Классные часы как правильно их назвать. Классный час и его характерные особенности воспитательные цели и задачи классного часа. Подготовка к занятию

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

КЛАССНЫЙ ЧАС

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Пред-метом классного часа могут быть и знания из области техники, народ-ного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в дерев-не, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать лю-бое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Ес-ли просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связа-ны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в обще-ственных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастли-вым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женствен-ности" и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Ес-ли в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Напри-мер, классный час на тему "Международный год ребенка" может за-вершиться принятием такого коллективного решения, которое пред-полагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указан-ные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам. На них формируется опреде-лённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше-ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плака-те, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдаю-щейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хо-чется.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый; классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20-30 минут, в 9- С 11 классах - более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание уче-ников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н.Е. Щурковой и Н.С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительская, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями :

  1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
  2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
  3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
  4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного час;
  • распределение заданий между участниками и группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

  • морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
  • проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
  • эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
  • вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
  • вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
  • психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
  • проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
  • общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Во время классного часа важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Статья «Классный час "Поговорим о достоинстве"»

формировать понятие в детях – не только кем быть в жизни, но и каким быть!

продолжить формирование характера, его положительных черт: каков человек – достойный – человек, обладающий высоким чувством долга.

Форма: Классный час – диспут (5 класс)

Информация к размышлению:

Не сильные лучшие, а честные. Честь и

Собственное достоинство – сильнее всего.

Ф. М. Достоевский.

Безмерное самолюбие и самомнение

Не есть признак чувства собственного

Достоинства.

Ф. М. Достоевский.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово учителя:

Друзья мои, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он?

Что значит, достойный человек? Как это понятие трактует старинный словарь Даля.

У детей было домашнее задание: отправится в научную командировку в библиотеку для работы с толковым словарем Даля.

Слово ученице:

Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Видите, ребята, как много смысла в одном, единственном слове, которое мы, порой, не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанном в главах нашей конституции, дело и, в так называемых, неписаных законах человеческих отношений.

Ведь нельзя же записать в конституции, что Герман Филиппов не должен подсказывать Сереже Садовникову на уроке или что Даша Ломовцева, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

Подумайте, ребята, и приведите примеры из жизни, из рассказов, прочитанных книг, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.

Ученица приводит пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны:

Во время войны в школе, г. Иркутска как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, набитых буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще как! И рассказчик он был хороший! Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.

И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А дело в том, что он, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: “ Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе”. А ребятишки хохотали: “ Ничего себе – “уважаю, уважаю” а списать не дает”

И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.

А ведь если вдуматься – Виктор был прав. У него были несомненные дарования: он и в Москве был первым учеником в школе и домашнее задание, выполненное именно им, сразу можно было отличить, тем более, учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: “Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку”. И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет “списал”, а в подтексте этого слова слышится “украл”. Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят, его отдадут под суд. А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую ДОМАШНЮЮ работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое.

Ребята показывают инсценировку французской баллады “Белая шаль”:

Действующие лица:

Ведущий: Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты, он осужден на смертную казнь, почти мальчик, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову.

Ночью в его камеру, подкупив стражу, приходит мать.

Мать: Я рано утром буду принята королём, я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королём, и ты будешь прощен, - утром в толпе увидишь меня – я буду в белой шали. Если же король ответит отказом – шаль будет черная.

Ведущий: И вот - утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали.

Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху и топор, и одетого в красные одежды палача, что её мальчик начнет просить прощения, унизив свое достоинство, достоинство революционера.

А так он умер спокойно и достойно.

Учитель: Во время войны, сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою “Белой шали” - допросы, пытки. И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы дети их многострадальные сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.

Ученица читает стихотворение С. Михалкова

Жили три друга – товарища

В маленьком городе Эн

Были три друга – товарища

Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,

Долго пытали его –

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй –

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал.

Не о чем нам разговаривать! –

Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

Обязательно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком?

Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.

Послушаем, что же случилось с Витей, героем рассказа, эвакуированным из Москвы?

Однажды, возвращаясь вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три довольно крепких “лба”, как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою “правоту” кулаками, колотят паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, - его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидя явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы, видимо вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим. Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил и весьма ощутимо парнишку, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с тяжелым синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего “младенца”, возмутилась, и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал.

Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.

Директор велел подняться ему, не знаю как кто, а я в голосе директора почувствовал иронию. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.

Итак, - сказал директор, - чья это работа?

Моя, - встал Виктор.

Кого угодно мы представляли в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился он для драки, по нашим представлениям, поэтому сначала мы даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а просто сказал:

Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…

Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: “ Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?”

Но тогда встали два паренька, принимающие участие в драке, и все сами рассказали. И мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.

И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его “проучить”.

И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного – это подло.

И все с ним согласились.

Вот какая произошла непростая и неоднозначная история.

Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то, что он по-прежнему не давал списывать.

Дети, запомните, пожалуйста, замечательные слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства… Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства – это камень, на котором оттачивается тонкость чувств”.

“Чувство гуманности оскорбляется, - пишет Виссарион Белинский, - когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства”.

И, наконец, Николай Островский:

“Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?”

Три разных человека, три разных эпохи, три героических – каждая по-своему, неповторимых и прекрасных судьбы, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие меж собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, друг мой, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем – ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, делающее человека воистину человеком.

Предлагаю ребятам вопросы для обсуждения.

1. Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?

2. А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно?

3. Достойно ли подсказывать?

4. Достойно отказать списать или попросить списать?

5. А что, по вашему мнению, ещё должно входить в понятие достоинства?

6. Как вы понимаете слова: “В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни – лежит доброта”.

7. Согласитесь ли вы со мной:

Жить достойно – значит жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:

Возлюби ближнего как самого себя.

Почитай отца и мать.

Не убий.

Не укради.

Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).

Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).

Чти день воскресный.

Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, поэтому и хочется закончить наш классный час стихотворением Гульчехры Джураевой (читаю наизусть).

Говорят, что я горда.

Что же – я отвечу: да

Перед низостью горда,

Перед пошлостью горда,

Я всегда.

Если подленькая месть

Мне захочет в душе влезть,

Если золотом увесят –

Совесть заглушить хотят, -

Перед этим я горда

Отвечаю: “Никогда”.

Но с тобою доброта,

Я доверчиво проста,

Тает гордость, словно снег

В день погожий по весне…

Как ищу я, как я жду

Красоту и доброту!

Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.

Классный час «Правонарушение, преступление и подросток»

Социальный педагог: Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Инспектор ОДН: Какие виды ответственности вы знаете?

Ответы детей

Инспектор ОДН: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Социальный педагог: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Инспектор ОДН: Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. (Выпускники нашей школы И. Б. с В. Е. позволили себе подобную шутку и один из них получил 2 года условно. Дошутился!)

Так что, помните, с законом шутки плохи!

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

3. Избил одноклассника (У)

7. Разбил мячом окно. (Г)

Инспектор ОДН: Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

А теперь рассмотрим следующую ситуацию:

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

1.Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3.Сообщи приметы хулиганов

4.Поставь в известность родителей.

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).

2.Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

Социальный педагог: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Преступление и подросток.

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

Учитель: Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает об совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Выступление инспектора по делам несовершеннолетних. Ребятам было рассказано о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании.

Задания для учащихся.

1. Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Выступление психолога школы.

Проводится тренинг по профилактике правонарушение среди учащихся.

Учитель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам.

8 класс

Все объявления

ЯндексДирект

Дать объявление

Опять гаишник выписал штраф?Некогда оплатить и стоять в очереди? Плати через нас не отходя от монитора wiki.homebank.kz

Правонарушения подростков и ответственность за них. «Преступление и наказание».

Цель классного часа:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход классного часа:

1. Обозначить девиз классного часа «Незнание закона не освобождает от ответственности».

2.Ввести понятие правонарушение, преступление и проступок.

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся во обществе порядку.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.

За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления уголовный кодекс. Сегодня мы остановимся именно на административных правонарушениях.

3.Какие правонарушения относят к административным.

В области охраны труда и здоровья населения (Например, руководитель вредного производства не выдал рабочим защитной одежды, потребление наркотических веществ без назначения врача, занятие проституцией);

Посягающие на собственность (скажем, самовольное пользование водой из реки в промышленных целях, самовольное занятие земельного участка; уничтожение специальных знаков, мелкие хищения);

В области охраны природы, памятников истории и культуры (незаконная рубка деревьев, правил пожарной безопасности, уничтожение редких видов растений и животных);

На транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (безбилетный проезд;неправильный переход улицы; подкладывание на ж\д пути предметов, которые могут помешать движению, превышение установленной скорости движения и т. д.);

В области предпринимательской деятельности (осуществление предпринимательской; деятельности без специального разрешения (лицензии); нарушение правил продажи отдельных видов товаров);

В области торговли и финансов (грубое отношение продавца к покупателю; нарушение правил продажи спиртных напитков);

Посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство; появление в нетрезвом виде в общественных местах; употребление ненормативной лексики);

Посягающие на установленный порядок управления (злостное неповиновение работнику милиции; самоуправство; контрабанда др.)

Классный час "Преступление и наказание"

Вы можете оценить данную статью. Спасибо!

Отрасль: Образование

Специализации: Заместителю директора, Классному руководителю, Руководителю управления образования

Журнал: Журнал "Справочник классного руководителя"

Номер журнала: Справочник классного руководителя №1, 2011

Тема: Образование

Все чаще участниками преступлений становятся подростки. В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по профилактике подростковых правонарушений. Классный час "Преступление и наказание" рассчитан на учащихся 8-11-х классов.

Цель классного часа:

формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Подготовительная работа:

составление электронной презентации;

приглашение участкового милиционера;

подготовка раздаточного материала.

Сценарий мероприятия

Классный руководитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа - "Преступление и наказание".

Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие слова: «Почти все люди рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово "Нет"». (Никола Шамфор.)

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете?

Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, незаконный оборот оружия, порнобизнес, криминальную торговлю. Растут число и тяжесть преступлений:

насильственных и корыстно-насильственных;

совершенных в группах, под руководством взрослых;

совершенных девушками.

Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений - на 108%, тяжких телесных повреждений - на 80%, грабежей - на 37%.

Преступность молодеет. Причины этого:

резкое падение уровня жизни большей части населения;

социальная незащищенность;

неуверенность в завтрашнем дне.

По данным криминологических исследований, около 80% детей, доставляемых в приемники-распределители для несовершеннолетних, - в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от алкоголя, наркотиков и токсических средств.

Педагог предлагает учащимся игру. Два-три человека выходят за дверь. Пятеро из тех, кто остался в классе, получают карточки с одним из слов пословицы "Семь раз отмерь - один отрежь". Когда вышедшие ученики вернутся в кабинет, те, кто получил карточки, хором произносят свои слова. Задача вошедших - понять, что сказали их одноклассники. (После нескольких попыток угадать пословицу учитель объясняет смысл игры: говорит один - все слушают.)

Классный руководитель рассказывает учащимся начало одной истории, а затем обсуждает ее вместе с ними.

Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей - купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.

Учащиеся делятся на группы:

1 -я группа - те, кто считает, что стоит сделать подобную покупку;

2-я группа - те, кто против покупки;

3-я группа - те, кто сомневается. Ребята по очереди обосновывают свое мнение.

Вопрос классу: Подумайте, если мальчики купят у знакомого парня ворованные скейтборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении? Что ждет молодых людей в этом случае?

Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.

Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него.

Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно.

После этого учитель зачитывает продолжение истории.

Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.

У Сергея были небольшие сбережения - деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму.

У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги.

Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.

Учащиеся делятся на пары, распределяют между собой роли: кто будет Сергеем, а кто Алексеем, и отвечают на вопросы с позиции своих героев:

Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым?

Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление?

Можно ли привести примеры из литературы, кинофильмов, телепередач, где сложилась подобная ситуация? Что она повлекла за собой?

Классный руководитель подводит итог обсуждения и напоминает школьникам, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, - 14 лет. Затем он зачитывает продолжение рассказа.

Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца.

Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие.

Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.

Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?

Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?

Что привело Алексея к тому, что он вынужден пойти на преступление?

Если вдруг он откажется от этого, что его ожидает?

Должен ли Алексей заявить на своего знакомого в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?

После обсуждения ребятам предлагается послушать продолжение истории.

Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи.

Классный руководитель знакомит учащихся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

совершение убийства;

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

обязательные работы;

лишение свободы на определенный срок;

исправительные работы;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками милиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж).

Согласно ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), уголовная ответственность детей за грабеж наступает с 14 лет при наличии их вины. Если кто-то из детей не достиг 14-летнего возраста, уголовное дело в отношении него возбуждаться не будет, и соответственно ответственность не наступит.

Мы исходим из того, что детям по 14 и более лет. В таком случае возбуждается уголовное дело по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ - грабеж с незаконным проникновением в жилище.

В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае - в присутствии человека (потерпевшего), который понимает характер происходящего. И несмотря на то что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж.

Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия).

Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления.

Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности.

Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ - эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи.

Учащиеся делятся на две группы. Первой группе необходимо закончить историю, поразмышлять, используя различные источники информации, над тем, что произойдет дальше. Вторая группа должна придумать другой сценарий этой истории, при котором Алексей не оказался бы в столь трагической ситуации.

После обсуждения предложенных учащимися вариантов классный руководитель подводит итог собрания. Если есть возможность, желательно пригласить для заключительного слова участкового милиционера.

Классный час "Преступление и наказание"

Еделева Лада Николаевна, учитель математики

Статья отнесена к разделу: Классное руководство, Социальная педагогика

правовое просвещение;

профилактика правонарушений;

знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ посредством игры;

подвести учащихся к осознанию регулятивной, предупредительной и карательной функций правовых норм.

способствовать формированию навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию;

эмоционально воздействовать на участников игры;

стимулировать творческую активность учащихся.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога

Жизнь любого человека можно представить в виде клубка ниток, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Давайте сейчас обсудим вопрос “Каковы причины преступления?” (Учащиеся называют различные причины.)

Все названные причины можно объединить в две группы – социальные и экономические.

– Какие факторы по вашему мнению, могут влиять на совершение преступления? (Влияние компании, СМИ и т.д.)

– Виновато ли общество, что преступность в нашей стране неуклонно растет?

– Какие виды преступления вы знаете? (Слайд 2. Приложения 1).

– Что такое наказание? (Это мера государственного принуждения, предусмотренная УК и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления.)

– Какие виды наказаний вы знаете? (Слайд 3)

Немного статистики

В начале 2003 года в России было 19 тысяч несовершеннолетних заключенных. Наша страна остается одним из лидеров по относительному количеству несовершеннолетних заключенных – 13 на 100 тыс. человек.

Каждый десятый воспитанник ВК – сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтвержденное документами.

5-6% воспитанников – бывшие учащиеся вспомогательных школ.

Около половины – до ареста не учились и не работали.

Четверть воспитанников имеет образование в пределах начального.

Более 7% страдают алкоголизмом и наркоманией.

Воспитанники старше 18 лет (до 21 года) составляют от 25 до 40%.

Правовая игра “Знаете ли вы закон?”

Класс разбивается на 3 команды.

1 конкурс «Знаете ли вы закон?».

Командам по порядку называются ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают (уголовная или административная). За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. (Слайд 4)

2 конкурс. «Мораль или право?»

Определить в каких случаях наступает моральная ответственность, а в каких – юридическая. За каждый правильный ответ по 1 баллу. (Слайд 5)

3 конкурс «Преступление и наказание».

Командам выдаются карточки с заданиями (по 2 шт.) (Приложение 2), в течение 5 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать его. (Слайд 6) За каждый правильный ответ – 5 баллов.

Подведение итогов игры

Выступление помощника судьи Бойко Натальи Геннадьевны в форме пресс-конференции.

Вопросы, прозвучавшие на пресс-конференции:

Назовите одну из самых распространенных причин совершения подростками правонарушений.

Что такое возраст уголовной ответственности?

В чем разница между уголовной и административной ответственностью?

Легко ли судить подростков?

Расскажите об условном наказании несовершеннолетних.

Все ли виды наказаний действуют в отношении несовершеннолетних?

КЛАССНЫЙ ЧАС –

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Введение………………………………………………………………….. 2

Классный час и его характерные особенности ……..…………..……....5

Воспитательные цели и задачи классного часа ……..……………...…..6

Функции классного часа ……………………………..………..………… 7

Основные компоненты классного часа ……………………………..….. 8

Методика организации классного часа …………………………...… …9

Технологические аспекты организации

классного часа ……………………….……………………...….. 9

Структура плана классного часа ………………………...…….11

Советы по организации классного часа …………………...….11

Формы и виды классных часов …………………………………….......12

Классный час – час общения ……………………………..........13

Классное собрание ………………………………………..........16

Тематический классный час …………………………....….......17

Ситуационный классный час ……………………......................18

Информационный классный час …………………………........20

Классные часы по развитию интеллектуальных

умений учащихся ………………………………………….........21

Расписание классных часов ………………………………………...…..21

Системность в воспитательной работе …………………………...……22

Методическое сопровождение подготовки и проведения классных часов ………………………………………………………………....... 26

Составление тематического планирования классных часов ……........27

Педагогический анализ воспитательного мероприятия (дела)….........29

Приложение 1 Формы от А до Я …………………………………..... .31

Приложение 2 Формы проведения классных часов …………….......37

Приложение 3 Методика создания школьного Словаря этики…......40

классных часов по теме «Культура поведения учащихся» …….........45

Приложение 5 Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся ……………………………..…...47

Приложение 6 Педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания» ……………….………......48

Приложение 7 Схемы анализа классного мероприятия ……….........59

Приложение 8 Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс ………………….….....63

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру

Н.Е. Щуркова

Введение

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе образования как одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

В воспитательном процессе существует большое разнообразие форм работы с детским коллективом (приложение 1, «Формы от А до Я») . Целенаправленное, системное, цикличное их использование, качественная подготовка и проведение безусловно отразятся на эффективности коллективного творческого дела или направления воспитательной работы, да и в целом процесса. Особенно это важно для основных форм воспитательной работы, к которым относится классный час.

Какова же роль и место классного часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании классного коллектива?

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа . В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Школы, пройдя периоды «воспитательного вакуума», отсутствия системной работы столкнулись в настоящее время с рядом проблем, имеющих место в той или иной степени в образовательных учреждениях:

    отсутствие системности, периодичности проведения классных часов;

    отсутствие тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс;

    недостаточное владение классными руководителями технологией проведения классных часов, анализом и оценкой результативности деятельности классного коллектива;

    слабое владение навыками организации деятельности классного коллектива по планированию, подготовке и проведению классных часов.

Основная и, пожалуй, единственная важнейшая форма фронтальной «воспитательной работы» - классный час – постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. На классных часах решались не только проблемы успеваемости и жизнедеятельности, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания». Они давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Но потребность в общении между учениками, как потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась.

Объединение детей для воспитания и обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от неё нельзя, потому что объединение – в различных формах – в с е г д а выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.

Основное преимущественное отличие – гуманистический подход к объединению, где главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств её достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учёта стремления определённого количества участников объединения к общей цели, обусловленными осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвёртая особенность – задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Таким образом, классный час (час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя) продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Главное – обеспечить целенаправленное, упорядоченное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Следовательно, классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном уровне.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК

Типы и формы классных часов

Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»

Е.Ю. Говыжа, учитель

Белогорск, 2014

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

Нравственный классный час

Цели:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую точку зрения)

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

Тематический классный час

Цели:

    Развивать кругозор учащихся

    Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей

Информационный классный час

Цели:

    Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

    Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения

    Формирование своего отношения к происходящему

    Развитие исследовательских умений

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

Возрастных и психологических особенностей школьников

Целей и задач, которые он ставит

Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Формы классных часов:

Беседа (эстетическая, нравственная)

Диспут

Встречи с интересными людьми

Викторины по различным областям знаний

Дискуссии

КВНы

Интерактивные игры

Игры-путешествия

Тренинги

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

Определить тему, сформулировать цель

Составить план (сценарий)

Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме

Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом)

Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей

Новые формы классных часов:

    Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает какая тема классного часа на эту букву интересует детей)

    Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления)

Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

    Классный час «Почтовый ящик»

В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

    Час беседы «Один на один»

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.

    Классный час «Вопросом на вопрос»

Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

Тема: «Должен ли я родителям?»

Возможные вопросы:

Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?

Что ты купишь родителям с первой получки?

Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

Самые замечательные качества твоих родителей.

    Час таинственных дел

В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.

    Толерантные классные часы

«Все равно ты молодец…»

Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

«Постоять в чужих туфлях»

1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?

2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.

3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.

4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.

5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

Список литературы

    Богуславская И.Г. Все для заместителя директора по воспитательной работе/курс лекций - Казань, 2007.

    Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001

    Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школы г. Воронежа/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко М.: 5 за знания, 2007.

    Савина Л.М., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

    Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.