Эммануил сведенборг о небесах, о мире духов и об аде. Человек, далёкий от мистики

ЭММАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ

Сведенборг, который жил с 1688 до 1772 г. г. родился в Стокгольме. Он был известен благодаря многим статьям по естествознанию. Его сочинения по анатомии, физиологии, психологии пользовались признанием современников. В конце жизни он пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как он вошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира.

Его последние работы дают описания того, что представляет собой жизнь после смерти. Удивительно необычайное совпадение между тем, что он пишет и тем о чем свидетельствуют другие лица, перенесшие клиническую смерть. Сведенборг описывает как он ощущал себя, когда останавливается дыхание и циркуляция крови.

«Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему нужно, когда он был в этом мире… Человек, когда он умирает, лишь переходит из одного состояния в другое».

Сведенборг утверждает, что он сам проходил эти ранние стадии смерти и ощущал себя вне тела. «Я был в состоянии бесчувственности по отношению к ощущениям тела, т. е. почти мертвым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетронутыми, так что я запомнил все, что со мной происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Особенно ясно я запомнил ощущение выхода моего сознания, т. е. духа, из тела».

Сведенборг рассказывает о том, что он встретил существа, которых он называет ангелами. Они спрашивали его, - готов ли он умереть? «Эти ангелы спросили меня, чем была моя мысль и походила ли она на мысль тех умирающих, которые обычно думают о вечной жизни. Они хотели, чтобы я сосредоточился на мысли о вечной жизни».

Однако, общение Сведеборга с этими духами не было похоже на обычное земное общение между людьми. Это была почти непосредственная передача мыслей. Таким образом, здесь исключалась возможность неправильного понимания. «Духи общались со мной на универсальном языке… Каждый человек после смерти немедленно приобретает способность к общению на этом универсальном языке… который представляет собой свойство духа.

Речь ангела или духа, обращенная к человеку, звучит также отчетливо, как и обычная речь людей, но ее не слышат другие, находящиеся тут же, а только тот к кому она обращена, потому, что речь ангела или духа направлена непосредственно к сознанию человека…»

Только что умерший человек еще не понимает, что он умер, так как он еще находится в «теле», во многих отношениях напоминающем его физическое тело. «Первоначальное состояние человека после смерти сходно с его состоянием в мире, так как он продолжает оставаться в рамках внешнего мира… Следовательно, он еще не знает ничего, что он находится в привычном ему мире… Поэтому, после того, как люди обнаруживают, что они имеют тело с теми же самыми ощущениями, что и в мире… у них возникает желание узнать, что представляют собой небеса и ад». В то же время, духовное состояние менее ограничено, по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются более ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни. «Все духовные дарования являются более совершенными, это относится как к ощущению, так и к осмысливанию и удержанию в памяти». Умирающий человек может встретиться с духами других людей, которых он знал в течение жизни. Они присутствуют для того, чтобы помочь ему в его переходе в иной мир. «Духи людей, отошедших из мира сравнительно недавно, присутствуют здесь, друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни. Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться советы, относящиеся к его новому состоянию в вечной жизни…» Его прошлая жизнь может быть показана ему как видение. Он вспоминает каждую деталь прошлого и при этом нет никакой возможности для лжи или умолчания о чем-либо. «Внутренняя память такова, что в нее вписано все до мельчайших деталей, все, что человек когда-либо говорил, думал и делал, все, от его раннего детства до глубокой старости. В памяти человека сохраняется все, с чем он встречался в жизни, и все это последовательно проходит перед ним… Все, что он сказал и сделал, как при свете проходит перед ангелами, ничто не остается скрытым из того, что было в его жизни. Все это проходит как некие картины, представляемые в свете небесного рая». Сведенборг описывает также «свет Господа», который проникает в будущее, свет невыразимой яркости, который озаряет всего человека. Это свет истины и полного понимания.

Итак, в записях Сведенборга, так же как и в Библии и в сочинениях Платона и в Тибетской Книге Мертвых, мы находим много сходства с тем, что пережили наши современники, побывавшие на краю смерти.

Эммануил Сведенборг — шведский ученый-естествоиспытатель, теософ, изобретатель.Сведенборг сочетал в себе таланты превосходного ученого (причем многопрофильного, в его арсенале - минералогия, геодезия, металлургия, анатомия, экономика, космология и еще с десяток дисциплин) и филосовствующего теолога. Возможно, что именно удивительная широта интересов, тонкое чувство взаимосвязи различных вещей и явлений, помогли ему совершить прорыв к "тайному знанию". Поворот произошел, когда Сведенборгу было 56 лет; в один из апрельских вечеров он, по собственным заверениям, пережил встречу с Господом, который благословил его на деяния.

Основной духовидческий труд Сведенборга, носящий название "О небесах, о мире духов и об аде", разделён на три части, вполне соответствующие названию.Причём, большая часть книги - "О небесах". Вторая часть"О мире духов и состоянии человека по смерти его" в два раза меньше первой. Третья,"Об аде", в два раза меньше второй. Как видим, порядок здесь совсем противоположный по сравнению с Дантовой "Комедией". Разве что вместо "Чистилища" у Сведнборга- "Мир духов".

По Сведенборгу, все люди живут по доминирующей в них любви. И если эту любовь у человека отнять, то он тут же падёт бездыханным. Это относится к природному и к духовному человеку. Сушествует четыре рода любви: Любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к миру, любовь к себе. Им соответствуют ЛЮБОВЬ, ВЕРА, ЛОЖЬ, ЗЛО. Когда человек умирает он оказывается в обществе духов, таких же умерших людей. В своём первом состоянии злые духи не отличаются от добрых. Потусторонний мир отличен от нашего только яркостью красок, контрастностью звуков и запахов. Никто не наказывается.Господь и ангелы равно любят и добрых и злых. Но злые, общаясь с ангелами, чувствуют отвращение- и удаляются. Праведники поднимаются в рай, злодеи- низвергаются в ад. Не потому, что таков удел, просто злым рай невыносим. И те и др. чувствуют себя комфортно там, куда стремились всю жизнь по своей любви, иначе -воле.(Адским жтелям позволяется входить на небеса, но, корчась от боли в райском свете, злые тут же стремятся обратно) .Вне зависимости от вероисповедания все попадают туда, куда при жизни их влекла любовь. Себялюбцы и возлюбившие то, что в миру-в ад, а боголюбивые и любившие ближнего своего- в рай. Но перед этим все нехристиане наставляются в христианских истинах. Преобладающий в каждом умершем род любви становится единственным. Духи одного общества, как бы ни поворачивались их тела, всегда смотрят друг другу в лицо. Сообщаются они при помощи мыслей, так что тут становится невозможным лицемерие. И то, что дух помышляет, становится известным всем членам его общества.

Небеса разделены на ДВА Царства- Небеса Небесные (Царство Священства Господня) и Небеса Духовные (Царское Царство).

В первом обретаются те, в ком преобладала любовь к Господу- т.е. любовь ко благу, воля. Во втором -возлюбившие ближнего своего, истину, то есть разумные.

Помимо этого небеса делятся на три части - внутренние, средние и внешние. Везде дома, цветники, сады и храмы,где мудрейшие ангелы наставляют прочих. И чем долее ангел живёт на небесах, тем более молодеет, становится всё прекраснее и совершеннее. Каждый получает то,что желал получить. Причём ангелы небесные видят Господа как Солнце а ангелы духовные- как Луну. НА НЕБЕСАХ СОВЕРШАЮТСЯ БРАКИ. ИХ ЦЕЛЬ- СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ЛИЧНОСТЕЙ В ОДНУ. На небесах не существует времени но ангелы, приближающиеся ко своему благу,впадают как бы в сумеречное состояние.

Внешний облик ангела не отличается от человеческого. Ангелы одеты, но чем ближе к Господу,тем обнажённее. в этом особый эротизм рая.

АД

У адских ТЬМА вместо Солнца и МРАК вместо Луны. Ад разделён ттакже на два царства.В первом селятся духи, жившие по ЛЮБВИ КО ЛЖИ, во втором- гении, ВОЗЛЮБИВШИЕ СЕБЯ. все они уродливы и строят друг другу интриги. Но уродства своего не замечают,а интригами наслаждаются. Наиболее злобные подчиняют себе прочих. Все обращены к Господу спиной.Местность в аду мрачная и печальная. вместо домов- хижины и пещеры.

По мнению Сведенборга, любой может всё это созерцать и даже созерцает, но не волен осознать.Видения свои Сведенборг разделяет на три типа.

1. Особые состояния пограничные между бодрствованием и сном (очень редкие, сам Сведенборг испытал такие только три раза в жизни), когда открывается сверхсознательное.

2. Когда Сведенборгу казалось что, хотя сам он идёт, скажем,по улице, некто уводит его и показывает ему нечто совершенно отличное от того, что видит в этот момент тело, продолжающее своё шествие по улице.

3. Имагинации- это поседневная сила представления.

ЭММАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ

Сведенборг, который жил с 1688 г. до 1772 г., родился в Стокгольме. Он был известен благодаря многим статьям по естествознанию. Его сочинения по анатомии, физиологии, психологии пользовались признанием его современников. В конце жизни он пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как он вошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира.

Его последние работы дают живые описания того, что представляет собой жизнь после смерти. Удивительно необычайное совпадение между тем, что он пишет, и тем, о чем свидетельствуют другие люди, перенесшие клиническую смерть. Сведенборг описывает, как он ощущал себя, когда останавливаются дыхание и циркуляция крови.

"Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему нужно, когда он был в этом мире... Человек, когда он умирает, лишь переходит из одного состояния в другое".

Сведенборг утверждает, что он сам проходил эти ранние стадии смерти и ощущал себя вне тела.

"Я был в состоянии бесчувственности по отношению к ощущениям тела, т. е. почти мертвым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетронутыми, так что я запомнил все, что со мной происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Особенно ясно я запомнил ощущение выхода сознания, т.е., моего духа из тела".

Сведенборг рассказывает о том, что он встретил существа, которых он называет ангелами. Они спрашивали его, готов ли он умереть. "Эти ангелы спросили меня, чем была моя мысль и походила ли она на мысль тех умирающих, которые обычно думают о вечной жизни. Они хотели, чтобы я сосредоточился на мысли о вечной жизни".

Однако общение Сведенборга с этими духами не было похоже на обычное земное общение между людьми. Это была почти непосредственная передача мыслей. Таким образом, здесь исключалась возможность неправильного понимания.

"Духи общались между собой на универсальном языке... Каждый человек после смерти немедленно приобретает способность к общению на этом универсальном языке, который представляет собой свойство его духа.

Речь ангела или духа, обращенная к человеку, звучит так же отчетливо, как и обычная речь людей, но ее не слышат другие, находящиеся тут же, а только тот, к кому она обращена, потому что речь ангела или духа направлена непосредственно к сознанию человека..."

Только что умерший человек еще не понимает, что он умер, т. к. он еще находится в "теле", во многих отношениях напоминающем его физическое тело.

"Первоначальное состояние человека после смерти сходно с его состоянием в мире, т, к. он продолжает оставаться в рамках внешнего мира... следовательно, он еще не знает ничего, кроме того, что он находится в привычном ему мире... Поэтому после того как люди обнаруживают, что они имеют тело с теми же самыми ощущениями, что и в мире... у них возникает желание узнать, что представляют собой небеса и ад".

В то же время духовное состояние менее ограниченно по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются больше ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни.

"Все духовные дарования... являются более совершенными, это относится как к ощущениям, так и к осмысливанию и удержанию в памяти".

Умирающий человек может встретиться с духами других людей, которых он знал в течение своей жизни. Они присутствуют для того, чтобы помочь ему в его переходе в иной мир.

"Духи людей, отошедших из мира сравнительно недавно, присутствуют здесь... друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни... Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться, советы, относящиеся к его новому состоянию вечной жизни..."

Его прошлая жизнь может быть показана ему как видение. Он вспоминает каждую деталь прошлого, и при этом нет никакой возможности для лжи или для умолчания о чем-либо.

"Внутренняя память такова, что в нее вписано все до мельчайших деталей... все, что человек когда-либо говорил, думал и делал... все от его раннего детства до глубокой старости. В памяти человека сохраняется все, с чем он встречался в жизни, и все это последовательно проходит перед ним... Все, что он сказал и сделал, как при свете дня проходит перед ангелами, ничто не остается сокрытым из того, что было в его жизни... все это проходит, как некие картины, представляемые в свете небесного рая".

Сведенборг описывает также "свет Господа", который проникает в будущее, свет невыразимой яркости, который озаряет всего человека. Это - свет истины и полного понимания.

Итак, в записях Сведенборга, так же как и в Библии, и в сочинениях Платона, и в "Тибетской книге мертвых", мы находим много сходства с тем, что переживали наши современники, побывавшие на краю смерти. В то же время естественно возникает вопрос: действительно ли эти удивительные свидетельства являются параллельными? Может возникнуть, например, предположение, что авторы этих книг оказывали какое-то влияние друг на друга. Такое предположение представляется более или менее вероятным в одних случаях и совершенно исключается в других. В отношении Платона можно допустить, что в ряде своих прозрений он отчасти исходил из восточных мистических религиозных учений, так что возможно, что он находился под влиянием той же традиции, которая впоследствии привела к появлению "Тибетской книги мертвых". Идеи греческой философии, в свою очередь, оказали определенное влияние на авторов Нового Завета, так что можно утверждать, что рассуждения ал. Павла о духовном теле имеют своим основанием учение Платона.

С другой стороны, во многих случаях установить возможность такого влияния значительно труднее. Во всех этих древних свидетельствах имеется немало деталей, которые встречаются и в рассказах лиц, у которых я брал интервью и которые в то же время не могли быть взяты ими из более ранних авторов. Сведенборг, конечно, читал Библию и был хорошо знаком с произведениями Платона. Однако он несколько раз говорил о том, что только что умершие люди некоторое время еще не осознают того, что они умерли. Этот факт снова и снова встречается в рассказах тех, кто переживал непосредственную близость смерти, но об этом ничего не говорится ни в Библии, ни у Платона. В то же время об этом совершенно определенно говорится в "Тибетской книге мертвых", с которой Сведенборг никак не мог быть знаком, т. к. до 1927 года она даже не была переведена.

Возможно ли, чтобы древние свидетельства, которые мы здесь обсуждаем, оказали влияние на тех, кто пережил близость смерти? Все лица, с которыми мне довелось разговаривать об их переживаниях во время клинической смерти, были так или иначе знакомы с Библией, и двое или трое из них кое-что знали об учении Платона. С другой стороны, ни один из них не имел понятия о таких эзотерических книгах, как работы Сведенборга или "Тибетская книга мертвых". В то же время многие детали, которые отсутствуют в Библии или у Платона, постоянно встречаются в свидетельствах, которые я собирал, и эти свидетельства точно соответствуют тому, о чем рассказывают упомянутые никому не известные источники.

Следует признать, что существование сходных и параллельных мест в писаниях древних мыслителей, с одной стороны, и в сообщениях современных американцев, переживших близость смерти, с другой стороны, остается впечатляющим и совершенно необъяснимым фактом. Как могло случиться, - спрашиваем мы себя, - что предания тибетских мудрецов, богословие и откровения апостола Павла, странные видения и мифы, рассказанные Платоном, и духовные откровения Сведенборга так хорошо согласовываются между собой и со свидетельствами наших современников, побывавших ближе, чем кто-либо из живущих, к тому состоянию, которое называется смертью?

Теплым июльским вечером 1759 года на званом ужине в шведском городе Гетеборге, в доме купца Вильяма Кастеля, произошло странное событие.

В столовой, где собрались шестнадцать гостей, царила обстановка непринужденного веселья, бе­седа прерывалась взрывами смеха, слыша­лось позвякивание ножей и вилок. Неожи­данно один из гостей, 71-летний Эмануэль Сведенборг, который пользовался заслу­женной славой серьезного ученого, резко отодвинул от себя прибор и, побледнев, встал из-за стола. Беседа прервалась, на­ступила гнетущая тишина, в которой Све­денборг направился к выходу из столовой. Гости в недоумении переглядывались.

Прошло несколько минут, и ученый вновь появился на пороге. «В Стокгольме начался пожар! - задыхаясь, произнес он. - Огонь уже охватил ближайшие дома и теперь подбирается к моему». Это объяснение не слишком прояснило ситуацию. Никто из собравшихся не мог понять, каким образом Сведенборг узнал о пожаре, бушующем в Стокгольме, расположенном на расстоянии трехсот миль от города, где проходил зва­ный ужин. Может быть, это всего лишь фан­тазии старика, рассудок которого помутил­ся от нескольких рюмок спиртного?


Хозяин дома, как мог, успокоил гостя и попросил остальных продолжать трапезу. Однако на протяжении вечера Сведенборг еще несколько раз проявлял беспокойство - менялся в лице и, не в силах справиться с волнением, принимался мерить шагами столовую. И только в восемь часов ученый вдруг воскликнул: «Слава богу! Пожар уда­лось потушить в трех домах от моего! Мое жилище не пострадало».

На следующий день весть о странном поведении Эмануэля Сведенборга рас­пространилась по Гетеборгу. Люди в не­доумении пожимали плечами. Каково же было изумление горожан, когда вечером из Стокгольма примчался курьер и сообщил о большом пожаре, накануне охватившем город. По его словам, огонь удалось поту­шить лишь в восемь часов вечера.

Человек, далёкий от мистики

Личность Эмануэля Сведенборга, швед­ского ученого и теософа-мистика, пред­ставляется загадочной и в наши дни. Он появился на свет 29 января 1688 года в Стокгольме и умер в Лондоне на 84-м году жизни.

Эмануэль родился в семье священника, получил домашнее образование, а потом изучал в Уппсальском университете древ­ние языки, философию, историю, право и естественные науки. Будучи еще совсем молодым человеком, Сведенборг служил инспектором шахт в Горном управлении и так преуспел в этом, что король Карл XII сделал его своим советником по инженер­ным вопросам. Монарх с интересом изучал чертежи механизмов, выполненные молодым ученым, среди кото рыхбыли машины для пере­движения посуше, под водой и даже по воздуху. Кроме этого, Сведен­борг изобрел паровой котел, пневматичес­кое ружье, предложил новую техно­логию про­кладывания каналов...

В 46 лет Эмануэль Сведенборг стал почетным членом Петербургской Академии наук. Общеевропейскуюсла­вуученомупринесли«Труды пофилософиииминералогии», написанные им в 1734 году. Всего же его научноенаследиесоставляютпятьдесят томов, двадцать из них посвящены мате­матике и астрономии. У него были труды, посвященные также анатомии и геометрии. Современники считали Сведенборга очень практическим человеком, твердо стоящим на ногах и далеким от всякой мистики.

Однако главное событие, перевернувшее всю его жизнь, как записал Сведенборг в своем дневнике, произошло в 1745 году. Незадолго до этого он ощущал странное беспокойство, потом ему начали сниться эротические сны. А затем... Кто-то, воз­можно, решит, что Сведенборг просто впал в безумие...

Путешествие в рай и ад

Апрельской ночью ученый, возвращаясь домой, шел по пустынным лондонским ули­цам, когда услышал вдруг за собой чьи-то шаги. Оглянувшись, Сведенборг увидел не­знакомца, который молча следовал за ним. Сведенборг вошел в свою комнату и обна­ружил, что и его загадочный попутчик на­ходится здесь же.

На недоуменный вопрос тот ответил: «Я - Иисус Христос! - и, гля­дя прямо в глаза растерявшегося челове­ка, произнес: - Ты должен открыть людям, впавшим в грех, неверие и заблуждение, ут­раченную веру. Церковь приходит в упадок, ты должен создать новую Церковь, Церковь Иерусалима». Незнакомец заявил, что теперь дух Эмануэля сможет совершить путешествие в рай и ад, разговаривать там ангелами и демонами. Кроме того, он повелел ученому изучать Библию.

Позднее Сведенборг написал: «В этуночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и благодаря этому множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, Господь Сам руководил моими записями об этом».

Прекрасная жизнь мёртвых

Послушный во ле высших сил, Сведенборг начал с изучения еврейского языка, чтобы читать священные тексты в оригинале. На это ему понадобилось два года. Изучив священное писание, он понял, что в нём заложена основа для его будущего учения.

Учение Сведенборга основывается на вере в бессмертие души и существование потустороннего мира. По его мнению, уме­рев, человек не теряет свободы воли. Пона­чалу он даже не понимает, что умер, потому что в его окружении ничего не меняется. Он ходит по тем же улицам, живет в том же доме, к нему приходят те же друзья. Одна­ко постепенно умерший начинает обращать внимание на то, что краски вокруг него ста­ли более яркими, а эмоции - более сильны­ми. Жизнь становится более насыщенной и, если так можно сказать, осязаемой. Чело­век начинает понимать, что до сих пор всего лишь прозябал, настоящая жизнь началась совсем недавно.

«Общество по своему вкусу»

Вскоре после того, как приходит это пони­мание, к человеку начинают являться анге­лы и демоны. Сведенборг пишет, что ангелы и демоны - это умершие люди, только одни из них возвысились, а другие пали. Чело­век, беседуя с ними, постепенно решает для себя, где ему будет лучше - в раю или в аду. В этом заключается его свобода воли. Об­ласть, в которой оказывается человек пос­ле смерти, является промежуточной меж­ду раем и адом - это область духов. Здесь живут души умерших, здесь они беседуют с ангелами и демонами.

Может пройти очень много времени, прежде чем человек решит, куда ему переместиться из области духов - в рай или ад. В конце концов, он выбирает себе «общество по своему вкусу». Если че­ловек при жизни был склонен к интригам и злым поступкам, он выбирает ад, несмотря на то, что это «страна болот с сожженными городами». Как ни странно, грешникам там живется весьма комфортно, только там они чувствуют себя по-настоящему счастли­выми. Бывает и так, что, ошибочно выбрав для себя местом обитания рай, человек, в жилах которого течет демоническая кровь, потом покидает его и с облегчением обос­новывается в аду.

Рай, как правило, выбирают люди с высо­ким интеллектом. По мнению Сведенборга, именно они отправляются в этот край все­общей любви и труда. В своей книге «О не­бесах, о мире духов и об аде» он подробно описывает все, происходящее в потусто­роннем мире. Он рассказывает о существу­ющем там социальном строе, занятиях оби­тателей. При этом тон повествования таков, что становится ясно - ученый никого ни в чем не пытается убедить. Он просто расска­зывает о том, что видел своими собствен­ными глазами.

Спасение человека – в его разуме!

Интересна описанная Сведенборгом ис­тория отшельника, который при жизни де­лал все, что, по его мнению, должно было помочь ему попасть, в рай. Он удалился в пустыню, отказавшись, от простых челове­ческих радостей, и всё свое время прово­дил в молитве о том, чтобы ему оказаться в раю. После смерти этот отшельник пришел рай, но его появление никого не обрадова­ло: он не смог стать достойным собеседником ангелам, потому что даже не понимал, о чем они говорят.

Проведя свои земные Дни вдали от человеческого общества, не развиваясь духовно, а лишь вознося молитву за молитвой, он сделался праведным, но" примитивным человеком. Пожалев беднягу, Господь сотворил для него кусочек пусты­ни, к которой тот привык при жизни, прямо в раю. И там он смог продолжить свои земные занятия. Отказавшись от радостей жизни, этот праведник сделался никому не нужным - ни на земле, ни на небе.

Сведенборг считает, что единственное спасение человека - в его разуме. Если ты не в состоянии понять, о чем разговарива­ют ангелы, разве достоин ты неба?

Путёвые заметки

Последние тридцать лет своей жизни Сведенборг общался с обитателями рая и ада. Его слуги утверждали, что сами не раз присутствовали при таких беседах. Однако он предпочитал ни с кем не обсуждать со­держание этих бесед: все, что ему удалось узнать о потустороннем мире, он изложил в своих трудах. Услышанное и пережитое ста­рый ученый излагает в скупой, сдержанной манере, напоминающей путевые заметки человека, который объездил много дальних стран и решил, никого ни в чем не убеждая, не навязывая своего мнения окружающим, просто поведать обо всем увиденном.

Просьба вдовы

Вскоре после ночного происшествия 1745 года у Эмануэля Сведенборга открылся дар ясновидения. Пример тому - случай с пожаром, приведенный в начале этой ста­тьи. Было и множество других подобных случаев.

Один, наиболее известный, произошел после того, как скоропостижно умер гол­ландский посланник при стокгольмском дворе, граф Мартевиль. Незадолго до кон­чины граф приобрел мебель, за которую рассчитался сполна. Однако вскоре к его вдове обратился поставщик, который якобы никаких денег не получал. Несчастная жен­щина, еще не оправившаяся после смерти мужа, не представляла, куда покойный по­ложил документ, подтверждающий оплату. В отчаянии она обратилась за помощью к ЭмануэлюСведенборгу,окотором ходили слухи, что он может устанавливать связь, с загробным миром. «Если только люди говорят о вас правду, вы можете спросить у моего мужа, где находятся эти бумаги. Сделайте это, умоляю», - просила она, захлебываясь слезами.

Сведенборг выполнял подобные просьбы неохотно, но на этот раз, жалея бедняжку, не смог отказать. Прошло несколько дней, и Сведенборг явился к вдове такими словами: «Ваш супруг поручил мне сообщить, что скоро сам укажет, где следует искать бумаги».

Через несколько дней вдова увидела сон, в котором ее покойный муж четко указал место, где лежала расписка. Там же она обнаружила бриллиантовую булавку, которую давно считала потерянной.

Королева упала без чувств

Прослышав о невероятных способностях старого ученого, шведская королева Луиза Ульрика пригласила его к себе, чтобы лично убедиться в них. Она попросила Сведенборга встретиться с ее умершим братом, принцем Вильгельмом, и узнать, о чем тот говорил с ней в день последнего свидания. Содержания разговора не знал никто, кроме королевы и ее покойного брата. Таким образом венценосная особа хотела убедиться в необычных способностях Сведенборга.

Через несколько дней Сведенборг сообщил королеве не только содержание разговора с принцем, но и обстоятельства, при которых этот разговор состоялся. Луиза Ульрика была настолько потрясена услышанным, что упала без чувств.

Исследователь потустороннего мира

Эмануэль Сведенборг, инженер, учёный, мистик, предсказал дату собственной смерти. Незадолго до того, как отправиться в мир иной, он пригласил к себе друзей и сказал им, что за всю жизнь не написал ни одного слова лжи. Все изложенное в его книгах, истинная правда!

Известный аргентинский писатель Хор Луис Борхес так отзывался о Сведенборге: «Он гораздо более интересный мистик,чем все другие. Те говорят только, что o ни почувствовали экстаз, и пытаются передать его в литературной форме. Сведенборг - первый исследователь потустороннего мира, к которому надо относиться серьезно».

Юрий Золотов