Материалистическая теория автор. Теории происхождения государства. Юридическая система в концепции

Материалистическая теория

Представителями материалистической теории происхождения государства и права являются К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. «Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», -- отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием расколом общества на классы. Он был заменен государством. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытно-общинного строя, частично -- путем полного вытеснения последних. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства - М. 1985- С.206

Материалистическая теория происхождения государства истоки государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка - государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в федеральном обществе - феодалов, а в буржуазном - буржуазию. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю - коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и трудящихся.

К. Маркс и Ф. Энгельс обращали внимание на такие факты, как общественное разделение труда, оказавшее большое влияние на возникновение государства и права, на рождение профессий политиков и юристов. Они видели воздействие на становление и развитие государства и права индивидуальной борьбы за отдельное существование, происходящей во всяком классово антагонистическом обществе. Эта борьба отличается универсальным характером как в смысле его участников (человека, общности людей - племен, народностей, наций, классов, государства и т. п.) и объектов (интересы во всех областях жизни), так и в смысле пространственных рамок (в городе и деревне, на региональной и международной аренах). В процессе возникновения появляются вначале один, затем другие, наконец - третьи компоненты государства и права. Развивая эту теорию, Ленин писал: «Государство - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». И только тогда, когда существуют такие устойчивые противоречия, появляются государства. По этой причине долгое время советская историография относила государство Месопотамии в лучшем случае к «военной демократии», хотя демократии там не было и в помине. Не получило признания и государство скифов. Между тем государственность языческих славян, безусловно, признавалась. Это была первая ошибка Ленина. Вторая ошибка - что все государства Древнего мира должны были быть безоговорочно рабовладельческими. Однако Ф. Энгельс допускал и иной подход к объяснению появления древнейшего государства. Отсюда следует, что возникновение государства и права все же было связано, в разные эпохи по-разному, с необходимостью осуществления общих интересов населения. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: учеб, пособие для вузов. - Минск: Амалфея, 2007. - С.175.

Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся “беспристрастным” регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Учебно-методический комплекс КазНУ им. Аль-Фараби

КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция № 1

Тема: Предмет, система курса «Основы права». Основные понятия и категории государства и права.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс.

К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- органическую,

- насилия,

- психологическую,

- ирригационная (гидравлическая) теория,

Материалистическую (классовую) теории.

Теологическая (божественная), является одной из первых теорий, объясняющая возникновения государства и права божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятель Древнего Востока, Средневековой Европе, идеологии ислама и современной католической церкви. Они уподобляли процесс возникновения, развития государства и права процессу сотворения Богом мира.

Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Договорная теория.

Согласно этой теории до появления государства люди находись в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Д.Локк), война против всех (Т.Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо).

Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Психологическая теория

Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Основные идеи:

психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе мораль, право, государство;

все правовые переживания делятся на два вида:

1) переживания позитивного (установленного государством);

2) интуитивного (личного) права, интуитивное право выступает регулятором поведения.

Материалистическая (классовая) теория – Марксистко-ленинская теория.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям.

Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона».

Органическая теория.

Основоположником является Г. Спенсер (вторая половина IX в.). По этой теории государство есть продукт развития как органического вещества, развивающегося с низшей стадии. Уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивает нормальное функционирование всего государства.

Проблема происхождения жизни для теорий вечности жизни не существует по той простой причине, что эти теории стирают различия, существующие между живым и неживым. Поскольку эти теории исходят из единства комплекса живое - неживое, для них не существует и вопроса о происхождении одного от другого. Совсем иначе обстоит дело, если принять наличие специфических различий между живой и неживой материей - в этом случае сам собой возникает вопрос о возникновении этих различий. Разрешение настоящего вопроса, естественно, неразрывно связано с теми представлениями, которые существуют о природе различий между неживой материей и живыми организмами.

Правильная постановка этого вопроса стала возможной лишь после исследований Л. Пастера и в связи с расширением и углублением самого понятия живого. Особенное значение в истории проблемы имела теория немецкого ученого Э. Пфлюгера (1875).

Вопрос о происхождении жизни для Пфлюгера, как и для современных ученых, сводился к вопросу о происхождении белковых веществ и о той внутренней их организации, которая составляет характерное отличие белков живой У протоплазмы Ф. Автор соответственно разбирает различия между У живым Ф и У мертвым Ф белком, из которых основное заключается в неустойчивости У живого Ф белка, его способности к изменениям в отличие от инертного У мертвого Ф белка. Эти свойства У живого Ф белка во времена Пфлюгера приписывали наличию в молекуле белка кислорода. Это воззрение в настоящее время оставлено. Из других представлений о различиях между У живым Ф и У мертвым Ф белком ученый останавливается на содержании в молекуле У живого Ф белка группы циана, CN, и соответственно этому он пытается создать представление о происхождении этого основного для белковой молекулы радикала. В соответствии с этим, исследователь считает, что цианистые соединения возникли еще в то время, когда Земля представляла собой расплавленную или раскаленную массу. Именно при этих температурах в лаборатории удается получить указанные соединения искусственным путем. Впоследствии, при охлаждении земной поверхности, соединения циана с водой и с другими химическими веществами привели к образованию белковых веществ, наделенных У жизненными Ф свойствами.

В теории Пфлюгера, в настоящее время устаревшей, ценным является материалистический подход к проблеме происхождения жизни и выделение белка как важнейшей составной части протоплазмы. Происхождение белковых веществ можно представить себе и иначе. И действительно, вскоре после Пфлюгера появились другие попытки подойти к разрешению этого вопроса с биохимической стороны. Одной из таких попыток является теория английского ученого Дж. Эллена (1899).

Первое появление азотистых соединений на Земле, в противоположность Пфлюгеру, Эллен приурочивает к тому периоду, когда пары воды вследствие охлаждения сгустились в воду и покрыли поверхность Земли. В воде были растворены соли металлов, имеющие первостепенное значение для образования и деятельности белка. В ней же содержалось известное количество углекислоты, которая вступала в соединение с оксидами азота и с аммиаком. Последние могли образоваться при электрических разрядах, имевших место в воздухе, содержащем азот. Уже эти теории, относящиеся к концу прошлого столетия, ясно намечают основное направление, по которому и в настоящее время идет развитие проблемы возникновения живого.

Библиография:

1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Для средних специальных заведений. М.: Высшая школа, 1995

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теории происхождения человека ТПЧ

Теории происхождения человека тпч.. план.. история представлений о возникновении жизни представления древних и средневековых философов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Материалистическая теория происхождения государства права является одной из основных теорий, объясняющих возникновение такого общественного явления как право и государство . Выдающимися ее представителями были К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Суть материалистической теории можно заключить в том, что основной причиной возникновения права являются отнюдь не религиозные или культурные причины, а исключительно экономические предпосылки.

Представители материалистической теории происхождения государства и права утверждают, что государство пришло на смену родоплеменным отношения , а право на смену мононормам и обычаям. Такой переход произошел в силу значительных преобразований хозяйственной и экономической деятельности первобытного общества. При этом изменения в социальных отношениях и культуре представители этой теории не принимают во внимание. Таким образом, именно экономические изменения привели к разложению первобытного общества и формирования таких социальных явлений как государство и право.

Какие экономические изменения привели к возникновению государства и права? (материалистический подход).

В-первую очередь происходит отделение скотоводства от земледелия и далее выделения ремесла и появления класса людей, занятых исключительно в отношениях обмена товарами. Эти изменения экономической и хозяйственной действительности стимулировали быстрый рост производственных отношений и появление избыточного продукта. Необходимо обратить внимание на то, что именно в этот период становится очень выгодно эксплуатировать чужой труд. Примером тому является начало практики порабощения пленных воинов, которых заставляли работать на себя, а произведенный ими продукт присваивали.

Все вышеперечисленные факторы приводят к усилению имущественного расслоения и углублению разделения труда, формируется классовое общество, появляются богатые и бедные слои населения. Богатые слои начинают использовать труд бедных слоев населения и других представителей общины. В результате в течение длительного времени происходит формирование устойчивых слов населения и классов. Формируются закрытые социальные группы управленцев (вождей), военных предводителей и духовных лидеров (жрецов). Эти слои обладали более высоким статусом по сравнению с другими представителями общества и использовали свое высокое положения для того чтобы присвоить избыточный продукт, производимый обществом (скот, орудия труда, утварь), а также стремились передать свои привилегии по наследству. Этими стремления было обусловлено задача этих классов по удержанию в состоянии повиновения остальных членов общества, в особенности рабов и незащищенных представителей общества.

Новые условия социальной и экономической жизни общества привели к тому, что устоявшаяся система управления родоплеменной организации общества перестала отвечать запросам времени, появились непреодолимые противоречия, в результате чего и появилось государство и право.

Родовой строй отжил свой век (выдержка). Ф.Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства"

Материалистические теории происхождения жизни представляют цивилизацию как достаточно высокий уровень овладения природными силами. Она свидетельствует о достижении технического прогресса, способствует получению натуральных благ. Распространение изобретений оказало на общественную жизнь очевидное благотворное влияние. Вместе с этим материальное изобилие не означает духовного и культурного расцвета. Оно не может оцениваться ни как безусловно нравственное, ни как однозначно безнравственное. Технический прогресс считается нейтральным явлением относительно культурного мира.

Цивилизация как предмет исследования

Материалистическая теория возникновения культуры рассматривает технические достижения в различных контекстах. Например, значимость достижений состоит в возможности не только орошать ранее неплодородную землю, но и создавать оружие массового уничтожения. как правило, связывается именно с культурно-нейтральным по своей сути техническим развитием. Спектр его использования при этом очень широк. Понятие культуры, в свою очередь, максимально приближается к духовному прогрессу. Цивилизация представляет собой мир материальных объектов, преобразованный человеком. Культура же считается внутренним достоянием индивида, его оценкой духовного развития, свободы или подавленности, полной зависимости от общества, окружающего его, либо его автономности и обособленности.

Отношение западной философии

В трудах многих мыслителей обнаруживается резко негативная оценка такого явления, как цивилизация. Такое отношение к ней как к "культурной агонии" выразил в своих работах Шпенглер. С того самого времени отрицательная оценка еще больше укрепилась. Среди негативных свойств цивилизации, как правило, отмечают тенденцию стандартизировать мышление, направленность на абсолютную правильность общепринятых истин. Ей приписывают низкую оценку оригинальности и независимости восприятия, которые расцениваются как социальная опасность. Если с этой точки зрения культура способствует формированию совершенной личности, то цивилизация создает законопослушного идеального члена общества. Он довольствуется лишь теми благами, которые ему предоставляются.

Цивилизация зачастую рассматривается в качестве синонима урбанизации, тирании машин, скученности, источника дегуманизации мира. Действительно, насколько бы ни было глубоким проникновение человеческого ума в тайны природы, его собственный духовный мир во многом остается загадочным. Наука и цивилизация сами по себе не в состоянии обеспечивать культурный прогресс. Здесь необходимо определенное духовное образование, состоящее из разнообразных нравственных, интеллектуальных, этических достижений всего человечества. Они должны выступать не пассивными компонентами материального бытия, а самостоятельным и активным слоем внутри объективно развивающегося исторического процесса.

Общественно-экономические формации

Самый яркий представитель материалистической теории происхождения государства - Маркс - в противоположность рассуждениям философов о социуме выдвинул новую категорию. Он указал на существование общественно-экономической формации. Она представляет собой социум, находящийся на определенном уровне исторического развития, обладающий своеобразными отличительными характеристиками. Первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм - элементы, формирующие классическую формационную лестницу человеческой эволюции. Качественно определенный, конкретно-исторический тип социальной структуры, взятый в единстве ее компонентов - метода производства, состояния искусства и науки, всего разнообразия и богатства духовного мира, семейно-бытовых взаимодействий, образа жизни людей в целом, - это и есть общественно-экономическая формация.

Строение системы

Все, кто является представителем материалистической теории, - Ленин, и их последователи - указывают, что общественно-экономическая формация обладает структурой, характеризующейся в первую очередь такими категориями, как "базис" и "надстройка". Эти компоненты призваны разъяснить способ, посредством которого влияют на другие аспекты деятельности человека, - юридический, политический и так далее. Другими словами, материалистическая теория происхождения цивилизации говорит о том, что базис и надстройка выделяются исключительно для конкретизации понимания строения социума, определения причинно-следственных взаимодействий. Ленин, уточняя значение данных категорий, говорил о том, что ключевая идея материалистического восприятия истории заключается в том, что разделяются на идеологические и материальные. При этом первые выступают в качестве надстройки над вторыми.

Характеристика категорий

Материалистическая теория рассматривает базис как совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую систему общества. Он является определяющей моделью идеологических форм социальных взаимодействий. Надстройка, в свою очередь, представлена в виде совокупности идей и отношений, связанных с ними. Ею также именуют комплекс организаций и учреждений, закрепляющих концепции. В качестве этих институтов выступают, в частности, политические объединения, государство, профессиональные союзы, прочие общественные организации.

Нюанс

Необходимо отметить, что не исчерпывают все многообразие явлений, имеющих место в социальной жизни. Например, такие феномены, как наука, некоторые другие духовные категории, нельзя рассматривать в качестве порождения какой-либо экономической модели общества. Эти явления не могут зависеть от свойств базиса. Достаточно грубым упрощением будет включение науки в структуру идеологической надстройки в той либо иной социально-экономической формации. Однако вместе с этим, несомненно, и хозяйственные, и идеологические взаимодействия влияют на ее мировоззренческую суть, направление развития той или иной сферы знаний.

Материалистическая теория государства, права

В концепции выдвигаются вполне конкретные идеи. В частности, она исходит из того, что появление государства обусловливается главным образом экономическими причинами. В качестве предпосылок выступают общественное разделение труда, создание прибавочного продукта, развитие частной собственности, а затем раскол социума на классы, обладающие противоположными хозяйственными интересами. Появление государства в таком развитии является объективным результатом. Оно выступает в качестве института, который, используя специальные средства управления и подавления, сдерживает противостояние сформировавшихся классов и обеспечивает главным образом интересы господствующего в экономическом плане слоя. Материалистическая теория государства выдвигает идею о том, что новое образование заменило родоплеменную организацию. При этом на смену обычаям пришла юридическая система норм.

Материалистическая не навязывает новые институты извне. Все они появляются на основе естественного общественного развития. Оно, в свою очередь, связывается с разложением первобытного строя, распространением частной собственности, социальным расслоением населения по имущественному признаку (появление бедных и богатых). В результате развития интересы разных классов начинают вступать в противоречие.

В таких условиях родоплеменная организация стала не способна осуществлять управление. Возникла потребность в создании властного института. Он должен быть способен обеспечивать преимущество интересов одних членов социума в противовес потребностям других. В этой связи общество, которое состоит из неравных в экономическом плане слоев, порождает особенную организацию. Она поддерживает интерес имущих, сдерживая при этом противоборство зависимых членов социума. В качестве этой особенной организации и выступает государство. Как утверждают последователи концепции, оно является явлением временным и исторически преходящим. С устранением классовых различий в существовании властного органа не будет нужды.

Классификация форм

Материалистическая теория выделяет три модели появления властной организации:

Юридическая система в концепции

Экономическая обусловленность и классовость правовой модели выступает в качестве важнейшего принципиального положения Ключевым содержанием концепции является идея о том, что право - это продукт общества. Оно выступает как выражение и закрепление воли класса, господствующего в экономической сфере. Материалистическая теория указывает на то, что в складывающихся отношениях имущие индивиды должны вкладывать свою силу в формирование властного органа и придавать своей воле всеобщее выражение в форме закона. Другими словами, создание и существование юридической системы обусловливается необходимостью закреплять нормативное регулирование социальных взаимодействий в интересах господствующего слоя.

С течением времени принципы материалистической теории были зафиксированы в отечественном праве. По классовому признаку формулировался вывод о том, что в обществе, в котором отсутствуют антагонистические слои, в юридической системе выражена воля всех дружественных объединений, руководимых рабочим течением.

Установки

Материалистическая теория провозглашает правило: от каждого индивида - по способностям, каждому субъекту - по потребностям. Люди должны привыкнуть выполнять требования общежития. Когда это произойдет, они сами добровольно станут работать по своим способностям. Материалистическая теория формирует определенные ограничения для юридической системы. Они укладываются в исторические рамки классовости социума. Концепция утверждает, что право является преходящим явлением. Оно необходимо обществу только на конкретной стадии его развития. В случае исчезновения классовости оно утратит общественную ценность.

Положительные черты концепции

В качестве одной из заслуг материалистической теории следует отметить выработку постулатов о том, что право является необходимым инструментом обеспечения хозяйственной свободы субъекта. Оно является беспристрастным регулирующим механизмом отношений потребления и производства. Нравственные основы нормативной системы в цивилизованном обществе учитывают и выражают объективные потребности социального развития в пределах дозволенного и запретного поведения всех взаимодействующих участников. Также можно отметить следующие плюсы материалистической теории:

Отрицательные моменты

Есть и минусы материалистической теории. В первую очередь, в рамках концепции преувеличена роль классовости в юридической системе в ущерб общечеловеческим нормам. Существование права ограничивается историческими рамками. Юридическая система кроме этого излишне жестко связана с материальными факторами. Этим занижается степень влияния других обстоятельств на ее формирование.