Негативная евгеника. Евгеника: что такое, определение, проблемы и цели науки

Евгеника (от греч. ευγενες - «породистый») - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

Исторический аспект

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, - живьём сбрасывали в пропасть.

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Фрэнсис Гальтон

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье).

Фрэнсис Гальтон

Первые эскизы теории были представлены им в1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

В этот же период были сформированы основные идеиьсоциального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»).

В 1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

XX век

Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых - евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.

Подобные же программы осуществлялись в 1920-1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.»

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени.

В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.

Первый штат, который принял евгенические законы - Индиана (в 1907 году).

Одни из самых жестоких евгенических законов существовали в Северной Каролине. К примеру, стерилизация делалась автоматически всем людям, чей IQ был ниже 70. Также поощрялась стерилизация среди бедняков - за эту операцию им даже платилась премия в 200 долларов.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

В нацистской Германии (1933-1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

  • Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
  • Преследование гомосексуальных мужчин.
  • Лебенсборн - зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
  • «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев).
  • План «Ост» - захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе.

Евгеника и современность

По мнению генетика С. М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

«Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой её основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».

Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности - пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда

В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине - генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней.

Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

Конвенция о биомедицине и правах человека

Страны - члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.

  • Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
  • Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
  • Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит: В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Дарвина, написанного еще в 1859 году, распродавались в считаные дни, а споры о путях эволюции и возможностях на нее повлиять не утихали ни на минуту. За несколько десятилетий, что ученые интенсивно исследовали эволюционный подход, появилось много направлений в биологии, некоторые из которых предлагали активное воздействие на ход эволюции человека.

Евгеника - что такое?

На протяжении всей своей истории человечество использовало селекцию для того, чтобы повышать урожайность сельскохозяйственных культур и производительность домашних животных. Таким образом, история евгеники имеет свои корни в самом желании человека максимально повышать производительность не только животных, но и своего собственного вида.

Отдельной дисциплины, занимающейся научной этикой в XlX веке еще не существовало, поэтому роль главного ограничителя и препятствия на пути улучшения человеческого вида взяла на себя церковь, которая активно критиковала всякие попытки вмешаться в устройство божественного творения.

Таким образом, идеи евгеники состоят в том, чтобы путем целенаправленного отбора произвести улучшение человеческого вида, осуществляя контроль над деторождением и брачными союзами.

Популярность и сомнительная репутация

В первые десятилетия XX века она приобрела такую популярность, что некоторые государства стали задумываться о применении на практике ее основных положений. Так состоялся союз Германской нацистской науки и евгеники. Именно при получили наиболее ужасное распространение такие меры, как принудительная стерилизация, эксперименты над живыми людьми и уничтожение целых групп населения, признанных правительством нежелательными.

Однако евгенические законы применялись и далеко за пределами нацистской Германии. Например, в США в некоторых штатах беднякам и людям с низким IQ предлагали вознаграждение за прохождение добровольной стерилизации. Предполагалось, что люди с нежелательными качествами могут испортить генофонд самим фактом рождения детей.

В первую очередь евгеника - изучающая искусственный отбор, главным объектом которого становится человек. Существуют два способа осуществлять контроль над таким отбором: так называемая позитивная евгеника концентрируется на стимулировании браков, в результате которых рождаются дети с востребованными чертами; негативная генетика основана на исключении рождения детей с дефектами развития или чертами, нежелательными для общества. С развитием диагностических медицинских технологий в арсенале евгеники оказались такие способы контроля рождаемости, как генетические тесты и УЗИ-диагностика.

Вернувшаяся евгеника

Что такое евгенические принципы, становится понятно, если взглянуть на проблему ретроспективно. В первую очередь стоит разобраться со значением самого слова. В переводе с древнегреческого слово переводится примерно как "благороднорожденный". Так зародилось учение евгеника. Что такое искусственный отбор, стало понятно в 1883 году, когда ученый Ф. Гальтон опубликовал свой фундаментальный труд "Исследование человеческих способностей и их развитие".

Главной опорой ученых-евгеников была идеология генетической детерминированности. Суть учения Гальтона сводилась к тому, что ни воспитание, ни образование не влияют радикальным образом на манеру поведения, но ведущую роль имеет наследственность, которая определяет, в том числе и социальное поведение.

С публикации этой книги началось победное шествие евгеники по университетам Европы. Новая наука заслужила себе место в академической среде.

Евгеника как наука. Основные положения

В 1907 году в Британии было создано Общество Гальтона, в котором занимались разработкой положений новой науки и поиском инструментов для применения их на практике. В США аналогичное общество появилось в 1921 году и получило название Американского Евгенического Общества.

История евгеники неразрывно связана с понятием социального дарвинизма, который основан на том, что только определенные классы и сословия, а также люди с некоторыми антропологическими признаками достойны продолжить свой род.

Этика евгеники основывается на том, что люди не рождаются равными, только самые достойные вправе контролировать ход эволюции человека, вмешиваясь в репродуктивный процесс. Таким образом, евгеника - изучающая селекцию человека.

Критика современников

Несмотря на победное шествие новой науки по университетам и правительственным кабинетам, далеко не все интеллектуалы поддерживали ее методы. Убежденными противниками евгенических методов были писатель Честертон, американский социолог Лестер Уорд, а также биологи Фишер и Холдейн, которые выразили сомнение в том, что стерилизация "дефективных" может привести к исчезновению из человеческой популяции нежелательных признаков.

Самый многочисленный и мощный лагерь последовательных противников принудительной стерилизации и искусственной селекции состоял из представителей религиозных организаций. Несмотря на то что на первых порах некоторые религиозные деятели с интересом отнеслись к новой науке, уже после 1930 года поддержка прекратилась. Так как против применения евгенических законов высказался папа Пий Xl, который ясно заявил, что светские власти не имеют права распоряжаться телами своих подданных.

Нацизм и понижение уровня исследований

Репутационные проблемы у евгеники как науки начались в 1930 годах, когда нацистский генетик Эрнст Рудин взялся использовать ее для оправдания преступлений Третьего рейха. К тому моменту уже было примерно понятно, как работает естественный отбор и евгеника. Что такое нацистская медицина станет понятно немного позже, но эта связь бесповоротно испортит репутацию евгенической науке.

Ближе к концу Второй мировой войны репутация евгеники была окончательно испорчена. Замечательно иллюстрацией к эволюции взглядов на методы искусственной селекции служит история Герберта Уэллса, которой из последовательного сторонника принудительной стерилизации превратился за тридцать лет в убежденного борца за права человека. В том числе он утверждал, что никто не имеет права калечить человека, каким бы тяжелым ни было его заболевание, но, напротив, общество должно брать на себя заботу о нем. Но, несмотря на сопротивление некоторых представителей общественности, в Швеции, например, принудительная кастрация "неполноценных" осуществлялась до 1976 года.

Возрождение интереса

После разоблачения преступлений нацистской Германии, вдохновленных евгеническими исследованиями, репутация науки была, казалось, окончательно испорчена. Однако после долгого забвения интерес к экспериментам вновь вернулся и теоретическим исследованиям над геномом вновь возродился, но уже в виде респектабельной генетики.

Оплотом новой евгенической революции стали США, где существует достаточное количество высокотехнологичных исследовательских центров, занимающихся генетической инженерией, клонированием и пренатальной диагностикой, занимающей особое место в данном научном направлении. Так идеи евгеники нашли свое продолжение в генной инженерии.

В 2003 году Таня Симончелли, работавшая на тот момент помощником директора по криминологии при правительстве США, заявила, что пренатационная генетическая диагностика открывает новую эру евгеники, которая, в отличие от нацистской, должна не служить человеконенавистнической идеологии, а отвечать спросу рядового населения.

Реабилитация учения

Британский эволюционный биолог заявил в своей газетной статье в 2006 году, что евгеника - наука будущего. Он также заявил, что из-за того, что науку в своих интересах использовали нацистские лидеры, на ней лежит тень, препятствовавшая на протяжении нескольких десятилетий проведению объективных исследований в этой области.

Исследователь добавил, что, по его мнению, подобный подход мало чем отличается от селекции в сельском хозяйстве. Разумеется, в своем оправдании евгенического подхода ученый основывается на том, что со времен Третьего Рейха этика науки не стояла на месте и сможет дать ответ на многие сложные вопросы и помочь найти решение в неоднозначных ситуациях.

Однако подход Докинза существенно отличается от его предшественников. Он не столько предлагает влиять на результат беременности и заниматься искусственным отбором, сколько настаивает на том, что евгеника поможет человеку больше узнать о самом себе. Например, после прохождения генетических тестов родители не станут тратить время на обучение ребенка музыке, если тесты не покажут соответствующих способностей. Предполагается, что подобные тесты помогут улучшить достижения в спорте, если люди будут знать свои сильные и слабые стороны. По мнению Докинза, решением многих проблем современного мира может стать генетика и евгеника.

Предлагает вспомнить Международный комитет по биоэтике, члены которого считают, что такой подход открывает дорогу дискриминации и стигматизации и ставит под сомнение идею всеобщего равенства людей.

Несмотря на то что современные сторонники евгеники всячески избегают сравнения с практиками двадцатого века, используя слова "репродуктивная генетика" и "зародышевый выбор", фактически все эти исследования являются частью селекции человека.

Одна из наиболее распространенных сегодня медицинских процедур - пренатальный скрининг - тоже может рассматриваться как форма реализации евгенического подхода. С медицинской точки зрения, такой скрининг может предупредить рождение ребенка с серьезными генетическими отклонениями и наследственными заболеваниями.

Современная евгеника: проблемы с эффективностью

Впервые о сложностях с реализацией генетического отбора способами евгеники заявил в 1915 году который считал, что личностные характеристики не могут передаваться по наследству он, например, сомневался, что склонность к насилию и преступности может передаваться от родителей детям и указывал на то, что наследование происходит социальным путем через воспитание, а не через геном.

Кроме того, он привел результаты наблюдений за мухами, которые свидетельствовали о том, что негативные факторы - такие как лишние пары глаз или лап - появляются у дрозофил не только в результате наследования, но и как следствие мутаций.

Однако сегодня наука евгеника опирается на более совершенные технологии. Например, тесты, которые семейные пары проходят, прежде чем зачать ребенка, позволяют определить, существует ли риск рождения ребенка с генетическими отклонениями и, соответственно, отказаться от рождения в таком случае. Но и про этот высокотехнологичный тест нельзя сказать, что он дает стопроцентную защиту от ошибки: известны случаи, когда пары, решившие все же зачать ребенка несмотря на отрицательный результат тестирования, рождали здоровых детей.

Потеря генетического разнообразия

Специалисты по генетике и эволюционной биологии бьют тревогу из-за того, что чрезмерная увлеченность селективной политикой может привести деградации человеческой популяции подобно тому, как деградируют популяции, проживающие в очень маленьких ареалах или на островах.

Эдвард Миллер настаивает на том, что любому поколению надо дать возможность внести свой маленький вклад в эволюционное развитие вида и указывает на то, что даже явления, которые могут казаться нам отрицательными, в конечном счете имеют огромное значение для биологического развития.

Оппозиция к евгенике

Большинство противников евгеники указывают на то, что какими бы благими ни были намерения исследователей, в конечном счете все это приведет к действиями противоречащим этике. К таким действиям противники евгеники относят принудительную стерилизацию, генетическую дискриминацию, сегрегацию и, возможно, геноцид.

В свое основополагающей статье об эволюции Лори Эндрюс утверждает, что злоупотребление возможностью вмешиваться в ход эволюции приведет к появлению так называемого постчеловека, который может отличаться от современного непредсказуемым набором качеств. Кроме того, он рекомендует не вмешиваться в такие фундаментальные процессы, как старение и продолжительность жизни, которыми как раз и заинтересована евгеника.

Что такое человеческая жизнь? Каков ее смысл и может ли человек брать на себя роль творца? Этими вопросами задаются многочисленные специалисты по биоэтике. Ответов на данный момент существует множество, но все они не кажутся убедительными, а это значит, что над решением этических задач будет биться не одно поколение биологов, этиков, философов и богословов. Проблемы евгеники достойны того, чтобы им уделяли самое пристальное внимание.

Евгеника — учение о селекции применительно к человеку, о путях улучшения наследственных свойств человека. Цель учения - борьба с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века.
Различают «позитивную» и «негативную» евгенику. Цели:

  • позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, ценными для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий интеллект).
  • негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, считающихся в обществе физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и занималось проблемами позитивной евгеники.
Однако, грань между негативной и позитивной евгеникой условна. Основные мировые религии, исходящие из сакральности факта зарождения новой жизни, в настоящее время осуждают евгенику как попытку вмешательства в деятельность высших сил. По сути, евгеника была известна и в Древнем мире. В Спарте неполноценных детей по решению живьём сбрасывали в пропасть. Правда, греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспорил этот факт, опираясь на результаты археологических исследований.
Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. Идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.
Народы крайнего Севера практиковали убийство физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.
Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, позволяющие улучшать наследственные качества будущих поколений, таких как одаренность, умственные способности, здоровье. Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер», а также в книге «Наследование таланта» (1869).
В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений, пород домашних животных, по охране и улучшению наследственности человека.
Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель»
Однако не о выведении "новой расы" мечтал Фрэнсис Гальтон. Усилиями нацистов репутация евгеники была полностью запятнана. А ведь эта наука могла бы спасать людей от болезней, страданий и даже самой смерти...
В начале своего развития евгенику восприняли с радостью. Самые выдающиеся люди в конце XIX - начале XX века охотно встали под знамена новой науки, провозгласившей своей задачей улучшение человеческого рода и предотвращение людских страданий. "Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида - как диких, так и одомашненных... Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!". С этими рассуждениями Фрэнсиса Гальтона охотно соглашались и Бернард Шоу, и Герберт Уэллс, и Уинстон Черчилль, и Теодор Рузвельт.
Фрэнсис Гальтон был двоюродным братом Чарлзу Дарвину и поддерживал теорию эволюции. Будучи аристократом, Гальтон изучал родословные благородных семейств Англии. Он пытался установить закономерности наследования таланта, интеллекта и силы. Тогда, в конце XIX - начале XX века, вообще было модно заниматься всякого рода селекцией и отбором. Немаловажную роль сыграли законы Грегора Менделя о наследовании признаков. Гальтон рассуждал, если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то целенаправленный подбор семейных пар должен принести свои плоды. Тем более, казалось, это так просто: чтобы рождались здоровые, красивые и талантливые дети, нужно, дабы их родителями становились лучшие из лучших! Собственно, потому-то новая наука и была названа евгеникой, что в переводе с греческого означает "рождение лучших". Вот что сам Гальтон говорил по этому поводу: "Мы определяем это слово для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании и о брачных законах, но, главным образом по отношению к человеку изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить". Тут не говорится о необходимости выведения "евгенически ценных популяций". И, тем не менее, очень скоро наметился раскол, причина которого в следующем. Любой селекционер знает, что для того чтобы вывести новую, лучшую породу, выбраковывают порядка 95% "исходного материала. Основное правило любого отбора: худшие не должны участвовать в размножении. Это и послужило причиной лобового столкновения евгеники с человеческой этикой и моралью.
Наиболее рьяным приверженцам новой науки показалось мало улучшать наследственные качества человека, используя лишь генетические принципы, что подразумевает позитивная евгеника. Последователи негативной евгеники решили, что ради сохранения человечества в целом необходимо воспрепятствовать появлению потомства у людей с умственными и физическими недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. В качестве оправдания, они констатировали, что во второй половине XIX - первых десятилетиях XX века обществом, вполне цивилизованным и просвещенным, овладел страх вырождения. Газеты регулярно сообщали о растущем числе душевнобольных людей, людей с психическими, физическими и нравственными изъянами. Такие данные подтверждались официальной наукой.
Первыми бороться с деградацией человечества отважились в США. В 1904 году в штате Индиана был принят и приведен в действие закон о стерилизации, получивший название «индианский метод». В принудительном порядке стерилизовали "неполноценных" особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Этот метод оказался довольно популярным: за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах.
Этот метод заключался в том, что человеку перерезали семенные протоки, после чего, он мог вести половую жизнь, но терял способность к размножению. Подобную процедуру должны были в обязательном порядке пройти все социально ненадежные элементы. Тех, кто уклонялся, безжалостно наказывали: сажали на три года в тюрьму или штрафовали на 1000 долларов. А саму негативную евгенику при этом популяризировали: снимали фильмы, писали книги и статьи, создавали специальные институты...
При таком подходе "негодный человеческий материал" был практически исключен из процесса размножения. Это привело к тому, что "нездоровыми", зачастую, признавались люди, не сумевшие состояться социально. Произошла подмена понятий: евгеникой пытались лечить "язвы общества" - нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.
Не обошел этот процесс и страны Северной Европы. Начиная с конца 1920-1930-х годов в Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии на уровне правительств, проводилась целенаправленная политика стерилизации умственно неполноценных, которых стерилизовали, лишая тем самым возможности передачи вредных генов.
Что удивительно, закон о стерилизации с одобрением принимался обществом. Так, в обстановке полного согласия умственно отсталого ребенка после соответствующего тестирования забирали в закрытое заведение. Забрать его обратно можно было только после стерилизации. Так же поступали и со взрослыми. Вопрос нездоровья определялся специальной комиссией. Состав комиссии, ее решения часто были сомнительными. Но тогда почему-то об этом никто не думал. В Скандинавии все так увлеклись идеей оздоровления общества путем его кастрации, что в конце 1930-х годов были готовы пойти по пути США и приступить к стерилизации путан, бродяг и всех прочих "предрасположенных к асоциальному поведению"...
Все резко изменил 1933 год, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. Именно нацисты и забили последний гвоздь в гроб евгеники, принявшись обосновывать с ее помощью расовую политику Третьего рейха. Все "неарийцы" были признаны "недочеловеками" и в целях улучшения породы людей подлежали уничтожению...

Что же до столь полюбившейся всем стерилизации, то в Германии она приняла воистину небывалый размах: только в 1942 году было стерилизовано более тысячи человек гражданского населения. Количество же жертв евгеники в тюрьмах и концентрационных лагерях исчислялось десятками тысяч. Нацистские врачи отрабатывали на заключенных новые способы стерилизации - радиационной, химической, механической и т. п. По сути это были изощренные пытки. Потом, на Нюрнбергском процессе, нацистских "исследователей" признали палачами. А на евгенику наложили табу...
До сих пор официально это табу так и не снято. Но, тем не менее, позитивная евгеника сейчас начинает возрождаться. Ибо все исследования, связанные с ДНК человека, - не что иное, как проявления евгеники. Расшифровка генома человека позволяет узнать, к каким наследственным заболеваниям человек предрасположен, и предупредить их. Например, в США среди евреев ашкенази часто рождались дети с амавротической идиотией Тея - Сакса. Это наследственное заболевание обмена веществ, при котором поражается нервная система ребенка. В итоге малыш обречен на раннюю смерть. Но ситуация изменилась после того, как представителей ашкенази стали тестировать на эту патологию. В случае, когда оба супруга являлись носителями "больного" гена, при беременности проводились исследования плода. И если выяснялось, что эмбрион страдает болезнью Тея - Сакса, беременность просто прерывали.
Вернее, предоставляли родителям выбор: оставлять больного ребенка или нет. Отказываются от дальнейшего вынашивания более 90% в случаях, когда ребенку в утробе матери ставят диагноз "синдром Дауна.
Между тем ребенок, страдающий синдромом Дауна, может родиться даже у абсолютно здоровых родителей. От этого никто не застрахован. Так что, по идее, сегодня перед зачатием ребенка следует навестить генетика. Особенно если в семьях по отцовской или материнской линии наблюдались серьезные заболевания. Медико-генетическое консультирование ясно даст знать: рискуете ли вы, решаясь завести малыша, или ваши опасения равны нулю? Таким образом, можно застраховаться от многих проблем в будущем.
В США, Англии, Швеции и Финляндии будущим родителям уже сейчас предлагают заблаговременно исследовать кариотип - набор хромосом, с целью выявления наличия возможных хромосомных перестроек и свести риск к нулю.
В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная, т.е. дородовая диагностика эмбриона. Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных нарушений и может способствовать негативной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.
В случае искусственного оплодотворения определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее, эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.
В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине — генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако, в настоящее время во всех странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой. Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества, то есть актуальность негативной евгеники, существенно снизится.
Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.
В настоящее время страны — члены Совета Европы и другие страны поддерживают Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Конвенция в ст.11 гласит: «Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица». В ст.13 гласит: «Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека». Ст. гласит: «В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях».
Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека»

Однако...


Введение

    Понятие евгеника

    Виды евгеники

    Евгеника и современность

    Заключение

    Литература

Введение

Не так давно в нашей науке слова «евгеника» и «генетика» были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника – наука об улучшении человеческого рода – так и остается чем-то сомнительным, связанным с бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. Евгеника – это что-то вроде "больного вопроса" для человечества. Поэтому поговорить о ней не только интересно, но и полезно.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. В связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

Понятие евгеника

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Первый, кто поставил перед собой этот вопрос, был Фрэнсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Хорошо известны предложения Платона по евгеническому устройству общества. Он считал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания. Негативная евгеника требует, чтобы "негодный человеческий материал" более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

В Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. В Германии были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты.

Евгеника и современность

Доводы «За»

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей. Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные и положительных.

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Заключение

Итак, евгеника безусловно послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь.

Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники - сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, - в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных.

Литература

    http://ethology.ru/

    http://www.13min.ru/

    http://www.53l.ru/

    http://ru.wikipedia.org

13. Евгеника

Термин "евгеника" предложил Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарлза Дарвина. Если переводить слово "евгеника" буквально, оно означает науку о "рождении более лучших". Гальтон понимал это как появление на свет людей, генетически отличных как в отношении физического, так и умственного превосходства. Гальтон впервые осознал, что современный человек - продукт эволюции, происходящей на протяжении многих миллионов лет, быстро накапливает знания и технические возможности, позволяющие взять в свои руки дальнейшую эволюцию рода человеческого и вести ее по пути, сходному с тем, по которому человек уже направлял эволюцию домашних животных и растений.

Евгенику, конечно, нельзя рассматривать только в рамках биологии. Однако имеются аспекты, которые нельзя отчленить от биологии без того, чтобы не сделать рассмотрение всей проблемы бессмысленной. Это станет ясно, если мы сопоставим три типа эволюции: 1) естественный отбор как ведущий фактор эволюции; 2) искусственный отбор применительно к домашним животным и растениям и 3) тип селекции, как его себе представляют сторонники евгеники.

Естественный отбор будет рассматриваться более подробно в главе 29. На данном этапе достаточно лишь обрисовать простой принцип, впервые выдвинутый Чарлзом Дарвином и А. Уоллесом. Этот принцип основывается на очевидном факте: особи, лучше приспособленные к выживанию и размножению, оставляют более многочисленное потомство, чем менее приспособленные; отсюда вытекает: гены, бывшие причиной того, что у некоторых особей потомство оказалось более многочисленным, чем у остальных, и будут представлены в большем числе среди потомков, чем в родительском поколении. Покажем это на примере. Предположим, что в какой-то области климат стал очень холодным. Тогда кролики с густым мехом будут выживать и размножаться лучше, чем кролики с редким мехом, и в следующем поколении большая доля детенышей-кроликов будет происходить от густошерстных родителей. Надо помнить, что различия в густоте меха могут зависеть от разных причин: питания, болезней и климата. Но вместе с тем в какой-то степени влияют и генетические различия, и это дает основания допустить, что многие густошерстные кролики-родители имеют эту особенность благодаря каким-то генам. По крайней мере некоторые из этих генов передадутся молоди, а так как потомки густошерстных кроликов будут более многочисленны, чем потомки кроликов с редкой шерстью, относительная численность животных с генами густого меха окажется больше, чем в поколении родителей. Если холодный климат сохранится, этот процесс продолжится в последующих поколениях до тех пор, пока в конце концов не образуется порода кроликов, все особи которой будут иметь гены густого меха.

Естественный отбор знает только один критерий приспособляемости: способность выживать и оставлять живых потомков. Будут ли индивиды, которые удовлетворяют этому критерию, так же первенствовать в других отношениях - например, красивее, умнее или храбрее, - это не меняет дела, за исключением, конечно, тех случаев, когда красота, психические свойства или храбрость делают индивида удачливым в смысле оставления более многочисленного потомства. Если бы самые безобразные и трусливые среди наших кроликов оказались бы лучше приспособленными к холодному климату, тогда естественный отбор создал бы некрасивую, глупую и необычайно робкую породу кроликов с великолепным густым мехом.

Когда человек стремится улучшить своих домашних животных и растения, он старается получить как можно больше потомков от некоторых отобранных особей, и уничтожает остальных прежде, чем они смогут размножиться. Хотя естественный и искусственный отборы используют одинаковые средства, их конечные результаты совершенно различны. При естественном отборе и задачи, и достижения совпадают - возможно большее число потомков. Искусственный отбор действует в направлении, диктуемом человеку. Человеку требуются злаки, которые дают большой урожай зерна. Ему требуются куры, несущие много крупных яиц. Ему желательно иметь собак, которые могли бы охотиться не для себя, а для своего хозяина. Часто цель искусственного отбора вступает в противоречия с требованиями естественного отбора. Немногие из наших домашних животных могли бы выжить, если их предоставить самим себе. Каждый садовод к своему прискорбию знает, что его овощи и цветы значительно хуже сорняков по тому единственному качеству, которое так ценно в естественном отборе, - по способности размножаться.

Евгеники хотят применить метод искусственной селекции к человечеству, поощряя воспроизведение потомства индивидов с желательными генами. Эта программа требует ответов на два вопроса. 1) Какие признаки у человека желательны, а какие нежелательны? 2) В какой степени и каким путем наследуются эти признаки? Второй вопрос касается фактов, которые в принципе могут быть установлены при использовании современных генетических знаний в посемейных исследованиях. Правда, в настоящее время мы гораздо лучше знакомы с генетикой плодовой мушки, рогатого скота и кукурузы, чем с генетикой нашего собственного вида. Конечно, это несомненно изменится уже в течение жизни следующего поколения. Первый вопрос касается оценки значения признака, и поэтому на него нельзя найти ответ объективным и всеми приемлемым способом. Однако довольно легко достигнуть соглашения о том, что представляет собой поистине нежелательные признаки, такие, как слепота, глухота, слабоумие и умственное помешательство. Более того, генетика ненормальных признаков у человека изучена лучше, чем генетика нормальных признаков. Поэтому евгенические мероприятия до сих пор ограничиваются главным образом попытками предотвратить передачу заведомо нежелательных генов будущим поколениям. Эту часть евгенической программы часто называют "негативной евгеникой". Генетические советы, о которых писалось в предыдущей главе, составляют один из приемов негативной евгеники. Самые решительные мероприятия состоят в стерилизации носителей чрезвычайно нежелательных генов.

Негативная евгеника

Во многих европейских и американских государствах на основе евгеники существуют законы о стерилизации. Они обычно опираются на добрую волю и требуют согласия или самого пораженного болезнью лица, или его опекунов. Старейший закон такого рода был введен в Швеции в 1757 г. Он запретил браки эпилептиков. При этом принималось во внимание, что только некоторые формы эпилепсии (теперь их называют "эндогенными") наследственны и поэтому попадают в рамки действия того закона. В настоящее время стерилизацию осуществляют небольшой операцией, цель которой - преграждение пути сперматозоиду или яйцу.

В странах, где действуют законы о стерилизации, некоторые лица, о которых говорилось в главе 12, сами возбуждали ходатайства об их стерилизации из личных соображений. Главная цель евгенической стерилизации, однако, это не предупреждение личных трагедий, а изъятие особенно нежелательных генов из человеческой расы. Мы может задать себе вопрос, до какой степени осуществима эта задача. Прежде всего следует сказать, что полное уничтожение вредного гена невозможно. Так, если ген возник хоть однажды в результате мутации, он будет появляться снова, и если даже мы сможем избавиться от всех ныне существующих генов, скажем, хореи Гентингтона, они снова возникнут вследствие мутаций. Однако мутация - это столь редкое явление (см. гл. 27), что частота наиболее вредных генов будет держаться на очень низком уровне, если бы нам удалось уничтожить все уже существующие. Насколько успешно это может быть сделано, зависит от типа гена. Доминантный ген с полным его проявлением обнаруживается у любого человека, его несущего. Если бы всех этих людей действительно стерилизовали, существующие гены были бы уничтожены в пределах одного поколения, и все новые гены этого типа, возникающие при мутациях, могли бы легко уничтожаться тем же путем. Такие гены, однако, очень редки. Ретинобластома - это один из немногих примеров этого типа. Хорея Гентингтона тоже вызывается очень вредным доминантным геном с полным проявлением, но действие гена часто выявляется слишком поздно, чтобы предупредить появление потомства. Все же стерилизация страдающих некоторыми тяжелыми доминантными поражениями годится для уменьшения в грядущих поколениях частоты генов, ответственных за болезнь. Стерилизация, однако, едва ли повлияет на частоту наиболее вредных доминантных генов, так как эти гены, убивая или стерилизуя своих носителей, как бы уничтожают самих себя, и большая часть новых случаев таких болезней возникает не по причине наследственности, а по причине мутирования.

Совершенно по-другому обстоит дело с рецессивными вариациями. Здесь стерилизация может быть все же желательной в отношении отдельной семьи: например, родители амавротического ребенка не желают иметь второго, похожего на него. С точки зрения человеческой популяции стерилизация борьбы с рецессивными отклонениями исключительно неэффективна. Это обусловлено тем, что рецессивные гены в силу своей природы могут находиться в скрытом состоянии во внешне нормальных индивидах. Стерилизация явно пораженных гомозиготных носителей не затрагивает гетерозиготных, которые свободно переносят вредные гены. Можно показать, что вредные рецессивные гены Чаще встречаются в гетерозиготах, чем в гомозиготах, и тем чаще, чем реже они сами. Очевидность этого вытекает из следующих соображений. Представьте себе город, в котором 10% всех мужчин и женщин несут в себе вредный рецессивный ген r . Так как в гетерозиготах присутствие гена не может быть обнаружено, оно не может повлиять на подбор супругов. Так, например, когда человек, несущий в себе ген вместе с нормальным аллелем, выбирает жену, он имеет в 9 раз больше шансов выбрать невесту, у которой этого гена нет, а не невесту, которая гетерозиготна, как и он (рис. 31, наверху). На ком бы он ни женился, он передаст ген некоторым из своих детей, которые, следовательно, будут гетерозиготны, подобно своему отцу. Но только один из 10 возможных браков может привести к появлению гомозиготных детей, у которых проявится вредное действие гена. Теперь рассмотрим второй редкий ген s, по которому гетерозиготен только 1 человек из 1000. Когда человек, гетерозиготный по s , ищет жену (см. рис. 31, внизу), имеется только один шанс из 1000, что он выберет гетерозиготную невесту, и в то время, как от всех возможных 1000 браков могут появиться гетерозиготные дети, гомозиготные появятся только в результате одного брака из тысячи. Для относительной частоты гетерозигот и гомозигот легко получить и более точные расчеты. Если, например, 1 из 100 индивидов гомозиготен по такому гену, гетерозиготных по нему должно быть в 18 раз больше; если только 1 из 10000 гомозиготен, тогда гетерозиготных должно быть в 200 раз больше.

Отметим, что особенно вредные рецессивные гены очень редки в человеческой популяции. Это действительно так, несмотря на очевидный факт, что очень многие страдают от таких серьезных болезней, как слепота или слабоумие. Часть этих аномалий вызывается генами, и, более того, одна и та же аномалия может быть вызвана несколькими различными генами, каждый из которых сам по себе редок. Если мы теперь сопоставим два факта: 1) большинство вредных рецессивных генов редки и 2) редкие рецессивные гены гораздо чаще встречаются в гетерозиготном, а не в гомозиготном состоянии, то мы легко поймем, что перспектива избавления от этих генов стерилизацией гомозигот очень ненадежна, Понадобились бы тысячелетия непрерывной стерилизации гомозигот, чтобы получить заметное уменьшение частоты рецессивных заболеваний. В главе 15 будет рассмотрен один рецессивный ген, к которому неприменимо это утверждение.

Предшествующие вычисления были сделаны исходя из предположения, что партнеры, вступающие в брак, не являются кровными родственниками. Браки между родственниками значительно повышают шансы на то, что оба партнера гетерозиготны по одному и тому же вредному гену и что они произведут на свет дефективных детей. Мы видели это на примере с Джорджем и Мэрион, описанном в предыдущей главе. Это отнюдь не исключительный случай. Действительно, обычно родители амавротических детей являются родственниками. Изучение медицинской литературы показало, что в Европе по крайней мере в 15% из 130 случаев этого заболевания родители были двоюродными братом и сестрой, а еще в 12 - 16% родители находились в несколько меньшей степени родства. Это должно быть сопоставлено с тем фактом, что в европейской популяции в целом браки между двоюродными составляют меньше 1%. Необычно высокая частота браков между двоюродными наблюдается среди родителей детей, страдающих другими редкими рецессивными болезнями. В сущности, генетики пользуются обратной аргументацией: если они находят, что какая-то анормальность или болезнь имеет тенденцию проявляться у детей от родственных браков, они видят в этом указание на то, что она, возможно, вызывается рецессивным геном.

Если бы для всего населения браки между двоюродными были запрещены подобно тому, как это сделано у католиков, случаи таких рецессивных нарушений, как амавротическое слабоумие, глухонемота и альбинизм, были бы значительно реже. Евгеническая польза при этом будет полностью зависеть от малочисленности семей с вредным рецессивным геном и будет выражаться за счет увеличения преобладания потенциальных браков, дающих нормальное потомство. Полное запрещение браков между двоюродными поэтому едва ли было бы оправдано на этих основаниях, разве что это уменьшило бы риск мертворождений и ранней смерти у детей, что в среднем наблюдается гораздо чаще в браках между двоюродными, чем в браках всего населения Вероятно, причина в том, что двоюродные гораздо чаще гетерозиготны по одному и тому же летальному гену. Во всяком случае важно, чтобы лица, которые предполагают вступить в брак с родственниками, были осведомлены о возможных опасных последствиях такого шага. Им нужно посоветовать собрать всю возможную информацию о своей семье и проконсультироваться с генетиком в том случае, если окажется, что какая-то болезнь повторяется среди их родственников и даже не очень близких.

Совершенно очевидно, что близкородственные браки более характерны для маленьких изолированных общин, чем для густонаселенных мест. Если в такую общину вследствие мутации или извне с иммигрантами попадет вредный рецессивный ген, инбридинг приведет к необычайно высокой встречаемости ненормальных детей. Действительно, хотя во многих маленьких общинах физически и умственно неполноценных членов не больше, чем в больших популяциях, все же в некоторых из них отдельные дефекты, как, например, слепота или глухонемота, встречаются более часто. В таких общинах многие внешне нормальные люди будут гетерозиготны по вредному гену, и когда эти гетерозиготы вступят в брак, родится больше детей, пораженных недугом.

В наше время все больше и больше маленьких изолированных общин становятся более доступными в результате развития средств сообщения. Рассмотрим генетические последствия такого процесса. Предположим, что дорога, построенная в горах, прошла через две до сих пор изолированные небольшие деревни Гринхилл и Уайтхилл (рис. 32). Обе деревни принадлежат к тем несчастным маленьким общинам, в которых вредные рецессивные гены в каждом поколении требуют свою дань в виде искалеченных детей; однако выясняется, что рецессивные нарушения не одинаковы в обеих деревнях. В Гринхилле каждый год рождается несколько слепых ребят вследствие гомозиготности по рецессивному гену b ; в Уайтхилле дефективные дети глухи, потому что они гомозиготны по рецессивному гену d . В Гринхилле среди взрослых с нормальным зрением многие гетерозиготны по b . От брака между ними могут родиться слепые дети bb . В Уайтхилле многие взрослые с нормальным слухом гетерозиготны по гену d и у них при браке друг с другом могут родиться глухие дети dd . После того как была построена новая дорога, юноша из Гринхилла получает полную возможность встретиться и жениться на девушке из Уайтхилла и наоборот. Теперь, если даже гринхиллский юноша и девушка из Уайтхилла окажутся гетерозиготными по вредному гену, распространенному в их общине, эти гены у невесты и жениха не одинаковы. Вследствие этого от подобного брака не родятся дети, гомозиготные по b и слепые или гомозиготные по d и глухие. Итак, первый результат от проведения дороги между двумя деревнями выразится в уменьшении случаев слепоты и глухоты у детей. Вообще же любое слияние небольших эндогамных общин в одну большую приводит к уменьшению частоты встречаемости гомозигот по вредным генам. И велосипеды, и междугородные автобусы могут быть названы эффективными приемами евгеники. Мы, однако, не должны упускать из виду, что увеличение размеров эндогамных групп не уничтожает вредные рецессивные гены, подобно стерилизации и добровольному воздержанию от производства потомков. Это укрупнение только переводит их в скрытое состояние, в гетерозиготы. По истечении длительного времени, когда частота встречаемости таких генов из-за повторных мутаций достаточно возрастет, могут снова появиться гомозиготы. Разрушение барьеров между первоначально изолированными группами поэтому является процессом, который дает временный евгенический эффект. Так как человечество еще далеко не подошло к окончанию этого процесса, мы будем иметь возможность извлекать из него пользу для многих будущих поколений.

Негативной евгенике очень помогают методы обнаружения вредных генов у фенотипически нормальных индивидов. Это могут быть и рецессивные, и доминантные гены с неполным проявлением. Для многих людей, чьи истории описаны в предыдущей главе, эти методы оказались бы полезными. Возьмем случай с Эдуардом на стр. 87 - 88. Поскольку допускается возможность, что у него есть ген ретинобластомы, он, вероятно, будет ожидать рождения своего ребенка со смешанным чувством радости и страха. Если бы его удалось уверить в том, что у него нет этого ужасного гена, не было бы страха. Стефен и Мэри (стр. 88 - 89) имели бы гораздо большие шансы на усыновление, если бы люди, желающие их усыновить, могли бы быть уверены, что дети не унаследовали ген хореи Гентингтона. Бернард и Эстер гораздо легче пришли бы к решению, пожениться им или нет, если бы им можно было сказать, есть ли у них ген амавротического слабоумия.

В настоящее время очень мало вредных генов может быть опознано в здоровых носителях, но число таких генов, вероятно, возрастет по мере того, как будут применяться все более тонкие методы для их выявления. Некоторые рецессивные гены, являющиеся причиной смертельной анемии в гомозиготном состоянии, могут быть обнаружены у гетерозигот по картине крови (см. гл. 23). В принципе от этой анемии можно было бы полностью избавиться, если бы гетерозиготные индивиды воздерживались от брака друг с другом. На практике это может быть нелегким делом, так как по причинам, которые будут обсуждены дальше, некоторые популяции характеризуются высоким процентом гетерозигот. Особый вид умственной неполноценности, фенил-пировиноградная олигофрения (см. гл. 23), обусловливается рецессивным геном в гомозиготном состоянии. Анализы крови и мочи пациентов показали, что пораженные индивиды не способны использовать одну из составных частей белка, которая называется "фенилаланин". Каким-то путем, до сих пор не выясненным, это нарушение в обмене веществ влияет на функции мозга. Гетерозиготы характеризуются нормальным умственным развитием, но, видимо, менее способны использовать фенилаланин в обмене, чем нормальные индивиды. В будущем это можно использовать как критерий, по которому опознаются гетерозиготные родственники больных. Возможно, что другие гены, вызывающие умственную неполноценность или помешательство, нарушают нормальный процесс обмена веществ. Если это так, то, вероятно, можно найти критерии для обнаружения гетерозигот. Другой способ, обещающий быть полезным для опознания генов, воздействующих на мозг, - электроэнцефалография (ЭЭГ). Она состоит в регистрации "мозговых волн", которые возникают от постоянно существующих в человеческом мозгу слабых электрических токов. У психически ненормальных людей часто ненормальны и ЭЭГ. Были сделаны попытки обнаружить присутствие гена хореи Гентингтона по ЭЭГ у лиц, у которых на основании их семейной истории можно было предположить присутствие этого гена, но которые еще недостаточно стары для того, чтобы у них могли бы проявиться симптомы болезни. Если эти попытки увенчаются успехом, они будут во многом способствовать освобождению от этого исключительно вредного гена. У многих эпилептиков наблюдаются ненормальные ЭЭГ, и это справедливо и для некоторых их здоровых родственников. Вполне вероятно, что эти генетически предрасположенные к эпилепсии люди, хотя сами никогда не страдали от нее, имеют генетическое предрасположение к эпилепсии и могут передать своим детям. Если даже такое объяснение в дальнейшем окажется правильным, сомнительно, можно ли будет использовать ЭЭГ как средство против рассеивания генов эпилепсии. Хотя эта болезнь несомненно имеет наследственную основу, во многих случаях ее проявление невелико. У многих эпилептиков дети здоровы, и это еще более справедливо в отношении тex их родственников, чей единственный дефект - ненормальные ЭЭГ. В Швеции, как уже было отмечено, лицам, страдающим наследственной формой эпилепсии, не разрешается вступать в брак, за исключением тех случаев, когда они подверглись стерилизации. Этот закон в настоящее время критикуется одним шведским генетиком: шансы эпилептика произвести на свет эпилептиков очень невелики, но среди эпилептиков встречаются высокоинтеллигентные и общественно полезные люди, вполне достойные иметь детей, и у них могут иметься ценные гены, передаче которых препятствует действующий закон.

Я подробно остановилась на эпилепсии, чтобы проиллюстрировать типичную дилемму негативной евгеники. За исключением случаев явной вредности отклонения от нормы и хорошей изученности в отношении наследственности, подобно ретинобластоме или амавротическому слабоумию, генетик будет воздерживаться от проведения в жизнь или от простой рекомендации негативных евгенических мероприятий, которые нарушают свободу личности, лишают людей счастья иметь детей и несут с собой риск при попытках предотвратить возможную передачу нежелательных генов потерять полезные гены. Многие гениальные люди были слепыми или глухими, эпилептиками или психически нездоровыми. Если бы ко всем им были применены меры против рождения детей, человечество, вероятно, оказалось бы обедневшим в отношении некоторых наиболее драгоценных генов.

Эта дилемма негативной евгеники становится особенно острой в случаях излечимых наследственных болезней. В некотором смысле ретинобластома одна из них, так как своевременная операция или облучение могут спасти жизнь большинства жертв этих генов. Так как неизбежный результат операции - слепота на один или, еще чаще, на оба глаза, генетики не испытывают больших сомнений, заявляя, что вылеченным людям не следует иметь детей. Совершенно иная ситуация складывается для другого типа наследственной слепоты - ювенильной катаракты, или катаракты молодых. Эта болезнь поражает хрусталик глаза и обычно приводит к слепоте в раннем возрасте. Во многих семьях катаракта наследуется как доминантный признак с высокой степенью проявления и приблизительно половина детей пораженных лиц оказывается снова пораженной. Катаракта, однако, операбильна. Оперированные лица могут хорошо видеть со специальными очками и могут стать счастливыми и полезными членами общества. Следует ли им мешать или не советовать иметь детей, почти половина которых снова должна подвергнуться операции и носить очки, чтобы видеть? В странах, где действует закон о стерилизации, на этот вопрос отвечают утвердительно и ювенильная катаракта занесена в список наследственных дефектов, для которых рекомендована стерилизация. Нет сомнения, что без таких негативных евгенических мероприятий встречаемость генов, а с ней и случаев проявления дефектов возрастет. Так, по-видимому, произошло с другим дефектом, который очень часто оказывается наследственным. В наши дни приблизительно 1 из 1000 европейских детей рождается с заячьей губой и расщепленным нёбом. Это наблюдается приблизительно вдвое чаще, чем сто лет назад. Частично увеличение можно объяснить: уродство, в прошлом убивавшее всех серьезно пораженных детей, теперь может быть столь успешно исправлено при помощи операции, что вероятность долгой жизни и шансы на брак пораженного человека едва ли затрагиваются.

Диабет тоже имеет наследственную основу, истинная природа которой сейчас исследуется. Датская санитарная статистика показывает, что в период с 1927 по 1946 г. количество диабетиков в популяции возросло более чем в три раза, и хотя улучшение методов медицинской диагностики и изменения в диете и жизненном уровне, конечно, были причиной этого увеличения, некоторая его часть должна, вероятно, объясняться повышением шансов на выживание у больных, которые до открытия инсулина в 1922 г. обычно умирали в молодости и бездетными. У многих из выживших больных, по-видимому, имеется ген или гены диабета, и они передадут их части своих детей. Поскольку никто не предполагает прекращать лечение диабетиков инсулином, следует ли пытаться снижать встречаемость гена этой болезни методами негативной евгеники или следует удовлетвориться рассуждением, что в обществе, которое может изготовлять инсулин, диабетики смогут вести нормальный образ жизни?

Эти примеры подвели нас прямо к существу проблемы, которая недавно широко обсуждалась: "Не приведет ли медицинская и социальная помощь, которая оказывается в цивилизованных обществах своим слабым членам, к генетическому вырождению?" Ответ на этот вопрос будет зависеть от точки зрения наблюдателя. Если он встанет на чисто биологическую точку зрения, он будет рассматривать человечество как один из тысяч видов, чья приспособленность определяется возможностями размножения. Так как, согласно этому определению, диабетик и слабоумный с пятью детьми более приспособлены к жизни, чем бездетные мужчина или женщина с исключительным физическим здоровьем и умственным развитием, наблюдатель не обратит внимания на возможную опасность, которую может создать для грядущих поколений забота о нынешнем. Многие из нас понимают, что в жизни человеческих индивидов и обществ качество значит больше, чем количество. Поэтому-то мы и задаем вопрос: "Не создает ли наше медицинское и социальное обслуживание с течением времени массу индивидов, которые в силу своих наследственных дефектов будут не способны вести полноценную жизнь?" Не будет ли все больше и больше тормозиться прогресс человеческого общества из-за чрезмерной траты денег и сил на обслуживание физически и умственно неполноценных? Так поставленная проблема заслуживает обсуждения, хотя ответ неизбежно остается субъективным, поскольку основывается на личной оценке того, что представляет собой хорошая личная жизнь и терпимые социальные условия.

Не будет больших споров, если мы будем рассматривать проблему исключительно с позиции представлений о том, что такие гены нежелательны, т. е. с позиций негативной евгеники. Никто не может сомневаться в том, что лучше родиться с нормально заросшим нёбом, чем получить его после операции, лучше видеть собственными здоровыми глазами, чем через очки для перенесших удаление катаракты, лучше не зависеть от снадобий, чем существовать только благодаря инсулину. Едва ли может привести в восторг картина будущего общества, в котором каждый в детстве должен быть оперирован, носить очки, пользоваться слуховым аппаратом, придерживаться строгой диеты и принимать много разных лекарств. Таким образом, заботясь только об избавлении от нежелательных генов, мы должны сознавать, что наши усилия, направленные на улучшение благосостояния наших современников, в какой-то степени подвергают опасности то, что передается будущим поколениям. Нужно было бы делать все возможное, чтобы уменьшить эту опасность, строго соблюдая предписания негативной евгеники. Однако мы не должны забывать, что каждый человек несет в себе десятки тысяч генов, как хороших, так и плохих, что для будущего человечества по крайней мере столь же важно сохранить хорошие гены или даже увеличить их встречаемость, как и избавиться от плохих. Забота о хороших генах - сфера действия позитивной евгеники. Мы уже видели на примере эпилепсии, как важно генетикам учитывать и сохранять правильное соотношение доводов позитивной и негативной евгеники.

Позитивная евгеника

До сих пор не было сделано попыток проводить систематически мероприятия позитивной евгеники по вполне резонным причинам. Пока еще нет достаточных оснований для составления такой программы: а) нет ясно сформулированной цели; б) не созданы эффективные методы; в) недостаточно знаний по генетике ценных признаков. Наиболее важно иметь данные по последнему пункту. Растениеводы и животноводы достигли успехов без детальных знаний наследственности практически важных признаков, таких, как урожайность или яйценоскость, качество мяса или выносливость. Главные методы в растениеводстве и животноводстве: управление скрещиванием и отбор. Ни один из этих методов нельзя использовать в человеческом обществе без недопустимого нарушения свободы личности. В будущем будут разработаны иные методы. Искусственное осеменение уже находит применение в особых случаях. Уже на горизонте маячит применение искусственного соединения отобранных яиц и спермы с последующим приживлением полученного эмбриона в приемной матери. Однако такие методы, как трансплантации генов (см. гл. 25), - дело отдаленного будущего. Несомненно, эти методы встретят сильное возражение эмоционального характера. Но помимо того, что это сопротивление не устоит против соображений разума, надо вспомнить, что опыт прошлого многократно показывал: любая вновь появившаяся техника в конечном счете используется человеком. Необходимо поэтому готовиться к будущему и уточнять цели позитивной евгеники. Чтобы это сделать, мы должны решить, какие признаки человека надо считать желательными.

На первый взгляд может показаться, что по этому вопросу невозможно прийти к единому мнению, однако это чрезмерно пессимистично. Конечно, нет в жизни двух людей с одинаковым представлением об идеале человека, это положение вовсе не обязательно брать отправным пунктом для нашего обсуждения. Человеческому обществу нужны люди с разнообразными талантами и темпераментами, и надо ценить то, что люди не все одинаковы и что для них сохраняются лишь действительно желательные черты. Нетрудно достигнуть согласия в отношении этих черт. Физическое здоровье, конечно, очень важно, но оно не должно быть на первом месте. Думается, что наиболее важны черты, которые сделали человека главенствующим видом среди других живых существ на земле: творческие способности, умственное развитие и воображение, соединенное с сильной волей и настойчивостью. Но сами по себе эти качества далеко не достаточны. Они становятся полноценными только при согласованности действий человека. Без организованных совместных действий человека в борьбе за мир на земле есть опасность в итоге прийти к самоуничтожению человечества. Таким образом, среди существенно важных черт человека должны быть также черты, важные для успешного сотрудничества, а именно честность, доброта, терпимость и сострадание друг к другу. Наконец, творческие способности и умение ценить духовные ценности, например изобразительное искусство, рано возникшее в ходе эволюции человека. Многие из нас придают этому исключительный смысл. Едва ли кто будет возражать, что эти черты человека чрезвычайно ценны.

Найдутся люди, которые скажут, что большинство указанных ценных человеческих черт представляет собой скорее итог обучения и традиций, чем наследственности. В этом мнении много справедливого, так как для человеческого рода наследственность, передаваемая через гены, дополнилась подчас более важным процессом, который мы могли бы назвать культурным наследством. Все же, как мы видели в главе 16, у человека едва ли найдутся признаки, которые в какой-то степени не зависели бы от наследственности. Если это так, они будут реагировать на евгенические мероприятия. Наиболее надежный способ нахождения наследственных различий в отношении желательных признаков - это предоставить всем людям возможно лучшие условия существования, включая хорошее воспитание, с тем чтобы наследственные таланты не были бы подавлены неблагоприятными условиями жизни.

Я не хотела создать впечатление, что в науке не будет серьезных разногласий в отношении задач позитивной евгеники. Разногласия, вероятнее всего, возникнут по вопросу о желательной генетической структуре человечества в целом. Большинство из нас, вероятно, надеется, что в будущих поколениях все большее число людей будет обладать свойствами, которые мы считаем особо ценными человеческими качествами. Имеются, однако, и такие, которые мечтают о бодром новом мире, в котором человечество будет разделено на генетически отличные касты: ничтожное меньшинство с высоким умственным развитием, большой силой воли и, может быть, способностью наслаждаться духовными ценностями и массу людей с низким уровнем умственного развития, выращенных и приученных сохранять структуру общества, существующего благодаря разнообразной трудовой деятельности, включая заботу о рождении в достаточном количестве себе подобных. Для многих, и для меня такая перспектива отвратительна. Мы должны надеяться, что, когда будут разработаны эффективные средства позитивной евгеники, применять их будут мудрые и гуманные люди или коллективы людей.

Весьма возможно, в ближайшем будущем мы увидим, как человечество овладеет еще одним делом, несколько меньшего значения, а именно регулированием соотношения рождающихся мальчиков и девочек. Весьма вероятно, что это будет достигнуто очень скоро. Для того чтобы понять, как это произойдет, мы должны познакомиться в следующей главе с тем, как определяется пол.