Конспект на тему значение дыхания. Конспект урока на тему «Органы дыхания. Лёгкие и их работа. I. Значение дыхания














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с
  • Тема: Дифференциация К-Г (Урок - презентация)

    Цель: Закрепить умения детей различать звуки к, г в слова, предложениях;
    Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
    Закрепить навык составления предложений;
    Прививать любовь к чтению;
    Развивать внимание, мышление.
    Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, интерактивная доска, карточки, числовые ряды, буквы к, г, карандаши

    Урок – презентация «Дифференциация К-Г»

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Продолжите ряд слов, которые относятся к одному обобщению
    клюква, земляника, крыжовник…….
    карандаш, учебник, циркуль………..
    гладиолус, мак, ромашка……………
    сапоги, валенки, кроссовки………..

    2. Сообщение темы занятия. Слайд № 2

    Л. - Посмотрите внимательно на картинки, назовите их
    Д. - кактус, колокольчик
    Л. - Ребята, а что общего между этими словами?
    Д. Эти слова начинаются на звук к.
    Л. - Назовите пару для этого звука к
    Д. - Для звука к пара звук г
    Л. - Правильно, ребята.
    Л. Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня изучать?
    Д. Мы будем изучать звуки к,г
    Л. Верно, мы будем учиться различать звуки к-г

    2. Артикуляционная гимнастика.
    Л. -Ребята, чтобы вы все звуки произносили правильно, сделаем несколько упражнений для язычка
    - «Вкусное варенье»
    - «Часики»
    - «Лошадка»
    - «Качели»
    Л. -Молодцы, ваши язычки хорошо поработали

    

    3. Чтение скороговорки. Слайд № 3
    Характеристика звуков. Сходства и различия звуков.

    Покатился Колобок, А на дороге - коробок.
    Удивился Колобок и закатился в коробок.

    Л. - Ребята, прочитаем скороговорку
    Л. - Ребята, подойдите к доске и подчеркните буквы к, г
    Л. - Произнесем звук к
    Л. - Дайте характеристику звуку к.
    Д. - Звук к согласный, твердый, глухой
    Л. - Произнесем звук г
    Л. - Дайте характеристику звуку г
    Д. - Звук г согласный, твердый. Звонкий
    Л. - Чем отличаются звуки друг от друга?
    Д. - Звук г звонкий, звук к глухой
    Л. - Чем похожи звуки?
    Д. - Звуки к, г согласные, твердые.

    3. Угадывание по силуэту предметов (карточки) слайд №4

    Л. - Ребята, обведите по контуру картинки, в названиях которых входит звук к
    Д. - яблоко, майка, сумка, снеговик
    Л. - Молодцы.

    4. Игра «Покажи букву»

    Л. - Я буду говорить много слов, а если услышите, покажите букву к Гитара, кукла, акула, гриб, паук, гном, гвозди, марка, банка, мышка
    Л. - Назовите слова со звуком г
    Д. - гитара, гном, гриб
    Л. - А теперь назовите слова со звуком к
    Д. - кукла, акула, паук
    Л. - Молодцы

    5. Работа с числовыми рядами

    Л. - Положите перед собой числовые ряды.
    Я произнесу слово, а вы должны сказать, какой звук по счету.
    Л. - В слове гриб, какой по счету звук г
    Д. Звук г первый
    Л.- акула
    Д. В слове акула звук к второй
    Л. Паук
    Д. - В слове паук звук к четвертый
    Л. - гвозди
    Д.- В слове гвозди звук г первый

    6. Дописать названия картинок слайд № 5, 6

    Л. - Ребята, вставьте пропущенные буквы
    Д.- книга
    Д. -круги
    Д.- капуста
    Д.- тыква
    Д.- кукуруза
    Д.- гномик
    Л. - Молодцы. Ребята!

    7. Физминутка

    Молоточком мы стучим, (постукивают кулачками друг о друга)
    Строить новый дом хотим.
    Кто в доме будет жить? (упр. «Домик»)
    С нами кто будет дружить» (сжимают и разжимают пальцы рук)
    - Девочки и мальчики, маленькие пальчики! (упр. «Пальчики здороваются»)

    8. Игра «Слоговое лото»

    Л. - Я говорю начало слова, а вы продолжаете его.
    Л. Начало слова га
    Д. - газета, газель, гадюка
    Л. - Начало слова ка
    Д. - катушка, каша, картина
    Л. - Начало слова гу
    Д. - Гуси, гудок, губы
    Л. - Начало слова ку
    Д. - курица, кубик

    7. Отгадывание загадок
    Под сосною у дорожки
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть - нет головы. (гриб) слайд № 8

    Непоседа птица эта,
    Одного с березой цвета:
    Верещунья, белобока,
    А зовут ее …..(сорока) слайд № 9

    Разноцветное коромысло
    Над рекой повисло. (радуга) слайд № 10

    Лист бумаги по утрам
    На квартиру носят к нам
    На одном таком листе
    Много разных новостей. (газета) слайд № 11

    Волосата, зелена,
    В листьях прячется она.
    Хоть и много ножек,
    Бегать все равно не может. (гусеница) слайд № 12

    Наткет, наплетет,
    Сядет- и добычу ждет. (паук) слайд № 13

    9. Анализ слов

    Л. - Назовите отгадки
    Л. - Назовите самое короткое слово.
    Д. - Самые короткие слова - это гусь, паук
    Л. - Назовите самое длинное слово.
    Д. - Самое длинное слово - это гусеница
    Л. - Сколько в слове паук звуков?
    Д. -В слове паук 4 звука
    Л. - Назовите звуки по порядку
    Д. - п,а,у,к
    Назовите в этом слове гласные.
    Д. - В этом слове гласные а,у
    Л. - Назовите согласные звуки.
    Д. - Согласные звуки п,к

    Д. - В этом слове 2 слога
    Л. - Почему?
    Д. - Потому что в слове 2 гласных звука а,у.
    Л. Назовите в слове гусеница гласные звуки
    Д. - В слове гусеница гласные у, е, и,а
    Л. - Сколько в этом слове слогов?
    Д. - В этом слове 4 слога.
    Л. - Почему?
    Д. - Потомучто 4 гласных звука.
    Л. - Назовите слова, в которых слышатся только твердые согласные.
    Д. - Твердые согласные слышатся в словах сорока, радуга, паук
    Л. - Сколько звуков в слове сорока?
    Д. - В слове сорока 6 звуков

    10. Составление предложений со слова - отгадками.

    Л. - Составьте предложения с любыми словами - отгадками.
    Д. - У дороги рос гриб.
    Д. - Я увидел радугу.
    Д. - Мальчик нарисовал паука.

    11. Состовление словосочетаний.

    Л. Прочитайте слова в левом столбике
    Гармошка
    Город
    Каша
    Л. - Прочитайте слова в правом столбике.
    Д. - губной
    Красивый
    Гречневый
    Л. - Используя эти слова, составьте словосочетания, но будьте внимательны.
    Л. Как вы считаете, что еще нужно сделать?
    Д. - Подружить слова
    Л. - Прочитайте полученные словосочетания
    Д. Губная гармошка, красивый город, гречневая каша.
    Л. Молодцы.

    12. Итог занятия.

    Л. - Какие звуки мы учились различать?
    Д. - Мы учились различать звуки к,г
    Л. - Молодцы, ребята. Мне было очень приятно с вами работать.
    Л. - До свидания. Занятие окончено.

    1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

    2. Запишите слоги с буквами г и к.

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

    3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

    горка - корка гости - кости кол - гол калька - галька

    4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по наличию звуков г или к, г и к.

    Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грелка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

    5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

    куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу­ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

    6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

    город - городок, игла - ..., газета - ..., гриб - …, голос - …, графин - …, кора - ..., голова-..., голубь-..., губы - …, гармонь - ...

    8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    нит... ...зета ру… но... ро­… лу... ре…

    кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зин ру...ва

    ро…тый ма…роны бо...тый бит... сем... вет... нор...

    Ражи...рета...питан...чели

    9. Закончите слова, добавив слог гч или кч.

    но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

    ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

    10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

    11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

    утюг-... молоток-... когти-... листок-... берег-... ногти-...

    овраг - ... полог - ... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ...



    стог-... клубок-... мягкий-...

    12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про­верочное слово.

    сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

    13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

    Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре­мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

    14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

    карандашами.

    Что за зверь зимой холодной

    Ходит по лесу голодный?

    Пять мальчиков,

    Пять чуланчиков;

    Разошлись мальчики

    В темные чуланчики,

    Каждый мальчик

    В свой чуланчик.

    Без головы, а в шляпе.

    Одна нога, и та без сапога.

    Всегда шагаем мы вдвоем,

    Похожие, как братья.

    Мы за обедом - под столом,

    А ночью - под кроватью.

    Красные лапки

    Щиплют за пятки,

    Беги без оглядки.

    Черный, проворный

    Кричит: «крак!»

    Червякам враг.

    Он качалка и кровать.

    Хорошо на нем лежать.

    Он в саду или в лесу



    Покачает на весу.

    Маленький, удаленький

    Сквозь землю прошел,

    Красную шапочку нашел.

    Голубочка бела

    В дом прилетела.

    Что, где видала,

    Про все рассказала.

    Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    15. Разгадайте кроссворд.

    По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

    По горизонтали: 2. То, что остается после сгорания дров.

    3. Весенняя птица.

    4. Мужское имя.

    5. Ракообразный обитатель моря.

    6. То, что вдевают в иголку.

    7. Вид обуви.

    8. Аккуратно смотанные нитки.

    9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

    Слова для справок: повертикали: 1. учебники.

    По горизонтали: 2. угольки, 3. грач, 4. Егор, 5. краб, 6. нитка, 7. сапоги, 8. клубок, 9. грабли.

    16. Диктанты.

    Предупредительный диктант

    Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую­щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

    главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра­фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

    Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

    гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

    Проверочный диктант

    буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль­ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

    Дифференциация г - к в предложениях

    1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.


    гости – кости Собака грызет....

    В четверг к нам придут....

    горка - корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на

    гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька - калька На море много... .

    У копировщицы много... .

    Галина - калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут....

    икра - игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная... .

    2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

    3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу­бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

    грозди калины кисти винограда мешок картошки

    горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

    громко говорили кормила голубей грызла кость

    копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

    загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

    катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

    играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

    5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма­тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха­ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

    6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.

    Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

    Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

    Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

    Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

    Ребенок. Гуси, куры.

    Педагог. Как их можно назвать одним словом?

    Ребенок. Птицы.

    Педагог. Какие это птицы?

    Ребенок. Домашние.

    Педагог. Почему?

    Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

    Педагог. Как кричали гуси?

    Ребенок. Га-га-га.

    Педагог. Как кричали куры?

    Ребенок. Ко-ко-ко.

    Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

    Ребенок. Со звука [г].

    Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

    Ребенок. Со звука [к].

    Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

    Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] - звонкий, [к] - глухой.

    Напоминаем!

    Звук [г] - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку - чувствуется вибрация.

    Проверь себя! Сравни звуки,

    • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание - это звонкий звук, если дро­жания нет - глухой.
    • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

    Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

    Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

    Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

    Задание 3. Игра «Песенки».

    Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

    Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

    Слоги:

    га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

    гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

    ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

    Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

    Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

    Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

    Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

    Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

    Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

    Задание 5. Повторение словосочетаний с четким прогова риванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

    Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

    га - га - га - вышли гуси на луга;

    ка - ка - ка - наша елка высока;

    го - го - го - не увижу никого;

    ко - ко - ко - по теченью плыть легко;

    гу - гу - гу - много пчелок на лугу;

    ку - ку - ку - Катя сыпала муку.

    Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

    Гоша катается на катке.

    Коля любит есть галеты.

    У Кати в косе голубой бантик.

    Пол выложен голубой плиткой.

    Крупная гусеница сидит на кусте.

    Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

    Мама купила попугая.

    Катя пасла гусей.

    У Кати на полке нитки, иголки.

    Голубь клюет клюкву.

    Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

    Котик ниток клубок

    Укатил в уголок.

    Покатил Костя к Гоше в гости.

    Клава клала лук на полку,

    Кликнула к себе Николку.

    Шлепают гуськом

    Гусак с гусаком.

    Голубь, гусь и галка -

    Вот и вся считалка.

    У елки иголки колки.

    На дворе - галка,

    На берегу - галька.

    Нес Григорий пирог через порог.

    Стал на горох и упал на порог.

    Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

    Мне купили в магазине

    Голубой костюм и синий,

    Юбку в складку и в горошек,

    И красивые сапожки.

    Нет, напрасно мы решили

    Прокатить кота в машине.

    Кот кататься не привык,

    Опрокинул грузовик.

    Солнце по небу гуляло

    И за тучу забежало.

    Глянул заинька в окно -
    Стало заиньке темно.

    К. Чуковский

    Гусь гогочет и гогочет.

    Не пойму, чего он хочет?

    Я хочу чистой водички,

    Семечек и чечевички.

    Задание 10. Пересказ.

    Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды - в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

    Задание 11. Пальчиковая игра .

    Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

    На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

    Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

    Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

    Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

    распускающийся цветок.

    Окружает все забор. Пальцами показать забор.

    За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

    Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

    как ворота отрываются.

    К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

    В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

    «Тук-тук-тук!»

    Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

    Цели:

      Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К;

      Развитие фонематического восприятия;

      Развитие и совершенствование грамматического строя;

      Развитие связной речи.

    Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, таблица со словами-перевертышами, карточки с текстом сказки «Как варить компот».

    Ход занятия.

      Организационный момент.

      Повторение пройденного материала. С какими согласными вы работали на прошлом занятии? Вспомните, в чем сходство и различие артикуляции этих звуков, Назовет звонкий согласный, глухой.

    Игра «Найдите «лишнее» слово».

    Сейчас я буду произносить слова со звуком В, а вы должны найти «лишнее» слово.

    ЛЕВ, ПЛОВ, ШАР. ВАЗА, ВОЛК

    Какое «лишнее» слово? Почему?

    Со звуком «Ф».

    ФАРТУК, ВЕСНА, ФЛАЖОК. ФИКУС, КОФТА.

    Какое «лишнее» слово?

      Знакомство с новым материалом.

      Отгадывание загадок, выделение звуков из слов.

    По реке плывет бревно.

    Ох и злющее оно.

    Тем, кто в речку угодил.

    Нос откусит … (КРОКОДИЛ).

    Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.

    Какой это звук, гласный или согласный?

    На жарком солнышке подсох

    И рвется из стручков... (ГОРОХ).

    Выделите первый звук из слова.

    Характеристика звука (согласный, звонкий).

      Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

      Сопоставление звуков с их графическим изображением.

    Перед нами буква Г Кто справляется в полет,

    Стоит подобно кочерге. В клюве веточку несет?

      Дифференциация Г-К.

    а) Дифференциация Г-К в слогах.

    1) Прочитайте слоги, записанные на таблице:

    КА

    ГА

    КО

    ГО

    КУ

    ГУ

    КЫ

    ГЫ

    КЕ

    ГЕ

    КЮ

    ГЮ

    КИ

    ГИ

    КЯ

    ГЯ

    АКА

    АГУ

    АКЫ

    АКИ

    АГИ

    АКЯ

    2) Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слова.

    КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.

    КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.

    3) Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

    ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ГО-КО-ГО КО-ГО-КО КУ-ГУ-КУ

    б) Дифференциация Г-К в словах.

    1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-направо, а затем наоборот.

    Что получилось?

    КОМОК

    КАЗАК

    КОТУ ТАЩАТ УТОК

    ГОРИ ПИРОГ.

    2) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики, разными пастами.

    Лист бумаги по утрам На дворе переполох:

    На квартиру носят к нам, С неба, сыплется горох,

    На одном таком листе Съела шесть горошин Нина,

    Много разных новостей (ГАЗЕТА). У нее теперь ангина (ГРАД).

    Ящик на коленях пляшет Я под шапкою цветной.

    То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ). На ноге стою одной,

    У меня свон повадки,

    [Закутан ребенок в сто пеленок Я всегда играю в прятки.

    (КАПУСТА). (ГРИБ).

    Не зверь, не птица, Злая, как волчица,

    Носок как спица, Жжется, как горчица!

    Летит - кричит, Что за диво?

    Сядет - молчит (КОМАР). Эта же... (КРАПИВА).

    На лугу живет скрипач,

    Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).

    3) Сравни» пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

    Устно составьте предложение с каждым словом.

    ГОРКА-КОРКА ГОСТИ-КОСТИ

    4) Предупредительный диктант. Логопед рисует на доске, схемы слов, над соответствующим словом надписывает букву Г или К. После того, так ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

    ГЛАВНЫЙ, ГРУЗДИ, СКАЛКА, ГРЕЛКА, ГЕОГРАФИЯ, ТЕЛЕГА, ГЛУБОКИЙ, ГОСТИ, ГРАЧИ, КАРАНДАШИК.

    в) Дифференциация Г-К в предложениях.

    Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

    Грызть, под, кость, собак, крыльцом.

    Грелась, на, годика, солнышко.

    Колхозники, в, складывать, сено, стог.

    Дорога, усыпана, вся, галькой.

    Под, согнулись снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

    Прочтите предложения, найдите главные члены предложения.

    г) Дифференциация Г-К в связной речи.

    Прочтите сказку.

    «Как варить компот»

    На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

    «Слушайте все, я прочитал, в старой книге, как сварить компот?»

    «Ну и как же его варить?».

    «Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной» Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем развел костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой. Чсрез некоторое время он позвонил в колокольчик:

    «Готово? Кушайте на здоровье?»

    Попробовали друзья, плюются:

    «Компот называется? Сам ешь?»

    «Почему же так невкусно получилось» - мрачно размышлял кот.

    Вопросы:

    Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

    Когда вы читали текст, какая вам буква чаще встречалась К или Г?

    Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

      Кто жил во дворе?

      Что сообщил друзьям кот?

      Что принесли животные коту для компота?

      Понравилось ли друзьям угощение кота?

    А теперь перескажите содержание сказки.

      Итог занятия . Чему научились на занятии?