Как обрести душевный мир. Вопросы для обсуждения

Все мы знаем, как любят дети всякие небылицы. Ребенок часами увлеченно сочиняет: то про папу, который может всех победить, то про маму, которая на самом деле не домохозяйка, а зачарованная принцесса, и сам выдумщик, оказывается, может летать, и делает это каждую ночь после вечерней сказки, а на балконе у него живет маленький добрый дракончик…

Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

Наследие скоморохов
На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель », на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом...

Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное,
Чтобы курочка
бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую
поличку взнес,
А безрукий клеть
обокрал,
Голопузому за пазуху
поклал,
А безногий вперед
побежал,
Безголосый караул
закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное?

Прощайте, колыбельные!
Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
Няньками в патриархальных семьях часто были 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.

Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была
вежливая,
На свинье к обедне
езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков
с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны...

Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

Вспомним Пушкина
Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку
засмолили и
написали: «Огурец».
Там на неведомых
дорожках
Скелеты прыгают
на ножках,
А тридцать
три богатыря
В помойке ищут
три рубля.
А с ними дядька Черномор
У короля полтинник спер.
Там царь Кощей
по рынку ходит,
И спекуляцию наводит.
Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет
с одной ногой…

Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.

КАК ОБРЕСТИ МИР И СЧАСТЬЕ.

1. Восемь слов, которые могут изменить вашу жизнь.
Наши мысли делают нас тем, кто мы есть. Наше мышление определяет нашу судьбу. Существует изречение: "Человек - это то, над чем он думает на протяжении дня". Основная проблема - правильный выбор направления мысли. Нужно понять: "Вы не то, что о себе думаете, вы то, о чем вы думаете".
Если вы хотите обрести спокойствие души и счастье, следуйте правилу: "Думайте о светлом, бодритесь, и вы будете чувствовать себя веселыми и бодрыми".

2. Дорого обходится попытка расквитаться
Основной чертой характера лиц, больных гипертонией, является обидчивость. За постоянно переживаемой обидой следует повышение давления и болезнь сердца.
Есть старая пословица, что человек, который не способен рассердиться - дурак, а человек, который не позволяет себе сердиться - мудрец.
Поэтому, не надо пытаться расквитаться с врагами, так как это выходит себе дороже, давайте поступать таким образом: не тратить время на людей, которых мы не любим.

3. Поступая так, вы будете страдать от чувства неблагодарности.
В природе человека забывать быть благодарным, так что, если мы настроим себя на получение каждый раз благодарности, то многократная головная боль нам обеспечена. Если мы хотим обрести счастье, давайте не будем думать о чьей-то благодарности или неблагодарности, а просто получать радость, давая что-то.
Неблагодарность естественная, как сорняк. Благодарность - как роза. Ее нужно поливать, растить, любить и защищать. Если наши дети неблагодарны, то кого винить в этом? Видимо нас.

4. Возьмете ли вы миллион долларов в обмен на то, что имеете?
Подарите ли вы оба глаза хоть за миллион долларов? За сколько бы вы отдали свои ноги? А руки? Ваших детей? Семью? А ценим ли мы это? "Мы редко думаем о том, что у нас есть, зато всегда о том, чего недостает нам".

5. Найдите себя и будьте самим собой.
Помните, что нет на земле второго такого человека, как вы. Желание быть самим собою старо, как мир, и универсально, как человеческая жизнь. Нежелание быть самим собой - это скрытая причина многих неврозов и комплексов. Нет несчастнее человека, жаждущего быть кем-то другим, а не тем, что он есть по складу ума и телосложения. Чтобы обрести спокойствие от тревог, следуйте правилу: "Не подражайте другим. Найдите себя и будьте самим собой".

6. Если вам достался лимон, делайте лимонад.
Чтобы преодолеть чувство беспокойства, нужно из лимона, который вам достался, сделать лимонад. Если лимон достался дураку, то он отказывается от него и говорит: "Я невезучий. Это судьба. У меня нет никакого шанса". Если лимон достается умному человеку, он думает: "Как я могу превратить этот лимон в лимонад?". Одна из самых поразительных способностей человека является способность "превратить минус в плюс". Предположим, что мы подавлены и чувствуем, что не можем обратить свой лимон в лимонад. Но есть две причины, по которым мы должны все же попытаться сделать это. Во-первых, мы можем добиться успеха. Во-вторых, если мы даже не добьемся успеха, просто попытка обратить минус в плюс заставит нас посмотреть вперед, а не назад, она заменит нам отрицательные эмоции положительными, она высвободит творческую энергию и займет вас так, что у вас не останется времени на то, чтобы оплакивать прошлое и навеки ушедшее.
Следуйте правилу: "Если судьба преподносит вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад".

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Как обрести мир и душевный покой. Три источника душевных сил

Где взять силы? Когда все плохо, когда все очень-очень плохо – и свет не мил, и жизнь не удалась, и все вокруг как сговорились портить жизнь, и никто-никто не любит…. Что делать? Если уж решила, что детке, носимому под сердцем, нужно их – дать?

Тогда имеет смысл первым делом заглянуть в себя.

Ощутить внутри – родники серебряные.

Золотые россыпи.

Крутим ворот. Медленно, раскачиваясь на цепи, из прохладной глубины поднимается деревянная бадейка, полная холодной живительной воды.

Приникаем губами и жадно, проливая на босые ноги ледяную воду родника, питающую колодец души, – пьем.

Да, у каждой из нас, сестры, есть собственные резервы, источники, к которым можно обратиться в скорбную минуту.

Но ведь может – не помочь. Может колодец – пересохнуть, обмелеть, так что на дне его останутся лишь ил и грязь.

Из книги Богоизбранность. В двух томах. Том 1 автора Лайтман Михаэль

3.2 Обрести душу свою Эгоизм, т.е. развитие с эгоистическим намерением, привело человечество к возникновению большого разрыва между развитием моральным и технологическим. Именно этого боялись уже Аристотель и Платон, преграждая путь к наукам людям недостойным, морально

Из книги Как относиться к неверующим и другие советы преподобного Серафима Саровского автора Саровский Серафим

Как приобрести и сохранить мир душевный Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «Проидохом сквозь огнь и воду; и извел еси ны в покой» (Пс. 65,12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые

Из книги Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах автора Авдеев Дмитрий Александрович

39. Вопрос: Как обрести душевный мир? Единственно правильный путь к исцелению от болезненой нервности лежит через истинную Православную веру, покаяние и исправление своей жизни согласно заповедям Божиим. Главное для человека – понять греховные истоки своего заболевания,

Из книги Движимые вечностью автора Бивер Джон

ПОТЕРЯТЬ, ЧТОБЫ ОБРЕСТИ Это обмен: мы должны отдать свою жизнь полностью, а вместо нее получать Его жизнь (натуру). Иисус неоднократно пытался донести до нас следующее: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (забыть, игнорировать, перевести взгляд с самого себя и

Из книги Чтения по литургическому богословию автора (Милов) Вениамин

Душевный пост Телесным постничеством обессиливаются только две душевных и притом поверхностных страсти - блуд и чревоугодие. Глубже их в душе лежат корысть и гордость со всеми проявлениями зла.Отсюда истинный и приятный Богу пост души есть отложение разновидностей

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Мир душевный, или спокойствие По приобретении нами малого душевного спокойствия бес тщеславия понуждает идти в мир для спасения погибающих душ. , потому что познается эта добродетель только опытно, по мере преуспеяния человека в духовной жизни. Мир, по

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Как обрести веру? 14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего? 15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую

Из книги Основы искусства святости, том 1 автора Варнава Епископ

Отдел III. «Душевный человек в борьбе со страстями» Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической. § 1. Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной. Мы уже выше видели, что

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

471. Благодатная отрада. Примирение с болезнью. Как созидать душевный покой Милость Божия буди с вами! Письма ваши дышат отрадою, особенно последнее, где вы описываете бытие у вас чудотворной Вышенской иконы Божией Матери. Вот какую милость явила вам Матерь Божия! Да

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

548. Душевный покой приобретается строгим исполнением обетов монашества Милость Божия буди с вами! Монастырь - тихое пристанище. Отчего же душа ваша не имеет покоя? Посмотрите, не от того ли, что вы не все, требуемое монашеством, исполняете, как следует, и совесть ваша

Из книги автора

МИР ДУШЕВНЫЙ Вы еще не победили страстей и имеете залоги оных в сердцах своих, но при мире не знаете об них; а враг, оными возмущая, вас борет. Вам есть случаи к истреблению оных: самоукорением, самосознанием и объяснением друг другу; но это дело не одного дня или случая, но

"Чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности"
(И.Кант)

"Разумом все управляется, но страстью все живет".
(А.С.Хомяков)

Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови.
(Преподобный Исаак Сирин).

«Да, бой с самим собой - Есть самый трудный бой. Победа из побед - Победа над собой».
(Ф. Логау)

"Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?"
(святитель Игнатий)

"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9,12)

«Первый признак здравия души есть видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
(св. Петр Дамаскин)

"Старайся жить, как Бог велит, а не как "все живут" , потому что "мир во зле лежит".
прп. Иосиф

"Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия; слишком огорчаться внутренними – признак гордости".
Игумен Никон (Воробьев)

В тексте использованы высказывания:

Святителя Игнатия (Брянчанинова).
Игумен Никон (Воробьев)
А.И. Осипова.

Мы, сейчас живем в непростое время. Развилась жизнь вещественная, исчезает жизнь духовная, наслаждения и попечения телесные пожирают все время. Границы между добром и злом исчезают. Из нашей жизни уходит простота, добро и любовь.
Мы уже спокойно воспринимаем аборт, блуд, сожительство.

Семья, принадлежащая к важнейшим общественным ценностям, сейчас уничтожается. Богом установленный брак превращается в союз двух эгоистов по расчету (контракту), где каждая половина преследует свои цели и желания. А где нет любви, там нет истины, нет правды, нет счастья, и там будет господствовать лишь переодетый эгоизм!

Мы забыли такую простую, но важную истину, что Дух творит себе формы .
«Все то, что мы видим, что совершается в окружающей нас жизни - это уже плоды. А корни находятся в глубине души человека, и именно они определяют всю нашу жизнь - и политическую, и социальную, и все наши проблемы, с которыми мы сталкиваемся».

Духовное состояние человечества хорошо видно на примере современного искусства(т.к. это зеркало души человека).

Посмотрите какие сейчас картины, скульптуры, книги, детские мультфильмы, танцы, послушайте музыку. Просто ужас (за редким исключением). И самое страшное, то что многим это нравится. Говорит о многом. Шедевры на века, уже давно не создаются.

На чем стоит наш мир?

На трех гнилых столпах: сластолюбие (вожделения, поиск наслаждений), сребролюбие (жажда богатства) и славолюбие (жажда славы и власти).

«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего » (1 Ин. 2:16, 17).

Нужно не забывать о чем нам свидетельствует история человечества. С падением нравов, исчезли целые империи.

В наше время соблазны и пороки умножились до бесконечности! Если раньше такая нравственная, духовная деградация касалась только отдельного народа, и он просто сметался с лица земли, то теперь благодаря развитию технического прогресса поражено целое человечество. По всей видимости, в недалеком будущем человечество ждут страшные потрясения.

Напомню слова из Евангелия о закате человечества:

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбовы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 тим.2:2-5). Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 фесал.5:3). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2.петр.2:10).

Что делать человеку, кто это видит и понимает?
Как жить сегодня?

Отступление попущено Богом; не покусись остановить его твоей немощной рукой.

Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно.

Понуждайте себя к исполнению заповедей Евангелия, стараясь обратить их в свой навык. Это есть самый верный и надежный залог нашего спасения.

Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния.

Нужно решительно отсечь общение и дружбу с людьми, которые развращают нашу душу.
Об этом нас учит Евангелие, и мы должны следовать ему, если желаем себе блага.

Не осуждай ближних, предоставляя суд над ними Богу, и тогда очистится сердце твое от лицемерия и воцарится в нем мир.
Преследуй лицемерие в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженного им множества людей, действующих и намеренно, и бессознательно в духе его.

Бойтесь чрезмерного комфорта. Он вводит душу и тело в дебелое состояние.
Возлюби труд, и Бог скоро пошлет тебе спокойствие.
Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод.
Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его.

Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого!
Спасайтесь не напоказ, но втайне, лишь перед очами Бога.
Не ищите известности и славы!
Не ищите и не ожидайте любви от людей! Ищите всеми силами и требуйте от себя любви и соболезнования к людям.
Не ожидайте и не ищите жизни бесскорбной, пространной, вполне удобной!
Это - не ваш удел.

Великое приобретение - быть всем довольным.
Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. Не забывайте, счастлив тот, кого радует все, что есть в нем, у него и около него.
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.

Как наше тело нуждается в осторожности от ветра, холода, различной еды и напитков, так и наша душа нуждается в многообразном хранении. Наверно все замечали внутреннею опустошенность, дебелость после пустого времяпровождения.

Начните вести внимательную жизнь. Уклоняться насколько возможно от того, что несет сейчас наш мир - ереси, насилие, разврат, всякие пустые и суетные дела, попечение. Цените свое время. Будьте внимательны к тому, что читаете, слушаете и смотрите (журналы, книги, радио, телевидение, интернет т.д.).

Не забывайте, если прикасаться к грязи, трудно не испачкаться. Тянитесь ко всему доброму.
Особенно опасайтесь и сторонитесь книг, людей - несущих яд лжи.

Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, - упорно держится в зараженной ею душе – трудно для человека исцеление от этого недуга!

Ум, этот царь в человеке, если он желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Пост дает человеку ясность ума, не тучное тело. Через него мы учимся обуздывать его. И страсти понемногу начинают затихать. Русская пословица гласит «Сытое брюхо к Богу глухо»
Садясь за стол, не объедайтесь. Старайтесь есть простую и здоровую пищу. Возьмите за правило, среда и пятница, постные дни. Старайтесь соблюдать посты, установленные Церковью. Нужно только не забывать: пост для человека, а не человек для поста. Будьте рассудительны. Соизмеряйте свои силы. Постарайтесь постом не доставлять неудобства своим близким, родным, которые не постятся.

Читайте Новый завет и Святых отцов. Там найдете ответы на свои вопросы.

Здесь тоже должна быть рассудительность и умеренность. Знать основы христианской веры нужно, но вдаваться в догматику и богословие не советую. Это удел некоторых людей. Богословие развивалось для облечение различных ересей и для диалога с иноверцами. Полезного для души там мало. Нам всех тонкостей знать ни к чему. А то может случиться «горе от ума». Буква может убить веру. И привести человека «к самомнению».

Рекомендую начать знакомиться с христианством, прослушав лекции профессора духовной академии А.И. Осипова. . Они понятны и интересны. Их можно скачать . Сейчас на Алексея Ильича со всех сторон льются потоки грязи, здесь нет ничего удивительного. Так было всегда, ибо таких людей наш мир не любит.

Из книг: письма – Святители - Игнатий Брянчанинов; Филарет Дроздов; Иннокентий Херсонский; Феофан затворник; письма - Валаамского старца; Никона (Воробьева); Игнатия Брянчанинова; Дух, душа и тело - Архиепископ Лука; Добротолюбие избранное для мирян; Душеполезные поучения - Авва Дорофей; записи Священника Александра Ельчанинова; Моя жизнь во Христе - Иоанна Кронштадтского; Наставления о доброй нравственности и святой жизни - Антоний Великий.

Лучше читать именно книги. Приобрести их можно в церковной лавке вашего Храма или заказать в интернет магазинах. Кто не может читать, можно скачать аудио книги на сайте http://www.predanie.ru/audio/ .
Что не понятно, пропускайте, прочтете позже. Всему свое время.

Помни о смерти - и вовек не согрешишь.

Какую пользу принесут тебе злые дела? Не живи как бессмертный. Смерть грешника люта (пс.33,22) .
«Удел всех человеков на земле, удел неизбежный ни для кого – смерть. Мы страшимся ее, как лютейшего врага, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как бы смерти вовсе не было, как бы мы были вечны на земле.
Гроб мой! отчего я забываю тебя? Ты ждешь меня, ждешь, – и я наверно буду твоим жителем: отчего ж я тебя забываю, и веду себя так, как бы гроб был жребием только других человеков, отнюдь не моим?» (св. Игнатий Брянчанинов).

Будьте внимательны к своим помыслам и мыслям. Как только появляются помыслы не добрые, не вступайте с ними в разговоры, подавляйте тот час сочувствие к ним. Это есть прилог к греху. Пока они не окрепли и слабы.

"Душа всех упражнении о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами.

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и, посредством искреннего покаяния, возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией.

Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство.

Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления". (св. Игнатий Брянчанинов)

"Кому Церковь не Мать,тому Бог не Отец".

Без всякого сомнения, превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом, самым ощутительным и самым полезнейшим для человека»(св. Игнатий Брянчанинов).
Во время службы не отвлекайтесь, не мечтайте, не рассматривайте, не думайте о суетном. Понуждайте себя к Молитве. Иначе не будет вам пользы.

Обязательно нужно хорошо подготовившись, по возможности чаще исповедоваться и причащаться.
Таинством исповеди очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением. Смущение на исповеди отгоняйте. Вы пришли исповедоваться Господу, а священник только свидетель. Что тяжелее? Камень (тяжкий грех) или мешок песка (мелкие согрешения). Не носите все в своем сердце.

Причащение Святых Христовых Тайн – это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни.
Причащение - это такой дар, который соединяет нас с Богом. Но это возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в греховной жизни и решительного оставления ее.

Человек, пытающийся начать жить по-христиански, очень скоро понимает, что он сам не может справиться со своими страстями. Исправление, спасение человека, без помощи Божьей невозможно. Путь к Богу - молитва.

«Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной; но путь этот приводит к вниманию. Кто вкусит великое благо внимания: тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем к блаженному вниманию.

Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим, и удобно приучишься к вниманию.

Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Если образы допустить в ум молитвы, то они соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. “Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога”, сказал преподобный Мелетий Исповедник» (св. Игнатий Брянчанинов)


Возьмите за правило начинать и заканчивать день молитвой. Научиться удерживать свой ум в молитве очень нелегко. Когда человек в огне или тонет, он, зовя на помощь, думает только о своем спасении. Так и нам не нужно просить у Господа, ничего суетного и тленного. Господь наперед нас знает наши нужды и что нам полезно, а что нет. Научившись молиться правильно, молись постоянно – и наследуешь спасение.

Приведу две основных молитвы:

Молитва Иисусова .

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(ою)».

Молитва Господняя.

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.