Марина новикова верлибр изыскания дилетанта. Это гордое слово верлибр

Тема верлибра даже сегодня остаётся малоизученной в русской филологии. Дискуссии, касающиеся этой необычной формы стихосложения, практически не стихают. Свободных стих, как ещё называют верлибр, до сих пор не имеет чёткого определения. И это несмотря на то, что он имеет более чем вековую историю и тот факт, что к этой форме обращались практически все известные поэты прошлого столетия! Предлагаем поговорить о том, что это - верлибр, как появилась эта форма, какие изменения претерпела. Кроме того, мы дадим несколько советов о том, как написать такое стихотворение.

Определение

Для того чтобы понять значение существительного «верлибр», нужно обратиться к словарю. Слово это пришло в русский язык из французского, vers libre можно перевести как «свободное стихотворение». Если заглянуть в "Словарь культуры XX века", составленный В. Рудневым, можно узнать, что такое верлибр - так называется форма метрической композиции.

История появления

Следует отметить, что такая стихотворная форма, как верлибр, могла появиться только в той стране, где система стихосложения достигла пика своего развития. В XIX веке такими государствами были Франция и Германия, а в начале XX - Англия и Россия.

Сам термин «верлибр» в европейской поэзии появился благодаря английскому поэту и писателю Ричарду Олдингтону и сторонникам литературного течения под названием «имажинизм». В 1914 году Олдингтон назвал этим словом творчество таких имажистов, как Ф. Флинт, Х. Дулитл, Т. Хьюм и Э. Паунд. Кроме того, Ричард отметил, что верлибр - это не просто стихотворение без чёткой рифмы. Он назвал этот вид сложения стихов наивысшей формой поэзии. Верлибр, утверждал Олдингтон, позволяет автору передать словами все свои чувства.

Однако следует отметить, что очень похожие на верлибр произведения были написаны куда раньше. Например, «Слово о полку Игореве» - достойный пример верлибра. Да и другие древние русские былины были изложены именно в этой форме. Широко представлен свободный стих даже в молитвословной литературе русского народа и Библии! Именно библейские заповеди можно назвать классикой свободного стиха. Ещё один пример верлибра - сборник псалмов, переведенных с иврита А. Сумароковым, опубликованный в 1747 году.

Популярность в западной поэзии

Благодаря французским символистам и немецким предромантикам, верлибр в XX веке стал главным методом сложения стихов в западной поэзии. Он практически вытеснил привычный силлабо-тонический стих. Объяснить такую популярность этой формы просто: дело в том, что европейские языки можно отнести к аналитическим языкам. Главное их отличие от языков синтетических заключается в бедности флексий (окончаний, суффиксов). Проще говоря, рифмовать на аналитических языках гораздо сложнее.

Ещё одним фактором, который привёл к переходу от рифмованных стихов к верлибру, можно назвать социальные причины. Так, основоположник верлибра Уолт Уитмен, утверждал: для своих идей - зачастую революционных и нестандартных - ему нужна и революционная форма стихосложения. Свободный стих подходит для этого как нельзя лучше - он избавлен от излишней вычурности и нарочитой красивости, не следует суровым поэтическим правилам, а потому дарит поэту новые возможности!

Верлибр в России

Конечно, такая форма метрической композиции, как верлибр, имеет очень глубокие корни в русской поэзии. Но следует отличать стихи того времени от современного верлибра. Главное их отличие заключается в том, что современный стих появился на базе развитой стихотворной системы, в то время как фольклорный стих (называемый некоторыми исследователями «предверлибром») возник до формирования канонов и традиций стихосложения.

Изначально этот тип стихосложения был просто подражанием поэтов-переводчиков западным коллегам. В XIX веке такие стихи писали Тургенев и Фет. Подражанием принято считать и стихи Бальмонта и Брюсова. Первыми «чистыми» современными верлибрами можно считать стихи поэтов Серебряного века - Сологуба и Гиппиус, Цветаевой и Блока... Почти все поэты XX века использовали эту уникальную форму стихосложения.

Однако период расцвета верлибра был недолог: в 30-х годах прошлого столетия его окрестили «результатом разложения загнивающего искусства буржуазии», верлибристов перестали печатать.

Верлибр: поэзия оттепели

Вернулась стихотворная форма в 50-х годах. В период оттепели верлибры вновь начали печатать. Экспериментировали с ним многие молодые авторы - Б. Окуджава, А. Галич и другие, но самым удивительным было внимание к свободному стихотворению таких мэтров, как А. Вознесенский, К. Симонов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. Однако повальная мода на верлибр в русской литературе началась в 1980-90-х. Стихи без рифмы появились на страницах газет и журналов, в альманахах и поэтических сборниках. Один из самых известных сборников стихов этого типа вышел в 1991 году. Составителем «Антологии русского верлибра» был Карен Джангиров, маэстро свободного стихосложения. Он собрал под одной обложкой литературные эксперименты современных поэтов России.

Литературный раскол

Ещё один интересный факт о верлибре: в середине прошлого века в литературном мире произошёл самый настоящий раскол! Поэты разделились на два противоборствующих лагеря. Одни были сторонниками этого типа стихосложения, другие - противниками. Но в конце концов даже приверженцы традиционных форм обратились к верлибру, чтобы донести до читателей свои идеи.

Особенности верлибра

Можно сказать, что верлибр - это стихотворение, которое неподвластно канонам литературы. Для него характерны частичное или полное отсутствие рифмы, изотонии, строфики и метра. Кроме того, здесь не действует принцип равенства строк. Но при этом свободный стих имеет следующие признаки стихотворения:

  • фразы делятся на строки;
  • каждая строка начинается с заглавной буквы.

Но далеко не все верлибры пишутся без ритма и рифмы. Нередко поэты-верлибристы используют принцип созвучия.

Виды верлибра

Принято различать несколько видов этой стихотворной формы. Предлагаем познакомиться с ними.

  1. Белый стих. Он может быть как нерифмованным, так и рифмованным лишь частично. У такого стихотворения всегда имеется чёткий размер, который очень легко определить.
  2. Ударный (акцентный) стих. В отличие от белого, этот вид верлибра не имеет ритма, который можно было бы проследить. Однако количество ударных слогов в каждой строчке акцентного стиха всегда фиксировано.
  3. Вольный стих. Второе его название - басенный стих. Именно им написаны практически все басни Крылова. Вольный стих может быть как нерифмованным, так и рифмованным. Ещё один вариант - строение стиха на созвучиях. Главное условие, которое должен выполнять поэт, - непостоянство ритма.

Исследования Юрия Орлицкого

Один из исследователей этой нестандартной формы стихосложения - Юрий Орлицкий - предлагает и дополнительное разделение верлибра. Например, на западный и восточный. В своих работах он пишет: западный верлибр отличается большим объёмом, индуктивностью и эпичностью; восточный же крайне лаконичен, стремится к минимализму. Ещё, говорит исследователь, можно разделить верлибры на «чистые» и «метрические».

Есть и ещё одна теория, которая предлагает разделить стихи-верлибры на усложнённые и упрощённые. Первые характеризуются использованием различных приёмов и фигур: внутренних рифм, анаграмматических кодов, лексического параллелизма. Упрощённые являются простыми разбитыми на строки художественными зарисовками, которые не содержат поэтических приёмов.

Преимущества верлибра

Сегодня литературные критики в один голос утверждают - писать поэтичные и одновременно содержательные верлибры могут только поэты, наделённые исключительным даром и виртуозно владеющие языком. Конечно, работа над верлибром сложна, но в то же время писать стихи без ритма и рифмы куда интереснее. Необходимость рифмовать строки отпадает, не нужно соблюдать размер строф. Благодаря тому, что верлибр - это полный отказ от поэтических условностей, автор может создать удивительное поэтическое полотно, полное переживаний, чувств и смыслов.

Мифы

Вокруг этой формы сложения стихов существует немало мифов. Вот основные заблуждения:

  1. Верлибр является поэтической прозой или вообще прозаическим текстом, записанным в столбик. Так считают люди, знакомые со школьной программой литературы. На самом деле поэзия - это нечто большее, чем просто ритм и созвучия. Это особый взгляд на окружающий мир, умение передавать эмоции и чувства. Поэтому качественный верлибр - это поэзия в чистом виде.
  2. Нередко знак равенства ставят между верлибром и белым стихом. Это неверно: белый стих считается лишь одной из трёх разновидностей верлибра.
  3. Написать верлибр может даже человек, далёкий от поэзии, ведь ему не придётся соблюдать определённые нормы. Это в корне неверное убеждение. На самом деле сотворить поэтический шедевр может далеко не каждый. Давно известно: порой красота силлабо-тонического стихотворения, его выверенные рифмы и музыкальность позволяют скрыть недостаток смысла. Лишённый «украшений» верлибр - это точные мысли, голые метафоры.
  4. Ещё один миф говорит - верлибр не является стихотворением. Но стих без рифмы имеет те же особенности, что и привычные читателям стихотворения: он делится на строки, каждая строка начинается с заглавной буквы. Кстати, литературные критики говорят, что главное достоинство верлибра - его повествовательность и доверительность. И рекомендуют читать такие стихи в одиночестве.

Верлибр: примеры стихов

Великолепные верлибры вышли из-под пера Марины Ивановны Цветаевой. Отдельно стоит отметить цикл 1916 года «Голуби реют серебряные». Но самый известный верлибр поэтессы - чувственный, беззащитный и нежный стих «Я бы хотела жить с вами»:

И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили.

Не менее ёмкие верлибры писал и Владимир Петрович Бурич - теоретик и пропагандист этой стихотворной формы:

Человечество

непотопляемое судно

Пять миллиардов

Королева русской поэзии Анна Ахматова также обращалась к форме верлибра. Именно верлибром написана глава из её тяжёлой поэмы «Реквием». Стихи, лишённые рифмы и изысков, смогли максимально точно передать те страшные события.

Чтобы познакомиться с поэтами-верлибристами, стоит прочесть «Антологию русского верлибра», заново перечитать сборники стихотворений Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой, Александра Блока и других поэтов Серебряного века.

Как написать верлибр?

Литературоведы шутят - верлибрист похож на сапёра: он просто не имеет права на ошибку. Так как же написать хороший свободный стих?

  1. Первое правило - минимализм. Верлибр должен быть лаконичным, коротким. При этом важно, чтобы он нёс в себе смысловую нагрузку.
  2. Человек, решивший написать верлибр, должен в совершенстве владеть наукой рифмования стихов. Без знания азов поэзии не стоит браться за свободный стих.
  3. Главный секрет хорошего верлибра - его филигранность, тонкость и смысл. Стихотворение может быть остроумным, построенным на игре слов, может даже напоминать афоризм. Но ни в коем случае нельзя создавать описательные верлибры - для этого японцы придумали хокку!

Перебрав все возможные виды метрической организации текста, мы незаметно приблизились к проблеме, которую вкратце можно обозначить так. Является ли метрика неотъемлемой составляющей стихов? Возможны ли «неметрические» стихи? И чем, собственно, стихи отличаются от прозы?

Двигаясь от силлабо-тоники к акцентному стиху, мы видели, как во все большей мере расшатывается метрическая структура, как постепенно ослабевает ее роль в общей архитектуре стиха, и как все большее значение («скрепляющего состава») приобретает рифма. Но что же случится, если метрическая структура исчезнет окончательно, и вместе с ней пропадет рифма?

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Все это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух `Макбета`.

Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески. (Блок, 1908)

Это стихотворение Блока не имеет рифмы и не обладает метрической организацией. Если его записать без разбивки на строчки, мы будем воспринимать его, как прозу:

Она пришла с мороза, раскрасневшаяся, наполнила комнату ароматом воздуха и духов, звонким голосом и совсем неуважительной к занятиям болтовней. Она немедленно уронила на пол толстый том художественного журнала, и сейчас же стало казаться, что в моей большой комнате очень мало места. Все это было немножко досадно и довольно нелепо. Впрочем, она захотела, чтобы я читал ей вслух `Макбета`. Едва дойдя до пузырей земли, о которых я не могу говорить без волнения, я заметил, что она тоже волнуется и внимательно смотрит в окно. Оказалось, что большой пестрый кот с трудом лепится по краю крыши, подстерегая целующихся голубей. Я рассердился больше всего на то, что целовались не мы, а голуби, и что прошли времена Паоло и Франчески.

И что же получается? Оказывается, деление на строчки имеет определяющее значение – текст, разбитый на эти строчки (собственно, называемые «стихами»), является стихотворным (вряд ли кто-то станет утверждать, что приведенный текст Блока – не стихи), текст же, записанный абзацами, становится прозаическим, и начинает так восприниматься, даже, если в нем есть рифма и метр…

Именно такой смысл вкладывают в понятие стиха специалисты. Вот что пишет по этому поводу М.Л.Гаспаров: «Слово «стих» по-гречески значит «ряд», его латинский синоним «versus» (отсюда «версификация») значит «поворот», возвращение к началу ряда, а «проза» по-латыни значит речь, «которая ведется прямо вперед», без всяких поворотов. Таким образом, стихи – это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие «ряды», отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку».

Теперь вернемся к стихотворению Блока, и определим, как же называется эта стихотворная форма? Верлибр – это слово, вынесенное в заглавие, является русской калькой с французского vers libre, что означает «свободный стих». Стих, свободный от рифмы, метрической структуры, свободный от правил:

Нечто, стирающее границу
Между стихами и прозой.
Диспропорция побеждает симметрию,
Раскованность заменяет гармонию,
Музыка слышится между строк,
Неровных и нервных, -
Сердечная аритмия века. (Хелемский, 1970)

Приведенное стихотворное «определение» верлибра Якова Хелемского вызывает у меня двойственное чувство. С одной стороны, верлибр не обязательно дисгармоничен (вспомним Блока!), с другой же – здесь есть ключевые слова – «музыка», «аритмия».. Аритмия – это частный случай ритма. Стихотворный ритм отчетливо слышится в лучших образцах верлибра:

Во мгле потонули крыши;
Колокольни и шпили скрыты
В дымчато-красных утрах,
Где бродят сигнальные светы.

По длинной дуге виадука
Вдоль тусклых и мрачных улиц
Грохочет усталый поезд.
Вдали за домами в порте
Глухо трубит пароход.

По улицам душным и скучным,
По набережным, по мостам
Сквозь синий сумрак осенний
Проходят тени и тени -
Толпы живущих там.

Воздух дышит нефтью и серой,
Солнце встает раскаленным шаром,
Дух внезапно застигнут
Невозможным и странным.
Ревность к добру иль клубок преступлений, -
Что там мятется средь этих строений,
Там, где над крышами черных кварталов
Тянутся ввысь на последней мете
Башни пилонов, колонны порталов,
Жизнь уводящих к огромной мечте?

О, века и века над ним,
Что так славен прошлым своим, -
Пламенеющим городом, полным,
Как и в этот утренний час, призраков!
О, века и века над ним
С их огромной преступною жизнью,
Бьющей - о, сколько лет! -
В каждое зданье, в каждый камень -
Прибоем безумных желаний и гневов кровавых! (начало стихотворения Э.Верхарна «Душа города», в переводе М.Волошина, 1919)

Здесь – тяжелый и сумрачный ритм большого города, вечернее судорожное дыхание заводских труб, движущейся массы людей, дальнего грохота товарного состава – сложное симфоническое звучание (альты, виолончели, фагот… приглушенные звуки контрабаса и ударных). А вот еще пример:

Серая травка

Полынушка, полынушка,
тихая травка,
серая, как придорожная пыль!
К лицу подношу эту мягкую ветку,
дышу - не могу надышаться,
как невозможно наслушаться песней
о самом любимейшем на земле.

Кто ее выдумал?
Какому поэту, какому художнику
в голову мог бы прийти
этот ослепительный запах?

Сухая межа в васильковом уборе;
жаворонок,
трепещущий в синей, теплой струе,
полузакрывши глаза
и солнцу подставив серую грудку;
зноем приласканные дороги;
лодки медлительных перевозов,
затерянных в медоносных лугах;
и облака кучевые,
подобные душам снежных хребтов,
поднявшихся к небу -
все в этом запахе,
в горьком духе полыни.

Когда я умру,
положите со мною, вместо цветов,
несколько этих волшебных веток,
чтобы подольше, подольше чувствовал я
радость смиренномудрой земли
и солнечной жизни.
Не позабудьте! (Д.Андреев, 1950)

Легкое, нежное, воздушное звучание – арпеджио, либо фортепьянное, либо арфическое. И ритм, совершенно иной, но опять-таки неповторимый ритм стихов. Вот и весь секрет верлибра. Напишите без рифмы и метра – но напишите так, чтобы не было сомнения – сочинились стихи. Это и легко, и трудно, все равно, как летать без крыльев…

Из наиболее известных поэтов в XIX веке верлибром много писал У.Уитмен, на рубеже XIX – ХХ веков – Э.Верхарн, а в ХХ веке верлибр стал наиболее распространенной формой в мировой поэзии. Везде, кроме России… В русской поэзии верлибр до сих пор «не прижился», у нас нет собственных «классиков» верлибра (а если и есть – они мало кому еще известны), большинство русских поэтов тяготеет к стихам метрическим, желательно – рифмованным (белый стих используется сейчас сравнительно редко). Причина этого явления не вполне ясна, и могла бы составить тему целого исследования. Но это есть, и это надо принять как данность.

Приведу в заключение собственное стихотворение, написанное верлибром ():

Ты пела в холодном ангаре
авианосца,
стоявшего серой скалой
на пасмурном рейде
Скапа-Флоу.

Ты пела - и сотни глаз
следили за лёгким движением
тонких рук,
любуясь твоим открытым лицом,
цветком улыбки.

И каждый - девочкой милой
тебя узнавал,
кто доченькой, кто сестрёнкой,
поющей сквозь даль времён
нежную песню.

В те годы простой кочегар
и грубый докер
умели тебе внимать
не хуже, чем выпускник
Итона...

И тяжкий чугун их дум,
объятый жаром,
стекал, ручейками света
переполняя
золото их сердец...

Величие той эпохи
не в монументах,
не в гордой броне орденов,
а в той любви,
что смели чувствовать люди,

Кому оставалось жить
совсем немного,
кому на гроб не придут
ни доченька, ни сестрёнка,
ни даже мама,

Кому поминальную песню
поёт норд-вест,
когда наступает осень,
и моря седые косы
вьются по чёрным скалам
Норд-Капа...

Музыка – вот, как мне кажется, то, что становится «опорой», «движителем» верлибра – когда не стало ни метра, ни рифмы. Легко написать без них текст – но не стоит обольщаться этой легкостью, потому, что музыку услышать и передать – трудно.

На этом завершаю первую часть очерков по стихосложению, посвященную метрике.

Что такое ВЕРЛИБР?

Верлибр обычно определяют по таким признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Но для того, чтобы определиться точнее, в первую очередь надобно разделить такие понятия, которые часто валят в одну кучу: верлибр, белый стих, стихи в прозе, рубленная проза.

Считается почему-то, что достаточно прозаический миниатюрный текст оформить в виде отрывочных строк - и в результате вроде бы должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному. Вот такую "рубленную прозу" наиболее часто называют верлибром. Такой текст может быть достаточно мелодичным, но это НЕ верлибр, потому что в процессе разбиения не возникает стихотворная строка.
А верлибр - это всё же поэзия, хотя и безрифменная

Далее - безрифменные стихи в прозе - практически та же рубленная проза, только более лиричная, насыщенная напевными интонациями, присутствуют элементы ритмики, созвучия. Оформлены стихи в прозе так же без разбивки на строки, строфы - сплошной текст. Довольно красивый, но порядком устаревший поэтический приём. Современные поэты-любители (не будем употреблять слово "графоманы") часто используют стихи в прозе, чтобы скрыть огрехи - смысловые или технические, неумение работать с ритмом, рифмой. Хотя - и такое творчество имеет право на существование.

Следующая разновидность безрифменного стихосложения - белые стихи. В белых стихах обязан присутствовать размер и ритм, одинаковый в строках, как и положено в классическом стихосложении. Оформление текста в строфы. Единственное допущение - отсутствие рифмы. Это довольно простой приём в техническом исполнении, но - всё же поэзия, а значит "сублимированный смысл". Вся античная поэзия была оформлена в виде белого стиха, т.к. в то время ещё не сложилась традиция рифмованной поэзии. В настоящее время чаще всего белые стихи - стилизация под народный эпос, сознательное игнорирования рифмы.

Ну а теперь собственно о верлибре -

ВЕРЛИБР (франц. vers libre -- свободный стих) -- термин западной поэтики. Первоначально верлибром, или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов, метрические, но не равностопные.
Современный верлибр - если взять его с внешней, технической стороны, - это стихотворение, не подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей. Т.е. каждая строка может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок чередования мелодических (ударных) структур.
В строках верлибра произвольное количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений, повторение стоп; может не быть и рифмы, или рифмы встречаются периодически.

Но верлибр - это система стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой мер повтора. Обратите внимание: сменой, даже непредсказуемой, но ПОВТОРА мер! Не проза короткими строчками... части в разных размерах-ритмах, разновеликие, но они есть, и они периодически повторяются
Ритмы меняются, перемешиваются в одном произведении... Но всё же есть однородная организация ритмов, определяющая интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз верлибра. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения.

Сложно? Да - в этом и проблема определения верлибра как отдельной системы стихосложения.
Многие считают верлибр вообще не поэзией - а прозой. Но верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах). Свободный стих строится на повторении разных, периодически сменяющих одна другую фонетических конструкций.

Уже совсем по-простому, примитивно-схематично можно так описать технику построения верлибра:

Поэтический текст разделен на отдельные строки,
- в каждой строке соблюдение определенного ритма всё же желательно,
- но в соседних строках повтор такого же ритма не обязателен и рифма тоже не требуется,
- созвучия внутри строк и между строчные - обязательны, или весьма желательны, иначе поэтической музыкальности не получается
- такие разнообразные строки составляют конструкцию, наподобие привычной нам строфы, которая периодически повторяется на протяжении всего текста;
а внутри "строфы" - кажущийся хаос.
Но и повторения такие - не строгое условие. Может быть сочетание в одном тексте разных по форме строф-конструкций. Такой вот странный, этот верлибр.

И вот в этом свободно чередующемся хаосе появляется удивительный интонационный ритм - как бы звуковые волны, повторяющиеся из строки в строку, похожие на качание в морских волнах:
с гребня - вниз, и опять наверх...
с гребня - вниз, и опять...
определенная мелодийность, задающая ритмику стихотворению.
Именно это отличает верлибр от прозы. Это поэзия мелодий, созвучий и интонаций, и не обязательно лирических.
Услышать эту поэтическую мелодию - нет проблем, когда есть рифма и классический ритм, чередование слогов: ударных, безударных. Но в нерифмованном стихе-верлибре это надо почувствовать и услышать.
Поэтому так трудно написать хороший верлибр. И непросто его читать. Требуется особая подготовленность - эмоциональный настрой автора и читателя.

Так плавно мы подошли к ещё одной важной составляющей верлибра - эмоциональной.
Хотя никогда условиями не ставилось, но всё же в верлибре основа - саморефлексия, тот самый "поток сознания" так жестоко высмеиваемый некоторыми поэтическими критиками. Чрезвычайная насыщенная эмоциональность. Повествовательность, связная сюжетность - не для верлибра.
Сублимированное чувство, максимально обостренная эмоция, концентрация слова для выражения мысли, высочайший динамизм, напряжение текста. Хотя, конечно, может быть и по-другому. Это уже автору верлибра решать. Эксперименты возможны в любом жанре.

Давид Самойлов в своей "Книге о русской рифме" (1969-1979г.г.) писал следующее:
"Итак, мы живём в период рифменной стабилизации. Начала нового поиска можно ожидать лишь в самом конце нашего века, а его апогея - в начале следующего.
Ничто не сулит нам скорых рифменных катаклизмов. Рифме грозит только одна неожиданность - массовый переход к верлибру. Но пока нет оснований для беспокойства. Русский стих развивается как рифменный, даже в острые периоды поисков.
Верлибр пока ещё находится на далёких подступах к поэзии и пока существует на фоне рифменного стиха как его периферийная структура."

Надо всегда помнить, что верлибр - это не игрушка в руках неумелого поэта. Верлибр - это сложно и требует высокого поэтического уровня или необычайной эмоциональной интуиции. Хорошие верлибры - большая редкость в наши дни. Незаслуженно отодвинутый на задворки литературы метод написания поэзии.
Кто знает, может быть как раз сейчас пришло его время - время удивительного, сложного, загадочного и прекрасного ВЕРЛИБРА? Дерзайте, поэты!

Послесловие -

Автор надеется, что в предлагаемой заметке удалось хотя бы немного нарисовать портрет верлибра - этого странного поэтического "иноходца". Если это поможет авторам-поэтам, заинтересует начинающих, как-то упорядочит понятие "верлибра" в спорах - значит не зря работа проделана.
На Самиздате в прозаическом конкурсе "Русская Тройка" впервые появилась номинация "верлибр". Может быть верлибром заинтересуются организаторы и поэтических конкурсов?
А пока что автор надеется, что в комментариях будут высказаны мнения об этом жанре, приведены образцы хороших верлибров, названы современные авторы-верлибристы. Не исключено, что наиболее интересные высказывания, стихи- верлибры, ссылки в Сети на авторов-верлибристов дополнят эту статью.
С надеждой на интересный разговор и с пожеланием творческих успехов всем нам.

***
Источники информации о верлибре, использованные автором:

Квятковский - поэтический словарь 1966
-Жовтис А. "От чего не свободен свободный стих": 1968
-Самойлов Д. "Книга о русской рифме" 1969-1979
-Овчаренко О. "Русский свободный стих".1984
-Словарь литературных терминов библиотеки Максима Мошкова
-Программная статья международного конкурса "Золотая строфа" (цитаты, любезно предоставленные Аористом)
-Авторы "Самиздата" - Мила Славская, К.Варб, Аорист и другие члены жюри и участники конкурса "Русская Тройка"
-другие сетевые ресурсы

Что такое "ВЕРЛИБР"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ВЕРЛИБР ВЕРЛИБР (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого произвольного разбиения появляется феномен стихотворной строки, то есть единицы, лишь потенциально присутствующей в не стиховой обыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закон двойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворной речи - наложение обыденного синтаксического разбиения на ритмическое, которое может противоречить первому. Обычные стихи с размером и рифмой можно записать прозой, уничтожив формальную строку, как говорят, in continio - строка в этом случае не уничтожится, ее концы будут показывать рифмы и метрическая схема. В случае В. это невозможно - это стих, который определяется самим фактом наличия "голой" стихотворвой строки как "эквивалента метра" (термин Ю.Н. Тынянова). Двойная сегментация речи проявляется в В. прежде всего в том, что окончание синтаксических синтагм может не совпадать с окончанием строк, то есть возникает эффект интонационного переноса, enjambement. И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (А. Блок. "Она пришла с мороза...") В возможностях вариантов разбиения: И совсем неуважительной К занятиям болтовней или И совсем неуважительной к занятиям болтовней - и кроется стиховая суть В. Свободный стих выражал в самой своей форме нечто чрезвычайно важное для ХХ в. Недаром католик Г. К. Честертон написал, что "свободный стих, как свободная любовь, - противоречие в терминах", а всемирно известный культуролог Вяч. Вс. Иванов назвал В. "способом видеть мир". Может быть, суть заключалась в его раскованности, в тотальной эмансипированности его формы. Недаром в России верлибром активно писали лишь до 1920-х гг., а потом вновь перешли на обычные 5-стопные ямбы и 3-стопные амфибрахии (дело изменилось после "оттепели" 1950-х гг., что тоже характерно). Между тем в Европе и во всем мире В. стал господствующей системой стиха. На Западе им стали даже переводить обыкновенный, метрически организованный стих. Однако именно образцы русского В., в особенности те шесть текстов, написанных В., которые оставил Блок, представляют огромный интерес, причем не только для теоретика стиха, но и для философа и лингвиста. В. - не отсутствие системы, а, напротив, чрезвычайно сложная система, можно сказать, метасистема. Для того чтобыпонять это, проанализируем один из самых известных В. Блока. Чтобы было понятно и наглядно, приводим его полностью, пронумеровав строки: 1. Она пришла с мороза, 2. Раскрасневшаяся, 3. Наполнила комнату 4. Ароматом воздуха и духов, 5. Звонким голосом 6. И совсем неуважительной к занятиям 7. Болтовней. 8. Она немедленно уронила на пол 9. Толстый том художественного журнала, 10. И сейчас же стало казаться, 11. Что в моей большой комнате 12. Очень мало места. 13. Все это было немножко досадно 14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета". 17. Едва дойдя до пузырей земли, 18. О которых я не могу говорить без волнения, 19. Я заметил, что она тоже волнуется 20. И внимательно смотрит в окно. 21. Оказалось, что большой пестрый кот 22. С трудом лепится по краю крыши, 23. Подстерегая целующихся голубей. 24. Я рассердился больше всего на то, 25. Что целовались не мы, а голуби, 26. И что прошли времена Паоло и Франчески. Посмотрим: строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. Более того, это метрическая автоцитата из стихов "второго тома": Она пришла с заката. Был плащ ее заколот Цветком нездешних стран. Звала меня куда-то В бесцельный зимний холод И в северный туман. Разбираемое стихотворение находится в начале "третьего тома". Поэт как бы издевается над своими прошлыми идеалами, над Прекрасной Дамой; строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Первый размер имеет в русской поэзии устойчивую смысловую традицию, идущую от стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." - "динамический мотив пути, противопоставленный статическому мотиву жизни" (формулировка профессора К. Ф. Тарановского, которому принадлежит это открытие). Теперь сравним строку 16 с лермонтовскими стихами: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел. Вновь метрическая цитата (кстати, следует оговорить тот факт, что ни в коем случае нельзя фамилию Макбет, произносить сударением на первом слоге, в этом случае разрушается размер: вспомним ирландские и шотландские фамилии - МакТаггарт, МакКинси, МакКартни, МакАртур - везде ударение на втором слоге. Что касается строки 17, то белым (то есть нерифмованным) 5-стопным ямбом написаны трагедии Шекспира, среди них "Макбет", разумеется: Земля, как и вода, имеет пары. И это были пузыри земли. Мы привели лишь наиболее очевидные случаи. Все стихотворение Блока и любой В. состоит из строк, соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным размерам, - в этом суть В. как системы систем. У Борхеса в рассказе "Утопия усталого человека" есть следующий пассаж: "- Это цитата? - спросил я его. - Разумеется. Кроме цитат, нам уже ничего не осталось. Наш язык - система цитат". Система цитат - интертекст (см. ИНТЕРТЕКСТ), определяющее понятие поэтики модернизма (см. МОДЕРНИЗМ) и постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ). Вот почему В. стал символом поэзии ХХ в.


Почему такое название? Я никогда не увлекалась верлибрами. Нет, читать - читала, но при этом не могла отделаться от мысли, что автору было просто лень или не под силу зарифмовать строчки. Не одна я так думала. Как утверждает Владимир Монахов в статье "Мысль живёт не вширь, а вглубь себя", Александр Кушнер резко высказывался по поводу верлибров: "Верлибр хорош только изредка!". Олег Хлебников настаивал, что русский язык еще не исчерпал своих возможностей до того, чтобы верлибр стал вдруг столь же обязательным. Евгений Евтушенко заявлял, что по-настоящему свободным стихом могут пользоваться только поэты, которые полностью освоили грамматику поэтического мастерства в области регулярного стиха. http :// nashaulitsa . narod . ru / Monahov - Misl . htm Впервые столкнулась с необходимостью написать верлибр, занимаясь "сочинительством" в классе поэта и сценариста Майкла Линча (Michigan State University). Надо сказать, что в англоязычной поэзии верлибр более распространён, чем у нас. Итак, мой первый верлибр. Дело было летом на юге Франции, и мой верлибр был про гигантскую жабу размером с котёнка, реально увиденную мной на асфальтовой мостовой прованского городка. Этот мой опус на английском языке не сохранился, о чём я нисколько не жалею. И вот новая встреча с верлибром, на этот раз, на Литсовете, в рамках конкурса "Соло для двоих". Боже, как я ругалась! Но тут же полезла во всемирную паутину разбираться, что же это такое - верлибр? С результатами этих поисков я и поделюсь с заинтересованными читателями. Первое, что бросилось в глаза: почти все русскоязычные статьи приводят одно и то же определение верлибра, слово в слово, не ссылаясь при этом на первоисточник. Вот это определение: Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ века. В целом верлибр определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Автором определения является Вадим Руднев, лингвист и философ, автор книги Словарь культуры ХХ века. http :// www . kulichki . com / moshkow / CULTURE / RUDNEW / slowar . txt Ещё одно определение: Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения. Источник - Тимофеева, Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137. http :// slovar . lib . ru / dictionary / verlibr . htm Как видите, в этом определении не столь категорично провозглашаются негативные характеристики верлибра. "Может не быть рифмы" - значит, что верлибры могут быть и рифмованными. Говорится здесь и о повторяющейся интонации, и о своеобразном ритме стихотворения. Поскольку слово верлибр (vers libre) - изобретение французов, я полезла искать французское определение верлибра. И вот что нашла (сокращённый перевод мой): Верлибр - стих, который не представляет никакой регулярной периодической структуры: ни ритма, ни рифмы, ни строф. Между тем, он сохраняет некоторые характеристики стиха: как минимум, это разделение фраз на строки, благодаря чему свободный стих остается распознаваемым как стих. Другие характеристики, напоминающие регулярную поэзию: присутствие прописных букв в начале строки и звуковых повторов (некоторые "верлибристы" поддерживают, и даже в существенной мере, принцип рифмы или созвучия в конце строк), переменный, но обнаруживаемый размер, и т.д. http :// abardel . free . fr / glossaire _ stylistique / vers _ libre . htm Опять же, противоречивое определение. Сначала - "ни ритма, ни рифмы", а потом допускается "принцип рифмы или созвучия в конце строк". В определении верлибра нет полного единодушия. В английской литературе понятие верлибра более широкое. Так, из англоязычной Wikipedia узнаём, что существует три вида верлибров:

    - свободный ямбический стих или вольный ямб - ритмический стих или белый стих - свободный стих, где непостоянство ритма является главным условием
http :// en . wikipedia . org / wiki / Free _ verse # Some _ types _ of _ Free _ Verse В русской традиции вольный ямб и белый стих верлибрами, вроде бы, не считаются, хотя тоже существует некоторая путаница в этих понятиях. Попробуем разобраться. 1. ВОЛЬНЫЙ ЯМБ - ямб, у которого длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это, например, размер русских басен: "На ель ворона взобралась, Позавтракать совсем уж, было, собралась" (Крылов) 2. БЕЛЫЙ СТИХ - нерифмованный стих с чётким ритмом. Белый стих обладает определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник. Пример: Сяду я за стол да подумаю: Как на свете жить одинокому? Нет у молодца молодой жены, Нет у молодца друга верного. (Кольцов) 3. СВОБОДНЫЙ СТИХ - стих с непостоянным ритмом. Может быть как рифмованным, так и нерифмованным. Примеры рифмованного верлибра: Улица быстрым потоком шагов, Плеч, и рук, и голов Катится, в яростном шуме, К мигу безумий, Но вместе — К свершеньям, к надеждам и к мести!... (В. Брюсов) Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, Чуть войдешь в здание: Отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на заседания... (В. Маяковский) Примеры нерифмованного верлибра Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй. (А. Блок) Там в незримой протяжённости твоего зрачка в шар сжимается горизонт... (Пётр Соловьёв) А есть ещё разновидность верлибра - УДАРНИКИ. Это акцентные стихи без чёткого ритма, но с фиксированным числом ударных слогов в строке. Ударники могут быть как рифмованными, так и нерифмованными: Примеры нерифмованных ударников Вечерний сумрак над теплым морем, Огни маяков на потемневшем небе, Запах вербены при конце пира, Свежее утро после долгих бдений, Прогулка в аллеях весеннего сада, Крики и смех купающихся женщин... (М. Кузмин) Рифмованный ударник ..И когда осталось на баррикады выйти, день наметив в ряду недель, Ленин сам явился в Питер: — Товарищи, довольно тянуть канитель! — Гнет капитала, голод-уродина, войн бандитизм, интервенция ворья, будет! — покажутся не более родинок на теле бабушки, древней истории. (В. Маяковский) Приведённые выше примеры верлибров из пункта 3 взяты из поэтического словаря Квятковского. http :// feb - web . ru / feb / kps / kps - abc / kps / kps -0751. htm А теперь для сравнения несколько примеров из материалов конкурса "Соло для двоих", полуфинал, посвящённый верлибрам. Привожу лишь фрагменты стихов. Пример 1 Ни на кого Вы не похожи. Не похожи... И что же сделать с этим? Как мне жить? Я — тоже не похож. Сам по себе... Прохожий. (С. Стукало) ---!---!- --!- -!-!-!-!-! -!---!---! -!- Частично рифмованный верлибр. Ритм меняется, длина строки тоже. Пример 2 Когда порой осенней яркий луч На день, на час разрежет серый саван И мастихином золото набросит На голубом подрамнике небес (С. Колонов) -!-!-!-!-! -!-!-!-!-!- Это белый стих. Чётко прослеживается ритм ямба. Пример 3 В твоих руках, Пожелтевших от времени, Временем сморщенных, Маленький букетик опавших листьев. (Декабрина) -!-! --!--!-- !--!-- !---!- -!-!- Верлибр, нерифмованный, двухударник (два ударных слога на строку), ритм переменный. Пример 4 Захлебнувшись заморским теплом, Онемев от восторга Перелетные птицы следят за мерцаньем колибри, За полетами бабочек, крылья которых с ладонь, И считают что сад-это рай. (М. Генчимахер) --!--!--! --!--!- --!--!--! --!--!- --!--!--!--!--! --!--!--! Чётко прослеживается ритм анапеста. Длина строк разная. Белый разностопный анапест. Вывод Верлибр - свободный стих. Э то особ ый творческий метод, основанный на возможности передать рисунок авторской мысли в наиболее естественной органичной форме , не ограниченной жёсткими рамками . И он свободен не только от ритма и рифмы, но, как ни парадоксально это звучит, и от необходимости полностью избавляться от оных. То есть верлибром, помимо разбитой на строчки прозы, могут считаться и рифмованные строки, и нерифмованный стих с выраженным, но непостоянным ритмом. Автор верлибра волен выбирать, хочет ли он начинать каждую строку с заглавной или с прописной буквы, ставить знаки препинания или не ставить, разбивать стих на абзацы или нет. В таком случае - ура верлибру! Новикова Марина