Экзистенциальный подход

ХХ столетие ознаменовалось началом перехода от индустриального к постиндустриальному типу социальности. Постиндустриальная эпоха, эпоха нового дыхания гуманизма, актуализировала личность независимую и творческую, активную и обладающую яркой индивидуальностью. Востребованным становится человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение собственной сущности. В то же время динамичные социоциокультурные трансформации второй половины ХХ в. и начала ХХI в., политические потрясения, экономическая нестабильность, культурологические, идеологические и духовно-нравственные изменения привели к кризису человеческого существования: растерянность, нарастание тревоги, страх, «заброшенность в мир вещей и людей» (М.Хайдеггер), неуверенность и обреченность стали вызовами ежедневной жизни. Человек находится в ситуации экзистенциального выбора: преодолеть негатив, стать «подлинным», реализовать возможность осуществления своего «проекта» (Ж.-П.Сартр), обрести яркую индивидуальность либо не найти самого себя, не взяв ответственности за собственное существование, погрузиться в «отчаяние». Очевидно, что на фоне провозглашения гуманизма как признания ценности личности и свободы человека, с одной стороны, и экзистенциального преодоления вызовов жизни – с другой, обозначены гуманитарные противоречия, связанные со сменой типов социальности. Все более востребованным сегодня становится человек свободный, умеющий делать выбор, осуществляющий себя в полной мере.

Антропоцентризм педагогических знаний, все более значимый в современной науке, есть тот основополагающий принцип, который способен удержать и воспроизвести человеческую реальность в процессе образования и осуществления себя личностью. И, по нашей оценке, экзистенциальная психология, сугубо антропоцентричная, являясь мощным методологическим пластом в теории и практике личностного образования, содержит далеко не в полной степени исследованный потенциал в вопросах актуализации экзистенциальных феноменов человеческого существования, преодоления возможного отчуждения в отношениях «учитель–ученик», способов личностного самоосуществления. Сегодня как никогда важно экзистенциальное знание о человеке, создающем свой «образ», в плоскости которого расширяются горизонты понимания человеком смыслозначимости своего образования, новых способов бытия, выбора истинных человеческих ценностей (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.).

Современный учитель находится на «разломе» образовательных парадигм. С одной стороны – технократизм, достаточно прочно укоренившийся в педагогическом сознании с советских времен, с другой – гуманизм, актуализирующий обращение к человеку, его экзистенции. Репродуктивные технологии традиционного обучения, воспитание, основанное на императиве, углубляют негативное отношение детей к школе, учителям, отчуждение от всего образовательного пространства. Ключевые понятия экзистенциализма связаны с фундаментальной характеристикой человеческого существования – свободой, которую избегает традиционная педагогика, добиваясь поставленных целей в образовании с помощью технологий манипулирования личностью. Но учительство всегда находится в поиске и стремлении преодолеть все негативное, отжитое, неперспективное. Не всегда получается. И именно в экзистенциальных позициях, по нашей оценке, педагог может видеть методологический, теоретический и практический конструкт гуманистической образовательной парадигмы, обращенный наиболее полно к вопросам о смысле жизни, об осознании человеком себя как экзистенции, о свободе выбора самого себя, об ответственности за сделанный выбор. Причем концепция экзистенциально-психологического подхода в теории и практике образования личности, в первую очередь, обращена к самому учителю как автору образовательного процесса, как личности с активным творческим началом, способной ощутить «необходимость себя» (М.Мамардашвили).

Экзистенциализм как изначально философское течение (Н.Аббаньяно, А.Камю, С.Кьеркегор, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс) провозглашает идеи о человеке существующем, а значит, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи экзистенциализма как продолжение гуманистических традиций в философии и психологии служат опорами в обосновании экзистенциально-ценностных ориентиров образовательной деятельности, процесса самоосуществления личности.

Экзистенциализм стремится понять жизнь человека через призму универсальных экзистенциальных данностей, т.е. им разрабатываются универсалии, с помощью которых можно понимать и изъяснять существование любого человека. Экзистенциалисты называют их символами, экзистенциалами, установками, факторами, вызовами, проблемами, данностями, структурными составляющими экзистенции, феноменами. Экзистенциальные феномены человеческого существования – это те основания, которые позволяют развернуть перспективу за пределы наших представлений, «как должно быть». Смерть, свобода, одиночество, бессмысленность, выбор, ответственность – все это мало нуждается в прояснении. Как говорит И.Ялом, человек знает все это о себе, поэтому экзистенциальные данности нуждаются в раскрытии, а не в расшифровке и анализе.

Но в психолого-педагогическом аспекте экзистенциальные феномены человеческого существования, такие, как свобода, ответственность, совесть, встреча, любовь, уникальность – наиболее смыслозначимые в процессе образования личности, до сих пор не являлись предметом специального системного исследования. Экзистенциально-психологическая трактовка данных феноменов как фундаментальных экзистенциальных ценностей образования, технология их актуализации в практической деятельности педагогов широко не раскрывались при всей очевидной их значимости в контексте современной социально-культурной, социально-образовательной ситуации в обществе.

Действительно, например, понятия «свобода» и «ответственность» еще не стали ключевыми в педагогике, даже не в экзистенциальной трактовке. Или, по крайней мере, недостаточно разрабатываются в контексте гуманистической образовательной парадигмы. «Любовь» сравнительно недавно стали рассматривать как педагогическую категорию, в словарно-справочной педагогической литературе статей о любви немного. На наш взгляд, в педагогике и образовании феномен любви заслуживает большего и особого внимания. Также особого «экзистенциального» внимания заслуживают понятия «совесть», «уникальность», «встреча», «творчество». Все эти понятия предметно рассматриваются и в педагогике, и в психологии, но лишь в морально-этическом аспекте. Кратко представим экзистенциальный аспект каждого из феноменов.

В экзистенциализме подчеркивается внутренний аспект свободы – свобода «для». Это свобода слушать свою совесть, свобода принимать решения и взять на себя ответственность за свою судьбу (В. Франкл). Это свобода для того, чтобы стать другим, измениться. В образовательном процессе такая позиция бесценна. Важно научиться нам, педагогам, и научить своих воспитанников преодолевать стереотипное мышление о свободе как о вседозволенности и жить в свободном выборе своего развития, совершенства и подтверждения человеческой уникальности. Свобода предоставляет нам эти возможности. Английское слово possibility, означающее возможность, происходит от латинского слова «posse» (мочь), которое также составляет корень другого важного в этом контексте слова – «сила, мощь». Значит, если человек свободный, то он и могучий и могущий, т. е. обладает силой (Р. Кочюнас).

Экзистенциальная ответственность не предполагает долженствование, она не связана ни с обязательствами, ни с обещаниями, ни с вынужденными обязательствами, как это обыденно понимается. Экзистенциальная ответственность – это посвящение себя чему-либо, ежедневное сражение за свои ценности . Я ответственен за то, что ценно для меня, и степень моей ответственности определяет ценность предмета моей ответственности. Ответственность – это «дитя» свободы (А.Лэнгле).

Задача совести – открыть человеку «то, что надо» для него в каждой конкретной ситуации. Однако «то, что надо» для каждого человека свое, разное. Совесть не охватывается общими моральными законами, но согласует общий моральный принцип с моими внутренними позициями. «Жить по совести – это всегда абсолютно индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие» . Одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести, считает В.Франкл, тогда как неэкзистенциалисты совесть связывают с «голосом общечеловеческого и универсального».

Экзистенциальная любовь позволяет увидеть другого человека как абсолютную индивидуальность, во всей его неповторимости. Любовь открывает мне, любящему педагогу, уникальные возможности каждого воспитанника, его ценностную перспективу, и в этом особенность педагогического процесса. Педагогика, как и любовь, интуитивна, она должна видеть то, чего еще нет. Только любя, я способен открыть в человеке ценное, предвосхитить еще не реализованное.

Необходимо время и искусство познать то глубинное общение, которое экзистенциалисты называют Встречей. Встреча – это диалог, но лишь на экзистенциальном уровне диалога возможно действительно быть вместе с человеком. Уровень со-бытия с другим определяет степень включенности и глубины самораскрытия каждого человека в межличностном взаимодействии, а также то, насколько полно присутствуют и как глубоко погружены в диалог его участники. Многозначность встреч учителя и ученика образуют то смысловое пространство, в котором определяется смыслозначимость всего процесса образования.

Творчество все больше становится актуальным не столько как процесс и даже не как деятельность, сколько как характеристика личности, способ отношений с миром, способ бытия. Проблема выражается в следующем: наиболее типичным случаем при завершении школьного обучения оказывается блокирование творчества и самобытности, подавление индивидуальности. Путь утверждения творчества во взрослой жизни – это, согласно экзистенциальной позиции, путь борьбы, преодоления трудностей. Одаренность развивается только через преодоление. Экзистенциалисты подчеркивают связь творчества с мужеством (С.Мадди, Р.Мэй и др.).

Уникальность как непохожесть, особенность человеческого бытия составляет смысл существования человека. Уникальность человеческого существования заключается в возможности как осознанного самосозидания, так и саморазрушения, как раскрытия потенциального содержания, так и самоуничтожения. Особую роль в человеческом существовании играет необходимость не только заниматься актуальной деятельностью, но и придавать своему существованию цель и смысл, составлять представление о том, каким должны быть жизнь и сам человек. Исполнение предназначения предоставляется самому человеку, наделенному свободой выбора и осознающему ответственность за последствия этого выбора. Ключевым педагогическим аспектом феномена уникальности человека является то, что стремление к отличию – движущая сила развития человека. Базовая идея экзистенциалистов: быть – значит отличаться.

Представляется, что дальнейшее освоение идей экзистенциальной психологии, экзистенциально-психологического подхода в теории и практике образования достаточно перспективно и обосновано.

Итак, освоение психологических идей экзистенциализма, по нашей оценке, конкретизируется в перспективных системных исследованиях:

    потенциала онтоцентрических и антропоцентрических аспектов экзистенциальной психологии для изучения ценностного потенциала процесса образования личности;

    экзистенциально-психологической сущности основных феноменов и символов человеческого существования, лежащих в основе знаний о ценностях педагогики и образования;

    реализации идей экзистенциальной психологии в практике образования: актуализации фундаментальных экзистенциальных феноменов в практической деятельности учителя.

Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики. Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма. Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе. Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки. Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника. Немецкий экзистенциалист О.Ф.Больнов в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования. Этому очень близка логотерапия В.Франкла, австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295). В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.

По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал» . Человек, по словам философа, - это существо, которое устремлено к будущему, он, прежде всего, проект, который переживается субъективно. Это есть, согласно Ж.-П.Сартру, первый принцип экзистенциализма.

Несмотря на различия философских взглядов экзистенциалистов, общее, что их объединяет это акцент на понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности.

Для понимания экзистенциального подхода к педагогике необходимо обратится к трудам известного психолога В. Франкла, который пытался рассмотреть важнейшую категорию экзистенциальной психологии: смысл человеческого существования. Свобода, в понимании В. Франкла, это, прежде всего, свобода стать иначе.

Говоря о смысле человеческого существования, он указывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познавательные способности человека, и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща... Смысл должен быть найден, но не может быть создан» .

Человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла и на том основании, что смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.

В. Н. Дружинин в своей книге «Варианты жизни или очерки экзистенциальной психологии» высказал важные для понимания педагогического аспекта экзистенциализма концептуальные идеи.

Рассматривая различные варианты жизни человека, он подчеркивает, что «чистые» варианты жизни являются идеальными типами и редко реализуются в реальности. Жизнь каждого среднего человека мозаична: в ней представлены ритуалы и «подготовка к жизни», выпивка и любовь на лоне природы, рабочие обязанности и хобби. Как из деталей конструктора, собирается из разноцветных кусочков времени наша единственная и неповторимая жизнь» .

В. Н. Дружинин справедливо считает, что мы должны благодарить «судьбу и случай, который забросил нас в этот крохотный участок “пространства-времени”, в эпоху, когда можно - я надеюсь - думать, говорить и действовать в соответствии со своими желаниями и способностями, не рискуя многим, когда можно созидать свою уникальную жизнь» .

Основной идеей экзистенциального подхода к воспитанию является выделение в качестве идеальной цели формирование человека умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально-значимой деятельности. Реализация этой цели возможно только через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий.

Если считать событие главным фактором, способствующим изменениям в личности человека, то возникает вопрос: как же педагогически сопровождаются перечисленные выше события? И мы можем констатировать явный недостаток соответствующих средств для такого сопровождения.

Что же является объектом экзистенциальной педагогики? Исходя из вышесказанного, мы считаем, что в качестве такового следует определить субъективное отношение ребенка к событию в его жизни. Логически при этом выдвинуть в качестве предмета экзистенциальной педагогики педагогическое сопровождение этого события , которое предполагает помощь ребенку в развитии его личности и индивидуальности.

Чтобы событие способствовало позитивным изменением в человеке и создавало бы в его личности новообразования необходимо педагогическое сопровождение события.

Что же мы понимаем под этим? Педагогическое сопровождение события - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в данное событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Первой функцией педагогического сопровождения является обеспечение включенности в событие.

Включенность - личностное состояние по отношению к событию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является участие ребенка в событии, субъективным - отношение его к событию. Чем больше включенность ребенка в событие, тем больше его воспитательный потенциал.

Второй функцией является стимулирование саморазвития на основе рефлексии. В этом плане деятельность педагога должна быть направлена на формирование мотивов как осознания происходящего, его отражения, так и на поиск путей самосовершенствования.

Какие же происшедшие события считают старшеклассники наиболее значимыми в их жизни? По результатам опроса 318 школьников наиболее значимыми событиями для них оказались (в порядке убывания): поступление в школу, смерть близкого человека, первая любовь, переезд в другой город, приобретение животных и т.и. Больше всего потрясло детей смерть близкого человека, рождение родственника, первая любовь, развод родителей.

Таким образом, воспитание, рассматриваемое в рамках парадигмы экзистенциальной педагогики, должно быть персонифицировано. При этом поиск педагогических средств должен все более и более уходить от унификации к вариативности, предоставляя возможность сделать каждому человеку свой выбор способов получения образования и самовоспитания. В связи с эти помощь в этом выборе должны оказывать опытные психологи, социальные педагоги и методисты-предметники.

В чем же отличие педагогического воздействия, определяющегося требованиями экзистенциального подхода? Во-первых, любое педагогическое воздействие должно учитывать событийный ряд, который произошел с ребенком до факта этого воздействия. Во-вторых, необходимо понимать, что само взаимодействие педагога и ученика является определенным событием и вызывает у ребенка положительные или отрицательные эмоции. В-третьих, любое действие педагога, если оно не будет событием для воспитанника, не даст никаких результатов в рамках решения педагогической задачи.

Чему же надо учить ребенка? Прежде всего, понимать себя и других, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать два важнейших события: рождение и смерть человека.

На основе данных исследований, проведенных в рамках нашей научной школы, можно сформулировать основные принципы экзистенциальной педагогики, которые определяют совокупность требований к содержанию и организации образовательного процесса.

Принцип стимулирования саморазвития человека в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его самопознание и определение своих потенциалов и направлений работы над собой.

Важнейшими условиями реализации данного принципа обучение воспитанников способам самопознания, рефлексии, планирования жизненных событий.

Принцип нравственного саморегулирования, который предполагает педагогическую помощь детям в осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Такая помощь может оказываться как педагогами, так и психологами, священнослужителями, социальными работниками.

Эта помощь предполагает знакомство детей с нормами общечеловеческой морали и обучение их нравственному поведению. Важно при этом стимулировать нравственную самооценку и нравственную коррекцию своих поступков.

Принцип преодоления психологических барьеров, которые определяет Р. X. Шакуров как «внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлением жизнедеятельности субъекта, его активности» .

Этот принцип требует обеспечение педагогической помощи в мобилизации ресурсов воспитанника для проявления активности в достижении своих целей. При этом цели человека существенно зависят от понимания им смысла своей жизни.

Педагоги, реализуя этот принцип должны создать условия для проявления учениками волевых усилий для достижения поставленных целей своей деятельности и стимулировать позитивное эмоциональное состояние, когда эти цели достигнуты.

Принцип актуализации ситуации предполагает, что каждое событие должно содержать ситуационную доминанту (термин Т. В. Машаровой), которая представляет актуализированное внутреннее состояние человека, определяющую то в содержании данного события, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке. Этот принцип требует оказания помощи учащемуся в анализе события, определении в нем главного и второстепенного. При этом очень важно в деятельности и общении выделить ту часть события, которая обладает большим потенциалом для решения педагогической задачи.

Ситуационная доминанта тесно связана с эмоциональной оценкой происходящего и поэтому предполагает развитие эмоциональной сферы воспитанников.

Принцип социального закаливания был определен нами в качестве педагогического принципа в предыдущих наших работах. Он предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчи- вости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания являются: включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Там же. С. 134.

  • Шакуров Р. X. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). С. 19.
  • М.И. Рожков

    Двадцать первый век принес нам не только новую карту мира, новые технические изобретения, но и новые требования к образованию и воспитанию человека. Грядет информационная революция, все больше в жизнь людей входит глобальная сеть интернет, изменяется характер человеческих отношений. Если в ХХ веке главной задачей было сформировать человека взаимодействующего с другими людьми, готового переработать информацию предлагаемому ему педагогами, то в XXI веке задача приобретения и личной трансформации информации становится индивидуальной задачей каждого человека. При этом задача развития индивидуальности становится все более значимой как для каждого человека, так и для общества в целом.

    В связи с этим необходим поиск новых концептуальных подходов к осмыслению педагогических процессов и разработке новых педагогических технологий и методик.

    Педагогическая теория только тогда представляла какую-либо ценность, если она базировалась на четких философских позициях. В зависимости от этих позиций и формировался методологический аппарат науки. В данной статье мы попытаемся построить новую концепцию педагогики с позиции экзистенциального подхода.

    Философским основанием данной теории является экзистенциализм как учение, утверждающее, что существование человека, его экзистенция (как способ личностного бытия) предшествует его сущности. Это означает, что человек свободен, что он сам творит свое бытие. «Для экзистенциалиста, - отмечает Ж.-П. Сартр, - человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.»1

    Множество известных философов были приверженцами идей экзистенциализма. С самого начала возникновения этого философского учения (ввел в научную литературу этот термин, считается датский философ С. Кьеркегор) появились различные направления этого учения. В последствии К. Ясперсом был обоснован христианский экзистенциализм, а М. Хайдеггером - атеистический экзистенциализм.

    Экзистенциальная философия призвана восстановить утраченную связь человеческого сознания и бытия: она использует все объективное знание и мышление, выводящее человека за пределы знания, чтобы помочь ему стать самим собой.

    Все философы-экзистенциалисты считают важнейшей категорией, отражающей суть данного учения, различные события, происходящие в жизни человека. При этом важнейшими из них являются две точки жизненного экстремума: рождение и смерть. При этом особое внимание уделяется таким фактам человеческого бытия как любовь и творчество.

    Н.А. Бердяев считал, что личность невозможна без любви и жертвы, без выхода к другому, другу, любимому. В основе всей его философии Н.А. Бердяева лежит утверждение, что мир есть часть человека, а не человек -часть мира.

    Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм: Сумерки богов. - М., 1989. - С.

    По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал».1 Человек, по словам философа, -это существо, которое устремлено к будущему, он, прежде всего проект, который переживается субъективно. Это есть, согласно Ж.-П.Сартру, первый принцип экзистенциализма.

    Несмотря на различия философских взглядов экзистенциалистов, общее что их объединяет это акцент на понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности.

    Психологи - экзистенциалисты пытались использовать идеи экзистенциальной философии для понимания сущности психических процессов и оказания психотерапевтической помощи клиентам. Ролло Мэй, выделяя принципы экзистенциальной психотерапии, подчеркивает стремление человека к центрированности, сохранении своего существования, субъективной стороной этого стремления является осознание. При этом он подчеркивает, что собственно человеческой формой сознания является самосознание, которое помогает человеку переживать себя как субъекта, которого окружает мир.2

    Для понимания экзистенциального подхода к педагогике необходимо обратится к трудам известного психолога В.Франкла, который пытался рассмотреть важнейшую категорию экзистенциальной психологии: смысл человеческого существования.

    Свобода, в понимании В. Франкла, это, прежде всего, свобода стать иначе. Экзистенциальный анализ считает человека существом,

    1 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм: Сумерки богов. - М., 1989. - С.

    2 См.: Р.Мэй. Экзистенциальные основы психотерапии. В кн. Экзистенциальная психология. М.: Апрель-пресс, 2001. С. 61-62

    ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям. В этом качестве человек характеризуется двумя онтологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности помогают человеку быть, в определенных пределах, самодетерминирующимся существом.

    Свобода у В. Франкла, это, прежде всего, свобода воли как свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе. Свобода воли противостоит судьбе, но находится у нее в зависимости, поскольку человек пользуется ей в пределах своей судьбы, благодаря свободе воздействует на судьбу.

    Возвращаясь к вопросу о смысле существования, В. Франкл отмечает, что стремление к нему обладает ценностью для выживания. Говоря о смысле человеческого существования, он указывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познавательные способности человека, и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща.…. Смысл должен быть найден, но не может быть создан».1

    Человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла и на том основании, что смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.

    Несомненно, что для понимания сущности экзистенциального подхода можно было проанализировать труды и других психологов. Но для нас наиболее значимо оказались труды В.Н. Дружинина, который в своей книге «Варианты жизни или очерки экзистенциальной психологии» высказал важные для понимания педагогического аспекта экзистенциализма концептуальные идеи.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. С.36.

    Рассматривая различные варианты жизни человека, он подчеркивает, что «чистые» варианты жизни являются идеальными типами и редко реализуются в реальности. Жизнь каждого среднего человека мозаична: в ней представлены ритуалы и «подготовка к жизни», выпивка и любовь на лоне природы, рабочие обязанности и хобби. Как из деталей конструктора, собирается из разноцветных кусочков времени наша единственная и неповторимая жизнь.»2

    В.Н. Дружинин справедливо считает, что мы должны благодарить «судьбу и случай, который забросил нас в этот крохотный участок «пространства-времени», в эпоху, когда можно - я надеюсь - думать, говорить и действовать в соответствии со своими желаниями и способностями, не рискуя многим, когда можно созидать свою уникальную жизнь.»3

    Наибольший интерес для наших исследований представляет психологическая теория преодоления, разработанная Р.Х Шакуровым, основной категорией которой является барьер, преодолеваемый человеком и определяющий его развитие.1

    В данной статье основной нашей задачи является рассмотрение педагогического аспекта экзистенциализма, используя такие ключевые понятия как: бытие, смысл жизни, цель жизни, свобода, ответственность, решение и выбор, жизненная позиция, представление о человеке и др.

    Экзистенциональный подход к педагогике имел множество предпосылок в трудах философов и психологов. Практически все, кто разрабатывал идеи экзистенциональной философии или психологии экстраполировали их на проблемы воспитания и образования человека.

    Как скрытая идея экзистенционального подхода отражается во многих педагогических трудах как прошлого так и современности.

    Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М, 2000. С. 133 3 Там же. С. 134 1 См.: Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (механизмы психодинамики). Казань, 2001.

    Еще Мишель Монтень в 16 веке подчеркивал то, что все что нужно ребенку должно достигаться его собственным опытом. Ж.Ж. Руссо в 18 веке подчеркивал важность воспитания человека, который не от кого бы не зависел, ценил и умел защищать свою свободу.

    Идеи экзистенциализма широко проникли в западную педагогику в 20 веке. Они нашли широкое отражение в работах Д.Дьюи, Р. Штайнера, М.Монтессори и других известных педагогов. Особо необходимо выделить исследования Л. Колберга, который считал, что формирование у детей справедливости как экзистенциального свойства означает формирование их нравственности в целом. При этом им был разработан метод дилемм, который по сути был направлен на формирование нравственного выбора.

    Внедряемая в нашу отечественную школу в 20-м веке коммунистическая педагогика сводила на нет субъективную роль человека в своем развитии и практически не решала задачу развитию индивидуальности. Несмотря на это ряд известных педагогов стремились к реализации субъектного подхода в обучении и воспитании учащихся. Это прежде всего П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.Т. Шацкий и др.

    Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики.

    Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма .

    Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе. Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.



    Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника.

    Немецкий экзистенциалист Отто Фридрих Больнов (1903-1991) в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования.

    Этому очень близка логотерапия Виктора Франкла (1905-1997) , австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295).

    В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.