Хачатурян в м история мировых цивилизаций читать. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века - файл n1.doc

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл. Хачатурян В.М.

3-е изд., испр. и доп. - М.: 1999. - 512с.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

Формат: doc

Размер: 2 ,1 Мб

Смотреть, скачать: 02

Формат: pdf

Размер: 81,5 Мб

Скачать: 02 .03.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Дрофа" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира 9
§ 1. От первобытности - к цивилизации 10
§ 2. Восточные государства-деспотии 15
§ 3. Право или бесправие? 22
§ 4. Пределы власти и пространство свободы 26
§ 5. От мифа к религиям спасения 33
Темы для семинарских занятий 40
Глава II Цивилизация Древней Греции 43
§ 1. Границы цивилизации 46
§ 2. Греческая община-полис 50
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса 57
§ 4. Культура древнегреческого полиса 67
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма 74
Темы для семинарских занятий 79
Глава III Цивилизация Древнего Рима 85
§ 1. Истоки римской цивилизации 87
§ 2. Путь к республике 90
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика 99
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации? 108
Темы для семинарских занятий 120

Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. "Детство" Европы 128
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь 138
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество 144
§ 4. Духовный мир средневековья 152
§ 5. Европа на пороге нового времени 160
§ 6. Истоки "европейского чуда": рождение капитализма 168
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация 173
Темы для семинарских занятий 180
Глава V Византийская цивилизация 184
§ 1. Наследница Римской империи 186
§ 2. Особенности феодализма в Византии 193
§ 3. Империя ромеев 196
§ 4. Духовная жизнь Византии 205
§ 5. Закат Византии 216
Темы для семинарских занятий 219
Глава VI Цивилизации Востока в средние века 226
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация 228
§ 2. Цивилизация Японии 241
§ 3. Исламская цивилизация 249
§ 4. Индийская цивилизация 258
Темы для семинарских занятий 267
Глава VII Российская цивилизация в средние века 270
§ 1. Пространство цивилизации 275
§ 2. Основы монархической власти 278
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России 283
§ 4. Культура России 289
§ 5. Христианство и народные верования 298
Темы для семинарских занятий 305
Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII-XVIII век) 310
§ 1. Новое время 312
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США 321
§ 3. Герои нового времени 339
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять 345
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система 351
Темы для семинарских занятий 357
Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX - начало XX века) 360
§ 1. "Железный" век 364
§ 2. Страны "старого капитализма" 371
§ 3. Германский путь к модернизации 375
§ 4. Россия и модернизация 379
§ 5. США: путь к лидерству 387
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации 394
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма 409
Темы для семинарских занятий 422
Глава X. XX век: к постиндустриальной цивилизации 430
§ 1. Мировые войны 431
§ 2. Тоталитаризм 441
§ 3. Капитализм в XX веке 452
§ 4. Россия: на пути к построению социализма 462
§ 5. Пути развития стран "третьего мира" 472
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения 484
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность? 491
Темы для семинарских занятий 497

Сюжет: Книга дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, автор использует для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Перед вами пройдет вся история мировых цивилизаций, начиная с древнейших (шумерской, древнеегипетской, китайской, индийской, персидской, иудейской), феодальных (византийской, мусульманской, европейской, русской, монгольской) и заканчивая современными.

Оглавление
Введение
Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности - к цивилизации
§ 2. Восточные государства-деспотии
§ 3. Право или бесправие?
§ 4. Пределы власти и пространство свободы
§ 5. От мифа к религиям спасения
Темы для семинарских занятий
Глава II Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации
§ 2. Греческая община-полис
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития по¬лиса
§ 4. Культура древнегреческого полиса
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма
Темы для семинарских занятий
Глава III Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации
§ 2. Путь к республике
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?
Темы для семинарских занятий
Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество
§ 4. Духовный мир средневековья
§ 5. Европа на пороге нового времени
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация
Темы для семинарских занятий
Глава V Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи
§ 2. Особенности феодализма в Византии
§ 3. Империя ромеев
§ 4. Духовная жизнь Византии
§ 5. Закат Византии
Темы для семинарских занятий
Глава VI Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация
§ 2. Цивилизация Японии
§ 3. Исламская цивилизация
§ 4.Индийская цивилизация
Темы для семинарских занятий
Глава VII Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации
§ 2. Основы монархической власти
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России
§ 4. Культура России
§ 5. Христианство и народные верования
Темы для семинарских занятий
Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половинаXVII-XVIIIвек)
§ 1. Новое время
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США
§ 3. Герои нового времени
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система
Темы для семинарских занятий
Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX- началоXXвека)
§ 1. «Железный» век
§ 2. Страны «старого капитализма»
§ 3. Германский путь к модернизации
§ 4. Россия и модернизация
§ 5. США: путь к лидерству
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма
Темы для семинарских занятий
Глава X. XXвек: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны
§ 2. Тоталитаризм
§ 3. Капитализм в XX веке
§ 4. Россия: на пути к построению социализма
§ 5. Пути развития стран «третьего мира»
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?
Темы для семинарских занятий

Аудио: MP3, 96 Кбит/с
Размер: 706 Мб
Продолжительность: 17:08:14
Язык: Русский

В.М. ХАЧАТУРЯН

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10-11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособия

подготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5-7107-2643-5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10-15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто­ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по­ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на­учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче­ское и свободное мышление, новое многомерное виде­ние истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за осно­ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при­вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада­чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз­ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо­ды - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря­мой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебни­ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечествен­ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясня­ется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «город­ской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопос­тавлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, гру­бый. Значит, уже в древности люди осознавали разни­цу между жизнью цивилизованной и грубой, варвар­ской.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс про­должается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать парал­лельно.

Среди них можно выделить две основные разновид­ности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечест­ва, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жиз­ни человечества произошли большие изменения, кото­рые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и пост­индустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называ­ют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилиза­ция», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация ох­ватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет исполь­зоваться в учебнике.

В.М. ХАЧАТУРЯН

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10-11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом "Дрофа" 1999

Методический аппарат пособия

подготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5-7107-2643-5

"Дрофа", 1996

Введение

В последние 10-15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие "цивилизация", новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто­ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по­ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на­учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче­ское и свободное мышление, новое многомерное виде­ние истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за осно­ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при­вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада­чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз­ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо­ды - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря­мой зависимости "надстройки" от "базиса". В учебни­ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечествен­ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово "цивилизация" является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия "цивилизация" объясня­ется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.

Слово "цивилизация" имеет латинский корень, оно происходит от слова "с1у1з", что означает "город­ской, государственный, гражданский". И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопос­тавлялось понятию "зЦуаНсиз" - лесной, дикий, гру­бый. Значит, уже в древности люди осознавали разни­цу между жизнью цивилизованной и грубой, варвар­ской.

В XVIII в. понятие "цивилизация" прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс про­должается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать парал­лельно.

Среди них можно выделить две основные разновид­ности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечест­ва, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жиз­ни человечества произошли большие изменения, кото­рые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и пост­индустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называ­ют "цивилизациями": "доиндустриальная цивилиза­ция", "индустриальная цивилизация" и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-" личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация ох­ватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет исполь­зоваться в учебнике.

Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует по­мнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые зани­мают определенную территорию и имеют свои осо­бенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации - это своего рода "единицы", составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с грани­цами государств. Однако бывают и "исключения". На­пример, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных госу­дарств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от дру­гих цивилизаций.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные "компоненты": географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

Локальный - в переводе с латыни означает "мест­ный". В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

структура, законодательство, церковь, религия, фило­софия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый "компонент" несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилиза­ции. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с те­чением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, "яд­ро", благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Тем не менее неповторимость, уникальность ло­кальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

В.М. ХАЧАТУРЯН

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10-11 классы

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособия

подготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5-7107-2643-5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10-15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто­ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по­ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на­учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче­ское и свободное мышление, новое многомерное виде­ние истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за осно­ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при­вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада­чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз­ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо­ды - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально- экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря­мой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебни­ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечествен­ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясня­ется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «город­ской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопос­тавлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, гру­бый. Значит, уже в древности люди осознавали разни­цу между жизнью цивилизованной и грубой, варвар­ской.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс про­должается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать парал­ лельно.

Среди них можно выделить две основные разновид­ности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечест­ва, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жиз­ни человечества произошли большие изменения, кото­рые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и пост­индустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называ­ют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилиза­ция», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация ох­ватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет исполь­зоваться в