Как выжить в школе советы. Как выжить в школе: советы школьникам, родителям и ученикам. Он занижает тебе оценки

Очень многие дети не любят школу, на это есть много причин, но пожалуй две самые распространенные это:

  1. слишком много домашнего задания (вот и я терпеть не мог эту "домашку")
  2. ребенку или подростку тяжело выжить в школе

Про первый пункт, всё ясно, тут уж придётся смириться и выполнять домашнее задание, а вот со вторым намного сложнее. Словосочетание " " подразумевает скорее не физическое выживание, а моральное.

Конфликтные ситуации в школе

Откуда берутся конфликтные ситуации?

В основном конфликты появляются там, где пересекаются интересы двух или более сторон.

Существует несколько конфликтных ситуаций постоянно встречающихся в школе:

Конфликт с одноклассником
- конфликт со старшеклассником

По отдельности эти ситуации не приятны, но, как правило не страшны. Если ученик имеет сложный характер, который кидает его во все три конфликта, то это серьезная личностная проблема, не терпящая отлагательств. Её нужно решать, иначе это может плохо закончится не только для ученика, но и для его окружающих.

  • То какой ты есть на самом деле, и то каким тебя видят окружающие - разные вещи. Люди (особенно посторонние и плохо знакомые) относятся к тебе не потому какой ты есть а потому какими они тебя видят. То есть, важнейшую роль в отношениях имеет впечатление, которое ты производишь.

Конфликт с учителем

В чем обычно выражается недовольства ученика по отношению к учителю:

1) Относится к тебе с предубеждением (заранее отрицательное отношение)

Помни, что учитель такой же человек, как и другие, и вероятно может иметь свои слабости. Как педагог профессионал, он не должен делить учеников по каким-либо признакам. Будь это национальные различия, религиозные, или социальные. Если есть подозрения на такое, нужно поговорить с родителями или с другим учителем (с которым у тебя хорошее взаимопонимание). Они в свою очередь должны поговорить с учителем, и понять в чем действительно причина, и в дальнейшем помочь в ней разобраться. Они знают как решать такие вопросы лично, а если не получится, то смогут обратиться к вышестоящему начальству (завучу, директору).

2) Ты не входишь в число его любимчиков

На эту ситуацию нужно посмотреть со стороны. Может это ревность? Может ты завидуешь тем, кто у него в любимчиках. А как ты относишься к самим любимчикам? Хотел бы, чтобы и к тебе так относились?

Попробуй представить себя на месте учителя. Как бы ты себя чувствовал, когда ученики не хотят учиться, шумят во время уроков, показывают свое неуважение к нему? Может надо что-то изменить в себе, а не в учителе?

И еще важный момент, ты не входишь в число любимчиков, ну и что? Страдает ли твоя учеба от этого? Мешает тебе это делать домашние задания? А ведь по большому счету, именно дома ты и можешь накапливать нужные знания. В школе лишь объясняется непонятное и проверяется усвоение материала. Роль учителя дать тебе нужные объяснения, и проверить твою подготовленность.

Изменяй своё отношение к ситуации. А если тебе не даёт покоя мысль, что учитель любимчику ставит завышенные оценки, забудь об этом. Ведь завышенная оценка в школе, в следующем учебном заведении (ВУЗ, Колледж) превратится в пониженную.

3) Учитель занижает оценки ученику

Если ты считаешь, что учитель необоснованно занижает тебе оценки, то наберись мужества и терпения, задержись после урока, и наедине спроси его спокойным тоном, по-взрослому, по каким критериям он оценивает знания. Тут главное держать эмоции в узде и ничего больше лишнего не говорить, а только внимательно слушать. В конце разговора, обязательно поблагодари за предоставленные объяснения. Главный фокус этого действия в том, что если даже он не исправит тебе оценку, ты произведешь на него хорошее впечатление, и в будущем, он будет ставить тебе такие оценки, которые ты действительно заслуживаешь.

4) Недопонимание с учителем

Вероятно, что учитель не правильно понимает твои действия. В подростковом возрасте, все стараются как-то самоутвердится, и поэтому делают много действий привлекающих к себе внимание. Однако, много взрослых уже забыли о том, что и они в свое время самоутверждались, и расценивают действие подростков, как отсутствие должного воспитания. Если у взрослого человека уже сложилось негативное мнение о тебе, то он, все что ты делаешь, видит только с плохой стороны. Твои шутки он воспринимает как оскорбления, твою любознательность - как попытку поймать его на чем-то, чего он не знает, и тем самым подорвать его авторитет. То есть, он видит в твоих вопросах, что ты видишь его некомпетентным, и стараешься доказать это всему классу.

Что делать в такой ситуации? Избегай споров, веди себя дружелюбно.Не надо заискивать, но и не веди себя так, как будто учитель тебе чем-то обязан. Будь сдержанным и со временем отношение к тебе обязательно изменится.

Конфликт с одноклассником

Конфликт с одноклассниками чаще всего возникает у новичка

Как выжить новичку в школе?

В разных классах разная атмосфера, и может быть все даже будут рады твоему приходу. Или по крайней мере равнодушными.

Если же в классе "блатная" атмосфера, то тут надо действовать по ситуации.В классе существует определенная система отношений. Есть свои лидеры. Все привыкли к этой системе, и их это как бы устраивает. Приход нового человека, подразумевает, что он тоже займет определенное место в существующей иерархии.

Лидеры в таких ситуациях заинтересованы в сохранении своих позиций. Поэтому они могут "наехать" чтобы ты сразу понял кто есть кто. Подхалимы могу "наехать" чтобы утвердится за ваш счет и хоть как-то "подняться" в глазах лидеров.

В первые секунды визуального контакта, человек пытается определить какое у собеседника отношение к нему. Инстинктивно, человек воспринимает других за врагов, поэтому и в целях самозащиты, пытается показать окружающим, что он не сдастся за просто так. Даже пытается произвести впечатление, которое не соответствует действительности. То же делает и собеседник. В итоге возникает напряженная ситуация.

Так вот чтобы "выжить" и продолжить обучение, не обзаведясь врагами, и не выставить себя с плохой стороны перед учителями, нужно ломать этот шаблон поведения.

Возможно вас будут "брать на понт" (создавать конфликтную ситуацию), с целью проверить реакцию. Делается это осторожно, чтобы, в случае надобности можно было отступить, мол, пошутили. Тут главное не поддаться на провокацию. Пока не бьют, уже хорошо.

Не реагируй агрессивно, но и не падай лицом в грязь, как говориться "не ссы" иначе тебе это будет аукаться долгие годы. Постарайся иметь дружественный настрой. Дай понять, что ты не враг. Мол, ребята, я тут случайно оказался, в ваши дела не лезу, сижу в сторонке, никого не трогаю.


Не нужно рвать общение, ведь это твои будущие одноклассники, и ты нуждаешься в их уважении. Иначе будешь изгоем (хотя в некоторых случаях это тоже выход, бывают такие классы отморозков, что лучше держаться от них подальше).

Время играет в твою пользу. Дай одноклассникам свыкнуться с мыслью, что ты новый член их команды. И главное, нужно показать кто ты на самом деле. Не твой папа или брат, или дядя и т.д., а что из себя представляешь ты! Только тогда тебя будут уважать.

Если дело доходит до драки, постоять за себя еще никто не запрещал, но знай меру, помни, что ты не на ринге, а в школе. Если ты со стойкостью выдержишь "удар" при этом не покалечив соперника, тебя зауважают не только одноклассники, но и учителя, узнавшие об этом.

Конфликт со старшеклассником

Поверь, это для тебя они кажутся большими и сильными, а на самом деле они еще сопляки.

Спроси себя: почему они выбрали именно меня. Что во мне есть такое, что им не нравится, или привлекает внимание? Что делать? Всё тоже самое, что написано выше. Главное постарайся изменить их отношение к себе, если можешь. Если не получается, то обращайся за помощью к взрослым. Сейчас развелось столько подонков, с которыми разговаривать бесполезно. Влезать в открытую драку глупо и опасно. А вот сообщить в соответствующие органы через взрослых это умный, тактичный и достойный ход.

Как выжить в школе и не стать изгоем

Что делать если ребенка бьют в школе?

Я не люблю когда после удара в правую щеку, подставляют левую. В моем представлении так нельзя. Зло должно быть наказано. Но школа, это такое место, где сложно быть равным для всех. И каждый видит тебя по своему. Дашь сдачи с одной стороны хорошо, а с другой может последовать еще большая агрессия, да и с учителями отношения вряд ли будут лучше, когда все узнают, что ты драчун. Для выживания в школе нужно придерживаться "нейтральной стороны". Не лезть на рожон, но и не рыдать при первом шуточном пинке под зад. Не давай слабину перед гопниками, но и не веди себя как мягкотелый ботаник. Будь всегда спокоен. Спокойствие и хладнокровие это очень большая сила. Тот кто спокоен зачастую побеждает в битве даже не вступив в нее. Это как маленькая собачка, которая трясётся, тявкает, а затем ссыться от страха и убегает так и не напугав спокойно стоявшего и смотревшего на всё это бульдога или боксера.

Если вас постоянно дразнят, нужно, как ни странно, не реагировать на обидные слова. Запомните, что это - игра, в которой вас выбрали «жертвой». Чем яростнее вы будете реагировать, тем больше радости доставите тем, кто вас обижает. Сначала может стать все намного хуже, так как ребята не захотят просто так отказаться от своей забавы. Сдерживать свои эмоции придется постоянно. Но со временем они отстанут и будут искать себе более подходящую жертву, которая будет бурно реагировать на их "приколы".

Перейти в магазин "сайт"


Сама мысль о том, что у обычного здорового ребенка могут быть трудности с усвоением программы начальной школы, кажется абсурдной. Ведь программа и создавалась с таким расчетом, чтобы ее могли усвоить абсолютно все, причем без особого труда. И тем не менее, многие родители жалуются на то, что дети не справляются со школьной нагрузкой. Причем даже те дети, которые поступая в школу умели читать и считать. Больше того, многие взрослые, вполне самостоятельные и солидные люди в ситуации, когда нужно выучить что-то новое или сдать простенький тест по теме, которая им хорошо знакома внезапно покрываются испариной, начинают мелко трястись, приговаривая «только не снова в школу».

Действительно, именно в первые школьные годы ребенок может «натворить дел»: создать себе репутацию двоечника и лоботряса, а главное заполучить массу страхов, комплексов, и предубеждений, которые будут отравлять ему всю последующую жизнь. Причем не потому, что он глупый или плохой, а именно потому, что он ребенок, у него нет ни опыта ни взрослых умений. Но зато у него есть мы - родители. И мы можем ему помочь.

Разумеется я не призываю вас учиться за ребенка - ведь так мы помешаем ему вырасти, стать взрослым и самостоятельным. Представьте себе, что вам нужно научить годовалого малыша взбираться на лестницу. Если вы будете стоять на верхней ступеньке лестницы и тянуть его за руку ничего хорошего не получится. Нет ваше место - сзади, чтобы дать ребенку карабкаться самому и поддержать его, если он начнет падать. В такой ситуации и ребенок будет чувствовать себя защищенным и вы будете знать, что контролируете ситуацию.

Так как же поддержать ребенка в его первые самые трудные школьные годы?

Давайте попробуем!

Боевая задача. Решите, чего вы ждете от школы

Когда моему сыну исполнился год, мы с мужем с важным видом говорили, что вот де ребенок вырос, скоро в школу пойдет. Тогда эта мысль казалось нам ужасно смешной. Прошло еще пять лет и мысль о том, что ребенок вырос и ему пора в школу уже не вызывала у нас приступов неудержимого веселья. Наоборот, мы как то разом помрачнели, посерьезнели и принялись сетовать, что время летит слишком быстро - не успеешь насладиться детством, как оно раз - и кончилось. Мы оба припомнили свои «школьные годы чудесные» и сообща пришли к неутешительным выводам:

мы разоримся на покупке учебников, школьной формы и прочего обмундирования;
злые учителя только и ждут, чтобы замучить нашего малыша;
следующие 11 лет можно смело вычеркивать из жизни.

Но шутки шутками а начало школьной жизни часто является серьезным испытанием не только для самого юного школьника, но и для его родителей. Ребенок действительно подрастает, у него появляются первые серьезные обязанности, первые задачи, с которыми может справится только он сам. И главное - в школьные годы он закладывает фундамент своего образования и во многом - своей будущей жизни.

Есть над чем призадуматься

Однако первое, что я должна сказать вам (и повторю эту мысль еще не раз): не впадайте в панику. Одиннадцать лет - это не 11 дней. У вас с ребенком уйма времени, чтобы узнать себя, чтобы попробовать различные решения, чтобы наделать ошибок и исправить их. Если вы поспрашиваете своих знакомых, то наверняка среди самых уважаемых и солидных из них, найдется немало бывших двоечников и хулиганов. Не пытайтесь загодя, решить все проблемы возможно, когда ваш ребенок столкнется с ними, он будет уже настолько взрослым, что попросту их не заметит, или с удовольствием решит самостоятельно. Верьте в свои силы и в силы вашего ребенка.

Чего мы ждем от начальной школы?

Две характерных черты современной жизни: обилие информации и недостаток времени. Поэтому у родителей и педагогов часто возникает желание начать пораньше, запихать побольше информации в совсем еще маленьких детей, чтобы они не теряли драгоценных минут за бессмысленными играми и развлечениями. Однако, мудрые немцы говорят: «Zu fiel - ist ungesund» - «Слишком много вредно для здоровья». Каждый кто хоть раз пытался насильно накормить ребенка кашей, понимает, насколько это неблагодарное и бессмысленное занятие.

Конечно дети любопытны, и умеют задавать миллион самых неожиданных вопросов. У детей прекрасная память, и часто то, что выучено в детстве человек помнит всю жизнь. Но дети также прекрасно умеют становиться «глухими» если вы «грузите» их, лишней информацией, знаниями, которые им не нужны, которые они не могут применить на практике - в повседневной жизни или в игре. Большинство детей в возрасте 6–7 лет еще не научились наслаждаться знанием ради знания (будем честны - большинство взрослых тоже). Для детей гораздо важнее постепенно осваивать реальность, раз за разом убеждаясь в том, что они могут исполнять свои желания и мечты, изменять то, что им не нравится, находить надежных друзей и союзников и новые интересные дела. Тогда дети вырастают не только образованными, но и умелыми, и главное - уверенными в себе людьми.

Если вы поставите для себя главной задачей выбрать школу, где в учебную программу будет втиснуто как можно большее количество предметов и факультативов, то едва ли вы будете довольны результатом. Скорее всего через год вы получите «на выходе» ребенка-невротика, который будет твердо уверен в том, что он глупый, ничего не знает, ничего не умеет, ни с чем не справляется, плохо себя ведет, вертится на уроках и (главное!) ненавидит учиться.

Поэтому я хочу предложить вам совсем другой план, согласно которому: ваша главная задача - организовать обучение так, чтобы ребенку в школе было хорошо. Ну или хотя бы терпимо.

Потому что, когда ребенку нравится учиться, он учится сам, сам пристает к родителям и учителям с вопросами, сам требует записать его в кружки и на дополнительные занятия, сам ищет нужные книги дома и в библиотеке, сам садится за компьютер не для того, чтобы пройти очередную стрелялку, а чтобы поработать над собственным проектом или поискать необходимую информацию в интернете. И эти знания оказываются гораздо прочнее и полезнее, чем знания, насильно «вбитые» в голову.

Ну и кроме того, для любого родителя смотреть на здорового, веселого, уверенного в себе и полного любопытства ребенка - сплошное удовольствие, не так ли?

Итоги

  • Какой была школа, в которой вы учились? Запишите 5–7 фраз.
  • Какой вы хотели бы видеть школу, в которой будет учиться ваш ребенок? Выделите 5–7 критериев и запишите.

Сравните обе записи и сделайте вывод: для кого вы «проектируете» идеальную школу - для себя, каким вы были в детстве или для вашего ребенка. Например, если вы написали «хочу, чтобы в школе было много кружков и секций», а ваш ребенок больше всего любит проводить свободное время дома с вами, вы явно не учитываете его интересы.

Из книги психолога Е. Первушиной «Выжить в начальной школе. Как?»

Ксения Вдовина | 01 октября 2015

Публикуйся

Сентябрь. Совсем недавно закончилось беззаботное лето. Школьники и студенты начали новый учебный год. А как быть когда это не только новый учебный год, но и новая школа? Как, например, случилось с нами. Когда в один класс попали мальчишки и девчонки с разных уголков страны. Как найти друзей? Как сделать, что бы поход в школу приносил только положительные эмоции?В последнее время я все чаще слышу от своих ровесников «Ненавижу школу». Почему? Только ли дело в плохих отметках или непонимании учителей?
На мой взгляд, главной причиной является отношение с одноклассниками. Ведь в классе есть не только друзья и те, с кем интересно общаться, но и наоборот те, кто бьют или «за косички дёргают». И сейчас, я считаю, актуальным становится вопрос о том как «выжить» в школе мальчишкам и девчонкам самого безбашенного возраста. Именно в этом возрасте мы начинаем задумываться, кем бы стать, начинаем самоопределяться. Каждому из нас хочется иметь много друзей и пользоваться успехом у мальчиков /девочек/, но не всегда удается поддерживать хорошие взаимоотношения в классе. И это отражается на школьной жизни.
Ведь именно здесь, в школе, мы проводим большую часть своей жизни. Здесь мы впервые влюбляемся и расстаемся, радуемся и огорчаемся, побеждаем и терпим поражения. Здесь мы кроме общеобразовательных предметов изучаем и правила жизни. Как же сделать, так что бы упоминание о школе вызывало только теплые чувства? Почему одни живут в школе успешно и радостно, а другие постоянно ведут «борьбу за выживание»? Если человеку комфортно в школе (одноклассники дружат с ним, он охотно идёт туда каждое утро), то можно сказать, что он счастлив в школе. А если тебе не повезло и каждый раз ты идешь в школу как на каторгу? Сначала подумай над тем, что же так тебя напрягает, чего ты боишься? Неинтересные уроки? Отсутствие друзей и поддержки? Может быть, проблема не в самой школе? Может быть, не нужно отчаиваться, а лучше поискать варианты решения своих проблем?
Вряд ли на эти вопросы найдётся однозначный ответ или исчерпывающий список рекомендаций, но достаточно освоить некоторые секреты, которые, как оказалось, вовсе не являются какой-либо тайной, их ты сможешь найти в любом глянцевом журнале. Я постаралась собрать и обобщить максимальное количество информации и, надеюсь, она поможет тебе найти общий язык со сверстниками и учителями, влиться в коллектив класса, избавиться от комплексов в общении и научиться дружить.
Итак, что бы каждый день в школе приносил только положительные эмоции, я предлагаю тебе ответы на многочисленные вопросы, которые, в конечном счете, я бы свела к нескольким нехитрым правилам:
1.Вера в себя.
Знаешь, до шестого класса я боялась отвечать на уроках. Не то, что бы я не знала предмета, нет, просто стеснялась ответить учителю, потому, что когда я буду отвечать, на меня будет смотреть весь класс (это просто ужас!). И не дай бог, я ошибусь или отвечу неверно (хотя обычно мой ответ был верен), то весь класс будет смеяться надо мной, и я буду глупо выглядеть. Но и получать плохие отметки не хотелось. И я была вынужден отвечать на уроках. И знаешь, даже когда я вызывалась решить задачу у доски, которую даже не представляла, как решить, меня не вызывали, а в конце урока ставили 5 за активность! То, чего я так боялась раньше, стало мне нравиться. Попробуй и ты проявить большую активность.
Помни, оптимизм, вера в свои силы - непременное условие твоей привлекательности. Приучи себя начинать каждый день с улыбки, забудь о своих недостатках, радуйся любому, даже самому незначительному приятному событию и не обращай внимания на мелкие неудачи. Только в этом случае ты можешь рассчитывать на успех.
Разумеется, скромность - это достоинство, а не недостаток, но лишь при условии, что она проявляется в меру. В любом случае у активного, уверенного в себе и самостоятельного человека гораздо больше шансов добиться успеха в общении, чем у робкой тихони.
Между прочим, как утверждают психологи, нерешительность и стеснительность — это недостатки, с которыми можно справиться путем обыкновенной тренировки. Просто каждый раз, когда ты ловишь себя на мысли о том, что ты стесняешься попросить о чем-то или боишься что-либо сделать, специально преодолей собственное сопротивление и сделай то, что хочешь.
А ведь иногда, чтобы найти друзей нужно сделать всего лишь первый шаг. Пойти на свой страх, и предложить людям, с которыми ты хотел бы подружиться провести с тобой время. Помни, что лучше сделать что-то, чем сидеть в четырех стенах и страдать от одиночества и пустоты. И даже если тебе откажут, ничего страшного в этом нет. Просто предпринимай следующие попытки.
2. Умение общаться.
Некоторым людям эта способность дана от рождения, она у них в крови. А некоторым нужно немного поучиться. Прочитать книгу (много не надо, одну-две хороших вполне достаточно) Изучить ее, и самое главное практиковаться. Поэтому как можно чаще бывай вне дома, общение лучше складывается в неформальной обстановке.
Ищи личность похожую на тебя, причем, не только внешне, но и поведением, возможно интересами. Сначала проще будет общаться с тем, кто ближе тебе по духу, а со временем приобретешь массу общих друзей. Можно записаться в какую-нибудь секцию, общие интересы очень сближают. Но если от футбола тебя просто тошнит, не спиши нести заявку в футбольный клуб, поищи что-то более для тебя привлекательно — необходимо любить то, чем занимаешься. Существует много научных кружков, танцевальные студии и различные спортивные клубы.
Возможно, ты упрекнешь меня в банальности и приземленности, но не могу не сказать и о внешнем виде. Он, на мой взгляд, тоже имеет большое значение. Вряд ли ты сможешь произвести приятное впечатление на одноклассников (особенно это касается противоположного пола), если будешь все время ходить в мятой одежде, неумытый и непричесанный. Но здесь, как ты понимаешь, речь идет не о внешности супермодели, а об элементарной опрятности и умении следить за собой.
3.Умение делиться.
Итак, тебе удалось побороть свою робость, познакомиться, найти единомышленников. Что же дальше? Возможно, я скажу очередную банальность, но если хочешь иметь друзей – научись сам быть другом. И люди к тебе потянутся!
В первую очередь, конечно, научиться ставить себя на место другого человека, научиться чувствовать его эмоции, сопереживать. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им любовь, внимание, поддержку, добрые слова, улыбки… Ведь когда тебя не трогают проблемы близкого человека, а интересуют только свои, то какой ты после этого друг?
Кроме того, дружба – это не только приятные взаимоотношения, но и еще необходимость жертвовать ради подруги или друга какими-то принципами, уметь уступать, уважать другого, несмотря на то, что в чем-то ваши взгляды могут не совпадать.
Учись верности. Когда ты дружишь с кем-то, то ты должен быть готов к тому, что тебе не раз придется доказывать это на деле. Если в твоем присутствии кто-то начинает говорить плохо о твоем друге и спрашивает твоего мнения по этому поводу, ты должен вести себя сдержанно, но твердо. Даже если в это время вы по какой-то причине в разладе, тебе стоит сказать примерно следующее: «мы с ним не во всем согласны друг с другом, но он очень хороший человек».
Умей хранить секреты. Если твой друг/подруга рассказала тебе что-то личное, это навсегда должно остаться между вами, и рассказать кому-то об этом ты можешь только с разрешения. Тебе было бы приятно, если бы вся школа, например, узнала, что ты влюблен в учителя географии?
Ну и, еще один деликатный момент, нет хуже поступка, чем увести у друга девушку (ну или наоборот). После этого ни один человек, если у него есть хоть крупица собственного достоинства, никогда больше не будет с тобой даже общаться.
Кстати, говоря о взаимном уважении, хочу напомнить о такой коварной и опасной штуке как обида. Наверно, ты и без меня уже успел заметить, что большинство всех конфликтов возникает именно из за нее. Это она может вызвать в нас злость, агрессию, желание отомстить, а то и просто депрессию.
Учитывая все вышесказанное, в следующий раз, собираясь надуть губы и вот-вот заплакать, призадумайся: а лучшее ли это решение? Как нас мало волнуют обиды других людей, так и их не волнуют наши обиды. Каковы мотивы человека? Обижаясь, кому ты делаешь хуже? Не пора ли перестать быть самому себе врагом? И если ты вдруг согласишься со мной и решишь больше не позволять обиде брать над собой верх — не обижайся!
И еще один важный момент. Дружба — это все-таки явление редкое. Я имею в виду настоящую дружбу. Поэтому настоящих друзей по определению не может быть много. И если они у тебя есть, но ты все равно чувствуешь, что тебе чего-то не хватает, возможно, дело совсем в другом. Может быть, тебе просто не хватает общения: с другими знакомыми, с родителями, с противоположным полом… Подумай об этом и попытайся понять, чего тебе на самом деле для счастья недостает.
Эти универсальные правила применимы ко всем людям, на самом деле не нужно все усложнять, и истина в простоте. Просто начни предпринимать попытки для нахождения приятных людей, и в скором времени у тебя появится человек, с которым есть о чем поговорить по душам, есть общие интересы, взгляды; на которого можно положиться в трудной ситуации.
Я тебе искренне этого желаю. И, надеюсь, что свои школьные годы ты будешь вспоминать с теплотой и широкой улыбкой на лице. Будь счастлив!

Из книги Ирины Млодик «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога»

Школа готовит нас к жизни в мире,
которого не существует.

Альбер Камю

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Мне всего шесть лет, и все домашние собираются на семейный совет. Главный вопрос на повестке дня: хочу ли я пойти в школу этой осенью. Первая учительница моей сестры набирает новый класс. Очень удачно: можно отправиться в ту же школу к знакомому педагогу. Меня спрашивают, хочу ли я этого. Я не знаю, хочу или нет, потому что вообще не знаю, что такое школа. Я представляю себе большие комнаты, как у нас в детском садике, заполненные детьми-учениками и строгую учительницу, которая следит за тем, как мы себя ведем. Картинка не очень отличается от того, что происходило в саду, но от родителей и сестры я знаю, что школа – это большая ответственность. Поскольку я боюсь в своей шестилетней жизни всего нового, и на самом деле меня пугает эта ответственность, то в школу идти я скорее боюсь. Мне хочется зацепиться за мамины слова: «она же еще маленькая и так часто болеет», но я знаю, что папа будет недоволен. Он, похоже, все давно решил. Мне ничего не остается, кроме как согласиться.

Меня приводят к той самой учительнице на какие-то экзамены или тесты. И, несмотря на то, что к своим шести годам я умею читать, писать и знаю таблицу умножения, меня просто парализует от тревоги и ответственности. Учительница строга, отбор в школу серьезен, я не должна подвести папу. В те времена – это лучшая школа в городе, «английская», с самым высоким процентом поступления в ВУЗы. Несмотря на охвативший меня ужас, я все же выполняю задания, и меня принимают. Я не помню, обрадовал ли меня сей факт или нет, помню только чувство огромного облегчения от того, что собеседования и тесты заканчиваются.

Воспоминания о начальной школе обрывочны: только отдельные эпизоды и ощущения. Из-за маленького роста я сижу на первой парте, прямо напротив учительского стола. Основное чувство на протяжении долгих трех лет – страх, переходящий в ужас, когда учительница повышает голос (а делала она это регулярно), полный ступор, когда она, рассердившись, бьет указкой или кулаком по своему (слава Богу!) столу, бьет так, что подпрыгивает даже моя парта. И еще: я до сих пор отчетливо помню состояние жуткой паники, когда надо было выходить к доске. Я стою перед классом и отвечаю совсем тихо, потому что ужас заполнил каждую клетку моего маленького существа. Меня прерывает ее разъяренное: «ГРОМЧЕ!». Я впадаю в столбняк и могу выдавить из себя лишь мучительный шепот. Ее очередное: «ГРОМЧЕ!» ввергает меня в состояние полного паралича, и я вообще уже не могу ничего сказать. Под язвительные комментарии моей мучительницы и смех одноклассников я отправляюсь на свое место и хочу только одного: стать невидимкой, чтобы никто меня не замечал, не заставлял говорить громко и с выражением, не унижал и не стучал по моей парте. Но мне предстоит пережить еще три года постоянного сверхчеловеческого напряжения, от которого я спасаюсь лишь тем, что непрерывно болею.

Моя первая учительница была замечательной женщиной, носила звание «почетный учитель». Она отдала школе всю свою жизнь. Она учила нас, как умела, как считала нужным и правильным. Все в нашем классе выучились читать, писать, вычитать и делить, и, наверное, многие ей за это благодарны. Но теперь, уже будучи взрослой, я совершенно убеждена, что могла научиться этому и не заработав невроз, последствия которого придется расхлебывать всю оставшуюся жизнь. Я уверена, что учить детей хорошо и «правильно» можно не только манипулируя их чувствами, внушая страх, подавляя в них личность, целиком подчиняя себе и своим целям. Я знаю, что дети значительно эффективнее учатся в атмосфере уважения, поддержки и принятия. Они легко, без всякого страха, следуют за учителем, когда им интересно, и когда они понимают, для чего нужны все эти знания, которые взрослые почему-то считают важными априори.

Вот послание, которое я вынесла из своей школьной жизни:
«Будь послушной, усердной, старайся, много работай! То, что сказали взрослые люди до тебя, значительно правильнее всего того, что можешь сказать ты. Есть непреложные истины, которые тебе следует знать, не оспаривая и не подвергая их сомнению. Будь прилежной, исполнительной, следуй установленным правилам, слушай старших и усердно учись! Только тогда ты избежишь недовольства представителей взрослого мира, и возможно даже получишь поощрение».

Что интересно, оно усвоилось значительно прочнее, чем многие знания, вбивавшиеся в мою голову с немалым напором. Знания забылись, послание всегда со мной. Да, оно до сих пор помогает мне быть усердной и много работать, но делает ли это меня счастливой? Кроме того, только мои психотерапевты знают, какие сверхчеловеческие усилия мне пришлось приложить, чтобы позволить себе иметь право на собственное мнение, чтобы научиться видеть мир не только таким, каким он уже описан в книгах, чтобы когда-нибудь разрешить себе звучать.

«Время было такое», – скажут некоторые. Кого еще должны были готовить школы в эпоху социализма, тем более в период застоя? Конечно, исполнителей: послушных, усердных, внушаемых, способных без сомнений и колебаний разделять и поддерживать нужные стране идеи. Те немногочисленные творцы и люди, которые видели не только то, что позволено партией, объявлялись либо диссидентами, либо маргиналами, либо сумасшедшими. Смотреть на мир не через призму коммунистических идей было явно неадаптивным поведением и каралось, как минимум, постепенным выдавливанием из сообщества, как максимум, психиатрическим лечением. По иронии сложившихся обстоятельств в нашей стране лечили чаще всего тех, кто был наиболее здоров.

Как все начиналось

Школьные учителя обладают властью,
о которой премьер-министры
могут только мечтать.

У. Черчилль

В большевистской России все начиналось, как всегда, с весьма светлой идеи: сделать все население нашей необъятной Родины грамотным, для чего в 1919 году был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». По этому декрету «все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию». Хорошую и весьма гуманистическую идею, как и многие другие, столь же светлые идеи, большевизм исковеркает позже, использовав их в своих политических целях.

Реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом «О единой трудовой школе» основывалась на вполне прогрессивных и здравых мыслях:
- демократичность (бесплатность, общедоступность, светскость);
- преемственность (творческая интерпретация весьма прогрессивных педагогических идей зарубежной и отечественной педагогики);
- гуманистические подходы к свободному развитию личности;
- целостность.

Но времена экспериментов и педагогических новаций в молодой республике быстро заканчиваются. Большевики, стоящие у руля огромного государства, понимают, что школа – это не просто элемент образовательной системы. Это главный государственный институт, «создающий» гражданина и воспроизводящий общество, так называемый «консервативный «генетический аппарат» культуры» (С. Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. Том I). И школа становится главным идеологическом учреждением, в котором, исходя из тоталитарной идеологии, вводится единообразие программ (вовсе не для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень образования). В советской школе унифицируются формы обучения, напрочь забываются светлые идеи декрета «Об учете индивидуальных особенностей детей», поскольку всем детям России предстоит стать общей народной единицей – «советским гражданином». Вскоре также забываются идеи о самоуправлении учащихся, школой чуть позже будут напрямую управлять Партия и Комсомол.

Таким образом, к началу тридцатых годов, назревшее противоречие между концепцией трудовой школы (в которой были заложены такие ценности, как ориентация на развитие личности ребенка, установка на его творческую деятельность, стремление гармонизировать запросы общества и интересы отдельно взятого человека) и задачами тоталитарного государства, полностью разрешается в пользу государства. Большевистское правление берет школу под жесткий централизованный контроль, отныне регламентируя все учебно-воспитательные процессы.

Школа миллионными тиражами начинает выпускать «советского гражданина», укомплектованного не только общими знаниями, но и соответствующей идеологической начинкой, сформированного с жестко определенными задатками, взглядами на мир, психологией. Все, кто «не подходили» под заданные советским государством стандарты, окончательно истребляются во времена сталинизма.

Каковы же были качества того самого «советского гражданина»?«Преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка… забота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива», – из доклада Н.С. Хрущева на Внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза. И это уже оттепель! А если вспомнить историю, пробежаться по книгам и фильмам той эпохи, и очистив сознание от пропагандистской шелухи, посмотреть на советского человека глазами психолога, очевидно, что он должен был:
- быть максимально приспособленным для идеологических и политических манипуляций;
- не иметь своего мнения, отличающегося от мнения партии и правительства;
- не задавать провокационных вопросов и вообще не задаваться вопросами;
- всегда быть довольным тем, что есть, и никогда не хотеть большего;
- много работать исключительно из рабочего энтузиазма, а не ради личной наживы;
- быть идейно выдержанным, а значит, не подвергать сомнению ценности социалистического строя;
- быть творческим в жестко заданных рамках;
- всегда ставить коллективные цели выше своих собственных;
- не выделяться ни личностно, ни профессионально (можно выделяться только по партийной линии, то есть выделяться в своем послушании).

Все эти качества, присущи авторитарной психологии, согласно которой один человек (некий авторитет) определяет, что хорошо для всех, он же изобретает и утверждает законы и нормы поведения. И если основные мотивы этого авторитета - получение и удержание собственной власти, то все законы и нормы будут создаваться и поддерживаться только ради этого, а не для прогресса или здоровья общества. Более того, авторитету выгодно постоянно внушать людям, что сами они не способны создавать и поддерживать моральные нормы и ценности, то есть, говоря проще, отличать добро от зла. Одними из самых больших грехов авторитарной психологии являются неповиновение и неуверенность в праве авторитета на управление всеми, на установление норм, сомнение в том, что эти нормы – самые лучшие.

По законам авторитарной этики и психологии росло и крепло молодое советское государство, усиливая собственную власть за счет запугивания жителей сначала внешним (гражданская война), а потом и внутренним врагом (сталинизм). Страх, стыд и вина – вот те таинственные кнопки в душах каждого, на которые так активно нажимали большевики вплоть до самого застоя. Эти кнопки безотказно работали и включали все нужные манипулятивные схемы по удержанию власти в огромной стране.

Конечно, практически любое общеобразовательное учреждение в советской России тех времен было слепком с государства. Школа не могла остаться хоть сколь-нибудь гуманистической, как изначально задумывал ее Луначарский. Собственные законы и нормы, которые была бы способна создать и которым могла бы следовать конкретная школа, психологическая независимость и раскрытие своего потенциала всеми участниками обучающего процесса, их забота о благополучии отдельно взятого человека, а не всего социалистического общества в целом, – все это не только не подходило для авторитарного государства, но и было чрезвычайно опасным. И гуманистическая этика на долгие годы покинула просторы Советского Союза.

В школе воцарился авторитаризм. Все, от директора школы до первоклассника, стали объектом, вещью государства. Вещь считается хорошей, если она соответствует требованиям того, кто ее использует. «Хорошими» назывались лишь те школы, директора, учителя и ученики, которые соответствовали идеологическим требованиям государства, те, кто был управляем, послушен, чьи сердца и головы разделяли социалистические ценности, и никогда, ни при каких обстоятельствах, не ставили их под сомнение. «Плохие» быстро переставали существовать.

В этом смысле слова Камю о том, что «школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», взятые мною в качестве эпиграфа к этой главе, сочли бы в те времена неверными. Наша школа идеально готовила своих учеников для жизни в реально существующем социалистическом лагере. Она выпускала практически идеальную модель гражданина, приучая его быть послушным, исполнительным, трудоголичным. Во всяком случае, из меня, не бунтаря по натуре, получился практически идеальный советский человек. Чем я, вероятно, могла бы гордиться в прежние времена. Сейчас же мне приходится тратить немало времени и сил на то, чтобы произвести ревизию в «наследстве», оставленном мне школой и государством, и избавиться от того, что теперь мне не позволяет жить счастливо и свободно, сохранить то, что было полезным и подходящим, и разобраться в том, как отделить хорошее от плохого.

Школа переходной эпохи

Школа – это заведение,
где детей учат нужному и ненужному вперемешку,
всячески мешая им отличать одно от другого.

Виктор Кротов

К концу ХХ века социалистическое государство неожиданно (для нас, простых советских граждан) дало трещину и в считанные месяцы расползлось по швам. Вместе с социалистическими ценностями пошатнулись нравственные устои и идеологические основания. Исчезла с лица российской земли прежняя коммунистическая партия, долгие годы указывавшая, как нам жить.

К тому времени я уже окончила институт, у меня была семья и собственный ребенок. Но я помню растерянность и тревогу, охватившие меня, когда я услышала о роспуске компартии. Разум твердо знал, что это должно было произойти. В глубине души мой «взрослый» гордился тем, что на его глазах, наконец, творится История, и чувствовал свою колоссальную ответственность за это. Но маленькая девочка-ученица хорошей английской школы испытывала настоящий ужас перед грядущим, в котором теперь не существовало никаких твердых ориентиров, никаких однозначно заданных ценностей, никаких твердых оснований.

Наступивший хаос и «разгул» только укреплял этот глубоко спрятанный страх. Страна несколько весьма бурных лет походила на огромную компанию подростков, первый раз собравшихся на даче без родителей. Страна хотела попробовать все, что ей так долго запрещалось: иные мнения, иные партии, частную собственность, индивидуальную деятельность, рыночную экономику, свободу слова и творчества, и многое-многое другое, отнюдь не всегда здоровое и прогрессивное. Теперь каждый должен был самостоятельно решать вопросы добра и зла. На первых порах это казалось более сложным и непривычным, чем поступать исходя из чьих-то прежних и якобы априори «правильных» представлений.

Законы авторитарной этики переставали работать, а правила и нормы новой этики еще не сложились. Неудивительно, что очень скоро многие стали мечтать о возвращении «сильной власти», не в силах перестроить собственную психологию, психологию подчиненности, которая при всех ее издержках, так хорошо создавала иллюзию защищенности и безответственности.

Каково же было школе в эти сложные времена? Не имеющая себе равных консервативность системы образования давала ей возможность оставаться стабильной и по-прежнему учить и воспитывать детей, несмотря на затянувшуюся штормовую политическую «погоду» в стране. В этом, на мой взгляд, большая заслуга школы того периода. Из-под ее ног выбили почву, отменив пионерскую организацию и комсомол. Школа вынуждена была находить собственные нравственные основания и ориентиры, на которые опирались бы учителя, и которые транслировались бы детям. Именно в тот момент, когда заданность сверху сменилась необходимостью личного нравственного и профессионального выбора, школа стала более «персональной». Личность директора и учителя стала основополагающей и атмосферосоздающей.

Каждая конкретная школа постепенно, и чем дальше, тем все больше, становилась отражением личности ее директора и педагогического коллектива. Вносить серьезные изменения в сам учебный процесс отваживались только учителя-новаторы, исчислявшиеся десятками на многомиллионную Россию, так что сам обучающий процесс практически оставался неизменным, но вот подход к детям, мировоззренческий и нравственный контекст теперь во многом задавались нюансами педагогических взглядов на тот или иной предмет.

Вскоре был издан Закон об образовании, объявивший о «свободе и плюрализме в образовании», закрепивший «демократический, государственно-общественный характер управления образованием», разрешивший частные школы и закрепивший на бумаге различные принципы нового образования, в том числе гуманистические: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Школьная система, наконец, получила узаконенную свободу. Свободу «от…» или свободу «для..»?

Школа настоящего

Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы.
Роберт Ингерсолл

Школа настоящего, окончательно расставшись с социалистической идеологией прошлого, однако не спешит расставаться с прежней авторитарной психологией и этикой. Ученик, как и много лет назад – объект обучения. Учитель – субъект. Субъект обучает объект. Тот, кто знает, рассказывает тому, кто не знает. Учитель требует, ученик исполняет требования, по-прежнему, желательно, беспрекословно и, не задавая лишних вопросов. Один – главный и всегда вверху, «над». Другой – подчиненный и всегда внизу, «под». Так было во все времена. Неужели может быть как-то иначе?

Школа настоящего является, по-моему, оплотом консерватизма до сей поры. И я употребляю это слово вовсе не в негативном аспекте (мол, прогрессивное – все однозначно хорошее, а консервативное – однозначно плохое и устаревшее). В консерватизме есть, безусловно, свои плюсы. Например, то, что в консервативных системах перемены происходят медленно и проходят неоднократную проверку, прежде чем претворятся в жизнь. Для психики ребенка это важно, поскольку детям необходима внешняя стабильность.. Консерватизм позволяет сохранять традиции и устои, некоторые из которых оказываются значимыми во все времена, а в более прогрессивных системах оказываются выброшенными на задворки. Кроме того, консерватизм проще и безопаснее. Это система, где все известно, все предсказуемо, все неоднократно проверено, все однозначно, одномерно… и бесперспективно.

Современная школа вполне благосклонно приняла свободу «от..», и отбросила от себя идеологическую чешую, слегка горюя, но все же смирившись с потерей таких дисциплинообразующих структур как пионерская и комсомольская организации. Но вот свободой «для…» пользоваться, на мой взгляд, не научилась за весьма редкими исключениями. Складывается весьма удручающий парадокс. Общество продолжает динамично изменяться, хоть и не так бурно, как в переходный период, но все же со значительным градиентом. А школа во многом остается прежней. И вот теперь Камю становится правым в том, что современная «школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Скорее даже так: школа выпускает детей, плохо приспособленных к тому миру, где им предстоит жить.

Посмотрим, какие требования предъявляет общество к взрослому человеку, стремящемуся иметь жилье, стабильный доход, статус, признание и прочие атрибуты благополучия. Он должен:
- иметь независимую позицию;
- уметь принимать собственные решения и нести за них ответственность;
- обладать качествами лидера;
- быть в курсе всего нового, что появляется в информационном поле;
- самому быть законодателем нового, первооткрывателем в своем бизнесе или профессии;
- быть максимально креативным как в собственной профессии, так и в жизни;
- быть упорным и настойчивым в достижении собственных целей;
- иметь значительную устойчивость к стрессам и способность быстро восстанавливаться после полученного негативного опыта;
- быть уверенным в себе, осознавать собственные таланты и способности и умело реализовывать их в своей жизни.

То есть, если в трех словах: быть активным, плодотворным, независимым. Это качества противоположные тому, что задает авторитарная педагогика: быть пассивным, исполнительным (реализовывать чужие идеи, а не генерировать собственные), зависимым-подчиненным. Получается, что школы, где субъект-объектные отношения являются главными, где авторитарная педагогика по прежнему процветает, выпускают детей, максимально неприспособленных к тому, чтобы стать успешными взрослыми настоящего времени. Вот вам и обратная сторона стабильности, безопасности и сопротивления переменам. Как точно сказал Н.А. Бердяев: «Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем». Причем вечность при консерватизме всегда побеждает.

Разные типы современных школ

Притом, что школа по-прежнему остается весьма «персональной», то есть наделенной чертами и характеристиками ее педагогического состава, появляется некоторое своеобразие, формирующееся исходя из того, кто становится главным в школе и оказывает наибольшее влияние на все процессы. С этой точки зрения школы делятся на несколько типов.

Родительско-центрированная школа

Как мне надоело вызывать в школу твоих родителей! Уж лучше бы ты сиротой родился.
Высказывание одного учителя

Это школа, где родитель является фигурой, задающей, определяющей и контролирующей все процессы в школе. Такой тип школ характерен, в основном, для частного, платного образования. На том основании, что родитель вносит определенную сумму за обучение, он решает (а школа потворствует ему в этом решении), что является хозяином ситуации и процесса. Отчетливо понимая, что деньги дают определенную власть, он спешит ею воспользоваться, часто совершенно не разбираясь ни в методологии учебного процесса, ни в общих принципах обучения, ни в преподавательской специфике отдельно взятых предметов.

Школа, будучи зависимой от родительских «вложений», соглашается на подобный контроль и вмешательство, которые, в большинстве случаев, наносят вред как отдельно взятому ребенку, так и всей обучающей системе в целом. Педагогический коллектив парализует даже любой намек на родительское недовольство, а тем более возможность открытого конфликта, способного привести к прекращению договора с данным родителем или к еще более неприятным последствиям.

В результате школа становится не местом получения образования детьми, а местом реализации родительских амбиций и тревог. Школа «для родителей», пытаясь максимально следовать их требованиям, упускает из виду свою основную образовательную задачу. При этом удовлетворить потребности собственных заказчиков она, как правило, также оказывается не в силах. Родителей много и их запросы по отношению к школе могут быть не просто разными, а противоположными.

Родительское собрание в классе моего сына. Много вопросов, которые требуют немедленного решения. Один из них – дисциплина. Мне, как родителю, совершенно не понятно, почему возникает такая проблема. Я знаю своего сына: ему нужно внимание учителя по отношению к нему лично, он в состоянии эффективно учиться только при одном условии: если ему интересно, если все его существо захвачено решением какой-то важной и увлекательной задачи. Я не успеваю высказать свою точку зрения, как вступают матери других детей, и мне становится страшно:
– Вы должны заставить детей учиться. Ведь это их работа. Нам тоже не очень хотелось ходить в школу, но мы же ходили. Вы просто не можете их заставить.
– Я считаю, что дисциплина – это вообще самое важное. И она должна быть максимально строгой. Мы же воспитываем будущих солдат!
– А мне кажется, что дети совсем распустились, потому что в школе нет никакого нравственного воспитания. Если бы дети уважали старших, то не было бы и никаких проблем с дисциплиной.

Мне страшно оттого, что я не хочу растить солдата, не хочу, чтобы он ходил в школу из чувства долга, не хочу, чтобы на него давили, навязывали свое мнение, приказывали, не хочу, чтобы его «строили» и требовали от него уважения. Я хочу, чтобы он уважал по собственной воле, приучился сам себя контролировать и хочу, чтобы в школу ему идти хотелось. Но я боюсь, что школа примет позицию большинства родителей, а в этом случае нам снова придется искать новое место.

Родительско-центрированная школа просто обречена на постоянное недовольство родителей. И как бы не хотелось педагогам сгладить острые углы, конфликты и претензии неизбежны. Для одного родителя важны – дисциплина и послушание, для другого – уровень получаемых ребенком знаний, для третьего – хорошие оценки, для меня, например, самым важным всегда было обучение с удовольствием при сохранении и развитии личности моего сына. Наши требования настолько разные, что удовлетворить их все в отдельно взятом классе или школе нереально.

Родитель, хоть и фигура весьма ограниченной компетентности, в такой школе решает вопросы, в каком классе учиться его чаду, на какие предметы делать упор, как оценивать учителям его знания и т.д.

Поскольку, родитель является взрослым представителем ребенка, он, конечно, вправе излагать собственное видение ситуации по поводу обучения детей, но в других типах школ у него всего лишь «совещательный голос», а в школах такого типа – «решающий».

Психологические проблемы, часто возникающие в родительско-центрированной школе:
- неуважение детей к тому, кто их учит, и как следствие, проблемы с дисциплиной (поскольку родитель неосознанно транслирует эту позицию своему ребенку, «командуя» учителем и школой, относясь к ним как к личной прислуге);
- пассивность и развивающийся психологический инфантилизм детей, не несущих ответственности за собственный процесс обучения (родительская трансляция – «во всем виновата школа», и «я схожу в школу и все решу за тебя»);
- постоянный стресс, испытываемый учителями от необходимости приспосабливаться к требованиям родителей, и неизбежный перенос его на детей;
- потребительская позиция детей по отношению к жизни (трансляция потребительской позиции родителей по отношению к школе);
- пониженная мотивация к обучению у детей (из-за невозможности учителей выработать рабочие и здоровые отношения с учениками).

Таким образом, родительско-центрированная школа выпускает пассивных, склонных к инфантильности детей, малоспособных выживать в конкурирующем поле без помощи родителей, укрепляет родительскую иллюзию о необходимости и возможности тотального контроля над ребенком, укореняет в учительском составе неуверенность в себе, позицию подчиненности и неуважение к собственным педагогическим основаниям и взглядам.

Учебно-центрированная школа

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.
А. Эйнштейн

Это школа, где всем заправляет учебный процесс. Подобная система характерна, главным образом, для специализированных учебных заведений так называемого «старого» типа: языковых, математических и иной направленности. Здесь ребенок с его реальными способностями, личностными характеристиками, психологическими особенностями и взглядами на мир никого не интересует, особенно, если он не прилежен в обучении.

Зачастую такие школы, уделяя много времени и сил именно обучению, в результате не дают детям необходимых знаний. Потому что знания – это то, что ребенком усвоилось, то чем он может оперировать, а не то, что он может просто воспроизводить. Подобные школы, как правило, работают по принципу авторитарной психологии. Учитель транслирует, ученик воспроизводит. Учитель априори всегда знает лучше. Школьник должен заучить методы, законы, принципы, параграфы, ответить их без запинки и не задумываться, как можно по-другому ответить на вопрос, решить задачу, найти закономерности.

Умение ученика воспроизводить заученное оценивается по пятибальной шкале. Недаром, отметка в таких школах воспринимается часто как истина в последней инстанции, как однозначный показатель уровня знаний. Хотя совершенно понятно, что это всего лишь субъективное представление учителя о способностях ученика отвечать на запросы данной обучающей программы. Еще печальнее, на мой взгляд, что такая субъективная данность как оценка часто обобщается и распространяется на личность ребенка в целом: «он – плохой ученик», «он никуда не годится», «из него ничего не получится» и т.д. Хотя его «тройки» по математике говорят всего лишь о затруднениях в восприятии этого раздела программы, которые могут быть вызваны не только и не столько «ленью» самого ученика, сколько его наследственными способностями, особенностями развития, персональным когнитивным стилем, особенностью темперамента, отношениями с учителем, психологическим состоянием в определенный период времени, и, в конце концов, неспособностью учителя объяснить материал.

Но поскольку отношения в школе основаны на авторитарной психологии, у ученика практически нет шансов не принимать плохие оценки всерьез, поскольку из них складывается его образ успешного или неуспешного члена общества в целом. И ребенок либо рискует стать «неудачником» и «плохим» для родителей и школы, либо вынужден учиться, выжимая максимум из своего потенциала.

Школы, центрированные на учебном процессе, как правило, тесно связаны с какими-то престижными высшими учебными заведениями, и их цель – подготовить детей к поступлению в соответствующие ВУЗы. Цель, согласитесь, благая. Но средства:
- высокие и не всегда оправданные психологические и интеллектуальные нагрузки;
- необходимость поглощать огромные объемы информации, далеко не всегда переходящие в реальные знания;
- высокий и постоянный уровень стресса;
- страх получения плохих оценок;
- нагнетание учителями тревоги перед ответственными мероприятиями (экзаменами, контрольными, открытыми уроками);
- поддержание мотивации избегания (плохих отметок и замечаний) в ущерб мотивации стремления (получение новых, интересных знаний);
- жесткая дисциплина на основе безусловного и необсуждаемого подчинения;
- формирование усердности, переходящей в трудоголизм.

Еще много лет спустя после того, как я закончила школу, мне снится, как я сдаю экзамены. Меня прошибает пот от мысли, что я ничего не знаю, ничего не смогу ответить и неизбежно окажусь перед лицом полного провала. Мой страх настолько велик, что его можно сравнить только с ужасом смерти. Только во снах, где мне грезится, что вот-вот умру, я испытываю похожее чувство.

Сколько себя помню, я училась. Начиная с 6 лет, каждый мой вечер, за исключением праздников, каникул, и некоторых выходных был занят уроками. Только некоторые из них: литературу и английский язык, я делала, можно сказать, с удовольствием. По литературе была такая чудесная форма работы, как сочинения, которые я писала всегда с неизменным увлечением, но, к моему удивлению, получала стабильное «четыре» за содержание. И только списав одно из домашних сочинений с критических статей получила «пять». Тогда я поняла, что мое мнение о персонажах и понимание смысла произведения на самом деле никого не интересует, и что списывать с того, кто уже когда-то умно и грамотно все изложил – явно более адаптивное и эффективное поведение.

Когда я была ученицей, в моей английской школе был явный уклон в сторону технических наук, по сему физику или химию как специальность выбирали подавляющее число учеников. Стала студенткой физико-химического факультета одного из столичных ВУЗов и я. Химик-технолог из меня получился неплохой, только ненадолго. Кризис в стране и в моей жизни, к счастью, вывел меня к совсем другим – гуманитарным берегам.

Все, что дала мне школа, это: замечательный шанс учиться в столичном институте, удивительные исполнительские способности, редкостное прилежание и послушание, полную неспособность расслабиться, если дела не сделаны, веру в непререкаемые авторитеты, избыточное старание в любом, иногда не стоящем того, деле, сильную зависимость от оценок других людей и невозможность иметь собственное мнение и собственную позицию.

Несомненно, у меня была некая предрасположенность к тому, чтобы стать такой Ведь наша школа не выпускала клонов с одинаковыми характеристиками, но ее десятилетнее влияние на мою детскую психику было совершенно очевидным. И с этим влиянием мне пришлось непросто уже в институте, где требовались навыки самоорганизации, где приходилось решать массу нестандартных задач, где материал невозможно было просто выучить, его надо было понять и уметь им оперировать. Меня отчасти спасало только невероятное усердие.

В жизни после института моя зависимость от чужих оценок убивала даже возможность каких-то новых начинаний, отсутствие собственного мнения и позиции мешало не только в отношениях, но и в работе, исполнительность не давала возможности творить, а неспособность расслабиться делала меня тревожной, напряженной и болезненной. Только занятия психологией (на протяжении десяти с лишним лет!) помогли мне оставить в прошлом то, что мешало мне жить еще с детства.

Учебно-центрированные школы до сих пор очень популярны среди родителей, особенно в провинции. И мне как психологу и родителю понятны причины такой популярности. Школа, благодаря своим жестким требованиям к обучению, значительно уменьшает родительскую тревогу, поскольку дает определенные гарантии конкурентоспособности ребенка в абитуриентской гонке и повышает шансы поступления в ВУЗ. Причем поступление в хороший институт многими родителями по-прежнему воспринимается как окончательная точка приложения всех усилий. Хотя настоящее образование, как правило, в ВУЗе только начинается, и приходит пора проявиться накопленным за годы обучения в школе навыкам, как образовательным, так и психологическим. И в этот период дети из учебно-центрированных школ нередко оказываются не на высоте. Им мешают определенные психологические особенности:
- перфекционизм (стремление выполнить даже простое задание совершенно, непрерывно внося улучшения, затрачивая на это много времени и усилий);
- тревожность (как конструирование негативного будущего, постоянное ожидание провала, особенно перед экзаменами);
- привычка к конвергентному мышлению (ориентирование на поиск единственного и «правильного» решения поставленной задачи);
- интроективность (способность «заглатывать» получаемый материал, не анализируя его и не перерабатывая в реальные знания);
- привычка в процессе обучения опираться в основном на кратковременную память, мало задействуя остальные психические функции: восприятие, логику, воображение;
- сильная зависимость от любой внешней оценки;
- трудности с формированием собственной позиции по разным вопросам и собственного взгляда на вещи.

Что помогает им учиться более-менее стабильно? Дисциплинированность и усердие. У вузовских педагогов с авторитарным подходом к обучению такие ученики могут показывать неплохие результаты, поскольку находятся в привычных для них отношениях. Но в целом, они либо отдаются радостям студенческой жизни, которая после школы им кажется лишенной ответственности и внешнего контроля, с трудом вырабатывая самоконтроль, либо снова прилагают большие усилия, чтобы приспособиться к новой учебной ситуации.

После окончания институтов бывшие ученики, как правило, прекрасно справляются с задачами, требующими усердия и исполнительности, но редко становятся лидерами, руководителями, создателями собственного бизнеса, новаторами, творцами. Конечно, многое определяется не только влиянием школы, но и личностью отдельно взятого ребенка, однако десять-одиннадцать лет активного психологического воздействия значимых для него взрослых не могут не оставить следа.

Личностно-центрированная школа

Человека формирует все великое. Иоганн Гете

Это школа, в которой личность человека: учителя, директора, ученика, – и есть тот самый фокус внимания. Именно личностью задаются и поддерживаются все процессы обучения, кроме того, именно личность – жизнетворящая и творческая сила во всей школьной жизни. К сожалению, в России пока таких школ немного, хотя есть некоторая надежда, что число их будет постепенно расти.

В настоящее время – это, по большей части, авторские школы, то есть те, в которых директор является, безусловно, яркой и харизматичной фигурой, со специфическими педагогическими взглядами, с авторскими наработками в построении образовательной системы в рамках вверенной ему школы. Соответственно этому директор формирует педколлектив, транслируя и поддерживая во всей школе ценности собственного подхода к обучению и детям. В большинстве случаев, это гуманистические ценности, такие как: здоровое социальное и личностное развитие детей, формирование критичности их мышления, становление собственного образа, а не навязывание чужого, обучение на основе сотрудничества, открытость, честность и возможность самоактуализации и самоопределения.

Иными словами, сам являясь яркой личностью, директор формирует и поддерживает образовательную среду, в которой каждый в школе может проявлять и развивать собственную личность. Такая школа, на мой взгляд, наконец, становится тем, чем и должна быть: местом, где ребенок занимается образованием, в исконном понимании этого слова (образование – «становление собственного образа»).

В данном случае школа уходит от своего парадоксального назначения, которое особенно было развито при социализме. Вспомните, когда не уборщицы существовали для людей, а люди – для уборщиц («не ходите здесь, я уже вымыла!»), а также больницы для медперсонала, рестораны для швейцаров, магазины для продавцов и так далее. Тогда все структуры как будто создавались для удобства тех, кто там работает, а не для тех, кому они, собственно, и были предназначены. Старая авторитарная школа была типичной школой для учителей, где все в ней строилось исходя из интересов кого угодно: директора, учителя, государства, но только не из интересов детей, в ней обучающихся. Ребенок должен был соответствовать определенным ожиданиям, чтобы выдавать нужные показатели, и слушаться, чтобы не создавать никому неудобств.Он занимался, не становлением собственного образа, а впитыванием учительского представления о нем самом, не формировал собственные ценности и взгляды, а волей-неволей перенимал ценности и взгляды своего учителя, присовокупляя их к родительским. И при этом совершенно терял представление о том, кто он такой. А потом получал бесконечные нарекания: за подражание старшим товарищам (не всегда нравившимся родителям), разным кумирам, западным взглядам (не одобряемым комсомольской организацией). Хотя все, чему его учили – слепо подражать.

В школе, где личность ребенка имеет значение (причем не в ущерб личности учителя) нет твердой дисциплины, послушания и тишины, потому что невозможно строго придерживаться одних правил для всех. Потому что здесь важны не все, здесь важен каждый. Здесь индивидуальность является ценностью, а вопрос: «Ты что, особенный?» не считается «наездом».

Повышенное внимание к личности ребенка совершенно не означает, что сам процесс обучения вторичен или неважен, конечно, нет. Это означает, что в школе готовы персонально подходить и к обучению тоже, учитывая характерологические, когнитивные, психологические особенности учащихся и выстраивая программу исходя из этих характеристик.

Естественно, что преподавание в такой школе предъявляет к учителям особые требования:
- иметь зрелую и хорошо осознающую себя личность;
- иметь независимую позицию и одновременно с этим – способность выстраивать с учениками равные отношения;
- иметь искренний интерес, как к детям, так и к преподаваемому предмету;
- быть гибкими в педагогических подходах;
- обладать прекрасными коммуникативными навыками и развитой эмпатией;
- уметь чувствовать собственные психологические границы, не позволяя нарушать их детям, но и не нарушать границы своих учеников;
- быть людьми, увлеченными жизнью и собственной профессией.

Безусловно, найти таких учителей значительно сложнее, чем учителей, уставших от всего, реализующих свой непроработанный комплекс власти, преподающих скорее от безвыходности, чем из профессионального интереса. Но в личностно-центрированных школах происходит своеобразный естественный отбор: принимаются и остаются только те, кто отвечает запросам такой специфической образовательной среды. Перед самой школой как системой стоит также непростая задача: совместить учебный план со стилем обучения каждого конкретного учащегося. Тем не менее, эти усилия часто бывают оправданы, потому что результаты такого обучения, как правило, удовлетворяют и детей, и родителей, и последующие системы высшего образования.

Личностно-центрированные школы отличаются самой атмосферой, которая говорит о том, что дети здесь не только учатся, они тут живут. В школе происходит много важных для них событий: роли в интересных спектаклях, победы в сложных конкурсах, преодоления в трудных походах. Здесь их ждут, ими интересуются, за них переживают, их поддерживают, развивают их способности, выявляют таланты, помогают справиться с тем, что сложно. И, как ни странно, в таких школах нет полного попустительства и хаоса. Этому способствует уникальное сочетание структуры (уроки, перемены, подготовка) и свободы (разнообразные по своей форме уроки и многочисленные виды внеурочной деятельности). К тому же в любой подобной школе существуют правила или устав, за нарушение которых последуют определенные санкции.

И все же, несмотря на массу неоспоримых для меня (как для родителя, так и для психолога) достоинств, такие школы имеют свои недостатки:
- трудности в подборе соответствующих кадров;
- процент поступления выпускников в ВУЗы может быть меньше, чем в учебно-центрированных школах при условии, если у родителей нет дополнительных финансовых возможностей;
- родители постоянно вынуждены иметь дело не с воспитанным, послушным и дисциплинированным ребенком, а с человеком, имеющим собственную жизненную позицию, которая подчас может отличаться от родительской;
- такие школы выпускают свободомыслящих и творческих детей с независимыми взглядами, способных жить и работать только в демократическом государстве.

Как можно заметить, недостатки эти будут существовать до тех пор, пока гуманистические, а не авторитарные ценности, престанут восприниматься обществом как некое исключение. Пока людей (учителей, директоров, родителей, детей), желающих и способных опираться на собственные взгляды и ценности, независимых и активных, не станет достаточно, чтобы считать это нормой.

Родители, чья психика сформирована по законам авторитарной психологии, часто испытывают значительные затруднения оттого, что их ребенок учится в подобной школе, поскольку им самим непонятно, как можно построить обучающий процесс без строгой дисциплины и принуждения. «Мы в свое время в школе «пахали», учились с утра до вечера, и выросли же, теперь ничем не хуже других («даже лучше» – подразумевается)!» – это их основной аргумент. Часто родители неосознанно завидуют ребенку, который может выучиться, радуясь и не напрягаясь. Как правило, такие родители, в результате, либо вообще не выбирают подобные школы, либо достаточно быстро переводят детей в учебно-центрированные школы, которые им ближе по духу, ценностям и подходу.

Дети, окончившие личностно-центрированные школы, на первый взгляд практически ничем не отличаются от других детей, но все-таки имеют ряд особенностей. Они:
- не являются «университетской корзиной», куда сложена самая разнообразная информация, но они способны организовывать свой познавательный и мыслительный процесс, а также сбор нужной информации;
- неплохо осознают собственные психологические и когнитивные особенности;
- привыкли к равному отношению и плохо переносят авторитарные структуры;
- им неведом страх наказания, они руководствуются мотивацией собственных достижений;
- коммуникабельны и легко выстраивают нужные им отношения;
- иногда страдают от негуманистичности окружающего мира, но способны создавать или принимать участие в организациях, разделяющих их ценности и взгляды;
- уверены в себе, способны защищать собственные психологические границы и также уважительно относятся к границам других людей;
- находят образование интересным и важным делом.

Мне, как психологу, конечно, хочется, чтобы не только школа, все образование в России стало личностно-ориентированным. Понимаю, насколько утопична пока моя идея. Такая школа невыгодна государству, пожалуй, для него она даже опасна. Люди должны быть зависимы от авторитетов и внушаемы, иначе ими трудно управлять. Понятно также, что некоторым всегда будет нравиться, как проще.