Кто и когда придумал азбуку. От А до Я! Или кто придумал русский алфавит? Становление русского алфавита

Появление алфавитов было истинным прорывом по сравнению с иными видами письменности. Пиктографическое письмо, построенное на изображениях конкретных объектов, слишком сложно, не всегда понятно и не может передавать ни грамматических правил, ни структуры текста. Не меньшей сложностью отличается и идеографическое письмо, где знаки обозначают понятия. Например, у количество иероглифов исчислялось тысячами! Неудивительно, что писец был уважаемым человеком в Древнем Египте.

Звуков в любом языке намного меньше, чем слов, понятий и даже слогов. Придумав знаки, обозначающие отдельные звуки, можно было создать систему письма, которая точно фиксировала бы речь и в то же время была бы довольно проста для освоения. Письменность до известной степени переставала быть «привилегией избранных» и превращалась в удобный «рабочий инструмент».

Возникновение алфавитов

Первый прообраз алфавита появился в Древнем Египте. Система иероглифов не позволяла обозначать изменения слов, а также иностранные слова. Для этого около 2700 г. до н.э. выработали набор иероглифов, обозначающих согласные звуки, их было 22. Впрочем, полноценным алфавитом это нельзя было назвать, он занимал подчиненное положение.

Первым настоящим алфавитом стал семитский. Его выработали на основе древнеегипетской письменности семиты, живущие в этой стране, и принесли в Ханаан – на запад Плодородного полумесяца. Здесь семитский алфавит был перенят финикийцами.

Финикия располагалась на пересечении торговых путей, что и поспособствовало распространению финикийского алфавита в Средиземноморье. Его «потомками» стали арамейский и греческий алфавиты.

Арамейский алфавит породил современный еврейский, арабский и индийские алфавиты. Потомками греческого алфавита являются латинский, славянский, армянский и некоторые другие алфавиты, не употребляющиеся ныне.

Виды алфавитов

Алфавиты подразделяются на консонантные, консонантно-вокалические и слоговые. Последние, в которых знаки обозначают не звуки, а слоги, относят к алфавитам с большой долей условности, они занимают промежуточное положение между идеографическим письмом и собственно алфавитами. Такой была шумерская клинопись, письменность майя. В настоящее время черты слогового письма имеет логографическое китайское письмо.

В консонантных алфавитах существуют знаки только для обозначения согласных звуков, а гласные приходится «додумывать» читателю. Современники справлялись с этим без особых проблем, а вот современным ученым, расшифровывающим древние письмена, бывает нелегко. Таким был, например, финикийский алфавит и многие другие системы Древнего мира.

В консонантно-вокалических алфавитах имеются знаки для обозначения и согласных, и гласных звуков. Первым алфавитом такого рода стал греческий, являются таковыми и его потомки – латинский и славянский.

Количество знаков различается от алфавита к алфавиту. На сегодняшний день «рекордсменами» являются алфавит кхмерского языка (основного языка Камбоджи) и алфавит языка ротокас, на котором говорят на одном из островов в Папуа Новой Гвинее. Кхмерский алфавит содержит 72 знака, а алфавит ротокас – всего 12.

У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Но мало кто знает, что он еще изучает символы. И, занимаясь этим, наш волгоградский «профессор Роберт Лэнгдон», совсем как в нашумевшем романе Дэна Брауна вышел на детективный след и удивительное открытие. О своей версии появления и утраты первого алфавита на Земле волгоградский ученый 22 октября рассказал в записи программы к дням славянской письменности на всероссийском телеканале «Культура».

Кто придумал славянскую азбуку?

Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.

Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — говорит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.

Глаголицу уничтожили намеренно?

Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов. Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.

В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.

Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект. Последние находки археологов говорят в пользу этой версии. Так, найдены таблички со славянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.

«Глаголицу создал гений»

Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев. В нем буква А, как нам говорили, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз.

А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги? Это предки славян, праславянские племена. Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и рыжими волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.

В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко. Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со славянами и позаимствовали у них азбуку. Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит?

Вот говорят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более рациональная кириллица». Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а человека. Потому и называется «Аз» — Я. Человек для себя — точка отсчета. И все значения букв в глаголице — сквозь призму человеческого восприятия. Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма! Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку. Я поражен художественной цельностью этого алфавита. Думаю, неизвестный автор глаголицы был гением! Ни в одной другой азбуке мира нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!

Глаголица и нумерология

Каждый знак в глаголице имеет сакральное значение и обозначает определенное число.

Знак «Аз» — человек, число 1.

Знак «Ведаю» — число 2, знак похож на глаза и нос: «Вижу, значит — ведаю».

Знак «Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира.

Знак «Зело» — число 8, реальность чуда и чего-то сверхъестественного: «слишком», «очень» или «зело».

Представьте себе, что вы - первобытный человек, придумавший эффективный способ охоты на мамонта или добывания огня. Вы хотите рассказать об этом своим соплеменникам, детям, внукам и правнукам, но есть одна проблема – вы не умеете писать.

Можно взять из потухшего костра уголек или процарапать острым камнем на стене пещеры линию, или передать сообщение с помощью узелков, ракушек, специальных дощечек. Иными словами, нужно изобрести такую систему знаков, которую могут повторить другие люди, для того, чтобы делиться информацией, то есть придумать письменность.

Самый наглядный способ это сделать – изобразить фигурки на стене пещеры или листе бумаги.

Ребенок рисует солнышко, домик, дерево, папу и маму – и вот перед нами появляется современный образец рисуночного письма, который использовали первобытные люди, скифы или американские индейцы XIX века. Рисуночное письмо очень удобно – не нужно знать иностранных языков, чтобы понять картинку. Если на стене пещеры изобразить трех человек с копьями и мамонта, то мы легко догадаемся, что эти люди охотятся.

Мы пользуемся пиктограммами и в наши дни. Это, например, дорожные знаки – вилка и ложка означает, что поблизости есть столовая, кровать с изображением креста говорит, что рядом находится больница. С помощью пиктограмм оформляются вывески кафе и магазинов, а также компьютерные программы. Человек в незнакомом городе или в чужой стране может легко найти ресторан или другое нужное место.

На первый взгляд, письмо рисунками – самое лучшее, но это не так.

Для начала представим себе человека, которому надо быстро передать приказ о начале войны. Он может нарисовать человечков с палками, но дальше ему придется показывать направление движения, цель похода. Хорошо, если в округе только одно враждебное племя или город, а если их несколько? В битве все решают секунды, а изображать картину дольше, чем отдать приказ: «В атаку». Кроме того, подчиненный может неправильно истолковать нарисованный приказ, и тогда случится беда.

В истории было немало случаев, когда неправильное толкование символов и знаков приводило к трагедии. Древнегреческий историк Геродот рассказывает о необычном подарке, который скифы передали персидскому царю Дарию - птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Сперва Дарий решил, что скифы сдаются и отдают персам во владение небо (птица), землю (мышь), лягушку (воду) и свое войско (стрелы). Но один из подчиненных царя истолковал это письмо совершенно иначе: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса или не скроетесь в землю, как мыши, или, как лягушки, не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и все погибнете от наших стрел». После этого Дарий был вынужден покинуть территорию скифов.

Еще одной проблемой рисуночного письма будет обилие значков и невозможность нарисовать многие отвлеченные понятия. Например, что означает изображение человеческого глаза? Понятие «внимание» или глагол «видеть»? А если из глаза вытекает слеза, то это печаль, скорбь, расставание или болезнь? Если нарисован закрытый глаз – это слепота, смерть, развод, ссора («я не хочу тебя видеть»)? А как с помощью рисунка изобразить пустоту, темноту или счастье? Кроме того, люди рисуют по-разному, иногда невозможно понять, что изображено, а это означает, что к такому письму нужен толкователь.

Решить эту проблему попытались древние египтяне. Их иероглифы (священные знаки) представляют собой сочетание пиктограмм, которые могли обозначать понятие, звук или просто служить определителем, помогающим читателю понять, что подразумевают эти значки в данном конкретном случае. Все это скорее напоминало известную игру в шарады, когда одно слово объясняется с помощью похожих. (Например, слово водоворот можно загадать с помощью изображения стакана воды и воротника). Это не слишком удобно, и некоторые народы попытались привязывать письменность не к изображениям предметов, а к частям слова – слогам или буквам.

Если в языке существует небольшое число слогов, построенных в определенном порядке (например, каждый слог состоит из двух звуков, где согласный предшествует гласной), то знаки могут обозначать слоги. По этому пути пошли японцы, но для нас такой путь невозможен. В русском языке существуют длинные односложные слова с большим сочетанием согласных («всплеск»). Придумывать отдельный знак для этого слова – значит, увеличивать их число до бесконечности. Ученые, кстати, насчитывают в современном русском языке больше 400 тысяч слов.

Выход несколько тысяч лет назад нашли финикийцы, создавшие первый алфавит, то есть такую систему знаков, где буква соотносится с отдельным звуком. В некоторых языках записываются лишь согласные, в других (например, в греческом, латинском или русском) знаками можно передать и гласные, и согласные звуки.

Это было революционное открытие. Теперь человеку для выражения мыслей не нужно было учить тысячи пиктограмм или сотни значков для обозначения слогов. Достаточно научиться использовать несколько десятков символов. Казалось, найден идеальный способ передачи информации, буквы можно писать быстро и на любой поверхности – от новгородских берестяных грамот и греческих папирусов и пергаментов до экранов компьютеров.

Но все оказалось не так просто.

Если мы посмотрим на древнерусские тексты, то обнаружим, что каждая рукопись написана по-своему. В житии Феодосия Печерского его автор Нестор называет святого то «Феодосием», то «Федосом». Такие разночтения – это не свидетельство неграмотности древнерусского агиографа, а свидетельство формирования традиции. Иногда особенности написания того или иного слова могут подсказать историку или филологу место, где был составлен манускрипт. Если в рукописи часто встречаются слова типа «пещера», «млеко», «Владимир», «езеро», «свеща», то она, скорее всего, появилась на свет у южных славян. Древнерусскими вариантами этих слов будут: молоко, Володимир, озеро и свеча. А следы восточнославянского названия пещер теперь можно найти в названиях патериков: Киево-Печерский или Псково-Печерский. Если же мы посмотрим на тексты протопопа Аввакума, то они напомнят нам детские записки. Когда ребенок учится писать, он часто пишет слова по фонетическому принципу: «как слышится, так и пишется». А еще в Древней Руси слова писалибезпробеловизнаковпрепинания.

Так что письменность на основе алфавита не только удобна, но и достаточно сложна для изучения, как и любая другая.

Но у букв есть еще одно несомненное преимущество, которое в полной мере можно оценить только сейчас. Мы берем в руки сотовый телефон, и с помощью восьми кнопок можем набрать любое слово. Мы понимаем друг друга, даже если не умеем рисовать. Мы пишем смски со словами любви, и человек в другом городе или стране получает их, улыбается, и наша жизнь становится прекраснее. Все это стало возможным благодаря тому, что много тысяч лет назад человек захотел рассказать потомкам о том, как охотиться на мамонта, а чуть больше тысячи лет назад святые Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, которой с небольшими изменениями мы пользуемся до сих пор.

Известны каждому носителю славянской культуры как создатели азбуки. Безусловно, у истоков славянской книжности стоят именно они, но только ли им мы обязаны алфавитом, которым пользуемся до сих пор?

Создание славянской письменности было вызвано необходимостью христианской проповеди среди славян. В 862 – 863 гг. князь Моравии (одного из крупных на тот момент славянских государств) Ростислав направил посольство в Византию с просьбой прислать миссионеров для ведения богослужения на славянском языке. Выбор императора Михаила III и патриарха Фотия пал на известного апологета восточного христианства Константина (принявшего впоследствии при монашеском постриге имя Кирилл) и его брата Мефодия.

Около трех лет они проработали в Моравии: переводили с греческого языка Библию и богослужебные тексты, готовили книжников из числа славян, затем отправились в Рим. В Риме братья и их ученики были торжественно встречены, им было позволено служить Литургию по-славянски. Константину-Кириллу было суждено умереть в Риме (в 869 году), Мефодий вернулся в Моравию, где продолжал заниматься переводами.

Чтобы в полной мере оценить подвиг «учителей словенских», нужно представить себе, что значило перевести на не имевший письменности язык Священное Писание и богослужебные книги. Для этого достаточно припомнить, на какие темы и каким образом мы общаемся в быту, и сравнить это с содержанием библейского текста, текста службы. В быту нечасто заходит речь о сложных культурных, философских, этических, религиозных понятиях.

Разговорный язык сам по себе не в состоянии выработать средства выражения столь сложных смыслов. Сегодня, рассуждая на отвлеченные темы, мы пользуемся тем, что веками создавалась в философской, религиозной, литературной традиции, т.е. традиции сугубо книжной. Славянский язык IX века этим богатством не обладал.

Бесписьменный язык славян IX века практически не имел средств выражения абстрактных понятий, а тем более понятий богословских, мало были в нем разработаны сложные грамматические, синтаксические структуры. Чтобы сделать богослужение понятным для славян, язык нуждался в тончайшей обработке. Необходимо было или найти в самом славянском языке, или ненавязчиво привнести из другого (этим языком стал греческий) все необходимое для того, чтоб этот язык стал способным донести до людей Евангелие, открыть красоту и смысл православной службы. Славянские учители виртуозно справились с этой задачей.

Переведя Библию и богослужебные тексты на славянский язык, открыв славянам Евангелие, Кирилл и Мефодий вместе с тем подарили славянам, книжную, языковую, литературную, богословскую культуру. Они дали языку славян право и возможность стать языком общения человека с Богом, языком Церкви, а затем и языком великой культуры, литературы. Значение подвига братьев для всего православного славянского мира поистине невозможно переоценить. Но стоит помнить и о деятельности учеников Кирилла и Мефодия, без которых миссия Первоучителей не могла бы быть завершена, но которые, к сожалению, остаются в тени своих великих учителей.

Миссия Кирилла и Мефодия встретила сопротивление. Мефодию пришлось пережить около двух лет заточения в тюрьме, а после его смерти противники восточного христианства изгнали учеников Кирилла и Мефодия из Моравии. Славянские книги начали сжигаться, служба на славянском языке была запрещена. Часть изгнанных учеников отправилась на территорию нынешней Хорватии, а часть – в Болгарию.

Среди отправившихся в Болгарию был один из выдающихся учеников Мефодия Климент Охридский. Именно он, по мнению большинства современных ученых, был создателем алфавита, которым мы (пусть с незначительными изменениями) пользуемся по сей день.

Дело в том, что славянских азбук известно две: глаголица и кириллица. Глаголические буквы очень сложны, вычурны, мало похожи на буквы какого-либо другого алфавита. Судя по всему, автор глаголицы использовал элементы различных систем письма, в том числе и восточных, а некоторые символы изобрел сам. Человеком, способным проделать такую сложную филологическую работу был Константин-Кирилл.

Кириллица создана на основе греческого письма, при этом ее создатель немало потрудился над тем, чтобы приспособить греческое письмо под славянскую фонетическую систему. На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей, территории распространения, палеографических характеристик, исследователи пришли к выводу, что глаголица создана раньше кириллицы, глаголицу, по-видимому, создал Кирилл, а кириллицу – талантливейший ученик Мефодия Климент Охридский.

Климент (ок. 840 – 916), бежавший от преследований из Моравии, был направлен болгарским царем Борисом на проповедь в Охрид. Здесь им была создана крупнейшая школа славянской письменности, один из важнейших центров славянской культуры. Здесь велись переводы, составлялись оригинальные славянские произведения духовного содержания (песни, гимны, жития). Климент Охридский по праву может быть назван одним из первых славянских писателей. Необычайно обширной была и работа Климента по обучению взрослых и детей грамоте: по самым скромным подсчетам, он приобщил к славянской письменности около 3500 человек. В 893 году Климент был назначен епископом Дремвицы и Велицы. Он стал одним из первых славянских церковных иерархов, первым болгарским иерархом, служащим, проповедующим и пишущим на славянском языке. По мнению большинства современных ученых, именно он создал азбуку, которой православные славянские народы пользуются до сих пор.

Климент Охридский прославлен в лике святых равноапостольных. Память его совершается 27 июля (Собор Болгарских просветителей) и 25 ноября.

Позже финикийцы придумали буквы. Каждая - один звук. Но они записывали только согласные. Например, «Купил 8 горшков масла» записывали так: «Кпл 8 гршкв мсл». Греки познакомились с письмом финикийцев и добавили в него новые буквы – для обозначения гласных. Так появился первый в мире настоящий алфавит.

Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. Славянский алфавит придумал Кирилл. Все началось с того, что братья были посланы византийским императором в Моравию – научить местных славян богослужению на славянском языке. Конечно, им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы записать переводы священных книг. Константин (он же Кирилл) составил славянский алфавит на основе греческого. Некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам.

Азбука, составленная им, носит название глаголицы. Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку назвали кириллицей – в честь Кирилла. От нее и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

У древних финикийцев первая буква в алфавите – «алеф», а вторая буква называлась «бет». Становится понятно, что стройный порядок букв называется алфавитом по имени его первых букв. Само это слово, как и буквы, претерпело немало изменений за время своих длительных путешествий.

На Руси появилось свое слово для обозначения этого понятия, второе имя: азбука.

Само название - «Азбука» произошло от древних названий славянских букв АЗ – А и БУКИ – Б.

В азбуке по соседству с буквой А нарисован арбуз, с Б – барабан, с Я – яблоко. А придумали сочетать буквы и картинки вовсе не составители нашей современной азбуки. Вспомните пещерных людей. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наши самые обыкновенные русские буквы – это тоже картинки, вернее, несколько видоизмененные рисунки разных предметов. Кто поверит, что буква А – это претерпевший много изменений рисунок головы быка, Г – угол, Е – вскинувший вверх обе руки человек, М – морская волна, О – человеческий глаз, Т – крестик.

Старая азбука была церковнославянская, в ней каждая буква была обозначена словом. Например, А - Аз, Б - Буки, В - Веди, Г - Глаголь, Д - Добро, Е - Есть. В переводе на русский язык это значит: «Я буквы знаю, говори добро есть». Делалось это для того, чтобы детям было легче запомнить буквы.

Свою первую азбуку я нарисовал сам, ну конечно мне помогали взрослые. Чтобы легко и быстро запомнить буквы я их украшал, наряжал, представлял в каком то образе. Про каждую букву я придумал рассказ или стишок. Это было очень увлекательное занятие, а главное я легко запомнил буквы, научился и полюбил читать.