Московский государственный университет печати. Стилистические особенности односоставных предложений

Контрольная работа по главе II

I вариант

I . Тест

поликультурный ?

А) двухкультурный В) многокультурный

Б) разнокультурный Г) межкультурный

плюрализм » ?

А) это всё то, что создано в результате деятельности человека;

Б) это разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур при сохранении своей самобытности;

В) это возникновение трудностей понимания в реальном общении представителей другого народа из-за языкового барьера, незнаний традиций, правил этикета другого народа;

Г) это мирное сосуществование разных мировых культур, уважительное отношение представителей разных культур друг к другу и признание культурной самобытности каждого народа.

межкультурная коммуникация… »

А) возникает при изучении языка, знакомстве с книгами и фильмами, традициями, обычаями другого народа;

Б) это сфера духовной жизни людей;

В) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур;

Г) это предметы и явления культуры, морали, нравственности

1.4. Укажите соответствия

А) Хочу быть учёным! 1) безличное

Б) Цыплят по осени считают. 2) неопределённо-личное

В) В комнате прохладно. 3) определённо-личное

Г) Зима. Мороз и солнце! 4) обобщённо-личное

Д) Приедут поздно. 5) назывное

А) прик…саться, з…ря, накл…ниться В) мес…ный, поз..ний, учас…ливый

Б) пок…рать, согл…ситься, комн…та Г) осв…щённый тыс…челетиями, т…лега

А) д…йти, под…рожник, под…рок В) пр…глушить, пр…менить, пр…вередливый

Б) ра…чётливый, бе…вкусный, чере…чур Г) раз…скать, вз…мать, под…тожить

НН

На всех полках, краше(1)ых белой краской, были развеша(2)ы пучки сушё(3)ой малины – великолепного потого(4)ого средства.

СЛИТНО

А) Вначале мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а В(ПОСЛЕДСТВИИ) очень подружились.

Б) Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить ЗА(ЧЕМ) это нужно было сделать.

В) (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Г) КТО(ТО) из туристов идёт (ПО)ЭТОМУ берегу реки, остальные ждут всех на другом берегу.

1.9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

А) мини(юбка), (полу)шубок, (пол) чайной ложки

Г) (юбка) макси, (вице) президентский, (санкт) петербургский

Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

II. Практикум

От общения с этим человеком я словно набираюсь сил, делаюсь даже выше, сильнее.

Из 1400 африканских языков по меньшей мере 250 находятся под угрозой исчезновения.

Большинство класса (согласилось/согласились ) с моим решением.

2.4. В данном предложении нарушены синтаксические нормы. Запишите его правильный вариант

III . Сочинение-миниатюра

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

II вариант

I . Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный ?

А) межкультурный В) двухкультурный

Б) многокультурный Г) разнокультурный

1.2. Каково лексическое значение выделенного слова в словосочетании «культурный плюрализм » ?

А) возникновение трудностей понимания в реальном общении представителей другого народа из-за языкового барьера, незнаний традиций, правил этикета другого народа;

Б) всё то, что создано в результате деятельности человека;

В) мирное сосуществование разных мировых культур, уважительное отношение представителей разных культур друг к другу и признание культурной самобытности каждого народа;

Г) разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур при сохранении своей самобытности

1.3. Укажите правильное продолжение определения понятия « межкультурная коммуникация… »

А) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур

Б) это предметы и явления культуры, морали, нравственности;

В) это сфера духовной жизни людей;

Г) возникает при изучении языка, знакомстве с книгами и фильмами, традициями, обычаями другого народа

1.4. Укажите соответствия

А) Под утро немного потеплеет. 1) безличное

Б) Не в свои сани не садись. 2) неопределённо-личное

В) Не бойся его. 3) определённо-личное

Г) Москва! Москва!.. 4) обобщённо-личное

Д) Их не встретили в аэропорту. 5) назывное

1.5. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) Пож…рным долго не уд…валось ликвидировать очаг возг…рания в библии…теке.

Б) Ком…тет отб…рает л…цензию у недобросовестных поставщиков продуктов п…тания.

В) на ц..р..монии открытия ол…мпиады заж…гают ол…мпийский фак…л.

1.6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) из(?)ян, об(?)ятия, с(?)экономить, бул(?)он

Б) …жигать, ра…чёт, чере…чур, бе…ценный

В) пр…ветливый, пр…терпеть, пр..говаривать, пр…датель

1.7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.

1.8. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, имена учёных составляют славу своего народа ТАК(ЖЕ), как имена художников, поэтов, музыкантов.

Б) (В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.

В) Имейте (В)ВИДУ: он всё равно всё сделает (ПО)СВОЕМУ.

1.9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно

Б) иван(да)марья, средне(вековый), рыба(треска)

В) (кисло)солёный, (макси)юбка, (пол)апельсина

Г) дет(сад), (стале)литейный, (остро)носый

1.10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и тёмных дебрей (2) замирает на (3) ярко озарённой (4) дороге.

II . Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Идёт дождь или даже снег, а я плаваю в горячих водах озера, забывая обо всём.

2.2. Спишите, числа записывайте словами

На 96 % всех языков говорит около 3% населения мира.

2.3. Выберите правильный вариант формы сказуемого

С начала событий (прошёл/прошли ) двадцать один день.

2.4. Найдите предложение, в котором НЕ НАРУШЕНА лексическая сочетаемость

Б) На заводе выпуск новой продукции усвоили в срок.

III . Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

III вариант

I . Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный ?

А) многокультурный В) разнокультурный

Б) межкультурный Г) двухкультурный

1.2. Укажите правильное продолжение определения понятия « межкультурная коммуникация… »

А) это предметы и явления культуры, морали, нравственности;

Б) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур;

В) это сфера духовной жизни людей

1.3. Укажите соответствия

А) Кустики с фиолетовыми соцветиями. 1) безличное

Б) От добра добра не ищут. 2) неопределённо-личное

В) Здесь дрессировали собак. 3) определённо-личное

Г) Зайдём к нам. 4) обобщённо-личное

Д) Речку сковало льдом. 5) назывное

1.4. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

Информ…тивный, утр…мбовать, посв…щение поэту, осн…щение

1.5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) пред…стория, по…щу (место) Г) нед…стача, р…зыскал

Б) бе…цветный, …гибать Д) соб…ётся, об…ятия

В) пр…ютил, пр…клонный (возраст)

1.6. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ому откосу.

1.7. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) (НА)КОНЕЦ встреча состоялась, ТАК(ЧТО) все проблемы были решены.

Б) Он труженик и (ПО)ЭТОМУ успешен, (ЗА)ТО честолюбив не в меру.

В) Вы не правы, (ПО)СКОЛЬКУ нельзя осуждать человека только (ЗА)ТО, что вы не разделяете его убеждений.

1.8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

II . Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Читаю Зощенко, Ильфа и Петрова и испытываю удовольствие уже только от того, как рядышком стоят слова, как всё это безумно талантливо и остроумно написано.

Никто (не получил/не получили ) высшего бала.

III . Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

IV вариант

I . Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный ?

А) разнокультурный В) межкультурный

Б) многокультурный Г) двухкультурный

1.2. Укажите соответствия

А) Вас ждут в понедельник. 1) безличное

Б) В лес дрова не возят. 2) неопределённо-личное

В) Несколько тетрадей в линейку. 3) определённо-личное

Г) Работаю сегодня с трудом. 4) обобщённо-личное

Д) Ах, как грустно! 5) назывное

1.3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) не…добровать, …десь Г) по…пущу, пре…верие (праздника)

Б) пр…следует, пр…дать (значение) Д) без…языкий, в…ётся

В) без..мянный, вз..мать

1.4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Входим в стари(1)ый дом – тёмная кухонька, заставле(2)ый склянками подоко(3)ик, краше(4)ый тёмной краской пол, на стенах образа в серебря(5)ом окладе.

1.5. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) ВСЁ(ТАКИ) любовь, если она настоящая, остаётся в человеке (НА)ВСЕГДА.

Б) Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.

В) (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ)он слово.

1.6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

А) (юбка) мини, (полу)шубок, (пол)чайной ложки

Б) иван(да)марья, древне(русский), рыба(пила)

В) (кисло)солёный, юго(запад), (пол)яблока

II . Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Я сижу на перилах балкона и слежу, как тихо идут по реке парусные суда.

2.2. Выберите правильный вариант формы сказуемого

У меня (была/были ) тысяча причин не приходить снова.

2.3. Найдите предложение, в котором НАРУШЕНА лексическая сочетаемость

А) Мне не хочется говорить об этом по вполне понятной причине.

Б) Щенок оказался понятливым и покладистым.

В) На улице стоял нетерпимый холод.

III . Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (реже – другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно. Любишь кататься люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

А.М. Пешковский писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме». В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А.М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями. А.А. Шахматов рассматривал данный тип предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял.

В современном русском синтаксисе статус обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. В исследованиях нет единого взгляда на грамматическую природу и специфику односоставных глагольно-личных предложений, отсюда различия в их классификации, поскольку основанием служит преимущественно семантический принцип. Природу синтаксической единицы прежде всего удастся объяснить с грамматической точки зрения, не абсолютизируя семантический критерий.

Одни лингвисты выделяют среди односоставных глагольно-личных предложений три самостоятельных типа: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные (А.А. Юдин, Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева, С.И. Сятковский, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев и др.), другие – два: определенно - и неопределенно-личные (А.А. Шахматов, В.И. Борковский, Л.В. Щерба,
Е.С. Истрина и др.) или неопределенно- и обобщенно-личные (А.М. Пешковский, С.И. Абакумов, В.М. Березин и др.).

По такому же принципу классифицируются односоставные глагольно-личные предложения и в учебно-методической литературе, но авторы (Е.М. Галкина-Федорук, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев, Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, А.Ф. Кулагин) по-разному определяют круг грамматических структур для каждого из трех типов глагольно-личных предложений. Что касается учебно-методических руководств для школ и педучилищ, то в них представлены два типа глагольно-личных предложений. Все это создает в преподавательской практике большие трудности: во-первых, в разграничении неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений при омонимичности форм сказуемого; во-вторых, определении разновидностей определенно-личных предложений. Так, предложение Любят летчиков у нас.. . (Твардовский). А.Г. Руднев приводит как пример неопределенно-личных конструкций, а А.К.Федоров считает это предложение обобщенно-личным.



Не меньший разнобой существует в квалификации предложений со сказуемым-глаголом в форме 1-го лица мн. числа и повелительного наклонения. Так, предложение Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (А. Пушкин). Одни ученые (А. Н. Гвоздев, А.М. Финкель, Н.М. Баженов) относят к определенно-личным предложениям, а пословичные выражения Поживем – увидим, а нет, так услышим; Готовь летом сани, а зимой телегу некоторые относят к обобщенно-личным предложениям (Е.М. Галкина-Федорук, А.Г. Руднев), А.М.Земский, Н.С. Валгина часть подобных конструкций квалифицируют как обобщенно-личные предложения, а другие (Будем мир беречь ) – как определенно-личные предложения.

По личным формам глагольного ска­зуемого можно установить производителя действия – это второе лицо. Однако это второе лицо в подобных предложениях восприни­мается как обобщенное: Неодолимы воспоминания детства в часы затишья, когда остаешься наедине с самим собой (Перв.).

Значительно реже встречаются обобщенно-личные предложения со сказуемым в форме других лиц, поскольку не все лица в одинаковой степени способны к обобщению.

Обобщающий характер деятельности людей, обязательность и бесспорность положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках благодаря их переносному значению и афористическому характеру. В.В. Бабайцева для таких предложений предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными а по семантике являются неопределенно-обобщенными».

В основном обобщение в этих лицах встречается в пословицах и поговорках. Например:

а) в форме 1-го лица ед. ч.: Чужую беду рука­
ми разведу, а к своей ума не приложу
(посл.);

б) в форме 1-го лица мн. ч.: Что имеем, не храним, потерявши плачем .

в) в форме 3-го лица мн. ч.: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.);

также форма 3-го лица получает обобщенное значение на уровне неопределенности: действие соотносится с любым неопределенным лицом, действие принадлежит другим, многим, любым лицам: – Ты чего? – спросила Клава… – Или потеряла что? – Потеряла, – сказала Даша. – Потеряла я колечко, потеряла я любовь. – Теряют то, что не хранят, – отозвалась Клава наставительно (Вл. Лидин). Говорящий сообщает о факте реальной действительности, относящемся к неопределенным лицам, но включает и себя (1-е лицо) и собеседника (2-е лицо) в число тех, на кого распространяется это обобщенное замечание.

– Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия: Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов).

– в обобщенно-личных предложениях легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, формы глагола в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи;

По мнению А.М. Пешковского, предложения, главный член которых выражен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность»: Из песни слова не выкинешь (посл.); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь, не спрячешься (Ю. Нагибин);

– Сема обобщенности действующего субъекта способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица ед. ч. представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего: Испытываешь нечто вроде стыда, когда чувствуешь себя несчастливым в виду иных несчастий (А. Грин).

– Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица мн. числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.).

– Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма 1-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем не храним, потеряем плачем (посл.).

– Могут быть выражены глаголом в форме повелительного наклонения : Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.).– Особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие: Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков). Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения различные смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям: Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.).

2) допущения возможности или невозможности действия: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин).

3) действия, оцениваемого иронически: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли: Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

Сообщая о событиях в прошлом, говорящий отодвигает свою личность на задний план, подчеркивая картины прошлого. При­надлежность действия говорящему, 1-му лицу, несомненна, так как в таких предложениях 2-ое лицо может быть свободно заменено 1-м. Но такая замена хотя и возможна, но не адекватна, так как она лишает глагол, а вместе с ним и все предложение его обоб­щенного характера: Нет для наших девушек за­бавы милее, как собирать ландыши. Идешь по сплошным ландышевым листьям, крупным, светло-зеленым и прохладным. А цветов мало: словно только что кто-то прошел здесь и все сорвал. Но опустишься на колени, нагнешь голове) ниже, глянешь снизу и сбоку, и увидишь тут, и там, и там, – ах, у самых ко­лен твоих, у самой руки! – везде, везде, спрятанные под листья­ми, светятся жемчужные шарики ландышевого цвета! (Пан.). Здесь говорящий относит действие к себе, но он не противоставляет себя другим, а объединяется с ними, его действие выставляет­ся как типическое при подобных обстоятельствах для многих или для всех; в этом сказывается обобщающий характер этой кон­струкции.

Обобщенно-личные предложения с глаголом в форме 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения могут быть при­даточными в составе сложного предложения, где они иногда приоб­ретают характер устойчивых сочетаний с обобщенным значением лица деятеля. Например: Вы поэт, так же, как и я; а что ни говори , поэ­ты – славные ребята ! (П.).

Отличие от других односоставных предложений с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие . Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой – там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.

Обобщенно-личные предложения существуют в специальных контекстах:

1) Передают значение вневременности – в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах – всегда будешь помнить их.

2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).

3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.

4) Обозначают действия говорящего – в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь – там прошлого нет и следа… (М. Лермонтов).

Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены:

в описаниях , когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного протекания действия или проявления состояния: Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.);

в критических статьях, в публицистике предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.);

иногда используются и в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия: По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты;

в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.);

в очерковой литературе : Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира не заметишь.

Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Они широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают условие для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – всё стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин).

Обобщенно-личные предложения используются со стилистиче­ской целью. Это удобная форма передачи личных переживаний, настроений, воспоминаний, обращения к читателю, выражения об­щих суждений, пожеланий, советов

Обобщенно-личные предложения - это предложения, в которых действия, выраженные глаголом, относятся к любому лицу, носят обобщающий характер. Примером могут служить пословицы, известные нам с детства:

Век живи - век учись.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.

Сказуемое в обобщенно-личном предложении выражено глаголом в форме второго лица единственного числа:

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слезами горю не поможешь .

Бывает, что сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме третьего лица множественного числа в изъявительном наклонении:

Снявши голову, по волосам не плачут .

После драки кулаками не машут .

Иногда в обобщенно-личных предложениях встречаются сказуемые в форме глагола первого лица множественного числа изъявительного наклонения:

Что имеем - не храним , потерявши - плачем .

Сказуемое также может быть выражено глаголом в форме первого лица единственного числа изъявительного наклонения:

Чужую беду руками разведу , а к своей и ума не приложу .

Распространены обобщенно-личные предложения, в которых сказуемое выражается глаголом в форме повелительного наклонения:

Век живи - век учись .

Семь раз отмерь - один раз отрежь .

Такие предложения могут выступать в роли придаточных в составе сложноподчиненного предложения:

Хоть убей - следа не видно .

По своей сути они потеряли значение придаточного предложения и превратились в устойчивые или идиоматические сочетания, при письме они выделяются запятыми или тире:

Куда ни сунься - тут как тут.

Такие предложения характерны только для разговорного стиля речи.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение неких общих суждений, поэтому они широко используются в народных пословицах и поговорках:

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Из песни слова не выкинешь.

Распространены обобщенно-личные предложения и в описаниях при создании картины в типичных ситуациях:

А то велишь запрячь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (И.С. Тургенев).

В критических статьях и публицистике обобщенно-личные предложения помогают придать суждениям большую объективность:

Читая заметки литератора, мы особо явственно осознаем значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружалиха», для нашей послевоенной прозы.

Несмотря на то что обобщенно-личные предложения чаще всего используются в разговорном и в художественном стилях, отдельные разновидности таких предложений можно встретить и в научном стиле. Они употребляются при указании обычности того или иного действия:

Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой змейкой.

В художественных произведениях обобщенно-личные предложения могут являться приемом, с помощью которого автор передает свои чувства и мысли, заставляя читателя сопереживать:

Ляжешь, а горькая дума

Так и не сходит с ума…

Голову кружит от шума. (С.А. Есенин)

Обобщенно-личные предложения могут иметь форму двусоставного предложения, в котором подлежащее выражено личным местоимением:

Вы входите в лес, вас сразу охватывает прохлада, вы медленно идете по опушке.

В этих предложениях подлежащее «вы» относится не к какому-то конкретному лицу, а носит обобщающий характер, потому и предложения являются обобщенно-личными.

Мы с вами выяснили, что односоставные обобщенно-личные предложения используются, когда нужно представить действие, носящее обобщающий характер, не относящееся к какому-то конкретному лицу. Особенно широко они используются в разговорной речи, стилистические особенности позволяют использовать их в художественной литературе и в научном стиле. Эти предложения помогают придать высказываниям большую объективность.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля,: Изд-во Московского университета, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.. Чешко Л.А.. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,: Просвещение, 2013
  3. Тесты Обобщенно-личные предложения ().
  1. Terver.ru ().
  2. Lingvotech.com ().
  3. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

  1. Дать определение обобщенно-личным предложениям, привести примеры.
  2. Каково основное назначение обобщенно-личных предложений?
  3. Как вы думаете, есть ли продолжение всем известной русской пословицы: «Век живи, век учись»? Если «да», то какое; если «нет», то почему?

Синтаксическая стилистика изучает вопросы организации языковых средств внутри текста в соответствии с его содержанием, целями создания и композицией.

Синтаксические единицы характеризуются функционально-стилевой закрепленностью: одни используются в книжных стилях, другие – в разговорном. На синтаксическом уровне ярко проявляется экспрессивная окраска речи.

Стилистика начинается там, где начинается возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций.

Важнейший аспект синтаксической стилистики представляет стилистическая оценка синтаксических средств языка, выявляющая их функционально-стилевую закрепленность и экспрессивные возможности. При этом, в центре внимания находится синтаксическая синонимия .

Изучение стилистического использования различных типов предложений выдвигает на первый план функционально-стилевой аспект. Для стилистической оценки того или иного типа предложений важно определить его употребительность в различных стилях речи. Каждому функциональному стилю свойственны свои особенности синтаксических построений, свои типичные конструкции, которые вводятся в художественное произведение и взаимодействуют в нем со специальным стилистическим эффектом. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Для научного стиля, например, показательно преобладание двусоставных личных предложений (их частотность – 88,3% от числа всех простых предложений), среди односоставных преобладают обобщенно- и неопределенно-личные (5,7%), безличные употребляются реже (4,7%). Для разговорной речи характерны избыточность синтаксического построения, перераспределение границ предложения, эллиптические предложения, смещенные конструкции, в которых конец предложения дается в ином синтаксическом строе, чем начало, и, наконец, обособленные друг от друга элементы одного и того же высказывания.

Личные конструкции всегда содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности.

При стилистическом анализе разных типов предложений важно также показать их экспрессивные возможности , от которых зависит обращение к той или иной конструкции в определенной речевой ситуации. Русский синтаксис предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли. Например, при соответствующей интонации стилистический прием тавтологического сочетания придает выразительность высказыванию «Учитель должен учить». Однако ее можно усилить, избрав более эмоциональные синтаксические конструкции:


1. Обязанность учителя – учить.

2. Учитель должен быть учителем.

3. Учителю надо учить.

4. Ты учитель - и будь учителем!

5. Ты учитель – ты и учи!

6. Что же учителю делать, как не учить!

7. Кому и учить, как не учителю?

Степень интенсивности от первого предложения к последующим нарастает, что влияет на их использование в речи. Примеры 1-3 могут быть употреблены в книжных стилях (первая конструкция тяготеет к официально-деловому стилю). В 4-7 предложениях выделяется яркая экспрессия, придающая им подчеркнуто разговорный и просторечный характер.

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений:

Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

Нередко синонимируются разные типы односоставных предложений:

Определенно-личные – безличные:

Не мучь меня больше;

Не надо мучить меня больше;

Неопределенно-личные – безличные:

Близким говорят правду;

Близким принято говорить правду;

Обобщенно-личные – безличные:

Говори. Да не заговаривайся;

Говорить можно, да не надо заговариваться;

Номинативные – безличные:

Не нагнать тебе бешеной тройки;

Невозможно нагнать тебе бешеную тройку;

Богатство вариантов создает широкие возможности для стилистического отбора синтаксических конструкций. Синтаксические синонимы не равнозначны в стилистическом отношении.

Определенно-личные (односоставные) предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты.

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетным заголовкам, например: «Не верь глазам своим!».

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-ого лица множественного числа, широко используются в научном стиле, например: «Проведем прямую». В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует восприятия читателя: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям.

Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи более спокойный тон, делает ее более вялой. Двусоставные предложениям с подлежащим, выраженным местоимением, используются, когда необходимо подчеркнуть значение 1-ого или 2-ого лица как носителя действия («Ты живешь в огромном городе» или «Он живет в огромном городе»). В подобных случаях подлежащее-местоимение выделяется в устной речи ударением.

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделяли их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций – разговорная речь (например, «Продают клубнику»), откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации. Например: «Идет. Ему коня подводят» (А.С.Пушкин). Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Например, предложение из научно-популярной книги: «Рейн не раз отравляли промышленными отходами». Для употребления неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие, например: «Сейчас за вами придут». Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное, например: «Меня в кино пригласили».

Подчеркнутая глагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле, например: «Сообщают из Киева…» или «Неугодных убирают».

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например: «Полученную массу охлаждают».

В официально деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными: «У нас не курят», а также с инфинитивными: «Не курить!». При сопоставлении таких конструкций, очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениям.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: «Сердцу не прикажешь», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям, обретают народно-поэтический оттенок.

Наиболее характерной формой сказуемого в таких конструкциях, придающей высказываниям яркость и экспрессивность, является форма 2-ого лица единственного числа: «Поспешишь – людей насмешишь». Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений – миниатюр русского фольклора. Действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: «Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня…» (С.Есенин).

Наименее экспрессивны конструкции со сказуемым в форме 3-его лица множественного числа: «Льет дождь» или «… как только в раннем детстве спят». В последнем примере дается указание на действие, которое может принадлежать всякому (каждый в детстве так спит). Эта структурная схема находит применение и в научном стиле.

Яркая экспрессивность обобщенно-личных конструкций ограничивает их функционирование. Такие конструкции наиболее характерны для разговорной и художественной речи.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть характерные для устной речи конструкции: «Хочется есть!», «Больно!». Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» (М.Ю.Лермонтов). Есть предложения, используемые в публицистической речи: «Строителям предстоит возвести новый жилищный комплекс». Отдельные типы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: «Известно, что…», «Приходится признать, что…».

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: «От судьбы не уйти», «Быть бычку на веревочке!». Поэтому они используются в пословицах, художественной речи, эта конструкция приемлема также для лозунгов: «Работать без брака!». Однако основная сфера функционирования таких конструкций – разговорный стиль: «А не вернуться ли нам?», «Берега не видать».

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: «Ну, куда тебе со мною тягаться!».

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: «Светить всегда, светить везде!» (В.В.Маяковский). При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: «Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя…» (С.Есенин). Подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета. Номинативные предложения отражают одно мгновение: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (А.С.Пушкин). Линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении: «Какая ночь!».

Использование номинативных предложений стало важным художественным приемом. Номинативные предложения прекрасно передают динамизм, выхватывая из развернувшейся панорамы главные штрихи, детали обстановки, способные отразить трагизм событий: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда …» (А.Т.Твардовский). Описание, построенное из двусоставных предложений, будет казаться растянутым, обремененным несущественными подробностями. В таких случаях номинативные предложения явно предпочтительнее.

Номинативные предложения используются и журналистами, которые видят в них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера: «Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Раскрытый дерн под ногой». Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этих конструкций. К ней обращаются и авторы научно-популярных книг.

Стилистические возможности русского синтаксиса расширяются и благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные , имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску. Неполные предложения, представляющие собой реплики и ответы в момент беседы, характерны только для синтаксиса устной речи. Неполные предложения, образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения:

Проедешь одна?

С отцом.

Однако обращение к контекстуально неполным предложениям в публицистическом стиле весьма ограничено, а в других книжных стилях практически невозможно. Здесь даже при диалогизации используются полные предложения, характерные для синтаксиса письменной речи.

Эллептические предложения являются средством передачи эмоциональности речи. Эллептические конструкции придают описаниям особый динамизм: «Назад, домой, на родину …» (А.Н.Толстой), «Я к ней, а он в меня раз из пистолета» (А.Н.Островский). Полные предложения, имеющие сказуемые со значением движения, побуждения, желания, восприятия, бытия и др. значительно уступают им в экспрессии.

Предложения с пропуском слов, не представляющие ценности в информативном отношении, получили большое распространение и в газетном языке: «К вашему столу», «Только для женщин». В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания. Разнообразные эллипсы, используемые в заглавиях, формулируют мысль в предельно сжатой форме, обладают экспрессивной окраской, что останавливает внимание читателя. Однако увлечение подобными неполными предложениями таит в себе и опасность: может возникнуть неясность.

Cтраница 2 из 3

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.

Например:
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив.
Все во мне
(И. А. Бунин);

Встанет Россия - все споры рассудит...
Встанет Россия - народности сгрудит...

И уж у Запада больше не будет
Брать от негодной культуры росток.
(И. Северянин)

Был тиф, и лед, и голод, и блокада.
Все кончилось: патроны, уголь, хлеб.
Безумный город превратился в склеп,

Где гулко отдавалась канонада
(Шенг.).

Как заметил Д.Э. Розенталь, «Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями ».

Вспомним пушкинские строки:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.
(А. С. Пушкин)

Этот отрывок из «Евгения Онегина » рисует быструю смену картин, предметы поистине мелькают! Но возможности бессоюзия и многосоюзия разнообразны, эти приемы использовал поэт, описывая динамику Полтавского боя:

Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин)

Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи , а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста .

Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая - для бессоюзия в публицистическом стиле.

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект.

Например:
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством ,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством...

(А. Пушкин)

Бессоюзие и многосоюзие как выразительные средства используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.

Стилистическое использование различных типов простого предложения

Русский синтаксис предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли. Например, при соответствующей интонации стилистический прием тавтологического сочетания придает выразительность высказыванию «Учитель должен учить ». Однако ее можно усилить, избрав более эмоциональные синтаксические конструкции:

1. Обязанность учителя – учить.

2. Учитель должен быть учителем.

3. Учителю надо учить.

4. Ты учитель - и будь учителем!

5. Ты учитель – ты и учи!

6. Что же учителю делать, как не учить!

7. Кому и учить, как не учителю?

Степень интенсивности от первого предложения к последующим нарастает, что влияет на их использование в речи. Примеры 1-3 могут быть употреблены в книжных стилях (первая конструкция тяготеет к официально-деловому стилю). В 4-7 предложениях выделяется яркая экспрессия, придающая им подчеркнуто разговорный и просторечный характер.

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Например: Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

Нередко синонимируются разные типы односоставных предложений :

  • Определенно-личные безличные: Не мучь меня больше; Не надо мучить меня больше;
  • Неопределенно-личные безличные: Близким говорят правду; Близким принято говорить правду;
  • Обобщенно-личные безличные: Говори . Да не заговаривайся ; Говорить можно , да не надо заговариватьс я ;
  • Номинативные – безличные: Не нагнать тебе бешеной тройки; Невозможно нагнать тебе бешеную тройку.

Богатство вариантов создает широкие возможности для стилистического отбора синтаксических конструкций. Синтаксические синонимы не равнозначны в стилистическом отношении.

Определенно-личные (односоставные) предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты.

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетным заголовкам, например: «Не верь глазам своим! » .

не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделяли их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций – разговорная речь (например , «Продают клубнику »), откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации.

Например: «Идет. Ему коня подводят » (А.С.Пушкин).

Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле.

Например , предложение из научно-популярной книги: «Рейн не раз отравляли промышленными отходами ».

Для употребления неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие, например: «Сейчас за вами придут ».

Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное, например: «Меня в кино пригласили ».

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией.

Например: Сердцу не прикажешь . Что имеем – не храним , потерявши – плачем .

Строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям, обретают народно-поэтический оттенок.

Наиболее характерной формой сказуемого в таких конструкциях, придающей высказываниям яркость и экспрессивность, является форма второго лица единственного числа.

Например: Поспешишь – людей насмешишь .

Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений – миниатюр русского фольклора. Действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: «Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня… » (С.Есенин).

Яркая экспрессивность обобщенно-личных конструкций ограничивает их функционирование. Такие конструкции наиболее характерны для разговорной и художественной речи.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи.

Среди них есть характерные для устной речи конструкции: «Хочется есть !», «Больно ! ». Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: «И скучно , и грустно , и некому руку подать » (М.Ю.Лермонтов).

Есть предложения, используемые в публицистической речи: «Строителям предстоит возвести новый жилищный комплекс ».

Отдельные типы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: «Известно , что …», «Приходится признать , что… ».

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: «От судьбы не уйти », «Быть бычку на веревочке! ».

Поэтому они используются в пословицах, художественной речи, эта конструкция приемлема также для лозунгов: «Работать без брака! ».

Однако основная сфера функционирования таких конструкций – разговорный стиль: «А не вернуться ли нам? », «Берега не видать ».

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: «Ну, куда тебе со мною тягаться ! ».

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях.

В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: «Светить всегда, светить везде! » (В.В.Маяковский).

При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные (назывные) предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.

Например: Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя… (С.Есенин).

Подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.

Номинативные предложения отражают одно мгновение: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… » (А.С.Пушкин).

Линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении: «Какая ночь ! ».

Использование номинативных предложений стало важным художественным приемом. Номинативные предложения прекрасно передают динамизм, выхватывая из развернувшейся панорамы главные штрихи, детали обстановки, способные отразить трагизм событий: «Переправа , переправа … Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда … » (А.Т.Твардовский).

Описание, построенное из двусоставных предложений, будет казаться растянутым, обремененным несущественными подробностями. В таких случаях номинативные предложения явно предпочтительнее.

Номинативные предложения используются и журналистами, которые видят в них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера: «Тайга , рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник , содранные гусеницами. Раскрытый дерн под ногой ».

Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этих конструкций. К ней обращаются и авторы научно-популярных книг.

Номинативные предложения используются в такой стилистической фигуре, как именительный темы (изолированный номинатив), называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание, как правило, стоит на первом месте.

Например:
Мой мельник...
Ох, этот мельник!

С ума меня сводит он.
Устроил волынку, бездельник,
И бегает, как почтальон
(Ес.).

Москва ! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!
(П.)

При столь своеобразной эмоциональной подаче мысли она разделяется эмфатической паузой; как заметил А.М. Пешковский, «...сперва выставляется напоказ изолированный предмет, и слушателям известно только, что про этот предмет сейчас будет что-то сказано и что пока этот предмет надо наблюдать; в следующий момент высказывается сама мысль ».

ИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ - это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями.

Например:
Москва ! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова. (Л. М. Леонов);

Четвертая симфония, наша симфония, моя симфония , где она? (Ю. М. Нагибин);

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
(А. А. Блок)

Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя или слушателя, а также придавать речи особую патетичность и экспрессивность.

Именительный темы широко используется в художественных и публицистических текстах, в разговорной речи, а также в произведениях научно-популярного характера.

Стилистические возможности русского синтаксиса расширяются и благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску. Неполные предложения, представляющие собой реплики и ответы в момент беседы, характерны только для синтаксиса устной речи.

Неполные предложения , образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения.

Например:
- Проедешь одна?
- С отцом.
- Когда?
- Завтра.

Однако обращение к контекстуально неполным предложениям в публицистическом стиле весьма ограничено, а в других книжных стилях практически невозможно. Здесь даже при диалогизации используются полные предложения, характерные для синтаксиса письменной речи.

Эллиптические предложения являются средством передачи эмоциональности речи.

ЭЛЛИПСИС (в пер. с греч.- недостаток, нехватка) - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.

Например:
- Вот я тебя палашом ! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. В. Гоголь);

И через минуту капитан, Чанг и художник уже на темной улице , где ветер с снегом задувает фонари. (И. А. Бунин)

Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги. (Жук.).

Я за свечку - свечка в печку.
Я за книжку - та бежать...
(К. Чуковский)

Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый динамизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (сравните: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку ).

При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя.
Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы.

Например:
А если уж слишком поэта доймет
Московский, чумной, девятнадцатый год,
Что ж, - мы проживем и без хлеба!
Недолго ведь с крыши - на небо
(М. И. Цветаева)

Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой - водопад из поднебесья... И незыблемо-прочная земля сотрясается, ломается, крошится... Лицом, грудью, животом, коленями в ненадежную землю . (В. Ф. Тендряков)

Помимо создания особой экспрессивности текста, эллипсис может выполнять и другие стилистические функции:

а) придавать началу текста (зачину) интригующий характер.

Например: После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней (И. А. Бунин);

Например: А потом подумаешь: и на нашем глобальном космическом корабле, где тоже одни живут так, а другие эдак (это касается и отдельных людей, и целых государств, и целых наций), перед лицом вплотную надвигающейся экологической катастрофы окажемся все равны: и у президента с последним «работягой», у миллиардера с последним нищим... в конце концов шансы окажутся равными нулю. Утешает. (В. А. Солоухин)

Эллиптические конструкции придают описаниям особый динамизм: «Назад, домой, на родину … » (А.Н.Толстой), «Я к ней, а он в меня раз из пистолета » (А.Н.Островский).

Полные предложения, имеющие сказуемые со значением движения, побуждения, желания, восприятия, бытия и др. значительно уступают им в экспрессии.

От эллипса следует отличать умолчание.

(Перейдите на следующую страницу)