Эксперимент его виды достоинства и недостатки. Что такое естественный эксперимент в психологии. Естественный эксперимент в психологии: плюсы и минусы

Искажения в эксперименте

Влияние личности экспериментатора на результат эксперимента

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)

Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую такой кросоты, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, когда экспериментатор неосознанно действует так, что «подсказывает» испытуемым правильный ответ, согласующийся с его предположением. Экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, поэтому стремится повлиять на данные в сторону подтверждения своих предположений.

Влияние состояний, склонностей испытуемого на результат психологического исследования

Эффект Хоторна

Если испытуемому известна принятая гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Также причиной искажения результатов может быть условие «воодушевления» испытуемых, вызванное самим фактом их участия в эксперименте. Желая доказать, что их выбрали не случайно, они демонстрируют повышенные результаты.

Эффект Зайонца (или эффект аудитории) 1965г.

В присутствии других людей испытуемый реализует дополнительную мотивацию – желание нравится другим людям. Эта неучтенная мотивация приводит к повышению результатов или к тревожности испытуемого, что влияет на динамику зависимых переменных.

Присутствие публики влияет на скорость обучения испытуемого. Вначале наличие зрителей смущает испытуемого, после освоения решения задачи или, если требуется физическое усилие, публика облегчает дело.

Эффект плацебо

Представляет собой результат внушения испытуемым действия какого-то фактора. Если испытуемым сказать, что какое-то воздействие может иметь последствия для деятельности, то в своей деятельности испытуемые и показывают такое отклонение.

Эффект Барнума

Т.Барнум утверждал, что люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом.

Способы предотвращения искажений в эксперименте:

1. Применение «слепого метода» - исключение субъективных факторов, зависящих от экспериментатора. Н-р: при проведении эксперимента на исследование нарушения скорости реакции, точности восприятия и др. характеристик при использовании наркотиков, экспериментатор не должен знать, в какой группе сигареты с наркотиком, а в какой группе – обычные сигареты предлагаются испытуемым.

2. Применение «двойного слепого метода» поможет избежать искажений в эксперименте от влияния факторов, зависящих от экспериментатора и от испытуемого.

3. Инструкции необходимо давать как можно более безразличным тоном.

4. Разъяснение целей исследования способствует снижению вероятности того, что испытуемый сам придумает свою цель и в этом направлении станет искажать (занижать, увеличивать) показатели. Обычно сообщают неполную информацию, а не истинную цель эксперимента, чтобы изучить естественные реакции.

5. Для контроля можно использовать постэкспериментальное интервью с тем, чтобы узнать, что предполагал испытуемый в ходе исследования.

Квазиэксперимент – (лат. приставка quasi - напоминающий что-то) план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. К этому типу относятся исследования с уровнем контроля, недостаточным для обоснования вывода о причинно-следственных отношениях между переменными. Н-р: корреляционное исследование, целью которого является установление статистически значимых связей между различными свойствами объекта или процесса. Несмотря на наличие статистически значимых значений, причина может быть вне связи.

Опрос

Опрос метод психологического исследования, содержащий ряд вопросов, ответы на которые могут быть даны в письменной или устной форме.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в диалоге.

Анкета – средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Н-р: испытуемый сообщает о себе: возраст, профессию, образование, место работы, должность, семейное положение и т.д.

«-« позволяет узнать мнение, а не действительность.

Опросник – метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов.

Виды вопросов

Закрытые : предполагают стандартный ответ: да, нет, не знаю, трудно сказать.

Гроза это страшно?

Открытые : предполагают ответ в свободной форме, ориентированный на качество.

Уже не одно столетие великие исследователи стремятся составить полную научную картину о человеке и об особенностях его личности. Проводится подобная работа и психологами. Эта наука с момента своего возникновения и до наших дней смогла наработать большой материал. Внушительный объем достоверных данных накапливался благодаря применению самых различных методов и способов. Но наибольшей популярностью пользуются проводимые в психологии эксперименты. Примеры многих из них подтверждают высокую достоверность данных, полученных исследователями.

Немного о психологии

Детская, предметом исследования которой являются вопросы развития психических процессов и сознания личности растущего человека;

Социальная, изучающая поведение человека в обществе, а также влияние на него прессы, радио, моды, слухов и т.д.;

Педагогическая, отражающая картину закономерностей развития личности при проведении процесса воспитания и обучения.

Существует в психологии и целый ряд отраслей. Каждая из них рассматривает проблемы той или иной деятельности человека. В списке таких отраслей существует такая психология:

Трудовая;

Инженерная;

Авиационно-космическая;

Медицинская;

Юридическая;

Военная.

При этом задачи психологии, вне зависимости от направления, заключаются в том, чтобы:

Изучить сущность имеющих место явлений, рассматриваемых данной сферой, и понять их закономерности;

Научиться управлению ими;

Служить теоретической основой соответствующих служб на практике.

Решая свои задачи, психология вскрывает сущность процесса, направленного на отражение в мозге человека объективного мира. При этом исследователи выясняют, каким образом происходит регулирование действий человека и развитие его психической деятельности, а также формирование свойств личности.

Все получаемые данные основываются на понимании того, что деятельность людей обуславливается не только объективными условиями. Несомненно, на данный процесс оказывают непосредственное влияние субъективные факторы. Среди них личностные установки и отношения, собственный опыт, находящий выражение в умениях, навыках и знаниях, и т. д. В связи с этим задача психологии несколько расширяется и охватывает круг вопросов, позволяющих выяснить особенности деятельности человека в зависимости от имеющихся субъективных и объективных моментов.

Экспериментальная психология

Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.

Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.

Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.

Понятие эксперимента

Что он представляет собой в психологии? Это некий опыт, проводимый в специальных условиях. Цель, которую ставит перед собой исследователь, заключена в получении психологических данных при вмешательстве специалиста в процессы деятельности испытуемого. Проводить подобные опыты могут не только ученые. Психологические эксперименты ставят порой и простые обыватели. При этом исследователь действует всегда упорядоченно. Он изменяет определенный фактор того или иного процесса, поддерживая остальные без всяких изменений. Во время этих действий человек, ставящий подобный опыт, наблюдает за результатами систематических отклонений показателей и фиксирует их.

Понятие эксперимента может иметь и более широкий смысл. В таком случае к проведению самого опыта подключают наблюдение, тестирование, опрос и другие методы исследования.

Необходимость проведения

Эксперименты в области психологии позволяют разложить на отдельные компоненты то или иное явление, чтобы затем заняться изучением каждого из них. Также в ходе проводимых практических исследований удается с определенной точностью зафиксировать полученные результаты и следить за процессом развития предмета изучения. При этом экспериментатор чаще всего не ждет возникновения рассматриваемого им психического явления. Он активно воссоздает его в самых благоприятных для этого условиях, варьирует, планово вмешивается в процесс, многократно повторяя особенности проведения опыта.

Нередко психические явления изучаются в естественных условиях с помощью методики непосредственного наблюдения. А вот использование эксперимента позволяет искусственно отделить изучаемое явление от прочих и целенаправленно варьировать условия воздействия на испытуемых. В ходе проведения таких работ прослеживаются получаемые результаты, что и является основанием для определенных выводов.

Классификация

Существуют различные виды эксперимента в психологии. Причем выделяют их исходя из условий проведения, целей, характера влияния и многих иных факторов.

Сам по себе методы эксперимента в психологии подразделяются на лабораторные и естественные, а также на формирующие исследования. Помимо этой классификации существует подразделение на пилотажный (первичный) опыт и последующий. Также эксперименты бывают явными и имеющими скрытую цель и т.д. Рассмотрим самые часто применяющиеся из них подробнее.

Лабораторный эксперимент

Подобные исследования классифицируются согласно условиям их проведения. Причем лабораторный является одним из наиболее часто используемых методов эксперимента в психологии. В чем же он заключен?

Лабораторный эксперимент представляет собой такой тип исследований, которые проводятся в искусственно созданных для этого условиях. Какими они бывают? Примером тому может служить получение данных непосредственно в научной лаборатории, где происходит взаимодействие исследуемого субъекта (лица или группы лиц) лишь с факторами, интересующими экспериментатора.

В чем заключаются достоинства проведения подобной работы? С помощью лабораторного эксперимента, в ходе которого исследователь применяет регистрирующие приборы, можно получить показания о времени протекания различных психических процессов, например, скорости формирования трудовых и учебных навыков, быстроте реакции человека и т.д.

Исходя из этого описания можно говорить об основных признаках опытов, проводимых в лабораторных условиях. Такие эксперименты привлекательны из-за следующего:

Высокой точности получаемых результатов;

Возможности проведения повторных опытов с созданием аналогичных условий;

Возможности осуществления максимального контроля экспериментатора над всей ситуацией.

Все это является достоинство подобных работ.

Однако в этом случае испытуемым известно о том, что они принимают участие в научной работе; субъекты исследования находятся в условиях, которые не соответствуют реальности.

В этом заключены недостатки рассматриваемого вида эксперимента. Искусственно созданная обстановка порой нарушает нормальный ход изучаемых процессов.

Естественный эксперимент

Для того чтобы устранить недостаток лабораторных исследований, на практике нередко анализируют явления в обычной для них ситуации. Для этого проводится естественный эксперимент.

В психологии во время таких работ испытуемый находится в привычных для него условиях жизнедеятельности. Специалист же вмешивается в этот процесс лишь незначительно.

Какими достоинствами обладает естественный эксперимент? Они состоят в том, что:

Условия, в которых находятся испытуемые, соответствуют реальности;

Субъекты исследования чаще всего не подозревают о том, что участвуют в научных разработках;

Получаемые результаты относительно точны.

Среди недостатков естественного эксперимента выделяют:

Невозможность его повторного проведения в аналогичных условиях;

Отсутствие полного контроля специалиста над ситуацией.

В этом и заключаются основные достоинства и недостатки эксперимента в психологии, проводимого в естественных условиях. С одной стороны, в этом случае имеются неоспоримые плюсы. Ведь, например, учащийся, осваивающий тот или иной предмет, способен запомнить данный ему материал в естественных условиях вовсе не так, как он сделал бы это в присутствии исследователя. Но и учесть неизбежное возникновение некоторых факторов, влияющих на процесс, в такой ситуации становится просто невозможным.

Полевые исследования

Выделенные согласно условиям проведения виды эксперимента в психологии не ограничиваются лабораторным и естественным их типом. Существуют еще и полевые опыты. Их проводят аналогично естественным, но при этом, как правило, применяют стационарную аппаратуру. Это позволяет получать более точные результаты работ. Все участники исследований предупреждаются о проведении такого эксперимента, но благодаря обычной обстановке уровень искажения мотивации является минимальным.

Классификация опытов исходя из их цели

В зависимости от поставленной задачи выделяют следующие виды эксперимента в психологии:

  1. Поисковый. Такой эксперимент проводится для определения наличия причинно-следственных связей между рассматриваемыми явлениями. Причем используют данную методику лишь на начальных этапах исследования. Полученные данные должны позволить сформулировать гипотезу, а также выделить независимые, зависимые и побочные переменные, определив способы их контроля.
  2. Пилотажный. Подобные эксперименты являются пробными. В ходе их проведения происходит уточнение основной гипотезы, подходов к исследованию и т.д. Требования к эксперименту в психологии пилотажного типа - его проведение перед трудоемкими и объемными работами с целью выбора конкретного направления, что позволило бы рационально использовать денежные средства. Получение данных при таком виде опытов осуществляется при привлечении меньшего количества испытуемых, с использованием сокращенных планов и без особого контроля над внешними факторами. Конечно, надежность результатов подобного эксперимента невелика, но они все же позволяют избежать грубых ошибок, связанных с выдвижением основной гипотезы, построением планов работ и т.д. Порой пилотаж конкретизирует основное предположение, сузив зону поиска, а также окончательно указывает на методику, подходящую для масштабного исследования.
  3. Подтверждающий. Данный эксперимент проводят для установления разновидности функциональной связи, а также для уточнения количественного соотношения между полученными данными. Подобный тип работ выполняется на заключительной стадии исследования.

Классификация опытов исходя из характера их влияния

С учетом этого критерия существуют следующие виды эксперимента в психологии:

  1. Констатирующий. Во время проведения такого опыта специалист не изменяет какие-либо свойства участника, не стремится сформировать у него новых качеств и развить те, которые у него имеются. Очень часто применяют констатирующий эксперимент в возрастной психологии педагоги-исследователи. Он позволяет установить состояние существующей проблемы и зафиксировать факт наличия связи между имеющими место явлениями. Целью констатирующего эксперимента может являться, например, выявление степени влияния семьи на процесс становления личности ребенка, посещающего начальную школу.
  2. Формирующий. Это один из методов исследования, который широко применяется специалистами и педагогами. Формирующий эксперимент предполагает получение человеком тех или иных качеств, которые заданы специалистом. Для этого специально создаются необходимые условия. Полученные результаты при этом не вызывают никаких сомнений, так как очевидно, что они сформированы в ходе осуществления работ. Формирующий эксперимент применяют для глубокого изучения процесса становления личности, а также всех этапов его протекания. Помимо этого, подобный метод является наиболее эффективным при испытании новых способов воспитания и инновационных технологий. Формирующий эксперимент не всегда проводится по заранее намеченному плану. Прежде всего определяют проблему исследования, а только после этого формулирую гипотезу, создают программу работ и проводят испытания. Течение всего процесса находится под пристальным наблюдением, а его результаты фиксируют для дальнейшего осмысления, что позволит сформулировать выводы. Для участия в формирующем опыте, как правило, привлекают либо двух человек, либо 2 группы людей. Причем одну из них считают экспериментальной, а другую - контрольной. Перед участниками психологического опыта ставятся задачи, способствующие формированию определенного качества. Контрольной группе такого задания не выдают. После завершения формирующего эксперимента исследователи проводят сравнительный анализ полученных результатов и дают их оценку.
  3. Контрольный. Данный вид проводимых специалистами работ представляет собой повторное измерение определенных показателей состояния объекта (человека или группы людей) для их сравнения с теми, которые были зафиксированы до начала опыта. Полученные данные сопоставляются также с теми, которыми обладает группа людей, не получавшая заданий.

Классификация по уровню осознанности

Какие виды экспериментов в психологии существуют еще? Подобные исследования делятся и по уровню осознанности происходящего человеком.

При этом выделяют:

  1. Явный эксперимент. При его проведении испытуемый обладает исчерпывающими сведениями о целях и задачах проводимого исследования.
  2. Промежуточный. Данный вариант предполагает ознакомление испытуемого лишь с частью информации об опыте. Прочие же сведения либо искажаются, либо утаиваются.
  3. Скрытый. Об этом эксперименте его участник, как правило, не знает ничего. Ему не известно не только о тех целях, которые стоят перед психологами, но и о самом факте проведения работ.

Классификация по возможности влияния

По этой характеристике также существует определенная градация психологических опытов. В этом случае выделяют:

Спровоцированные исследования;

Эксперимент, на который после ссылаются.

Спровоцированное исследование является классическими. При проведении данного опыта специалистом самостоятельно меняются условия эксперимента. Именно поэтому те виды реакции, которые наблюдаются у испытуемого, считают спровоцированными.

Эксперименты, на которые ссылаются, представляют собой опыт, при осуществлении которого не происходит вмешательства исследователя. Такой метод применяют в тех случаях, когда воздействие на испытуемого способно вызвать у него серьезное психологическое или физиологическое нарушение.

Структура эксперимента

Что входит в перечень основных критериев, составляющих рассмотренные в статье исследования? Структура психологического эксперимента включает в себя:

  1. Исследуемый (испытуемый) объект или группу.
  2. Исследователя (экспериментатора).
  3. Стимуляцию, которая представляет собой выбранный специалистом способ влияния на испытуемого.
  4. Ответ участника эксперимента на стимуляцию, то есть его психологическую реакцию.

Условия проводимого исследования, которые представляют собой дополнительные воздействия, способны оказать влияние на реакцию испытуемого.

Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.

Гипотеза - это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но поскольку их влияние в данном эксперименте не исследуется, они должны быть нейтрализованы (изолированы или установлены постоянными).

Социальный эксперимент выполняет две основные функции : достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы.

Логика экспериментального анализа была предложена Дж. Стюартом Миллем еще в XIX в. и с тех пор не претерпела существенных изменений.

Основное требование любого научного эксперимента - устранение неконтролируемых факторов. Дж. Милль вовсе отрицал возможности научного экспериментирования в социальной сфере из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных.

Основными признаками социального эксперимента являются:

Активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;

Планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;

Планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

Эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).



Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании

Различаются следующие виды экспериментов:

а) по характеру объектов - экономические, педагогические, правовые, эстетические, социологические, социально-психологические. Каждый из экспериментов отличается друг от друга спецификой (так, в социологии под экономическим экспериментом понимается непосредственное влияние конкретных изменений экономических условий на сознание людей и изменение их интересов);



б) по специфике задач - научно-исследовательские и практические. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая научные сведения, еще не нашедшие достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные;

в) естественные (полевые) и лабораторные эксперименты.

Программа эксперимента представляет собой описание экспериментально проверяемой гипотезы и процедур ее проверки (системы переменных, экспериментального фактора, ситуации (условий) эксперимента, экспериментальной и контрольной групп, инструментария эксперимента).

В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.

Главным результирующим документом экспериментального метода является протокол эксперимента , в котором должны быть отражены следующие позиции:

1. Наименование темы эксперимента.

2. Точное время и место его проведения.

3. Четкая формулировка проверяемой гипотезы.

5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.

6. Сущностное описание экспериментальной группы.

7. Характеристика контрольной группы и принципов ее отбора

8. Описание экспериментальной ситуации.

9. Характеристика условий эксперимента.

10. Ход эксперимента, т.е. его обстановка:

А) до введения экспериментального фактора;

Б) в процессе его ввода;

В) после его введения;

Г) после окончания эксперимента.

11. Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария.

12. Заключение о достоверности гипотезы.

13. Прочие выводы.

14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.

15. Дата подписания протокола.

Поскольку экспериментальный метод сложнее других, зачастую в его применении допускаются ошибки. Назовем некоторые, наиболее распространенные:

1. Эксперимент проводится для получения информации, которая может быть получена иными, более простыми способами.

2. За эксперимент выдается включенное или стандартизированное невключенное наблюдение.

3. Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования.

4. Допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку.

5. Неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия.

6. Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.

7. Независимая и зависимая переменные не нашли адекватного отражения в эмпирических индикаторах.

8. Недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не входящих в независимую переменную.

9. Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий.

10. Субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками.

11. В ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала.

12. Контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальной группы по существенным для исследования параметрам

13. Контроль за ходом эксперимента был ослаблен и \ или неэффективен.

14. Инструментарий эксперимента нацелен лишь на фиксацию определенных данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чистоты эксперимента.

15. Выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипотезу без достаточных на то оснований.

Достоинство метода социального эксперимента - выявление причинно-следственных связей.

Недостатками метода являются сложность и дороговизна организации.

22. МЕТОД ОПРОСА В СОЦИОЛОГИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, РАЗНОВИДНОСТИ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ИНФОРМАЦИИ.

Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Существуют два вида опроса: анкетирование и интервьюирование.

1.Анкетирование - это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой.

Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры.

При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анке ту респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.

В зависимости от характера и способа объединения опрашиваемых в группы существует несколько вариантов опросов:1.Раздаточныйтип опроса , когда анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только то охарактеризован.2. Почтовыйопрос , при котором анкета по предварительному согласию высылается потенциальным респондентам и получается исследователем посредством почты. 3. Телефонные опросы , осуществляемые посредством телефонной связи с респондентами, получили достаточно широкое распространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов. Одно из основных требований к социологу при таком опросе - умение вызвать интерес у респондента к теме исследования и поддержать его в ходе интервью. Основное достоинство телефонного опроса- оперативность и дешевизна его проведе ния. 4. Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновременной просьбой, адресованной читателям, ответить на пуб ликуемые вопросы.5. Социометрический опрос - специфический метод опроса, при меняемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц вы деляют два вида опросов: Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.Экспертный опрос - это такой вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности.

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессов.

Анкета строго структурирована: Первая часть анкеты называетсявводной, Вторая часть анкеты называется основной. Она содержит блоки вопросов направленные на получение необходимой информации.Третья часть анкеты называется паспортичкой . В ней выясняются социально – демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, образование, место учебы и так далее.

Виды вопросов: По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах. Вопросы о мнениях , имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и: в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок. По своей логической направленности вопросы в социологической анкете также делятся на несколько типов:

Основные вопросы - исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объек те. Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок во просов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается от сылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюе ру, чтобы выделить носителей необходимой информации. По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:1. Закрытые вопросы, разновидности: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается ряд ответов и он может выбрать несколько из них.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу «да/нет», носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены. 2. Открытый вопрос.3Полузакрытые вопросы (+другое).5Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. 6.Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет по лучено искренних ответов.

2. Интервьюирование – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта;2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Виды интервью:1. Свободное (нестандартизироеанное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с респондентом, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов.

2. Стандартизированное (формализованное) интервью в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов.3. Полу стандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1. Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашиваемым лицом.2. Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.3. Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.4. Глубинное интервью - это интервью, ориентированные на по лучение.глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми. 5. Фокусированные интервью- это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый в маркетинговых исследованиях. По типу опрашиваемых интервью бывают: 1)с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.

Фиксирование ответов опрашиваемых . Способы: запись во время беседы, запись по памяти, механическая звукозапись с применением магнитофона.

Пути повышения надежности информации:Надежность социологической информации - качественная и количественная характеристика данных исследования, с помощью которой устанавливается: обоснованность (валидность) ин формации, процедур анализа и сбора информации, их соответствие теоретическим и методологическим требованиям; устойчивость информации, т. е. воспроизводимость и сходство результатов измерений в различных условиях.Достоверность результатов исследования - характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта зависит, от надежности данных и правильности теоретических выводов.

23. Методическое обеспечение опроса: его виды и особенности в различных методах опроса.

В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.).

По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Его основа -- выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается изучить, а выборочной -- множество людей, опрашиваемых социологом непосредственно.

Интервьюирование -- это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) -- в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса.

№ 24 Анкетирование. Сущность метода, особенности проведения, недостатки.

Анкетирование – это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой Особенностью анкетного опроса является то, что респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает и самостоятельно регистрирует ответ. Анкетирование по способу проведения может быть письменным очным и заочным (почтовым). По виду проведения выделяют экспресс-опрос, групповой или индивидуальный, почтовый или прессовый (газетный). Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при небольшом числе анкетеров не требует значительного числа времени и финансовых затрат. Анкетирование бывает групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обеспечивает полный возврат анкет. Индивидуальное анкетирование – способ провидения опроса «один на один» с анкетером. Социологическая анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленное на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации. Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека 40-45мин, для учащегося – на 10мин. меньше. Обеспечение посадочными местами, ручками. Задача анкетера – дружелюбность, вежливость… В случае отказа постараться убедить, но не давить на человека.

Преимуществом анкетирования является то, что респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос. Влияние же исследователя на ход и результат анкетирование сведено к минимуму. К тому же сама процедура опроса обеспечивает полную анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом. Главным недостатком его является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса.

Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.

Гипотеза - это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но поскольку их влияние в данном эксперименте не исследуется, они должны быть нейтрализованы (изолированы или установлены постоянными).

Социальный эксперимент выполняет две основные функции : достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы.

Логика экспериментального анализа была предложена Дж. Стюартом Миллем еще в XIX в. и с тех пор не претерпела существенных изменений.

Основное требование любого научного эксперимента - устранение неконтролируемых факторов. Дж. Милль вовсе отрицал возможности научного экспериментирования в социальной сфере из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных.



Основными признаками социального эксперимента являются:

Активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;

Планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;

Планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

Эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании

Различаются следующие виды экспериментов:

а) по характеру объектов - экономические, педагогические, правовые, эстетические, социологические, социально-психологические. Каждый из экспериментов отличается друг от друга спецификой (так, в социологии под экономическим экспериментом понимается непосредственное влияние конкретных изменений экономических условий на сознание людей и изменение их интересов);

б) по специфике задач - научно-исследовательские и практические. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая научные сведения, еще не нашедшие достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные;

в) естественные (полевые) и лабораторные эксперименты.

Программа эксперимента представляет собой описание экспериментально проверяемой гипотезы и процедур ее проверки (системы переменных, экспериментального фактора, ситуации (условий) эксперимента, экспериментальной и контрольной групп, инструментария эксперимента).

В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.

Главным результирующим документом экспериментального метода является протокол эксперимента , в котором должны быть отражены следующие позиции:

1. Наименование темы эксперимента.

2. Точное время и место его проведения.

3. Четкая формулировка проверяемой гипотезы.

5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.

6. Сущностное описание экспериментальной группы.

7. Характеристика контрольной группы и принципов ее отбора

8. Описание экспериментальной ситуации.

9. Характеристика условий эксперимента.

10. Ход эксперимента, т.е. его обстановка:

А) до введения экспериментального фактора;

Б) в процессе его ввода;

В) после его введения;

Г) после окончания эксперимента.

11. Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария.

12. Заключение о достоверности гипотезы.

13. Прочие выводы.

14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.

15. Дата подписания протокола.

Поскольку экспериментальный метод сложнее других, зачастую в его применении допускаются ошибки. Назовем некоторые, наиболее распространенные:

1. Эксперимент проводится для получения информации, которая может быть получена иными, более простыми способами.

2. За эксперимент выдается включенное или стандартизированное невключенное наблюдение.

3. Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования.

4. Допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку.

5. Неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия.

6. Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.

7. Независимая и зависимая переменные не нашли адекватного отражения в эмпирических индикаторах.

8. Недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не входящих в независимую переменную.

9. Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий.

10. Субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками.

11. В ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала.

12. Контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальной группы по существенным для исследования параметрам

13. Контроль за ходом эксперимента был ослаблен и \ или неэффективен.

14. Инструментарий эксперимента нацелен лишь на фиксацию определенных данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чистоты эксперимента.

15. Выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипотезу без достаточных на то оснований.

Достоинство метода социального эксперимента - выявление причинно-следственных связей.

Недостатками метода являются сложность и дороговизна организации.