Как называются часы в кремле. Кремлевские куранты: история и современность. Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Куранты были установлены в 1851 - 1852 годах. Слово "Куранты" пришло к нам из французского языка, где Courant (курант) означает - текущий.

Механизм кремлевских курантов уникален. Вес часов около 25 тонн. Диаметр циферблата (их четыре) 6,12 метра. Высота каждой цифры на циферблате 72 см. Механизм приводится в действие тремя гирями, каждая из которых весом от 10 до 14 пудов (1 пуд = 16 кг.). Длина часовой стрелки - 2,97 метров, а минутной - 3,28 метров.

История часов на Спасской башне

Первые часы появились на Спасской башне между 1491 и 1585. В 1624-1625 Головей установил новые часы-куранты. Детали механизма для курантов были выполнены кузнецами и часовщиками из Великого Устюга Жданом, его сыном Шумилом и внуком Алексеем.

В пожаре 1626 часы сгорели, и в 1628 Головей построил вторые часы для Спасской башни. В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола, которые, падая, разрушили два свода башни.

К 1668 Спасская башня была восстановлена и на ней установлены третьи часы.

В начале 18 века Петр I решил поместить на Спасской башне новые голландские часы. В 1706 году часы были установлены, но в связи с перенесением столицы в Петербург часы постепенно пришли в негодность, а в 1737 году при очередном пожаре сгорели.

В 1763 году в были обнаружены английские курантовые часы. Часовой мастер Фатц (Фац) (специально вызванный из Германии) установил эти часы на Спасской башне к 1770 году.

В 1851-1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили новые часы, использовав старые детали. Часы играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Д.С. Бортнянского и «Преображенский марш» в 3, 6 и 9 часов утра. Повреждённые артиллерийским снарядом в 1917 куранты в 1918-19 были восстановлены кремлёвским слесарем Н.В. Беренсом. Художник М.М. Черемных заменил прежние мелодии на «Интернационал», начало которого куранты играли в полдень, и революционную песню «Вы жертвою пали», звучавшую в полночь.

Сейчас механизм часов полностью электрифицирован и соединён специальным подземным кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П.К. Штернберга. Часы показывают абсолютно точное московское время.

В 1996 на Спасской башне в дополнение к колоколам были установлены металлические била, которые в 12-00 и в 00-00 вызванивают гимн Российской Федерации, а каждую четвёртую часть суток мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки.

В литературе

,

"Понедельник начинается в субботу" (1965 г.), ист. 2 гл. 3: "Я был ошеломлён и не заметил, как в руке у меня очутился стакан. Пробки грянули в щиты Джян бен Джяна, шипя полилось ледяное шампанское. Разряды смолкли, джинн перестал скулить и начал принюхиваться. В ту же секунду кремлёвские часы принялись бить двенадцать."

Изображения

Кремлевские куранты

Видео

Как устроены кремлевские куранты

Первые часы на Спасской башне Кремля появились еще в XVI веке, по крайней мере, об этом свидетельствует упоминание часовщиков, находящихся на службе при Спасских воротах. За труды им полагалось неплохое годовое жалованье: по 4 рубля и 2 гривны деньгами, а также по четыре аршина на кафтан. Однако первые часы были проданы Спасскому монастырю в Ярославле на вес, так что англичанин Кристофер Галлоуэй изготовил новые.

Циферблат показывал дневные и ночные часы, в зависимости от времени года и долготы дня их соотношение менялось. При этом вращалась не стрелка, выполненная в виде золотого луча солнца, а сам циферблат.

Галлоуэй то ли в шутку, то ли всерьез объяснял это тем, что «так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Эти куранты сгорели в 1656 году. Часовщик на допросе после пожара сказал, что «заводил часы без огня и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Современники рассказывали, что когда царь Алексей Михайлович, вернувшись из литовского похода, увидел обгоревшую Спасскую башню, то горько заплакал. Восстановить часы решили только спустя 13 лет. Все металлические части «мылись в большом корыте», а затем двое суток варились в огромном пивном котле. После тщательной чистки всех металлических частей, на что пошел целый воз мелкого речного песку, их протерли ветошью и обильно «смазали квашеным салом». Однако к 1702 году они пришли в полную негодность.

Петр I распорядился доставить в Москву новые часы «с колокольной игрой с танцами, на манер, каковы в Амстердаме». Из Голландии механизм, купленный за 42 тыс. серебряных талеров, привезли на 30 подводах. Звон 33 колоколов, установленных на Спасской башне Кремля, был слышен, по воспоминаниям иностранцев, «в окрестных деревнях более чем на десять верст». Также там установили дополнительные колокола-набаты, оповещающие о пожарах в городе. Циферблат на петровских часах наконец-то стал привычного вида, с 12-часовыми делениями.

Мелодию часов, которую москвичи услышали в 9 утра 9 декабря 1706 года, история, к сожалению, не сохранила. Куранты прослужили до 1737 года и погибли в очередном пожаре. Чинить их не спешили — столица к тому времени была перенесена в Петербург. Спустя почти 30 лет в Грановитой палате нашли большие английские курантовые часы, невесть как туда попавшие. Установить их пригласили немецкого мастера, который настроил их так, чтобы они играли мелодию «Ах, мой милый Августин».

Это единственный в истории страны случай, когда куранты играли иностранную мелодию.

К 1851 году от пожаров (включая охвативший весь город в 1812 году) и ремонтов куранты пришли, по характеристике компании «Братья Бутеноп», «в состояние, близкое к совершенному расстройству». Эти же братья изготовили новый механизм и провели реставрацию часового помещения. Новые железные циферблаты были установлены на всех четырех сторонах. Николай I распорядился оставить для звона две мелодии из 16 наиболее знакомых москвичам: «…чтобы часовые куранты разыгрывали утром — Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером — молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». При этом от исполнения «Боже, царя храни» колоколами император отказался, написав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год, пока Ленин не решил: «Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком». Таким образом восстановленные часы с 18 августа 1918 года начали играть «Интернационал» в 6 утра, а в 9 утра и в 15 часов — «Вы жертвою пали…». Впоследствии «Интернационал» оставили на полдень, а «жертв» — на полночь, но с 1932 года остался только «Интернационал». Впрочем, властвовать над ушами горожан ему пришлось недолго: поскольку устройство курантов подвергалось деформации от времени и морозов, мелодия становилась неузнаваемой. Так что в 1938 году часы замолчали — на целых 58 лет! Во время инаугурации Ельцина куранты с добавленными колоколами сыграли «Патриотическую песню» Глинки. Позже к этой мелодии добавился хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

Сейчас куранты бьют Государственный гимн Российской Федерации в полдень, полночь, 6 утра и 18 часов, а в 3 и 9 утра, 15 часов и 21 час исполняется «Славься». Интересно, что многие считают удары колокола (первый или последний) в полночь 31 декабря возвещающими наступление нового года.

Однако на самом деле новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

Часы на здании Центрального телеграфа

Первая телеграфическая станция размещалась в здании Николаевского вокзала на Каланчевской площади (ныне — Ленинградский вокзал на Комсомольской площади). Через четыре года, с целью удобства пользования телеграфом во время пребывания императора в Москве, принято Предположение на устройство телеграфической станции в Кремлевском дворце в Москве. В этом документе предписано: «Назначено устроить телеграфическую станцию с учреждением на оной приема депеш как частных». В 1859 году в связи с развитием телеграфной сети в Газетном переулке открывается Московская телеграфная станция.

Со стороны Никитского переулка можно увидеть огромные часы, а внимательные наблюдатели заметят, что цифра «четыре» на циферблате сделана на старинный манер — IIII, тогда как на той же Спасской башне она обозначается традиционно — IV.

Сам часовой механизм, который необходимо заводить каждую неделю, изготовлен фирмой «Сименс-Гальске». На тот момент это была самая практичная и высокотехнологичная система контроля времени. И самая точная — именно с этими часами сверялись министерства и Московский университет. Еще в Положении о приеме и передаче телеграфических депеш по электромагнитному телеграфу, утвержденном Александром II в 1855 году, имелся особый параграф «...о поверке часов всех станций на всех телеграфах империи», так что внимание точному времени уделялось огромное.

Часовая станция, размещенная в «сердце» телеграфа, бесперебойно работает уже около 80 лет, передавая импульсы на все вторичные часы здания. А «наружные куранты» установлены в чердачном помещении. Примечательно, что все это время часы отмечают каждые полчаса и час боем колоколов. Правда, жители соседних домов еще в 30-е годы прошлого века пожаловались на шум, и с тех пор часы бьют тише. А в наше время их звона не слышно вообще из-за шума Тверской улицы.

Кстати, колокол телеграфа, как и крыша, зеленого цвета. Но это не медная патина, а краска, нанесенная на объекты в военное время в целях маскировки, — ведь телеграф всегда являлся важным стратегическим объектом и первой целью в воздушных налетах.

Кроме необычных часов, на здании Центрального телеграфа ныне можно увидеть один из ранних проектов герба Советского Союза (1923): земной шар окружен колосьями, вверху красная звезда, по сторонам серп и молот.

Часовая башня главного здания МГУ

Часы на главном здании МГУ вполне могут называться «русским Биг-Беном». Точнее, четырьмя «биг-бенами», поскольку на каждой башне по два циферблата, смотрящих на разные стороны света. Инженеры так и называют их: Восточные часы, Северные, Южные и Западные. Диаметр их циферблата девять метров, как и у лондонской достопримечательности. Раньше они считались самыми большими в мире, но сейчас отодвинулись в конец десятки и делят место с часами железнодорожного вокзала швейцарского городка Арау. Длина минутной стрелки — более четырех метров, и однажды часы чуть ее не лишились. Мастера при очередной смазке ослабили шестерни немного больше, чем следовало, и огромную стрелку буквально пришлось удерживать руками, чтобы она не рухнула вниз.

Часы были установлены в 1953 году, когда было завершено строительство главного здания МГУ. Изначально маятниковый механизм приводили в движение тяжеленные гири, спускавшиеся на тросах в шахты глубиной в шесть этажей. Однако обслуживать систему приходилось множеству людей, что было просто невыгодно. Поэтому в 1957 году все башенные часы МГУ были переведены на работу от электродвигателя. Кроме того, советский инженер Евгений Лапкин изобрел, сконструировал, внедрил и запатентовал уникальную разработку. А именно часовую электрическую станцию с системой обратного контроля, связавшую все 1500 часов, находящихся в зданиях университета. Если ход хотя бы одних часов нарушался, сигнал об этом тут же поступал на табло, и мастер на станции точно знал место неисправности.

В 1983 году случился курьез.

Бдительные советские пенсионеры написали письмо в газету «Правда» с жалобой на то, что часы на разных башнях МГУ показывают разное время.

Дескать, непорядок. Поднялась шумиха, срочно выслали корреспондента, который, прибыв на место, к собственному удивлению, выяснил: оказывается, на университете установлены не только часы, но и самые крупные в мире барометр и термометр, которые и «показывали время» вразнобой.

После первого и единственного крупного ремонта в 2000 году у часов появилось новое «сердце» — современный мотор. Часовая станция теперь автоматически корректирует время по сигналам радиотрансляционной сети. Кроме этого, управляет звонками, извещающими о начале и конце занятий, что для МГУ немаловажно. Если же происходит временное отключение электричества, часы «запоминают» время на срок до 30 суток и автоматически выставляют все 1500 вторичных часов. А ведь когда-то часы останавливали и дожидались момента, когда положение стрелок совпадет с «правильным» временем.

Часы на Центральном театре кукол имени Образцова

Знаменитые часы, сделанные из того же материала, что и детали для реактивных самолетов, на здании кукольного театра были установлены в 1970 году параллельно с открытием самого центра. Часы на унылой бетонной коробке без окон привлекают внимание необычным видом: это ансамбль из 12 домиков с коваными закрытыми дверцами. Когда стрелка указывает на домик, они распахиваются, раздается кукареканье и под музыку «Во саду ли, в огороде» из домика выходит какой-либо сказочный персонаж — животное или птица. В «зверинце» есть осел, сова, кот, заяц, лиса и другие персонажи, меняющиеся от времени суток. В полдень и в полночь из домиков выходят сразу все животные, часто собирая большую толпу зрителей.

Поначалу громкое кукареку разносилось чуть ли не по всему Садовому кольцу, причем петух кукарекал и ночью, вызывая у жителей соседних домов желание свернуть ему шею.

Поэтому позже часы перевели на два режима работы: ночной и дневной.

Идея с кукольными часами, строго говоря, не нова: еще в Средние века большие, так называемые башенные часы часто устанавливали на монастырях и в городских ратушах Германии, Англии и Италии. Затейливые фигуры иногда разыгрывали целые представления, а появляясь в ночи, пугали случайных прохожих.

Что касается московских часов, то в театре для них раньше была выделена целая комната, где располагался механизм, а два человека из специальной службы часов следили за техникой и включали магнитофоны с записями соответствующих «голосов». После того как часы стали полностью электронными, качество техники сильно снизилось. Они перестали корректироваться контрольными часами, поэтому могут иногда отставать или спешить, а крик петуха теперь еле слышен даже днем, особенно учитывая вечно ревущее Садовое кольцо.

Часы породили такое понятие, как «час волка», знакомое каждому любителю выпить в советские времена.

Находящийся напротив театра гастроном торговал водкой ровно с 11 утра. В это время на часах кричал петух, а из домика показывался волк. И все, у кого после вчерашнего «горели трубы», словно дети, радовались появлению этой фигурки с ножом, намекающей о нарезке закуски.

Часы на Киевском вокзале

Башня с механическими часами — визитная карточка Киевского вокзала. Автор здания Иван Рерберг долго не мог решить, на каком месте можно построить башню, и в итоге вынес ее за пределы основного строения.

Крышу башни охраняют четыре скульптуры двухметровых орлов, восседающих на углах технического балкона. Такие же орлы стоят на Бородинском поле, а столетие одноименной битвы отмечали в год начала строительства вокзала.

Впрочем, от голубиного нашествия хищные птицы не спасают, и именно из-за голубей часы пришлось дважды останавливать, 40 и 10 лет назад.

Циферблаты часов выполнены из витражного мозаичного стекла белого цвета и расположены со всех четырех сторон башни. Механизм часов был изготовлен в Швейцарии, по сути это простые ходики, почти не отличающиеся от часов с кукушкой. В 1918 году устройство подняли на башню с помощью лебедки и установили в деревянной будке-футляре. С тех пор они отсчитали уже более 50 млн минут. Сам механизм часов (весом 250 кг) до сих пор подводится вручную, как и на кремлевских курантах, а всего таких часов по всей России не более десятка.

Спасская башня является одним из самых узнаваемых строений на постсоветском пространстве, ведь именно на ней установлен символ России - кремлёвские куранты, бой которых отсчитывает последние секунды каждого уходящего года для всех россиян

Спасская башня была возведена в 1491 году и первоначально носила название Фроловской, в честь находящейся неподалёку церкви Фрола и Лавра, но позже была переименована в Спасскую после установки над воротами иконы "Спас Нерукотворный", позже утерянной во время Октябрьской революции


Вначале башня была примерно вдвое ниже, но позже, в 1624-1625 годах над ней возвели многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. В середине XVII столетия на Спасскую водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российской империи, после чего двуглавые орлы появились ещё и на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях Кремля


Издавна Спасские ворота считались святыми - вот почему через них нельзя было проезжать верхом, а мужчины при проходе через ворота должны были снимать головные уборы. Если кто-то ослушивался этих правил - должен был искупить свою вину пятьюдесятью земными поклонами. Есть таже интересная легенда, согласно которой в тот момент, когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку)

Раньше по обе стороны Спасской башни находились часовни, принадлежавшие Покровскому собору и снесённые в 1925 году


Куранты

Именно на Спасской башне находятся знаменитые куранты, существовавшые уже в XVI веке. Первые часы были установлены в 1625 году, специально для них было отлито 13 колоколов, но тогда на их циферблате не было стрелок и делился он на 24 части, обозначённые медными, покрытыми позолотой буквами - время показывалось путём поворота самого циферблата


Привычный нам 12-часовой циферблат был установлен на кремлёвских курантах в 1705 году, по указу Петра I, а с 1706 по 1709 год проводилась замена старых часов на голландские куранты, которые прослужили до середины XIX столетия


Куранты , которые мы видим сегодня, были созданы в 1851-1852 годах. Во время штурма Кремля большевиками в часы попал снаряд, из-за чего пришлось заново изготавливать новый 32-килограммовый маятник, восстанавливать одну стрелку и часовой механизм. В 1932 году на курантах установили новый циферблат, на который потратили 28 килограмм золота. Полная реставрация часов была проведена в 1974 году - тогда же была установлена специальная система автосмазки деталей механизма. Последняя серьёзная реставрация проводилась в 1999 году. На фото - часть механизма московских курантов

На существование кремлёвских часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что у Спасских, Тайницких и Троицких находились на службе часовники. В 1624 г. старые часы были проданы Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками были установлены часы. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы, купленные им в Голландии. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов. Однако, голландские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских поданных братьев Иоганна и Николая Бутеноп. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г.

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 г.

2 ноября 1917 г. при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 г. по указанию Ленина („Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком“) кремлёвские куранты было решено восстановить. Для этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, так, как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. С большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 кг, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 г. с помощью сыновей Беренс смог запустить куранты. Художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

В 1932 г. был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовано 28 кг золота. В качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 г. работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную.

С 1996 г. в полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г.

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Общий вес курантов - 25 т. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2 160 кг.

Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 г. их заводят с помощью трёх электромоторов.

Фото: Stepan Kildishev/Rusmediabank.ru

Неотъемлемым атрибутом Красной площади являются часы на Спасской башне Кремля.

Без них мы не представляем себе , по ним отмеряем московское время. А ведь у кремлевских курантов довольно бурная история, которая началась 700 лет назад…

Человек с молотом и небесный циферблат

Первые башенные часы в Кремле появились в XIV в. при Великом князе Василии I. Они представляли собой сложный механизм и состояли из человеческой фигуры, железного молота и колокола. Каждый час «человек» отбивал время, ударяя в колокол. В 1491 году, когда вместо белокаменного возводили кирпичный Кремль, на Фроловской (впоследствии Спасской) башне были установлены первые «классические» куранты.

В летописях упоминается, что в 1624 г. пришедший в негодность кремлевский хронометр «списали» и продали Спасскому ярославскому монастырю за «смешную» цену в 48 рублей. Какое-то время Спасская башня оставалась вовсе без часов. Однако, вступив в 1625 г. на российский престол, царь Михаил Федорович Романов сделал заказ на новые башенные часы известному английскому часовых дел мастеру Христофору Головею. «Команда профессионалов» под руководством Головея изготовила и водрузила на Спасскую башню часы с тринадцатью колоколами. Правда, узнать по ним время было не так-то просто: часы обладали огромным вращающимся циферблатом, но не имели обычных стрелок…

Циферблат был сколочен из досок и выкрашен в голубой цвет, имитируя небо. По нему было разбросано множество звездочек из жести. Наверху находилось изображение солнца, испускавшего неподвижный луч, который и играл роль часовой стрелки. Деления были обозначены буквами старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола, перезвон которых слышался более чем за 10 верст.

Увы, в 1626 г. часы сгорели. Их отреставрировали, но они постоянно барахлили, а в конце XVII столетия и вовсе вышли из строя…

Петровские нововведения

В 1705 г. ввел в России единый суточный отсчет времени и отдал распоряжение заменить старомодное «диво» голландскими башенными часами с двенадцатичасовым циферблатом. Они отбивали не только каждый час, но и четверти часа, а также играли музыку. Однако, часы постоянно ломались. Во время пожара 1737 г. деревянная «внутренность» Спасской башни сильно пострадала, а куранты получили настолько сильные повреждения, что перестали проигрывать мелодии.

Екатерининские и николаевские

Екатерина II отдала распоряжение демонтировать старые часы. На их место были установлены другие, из Грановитой палаты Кремля. Монтажом на сей раз занялся немецкий часовых дел мастер Фац. Так в 1770 г. на башне появились четвертые по счету куранты, игравшие легкомысленную песенку «Ах, мой милый Августин».

Новые куранты, прозванные Екатерининскими, продержались достаточно долго. Во время пожара Москвы в 1812 г. они перестали идти, но были восстановлены через три года часовщиком Яковом Лебедевым, за что его удостоили особого звания - «мастер Спасских часов». После этого они исправно шли более восьмидесяти лет. В 1851 г. их отреставрировали, но для этого пришлось заменить всю начинку. Количество колоколов увеличилось с 24 до 48: 16 переместили сюда с Троицкой и 8 - с Боровицкой башен. По повелению императора Николая I отреставрированные куранты отныне в 3 и 9 ч. играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», а в 6 и 12 ч. - марш лейб-гвардии Преображенского полка.

Конец музыки…

Октябрьская революция, разумеется, внесла свои коррективы. Во время штурма Кремля рабочий механизм курантов был поврежден артиллерийским снарядом. У часов переломилась стрелка. Починку поручили опытному слесарю Николаю Беренсу. К июлю 1918 г. часы удалось исправить. Правда, теперь в 12 ч. дня они в соответствии с веяниями времени исполняли «Интернационал», а в полночь - «Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

В 1932 г. по указанию был изготовлен новый циферблат, который представлял собой точную копию старого. Мелодию оставили одну - «Интернационал». Правда, шесть лет спустя и он перестал звучать: музыкальный механизм был признан изношенным…

В последний раз в советскую эпоху реконструкция Кремлевских курантов проводилась в 1974 г. специалистами из НИИ часовой промышленности. Часы были остановлены на 100 дней. За это время удалось полностью разобрать механизм и заменить изношенные детали. Также отныне куранты стали управляться электронным, а не ручным способом. Но музыки они больше не играли.

Символ возрожденной России

В следующий раз часы исполнили музыкальную мелодию лишь в 1996 г., на инаугурации первого президента России Бориса Ельцина, избранного на второй срок. В полдень и в полночь отныне звучала «Патриотическая песня», с 1993 по 2000 год являвшаяся официальным гимном страны, а в три и девять часов – ария «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Начиная с 1999 г. кремлевские куранты стали исполнять новый, официально утвержденный гимн России…