляясь потом в самых неожиданных местах.

Кадетский корпус «Вечные девственницы»

Режиссер Дружинина позаимствовала теглайн для своего фильма совсем не из времен царской России, а из названия антибольшевицкого немого фильма «Жизнь - Родине, честь - никому…», снятого белогвардейцами в 1919 году в Ростове-на-Дону.
Вот аннотация к этому фильму из газеты «Ялтинский вечер» от 01.11.1919 года:

«Ялтинский отдел Комитета Скорой Помощи чинам Добрармии им. ген. М. В. Алексеева Последние три дня поставлена будет небывалая русская сенсационная кинокартина, изготовленная в г. Ростове-на-Дону фабрикой (Русь) М. С. Трофимова и К°.
Драма в 2-х сериях — 8 частей ЖИЗНЬ — РОДИНЕ, ЧЕСТЬ — НИКОМУ… В картине участвуют более 10 000 человек. Для цельности впечатления обе серии демонстрируются в одном сеансе.
На одном из военных заводов преступная группа под руководством немецкого шпиона Коха устроила взрыв. Во время митинга, созванного после диверсии, выстрелом из кабинета директора завода Беляева убит рабочий. Спасаясь от расправы, Беляев вместе с дочерью Ниной и влюбленным в нее молодым офицером Борисом Марковым бежит на Дон, в казачью станицу к отцу. Там Марков уходит от Беляевых, чтобы создать армию для борьбы с большевиками.
В станице Беляева узнают и арестовывают большевики. Они расстреливают его вместе со священником, пытавшимся его спасти, а Нину подвергают насилию . Однако Беляев остается в живых, и отец тайком приносит его домой. Большевики, узнав об этом, вновь пытаются «пустить его в расход». Не желая терпеть новых издевательств над собой, бывший директор завода просит отца застрелить его, и тот вынужден исполнить эту просьбу.
После смерти отца Нина уходит в ряды Добровольческой армии и встречает там Маркова, который вместе с созданной им армией начинает наступление на большевиков, чтобы раздавить насильников России и привести страну к великому будущему».

Говорят, что Госфильмофонде России этот шедевр частично сохранился, но отыскать его мне не удалось. Очень жаль, конечно, хотя и без него тема сексуального насилия над социально чуждым элементом и лишения чести девиц враждебного класса была весьма популярна и у белых, и у красных. Вот небольшая нарезка подобных кадров из «Антологии Российского кино. Фильм 2-й. 1918-1925» режиссера Марианны Киреевой (студия «Артима», 2003 год).

Так что когда теперь услышите про «Жизнь - родине, честь - никому», то помните, что к истории Российской империи он имеет мало отношения. И что войнам радуются только те, у кого этой чести сроду не было - лишаться-то, все равно нечего

В 1904 году ротмистр Валентин Михайлович Кульчинский, впоследствии прошедший через Первую мировую войну, собрал воедино «Советы молодому офицеру» - невероятно актуальные и в наше время.

1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

5. Меньше откровенничай - пожалеешь. Помни: язык мой - враг мой!

6. Не кути - лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.

10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.

11. Ни чьим советом не пренебрегай - выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого - это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.

12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.

16. Будь всегда начеку и не распускайся.

17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.

18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.

20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

22. Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты.

24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.

25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.

26. Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому.

Сегодня тема Великой Отечественной войны извращена. Понятиям гражданского долга, чести, героизма нет места на экранах, в государственных программах, литературе. Ходовой товар - приспособленчество и дворовой жаргон: «Без лоха и жизнь плоха». Все брошено ради карьеры - семья, здоровье, друзья. А если кто с трибун провозглашает о своих высоких чувствах к Отчизне, то явно преследует шкурные цели. Потому что любовь не бывает публичной. Публичной бывает антилюбовь. «Бойся тех, кто кричит «Родина!», «Народ!» Они первые же и продадут», - утверждали мудрецы.

Чтобы не превратиться в стадо жующих «иванов», надо периодически обращаться к прошлому, ярким историческим примерам, когда долг, честь считались высшими ценностями, признаком благородства души, а защита Родины отождествлялась с защитой своего достоинства. Когда не было иного величия, кроме величия Родины и своего исполненного долга перед ней.


К приятному удивлению, 9 мая и во Львове, и в Киеве показало, что старые ценности еще живы. Украина вышла отдать долг победителям в войне, по праву названной Великой Отечественной. Потому что не было, наверное, в СССР семьи, которой не коснулась она. А следовательно, и победа в ней - Великая, хоть и «со слезами на глазах».

Это же подтвердил накануне всеукраинский опрос: 82% граждан считают 9 Мая днем Великой Победы. Если бы Западная Украина испытала хоть малую долю ужасов, принесенных фашистами на Большую Украину, число преклонившихся перед подвигом народа было бы близким к 100%.

1941 год - наименее освещенный, покрытый тайнами и наиболее богатый на трагические события. Стойкость воинских частей и соединений, героизм бойцов и командиров не могли переломить ход общего отступления, беспорядка и массы военнопленных. Пленных было так много, что это стало неожиданностью даже для немцев. Разбитые, дезорганизованные, покинутые командирами или выполнившие команду бросать и расходиться... А сколько было сдавшихся сознательно, ожидавших этого часа? С кем власть обошлась несправедливо и кто не считал своим долгом защищать ее?

Рассуждать о долге легко, когда не стоишь перед страшным выбором, когда жизнь не бьет и не испытывает. Еще легче, когда благополучно подходит к концу. А если она искалечена и душа озлоблена, и нет ни сил, ни желания обуздать ее?

Что-то похожее испытывают сейчас граждане к Украине, ставшей злой мачехой. Особенно русские в ее западной части, где они родились, жили, считали ее своим малым отечеством и вдруг оказались нежелательными, агентами врага и даже оккупантами.

Как относиться к такой Родине? Стоит ли отделять ее от власти, от государства?

Проблема измены в первый год войны была достаточно серьезной на всех уровнях Красной Армии. Причем измены двойной: сдавшиеся в плен вступали в немецкие воинские формирования. Историки и специалисты насчитали таких до 1,5 млн. за все 4 года войны. Из них русских - 400 тыс, украинцев - 250 тыс, «мусульманских соединений» - 400 тыс. Это значит, что каждый четвертый советский военнопленный в той или иной мере воевал против своей Родины. Кто из мести, кто из малодушия, а кто из корысти.

Правда, зафиксировано немало случаев, когда из полицейских формирований и РОА целые подразделения уходили к партизанам. Но было это, в основном, начиная с 1943 г.

Самым постыдным явлением была измена элиты армии - генералов, командиров дивизий, корпусов, армий. Одни перебегали к немцам добровольно, как генерал А. Власов или зам. начальника штаба Северо-Западного фронта генерал Ф. Трухин. Другие соглашались сотрудничать, будучи уже плененными. К сожалению, таких случаев было немало.

Изменивший присяге военачальник - крайняя низость души. Предательство в высоких чинах - противоестественно и редко. Более природным, нравственным для генералитета Красной Армии выглядел поступок генерала. Д. Карбышева, заявившего: «Я - солдат, и я остаюсь верен своему долгу». Он принял мученическую смерть, но стал символом стойкости.

В то же время в частях, где своевременно приняли меры, не дожидаясь указаний, где готовились обороняться, первые дни войны не стали неожиданными и обескураживающими. Военно-морской флот 22 июня не потерял ни одного корабля или самолета, отразил все налеты авиации благодаря заранее отданному приказу открывать огонь без предупреждений, если появится противник. Где с начала боевых действий командиры контролировали ситуацию, воодушевляли подчиненных личным примером, боеспособность была на должном уровне. Такие подразделения не были ни сокрушены, ни сломлены. Не было там и массовой сдачи в плен.

Уже тогда немецкие генералы, прошедшие по Европе парадным маршем, осознали, что СССР - не Польша, не Франция, не «колосс на глиняных ногах».

В целом 1941 г. обнажил нездоровое состояние Красной Армии, с каким она подошла к 22 июня. Репрессии в стране, в том числе в армии, не прошли даром. Значительная часть уцелевших военачальников и выдвинувшихся из недавних командиров батальонов были деморализованы, боялись принимать ответственные решения, проявлять инициативу. Оставшиеся в живых маршалы оказались бездарными. Военные решения часто принимало политическое руководство, что нередко приводило к еще большим потерям.

Трагедия 1941 г. уходит корнями в политическое противостояние 1920-30-х гг., троцкизм и борьбу с ним в стране. Впервые обвинение в измене или политической неблагонадежности было брошено такому числу военных. К тому же в стране, находившейся во враждебном окружении и накануне войны. Это противоречит здравому смыслу. Что и подтвердили выпущенные осенью 1941 г. из лагерей командиры: возглавив крупные воинские формирования, они стабилизировали к концу года обстановку на фронтах. Тем самым доказали свою невиновность и преданность Отечеству.

Лишь двое из 68 освобожденных ушли к врагу.

Поставить гражданский долг выше обид и личных трагедий возможно только сильным личностям. Независимо от чинов, должностей и возраста. Большая часть досрочно освобожденных из ГУЛАГа и переданных Красной Армии заключенных, а это почти 1 млн. чел., достойно проявили себя в боях. Более 100 тыс. были награждены орденами и медалями, 5 стали Героями Советского Союза.

Война провела проверку на профессионализм и нравственность. В первую очередь среди руководящего и начальствующего состава. Продемонстрировала моральные качества народа. И здесь не обойтись без упоминания о советских военнопленных, отказавшихся воевать на стороне врага. До сих пор они незаслуженно обойдены вниманием властей, историков и литераторов. За годы войны в концлагерях погибли около 3 млн. бывших солдат и офицеров, еще 1,5 млн. выжили в тех нечеловеческих условиях. Значит, 4,5 млн. не решились изменить Родине. Это ли не жертвенность, не подвиг?

Поставьте себя на их место. Сможете отказаться от соблазна продлить жизнь в нормальных условиях, а может, даже остаться живым, когда вам от 20 до 30 лет, пропаганда твердит о близкой победе Германии, а вербовщики манипулируют приказом № 270 от 16.08.41 г., по которому большинство оказавшихся в плену приравнивалось к предателям? Альтернатива отказу - вероятная смерть от голода, болезней, мучений. За их спинами не стояли ставшие «притчей во языцех» заградотряды, каждый решал свою судьбу самостоятельно. Верх взяли внутреннее неприятие предательства и надежда на благоприятный исход войны, после чего разберутся по каждому случаю.

Галичине, где служба полицаем или надзирателем в лагерях считалась престижным занятием, не понять, как это «схидняку» презирать живущего по соседству бывшего полицая. До самой смерти тот не имел ни имени, ни отчества, лишь прозвище «полицай». С тем прозвищем и умер.

В этом отличие менталитета двух частей Украины. Отвращение к предательству, как и неприятие какого-либо сотрудничества с врагом, у русского человека находится на подсознательном уровне. Как бы ни складывалась его жизнь тяжело или сурово, то была его жизнь. Вооруженному пришельцу в ней места не было. Он был врагом всегда, когда приходил на Русь. И всегда приходил с Запада, за исключением татаро-монголов.

Еще и по этой причине немало наших граждан относится настороженно к Европе, несмотря на многолетнюю оголтелую пропаганду «евровыбора» и фактическое отсутствие контрпропаганды. В Беларуси же, через которую шли основные потоки завоевателей, большинство населения до сих пор неприязненно к Европе.

Готовность народа защищаться, идти на жертвы не зависит от форм правления. Власть приходит и уходит, Отечество неизменно. Демократическая Франция капитулировала через 6 недель. Потомки дерзких и могучих викингов, датчане, вовсе не рискнули сопротивляться. Англия, мастерица политических интриг и закулисных сделок, потенциальная жертва, вздохнула с облегчением лишь после 22 июня, одномоментно превратившись из злейшего врага СССР в его приятеля. Тем не менее, все делала, чтобы избежать участия в серьезных боевых операциях.

В советское время, в пору гласности, неоднозначно трактовали приказ НКО № 227 от 28 июля 1942 года - «Ни шагу назад!». В борьбе с врагом всегда были герои. Были также трусы и паникеры, к которым во все времена применяли суровые меры. И это считалось нравственным у народов, не желавших опускаться на колени. Приказ № 227 - крайне суровый, даже жестокий. Он засвидетельствовал, что, отступая, страна оказалась в опасной ситуации. Отступление порождало неверие и трусость. Нужна была победа, как под Москвой.

«...После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 пудов хлеба и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит, загубить себя и загубить, вместе с тем, Родину. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв...».

«Ни шагу назад!» поставил рядовых и генералов перед выбором, как погибнуть, - достойно или быть расстрелянными. Он внес внутреннее успокоение у одних, подействовал отрезвляюще на других. Активизировал инициативу. В то же время обрекал на неоправданные жертвы при выполнении ошибочных, порой бессмысленных приказаний, которые, к сожалению, тоже присутствовали.

Война - всегда процесс кровавый, когда воюют, чтобы победить.

Результат применения приказа № 227 сказался уже в Сталинграде. Победа вдохновила не только армию, но и тыл. Надежду получило население, оказавшееся в оккупации.

От Сталинграда «земля закрутилась на запад».

Украине есть чем гордиться в той войне. Нашими земляками получено более 2,5 млн. орденов и медалей, 2069 чел. - Герои Советского Союза, 400 полных кавалеров Ордена Солдатской Славы. Один лишь 100-тысячный город Краматорск на Донбассе дал 23 Героя!

Украинцы воевали в национальных армиях Польши, Чехословакии, Франции, Канады, США.

Среди Героев Советского Союза:

И. Кожедуб, трижды Герой в 25 лет, сбивший 62 самолета;
К. Ольшанский, командир 68-ти морских десантников, отличившихся при взятии г. Николаева. Все участники удостоены звания Героя, 55 из них - посмертно;
В. Березняк, легендарный «майор Вихрь», спасший Краков от разрушений. Почетный гражданин Кракова, но объявленный врагом УПА;
П. Рыбалко, маршал. Во многом благодаря прорыву его танковой армии немцы покинули Львов, что спасло его от бомбардировок и разрушений. «Незалежная» городская власть переименовала ул. Рыбалко во Львове на честь С. Петлюры, продавшего Галичину полякам. Чехи же до сих пор чтут его имя за освобождение Праги;
А. Маринеско, подводник, «личный враг Гитлера»;
И. Черняховский, командующий фронтом в 38 лет;
С. Ковпак, А. Федоров - легендарные партизанские командиры;
В. Маргелов, отец советских ВДВ;
А. Берест, поднявший вместе с Егоровым и Кантария Знамя Победы над рейхстагом;
В. Порик, национальный герой Франции.

Не всем известно, что летчик И. Даценко, главный персонаж украинского фильма о вожде индейцев в Канаде, был сбит над Львовом, пленен бандеровцами и передан фашистам. Других летчиков, М. Лиховца и А. Краснянского, тоже украинцев, но посмевших отстреливаться, бандеровцы сожгли заживо, облив бензином. Это к утверждению националистов о том, что УПА воевала только с НКВД.

В рядах Красной Армии насчитывалось около 600 тыс. женщин. Они были не только врачами, санитарами, связистами, но и участниками боевых действий - снайперами, пулеметчицами, водителями танков. Много женщин было в авиации, целые женские эскадрильи и полки. И здесь украинки достойно показали себя:

Е. Зеленко - единственная среди женщин, совершившая воздушный таран;
Л. Литвак сбила 17 самолетов;
М. Долина совершила 72 успешных вылетов на бомбометания.

Немало женщин участвовало в партизанском движении, подполье. Но основная тяжесть легла на их плечи в тылу. На производстве, в сельском хозяйстве, на промыслах приходилось овладевать мужскими профессиями. Вместе со стариками и подростками работали в голод и холод по 12-14 часов без выходных и праздников, ухаживали за младшими детьми, выстаивали в очередях за продуктами. Еще успевали немножко жить для себя... «Я и лошадь, я и бык. Я и баба, и мужик!». И то было правдой.

Невероятно, откуда бралось столько сил!

Всего за годы войны около 200 тыс. женщин работников тыла, фронтовиков, партизан и подпольщиц были награждены орденами и медалями. Больше 150 стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда. «Из одного металла льют медаль за Бой, медаль за Труд». Закономерно, что образ женщины воплощен в символе Матери-Родины!

Переиначив несколько известное высказывание, повторим его вслед за сказавшим: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение вашим мужеством и преданностью долгу».

Отдельная тема - дети войны. Звучит невообразимо и несовместимо: дети и война. Война лишила их детства. В тылу они быстро взрослели, работая наравне со взрослыми, недоедали, недосыпали; осаждали военкоматы, часто завышая возраст, убегали на фронт, становясь там сынами полков, юнгами. В оккупации испытали все ее бедствия, уходили в партизаны. В концлагерях гибли от истощения и медицинских экспериментов.

Посему, определение «дети войны» крайне неверно. Точным будет «жертвы войны». Дети войны - это рожденные в конце войны и в годы разрухи.

На фронтах было почти 3,5 тысячи юных бойцов. Еще больше - в партизанских лесах. Немало из них принимали участие в боевых действиях.

Все мы помним Героев Советского Союза:

З. Портнову, 17-летнюю разведчицу, расстрелянную после допросов и пыток;
Л. Голикова и В. Котика, 14-летних подрывников, погибших в бою;
М. Казея, 15-летнего подрывника, взорвавшего гранатой себя и окруживших его фашистов.

Но еще были орденоносцы: дважды расстрелянная Н. Богданова, В. Казначеев, М. Глазок, В. Дубинин, В. Жайворонок, В. Коробко, М. Давидович, взорвавший себя и полицаев. И еще много других... «Я люблю жизнь, я еще очень молод, - писал Н. Кузнецов, - но Отчизна требует от меня пожертвовать своей жизнью. Я сделаю это».

Погибшие подростки не дожили и до его возраста. Но долг защитников Отечества успели исполнить.

Таких подвигов немецкие дети не совершали, не пускали под откос эшелоны, не подрывали себя «в 15 мальчишеских лет». Женщины не участвовали в десантных отрядах, не таранили самолеты. Солдаты и офицеры их не закрывали грудью амбразуры, не вызывали огонь на себя. На территории Германии не было партизанского движения. Она, Германия, задолго до 9 мая смирилась с поражением.

Немец - человек практичный. Русский - душевный, а потому жертвенный.

На подвиг нельзя уговорить, и нельзя к нему принудить. Это состояние души. Как броситься в горящую избу или выхватить малыша из-под колес. Можно не делать, не рисковать жизнью. Но после будет стыдно. А кто чувствует стыд, тот чувствует долг.

Любить Отечество - не значит надеть вышивную сорочку или подпеть гимну. Любовь к Отечеству - это исполнение гражданского долга, когда требуется.

В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей, 11 тыс. человек признаны Героями Советского Союза. Многие посмертно.

Постарайтесь осознать: 74% Героев - в возрасте до 30 лет! Самый расцвет жизни.

Им, известным и оставшимся неизвестными Героям, павшим в боях и уже отошедшим, посвящаем строки из «Песни о соколе»:

«Пускай ты умер... Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, свету».

Сегодня, когда нам в герои навязывают негодяев, - это кощунство над . Когда нас пытаются унизить, обзывая хохлами и малороссами, выставляют оккупантами наших отцов и дедов - это от бессилия и никчемности «истых украинцев».

Когда на Львовщине оскверняют могилы павших воинов, из которых около половины украинцев, - это инстинкт генетически недоразвитых существ.

Не опускайте головы, друзья! В истории Украины «хохлы и малороссы» неизменно чистили таким «пыски», они были и остаются лидерами в культуре, науке, производстве, спорте.

Мы - наследники империи, и этого не нужно стыдиться. Великобритания, Франция, Германия - до сих пор имперские державы, но их население не страдает комплексом вины за неблагонравные действия прошлых властей - колониальные войны, грабежи народов и прочие преступления. США являются мировым жандармом, и американцы кичатся этим.

Не каждый народ способен создать империю. Русские, украинцы, белорусы ее создали. В той империи было плохое и хорошее. Но так устроен человек, что плохое забывается, а хорошее остается.

Надейтесь на лучшее.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В этом году в российской армии принят "Кодекс чести российского офицера". Кодекс чести русского офицера разрабатывался еще Петром I и был принят в 1804 году.

Откуда взялось понятие "кодекс чести офицера"? Как он создавался? Что в него входило и что входит сейчас? Существовал ли кодекс чести советского офицера? Как кодекс чести проецируется на нас, мирных граждан? Армия влияет на искусство или искусство на армию?

Гости в студии - , доцент кафедры истории Московского педагогического государственного университета; Виталий Максимов , режиссер.

"Такого параграфа, как кодекс чести советского офицера, не существовало. Был свод правил в различных уставах, наставлениях,- говорит Владимир Аркадьевич Литвинеко . – Честь – это некий идеал, а идеал вне идеологии не существует. В каждой идеологии есть свои идеалы. Был моральный кодекс чести офицера СС, который гласил "Будь рыцарем!". По большому счету, там можно подписаться под всеми понятиями. Поэтому вне рамок идеологии любой моральный кодекс – это фикция. Есть заповеди. Моральный кодекс русского офицера происходит из морального кодекса дворянина. Офицер – это дворянин. Понятие чести принадлежала дворянам. Помимо правил этикета и тому подобного кодекс чести русского дворянина призывал поднимать всех остальных до своего уровня. Солдаты были простым народом и дворяне их "подтягивали". Кодекс чести – это определенная матрица, которая "вживлялась" солдату и подтягивала его до определенных стандартов.

Надо сказать, в советской армии мы этот дух не растеряли. По большому счету, советская культура была дворянской. Было сказано: культура господ теперь ваша, берите, и народ ее "взял". Я на втором курсе Рязанского воздушно-десантного училища прочитал повесть Куприна "Юнкера". Он описывал свою молодость в Александровском императорском пехотном училище. Я никакой разницы с нашим училищем не нашел! Комбата как-будто с нашего писали. Ничего не изменилось. Но на исходе советского периода мы многое утратили. В этом масса причин.

Армия – это "скол" общества, гораздо более консервативный, но тем не менее в армии не могут не происходить те процессы, которые происходят в обществе. До 1972 года дисциплинарный устав был довольно жесткий. Потом сделали упор на либерализацию, на сознательное отношение. Это все, конечно, хорошо, но есть традиционные вещи, которые трогать нельзя. В результате к 80-му году сержанты лишились власти, а чем заменить власть? Как заставить подчиняться солдата, если он не хочет? Только грубой силой. Начали бороться с неуставными отношениями и в результате получили деградацию отношений".

Полностью запись программы слушайте в адуиофайле!