Кто автор зреет рожь над жаркой нивой. «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. Фет. Это утро, радость эта…

Стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец “чистого искусства” он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ “Зреет рожь над жаркой нивой” по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.

Краткий анализ

История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.

Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.

Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая ее с разных сторон.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Эпитеты “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око” .

Олицетворения “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око” .

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

Тема

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.

Жанр

Это классическая пейзажная лирика – одно из трех направлений в поэзии, которое признавалось достойным “чистого искусства”.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

  • Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око” .
  • Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око” .

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зреет рожь над жаркой нивой"

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы - живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины - поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца - все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига - закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Сегодня с внуком пытались заучить наизусть стихи Афанасия Фета... По учебнику «Литературное чтение» .3 кл. Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Изд. Просвещение, 2013.

«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.»

Слова: нива, очи, жатва, минул, - по-видимому, маленькому читателю Незнайки и Денискиных рассказов должны быть известны...

Меня поставили в тупик и многие другие выражения в этом стихотворении.

«День объятия раскинул.»
Ведь обычно «объятья раскрывают, широко раскинув руки». Нельзя «объятья» раскинуть.

«Над безбрежной жатвой хлеба» .
«Жатва» - процесс уборки хлеба. Как уборка хлеба может быть безбрежной? И как это можно «над процессом уборки» находиться?

«Меж заката и востока»
По старому анекдоту: « От забора и до обеда (рыть канаву)». Путаница обстоятельств места и времени. Здесь дальше идет слово «миг». То есть, явно про время говорится. Значит должно быть: «от заката до восхода». А еще, если очень хочется использовать слово "между", то «между западом и востоком» (существительные должны стоять не в родительном, как у автора, а в творительном падеже).

«Огнедышащее око».
Глаз, который дышит огнем, круто! Конечно, Поэзия!!!

Полезла в Интернет. Пришлось долго бедному школьнику потом объяснять полное содержание произведения. Получилось по смыслу, как бы подстрочный перевод:

«Зреет рожь над жарким полем,
И от поля и до поля
Гонит переменчивый ветер
Переливающиеся волны золотистой травы.

Робко месяц смотрит в глаза,
Очень удивлен, что день не кончился,
А наоборот, день ещё и часть ночи
Себе забрал...

Над безбрежным полем хлеба
От заката до восхода
Лишь на миг скрывает небо
Ослепляющее око
Обжигающего Солнца.

А еще, чисто филологические термины типа "фразеологизм ", "омоним " , "орфограмма" как-то заменить в начальных классах на уроках русского языка? Мы без древнегреческого обойтись не можем? Или это диверсия такая? Отбить охоту к родному языку.

Да, выучить стихи за 4 часа не удалось. Грустно. Но близко к смыслу, при случае, расскажем.

Рецензии

Очень-очень грустно. Программу по литературе давно пора менять. Я бы включила в прогамму произведения современных авторов, а классику оставила бы для академиков. Но нас, учителей-практиков никто не слушает. Кроме того, не совсем классики эти самые классики. У одного Льва Толстого сколько грамматических ошибок, которых мы детям не прощаем.

Может, какой-нибудь учебник советский модернизировать? А наших авторов современных я, кроме Бориса Алмазова для начальной школы, и не знаю.

Ребятишки если читают, то Гарри Поттера.

Но на проза.ру, может вместе подумать? Детишкам наши русские книги надо сделать.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сегодня с внуком пытались заучить наизусть стихи Афанасия Фета... По учебнику «Литературное чтение» .3 кл. Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Изд. Просвещение, 2013.

«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.»

Слова: нива, очи, жатва, минул, - по-видимому, маленькому читателю Незнайки и Денискиных рассказов должны быть известны...

Меня поставили в тупик и многие другие выражения в этом стихотворении.

«День объятия раскинул.»
Ведь обычно «объятья раскрывают, широко раскинув руки». Нельзя «объятья» раскинуть.

«Над безбрежной жатвой хлеба» .
«Жатва» - процесс уборки хлеба. Как уборка хлеба может быть безбрежной? И как это можно «над процессом уборки» находиться?

«Меж заката и востока»
По старому анекдоту: « От забора и до обеда (рыть канаву)». Путаница обстоятельств места и времени. Здесь дальше идет слово «миг». То есть, явно про время говорится. Значит должно быть: «от заката до восхода». А еще, между чем и чем? Значит, « закатом и восходом».

«Огнедышащее око».
Глаз, который дышит огнем, круто! Конечно, Поэзия!!!

Полезла в Интернет. Пришлось долго бедному школьнику потом объяснять полное содержание произведения. Получилось по смыслу, как бы подстрочный перевод:

«Зреет рожь над жарким полем,
И от поля и до поля
Гонит переменчивый ветер
Переливающиеся волны золотистой травы.

Робко месяц смотрит в глаза,
Очень удивлен, что день не кончился,
А наоборот, день ещё и часть ночи
Себе забрал...

Над безбрежным полем хлеба
Меж закатом и восходом
Лишь на миг скрывает небо
Ослепляющее око
Обжигающего Солнца.

Рецензии

Татьяна, я встречаю такое произведение впервые.
Немного завидую Вашему внуку и передайте ему,
что у него замечательная бабушка (везение на 100%).
Уверяю Вас, что в 4 классе будет круче, будут
стихи (в учебниках!), которые даже я не понимаю,
хотя написано классиками.
Видно, раньше было другое восприятие мира
и мы это сейчас вспоминаем, пытаемся догнать
нашу культуру и менталитет. Шутка ли - с 1917
по 90-е годы 20-го века мы были вычеркнуты
из процесса исторического развития - того,
который шёл сам, своим ходом.
Детям сейчас особенно сложно - программа искусственно сделана трудной.

Но - Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить...

Домашний разговор:
- Мама, я людь?
- Нет, сынок, ты - человек.
- Мама, значит, мы - человеки?
- Нет, сынок, мы - люди!!!

Думаю, что так и становятся дети по-настоящему русскими.

А насчёт дорогого и любимого Фета все Ваши рассуждения
правильны - присоединяюсь)

Спасибо, Татьяна, за Ваш прекрасный добрый юмор...

Для успокоения внука прочитайте ему стихотворение
И.Бунина. "И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной..."
(там два четверостишия - быстро запомнится)

С праздником Татьян,
Олег)

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.