Нервная система человека характеризуется максимальным развитием. Развитие нервной системы. Значение нервной системы

Рассматривая личность как социально-типическую характеристику индивида, совокупность его общественных связей и взаимодействий, социологи отмечают, что, выполняя в обществе разные функции, люди занимают разные позиции в социальной структуре общества. Отсюда, социальный статус – это то место в общественной системе , которое занимает конкретный человек. Это определенная позиция в социальной структуре сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус врача даёт индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Статус является, локальной характеристикой человека, а тесно связанное с ним понятие социальная роль относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Самое ожидаемое от врача качество (помимо его врачебного образования) – милосердие. «Звезда» шоу-бизнеса «должна» вести себя экстравагантно. Профессор – солидно, а невеста – скромно и т.д.

Современное общество делает людей носителями разных социальных статусов одновременно: один и тот же человек и сын своих родителей, и муж, и отец, и врач, и мастер спорта и т.д. Составляющие этот набор статусы могут быть противоречивы (статусная инкосистенция), например, руководитель на работе и сын властной матери, специалист высокого класса и низкая зарплата, вынуждающая его подрабатывать. Совокупность всех статусов, которыми владеет человек, называется статусным набором .

Внутри статусного набора обычно выделяется главный статус, с которым человек сам себя отождествляет и с которым его идентифицируют другие. Как правило, главным для мужчины становится статус, связанный с его профессиональной деятельностью, а для женщины, традиционно, положение в доме (жена, мать, домохозяйка). Но в целом, нет жесткой привязанности к профессии, религии, расе. Главный статус относителен и доминирующим становится тот, который определяет стиль и образ жизни.

Статус объединяет такие характеристики, которые относятся лично к человеку с его индивидуальными характеристиками и к социальной группе, к которой он принадлежит. Личный статус - положение индивида в малой группе с преимущественно межличностными отношениями . Это место определяется набором личных качеств человека, оцениваемых членами этой группы (коллегами по лечебному отделению, друзьями, родственниками, одногруппниками). В группе можно быть лидером или лузером, слыть ленивым или сверхобязательным, знатоком правил орфографии или компьютерным авторитетом и т.д.

Групповой статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к большой группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики общности. Такая типизация поддерживает социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Когда при знакомстве нам сразу после имени говорят «главный врач больницы», мы понимаем, что перед нами представитель престижной профессиональной группы врачей, занимающий среди них достаточно высокое положение. Немец – пунктуальный, француз – веселый и жизнерадостный, северянин спокойный и основательный и т.д. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса.

Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или аскриптивный, прирожденный статус – это статус изначально заданный от рождения. К прирожденному статусу относятся пол, раса, этнос (национальность).

Достигаемый статус, приобретается в результате личных усилий и при свободном выборе самого человека: статус студента, депутата, хирурга, доктора наук, заслуженного артиста, донора, банкира. Иногда вид статуса трудно дифференцируется, например, сложно определить, к какому из статусов отнести положение политического беженца. В таком случае говорят о смешанном статусе.

Все вышеописанные статусы относятся к основным. Кроме них, существуют также и неосновные, характеризующиеся эпизодичностью и множественностью. Это, например, статусы пассажира, пешехода, покупателя, пациента, забастовщика, болельщика и т.д. Это статусы без четких прав и обязанностей, кратковременные, неформализованные, определяющие только детали нашего поведения.

В понимании проблем социальных статусов очевидно одно: никогда ни один человек не существует вне статусов. Если он уходит из одной статусной группы, то тут же оказывается в другой. Человек оценивает мир и взаимодействует с другими людьми через призму своего статуса. Врач дифференцирует свое окружение на больных и здоровых; богатые уважают богатых и недолюбливают бедных; бедные презирают богатых и высмеивают их ценности и образ жизни и т.д.

В сформировавшемся обществе статус – устойчивая характеристика члена общества. Он формирует стереотипы восприятия людьми определенной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж оценку занимаемой человеком позиции со стороны членов общества, степень уважения той или иной профессии, должности, рода занятий в общественном мнении.

Итак, статус – это не просто определенная социальная позиция, не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта.

Экономические, политические, профессиональные, религиозные, кровнородственные статусы предопределяют социальные отношения людей. Модель поведения, обусловленная тем или иным статусом – социальная роль человека. Общество закрепило за каждым статусом определенный шаблон, стандарт поведения. Например, разные статусы врача и пациента предполагают и различные стереотипы поведения: трудно себе представить, что врач вдруг станет жаловаться пациенту на свои болезни, а пациент вдруг начнет собирать анамнез.

Между статусами и ролями есть промежуточное звено – социальные ожидания (экспектации). Каждый человек, имеющий тот или иной статус, должен его как бы отыграть, реализовать и желательно так, чтобы это соответствовало социальным ожиданиям. Социальные ожидания предполагают, что молодой человек в статусе студента подтверждает его прилежным посещением лекций и практических занятий, библиотек и выполнением домашних заданий. Если молодой человек позволяет себе этого не делать, плохо справляясь с ролью студента, то его лишают этого статуса отчислением из вуза. Но этот же молодой человек может значительно расширить круг своих прав и обязанностей, записавшись еще на дополнительные факультативы, участвуя в работе студенческого научногообщества, выступая с докладами на конференциях, будучи отличником по всем основным предметам. Одна и та же роль может быть определена по-разному с разных позиций. От того же студента ждут разного администрация вуза, преподаватели, коллеги- студенты и общество в целом.

Таким образом, в социальной роли есть две стороны: ролевые ожидания – то, что должен делать индивид – носитель статуса, то чего от него ожидают и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, находясь в той или иной роли, человек более или менее четко представляет свои обязанности, последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом через систему социального контроля следит, чтобы все делалось правильно, «как надо».

Социальное поведение пытался систематизировать Т.Парсонс, предложив систему описания ролей личности через выделение пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли, например, медицинской сестры, врача, полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, страдание, смерть). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Другие роли, например, артиста, адвоката, свахи наоборот требуют в исполнении высокого накала эмоций для успешного выполнения.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши, немца, русского. Они определяются возрастом или происхождением человека, исполняющего роль. Другие завоевываются, когда мы говорим о роли, которая не достигается автоматически, а в результате усилий личности: врач, муж, офицер, профессор, юрист.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей, сфокусированы на одной проблеме: врача и больного объединяет стремление сохранить или восстановить здоровье, продавца и покупателя – товар. С другой стороны, между родителями и ребенком устанавливаются отношения более широкого плана – образование, воспитание, материальное обеспечение, эмоциональное общение и т.д.

4. Формализация. Некоторые роли требуют четкого выполнения установленных правил и уставов (солдат, монах). При исполнении других ролей допустимы исключения, поскольку за нарушения правил спрашивают не слишком строго - опоздание на урок, переход улицы не на переходе. За помощь в ремонте брату или сестре не обязательно требовать плату, хотя любой труд должен оплачиваться и у постороннего человека мы бы плату за ремонт взяли.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Предприниматель, бизнесмен ориентирован на личный интерес, стремится получить максимальную прибыль. Но предполагается, что для священника, учителя, врача общественное благо важнее личного интереса.

Парсонс считает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем отличия понятия «личность» от понятий «человек» и «индивид»?

2. Почему понятие «личность» многозначно и в чем причины существования различных теорий личности?

3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

4. Каковы основные личностные типы?

5. Что такое социализация?

6. Каковы этапы и агенты социализации?

7. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль».

8. В чем отличия статуса достигаемого от предписанного?

9. Что такое социальный престиж?

10. В чем выражается множественность социальных ролей личности?

11. В рамках аксиомы о биосоциальной сущности человека выскажите и аргументируйте свое мнение: какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия жизни и воспитание?

12. Все мы являемся носителями множества ролей и статусов. Значит мы все артисты?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность.

13. Руководитель всемирно известного лечебного учреждения Лео Бокерия (можно назвать другое известное имя) является одновременно практикующим хирургом. Но он также муж, отец и носитель других семейных и общественных ролей. Он имеет разносторонние культурные интересы. Идет здесь речь о разных ролях? Чем они связаны?

14. Охарактеризуйте как социальную роль статусы врача, профессора, студента, интерна, жены, матери, подруги. Чем отличаются по содержанию понятия социального статуса от понятия социальной роли?

15. Как связаны между собой социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли, чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие такое соответствие.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Личность – это:

а) человек как единица от человеческого рода

б) человек как представитель определенной общности

в) человек как носитель набора неповторимых черт

г) человек как совокупность социальных качеств

2. Статусы связаны между собой:

а) социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

б) межличностными отношениями

в) нормами и правилами, регулирующими поведение отдельных индивидов.

г) процессом социализации

3. Фиксированный стандарт поведения:

а) социальный статус

б) социальная норма

в) социальная страта

г) социальная роль

4. Показатель положения индивида в обществе:

а) социальный статус

б) социальный престиж

в) социальная роль

г) социальная мобильность.

5. Социальный статус – это:

а) отношение окружающих к человеку

б) социальная функция личности

в) место человека в группе или обществе

г) оценка важности занимаемой человеком позиции

д) ожидание от человека определенного стереотипа поведения

6. Социальная роль – это:

а) определенная позиция в социальной структуре группы

б) оценка занимаемой человеком или группой социальной позиции другими людьми

в) ожидаемое другими людьми поведение человека

г) не соответствующий принятым нормам способ поведения

7. Социализация – это:

а) способ изменения и развития культуры

б) совокупность обычаев, традиций и других норм и правил, принятых в данном обществе

в) процесс усвоения норм и правил, принятых в данном обществе

г) способ вхождения личности в профессиональную жизнь

8. Аскриптивный статус – это:

а) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

б) предписанная социальная позиция

в) субъективная оценка занимаемой индивидом или группой общественной позиции

г) несовместимые социальные позиции одновременно занимаемые индивидом

9. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) индивидуальность

б) личность

в) индивид

г) конформизм

д) толерантность

10. Статусная инкосистенция – это:

а) совокупность социальных образований, объединенных общими интересами

б) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

в) несовместимые социальные позиции, занимаемые индивидом одновременно

г) субъективная оценка занимаемой индивидом позиции.

Вернуться назад на Социальный человек

Для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую мы назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим является не социальный момент, а какие-то другие, например, экономические или политические. Социальная направленность в своем высшем проявлении - это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни.

4. Социальный человек

Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины или красоты, или святости.

Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

Социальная направленность в высшем проявлении - любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что, в конечном счете, не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке - в одном, нескольких или многих - потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров.

Гармонически целостный тип отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему собственных ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам - таков способ адаптации этих людей. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой характеризуется противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности. Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической зашиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

Конфликтный тип с пониженной адаптацией отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности - получения удовольствия (гедонизм). Люди такого типа все трудные ситуации воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите - искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний). Вариативный тип свидетельствует о внешней приспособленности к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество - суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий - внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера - как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои потребности они пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам - таков общий способ адаптации этих людей.

Филогенез нервной системы в кратких чертах сводится к следую­щему. У простейших одноклеточных организмов (амеба) нервной системы еще нет, а связь с окружающей средой осуществляется при помощи жидкостей, находящихся внутри и вне организма, - гуморальная (humor - жидкость), до-нервная, форма регуляции.

В дальнейшем, когда возникает нервная система, появляется и другая форма регуляции - нервная. По мере развития нервной системы нервная регуляция все больше подчиняет себе гуморальную, так что образуется еди­ная нейрогуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы. Послед­няя в процессе филогенеза проходит ряд основных этапов (рис. 265).

/ этап - сетевидная нервная система. На этом этапе (кишечнополост­ные) нервная система, например гидры, состоит из нервных клеток, много­численные отростки которых соединяются друг с другом в разных направле­ниях, образуя сеть, диффузно пронизывающую все тело животного. При раздражении любой точки тела возбуждение разливается по всей нервной сети и животное реагирует движением всего тела. Отражением этого этапа у чело­века является сетевидное строение интрамуральнои нервной системы пищева­рительного тракта.

// этап - узловая нервная система. На этом этапе (беспозвоночные) нерв­ные клетки сближаются в отдельные скопления или группы, причем из скоплений клеточных тел получаются нервные узлы - центры, а из скоплений отростков - нервные стволы - нервы. При этом в каждой клетке число от­ростков уменьшается и они получают определенное направление. Соответст­венно сегментарному строению тела животного, например у кольчатого червя, в каждом сегменте имеются сегментарные нервные узлы и нервные стволы. Последние соединяют узлы в двух направлениях: поперечные стволы связы­вают узлы данного сегмента, а продольные - узлы разных сегментов. Благодаря этому нервные импульсы, возникающие в какой-либо точке тела, не разливаются по всему телу, а распространяются по поперечным стволам в пределах данного сегмента. Продольные стволы связывают нервные сег-


Рис. 265. Этапы развития нервной системы.

1, 2 - диффузная нервная система гидры; 3,4 - узловая нервная систе­ма кольчатого червя.

менты в одно целое. На головном конце животно­го, который при движе­нии вперед соприкасается с различными предметами окружающего мира, раз­виваются органы чувств, в связи с чем головные узлы развиваются сильнее остальных, являясь про­образом будущего голов­ного мозга. Отражением этого этапа является со­хранение у человека при­митивных черт (разбро­санность на периферии узлов и микроганглиев) в строении вегетативной нервной системы.

/// этап - трубчатая нервная система. На пер­воначальной ступени развития животных особенно большую роль играл аппарат движения, от совершенства которого зависит основное условие существования животного - питание (передвижение в поисках пищи, захва­тывание и поглощение ее).



У низших многоклеточных развился перистальтический способ передви­жения, что связано с непроизвольной мускулатурой и ее местным нерв­ным аппаратом. На более высокой ступени перистальтический способ сме­няется скелетной моторикой, т. е. передвижением с помощью системы жестких рычагов - поверх мышц (членистоногие) и внутри мышц (позво­ночные). Следствием этого явилось образование произвольной (скелетной) мускулатуры и центральной нервной системы, координирующей перемещение отдельных рычагов моторного скелета.

Такая центральная нервная система у хордовых (ланцетник) возникла в виде метамерно построенной нервной трубки с отходящими от нее сегментар­ными нервами ко всем сегментам тела, включая и аппарат движения,- туловищный мозг. У позвоночных и человека туловищный мозг становится спинным. Таким образом, появление туловищного мозга связано с усовершен­ствованием в первую очередь моторного вооружения животного. Наряду с этим уже у ланцетника имеются и рецепторы (обонятельный, световой). Дальнейшее развитие нервной системы и возникновение головного мозга обус­ловлены преимущественно усовершенствованием рецепторного вооружения. Так как большинство органов чувств возникает на том конце тела животного, который обращен в сторону движения, т. е. вперед, то для восприятия поступающих через них внешних раздражений развивается перед­ний конец туловищного мозга и образуется головной мозг, что совпадает с обособлением переднего конца тела в виде головы - цефализация (cephal - голова).


Е. К. Сепп в учебнике по нервным болезням 1 дает упрощенную, но удобную для изучения схему филогенеза головного мозга, которую мы и приводим. Согласно этой схеме, на I этапе развития головной мозг состоит из трех от­делов: заднего, среднего и переднего, причем из этих отделов в первую оче­редь (у низших рыб) особенно развивается задний, или ромбовидный, мозг (rhombencephalon). Развитие заднего мозга происходит под влиянием рецепто­ров акустики и гравитации (рецепторы VIII пары черепных нервов), имеющих ведущее значение для ориентации в водной среде.

В дальнейшей эволюции задний мозг дифференцируется на продолго­ватый мозг, являющийся переходным отделом от спинного мозга к голов­ному и потому называемый myelencephalon (myelos - спинной мозг, епсёр-halon - головной), и собственно задний мозг - metencephalon, из ко­торого развиваются мозжечок и мост.

В процессе приспособления организма к окружающей среде путем изме­нения обмена веществ в заднем мозге как наиболее развитом на этом этапе отделе центральной нервной системы возникают центры управления жизненно важными процессами растительной жизни, связанными, в частности, с жабер­ным аппаратом (дыхание, кровообращение, пищеварение и др.). Поэтому в продолговатом мозге возникают ядра жаберных нервов (группа X пары - вагуса). Эти жизненно важные центры дыхания и кровообращения остаются в продолговатом мозге человека, чем объясняется смерть, наступающая при повреждении продолговатого мозга. На II этапе (еще у рыб) под влиянием зрительного рецептора особенно развивается средний мозг, mesencephalon. На III этапе, в связи с окончательным переходом животных из водной среды в воздушную, усиленно развивается обонятельный рецептор, восприни­мающий содержащиеся в воздухе химические вещества, сигнализирующие своим запахом о добыче, опасности и других жизненно важных явлениях окружающей природы.

Под влиянием обонятельного рецептора развивается передний мозг - prosencephalon, вначале имеющий характер чисто обнятельного мозга. В даль­нейшем передний мозг разрастается и дифференцируется на промежуточ­ный- diencephalon и конечный - telencephalon.

В конечном мозге как в высшем отделе центральной нервной системы появляются центры для всех видов чувствительности. Однако нижележащие центры не исчезают, а сохраняются, подчиняясь центрам вышележащего этажа. Следовательно, с каждым новым этапом развития головного мозга возникают новые центры, подчиняющие себе старые. Происходит как бы пере­движение функциональных центров к головному концу и одновременное подчинение филогенетически старых зачатков новым. В результа­те центры слуха, впервые возникшие в заднем мозге, имеются также в среднем и переднем, центры зрения, возникшие в среднем, имеются и в переднем, а центры обоняния - только в переднем мозге. Под влиянием обонятельного рецептора развивается небольшая часть переднего мозга, называемая поэтому обонятельным мозгом (rhinencephalon), который покрыт корой серого ве­щества - старой корой (paleocortex).

Совершенствование рецепторов приводит к прогрессивному развитию переднего мозга, который постепенно становится органом, управляющим всем поведением животного. Различают две формы поведения животного: инстинктивное, основанное на видовых реакциях (безусловные рефлексы), и индивидуальное, основанное на опыте индивида (условные рефлексы). Соответственно этим двум формам поведения в конечном мозге развивается две группы центров серого вещества: базальные узлы, имеющие строение ядер

1 Сепп Е. К., Цукер М. Б., Шмид Е. В. Нервные болезни.-М.: Медгиз, 1954.


(ядерные центры), и кора серого вещества, имеющая строение сплошного
экрана (экранные центры). При этом вначале развивается «подкорка», а затем
кора. Кора возникает при переходе животного от водного к наземному
образу жизни и обнаруживается отчетливо у амфибий и рептилий. Даль­
нейшая эволюция нервной системы характеризуется тем, что кора голов­
ного мозга все более и более подчиняет себе функции всех нижележащих
центров, происходит постепенная кортиколизация функций. ,

Необходимой формацией для осуществления высшей нервной деятель* ности является новая кора, расположенная на поверхности полушарий и приобретающая в процессе филогенеза шестислойное строение. Благодаря усиленному развитию новой коры конечный мозг у высших позвоночных пре­восходит все остальные отделы головного мозга, покрывая их, как плащом (pallium). Развивающийся новый мозг (neencephalon) оттесняет в глубину старый мозг (обонятельный), который как бы свертывается в виде гиппокампа (hyppocampus), остающегося по-прежнему обонятельным центром. В резуль­тате плащ, т. е. новый мозг (neencephalon), резко преобладает над остальными отделами мозга - старым мозгом (paleencephalon).

Итак, развитие головного мозга совершается под влиянием развития рецепторов, чем и объясняется, что самый высший отдел головного мозга - кора (серое вещество) - представляет, как учит И. П. Павлов, совокупность корковых концов анализаторов, т. е. сплошную воспринимающую (рецептор-ную) поверхность. Дальнейшее развитие мозга у человека подчиняется иным закономерностям, связанным с его социальной природой. Кроме естествен­ных органов тела, имеющихся и у животных, человек стал пользоваться орудиями труда. Орудия труда, ставшие искусственными органами, дополнили естественные органы тела и составили техническое вооружение человека.

С помощью этого вооружения человек приобрел возможность не только приспосабливаться самому к природе, как это делают животные, но и приспо­сабливать природу к своим нуждам. Труд, как уже отмечалось, явился решающим фактором становления человека, а в процессе общественного труда возникло необходимое для общения людей средство - речь. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 490). Это совершенство обусловлено максимальным развитием конечного мозга, особенно его коры - новой коры (neocortex).

Кроме анализаторов, воспринимающих различные раздражения внешнего мира и составляющих материальный субстрат конкретно-наглядного мышле­ния, свойственного животным {первая сигнальная система действительности, по И. П. Павлову), у человека возникла способность абстрактного, отвлечен­ного мышления с помощью слова, сначала слышимого (устная речь) и позднее видимого (письменная речь). Это составило вторую сигнальную систему, по И. П. Павлову, которая в развивающемся животном мире явилась «чрез­вычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности» (И. П. Павлов). Материальным субстратом второй сигнальной системы стали поверхностные слои новой коры. Поэтому кора конечного мозга достигает своего наи­высшего развития у человека. Таким образом, эволюция нервной системы сводится к прогрессивному развитию конечного мозга, который у высших позвоночных и особенно у человека в связи с усложнением нервных функций достигает огромных размеров.

Изложенные закономерности филогенеза обусловливают эмбриогенез нервной системы человека. Нервная система происходит из наружного заро-


Рис. 266. Стадии эмбриогенеза нерв­ной системы; поперечный схемати­ческий разрез.

А - медуллярная пластинка; В, С - медулляр­ная бороздка; D, Е- нервная трубка; I - роговой листок (эпидермис); 2 - нейральные гребни.

дышевого листка, или эктодермы (см. «Введение»). Эта последняя образует продольное утолщение, называемое медуллярной пластин­кой (рис. 266). Медуллярная пла­стинка скоро углубляется в ме­дуллярную бороздку, края которой (медуллярные валики) постепен­но становятся выше и затем срастаются друг с другом, превращая бо­роздку в трубку {мозговая трубка). Мозговая трубка представляет собой зачаток центральной части нервной системы. Задний конец трубки образует зачаток спинного мозга, передний расширенный конец ее путем перетяжек расчленяется на три первичных мозговых пузыря, из которых происходит головной мозг во всей его сложности.

Нервная пластинка первоначально состоит только из одного слоя эпите­лиальных клеток. Во время замыкания ее в мозговую трубку количество кле­ток в стенках последней увеличивается, так что возникает три слоя: внут­ренний (обращенный в полость трубки), из которого происходит эпителиаль­ная выстилка мозговых полостей (эпендима центрального канала спинного мозга и желудочков головного); средний, из которого развивается серое вещество мозга (зародышевые нервные клетки - нейробласты); наконец, наружный, почти не содержащий клеточных ядер, развивающийся в белое вещество (отростки нервных клеток - нейриты). Пучки нейритов нейробластов распространяются или в толще мозговой трубки, образуя белое вещество мозга, или же выходят в мезодерму и затем соединяются с молодыми мышечными клетками (миобластами). Таким путем возникают двигательные нервы.

Чувствительные нервы возникают из зачатков спинномозговых узлов, ко­торые заметны уже по краям медуллярной бороздки у места перехода ее в кожную эктодерму. Когда бороздка смыкается в мозговую трубку, зачатки смещаются на ее дорсальную сторону, располагаясь по средней линии. Затем клетки этих зачатков перемещаются вентрально и располагаются вновь по бокам мозговой трубки в виде так называемых нейральных гребней. Оба нейральных гребня перешнуровываются четкообразно по сегментам дор­сальной стороны зародыша, вследствие чего получается на каждой стороне ряд спинномозговых узлов, ganglia spinalia. В головной части мозговой трубки они доходят только до области заднего мозгового пузырька, где образуют зачатки узлов чувствительных черепных нервов. В ганглиозных зачатках развиваются нейробласты, принимающие вид биполярных нервных клеток, один из отростков которых врастает в мозговую трубку, другой идет на периферию, образуя чувствительный нерв. Благодаря сращению на некотором протяжении от начала обоих отростков получаются из биполярных так называемые ложные униполярные клетки с одним отростком, делящимся в форме буквы «Т», являющиеся характерными для спинномозговых узлов взрослого. Центральные отростки клеток, проникающие в спинной мозг, составляют задние корешки спинномозговых нервов, а периферические отро­стки, разрастаясь вентрально, образуют (вместе с вышедшими из спинного мозга эфферентными волокнами, составляющими передний корешок) сме-


17 Анатомия человека

шанный спинномозговой нерв. Из нейральных гребней возникают также зачатки вегетативной нервной системы, о чем подробно см. «Вегетативная (автономная) нервная система».

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Пермский гуманитарно-технологический институт

Гуманитарный факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «АНАТОМИЯ ЦНС»

на тему

«Основные этапы эволюционного развития ЦНС»

Пермь, 2007

Этапы развития центральной нервной системы

Появление многоклеточных организмов явилось первичным стимулом для дифференциации систем связи, которые обеспечивают целостность реакций организма, взаимодействие между его тканями и органами. Это взаимодействие может осуществляться как гуморальным путем посредством поступления гормонов и продуктов метаболизма в кровь, лимфу и тканевую жидкость, так и за счет функции нервной системы, которая обеспечивает быструю передачу возбуждения, адресованного к вполне определенным мишеням.

Нервная система беспозвоночных животных

Нервная система как специализированная система интеграции на пути структурного и функционального развития проходит через несколько этапов, которые у первично- и вторичноротых животных могут характеризоваться чертами параллелизма и филогенетической пластичностью выбора.

Среди беспозвоночных наиболее примитивный тип нервной системы в виде диффузной нервной сети встречается у типа кишечнополостных. Их нервная сеть представляет собой скопление мультиполярных и биполярных нейронов, отростки которых могут перекрещиваться, прилегать друг к другу и лишены функциональной дифференциации на аксоны и дендриты. Диффузная нервная сеть не разделена на центральный и периферический отделы и может быть локализована в эктодерме и энтодерме.

Эпидермальные нервные сплетения, напоминающие нервные сети кишечнополостных, могут быть обнаружены и у более высоко организованных беспозвоночных (плоские и кольчатые черви), однако здесь они занимают соподчиненное положение по отношению к центральной нервной системе (ЦНС), которая выделяется как самостоятельный отдел.

В качестве примера такой централизации и концентрации нервных элементов можно привести ортогональную нервную систему плоских червей. Ортогон высших турбеллярий представляет собой упорядоченную структуру, которая состоит из ассоциативных и двигательных клеток, формирующих вместе несколько пар продольных тяжей, или стволов, соединенных большим числом поперечных и кольцевых комиссуральных стволов. Концентрация нервных элементов сопровождается их погружением в глубь тела.

Плоские черви являются билатерально симметричными животными с четко выраженной продольной осью тела. Движение у свободноживущих форм осуществляется преимущественно в сторону головного конца, где концентрируются рецепторы, сигнализирующие о приближении источника раздражения. К числу таких рецепторов турбеллярий относятся пигментные глазки, обонятельные ямки, статоцист, чувствительные клетки покровов, наличие которых способствует концентрации нервной ткани на переднем конце тела. Этот процесс приводит к формированию головного ганглия, который, по меткому выражению Ч. Шеррингтона, можно рассматривать как ганглиозную надстройку над системами рецепции на расстоянии.

Ганглионизация нервных элементов получает дальнейшее развитие у высших беспозвоночных, кольчатых червей, моллюсков и членистоногих. У большинства кольчатых червей брюшные стволы ганглионизированы таким образом, что в каждом сегменте тела формируется по одной паре ганглиев, соединенных коннективами с другой парой, расположенной в соседнем сегменте.

Ганглии одного сегмента у примитивных аннелид соединены между собой поперечными комиссурами, и это приводит к образованию лестничной нервной системы,. В более продвинутых отрядах кольчатых червей наблюдается тенденция к сближению брюшных стволов вплоть до полного слияния ганглиев правой и левой сторон и перехода от лестничной к цепочечной нервной системе. Идентичный, цепочечный тип строения нервной системы существует и у членистоногих с различной выраженностью концентрации нервных элементов, которая может осуществляться не только за счет слияния соседних ганглиев одного сегмента, но и при слиянии последовательных ганглиев различных сегментов.

Эволюция нервной системы беспозвоночных идет не только по пути концентрации нервных элементов, но и в направлении усложнения структурных взаимоотношений в пределах ганглиев. Не случайно в современной литературе отмечается тенденция сравнивать брюшную нервную цепочку со спинным мозгом позвоночных животных. Как и в спинном мозгу, в ганглиях обнаруживается поверхностное расположение проводящих путей, дифференциация нейропиля на моторную, чувствительную и ассоциативные области. Это сходство, являющееся примером параллелизма в эволюции тканевых структур, не исключает, однако, своеобразия анатомической организации. Так, например, расположение туловищного мозга кольчатых червей и членистоногих на брюшной стороне тела обусловило локализацию моторного нейропиля на дорсальной стороне ганглия, а не на вентральной, как это имеет место у позвоночных животных.

Процесс ганглионизации у беспозвоночных может привести к формированию нервной системы разбросанно-узлового типа, которая встречается у моллюсков. В пределах этого многочисленного типа имеются филогенетически примитивные формы с нервной системой, сопоставимой с ортогоном плоских червей (боконервные моллюски), и продвинутые классы (головоногие моллюски), у которых слившиеся ганглии формируют дифференцированный на отделы мозг.

Прогрессивное развитие мозга у головоногих моллюсков и насекомых создает предпосылку для возникновения своеобразной иерархии командных систем управления поведением. Низший уровень интеграции в сегментарных ганглиях насекомых и в подглоточной массе мозга моллюсков служит основой для автономной деятельности и координации элементарных двигательных актов. В то же время мозг представляет собой следующий, более высокий уровень интеграции, где могут осуществляться межанализаторный синтез и оценка биологической значимости информации. На основе этих процессов формируются нисходящие команды, обеспечивающие вариантность запуска нейронов сегментарных центров. Очевидно, взаимодействие двух уровней интеграции лежит в основе пластичности поведения высших беспозвоночных, включающего врожденные и приобретенные реакции.

В целом, говоря об эволюции нервной системы беспозвоночных, было бы упрощением представлять ее как линейный процесс. Факты, полученные в нейроонтогенетических исследованиях беспозвоночных, позволяют допустить множественное (полигенетическое) происхождение нервной ткани беспозвоночных. Следовательно, эволюция нервной системы беспозвоночных могла идти широким фронтом от нескольких источников с изначальным многообразием.

На ранних этапах филогенетического развития сформировался второй ствол эволюционного древа, который дал начало иглокожим и хордовым. Основным критерием для выделения типа хордовых является наличие хорды, глоточных жаберных щелей и дорсального нервного тяжа - нервной трубки, представляющей собой производное наружного зародышевого листка - эктодермы. Трубчатый тип нервной системы позвоночных по основным принципам организации отличен от ганглионарного или узлового типа нервной системы высших беспозвоночных.

Нервная система позвоночных животных

Нервная система позвоночных закладывается в виде сплошной нервной трубки, которая в процессе онто- и филогенеза дифференцируется на различные отделы и является также источником периферических симпатических и парасимпатических нервных узлов. У наиболее древних хордовых (бесчерепных) головной мозг отсутствует и нервная трубка представлена в малодифференцированном состоянии.

Согласно представлениям Л. А. Орбели, С. Херрика, А. И. Карамяна, этот критический этап развития центральной нервной системы обозначается как спинальный. Нервная трубка современного бесчерепного (ланцетника), как и спинной мозг более высоко организованных позвоночных, имеет метамерное строение и состоит из 62-64 сегментов, в центре которых проходит спинно-мозговой канал. От каждого сегмента отходят брюшные (двигательные) и спинные (чувствительные) корешки, которые не образуют смешанных нервов, а идут в виде отдельных стволов. В головных и хвостовых отделах нервной трубки локализованы гигантские клетки Родэ, толстые аксоны которых образуют проводниковый аппарат. С клетками Родэ связаны светочувствительные глазки Гесса, возбуждение которых вызывает отрицательный фототаксис.

В головной части нервной трубки ланцетника находятся крупные ганглиозные клетки Овсянникова, имеющие синаптические контакты с биполярными чувствительными клетками обонятельной ямки. В последнее время в головной части нервной трубки идентифицированы нейросекреторные клетки, напоминающие гипофизарную систему высших позвоночных. Однако анализ восприятия и простых форм обучения ланцетника показывает, что на данном этапе развития ЦНС функционирует по принципу эквипотенциальности, и утверждение о специфике головного отдела нервной трубки не имеет достаточных оснований.

В ходе дальнейшей эволюции наблюдается перемещение некоторых функций и систем интеграции из спинного мозга в головной - процесс энцефализации, который был рассмотрен на примере беспозвоночных животных. В период филогенетического развития от уровня бесчерепных до уровня круглоротых формируется головной мозг как надстройка над системами дистантной рецепции.

Исследование ЦНС современных круглоротых показывает, что их головной мозг в зачаточном состоянии содержит все основные структурные элементы. Развитие вестибулолатеральной системы, связанной с полукружными каналами и рецепторами боковой линии, возникновение ядер блуждающего нерва и дыхательного центра создают основу для формирования заднего мозга. Задний мозг миноги включает продолговатый мозг и мозжечок в виде небольших выпячиваний нервной трубки.

Нервная система начинает развиваться на 3-ей неделе внутриутробного развития из эктодермы (наружного зародышевого листка).

На дорсальной (спинной) стороне зародыша происходит утолщение эктодермы. Это формируется нервная пластинка. Затем нервная пластинка изгибается вглубь зародыша и образуется нервная бороздка. Края нервной бороздки смыкаются, формируя нервную трубку. Длинная полая нервная трубка, лежащая сначала на поверхности эктодермы, отделяется от нее и погружается внутрь, под эктодерму. Нервная трубка расширяется на переднем конце, из которого позднее формируется головной мозг. Остальная часть нервной трубки преобразуется в головной мозг

Из клеток, мигрирующих из боковых стенок нервной трубки, закладываются два нервных гребня - нервные тяжи. В дальнейшем из нервных тяжей образуются спинальные и автономные ганглии и шванновские клетки, которые формируют миелиновые оболочки нервных волокон. Кроме того, клетки нервного гребня участвуют в образовании мягкой и паутинной оболочек мозга. Во внутреннем слое нервной трубки происходит усиленное деление клеток. Эти клетки дифференцируются на 2 типа: нейробласты (предшественники нейронов) и спонгиобласты (предшественники глиальных клеток). Конец нервной трубки подразделяется на три отдела - первичные мозговые пузыри:передний (I пузырь), средний (II пузырь) и задний (III пузырь) мозг. В последующем развитии мозг делится на конечный (большие полушария) и промежуточный мозг. Средний мозг сохраняется как единое целое, а задний мозг делится на два отдела, включающих мозжечок с мостом и продолговатый мозг. Это 5-ти пузырная стадия развития мозга

К 4-ой неделе внутриутробного развития формируются теменной и затылочный изгибы, а в течение 5-ой недели - мостовой изгиб. К моменту рождения сохраняется только изгиб мозгового ствола почти под прямым углом в области соединения среднего и промежуточного мозга

В начале поверхность больших полушарий гладкая. На 11-12 неделе внутриутробного развития закладывается боковая борозда (Сильвиева), затем центральная (Ролландова) борозда. увеличивается площадь коры.

Нейробласты путем миграции образуют ядер, каторые формируют серое вещество спинного мозга, а в стволе мозга - некоторые ядра черепно-мозговых нервов.

Сомы нейробластов имеют округлую форму. Развитие нейрона проявляется в появлении, росте и ветвлении отростков. На мембране нейрона образуется небольшое короткое выпячивание на месте будущего аксона - конус роста. Аксон вытягивается и по нему доставляются питательные вещества к конусу роста. В начале развития у нейрона образуется большее число отростков по сравнению с конечным числом отростков зрелого нейрона. Часть отростков втягивается в сому нейрона, а оставшиеся растут в сторону других нейронов, с которыми они образуют синапсы.

В спинном мозге аксоны имеют небольшую длину и формируют межсегментарные связи. Более длинные проекционные волокна формируются позднее. Несколько позже начинается рост дендритов.

Увеличение массы мозга в пренатальный период происходит в основном за счет увеличения количества нейронов и количества глиальных клеток.

Развитие коры связано с образование клеточных слоев

В формировании корковых слоев большую роль играют так называемые глиальные клетки. По отросткам глиальных клеток происходит миграция нейронов. образуются более поверхностные слои коры. Глиальные клетки принимают также участи в образовании миелиновой оболочки. На созревание мозга оказывали влияния белки и нейропиптиды.

в постанатальном периоде все большую роль приобретают внешние стимулы Под влиянием афферентных импульсов на дендритах корковых нейронов образуются шипики - выросты, представляющие собой особые постсинаптические мембраны. Чем больше шипиков, тем больше синапсов и тем большее участие принимает нейрон в обработке информации. Развитие стволовых и подкорковых структур, раньше, чем корковых, рост и развитие возбудительных нейронов обгоняет рост и развитие тормозных нейронов


Восточный мистицизм
Гуревич пишет, что мистика - не только свод наивных иллюзий, слепых верований, затемняющих свет разумности, но также древняя и глубокая духовная традиция. Мистика - сложная духовная традиция, в которой соединены разные, порою противоречив...

Цитоскелет
В принципе как трансмембранное, так и латеральное распределение мембранных компонентов может зависеть от их взаимодействия со структурами, находящимися на поверхности мембраны. В ряде случаев такая зависимость была четко выявлена, в частн...

Перенос генетической информации в клетке
Информационные взаимоотношения между ДНК, РНК и белками теперь точно установлены. Репликация, с помощью которой создаются идентичные копии родительской молекулы ДНК, обеспечивает генетическую непрерывность в ряду поколений. Транскрипция Д...