Межличностные конфликты плюсы и минусы. Плюсы и минусы конфликта. С установления причин конфликта

Между людьми с радикально отличающимися интересами и взглядами нередко возникают конфликты. Их суть многообразна. Но всегда вне зависимости от ситуации между участниками возникает напряжение и явно ощущаемый негатив, испытываемый ими по отношению друг к другу.

Но все мы живём и взаимодействуем в социуме. Люди, являющиеся его членами, разные. И вряд ли кому удавалось избежать таких «столкновений». Впрочем, с психологической точки зрения подобные ситуации иногда даже полезны. Так что сейчас стоит поговорить про минусы и плюсы конфликтов.

Эмоциональный аспект

О нём следует сказать в первую очередь. В конфликтах ничего приятного нет, так как сопровождаются они негативными эмоциями, разрушительно воздействующими на участников. Особо впечатлительных людей частые их всплески могут привести даже к возникновению и развитию различных заболеваний, которые обычно затрагивают ЦНС, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы, печень, суставы и т. д. Странно?

Ничуть, ведь в нашем организме всё взаимосвязано. Это минус. Но есть и плюс! В таких ситуациях можно научиться брать верх над эмоциями - контролировать их, дистанцируясь от эпицентра конфликта. Не каждый умеет уйти от «точки кипения». Но при таких обстоятельствах можно попробовать развить этот навык. Популярный способ – концентрация на чём-то другом, не на эмоциях. Например, на счёте от 1 до 10.

Столкновение интересов

Это и подразумевают конфликты. Плюсы и минусы в столкновении интересов очевидны. Отрицательная сторона заключается в том, что многие люди забывают о существовании такого понятия, как «личное мнение». И, вступив в дискуссию с человеком, имеющим другие взгляды на какую-либо ситуацию, они начинают переступать все возможные границы. Начинают переходить на личности, бросаться оскорблениями, унижать оппонента. Это ужасно, неприемлемо и показывает человека с самой худшей стороны.

Зачем так поступать, когда из столкновения интересов можно извлечь пользу? Плюс тут заключается в возможности расширить свои личные границы, пересмотреть взгляды на привычные вещи, попробовать мыслить по-другому. Такой подход нередко даже даёт толчок к выстраиванию межличностных отношений по-новому.

Вражда

Рассказывая про плюсы и минусы конфликтов, нельзя не отметить, что именно к вражде нередко приводят столкновения интересов. Ничего хорошего в этом нет. Но в то же время конфликт – это повод разобраться в сложившейся ситуации спокойно, без скандалов. Оппоненты могут просто успокоиться и выяснить точку зрения друг друга, выслушав мнение и аргументы собеседника без перебивания. Это тоже не каждому дано, так как сначала нужно взять верх над эмоциями и нередко над своим эго. Но именно посредством спокойной беседы можно понять причины и суть возникшей ситуации, а также найти пути выхода из неё.

Типология

Что ж, после краткого рассмотрения плюсов и минусов конфликтов хотелось бы уделить немного внимания их классификации. Хорошую типологию выделяют в социальной психологии. Вот какие бывают конфликты:

  • 1. Внутриличностные.
  • 2. Межличностные.
  • 3. Межгрупповые.
  • 4. Между личностью и группой.

В то же время, к какому бы типу столкновение интересов не относилось, оно может быть либо конструктивным либо деструктивным. В первом случае участники конфликта приходят к единому мнению касательно его решения.

Разногласие устраняется, и отношения между людьми укрепляются. Во втором случае участники конфликта не приходят к решению проблемы. Условно о случившемся они, конечно, могут забыть. Но если последствия разногласий неблагоприятно в дальнейшем отражаются на их отношениях, то конфликт считается деструктивным – нерешённым.

Виды Если в качестве критерия взять объект конфликтов, то получится выделить пять следующих видов:

  • Экономические. Возникают на почве столкновения экономических интересов. Характеристика конфликта проста – он возникает из-за того, что потребности одной стороны удовлетворяются другой.
  • Социально-политические. Их основой являются противоречия, затрагивающие политику государства и прочие аспекты данной сферы.
  • Идеологические. Они возникают из-за противоречий во взглядах на различных проблемы государства, общества и жизни.
  • Социально-психологические. Тут характеристика конфликта проста и понятна, так как данный вид противоречий встречается чаще всего. Возникают они из-за психологической несовместимости людей, идейных расхождений, борьбы за лидерство, эгоизма и т. д.
  • Социально-бытовые. Эти конфликты связаны с разными представлениями людей о быте и жизни. Самый простой пример – дисгармония в семейных отношениях. Причинами возникновения могут быть как бытовые неурядицы, так и идейные расхождения.

Это довольно узкая и обобщенная классификация. Также стоит отметить, что ещё конфликты бывают эмоциональными и рациональными, длительными и кратковременными, духовными и материальными.

Стратегии поведения

О них тоже стоит вкратце рассказать. Всего известно пять стратегий поведения в конфликте. Соревнование. Человек, следующий данной стратегии, намерен удовлетворить свои личные интересы в ущерб чужим. Он уверен, что победить в конфликте может только кто-то один. Такой человек будет настаивать на своём до последнего, даже не пытаясь выслушать оппонента.

Приспособление. Противоположная стратегия. Ей следуют люди, которые готовы поступиться личными интересами, лишь бы оппонент успокоился. Обычно они не уверены в себе, морально слабы и имеют низкую самооценку. Избегание. Нейтральная стратегия. Её предпочитают люди, которые стараются избежать конфликтов. Они не принижают свои интересы, но и чужие тоже не учитывают. Компромисс. Данная стратегия подразумевает частичное удовлетворение интересов каждой стороны. Один человек уступает другому, если и тот сделает то же самое. Сотрудничество. Самая разумная стратегия. Ей следуют люди, которые хотят, чтобы в выигрыше оказались все.

Они выясняют повод и причину конфликта, объективно рассматривают его со всех сторон и находят решение, устраивающее всех. Следование последней стратегии, разумеется, является лучшим способом решения проблемы. Но не лёгким. Потому что перед тем, как наладить «сотрудничество» между участниками конфликта, нужно до каждого «достучаться».

«Совместный труд, для моей
пользы, он объединяет»

Кот Матроскин (фамилия такая)

Итак, в предыдущей статье уже выяснилось, что лучшие стратегии поведения в конфликте – это компромисс и сотрудничество. Теперь попытаемся научиться их применять. Для удобства разобьем конфликт на составляющие.

Есть ситуация

Та самая конфликтная ситуация, которая сложилась между двумя людьми. Конфликт не развивается на пустом месте и не переходит сразу в стадию ссоры. Сначала появляется некий предмет, который нужно поделить. Вы когда-нибудь смотрели популярные нынче передачи типа «Час суда», «Дела семейные»? Замечали, как кардинально меняется одна и та же ситуация, рассказанная разными людьми? А эти люди пришли в суд решать конфликты. Каждый стремится получить как можно больше для себя. Как ни странно, сам предмет, вызвавший конфликт, может быть и не нужен вовсе. Но главное – чтобы он был у него. Каждый из них видит проблему только со своей стороны и даже не пытается выслушать и понять оппонента. Каждый становится эгоистом с зашоренным взглядом.

Что получится в таком случае? Конфликтная ситуация дорастет до конфронтации. С переходом на личные оскорбления, с взаимными угрозами, с припоминанием старых обид. Возможно, что в итоге близкие некогда люди перестанут общаться и превратятся во врагов. То есть, конфликт станет деструктивным, иными словами, не решит проблему, а только усугубит ее.

Что же делать? Как ни банально это звучит, но первый шаг – сесть за стол переговоров. Его цель - увидеть ситуацию со всех сторон, как можно более полно. Можно пригласить доверенное лицо на роль независимого судьи. Это может быть родственник или друг, важно, чтобы он не был на чьей-то стороне. Важно обсуждать только возникшую проблему. А не те другие обиды пятилетней давности. И не личные качества оппонента.

Скрытые мотивы

Большая часть айсберга скрыта под поверхностью воды. И наше поведение в большинстве случаев имеет вовсе не те причины, которые кажутся. Часто, настоящие причины поведения человека скрыты даже от него самого. Может быть так, что ребенок плохо учится не от лени, а потому что его не хвалят за хорошие отметки, и он не видит смысла их получать. Постоянный ремонт в доме может быть не по необходимости, а потому что людям неосознанно хочется перемен в жизни. Помощь на даче, да и сама дача, может быть абсолютно не нужна, а человеку просто не хватает внимания.

Чем может помочь знание скрытых мотивов? Узнав их, вы сможете найти другой способ удовлетворения потребности человека.

Поэтому второй шаг – увидеть ситуацию глазами оппонента. Попытаться влезть в его шкуру. Это бывает даже увлекательно, как будто становишься актером и перевоплощаешься. Но для этого обязательно нужно на время забыть свой интерес в ситуации, иначе получится, что вы просто проецируете свое поведение, а вовсе не находитесь на месте оппонента. К тому же, скрытые мотивы могут быть не только у оппонента, но и у Вас.

Взаимная выгода

По заверениям ученых, у людей есть-таки инстинкт справедливости. То есть люди шкурой чувствуют, когда их пытаются обмануть. В ответ на это обычно возникает агрессия или, на худой конец, обида. А эти эмоции затрудняют возможность договориться мирно. Получается, что обманывать оппонента по конфликту невыгодно прежде всего для самого себя. Мало того, что в этот раз с таким не поделятся ресурсом, да еще и больше не захотят иметь дело. Поэтому в конструктивном разрешении конфликта обязательно нужно следовать принципу справедливости.

Теперь, когда вы поняли желания другого, когда Вы знаете, чего хотите сами, можно приступать к взаимовыгодному решению. Для этого рассматриваем все возможные варианты выхода из ситуации. Удобно устроить так называемый мозговой штурм. Каждый вслух проговаривает свои варианты, они записываются на бумаге. Потом обсуждаются плюсы и минусы каждого варианта и выбирается наиболее приемлемый. Возможно, самый удачный вариант предложит ваш третейский судья. Его взгляд в любом случае самый объективный.

Есть вещи, которые поделить невозможно. Все знают притчу про «соломоново решение» ­- разделить ребенка между двумя женщинами. К счастью, чаще встречаются ситуации, когда можно устранить саму первопричину постоянных конфликтов.

Если в Вашей семье постоянная битва за телевизор, не легче ли купить еще один? Не навороченный плазменный, а обычный, на который хватит средств у любой семьи.

Если необходимость выгулять собаку каждый раз выливается в разбор полетов, может быть Вам не нужен в доме питомец?

Если звук телевизора мешает спать домочадцам-жаворонкам, проявите к ним уважение и купите наушники.

А если Вам лучше будет постоянно конфликтовать, но не покупать второй телевизор, вернитесь к пункту скрытых мотивов. Может у Вас есть более глубокие причины конфликтов и, вредничая, вы неосознанно выражаете недовольство? Может, Вы таким образом повышаете свою значимость или желаете обратить на себя внимание? Поэтому, пожалуй, главное правило поведения в конфликте: прежде чем требовать с других, разберитесь в себе.

При решении конфликта важно помнить, что у него есть и положительная роль. Это опыт общения и сосуществования, опыт устранения противоречия. Благоприятное разрешение конфликта может перевести отношения на другой уровень, повысить доверие между людьми. Да и, согласитесь, приятно чувствовать себя человеком, способным цивилизованно решать проблемы, приятно «расти над собой».

Собираясь дать определение этому понятию, многие подразумевают под ним агрессию, споры и склоки, но оно охватывает более широкую область деятельности человека и не всегда носит деструктивный характер. Интересы сторон сталкиваются в самых разных сферах – трудовой, экономической, социальной и т.д. Что такое конфликт – в этой статье.

Психология конфликта

При отсутствии согласия между сторонами, когда каждая хочет занять позицию, несовместимую или противоречащую интересам другой, возникает столкновение. Понятие конфликта изучает наука конфликтология. Она и выявляет проблему, мотивы, которые побуждают участников к конфронтации, их позиции и цели. Суть конфликтов многообразна, но при этом между участниками всегда возникает напряжение, но при желании можно найти выход из создавшегося положения.

Социология конфликта

В любом обществе неизбежны столкновения, ведь это главное условие развития общества. Причем чем она сложнее, чем больше в ней групп с несовпадающими и взаимоисключающими интересами, тем больше причин для возникновения конфронтации. Решение конфликтов в большей степени зависит от преследуемых субъектами целей и их желания разрешить ситуацию позитивным или негативным образом. Открытую борьбу сторон и реальное противоборство может спровоцировать несовместимость потребностей и ценностей.


Причины возникновения конфликтов

Явление это сложное и многомерное и факторы, его породившие, существенно различаются:

  1. Ценности – духовные, материальные.
  2. Причины конфликтов связаны и с несовершенством разработанной правовой базы.
  3. Дефицит благ, имеющих большое значение в жизнедеятельности человека.
  4. Тем, кто интересуется, почему случаются конфликты, стоит ответить, что из-за особенностей психики. Конфликты в группе возникают из-за устойчивых и поведения.
  5. Плохая информированность. Недостаток знаний в определенных вопросах также ведет к конфронтации.

Плюсы и минусы конфликта

Специалисты много спорят о роли противостояний в обществе и выделяют следующие негативные стороны :

  1. Временные и энергетические затраты, а в ряде случаев и материальные.
  2. Негативные эмоции, которые действуют разрушающе и могут привести к возникновению различных заболеваний. Это свойственно такому явлению, как межличностный конфликт. Внутренняя борьба, когда человек сам не знает, как сделать лучше и правильнее, негативно отражает на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др.
  3. Задумываясь над тем, что такое конфликт, стоит отметить такой минус, как открытая конфронтация, которая нередко приводит к физическим воздействиям и боевым действиям, то есть войне.
  4. Ухудшение отношений и общего социально-психологического климата.
  5. Падение авторитета и снижение производительности труда.

К положительным сторонам относят:

  1. Снятие возникшего напряжения и прояснение ситуации. Выяснив точку зрения оппонента, его проще понять и определить пути выхода из создавшегося положения.
  2. Положительные стороны конфликта включают развитие новых отношений по окончанию спора. Подобное столкновение предоставляет возможность пересмотреть свои взгляды на привычные вещи и начать выстраивать отношения по-новому. , которые случаются у всех, укрепляют брак, если муж и жена заинтересованы в том, чтобы он сохранился. В случае с организацией это приводит к сплочению коллектива, если это не противоречит общегрупповым нормам и основам отношений.
  3. В социальной среде он уравновешивает и стабилизирует ситуацию благодаря дебатам, дискуссиям, компромиссам и пр.
  4. Повышается ответственность сторон.

Виды конфликтов

Столкновение сторон различают по объему и длительности, используемым средствам, источнику возникновения, форме, характеру развития и др. Типы конфликтов в сфере правления:

  • экономические;
  • социальные;
  • политические;
  • организационные.

По способу разрешения они могут быть антагонистичными и компромиссными. В первом случае в процессе противоборства разрушаются структуры всех сторон или же одна предстает победителем, а во втором учитываются интересы всех участников. По составу сторон выделяют:

  • внутриличностные;
  • межличностные и групповые;
  • конфликты в организациях.

Стадии конфликта

В своем формировании столкновение протекает в несколько фаз:

  1. На предконфликтной стадии растет напряженность между сторонами. До определенного момента она протекает скрытно, но при появлении какого-либо инцидента, то есть толчка переходит в открытую форму.
  2. Этапы конфликта включают собственно сам конфликт. Стороны переходят к открытому противоборству и могут как сами бросать вызов, так и отвечать на него. Апогеем является нанесение как можно большего ущерба противнику.
  3. Желающим знать, что такое конфликт и какова его третья стадия, можно ответить, что на этапе разрешения возникает смена ориентиров. С учетом своих возможностей и возможностей противника стороны приступают к поиску путей выхода из создавшейся ситуации, и конфронтация теряет свой накал.
  4. На послеконфликтной стадии возникает временная передышка или прочный мир на основе консенсуса.

Какие существуют стратегии поведения в конфликте?

Настаивая на своем, стороны могут придерживаться следующего курса:

  1. Уход, уклонение или приспособление. В первых двух случаях субъект отказывается что-либо обсуждать, вести переговоры и пр. В последнем он во всем соглашается с другой стороной, боясь предъявить ответные требования.
  2. Стратегии поведения в конфликте включают сглаживание . Поведение сторон может заключаться в принесении извинений, предоставление обещаний и т.п.
  3. Компромисс – это взаимная уступка, а что конфликт такое в данном случае, сейчас будет понятно. При этом каждый из субъектов удовлетворен найденным решением.
  4. Принуждение или конфронтация. Интересы другой стороны и ее мнение не учитываются, идет активное противостояние.
  5. Сотрудничество . Стороны садятся на стол переговоров и совместно ищут пути выхода из тупика.

Последствия конфликтов

Итоги конфронтации могут быть самыми печальными. Конфликты в семье могут приводить к разводу, столкновения в рабочем коллективе – к снижению объемов производимых товаров и услуг. Отрицательные стороны конфликта включают подрыв доверия между сторонами, причем столкновение имеет тенденцию к углублению, расширению и приводит к открытой коллизии, а если это происходит в обществе и мире, то возможна война.

Как избежать конфликта?

Есть очень много способов оградить себя от открытой конфронтации. Нужно повышать уровень своей грамотности и принципиальности. Ведь чем большее значение человек придет морально-нравственному воспитанию, тем сильнее в нем желание разрешить ситуацию мирным путем, не устраивая истерик и не переходя на личности. Осознание конфликта – это уже шаг на пути поиска выхода из него. Еще на самой ранее стадии, когда только возникает напряжение, можно приступить к переговорам, а в дальнейшем производить анализ ситуации и не допускать проблем.

Как разрешить конфликт?

Данный процесс состоит из трех этапов:

  1. Диагностика столкновения.
  2. Поиск стратегии разрешения разногласий.
  3. Выполнение комплекса методов.

Разрешение конфликта начинается с выявления проблемы и ее обсуждения. Необходимо выслушать каждую из сторон и приступить к поиску варианта решения, который устроил бы обоих, тщательно разобрав все его положительные и отрицательные характеристики. Требуется уточнить все детали выполнения договора, варианты действий в случае форс-мажора. В дальнейшем нужно действовать согласно принятому плану.

Методы разрешения конфликтов

Они преследуют цель устранить или минимизировать причины, породившие столкновение, и откорректировать поведение участников:

  1. Внутриличностные методы призваны помочь человеку защитить свои интересы, не ущемляя позиций оппонента.
  2. Структурные методы применяются в организациях и включают разъяснение претензий к работе, существующих систем вознаграждений и наказаний и т.д.
  3. Межличностные методы.
  4. Способы разрешения конфликтов включают переговоры.
  5. Ответная агрессия.

Как не проиграть в конфликте?

В мудрой пословице: «Уступи – будь умнее» заключен весь смысл. Зачастую сделав шаг навстречу, приняв человека со всеми его достоинствами и недостатками, можно выиграть. Правила поведения в конфликте всегда одни и те же – необходимо постараться понять другого, его мотивы, быть честным с собой и терпимым к другим. Иногда полезно привлечь к спору третьего, кто непредвзято оценит ситуацию и установит контакт с каждой из сторон. Ну а самое главное – уважительно относиться к оппоненту и в любой ситуации сохранять лицо.

При слове "конфликт", в большинстве случаев представляется негативная картина. Вот несколько определений слова “конфликт”:

1. Конкурентное или противостоящее действие. Антагонистическое состояние (как расходящихся идей, интересов или лиц);

2. психологическая борьба в результате несовместимых или противоположных потребностей, желаний и мнений;

3. враждебный настрой: борьба, сражение, война;

4. стремление к несовместимым целям, таким образом, чтобы прибыль в одну сторону произошла за счет другого. Это плохая конфликтная ситуация. Как правило, данная ситуация рассматривается как негативный аспект, влекущий за собой раздоры, дисгармонию и враждебность. Когда кто-то выигрывает, а кто-то теряет, происходит классический сценарий выигрыша/проигрыша.

Что касается организаций, то в этом случае конфликт является разногласием между сотрудниками, отделами, менеджерами или группами людей в пределах субъекта предпринимательской деятельности. Разногласия могут возникнуть из-за различий в точках зрения, идеологии или нездоровой конкуренции, которая могла дать положительные или отрицательные последствия. Независимо от типа или уровня конфликта, ряд основных функциональных и дисфункциональных последствий могут возникнуть в результате конфликта.

Конфликты часто возникают в результате слабых мест в организации. Слабость может быть заключена в недостатках характера работников, нехватке ресурсов, неправильном выполнение рабочего процесса. Вместо того, чтобы просто наблюдать за конфликтом и ждать когда он закончится, менеджеры должны определить, почему возникает конфликт и искать пути его решения.

Конфликты позволяют увидеть, как сотрудники реагируют на проблемные ситуации и помогают менеджеру увидеть сильные и слабые стороны характера своих работников. Управляющий может определить, какие из его сотрудников, например, лодыри, плохо выполняющие свои обязанности или лидеры, решающие проблемы. Это поможет определить потенциальных кандидатов для продвижения по службе или сотрудников, которые должны быть уволены.

Хотя термин “конфликт”, как правило, ассоциируется с негативными аспектами, сам конфликт не является по своей природе ни хорошим, ни плохим. На самом деле, возникающий конфликт может иметь положительное влияние на отношения сотрудников и успех организации.

Позитивные аспекты конфликта

  • Конфликты побуждают работников расти
  • Конфликт способствует выявлению существующих проблем в организации
  • Конфликт способствует созданию более эффективного взаимодействия и сплоченности среди работников
  • Конфликт создает новые идеи, альтернативы решения различных проблем, связанных с организацией
  • Конфликт помогает отслеживать межличностную и межгрупповую динамику в коллективе, в результате чего атмосфера остается свежей и отражает текущие интересы и реалии
  • Конфликт служит препятствием преждевременному групповому принятию решения, заставляя участников в процессе сопоставлять различные точки зрения, в ходе которого будет выбран наилучший вариант исхода событий,
  • Конфликт между группами производит внутригрупповое единство, т.к. конфликт дает возможность для расширения сотрудничества внутри группы во время работы в направлении общей цели организации
  • Конфликты позволяют увидеть, как сотрудники реагируют на проблемы, что позволяет определить тип личности работника, его сильные и слабые стороны

Отрицательные аспекты конфликта

  • Бизнес может потерять драгоценное время и ресурсы в периоды конфликтов. Вместо того чтобы сосредоточиться на достижении поставленных целей, сотрудники тратят время на спорные вопросы. Неправильное использование ресурсов может нести весьма угрожающие масштабы, когда конфликтующие стороны участвуют в "войне"
  • Конфликты могут иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для физического и психологического здоровья людей. Стресс и эмоциональные столкновения снижают производительность трудящихся, и, в конечно счете, прибыльность бизнеса
  • Создание неэффективных рабочих групп
  • Снижается производительность труда
  • Снижается доверие и поддержка между членами организации

Есть пять стилей разрешения конфликтов, которые используют люди во время спора или конфликта:

  • Избегание
  • Приспособление
  • Соперничество
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Избегание (низкая напористость / низкое сотрудничество) - когда оппонент не имеет никакого желания сотрудничать и не желает высказать свои желания или замечания.

Приспособление или уступка (низкая напористость / высокое сотрудничество) - рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Соперничество (высокая напористость / низкое сотрудничество) - когда оппонент не имеет желания сотрудничать и очень сильно хочет заявить о своих собственных потребностях, его конфликтный стиль ответа будет конкурентоспособным.

Компромисс (средняя напористость / среднее сотрудничество) - оппоненты завершают конфликт частичными уступками.

Сотрудничество (низкая напористость / высокое сотрудничество) - считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Положительный конфликт очень полезен в групповых обсуждениях. Когда персонал сталкивается с конфликтом, большинство здоровых групп будет искать дополнительную информацию, чтобы решить спор. Поскольку было выражено несогласие, будет проведен более тщательный подбор информации. Когда группа принимает решение, оно будет основываться на дополнительной информации, которая, вероятно, не была бы получена, если бы конфликт не произошел.

Даже если некоторые из чувств, порожденные конфликтом могут быть отрицательными, разногласие поможет принять активное участие в обсуждении некоторых участников, дабы они не оставались апатичными и были включены в работу.

Положительные конфликты трудно определить, но когда менеджер видит, что творческие работники спорят о хороших идеях, которые должны помочь компании, то у него будет положительный результат конкуренции. Инициативные люди склонны мотивировать друг друга, чтобы работать на более высоком уровне. Иногда эта мотивация может перейти в спор или конфронтацию, но конечным результатом является то, что обе стороны будут работать на максимальном уровне производительности. До тех пор, пока менеджер может найти способ сохранить конфликт здоровым, все идет на пользу.

Так как руководителю можно сделать конфликт положительным между своими работниками? При разрешении конфликтов, сосредоточить внимание на поиске путей, которые позволят всем людям "победить". Как правило, в конфликте одна сторона выигрывает за счет другой. Конфликт становится нездоровым, где одна сторона является победителем, а другая проигравшей.

Конфликты и разногласия между работниками могут обеспечить преимущества для хороших менеджеров. Конфликты позволяют определить проблемы, которые нужно решить, чтобы помочь укрепить организацию. Конфликты могут также вызвать проблемы, которые нанесут ущерб предприятию.

Хотя многие из нас склонны рассматривать конфликт как нечто отрицательное, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые возникают как в процессе, так и в результате взаимодействий между конфликтующими лицами или группами.

Список литературы:

  1. Бернард Майер. Динамика конфликта: Руководство по вопросам участия и вмешательства. (Jossey-Bass, 2012)
  2. Дин Г. Прюитт и Джеффри З. Рубин. Социальный конфликт, - 2004
  3. Уильям В. Уилмот и Джойс Л. Hocker, межличностный конфликт

Конфликт – столкновение различных интересов, естественный процесс, с которым встречается каждый человек в своей жизни. Конфликт предполагает наличие инцидента – совокупности обстоятельств, служащих основанием для спора, после которого начинается открытое противостояние.

Плюсы и минусы конфликта.

Понятие конфликта обычно ассоциируется с негативным опытом. Но как ни странно, этот процесс имеет и положительные стороны. Итак, минусы конфликта:
расход сил, времени и энергии;
выход негативных эмоций;
ухудшение психологического климата;
ухудшение отношений;
снижение результативности работы;
падение авторитета при неправильном и несвоевременном разрешении конфликта.

Достоинства конфликта:
знакомство с истинным лицом человека;
развитие отношений после разрешения спора;
объединение единомышленников;
снятие возникшего напряжения;
прояснение ситуации;
повышение ответственности.

Как подготовиться к разговору.
В процессе разговора возможно полное или частичное разрешение конфликта. Предпочтительнее первый вариант, так как неполное разрешение конфликтной ситуации вызывает ее возобновление и обострение.

Абсолютно неразрешенный конфликт может усугубить обстановку и отдалить стороны друг от друга еще больше, поэтому необходимо приложить усилия для своевременного разрешения противостояния. Однако не стоит начинать беседу с оппонентом без предварительной подготовки. Как следует настроиться на разговор?

Помните о том, что изменить другого человека намного сложнее, чем измениться самому. Будьте честны с собой и признайте, что разрешение конфликта потребует от вас признания в допущенной ошибке или в своем недостатке. Подумайте о том, нужна ли вам сейчас отдаленность от этого человека. Вспомните все положительные качества соперника и определитесь, что вы будете делать, если с его стороны не будет попытки наладить отношения.

Разрешение конфликта.
Разговор по разрешению конфликта лучше начинать, когда эмоции немного утихнут. Лучше этого не делать после трудного дня или на голодный желудок. Как известно, во время еды в крови повышается сахар, что способствует умиротворению человека. Он делается добрее, мягче, жизнерадостнее. С ним будет проще обсудить возникшие проблемы.

Приступив к разговору, не набрасывайтесь на человека. Начните с того, что вы сами неправы. Говорите спокойно, покажите свое уважение к собеседнику. Расскажите о том, как вы видите возникшую проблему. Уточните, что вы поняли со слов оппонента. Часто мы просто не так понимаем сказанное нам во власти эмоций. Спросите его, в чем он видит возможность разрешения конфликта.

Теперь о том, чего нельзя делать во время разговора. Никогда не вешайте ярлыки на собеседника и не обобщайте. Не унижайте его достоинства. Выслушивайте. Избегайте фраз типа «Ты никогда не станешь…», «Ты неисправим». Избегайте угроз и не выставляйте себя в роли жертвы.

И, главное, будьте искренни. Человек всегда чувствует лесть. А конфликт, каким бы он ни был, разрешить можно. Важно, чтобы обе стороны (или хотя бы одна) к этому стремились.