Как пережить критику и извлечь из нее. Подумайте, что делать с критикой. Так как же реагировать на нападение без обороны и агрессии

Признаюсь: я отношусь к той несчастной категории людей, которые тяжело воспринимают критику. Незначительное замечание может выбить меня из колеи на несколько дней, особенно если это замечание по поводу моей книги. Это ранит меня гораздо сильнее, чем критика какой-либо другой моей деятельности, потому что в книгу я вложила слишком много сердца, слишком много себя.

Раньше я работала программистом. Когда критиковали мой код, это было неприятно, но не так лично: я – это не мой код.

Когда кому-то не нравится, как я выгляжу, это нестрашно: я – это не моя внешность.

Моя игра на пианино, спортивные неудачи, кулинарные эксперименты – это всё не я, это не страшно.

Но творчество – это, блин, страшно. Потому что творчество – это я . Это моя душа, заключённая в книгу.

Мне кажется, в этом я не одинока. Любая книга – отражение души писателя, а критикуют нас много. Собственно, все, кому не лень. И даже если критика конструктивна и может принести вам пользу, это всё равно боль.

Потому что – ну вот прочитал человек мою книгу. Ну, раскритиковал. И что – мне теперь всё переписывать? Impossible, знаете ли. Не говоря уж о том, что другому человеку может не понравится новый вариант. А третьему – третий. А четвёртый я сама Ctrl+Delну, потому что смотреть на него жутко.

Так что это – не вариант. Критику можно учитывать на будущее, если в этом есть хоть какой-то смысл. А замечание из серии «Ну, у тебя плохой стиль» — это вообще труба. Тут одно из двух: либо никогда больше ничего не писать, либо забить и учиться. Для нас это единственный способ стать лучше.

Писательство – мастерство, и научиться ему можно только в процессе . Писать же в стол до тех пор, пока вы не будете достаточно хороши (как измерить это «достаточно?») смысла не имеет, потому что и тогда найдётся что-нибудь, к чему можно придраться.

Раз книга – это отражение писателя, она не может и не должна быть идеальной. Идеальных людей не бывает, а писатели – люди.

Ну хорошо, сдаваться не надо, надо продолжать писать, несмотря ни на что. А что делать-то тогда? Как смириться с этой болью?

Знаю я один способ, но он для мазохистов. Нужно выкладывать своё произведение везде и всюду, чтобы собрать кучи язвительных комментариев и получить иммунитет к критике. Как в компьютерной игре, скилл такой: «Неуязвимость к критике: + 20. Повышает работоспособность: + 10». И я даже знаю людей, которые именно так и поступили. Передать не могу, как я их уважаю.

И ещё предполагаю, что в школе они вряд ли были отличниками. Теперь, годы спустя, я понимаю, как мне на самом деле не повезло быть отличницей. В жизни школьные пятёрки совершенно бесполезны, а вот комплекс перфекционизма – звук отнюдь не пустой . Именно из-за него любое критическое замечание может довести меня до слёз. И я даже осознаю, насколько это абсурдно, представляете? Вот только не легче. «Художника каждый может обидеть», ага. Писателя, как выясняется, тоже. Особенно, если он бывший отличник.

Поэтому в этой статье я делюсь своим рецептом.

Итак, если после очередного негативного отзыва у вас слёзы наворачиваются на глаза, хочется удалить все свои творения и никогда, никогда, никогда больше ничего не сочинять, попробуйте сделать следующее (только быстро!)

  1. Возьмите лист бумаги и ручки (откройте привычный редактор) и начинайте писать.

Да, вот так вот просто. Да, вот так очевидно. Да, никакой магии. Просто пишите. Всё, что придёт в голову. По опыту знаю: в голову придёт негатив. Вот его и пишите. Напишите, как вам больно. Какая вы бездарность. Какая плохая у вас книга – вот же, критикуют! Какой ужасный у вас язык/стиль/мир/герой/юмор. Пишите всё.

Рано или поздно поток негатива иссякнет, вы заметите, что пошли уже по третьему кругу, и станет скучновато. На этом этапе я обычно перестаю плакать (здесь должен быть эмо-смайлик). Если ещё чуть-чуть продолжить, может, вы поймёте, насколько это смешно. Но если нет, то можно перейти к пункту 2.

  1. Постарайтесь извлечь пользу из своего настроения.

Вам нужно было написать в книгу грустную сцену, но не было подходящего настроения? Аллилуйя! Вот он, ваш шанс! Вперёд, пока не остыло! Выплёскивая негатив, вы как раз расписались, подбирать слова для выражения мыслей стало легче, а настроение – ну, настроение что надо! В таком настроении как раз можно показать всю глубину переживания героев! Так что дерзайте. Потом сами удивитесь тому, что получилось.

Предыдущий совет может показаться довольно экстремальным и подойдёт только людям, у которых дела с самооценкой обстоят не так плохо, как, скажем, у меня. Как же – я только что писала о том, какая я бездарность, честно решила больше не оскорблять Вселенную своим неумелым слогом, и вот уже кроплю очередную сценку из книжки? Nooooo! Для вас, братья и сёстры по несчастью, у меня готов третий совет. Такой же избитый, как и первый, но зато реально работающий.

3. Взгляните на ситуацию со стороны.

Поставьте себя на место критика – как бы он отреагировал, знай он вашу боль? Вряд ли его суждения были ну настолько уж радикальны, чтобы заставить вас страдать. Он, скорее всего, не имел в виду и десятой доли того, что вы потом додумали. Поговорите с ним. Побудьте своим адвокатом. Вы достойны того, чтобы вас – а значит, и ваше творчество – любили. Защитите себя.

Самое главное – то, что для вас кажется проблемой вселенского масштаба, ни для кого на самом деле таковой не является.

Поставьте себя на место стороннего наблюдателя. Как бы он увидел эту сцену? Что бы он мог сказать? Уверена, он посоветовал бы не делать из мухи слона. Все делают ошибки. Ни у кого не получается идеально ни с первого раза, ни с десятого. А раз так, то критика – это неизбежный спутник тех, кто делает что-то и не боится это показать. Это – неизбежное зло, профессиональная вредность. За такое молоко положено давать.

  1. После всех этих ментальных упражнений вы гарантированно успокоитесь. Не исключено, что ещё и создадите что-нибудь полезное – как, например, я создала только что эту статью.

Удачи! Любите себя, любите своё творчество. Помните: вы знаете его гораздо лучше, чем кто-либо другой. Поэтому ваше, и только ваше мнение должно определять судьбу вашей книги. Не позволяйте другим людям решать что-то за вас.

Нелепая критика начальника меня просто бесит! – в сердцах жалуется подруга. – Делаю работу "от и до", все в срок, а в ответ – сплошные упреки. Лучше бы зарплату вовремя платили!

Конечно, все люди разные и на критику реагирую тоже по-разному. Но, справедливости ради стоит сказать, что тех, кто относится к критике спокойно и, тем более, извлекает из нее хоть какие-то уроки, до обидного мало. Для большинства критика является большой проблемой, вызывающей самые негативные реакции – от злости и гнева до падения самооценки.

Психологи и коучи уверяют: есть множество способов, позволяющих научиться держать себя в руках и правильно реагировать на критику. "КП" в Украине" собрала всевозможные советы и систематизировала их в 7 основных правил.

Правило 1: успокойтесь!

Конечно, критика неприятна. Она означает, что работа не получила адекватную оценку, а компетентность ставится под сомнение. Огромная разница между собственными ожиданиями и мнением другого человека приводит к неприятному диссонансу. В результате обида и раздражение тут же выливаются на критикующего. Скажете, что так происходит только с недостаточно воспитанными людьми? А вот и нет! Психологи уверяют: так нас вынуждают действовать защитные психологические механизмы.

Проще говоря, мы резко реагируем на критику "автоматом". А там, где есть автоматизм, не остается места для здравого смысла. Человек если и думает, то только о том, как бы защититься от критики и найти в ней слабые стороны, а не о том, как она может ему помочь.

Отсюда главное правило – немедленно успокоиться. Способы известны всем, но мы их напомним еще раз:

  • сделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов,
  • медленно сосчитать в уме до десяти,
  • если критика прозвучала в письменном виде и есть время, можно выплеснуть свои мысли, чувства и эмоции на бумагу, а не на человека.

Постепенно вы научитесь не поддаваться эмоциям мгновенно, а это очень полезное качество!

Правило 2: оцените конструктивность

Спросите себя: кто вас критикует? Возможно, этот человек вас недолюбливает и всегда настроен против вас? Или, возможно, он относится к тем, кто чувствует собственную значимость только когда критикует других? Что движет человеком – зависть, злость, плохое настроение или искреннее желание вам помочь?

Словом, определитесь, от кого исходит критика и насколько она конструктивна.

Правило 3: поблагодарите

Прежде чем бросаться в яростный спор, мысленно поблагодарите своего оппонента. Ведь, во-первых, человек нашел время и проявил к вам и вашей работе интерес. Во-вторых, практически любая критика – мягкая и агрессивная, объективная и субъективная, правдивая и неадекватная – содержит крупицы истины и помогает вам избежать некоторых ошибок в дальнейшем.

Так что сделайте небольшую паузу и проанализируйте замечания, высказанные в ваш адрес.

Правило 4: попросите уточнить

Успокоившись и поблагодарив человека за внимание и критический комментарий, убедитесь, что вы его правильно поняли. А для этого уточните некоторые аспекты его замечания. Это поможет не только выиграть время, но и изменить вашу реакцию на критику.

Дело в том, что, скорее всего, до уточнения вам казалось, что сомнению подвергается качество вашей работы в целом. Однако на деле вполне может оказаться, что речь шла только об одном отдельном аспекте. А это уже, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Правило 5: слушайте

Научитесь слушать. Не стоит с первого замечания "ставить блокировку" и только и думать о том, что сказать в свою защиту. Во-первых, так вы можете упустить суть критики. Во-вторых, ответить вы всегда успеете, а перебивать все же невежливо. В-третьих, если перед тем, как выпалить свой ответ, вы спокойно подумаете, то конфликт постепенно сойдет на нет. Ведь если вы отнеслись к критике уважительно, то и собеседник сбавит обороты.

Кроме того, помните, что впечатление не может быть ошибочным. И если на кого-то ваша работа произвела негативное впечатление, то так оно и есть. И глупо убеждать человека в том, что "впечатление хорошее, вы просто его не так почувствовали".

Правило 6: избавьтесь от уверенности, что вы должны быть идеальным

Учитесь спокойно относиться к своим промахам, оставьте себе право на ошибку. Тем более, что психологи уверяют: чем больше человек думает о том, что он идеален, тем дальше он отодвигается от совершенства. А то, чего человек боится, рано или поздно становится его реальностью.

Правило 7: используйте чужое мнение для расширения границ

Разные люди видят ситуацию по-разному. Именно поэтому командная работа дает хорошие результаты: разные точки зрения дополняют друг друга.

Помните, что благожелательное сотрудничество и готовность принять чужую точку зрения придают объем и глубину рассматриваемой проблеме, вне зависимости от того, чего она касается: отношений, работы или вас самих.

Психологи уверяют: критика, указывающая на ваши слабые стороны, вовсе не является поводом для расстройства. И приводят пример: вы ведь, вероятнее всего, поблагодарите человека, который вовремя сообщит вам, что у вашего авто неисправны тормоза? Так же и с критикой: принимайте ее с благодарностью и используйте для собственного блага, чтобы стать еще лучше.

«Прости, но платье этого цвета тебе категорически не идет». «Разве можно прислушиваться к твоим советам?! Ты всегда говоришь какую-то чепуху!» «И что только он в ней нашел ...» «Работа на троечку» Так уж сложилось, что в нашем обществе привыкли обращать больше внимания на негативные, чем положительные стороны личности - замечать недостатки других гораздо проще, чем приятные качества или счастливые возможности.

Никто не любит критику в свой адрес, как бы деликатно она не звучала. Развитие социальных сетей и явление троллинга лишь усугубили ситуацию - высказать свое «фи» или устроить настоящую травлю в Сети стало гораздо проще.

Сколько бы мы вас не убеждали в обратном, все прекрасно знают, что любые замечания - относительно внешности, работы, поведения и даже кулинарных способностей - отражаются на нашем эмоциональном здоровье и самооценке . Так почему бы не научиться давать вездесущим критикам корректный отпор? Это поможет сохранить уверенность в себе и доказать, что вы не ведитесь на провокацию, в состоянии сделать правильные выводы и можете уверенно двигаться вперед. Никакой обиды, комплексов или разочарований.

Чего делать нельзя, если вас критикуют?

1. Полностью отрицать, избегать или игнорировать замечание другого человека. Другими словами, делать вид будто ничего не произошло или «сменить тему». Замалчивание ситуации, как правило, гарантирует еще больше нерешенных проблем в будущем, риск вернуться к той же «закрытой теме» позднее и накопление негативных эмоций.

2. Самая распространенная реакция на критику - не просто обида, а довольно агрессивная ответная реакция. Что, по объективным причинам, не лучшая тактика.

3. Еще одна форма неприятия критики других людей - отговорки по поводу того, что произошло. Чаще всего, это еще больше раздражает - другой человек решает: вы игнорируете его точку зрения, не придавая ей значение, или намеренно не хотите просить прощения.

Как реагировать на критику?

#1. Самый простой способ выяснить, что имел ввиду суровый или язвительный критик - спросить его об этом. Смело задавайте вопросы! Что именно тебе не нравится? Почему ты думаешь, что мне не стоит это делать? То, что я сказал, тебя обидело? Почему ты так говоришь? Таким образом вы будете иметь лучшее представление о жалобах и причинах недовольства другого. Часто оказывается, что за критикой скрываются сильные переживания и обида, а само замечание - не конечная цель, и в действительно человека беспокоит нечто иное. Например, кого-то может рассердить, не тот факт, что вы пришли на десять минут позже, а переживание, что вы не воспринимаете его всерьез.

#2. Отбросьте все эмоции и подумайте - есть ли хоть какая-то доля правды в критике в ваш адрес? Может это вполне конструктивные замечания? Трудно согласиться с тем, что ты делаешь что-то неправильно или твой образ жизни - не самый подходящий... Но это важный шаг для преодоления ситуации. Почувствуйте разницу: слова были сказаны только для того, чтобы вас ранить? Или из них можно извлечь какую-то пользу? Возможно, вы действительно одеты или ведете себя неподобающе ситуации или статусу, и своим замечанием другой человек сделал большое одолжение, и вы получили возможность стать лучше.

#3. Учитесь принимать мнение другого человека , даже если не разделяете его. Пусть вы и не измените ваше поведение, потому что не согласны с критикой, но по крайней мере признайте, что существует иное, допустимое мнение, и избегайте нападок.

#4. Если вы понимаете, что в замечаниях есть доля истины, и критика заслушивает внимание - работайте над собой . Например: «Ты права, я регулярно сильно опаздываю, похоже, что пора завести два будильника, чтобы не проспать».

#5. Не бойтесь говорит правду и устанавливать границы . Смело расскажите о своих чувствах - вам неприятно слышать комментарии в свой адрес, поясните, что именно задело вас за живое и расстроило. Таким образом вы обезопасите себя от колкостей в будущем и обозначите, какое общение считаете неприемлемым.

#6. Критика как источник информации о человеке . Или нет худа без добра. Напомните себе простую истину - замечания в адрес других чаще говорят больше о самом комментаторе нежели о человеке, подвергшемуся критике. Используйте отзыв как источник информации о том, кто его дал. Сохраняйте спокойствие и вы узнаете о человеке много нового. Заметим, что тот, кто привык расстраивать других, а не приободрять или поддерживать, сам по себе несчастливый человек. Не стоит воспринимать его слова близко к сердцу.

Деконструктивная критика

Стоит признать, очень часто критика звучит некорректно, а рассерженный «обвинитель» прибегает к унижениям, оскорблениям и использует слова, которые преувеличивают и искажают реальность. В этих случаях можно признать долю истины, но не согласиться с раздутыми фактами. Например: «Ты забыла забрать пакет. Ты всегда все портишь!» «Это правда, что я его забыла, но есть множество вещей, которые я делаю прекрасно!» Таким образом, вы признаетесь в проступке, но и не занижаете самооценку.

Никто не совершенен, все совершают ошибки. Порой окружающим этого достаточно, чтобы раскритиковать ваши действия или непосредственно вас. Далеко не всегда критика оказывается конструктивной и справедливой, а потому давайте разберемся, почему мнение окружающих бывает таким обидным и как с этим справиться.

Объективная критика.

Когда ваши знакомые, коллеги или начальство высказывают свое мнение о ваших недостатках вслух, признайтесь, первое, что хочется сделать - расплакаться, хлопнуть дверью и убежать. В такой момент стоит абстрагироваться от обуревающих эмоций и прислушаться к тому, что именно вам говорят. Фраза «Вы плохо справились с составлением отчета» не значит, что вы плохой сотрудник или посредственный финансист, которому не стоило даже поступать в экономический вуз. Начальство указывает только на неудовлетворительное исполнение одной конкретной задачи. А если замечание о том, что вы опоздали на совещание, вызывает у вас страх, что вас считают заторможенным работником, который никогда не появляется на работе вовремя, - успокойтесь и прислушайтесь к реально произнесенным словам. Таким образом, вы сможете поработать над своими недостатками и впредь не выслушивать подобных замечаний.

Субъективная (несправедливая) критика.

Если вы сутками без выходных работали над материалами, переводили документы топовой важности, налаживали контакты с перспективным клиентом или просто днями и ночами вкалывали на максимальном уровне эффективности ради наилучшего результата, гневная критика начальства может вызвать справедливые слезы от обиды и непонимания. В таком случае единственным возможным вариантом будет согласиться и коротко сказать что вы поняли суть ошибок и в ближайшие сроки все исправите. Несправедливость подобной ситуации может выбить из колеи и пошатнуть уверенность в себе, но не стоит уходить депрессию. Присмотритесь к своему критику: вероятнее всего он раздражен, выглядит усталым и злым на весь окружающий мир, а вы всего лишь попались под горячую руку. Согласитесь с ним во всем, будьте вежливыми, и через некоторое время ваш обидчик сам пойдет на попятную и признает свою вину. И помните, каким бы обидным не показалось замечание, это всего лишь мнение постороннего человека, которое никоим образом не должно затрагивать вашу личность.

Компульсивная критика.

Вы любите жевать сухофрукты во время рабочего времени, накручиваете волосы на палец, когда нервничаете, или переставляете канцелярские принадлежности на своем рабочем столе, а кого-то из ваших коллег это бесит. И этот самый коллега не забывает критиковать вас за ваши привычки. Именно в таких ситуациях нужно уметь постоять за себя: вы можете делать все, что не запрещено вашим трудовым договором. Объясните критику, что вы услышали и поняли его, но поскольку данное действие не наносит вреда окружающим, вы не намерены менять что либо в себе и попросите избавить вас от повторных замечаний.

Представим, каково это — ощущать себя под прицелом чьих‑то строгих глаз и выслушивать разные колкости. Для начала попробуем определиться, с какой целью нас критикуют. Дело в том, что, как правило, люди, режущие в наш адрес правду-матку, преследуют одну из трех целей: желают унизить нас чтобы повысить за чужой счет собственную самооценку; рассматривают нас как сломавшийся винтик, мешающий правильной работе служебной машины; искренне хотят помочь нам и делу. В последнем случае переживать и обижаться вообще нет смысла. Это все равно, что оступившись отталкивать протянутую руку. Но, даже если вас ругают откровенно незаслуженно, такой факт тоже не повод для того, чтобы придавать ситуации трагический оттенок. Дело в том, что, если вас постоянно и без оснований «кусает» кто‑то из коллег, скорее всего это является своеобразной похвалой вашим талантам. Таким образом ваш недоброжелатель фактически дает понять, что завидует вашим успехам и видит в вас опасного конкурента. Вспомните поговорку: «Хочешь, чтобы тебя все любили, будь больным и нищим». Гораздо опаснее, если вас вообще не замечают или постоянно угощают фальшивыми комплиментами. Впрочем, далеко не всем везет иметь настолько холодный аналитический ум, чтобы хладнокровно оценивать, стоит ли критическое замечание ваших переживаний или нет. И если вы не слишком толстокожи от природы и не способны играючи превратить словесный укол в шутку, то даже дружеский упрек лучшего товарища по офису, оброненный на ходу в ваш адрес, запросто способен вогнать вас в стресс. А поэтому учимся держать удар. Итак, метко выпущенное в вас едкое слово поразило цель. Мир сузился до размеров нанесенной вам обиды, и ни о чем другом, кроме как о бесконечном проигрывании травмирующей ситуации, вы сейчас думать не в состоянии.

В первую очередь постарайтесь восстановить дыхание и сердечный ритм, для чего стоит сделать серию коротких, но глубоких вдохов и резких выдохов, размять напряженные мышцы шеи, плеч, волосяного покрова. Многим помогают непродолжительные, но интенсивные упражнения, например отжимания (в качестве импровизированного тренажера по-пробуйте использовать край рабочего стола или иной предмет офисной обстановки). Можно также в энергичном темпе подняться по лестнице на несколько этажей, прогуляться в буфет или в местный магазинчик. Одним словом, постарайтесь мысленно переключиться на что‑то постороннее и дать мышцам работу, чтобы сжечь излишнюю концентрацию стрессовых гормонов в вашей крови. Крайне неудачное решение — сразу после разноса у начальства, когда вы напоминаете хорошо побитую боксерскую грушу, вернуться на свое рабочее место. Вряд ли вам удастся в ближайшее время под любопытными взглядами коллег прийти в норму. Помните, что, по данным многолетних наблюдений британских ученых, первый час после серьезной критики наиболее опасен возникновением инфарктов и инсультов. Поэтому дайте себе время на восстановление душевного равновесия и работоспособности. Если возможно, то лучше вообще выйти из офисного здания на улицу в близлежащий сквер или просто пройтись там, где маловероятно встретить знакомых и сослуживцев, чтобы избежать вопросов, только усугубляющих ваше состояние: «Да на тебе же лица нет, что случилось?»; «Слушай, старик, за что это директор так на тебя наехал?» Хотя справедливости ради стоит сказать, что некоторые люди в целях оперативной «психотерапии» как раз нуждаются в том, чтобы немедленно высказать за спиной обидчика все, что они о нем думают. Кто‑то с успехом заедает стресс чем‑то вкусным, другие срочно отправляются за покупками, третьи предпочитают наш народный «антидепрессант». Впрочем, по мнению специалистов, лучше всего неприятность, что называется, «отработать» физически и эмоционально, а не просто оглушить страдающий мозг ударной дозой спиртного.

Немного восстановившись физически, займитесь латанием душевных ран. Главное, что никакая критика не должна поколебать ваше уважение к самому себе. А для этого необходимо руководствоваться тем принципом, что идеальных людей нет, и каждый из нас имеет право на ошибку. В конце концов, наши промахи обогащают нас бесценным опытом и иного пути к самосовершенствованию, кроме как через просчеты и неудачи, нет.