Калибровка лжи. Методология и техника работы. Анализ терапевтических случаев. В технике калибровкой называют подстройку прибора. Например, при подстройке весов кладут эталонный груз в один килограмм и подкручивают специальную ручку, чтобы стрелка показыва

Калибровка

Как вы уже поняли из предыдущей главы, самое главное – это добиться доверия человека на подсознательном уровне. Но как это сделать? Самый простой способ – подстроиться к нему. Делать все так же, как и он, говорить с таким же тембром, уловить ритм дыхания, почувствовать его мысли. Процесс улавливания сигналов подсознания в позе, движениях, голосе, дыхании и ритме называется калибро?вкой. Научитесь замечать то, что человек выражает подсознательно телом или голосом: чем лучше вы будет подмечать сигналы, тем быстрее вы поймёте своего собеседника.

Например, когда человек рассказывает вам о радостном известии, его глаза горят, плечи расправлены, усиливается жестикуляция, голос становится звонким, а сама речь – быстрой. Когда о печальной новости вам сообщают в напряженной позе, с поникшим видом: глаза опущены, голос тихий, а ритм голоса становится медленным, возможно даже прерывистым.

А теперь представьте, что вы смогли откалибровать человека и сумели к нему подстроиться, что же делать дальше? Теперь вы можете вести человека. Вы можете менять свои движения и замечать, как ваш собеседник следует за вашими действиями, и самое главное, вам обоим доставляет такое общение огромное удовольствие. Подобное состояние называется раппо?ртом.

Калибровка – это своеобразный сбор информации о человеке. Чем лучше будет произведена калибровка, тем качественнее будет раппо?рт.

Самое первое, что следует откалибровать, это то, как ваш собеседник выражает согласие и несогласие. Это особенно важно, если вы хотите изменить его точку зрения. Для этого необходимо задать вопрос, на который ваш собеседник однозначно ответит «Да», и уловить небольшие телодвижения или изменения голоса. Иногда необходимо задать несколько вопросов, чтобы найти как можно больше таких сигналов. После чего задать вопросы, на которые ваш собеседник ответит «Нет». Чтобы не было ложных ощущений, вы должны быть точно уверены, какой ответ будет честным.

Продолжая изучать своего собеседника, помните, как важно узнать, что ему нравится, а что нет и насколько сильно. Это очень поможет в подстройке и последующем ведении человека. Задайте собеседнику несколько вопросов, на которые он бы не смог ответить однозначно и посмотрите за его реакцией. Отметьте для себя, как человек жестами и мимикой выражает, что ему нравится или нет; обратите внимание на интенсивность этих сигналов. Например, вы спросили своего собеседника «Как вы относитесь к тараканам?». Он вам ответил, что он их терпеть не может. При этом вы заметили, что, отвечая на этот вопрос, человек сделал брезгливое лицо, дернул плечами, а в теле появилось напряжение.

Если же вы задаете вопрос о том, что нравится собеседнику, реакция будет совершенно другой. Например, вы спрашиваете: «Как вы относитесь пляжному отпуску?». А в ответ услышите: «Я просто обожаю загорать на пляже!». В этом случае вы можете заметить, как засверкали глаза, поднялись уголки губ, приподнялись плечи, оживилась речь.

Одних сигналов недостаточно, важно понимать, какие ценности у вашего собеседника, как он мыслит и во что верит. Для этого существует система под названием «Врата сортировки». Ее суть заключается в том, что всех людей можно разделить на несколько типов в зависимости от его приоритетов. В зависимости от це?нностной ориентации люди будут употреблять различные слова или типы предложений и даже немного по-разному двигаться и произносить слова.

Первый тип людей – «Кто?». Для них на первом месте стоят другие люди. Им важно, кто говорит, кто будет участвовать в процессе и как все будут взаимодействовать между собой. Все их вопросы в первую очередь связаны с людьми.

Второй тип – «Что?». Такие люди обращают в первую очередь внимание на вещи, одежду, машину и обстановку и лишь потом на человека. В эту же категорию попадают те, кто часто употребляет слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда». Для этого типа людей эти слова имеют измеримую ценность. Человек «Что?» любит заменять глаголы существительными. Например, фразу «Я планирую сегодня делать покупки» он может сказать так: «В моих планах сегодня шопинг».

Третий тип – «Зачем?». Такие люди в первую очередь задумываются о ценности. Всё, что происходит, они мысленно взвешивают: «Зачем это надо?», «Какая в этом ценность?» Как и для типа «Что?», им важны слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда», но, в отличие от него, они смотрят на эти слова с точки зрения их зна?чимости.

Четвертый тип людей – «Как?». Для них важен процесс. Что бы ни происходило, первый вопрос, который возникнет в их голове, будет «Как?» Таким людям свойственно строить планы, задумываться о том, что они будут делать завтра или на следующей неделе. Для них важен именно процесс.

Пятый тип – «Когда?». Для таких людей важно, когда и во сколько. Что бы ни произошло, им важно, как это событие укладывается во времени. Такие люди обычно очень педантичны и не любят, когда другие не ценят время.

Шестой тип – «Где?». Такие люди делают акцент на том, где они были, есть или будут. В разговоре с таким человеком вы наверняка можете услышать: где он отдыхал на выходных, как сейчас у него дела на работе и куда он планирует сходить в пятницу. Вся его жизнь крутится вокруг того, что он должен где-то быть.

Приглядитесь к себе и своим знакомым. Как бы вы охарактеризовали каждого из них?

Еще один важный момент в калибровке – это определение намерения собеседника. Помните, что поведение – это то, что снаружи, а наме?рение – это то, что внутри. Чтобы понять, что человек действительно хочет выразить своим поведением, придется задать ему несколько вопросов и определить, что ему интересно. Постепенно необходимо прощупать моменты, на которые у него появляется положительная реакция. Шаг за шагом отсеивайте лишние варианты, пока, наконец, не выявите истинное намерение человека.

Для тренировки попытайте определить, какие вы несёте намерения в различных ситуациях. Например, вы часто рассказываете анекдоты коллегам по работе. Ваше намерение – понравиться им. Вы постоянно следите за новостями, значит вы хотите иметь чувство уверенности.

Из книги Мастерство коммуникации автора Любимов Александр Юрьевич

Визуальная калибровка Демонстрация: «Да» – «Нет» – Почему ты выглядишь таким бледным и печальным? – спрашивает один приятель другого. – Случилось ужасное, – признается юноша. – Она самая удивительная девушка на свете. И я, в конце концов, набрался храбрости и

Из книги автора

Калибровка в группе: «Нравится – не нравится» – Милый, тебе нравятся мои глазки? – Угу. – Милый, тебе нравятся мои ножки? – Угу. – Милый, тебе нравятся мои губки? – Угу. – Милый, а тебе нравится меня целовать? – Угу. – Какой ты красноречивый, ну скажи еще

Из книги автора

Ритмическая калибровка Сейчас мы займемся калибровкой и подстройкой под Внутренний Ритм. Ритм обычно очень хорошо описывает состояние человека и помогает войти в его внутреннее пространство, то есть «стать своим».А калибровка этого самого ритма (Ритмическая

Из книги автора

Калибровка и Подстройка Если в предыдущем задании проверялись в основном знания, то сейчас мы будем проверять гораздо более важные вещи – ваше умение выполнять определенные действия. Например, ваши способности подстраиваться и калибровать. Объединитесь в тройки.

Александр Любимов

Один из вариантов описания коммуникации – это управление состояниями. Как своими, так и чужими. Вся коммуникация это просто путешествие по состояниям. И цель этого путешествия – получение нужного состояния. Правда, в нужной ситуации . Состояние согласия при ответе на вопрос "готовы ли вы прямо сейчас подписать наш договор". Или состояние сексуального возбуждения при взгляде на тебя. Или состояние спокойствия и уверенности при описании предполагаемого разговора с тёщей (свекровью). И так далее. Любую цель коммуникации можно описать как "нужное состояние в нужном контексте". Тогда стратегию успешной коммуникации можно описать как:

Получите нужное состояние в любом контексте, а потом меняйте поведение до тех пор, пока не получите то же состояние в нужном контексте.

Получение в любом контексте – это для калибровки. Чтобы знать, как выглядит (и слышится) согласие, удивление, радость, разочарование или восторг у данного конкретного человека. А получение в нужном – это про признаки результата. То есть, если согласие (удивление, ненависть, влюблённость и т.д.) в ответ на ваш вопрос является признаком результата – тогда вы получили то, что хотели.

Потому как можно получить нужную реакцию в нужном контексте, только вот это может обозначать совсем не то, что вы хотели получить. Например, реакция "нравится" на товар, ещё совершенно не означает, что человек его готов купить. Нравится то может он и нравится – но денег нет.

Феррари мне очень нравится! Но денег на неё у меня нет!

И если про то, как "менять поведение до тех пор" написано очень много, про то как получить нужное состояние в любом контексте как-то замалчивается. Подразумевается, что все сообразят сами. Лично я постоянно сталкивался с тем, что хотелось бы иметь более подробное описание того, как это можно сделать. В реальном жизненном общении, а не в контексте "Терапевт – Клиент", где можно выдать фразу типа:

А теперь дорогой мой, вспомните ситуацию когда вы были полностью уверенны в себе.

Что-то мне слабо представляется, что можно выдать что-то подобное начальнику. "А теперь Юрий Владимирович войдите в состояние уверенности в том, что нужно поднять кому-то зарплату". Ага, это не он войдёт, а ты вылетишь из кабинета.

Итак, хотелось бы сделать эту красивую формулу более жизнеспособной. Так всё-таки, как получить нужное состояние хоть где-нибудь по любому поводу. И при этом сделать это так, чтобы не выглядеть полным идиотом задающим совершенно дурацкие вопросы. То есть так, чтобы вписаться в ситуацию и чтобы ваше поведение полностью соответствовало ситуации.

К тому же получить "нужное состояние в любом контексте" ещё нужно для установки якоря. В жизненных ситуациях доступ к нужному состоянию – вообще один из наиболее важных шагов при якорении. Ну понятно – если к состоянию доступа нет, то и якорь ставить не на что.

Согласие – несогласие.

Сначала о паре очень важных состояний: согласие и не согласие. В общих чертах тут достаточно просто: если вы говорите то, что соответствует карте человека – он соглашается. Если ваши слова противоречат его представлениям – не соглашается.

Вот только как точно попасть в карту, если человек малознаком? Несколько приёмов.

Имя.

Например, если вы хотите получить согласие для калибровки, какие вопросы можно задавать? Ну, один из самых простых способов – спросить человека о его имени. У людей есть довольно забавная привычка – когда их спрашиваешь об их имени и угадываешь, они соглашаются.

Здравствуй, Володя!

Даже если вы просто это используете для того, чтобы привлечь внимание:

Оля, … скажите пожалуйста…

Вот после обращения и будет кивок головой и прочие признаки согласия. Ну да, да, это моё имя!

Вот только с отрицанием здесь хуже. Ну, спросить у Ольги зовут ли её Иван Петрович можно, и вы даже получите явное несогласие… Вот только доверие к вам резко упадёт. Ну ценят люди собственные имена. И плохо относятся к тем, кто их постоянно путает. Конечно можно как вариант:

А вас в детстве Петром не звали?

Но на мой взгляд это слишком грубо.

Правда можно поиграть с контекстами. Смотришь на Ольгу, и:

Ирина… хотела сообщить нам…

После Ирины вам сообщат, что вы не правы, но поняв полный смысл фразы вас простят. Если закончить чем-нибудь вроде:

Ирина… хотела сообщать нам важные новости. Как вы на это, Оля, смотрите?

Короче, имя – штука для человека крайне ценная. И если при его помощи получить состояние согласия довольно легко, то вот для калибровки несогласия лучше попробовать другие приёмы.

Риторические вопросы и трюизмы.

Риторические вопросы – это те, на которые не требуется ответа. Вербально. Но люди имеют привычку давать невербальный ответ: - Да, я согласен!

Вы же хотите достичь успеха в жизни?

Вряд ли кто-нибудь начнёт в ответ вам выдавать, что мол нет, я хочу быть несчастным и убогим.

Хотя если такой повстречается, вы сможете чётко откалибровать отрицание. И то хлеб.

Вы уже пришли?

Сюда так же можно отнести трюизмы – то есть те высказывания, которые полностью истинны для всех. Так сказать, банальные истины.

Да, люди меняются со временем.

Некоторым в жизни везёт (не везёт).

Летом теплее чем зимой.

Возврат фразы.

Один из простейших приёмов – возврат фразы. Иногда это называется парафраз.

Мы считаем, что мы не можем этого сделать.

Я правильно понял, что вы считаете, что вы не можете этого сделать?

Догадайтесь, что вы получите в ответ.

Естественно, очень сильно влияет на ответ как сказать – с какой невербаликой. Потому что можно вернуть её так, что собеседник может решить что вы либо слабоумный, либо над ним издеваетесь. Так что подбирайте интонации так, чтобы это соответствовало разговору: сомнение, вопрос, рассуждение…

Ещё это можно представить как возврат к теме разговора:

Мы сомневаемся.

Итак, вы сомневаетесь.

Можно это представить и как некоторое обобщение сказанному:

Что можно проверить.

Ещё один способ точно попасть (или не попасть) в карту – это вопросы, на которые человек может получить сенсорный ответ прямо тут.

Эти обои жёлтого цвета?

У вас часы на правой руке?

Вы задаёте вопрос – а человек тут же проверяет. Да, часы на правой. Нет, стены не жёлтого цвета, скорее серого.

Чем хорош этот способ – здесь можно поиграть с выбором.

У вас пиджак чёрный … или серый?

Пока вы произносите фразу будут два ответа – "согласие" и "несогласие". И вам просто нужно их аккуратно откалибровать.

Этот телевизор марки Сони… или Панасоник?

Только перед "или" надо дать человеку время на получение ответа – пусть он посмотрит, послушает. Как только вы замечаете, что он уже понял, что телевизор марки Сони (или Панасоник) – заканчивайте фразу. И вы получите сразу калибровку и "согласия" и "несогласия".

Уже знаю.

И, естественно, хороший способ попасть в карту – задать вопрос о том, что вы точно знаете. Не предполагаете на основе логических выкладок – а именно знаете.

Вы женаты? (Ну обручальное кольцо на пальце).

Вы водите машину? (Из окна видно, что на машине приехал).

В этом году вы в Испании отдыхали? (Все уши уже прожужжал про эту Испанию).

Другие состояния.

То, что было прописано выше – это подходит только для вполне конкретных состояний "согласие" – "несогласие". Понятно, что это одна из наиболее часто встречающихся калибровок, но что делать, если нужно что-то другое. Например, уверенность или раздражение.

Раздражение может понадобиться например в том случае, если вы хотите сменить отношение собеседника к конкурирующей фирме.

Естественно, не каждый из них можно использовать в любой ситуации – тут важно, чтобы можно было подобрать способ под контекст. Чтобы ваше поведение было вполне естественным и конгруэнтным, красиво и мастерски вписывалось в ситуацию.

Подождать, пока он сам войдет.

Самый простой способ – это просто дождаться того, когда Клиент сам войдет в подходящее вам состояние. То есть это пассивный способ. Плюс, как и у всякого пассивного способа, вы ничего специально не делаете. Это удобно, когда общение происходит в виде монолога. Или когда вы калибруете по видеозаписи.

С другой стороны, если вы можете провести с человеком довольно много времени, это прекрасный способ откалибровать наиболее важные состояния и поставить нужные якоря. Нужно просто быть достаточно внимательным. И использовать ситуацию.

У меня на группе был молодой человек, который сразу заявил, что он пришёл заниматься только с одной целью – чтобы ему повысили зарплату. Вот походил он, походил, а потом рассказывает:

"После того, как я узнал про якоря, я делал следующее: как только начальник начинал кого-нибудь хвалить я поправлял галстук. Делал я это делал, потом как-то забыл. И вот недавно стоим мы с начальником в курилке, о чём-то беседуем, и я совершенно спонтанно поправляю галстук. Начальник завис на секунду, смотрит на меня и говорит: - Игорь, а может тебе зарплату поднять?"

Предложить войти в требуемое состояние.

Самый прямолинейный – попросить Клиента войти нужное Оператору состояние. Минус самый обычный – сложно применить в реальной жизни. Хотя можно.

Просьба войти в нужное состояние – один из наиболее часто используемых при работе в контексте "Терапевт – Клиент". Например, во время сессии с Клиентом вы можете это сделать так:

Петя, мне бы хотелось, чтобы ты нашел способ почувствовать радость. Когда это чувство достигнет максимума, дай мне об этом, пожалуйста, знать.

Этот способ будет хорошо работать, например в ситуации где нужно, чтобы Клиент вам доверял. Предположим, приходит к адвокату человек. Хотелось бы чтобы он был более откровенен и открыт, и больше доверял адвокату. Тогда можно сделать приблизительно следующее (надеюсь, юристы меня не съедят):

Обычно между адвокатом и его клиентом существуют доверительные отношения. Нам нужно доверять друг другу. Вспомните это состояние, прочувствуйте его как можно сильнее...

Важно, чтобы фраза была в контексте, и звучала нормально для данного Клиента.

Точно так же можно вызвать состояние заинтересованности:

Если мы хотим достигнуть успеха важно, чтобы вы были заинтересованы в успешном завершении дела, чтобы я был уверен, что вы не сдадитесь после первого же препятствия. Просто вспомните это чувство и вживитесь в него как можно глубже...

- Зачем все эти фразы "обычно между адвокатом", "если мы хотим достигнуть"?

Это обыкновенная подстройка. Если вы можете сразу предложить Клиенту войти в нужное состояние так, что он сделает это легко и без подозрений, то это замечательно! Если это будет в ситуации вы можете просто сказать:

Мне нужно, чтобы вы прямо сейчас вспомнили состояние доверия.

Иногда это может сработать. Правда, если не сработает, вам придется потратить кучу усилий для того, чтобы восстановить раппорт. А просьба "начать доверять" (или что вам там нужно) будет работать прекрасным якорем на недоверие.

Следующий вариант – предложить вспомнить ситуацию в которой скорее всего было подходящее состояние.

Тут можно разделить на два случая – в первом вы знаете о конкретной ситуации, во втором – предлагаете найти что-то подходящее под данное описание.

Следующий вариант – предложить Клиенту вспомнить ситуацию , в которой он испытывал нужное вам состояние (если вы уверены, что он там испытывал нужное состояние):

Иван Петрович, вспомните, в прошлом году, когда вы были в Мюнхене...

Так же его можно попросить описать ситуацию, когда Клиент был в нужном состоянии:

Оля, а ты как первый раз влюбилась? Расскажи…

Или, как вариант:

Все мы когда ни будь влюблялись в первый раз…

Так же можно просто описать типичную ситуацию, в которой обычно люди испытывают нужное состояние:

Было с тобой так: тебе начинают что-то подробно объяснять, а ты ничего не понимаешь?

Или разговор мужа и жены.

Дорогая. Помнишь в прошлом году под Рождество...

Я хотела тебя спросить. Помнишь, в прошлом году, когда мы ездили с Ивановыми за грибами, тогда в лесу. О чём тогда Петр рассказывал?

Посмотри на эту фотографию. Помнишь, мы тогда...

Хорошо. Ситуация: выступление перед аудиторией.

- А с аудиторией скорее всего не получится.

Почему. Не получится в том случае если у аудитории совершенно нет истории. Если же вы общаетесь с ней хотя бы минут пятнадцать, и они немного подстроились друг к другу, то, скорее всего, были ситуации о которых можно вспомнить. Тем более, что вы можете их сами и создавать.

Помните я вчера рассказывал...

Хорошо, это все были варианты с ситуацией, которая вам известна. Теперь варианты, когда вы не знаете о конкретной ситуации . Как вы понимаете, здесь нужно говорить достаточно общё.

Была ли в твоей жизни ситуация, когда ты действительно чувствовала себя спокойно и расслаблено?

У каждого в жизни бывает ситуация, в которой он чувствует себя уверенным.

Вызвать нужную реакцию.

Ещё способ: можно вызвать нужную реакцию . Расскажите анекдот и получите смех (если анекдот смешной). Начните очень внимательно прислушиваться к тому, что происходит за дверью, и получите состояние напряженного аудиального внимания. Оскорбите его – и получите… Ну это уже на любителя.

Однажды к нам обратилась женщина, которая, по ее словам, никогда не могла сказать о том, чего ей хочется и утвердить себя, она не могла привлечь к себе внимания других людей. И ее работа, что интересно, была связана с обучением самоутверждению. Она не могла регулярно посещать терапевта, так как это разрушило бы ее репутацию. Мы попросили ее подождать минутку, а сами удалились обсудить ситуацию, обсудив, мы стали просматривать журналы и занимались этим два с половиной часа, пока она в ярости не влетела к нам, чтобы сказать: "Если вы сейчас же займетесь мной!... и т. п.

Ричард Бендлер, Джон Гриндер. "Из лягушек в принцы".

Если мне нужно внимание аудитории я могу, например, начать говорить все тише и тише. Постепенно вся аудитория будет напряженно вслушиваться в то, что я говорю. Проблема только в том, что таким способом долго удерживать внимание невозможно.

Понятие.

Слова – это всего лишь "ссылки" на конкретные кусочки опыта. Человеку, для того, чтобы понять, что стоит, например, за словом грусть нужно войти в грустное состояние. Может быть не надолго, но это будет. Давайте сейчас сделаем небольшую калибровку.

Ира, произнеси про себя слово счастье. А теперь слово грусть. А теперь слово радость. Ира, а теперь произнеси внутри себя любое из этих слов. Что она сейчас внутри себя проговорила?

Радость.

Как вы об этом узнали?

Когда ей предложили внутри себя проговорить слово счастье, её дыхание стало глубже, губы расслабились; когда её просили произнести грусть – уголки губ опустились, направление взгляда было вниз, дыхание стало более напряженным и поверхностным; когда она произносила внутри себя радость, дыхание опять стало более глубоким, но более напряженным чем при счастье, кожа немного покраснела, появилась улыбка.

Вот смотрите, вы я ведь не прошу её войти в нужное состояние, рассказать историю. Я только предлагаю ей произнести про себя слово – и мы видим вполне явную реакцию. Когда слушают вас будет то же самое. Только время "погружения" будет короче. Поэтому если вы хотите поставить якорь вам нужно быть очень внимательным и хорошо калибровать состояние Клиента. Вы произносите слово – у человека будет очень небольшой как по интенсивности, так и по времени, доступ к нужному состоянию. Вот здесь вам и нужно поставить якорь. При чем это должно быть что-то быстрое – чтобы попасть в пик состояния.

- А можно просто якорить интонацией при произнесении слова?

Скорее всего не получится – человеку ведь нужно время на доступ к состоянию. Весьма возможно у него будет пик состояния к концу произнесения слова, если он его распознает быстро, а может и в тот момент, когда вы будете произносить следующее слово. В любом случае, лучше всё-таки ориентироваться на калибровку. Если опасаетесь не успеть – сделайте небольшую паузу – человек, скорее всего, будет оставаться в нужном состоянии.

– Петь, ты знаешь, грусть, – пауза, калибруете или ставите якорь, – это не то чувство, которое я бы хотел испытывать часто.

Вариация на данную тему – это предложение описать состояние:

Как бы ты описал состояние счастья.

Только здесь вхождение будет более глубоким. Потому что человеку для того, чтобы подобрать слова нужно хорошенько погрузиться в переживание.

Но в любом случае должна быть калибровка. Обратная связь.

Подстройка и ведение.

Здесь вы используете себя: подстраиваетесь, и, меняя собственное состояние, ведете Клиента в нужное состояние. Если вы хотите получить состояние спокойствия, вы подстраиваетесь к Клиенту и постепенно замедляете речь, делаете собственное дыхание более спокойным а мышцы более расслабленными... А если вам нужно возбуждение, агрессия вы постепенно делаете свой голос громче, четче, дыхание ускоряется, тонус мышц повышается, движения становятся более резкими... И так далее.

Здесь всё полностью на Операторе – он управляет состоянием Клиента исключительно через собственное состояние. Естественно, можно помогать и словами.

Инструкция.

Ещё один способ – подробное инструктирование входа в состояние. Знаете, есть такие подруги, которые звонят и очень так подробно рассказывают процесс, как у них заболело горло (голова, нога или ещё какие органы тела). И у той, с кем они "делятся проблемой" с большой долей вероятности тоже может это всё заболеть. Когда рассказывают последовательность переживаний многие люди их проживают. И попадают в конечное состояние. Эта инструкция может быть обставлена как угодно: рассказ о себе, вопрос, история, легенда, но внутри обязательно чёткая инструкция, как куда попасть.

Представляешь, я читаю эту книгу, и чувствую, как всё внутри успокаивается, голова становится более ясной, тело такое становится расслабленное…

Шёл, шёл Иван по берегу реки, устал и задумался. Сел он и стал вспоминать, как первый раз Наташу увидел. Идет по улице и вдруг его что-то как остановило. Видит навстречу девушка идёт. Вроде ничего особенного, только сердце вдруг застучало, на лбу испарина, в голове тяжесть и ноги ватные. И дышишь как паровоз. И видно только её одну – всё остальное как в тумане.

Игорь, было с тобой так: внутри всё напряжено, в голове шумит, дыхание тяжёлое…

Для того, чтобы давать инструкцию, нужно самому довольно точно представлять эту последовательность. Если даёте инструкцию – она должна быть чёткой и последовательной.

И что ещё крайне полезно – не просто говорить, но и самому входить в это состояние. То есть этот способ хорошо дополняет "подстройку и ведение", да и конгруэнтности добавляет.

- Чем этот способ отличается от "вспомнить ситуацию"?

Это всё – очень условное разделение. Во "вспомнить ситуацию" больше вам рассказывает Клиент, а в "дать инструкцию" – это уже задача Оператора. Естественно, чёткой границы тут нет: Оператор может сначала смотивировать Клиента на рассказ или наоборот, Клиент, в ответ на просьбу, начинает рассказ, а Оператор просто "подруливает" эту историю в нужном направлении.

Воспроизвести якорь.

Следующий способ – воспроизвести якорь, который вызывает нужное вам состояние. Это очень надёжно и быстро. Если такой якорь есть. То есть его либо кто-то (например вы) уже установил, либо это естественный якорь.

Если его установили вы сами – то использовать якорь для доступа к состоянию нужно только в двух случаях: вы либо забыли калибровки и хотите её вспомнить, либо стимул не очень удачен и вы хотите переякорить на что-нибудь более приемлемое. Всё остальное – это уже использование якоря для изменения (интеграция, коллапс, наложение и прочее).

Если его поставил кто-то другой – тогда понятно. Вам просто нужно использовать уже известный якорь и просто посмотреть на результат.

Вы знаете, когда мой муж слышит эту песню, он сразу становится такой умиротворённый…

Моя начальница - странный человек. Если её называют Оленькой, она мгновенно впадает в ярость.

И остались естественные якоря – те, которые столь успешно наставила нам жизнь, школа, семья и телевидение. Ну это уже ваш опыт и фантазия…

7 вариантов.

Если просто всё выдать списком, то мы получим следующее:

1. Дождаться, когда сам войдёт.
2. Предложить войти (ситуация + напрямую).
3. Вызвать реакцию.
4. Понятие.
5. Подстройка и ведение.
6. Инструкция (рассказ, подробное описание, личная история и т.д.).
7. Воспроизвести якорь.

Якоря и калибровка.

Естественно, будет определённое различие, когда вам нужно получить состояние для того, чтобы откалибровать или поставить якорь. Если вам достаточно откалибровать, вы можете использовать даже видеозапись. Но помните о правиле 3Х3: три признака которые повторяются не менее трёх раз . Соответственно, желательно получить доступ к нужному состоянию как минимум три раза: тогда вы можете быть достаточно уверены, что эти признаки относятся именно к данному состоянию, а не попали сюда случайно. Ведь может быть как: вы попросили вспомнить ситуацию, человек вспомнил, у него пошли ассоциации и он куда-то ушёл там внутри себя. И то состояние, что вы у него увидели, хотя и наступило после ваших слов может относиться к чему-то совершенно другому.

Вспомни ситуацию, когда ты был доволен.

И внутренний диалог Клиента:

Был доволен. Доволен. Помню с Андреем мы как-то посидели с пивом, я так был доволен. Вот только утром. Это мерзкое состояние…

Клиент пошёл по ассоциациям и…

Второй вариант – человек вспоминает только предложенную ситуацию, но там для него может быть куча разных переживаний. И что относится к нужному состоянию, а что ко всему остальному – сразу не поймёшь.

Вот именно поэтому вам нужно несколько раз ввести Клиента в желаемое состояние, чтобы сравнить признаки. И, понятно, желательно чтобы ситуации (или способы) были различные. А то ведь в одной и той же ситуации скорее всего и состояние будет одно и тоже. А вот нужное или нет?

С якорями сложнее. Вам, кроме того, что нужно откалибровать состояние, ещё необходимо поставить якорь. А это, в жизненной ситуации, не так просто. Вам ведь нужно поставить его на пике состояния. А поэтому сначала желательно состояние откалибровать, понять как выглядит его пик, и только потом, если успели, поставить якорь. А если не успели – вводить снова.

Если вы собираетесь что-то якорить, видео отпадает. Только личный контакт. И при условии, что вы можете якорь поставить – то есть Клиент на вас изредка смотрит или вы можете издать звук, который он может услышать (о том, чтобы дотронуться обычно можно только мечтать).

- Зачем ставить якорь если, например, можно подстроиться и повести?

На подстройку и ведение требуется время, а якорь действует практически мгновенно. Во-вторых, легко подстроиться и повести можно далеко не всегда...

И если вы знаете, что у человека уже существует якорь на нужное вам состояние, но он недостаточно удобен для использования, вы можете вызвать его и установить более удобный якорь (переякорить ). Предположим, у Клиента какая-то песенка вызывает эйфорию и сильный подъем, но крутить ее все время, тем более во время разговора, не совсем удобно. Тогда в тот момент, когда он эту песенку слушает (при вашей непосредственном участии) и входит достаточно глубоко в столь желательное вам состояние эйфории, вы ставите более удобный в использовании якорь: трогаете его за руку или слегка барабаните пальцами.

В остальном между вызовом состояния для калибровки или якорения больших различий нет . Вы получаете доступ к нужному состоянию – вопрос только как это использовать.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Методология и техника работы.
Анализ терапевтических случаев

ГЛАВА I

Стратегии и карты. Психотравмы

1.4. Репрезентативные системы и калибровка

Концепция «репрезентативных систем», являющаяся одним из главных достижений НЛП, интересует нас с нескольких точек зрения:

  • как практическая система, необходимая и принятая в техниках структурной психосоматики;
  • как теоретическая модель, позволяющая продемонстрировать некоторые тонкие моменты последовательного психосоматического подхода;
  • как дидактический материал для прояснения смысла таких непростых понятий, как «калибровка», «присоединение» и «ведение».

В классическом определении «репрезентативная система» - это тот или иной способ получения и внутренней обработки информации. Классификация проводится по психофизическому признаку - преобладание того или иного сенсорного анализатора: визуального, аудиального или кинестетического. Само по себе подобное деление не имело бы особого значения, если бы не были разработаны простые и доступные методы калибровки: определение по внешним вербальным и невербальным реакциям, в какой именно модальности внутреннего опыта протекает психическая деятельность конкретного человека и к какому типу модальности эта деятельность обычно склоняется.

Таким образом, основанная на принципах определения репрезентативной системы, калибровка преследует на практике две цели:

  1. определение генетической предрасположенности личности к предпочтительной обработке информации в формате того или иного сенсорного анализатора;
  2. определение того, какой именно анализатор предпочтительно используется в том или ином контексте для решения той или иной задачи отражения-отреагирования и каким образом, при этом, такая деятельность вербализуется.

Дальнейшее сопоставление полученных данных позволяет делать различные выводы о внутренних конфликтах, истинности и неистинности высказываний и т.д.

Возможность определения модальности внутреннего опыта по внешним признаками не должна нас удивлять. С точки зрения психосоматики она представляется естественным фактом.

Действительно, человеческое существо, как мы знаем, едино по вертикали «тело-душа-дух», ориентация же техники калибровки на психофизическую, т.е. центральную, часть отражения-отреагирования, ее механизм, оказывается наиболее продуктивной - здесь естественным образом одинаково доступными оказываются и периферические феномены (вербальные и невербальные реакции), и «внутренние» образы.

Калибровку можно производить по целому ряду признаков (исторически первым таким признаком были глазодвигательные реакции, роль которых была выявлена еще Эриксоном). Мы выделили ведущие признаки калибровки, расположив их в порядке уменьшения зависимости от базового генотипа человеческого существа.

Признаки калибровки:

  1. Конституция, тип телосложения . Классификаций типов телосложения существует великое множество. В НЛП (структурная психосоматика следует тому же принципу) выделяются эндоморфный (склонный к полноте), эктоморфный (сухощавый) и мезоморфный (среднее сложение) типы. Таким образом, за основу принимаются индивидуальные особенности процессов ассимиляции питательных веществ, метаболизма, тонких глубинных тенденций физиологических процессов, которые находят свое выражение в периферических особенностях телосложения. Очень часто бывает так, что кон¬ституция конкретного человека сама по себе противоречива - у него, скажем, торс эндоморфа, а ноги эктоморфа и т.п. Такое обстоятельство следует учитывать как признак очень глубокой неконгруэнтности, чаще всего связанной с нарушениями трансляции генотипа в его глубоких зонах.
  2. Тип дыхания . Этот признак относится к наиболее глубинным и, несомненно, зависит от конституции человека. Выделяются верхний (грудной), нижний (животом) и средний (диафрагмой) типы дыхания. Йога и цигун давно выявили тесную взаимосвязь типов дыхания с тонкими психическими и духовными процессами и функциями человеческого существа. Как уже отмечалось, пранаяма представляет собой четвертую ступень Патанджали-йоги, а даоинь дыхания, наряду с даоинем положения и ментальным даоинем, является неотъемлемым элементом любого комплекса цигуна. Таким образом, каждому упражнению в этих традиционных системах (в том числе и упражнениям хатха-йоги) соответствует свой предписанный тип дыхания, его глубина, ритм и т.д. То же можно сказать и о других видах энергетических гимнастик (тибетских, тансёгрити - практике мексиканских индейцев) и таких малоизвестных практиках, как православное «умное делание». Вообще, дыхание оказывает глубочайшее воздействие на всех уровнях вертикали - физиологическом, эмоциональном, духовном. Любопытно, что особенное (по сравнению с прозой) воздействие поэтического слова может быть объяснено именно сильнейшим психологическим воздействием дыхания. Оно передает ся через ритмическую организацию стиха, причем, не только через метр, но и при посредстве более тонких нюансов: цезур, дополнительных ударных и безударных слогов и т.д. (недаром так сильно воздействуют на эмоции те стихотворения, где ритмическая структура наиболее приближена к циклической организации дыхания).

Этот феномен весьма интересен для пристального анализа средствами структурной психосоматики: «внутреннее» состояние поэта, сумма его психосоматических реакций закрепляется через ритм дыхания в ритмической организации стиха, а затем через нее, воздействуя опять-таки на дыхание (речь непосредственно связана с дыханием, и прочтение какого-либо текста даже «про себя» непосредственно воздействует на него), порождает подобное состояние у читателя - подобное, но не тождественное, ведь структура текста воспринимается через собственную структуру читающего его человека. Отсюда любовь или нелюбовь к тем или иным поэтам, а также индивидуальность прочтения даже вошедших в хрестоматии и, казалось бы, вычитанных до последней буквы стихов, отсюда же необычайная трудность перевода поэтического слова, который в лучших образцах должен быть не переложением, а воссозданием.

  1. Привычная поза (поза комфорта), которую человек принимает, не задумываясь о производимом впечатлении и вне какой-либо «дисциплинирующей» социальной ситуации. Ясно, что такая поза также является производной от конституции человека. Она бывает расслабленная (опущенные плечи, несколько сутулая спина), выпрямленная или промежуточная.
  2. Темп речи - быстрый, средний, медленный . Темп речи обусловлен динамикой внутренней деятельности и степенью вербализации внутреннего опыта в момент таковой. При строгом подходе выясняется, что этот показатель неспецифичен: один и тот же человек в разные моменты, когда центр осознания находится на разных логических уровнях, склонен к разному темпу речи. На глубоких уровнях сознания вербализация внутреннего опыта затруднена, что сказывается и на темпе речи, в которой возникают паузы: человек начинает говорить, в уме подбирая слова. Между прочим, быстрый и бойкий ответ на вопрос, заведомо адресованный глубинным уровням сознания, свидетельствует о неискренности отвечающего: вместо того чтобы вербализовать процесс некоторой внутренней деятельности, он выдает заранее заготовленный ответ. Дигитальная болтовня - пустое бытовое резонерство - также сопровождается быстрым темпом речи и характерно для тех жизненных контекстов, когда люди разговаривают, не имея подлинного интереса к общению, не желая на самом деле чего-либо высказать и что-либо узнать. Дигитальная болтовня проявляется также и в тех случаях, когда личность под влиянием своих несущностных структур стремится отдалиться от процесса общения - такое наблюдается, например, на терапевтических сеансах, когда разоблачение ложного «Я» личности становится неизбежным.

Более точно будет говорить о среднем сравнительном темпе, который естественен для данного индивида (при определении генетической предрасположенности к той или иной сенсорной системе обработки информации) и при отклонениях от него (при калибровке текущей модальности внутреннего опыта).

  1. Тембр голоса . Этот показатель весьма специфичен и связан с конституционным типом. Тем не менее, нередко мы наблюдаем, что в каких-то контекстах тембр голоса конкретного человека резко меняется (мы говорим, что «голос срывается» или «садится»). Для опытного терапевта это очень важные маркеры, отличающие существенные моменты внутренней деятельности - эмоциональные пики, внутренние конфликты и т.д. Различают высокий, средний и низкий тембры.
  2. Преобладающая жестикуляция . Она может проявляться ниже, выше или на уровне диафрагмы. Жестикуляция связана с конституционным типом и, отчасти, типом дыхания, но в очень большой степени она зависит от текущей модальности внутреннего опыта. Следует учитывать также глубину транса и ряд «внешних» факторов: присущие данному конкретному человеку культуральные, социальные, национальные и другие особенности. Влияние национальных особенностей и особенностей, связанных с воспитанием, очевидно. Однако, подобное воздействие может быть и более тонким. К примеру, известного советского актера и режиссера И. Владимирова, который, кроме того, вел курс в Театральном институте, раздражала жестикуляция общающихся с ним людей. Неудивительно, что в его присутствии зависимые от него в социальном отношении люди стремились вовсе избежать жестов. Специалист должен всегда учитывать подобные особенности текущих контекстов, в которых проводится калибровка.
  3. Используемые в речи предикаты . Это - ключевые, оценочные слова, качественно характеризующие ситуацию или ее важные аспекты в целом и применяемые в качестве постоянной вербальной конструкции. Например, в сознании кинестетика нейтральным словам «думать», «решать» синонимичны слова «чувствовать», «ощущать», они и будут употребляться чаще всего. Для визуала синонимы иные - «смотреть», «видеть», а для аудиала - «слушать внутренний голос». Нейтральная фраза: «Давайте обдумаем ситуацию и примем решение», - в этих трех случаях может приобрести следующие формы:

«Давайте прочувствуем ситуацию и сделаем правильные шаги» - кинестетик.
«Давайте рассмотрим ситуацию и определим дальнейшие перспективы» - визуал.
«Давайте прислушаемся к тому, что подсказывает нам внутренний голос по поводу ситуации и необходимых действий» - аудиал.

В литературе описан случай, когда при деловом общении предложение, высказанное одному солидному бизнесмену, было решительно отвергнуто. Авторы забракованного проекта были знакомы с базовыми техниками НЛП и, поразмыслив, убедились, что обращались к кинестетику, используя аудиальные предикаты; они повторили свое предложение буквально через пятнадцать минут, используя кинестетиче-ские предикаты, - и оно было принято. «Что же вы сразу толком не объяснили!» - воскликнул бизнесмен. Таким образом, находясь в одной модальности внутреннего опыта, он просто не воспринял Смысл сообщения, сформулированного в другой модальности, и отверг не его суть, а чуждую собственной структуре форму. Таких примеров можно привести множество.

Таким образом, по верхней линии представлены визуальные «внутренние действия», по средней - аудиальные, по нижней - кинестетические, направления влево связаны с воспоминаниями, а вправо - с конструктами .

В соответствии с указанными маркерами определяется тот или иной тип человека.

1. Кинестетический тип :

Эндоморфная конституция;
- нижний тип дыхания;
- расслабленная поза;
- медленный темп речи;
- низкий тембр голоса;

- предикаты типа «ощущать», «чувствовать», «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «движение», «простой»;
- преимущественно нижние глазодвигательные реакции.

2. Визуальный тип :

Эктоморфная конституция;
- верхний тип дыхания;
- выпрямленная поза;
- быстрый темп речи;
- высокий тембр голоса;
- жестикуляция выше уровня диафрагмы;
- предикаты типа «видеть», «ясный», «точка зрения», «перспективы», «темный», «светлый», «обзор»;
- преимущественно верхние глазодвигательные реакции.

Рис.38 Глазодвигательные реакции

3. Аудиальный тип:

Мезоморфная конституция;
- средний тип дыхания;
- поза ближе к расслабленной, часто с наклоном головы в сторону собеседника (как бы прислушиваясь);
- средний темп речи;
- средний тембр голоса;
- жестикуляция на уровне диафрагмы;
- предикаты типа «слышать», «тихий», «громкий», «глухой», «гармоничный», «ритмичный», «созвучие»;
- глазодвигательные реакции преимущественно на среднем уровне.

Существуют ли указанные выше типы человека в чистом виде? Очевидно, нет, но для нас с практической точки зрения и не представляется важным точная классификация типов. Значительно важнее другое: выявление текущей динамики модальностей внутреннего опыта, выявление неконгруэнтностей (об этой важнейшей категории мы поговорим подробнее ниже), определение модальности, необходимой для присоединения, и т.д. Все это требует, прежде всего, быстрой и уверенной калибровки.

Научиться калибровать может каждый. Разумеется, личности, обладающие хорошей врожденной эмпатией, справляются с этим лучше, однако калибровка уже потому доступна для всех, что все мы, в той или иной степени, пользуемся ею в повседневной жизни, причем бессознательно .

Ориентация, в том числе и на невербальные каналы передачи информации, является необходимым условием умения общаться, улавливать нюансы и тенденции поведения других людей. Но бессознательной калибровки недостаточно для целенаправленной работы в техниках структурной психосоматики. Следовательно, необходимо не столько даже обучиться ей, сколько структурировать соответствующие карты, добиться устойчивого пребывания центра осознания в данной зоне во время работы.

Сразу же отметим, что ни один опытный специалист не калибрует «по опроснику», т.е. никто и никогда не определяет последовательно тип сложения, дыхания и т.д., - оценка производится сразу и «обзорно». Когда потом такого специалиста (оператора) спрашиваешь, по каким признакам он произвел классификацию, когда сам пытаешься описать процесс калибровки, единое действие начинает распадаться на фазы - да, действительно, глазодвигательные реакции такие-то, предикаты такие-то, все правильно, но явно ощущается, что нечто важное ускользает, не поддается вербализации. Дело в том, что, во-первых, калибровка осуществляется по «совокупному впечатлению», это скорее мастерство, нежели отработанная пооперационная процедура; во-вторых, терапевт находится на глубинных уровнях сознания - не ниже четвертого, на которых вербализация принципиально затруднена.

Вместе с тем, научиться калибровке, осознать собственные калибровочные стратегии невозможно иным способом, нежели через простейшие упражнения по определению отдельных калибровочных признаков. Очень полезно заниматься в тройках, где один из учеников выполняет роль оператора, другой пациента, третий - наблюдателя. Затем роли меняются. Ставятся очень простые задачи: определить тип дыхания, телосложения и т.д. Далее учебная ситуация несколько усложняется - перед «пациентом» могут ставиться предварительные задачи типа: представить себе состояние отдыха на море или рассказать что-либо (здесь уже можно дополнительно оговорить втайне от «оператора», правду или ложь будет говорить «пациент», - такое упражнение прекрасно развивает способность к определению неконгруэнтности). Все эти упражнения достаточно просты и не требуют дополнительных разъяснений - очень скоро у практикующих их вырабатываются индивидуальные приемы калибровки, и далее она производится «автоматически», без разделения на этапы, но при этом вполне осознанно, как закрепленный профессиональный навык.

Уверенная калибровка необходима и для успешного исполнения присоединения и ведения - базовых этапов любых суггестивных техник. Суть присоединения заключается в том, чтобы согласовать свои невербальные реакции с реакциями пациентов. Этим достигается вхождение в его зону осознания, что позволяет, во-первых, установить более тесный сенсорный контакт, чувствовать, как он, видеть, как он, слышать, как он, а во-вторых, перейти к ведению - осторожному направлению «внутренней» деятельности пациента в нужную сторону при помощи сигналов той же модальности, что и присущая в данный момент его мышлению. Может показаться, что ведение сродни манипуляции, - это не так. После присоединения говорить о какой-либо манипуляции просто невозможно - объединение полей осознания взаимно, и оператор в той же степени участвует в совместном процессе, что и пациент.

Манипулированию и директивным методам структурная психосоматика противопоставляет так называемый экологичный подход. Суть этого термина (подробнее он будет разобран в главе о методах мышления) заключается в том, что результат и путь достижения результата должны быть всегда одинаково «удобны» и полезны как для терапевта, так и для пациента. Термины типа «борьба с недугом», «перековка», «перелом сознания» недопустимы. В отличие от директивных, экологичные методы предполагают совместность усилий, определение зоны совпадения мотиваций, волений, целей и действий в этих зонах, сложение векторов, а не подавление одного и замещение его другим. Вообще, при структурной психосоматической работе терапевт оказывается в точно таких же условиях, что и пациент: он также погружается в транс, также переструктурируется и т.д. Здесь не может быть ведущего и ведомого в директивном смысле слова, манипулятора и объекта манипуляции - успех является следствием совместных действий, в которых особенность роли оператора - в его больших знаниях, опыте и третьей позиции по отношению к проблемам пациента.

На практике присоединение осуществляется через «уравнивание» терапевтом какого-либо признака с соответствующим признаком пациента. Например, присоединяясь «по дыханию», терапевт сперва определяет тип дыхания пациента, а затем начинает дышать точно так же. Присоединение, подобно калибровке, - это сознательный, но «автоматический» навык. Опытный специалист не задумывается, по какому именно признаку он присоединяется к пациенту. Более того, очень часто для стороннего наблюдателя такое присоединение незаметно и неочевидно. Свидетели работы Эриксона рассказывают, что даже ближайшим ученикам часто было непонятно, за счет чего мастер присоединяется и далее осуществляет ведение - вроде бы ни поза, ни дыхание его не меняются, однако...

Простые, но эффективные упражнения по овладению навыками присоединения и ведения разработаны в НЛП. Распределение ролей - то же, что и при обучении калибровке. Перед терапевтом ставится задача определить тип дыхания, позы и т.д., а затем присоединиться по тому или иному признаку (сперва по одному, затем по нескольким). Обучение ведению проще всего начинать через дыхание: ставится задача определить его тип, осуществить присоединение и далее, когда, по мнению терапевта оно надежно установилось, медлен¬но и постепенно меняя собственное дыхание, постараться повести за собой пациента, сдвинуть его тип дыхания в желательную сторону. Научиться ведению сложнее, чем предыдущим элементам техники, но после некоторого периода тренинга происходит качественный сдвиг - и сложное прежде становится простым «автоматическим» навыком.

Описанные элементы являются базовыми - без овладения ими невозможно применение каких-либо техник, овладение же ими - это первый шаг к профессиональной деятельности. Но не только - владение калибровкой, присоединением и ведение на осознанном уровне чрезвычайно полезно и в широком круге обыденных житейских контекстов, оно позволяет осуществлять межличностные контакты на совершенно ином уровне эффективности. Прекрасными примерами успешной калибровки, присоединения и ведения являются отношения «мать-ребенок» и в тех партнерских парах, о которых говорят, что они живут «душа в душу». Вообще, отношения между половыми партнерами могут рассматриваться как самый очевидный случай близких отношений на невербальном уровне - здесь чисто телесные проявления значат «больше слов» и зачастую делают слова излишними.

Другой пример хорошего контакта на уровне присоединения и ведения - случай менее очевидный, но классический (с него, в частности, начинались исследования в области психологии малых групп). Это - так называемые слетанные пары летчиков-истребителей. Действительно, хорошие пилоты далеко не всегда могут образовывать удачные пары. В свое время случай подсказал, что совместимость может быть спрогнозирована заранее: в душевой одного из авиационных подразделений система подвода горячей воды была устроена таким образом, что изменение расхода воды в одной из соседних кабин влияло на температуру воды в обеих. Один из врачей обратил внимание , что некоторые соседи, не видя друг друга и не согласуя своих действий, легко и быстро добиваются комфортной для обоих регулировки, а у других это не получается. Первые пары были удачными партнерами и в воздухе. Этот пример показателен в нескольких отношениях:

  • присоединение и ведение (а анализ показал, что в успешных парах всегда устанавливались отношения «ведущий-ведомый») может основываться на самых периферических феноменах в таких условиях, когда калибровка по глазодвигательным реакциям, типу дыхания и другим признакам просто невозможна;
  • отношения «ведущий-ведомый» успешны лишь тогда, когда они экологичны для обоих участников.

В данной книге мы не ставили задачу подробно раскрывать эту тему - калибровка, присоединение и ведение относятся к первичным навыкам психотерапии, которым посвящены специальные учебные пособия и семинары. Проблема, между тем, далеко не так проста, и навыки далеко не так элементарны, как может показаться на первый взгляд. Участвуя в многочисленных семинарах по НЛП и эриксоновской терапии, один из авторов с удивлением обнаружил, что значительное число участников тренинга (40-50%) испытывает серьезные затруднения при выполнении этих упражнений. Эти затруднения, как правило, игнорируются преподавателем, и группа переходит к более сложным упражнениям. Но поскольку выполнить их, не владея базовыми навыками, невозможно, то в результате человек учится имитации работы - он выполняет формальные техники без присоединения к партнеру и не умея калибровать, не понимая смысла невербальных ответов партнера. Авторам неоднократно приходилось наблюдать и следствия такого рода непроработанности базовых навыков:

  • женщина-психолог, кандидат психологических наук, специалист по бизнес-консультированию, в разговоре с одним из авторов сказала: «У меня большие сомнения в том, что к партнеру надо присоединяться. В теории все хорошо, я сама учу на семинарах присоединяться по позе, дыханию, невербальным реакциям и т.д. Но на практике, во время консультирования и деловых переговоров, эффект от присоединения был противоположным - партнер вдруг становился агрессивным, входил в нересурсное состояние, и отношения становились натянутыми. Я прекратила это делать»;
  • известный врач-психотерапевт на одном из своих семинаров полностью игнорировал невербальные реакции своих пациентов, работал исключительно с вербальным содержанием их ответов. Когда один из авторов задал вопрос, почему он не учитывает невербальные реакции, врач сказал, что «это было бы грубой интерпретацией, с этими НЛП-штучками можно далеко зайти».

Таких примеров много. Все дело в том, что подлинное овладение этими базовыми навыками (а не их имитацией) возможно лишь в случае глубокой структурной проработанности терапевта (по крайней мере - на четвертом логическом уровне сознания). Проработанность Уровня карт необходима хотя бы потому, что с убеждениями типа «присоединяться к человеку опасно, можно взять его проблему (болезнь) на себя», «нельзя быть открытым, необходимо защищаться от вредных воздействий», «мир и окружающие - это агрессивная среда, очень опасное место» и т.д. - совершенно невозможно научиться присоединению и раппорту.

О непроработанности космограммы, пересечении и ложности карт и стратегий говорят вопросы типа «Как защититься, когда я присоединен?» и т.д. Очевидно, что и раппорту, и калибровке невозможно научиться без выработанной третьей позиции (особенно в значимых контекстах «терапевт-пациент», «партнер-партнер», «учитель-ученик»). Становится совершенно ясным, что обучение базовым навыкам присоединения, ведения, калибровки невозможно только в рамках линейного обучения «step by step», «шаг за шагом». В рамках линейного, последовательного обучения эти навыки либо не формируются, либо, зачастую, имитируются нарочито, в форме «обезьянничанья», что, естественно, приводит к противоположным результатам.

Именно поэтому в рамках единого психосоматического подхода обучение этим навыкам проходит иначе. Мы не отказались полностью от формальных упражнений такого типа, но на всех этапах обучения, в процессе обучения конкретным технологиям работы акцентируем внимание учащихся на вопросах присоединения и калибровки, тщательно разбирая эти моменты при анализе терапии в группе.

Можно привести пример, казалось бы, совершенно иного рода, но очень близкий по структуре. Замечательный русский актер Михаил Чехов, создавая свою актерскую школу и систему, отказался от повсеместно господствовавшего тогда принципа обучения: «Сначала - никакой игры, никаких ролей. Только формальные навыки, техники, выполнение этюдов. А вот уж потом...». Чехов смело нарушил эту линейную систему обучения, дав возможность студийцам сразу играть, но в реальных ситуациях актерской игры, он обучал конкретным техникам вхождения в различные состояния, присоединения к партнеру, умения видеть себя на сцене со стороны (третья позиция!) и т.д. Этот путь оказался необыкновенно плодотворным и открыл принципиально новую страницу в истории и театра и актерского обучения.

Мы сочли необходимым коснуться этого вопроса, так как предполагаем, что среди читателей есть достаточное количество людей, не владеющих описанными навыками. Практика описанных нами тренингов необходима для приобретения начальных навыков, а также для дальнейшего перехода к собственно техникам структурной психосоматики, хотя, разумеется, все нюансы метода удастся передать лишь при непосредственном обучении в ходе семинаров.

Калибровка, присоединение и ведение в техниках структурной психосоматики в целом принципиально не отличаются от принятых в НЛП, телесно-ориентированной терапии и других родственных направлениях, однако существует и некоторое отличие: структурная психосоматика принципиально сочетает телесную и психотерапевтическую работу, поэтому очень часто присоединение и ведение может осуществляться через непосредственный телесный контакт, а затем переходить в вербальную зону или, напротив, раппорт, установленный в ходе вербальной работы или работы со знаковыми системами, затем переносится в телесную зону. Мы будем отмечать это при описании соответствующих техник, но уже сейчас обращаем внимание читателя на это, весьма важное в практическом смысле, обстоятельство.

У врожденных левшей глазодвигательные реакции зеркально симметричны. Эта закономерность носит универсальный характер с одним исключением: установлено, что у врожденных правшей-басков они соответствуют реакциям врожденных левшей других национальностей, и наоборот. Причина такой аномалии остается загадкой.
Таким образом, кинестетические ощущения оказываются подобными конструктам, а «внутренний диалог» - воспоминаниям других модальностей, что, в частности, говорит о не меньшей сложности организации «телесного чувства » (ощущение в этой модальности оказывается аналогией конструирования, т.е. несет в себе черты не просто регистрации «внутренних» параметров, а сложной деятельности, связанной, в том числе с построением моделей, экстраполируемых в будущее или в фантазийный контекст) и родства «внутреннего диалога» с кинестетическими ощущениями (в обоих случаях активной составляющей выступает существо человека, на которого и направлен «вектор внимания »)
Преобладание в общении людей второй сигнальной системы (по И.П. Павлову) не отменяет важной роли первой. Не впадая в зооморфизм, интересно, тем не менее, вспомнить роль невербальных сигналов в поведении животных (позы, движения, сигнальные действия и т.д.). Прекрасными калибровщиками оказываются домашние животные и маленькие дети, понимающие без слов. Но и в жизни каждого человека бессознательная калибровка играет огромную роль - именно ей мы обязаны впечатлениями от того или иного человека в целом, которые вербализуются примерно следующим образом: «Не знаю почему, но мне этот человек симпатичен». Или: «Он мне ничего не сделал плохого, даже ничего не сказал, но, тем не менее, я ему не доверяю» и т.д.
Присоединение и ведение, подобно калибровке, на несознательном уровне широко используются людьми в процессе повседневного общения. «Я чувствовал ситуацию» - говорим мы. Или: «Я сразу понял, что он хочет сделать». Говоря более определенно, без присоединения невозможна никакая подлинная общность между людьми, именно оно объединяет хорошо спаянные малые коллективы, составляет психосоматическую суть «чувства локтя» и т.д. (показательно, что и метафоры, использующиеся для определения таких феноменов, включают соответствующие понятия из рода категорий телесности, психофизики и обобщения поля осознания). Полным отсутствием присоединения характеризуются случаи обособленности, разобщенности, «одиночества в толпе», «белой вороны» в семье или коллективе, неуспешной деятельности по принципу «лебедь, рак и щука», когда люди могут иметь и общую цель, и даже объединяться общим чувством, но не способны к общему действию, общему бытию (последний случай мы часто наблюдаем в семьях, где супруги, казалось бы, вступили в брак по любви, но семьи не возникает). Что препятствует присоединению? Как мы видим, оно требует согласования структур на всех уровнях - от духовного до базовой физиологии. Часто мы просто не хотим этого делать, а иногда, но внутренним структурным причинам, и не можем.
Внимательный разбор техники калибровки, присоединение и ведение еще не показывали, что о манипуляции здесь не может быть и речи. Действительно, прежде чем вести, человек должен присоединиться, т.е. приобрести в той или иной степени черты личности своего партнера, проникнуться, в буквальном смысле слова, его чувствами, перевоплотиться в него. Дальнейшая работа осуществляется с этих позиций, т.е. в какой-то степени от лица ведомого и, уж во всяком случае, внутри его поля сознания. Таким образом, терапевт должен первым сделать шаг навстречу, чтобы И пациент мог сделать свой шаг. Очень важно здесь еще одно обстоятельство - разделение внимания , строгое Сохранение в процессе работы третьей позиции; только она способна обеспечить после присоединения, после вступления в поле осознания пациента целенаправленные действия терапевта, который, с одной стороны, добровольно отождествляет свою личность с личностью пациента, а с другой - должен сохранять отстраненный анализирующий и целеполагающий взгляд специалиста.
Раппорт - это и есть связь в отношениях «присоединение-ведение», используемая во всех суггестивных техниках. Термин пошел от классического директивного гипноза, и поэтому мы ввели его лишь после того, как в достаточной степени прояснили суть мягкого экологичного подхода к психотерапевтической работе.

Ребята, да заколебровали уже!

Сергей Пахомов, ныне сертифицированный НЛП-Практик.

Сейчас речь пойдет о самом необходимом для эффективного соблазнителя навыке. Название этому навыку - калибровка. Калибровка жизненно необходима для «настройки» на конкретного человека, незаменима для знакомства с внутренним миром человека. Как ты думаешь, полезно ли замечать, что происходит с человеком, когда он общается с тобой и как он реагирует на твои слова «на самом деле»? Дурак бы спорил. Начну с небольшого количества теории.

Сам процесс калибровки прост до безобразия – нужно просто немного лучше видеть, слышать и чувствовать. Соответственно, что слышать, как видеть и куда чувствовать будет целиком на твоей совести. Откуда вообще пошла калибровка? Скорее всего, очень давно, один мудрый человек заметил, что когда человеку грустно, то он не смеется во весь голос. Потом, спустя много тысячелетий, появилось НЛП. В НЛП появилось базовое утверждение «Сознание и тело единая система». Эта идея говорит нам, что любые мыслительные процессы человека находят отражение в его физиологии этого человека, и эти процессы могут быть сугубо уникальными. К этим процессам условно существует два подхода – подход «от психологии к физиологии», ярким примером которого являются труды А. Лоуэна; второй подход – от физиологии к психическим процессам, типичный пример – «Язык тела» А.Пиза. Первый подход более научен, и можно сказать, более точен. Второй подход – просто собрание каких-то обобщений, подходящий в той или иной степени ко многим людям. Первый подход – подход Телесно-Ориентированной Психотерапии, второй – Практической психологии.

Начнем с тех калибровок, которые легче всего различаются, и плавно перейдем к более продвинутым методикам. Согласно старой традиции, начну от невербальных (бессловесных) методик, закончу вербальными.

Калибровка общего настроения

Как-то вот так получается, что настроение передается твоему телу, независимо от того, хочешь ты этого, или нет. Этим методом калибровки ничего сверхточного накалибровать нельзя, можно только говорить о хорошем или плохом состоянии (в НЛП это называется К- и К+, то есть негативная и позитивная кинестетика). Отличительные признаки плохого состояния – это общая зажатость тела, стремление мышечных групп и конечностей сжаться и занять как можно меньше места. Иллюстрация – сядь на стул, задвинь ступни под стул, обхвати колени руками. Отличительные признаки хорошего состояния – расправленность, стремление тела вверх. Можно сказать, ощущение полета, стремление к небу.

Калибровка тела

Тут вся калибровка подразделяется на множество мелких «подкалибровок», то есть необходимо обращать внимание на изменение наклона корпуса, напряжение (расслабление) в спине, жесты, положение рук относительно тела. И не забывать, для чего мы вообще калибруем – необходимо сопоставлять вышеперечисленные признаки с мыслительными процессами человека.

Калибровка мимики

Калибровка мимики тоже не так проста, как кажется. Необходимо обращать внимание на множество различных мелких мышц. Но это не всем под силу, поэтому отберем несколько самых важных признаков, как, например, изменение размера зрачка глаза, изменение цвета лица, напряжение и расслабление губ. На основании этих важнейших признаком уже можно составить приблизительную картину состояния в дальнейшем.

Калибровка дыхания

Дыхание тоже поддается калибровке. Замечая глубину и частоту дыхания, можно получить представление о степени напряжения в организме. Глубокое и плавное дыхание скорее всего означает то, что человек находится в спокойном и расслабленном состоянии. Наоборот, быстрое и неглубокое может соответствовать довольно взволнованному состоянию. А глубокое частое дыхание может быть вызвано каким-то возбуждением, например сексуальным.

Калибровка речи

Основные калибруемые изменения в речи человека – это громкость речи, скорость и высота. Еще рекомендую калибровать те слова, которые произносит человек, например, так называемые словесные предикаты. Но о них буквально тремя строками ниже.

Калибровка модальности

И вот теперь мы перешли к навыку калибровки модальностей, который в той или иной степени объединяет все навыки калибровки, которые перечислены выше. Как я уже упоминал выше, у людей существуют модальности. Модальности – это своеобразные фильтры восприятия внешней информации, типа как фильтры на объективе фотоаппарата – пропускают одни цвета, задерживая другие. Обычно различают 3 модальности, хотя на самом деле их шесть. Эти модальности – Визуальная, Аудиальная, Кинестетическая, Олфакторная, Густаторная и Аудиодигитальная (ВАКОГ+Ад). Соответственно это фильтры восприятия картинок, звуков, чувств, запахов, вкусов и логики. Чаще всего олфакторную и густаторную модальности объединяют в кинестетическую модальность, а аудиодигитальной пренебрегают, так как в чистом виде она встречается невероятно редко.

Таким образом, вся калибровка модальности сводится к замечанию одной из трех, так называемой предпочитаемой, модальности. Модальности можно калибровать по многим признакам, и лучше всего делать это разными способами, лишний раз подтверждая калибровку модальности. Начнем – калибровка модальности с помощью...

Наклону головы и направлению взгляда.

Я уже выше писал о стандартной схеме расположения модальностей – визуальная как бы находится в верхней части тела, аудиальную можно условно поместить в цент, кинестетическая находится внизу корпуса. Таким образом, если у человека взгляд чаще всего направлен выше линии горизонта, то он скорее всего визуал. Если взгляд «живет» в полу – то кинестетик. Если человек смотрит вперед чуть ниже горизонта – аудиал.

Дыхания.

У людей, которые предпочитают кинестетическую модальность, дыхание ровное и глубокое. У аудиалов – глубокое и может быть частым. У визуалов – неглубокое и быстрое.

Темпу речи.

Из признаков выше следует, что темп речи у кинестетика медленный, можно сказать задумчивый. У аудиалов относительно средний темп речи, у визуалов речь быстрая.

Жестов.

Можно с уверенностью сказать, что активно размахивающий руками на уровне головы человек является визуалом. Скорее всего, человек, который в разговоре держит руки на уровне груди и часто касается ушей – аудиал. Кинестетики держат руки внизу и почти ими не двигают.

Словарных предикатов.

Предикатами называют сенсорно окрашенные слова, то есть слова, которые явно относятся к одной из модальностей. Ну, например, вряд ли слово «теплый» относится к визуальной системе восприятия. Поэтому, установив своеобразный фильтр на слова другого человека, можно заметить, предикаты какой модальности употребляются чаще всего.

И еще немного о модальностях. Учти, что модальности у человека имеют разную скорость реагирования. Самая быстрая модальность – визуальная, самая медленная кинестетическая. Поэтому не стоит называть человека тормозом только потому, что он сначала чувствует, а потом говорит.

Упражнения, улучшающие навыки калибровки

Разумеется, что навыки калибровки можно и нужно развивать. Для этого тебе потребуется один друг и один год времени. Год времени – для достаточной тренировки, друг – для необходимой части бытия подопытного кролика.

Скульптурология

Выполнение простое. Ты выбираешь состояние, которое может быть тебе интересно. Например, сосредоточенность, целеустремленность, жажда действия, и т.д. Далее ты придаешь телу друга ту позу, которая, на твой взгляд, наиболее полно отражает это чувство. Даешь другу время ощутить чувство через свое тело. Далее вы обмениваетесь мнениями, и смотрите, что получилась. Желательно проделать это упражнение раз по пять каждому из участников в течении 5-8 дней.

Хороший, плохой, злой

Это упражнение служит развитию навыка комплексной калибровки, то есть калибровки состояния с большой точностью. В упражнении вам потребуется только время. Ты предлагаешь другу мысленно выбрать из его знакомых двух человек, отвечающих типажам «хороший» и «плохой» (друг – не друг). Попроси его несколько раз подумать о каждом из них, калибруя общее состояние тела. Рекомендую обращать внимание на наклон головы, напряжение челюстей, губы, плечи, наклон корпуса, мелкое подрагивание пальцев рук и других малозаметных на первый взгляд факторах. Потом ты начинаешь задавать вопросы, которые требуют сравнения этих людей. Как пример – «у кого из этих людей боле длинные волосы? У кого из них более косолапая походка?». Твой напарник в этом упражнении должен просто думать об этом человеке, а не говорить. Говоря другими словами, он должен телом отвечать на твой вопрос. После того, как ты высказал свое предположение, он должен подтвердить или опровергнуть твои догадки. Когда вы достигните определенного уровня совершенства, введите в игру третьего персонажа кроме «хорошего» и «плохого». Этот персонаж носит кодовое прозвище «злой», и я рекомендую использовать нейтрального знакомого. Для закрепления навыка повторите упражнение по 3-4 раза с каждым из вас, в течение двух недель.

И нахрена я тут распинаюсь?

Спросите вы, и что-то в этом вопросе будет, что заставит меня ответить. Действительно, зачем разрабатывать все эти навыки, если в книге Пиза все давно разжевано до уровня восприятия среднестатистического американца? Отвечаю. Только при грамотной калибровке возможно установить хороший раппорт. Все. Если тебе не нужно быть в раппорте с собеседником, то всего за 99 долларов я предлагаю тебе комплект из намыленной веревки и услуги по выбиванию табуретки из-под ног. Торопитесь, пока действуют сезонные скидки!

Заключение

Эта часть книги была, наверное, самой ресурсоемкой. Первые заметки про фильтры восприятия я сделал еще в 1998 году, последние - осенью 2003 года. Это не значит, что я не буду думать на тему фильтров восприятия дальше, и это не значит, что тут изложено абсолютно все, что я про фильтры восприятия знаю. Но заключение не об этом. В начале этого раздела я написал одну замечательную историю, которая имеет продолжение. Это продолжение – прямо сразу за этими словами.

Жил-Был Человек Обычный такой человек, считал себя самым умным, самым красивым, в общем, обычный человек.

И однажды умер.

А потом понял, что это был дурной сон о жизни.

После этого человек начал очень любопытно меняться, и даже изменил себя достаточно сильно. Но это никто не видел, потому что человек жил один. И он решил жениться, чтобы жена знала, какой он хороший.

И женился.

А жена считала его просто хорошим мужем. Тогда он решил стать мером своего города, чтобы все поняли, как он стал таким хорошим. И стал.

А горожане считали его просто хорошим мером. А потом он решил стать президентом. И стал. И вы даже понимаете, кем считали его жители страны.

Но на этом факте эта история продолжается, а не заканчивается. И продолжение этой истории, вы, скорее всего, хорошо знаете.

Однажды он создал небо и землю...

Заключение заключения, предназначенное скорее для мастеров НЛП

Фильтры восприятия, описанные выше, да и во всей книге, не имеют никакого смысла, если не сказать, какие фильтры и как настроены у сферического гуру соблазнения в вакууме. Окей, вот он, список:

Модальности: Баланс по всем модальностям, предпочитаемая чаще всего визуальная, вторичная – кинестетическая.

Врата сортировки: полный баланс всех врат, гибкость на уровне применения.

Логические уровни: используются в разговоре и общении все, предпочитаемый – ценностный.

Калибровка: очень сильно развит навык

Фильтр обучения: интегрирован, встроен, используется

Фильтр субмодальностей: используется для проработки дискомфортных ситуация

Позиции восприятия: баланс всех трех

Моменты мастерства: интегрированы все четыре

Эмоциональный фильтр: в начале коммуникации отсутствует, потом появляется по мере желания

Кроме этого, сферический гуру обладает следующими развитыми метапрограммами (для мастеров НЛП):

Диссоциированная реакция на стресс

Внутренний источник (развитое доверие к бессознательному)

Роли в жизни: все пять

Сравнение: несовпадение с развитием

Мотивация: К

Модальные глаголы: Могу, хочу

Обратная связь: время, собственная референция

Деление: большие рамки – детали

Баланс: я сам И другие

Проактивность: часто сильно развита

Что такое метапрограммы и что с ними делать, объясняют на курсе «Мастер-Практик НЛП».

А пока всем – удачи, работы и продуктивных изменений.

Часть восьмая. Кулинарная книга эффективного соблазнителя.

В библии десять заповедей.

И всего семь смертных грехов.

Кулинарная книга представляет собой набор только конкретных ответов на конкретные вопросы в стиле «вопрос – несколько вариантов ответов». Этот раздел представляет собой именно обобщение именно практических навыков и именно того, что работает, работает у нас, работает хорошо. Тут нет теории и техник, тут есть практика, и советы, которые действительно работают, что проверено нами всеми. Единственное, что я в очередной раз хочу заметить – если совет работает у нас, это не значит, что ты сам достигнешь ровно такого же результата. Возможно, это наши случайности, а возможно, что для применения одного совета из этого раздела тебе потребуется взять на себя ответственность за все, что может потом произойти как с тобой, так и с девушкой.

Сама по себе «кулинарная книга» составлена мною на основании своего опыта и опыта тех людей, которые перечислены мною в начале книги (введение). Большинство этих советов мои, но не абсолютно все. Посмотрите, какой я честный (обращаясь к авторам советов). Точное конкретное авторство каждого конкретного рецепта не указывается. Для вашей же безопасности. Кстати, глав тут тоже нет.

Просмотров: 2170
Категория: »

Часто возникает вопрос: насколько морально оправдано использование НЛП при общении с обычными людьми?

Ответ будет таким: все зависит от того с какой целью вы будете использовать техники НЛП, одно дело если вы воспользуетесь им для знакомства и поддержания беседы с интересным вам человеком, попробуете перенять у него какие-то принципы или стратегии жизненного стиля, честно сказав ему об этом, попробуете избавиться от комплексов которые мешают вам свободно общаться или попытаетесь как-то поддержать своих друзей впавших в депрессию, и совсем другое если вы попытаетесь втереться в доверие к человеку, а потом так или иначе воспользоваться ситуацией. Не стоит пользоваться методами НЛП или гипноза из эгоистичных соображений или желания самоутвердиться за счет других. НЛП - не панацея, а только способ эффективного общения, то есть общения при взаимопонимании людей.

Калибровка

Калибровка -- это осознание того факта, что люди находятся в различных состояниях. Это умение, которое у всех нас есть и которое мы очень часто используем. Порой наши способности к калибровке оказываются настолько слабыми, что мы замечаем, что другой человек расстроен, лишь тогда, когда тот начинает кричать. Мы слишком полагаемся на то, что люди говорят нам о своем самочувствии, вместо того, чтобы использовать собственные органы чувств.

Мы замечаете тонкие различия в проявлениях того, как другие люди переживают разные воспоминания и разные состояния. Например, если кто-то вспоминает пугающий опыт, его губы могут стать тоньше, кожа -- побледнеть, а дыхание стать более поверхностным; тогда как, вспоминая приятное событие, он может измениться по-другому: губы станут полнее, лицо порозовеет и на нем расслабятся мускулы, дыхание станет более глубоким.

Порой наши способности к калибровке оказываются настолько слабыми, что мы замечаем, что другой человек расстроен, лишь тогда, когда тот начинает кричать. Мы слишком полагаемся на то, что люди говорят нам о своем самочувствии, вместо того, чтобы использовать собственные глаза и уши. Едва ли полезно дожидаться удара кулаком по носу, чтобы узнать, что человек зол, или, увидев сдвинутые брови, предполагать самое страшное.

В НЛП-тренинге ссылка существует упражнение, которое вы могли бы попробовать сделать с товарищем. Попросите товарища подумать о человеке, который ему очень нравится. В то время как он будет делать это, обратите внимание на позицию его глаз и наклон головы. Отметьте также, является ли дыхание глубоким или поверхностным, частым или редким, высоким или низким. Отметьте изменения в тонусе мускулатуры лица, цвете кожи, размере губ и тоне голоса. Обратите внимание на эти тонкие признаки, которые обычно не замечаются. Они являются внешним выражением внутренних мыслей. Это тоже мысли, но только в физическом измерении.

Теперь попросите товарища подумать о человеке, который ему не особенно нравится. Отметьте изменения в этих знаках. Попросите его думать попеременно то об одном, то о другом до тех пор, пока вы не убедитесь, что обнаружили определённые различия. В терминах НЛП вы сейчас калибровали эти два состояния. Вы знаете теперь, как они выглядят. Попросите своего товарища подумать об одном из этих людей, не говоря вам заранее, о каком именно он подумает. А теперь прочтите по физическим индикаторам, о ком он подумал, и скажите ему. Это выглядит как чтение мыслей… Вы можете оттачивать свое умение. Чаще всего мы калибруем бессознательно. Например, если вы спросите любимого, хочет ли он сходить за продуктами, вы узнаете ответ интуитивно и немедленно, ещё до того, как он откроет рот. «Да» или «нет» -- это самый последний шаг в процессе мышления. Нам ничего не остается, кроме как реагировать телом, разумом и языком -- столь глубоко они связаны между собой.