Образование на Руси. «Семибоярщина» и польская интервенция. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в

Причины Смутного времени:

  1. Династический кризис. Завершение династии Рюриковичей.
  2. Намечающееся отставание России от Запада приводит к появлению большого числа сторонников развития по западному пути. В качестве образца для подражания называют Польшу, которая к этому времени превращается в аристократическую республику («Речь Посполитая» - «республика» по-польски). Польский король избирается Сеймом. Умеренным «западником» становится и Борис Годунов.
  3. Растущее недовольство общества властью.

Началом Смутного времени принято считать избрание Бориса Годунова царем в 1598 г. Новый царь готовил проект преобразований, вел довольно успешную внешнюю политику. Относительно спокойный ход событий был прерван неурожаями и страшным голодом в 1601-1603 гг. Доведенное до отчаяния население во всех своих бедах винило нового царя. Считалось, что голод – это Божье наказание за убийство Годуновым царевича Дмитрия.

1602-1604 гг. – восстание Хлопка на Украине и юге России.

В 1602 г. в Речи Посполитой появился Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев объявивший себя царевичем Дмитрием. Его поддержали король Речи Посполитой Сигизмунд III, польско-литовские магнаты и шляхта. Один из магнатов даже обручил с Лжедмитрием свою дочь Марину Мнишек.

В декабре 1604 г. Лжедмитрий во главе небольшого отряда перешел границу Руси и был разбит царским войском под Добрыничами. Однако он получил массовую поддержку русского населения, давно ожидавшего прихода законного государя. Начинается триумфальный поход Лжедмитрия на Москву. В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов. Царем стал его 16-тилетний сын Федор. В июне в Москве произошел переворот – Федор с матерью были убиты и самозванец занял престол.

Став царем, Лжедмитрий не спешил выполнять обещания, данные полякам – ввести католицизм в России, передать Польше Смоленск и т.д. В то же время, своими польскими манерами и нежеланием восстанавливать «Юрьев день» он разочаровал и русское население. Масла в огонь подливали слухи о принятии царем, ради брака с Мариной Мнишек, католичества. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит. Царем стал Василий Шуйский – сторонник традиционного русского уклада.

Борьба различных слоев населения против боярского царя началась уже в 1606 г. Ее возглавил Иван Болотников, бывший военный холоп, выдающий себя за воеводу Лжедмитрия. Войско Болотникова состояло из крестьян, холопов, посадских людей, казаков и дворян, недовольных боярством. Накануне решающего сражения под Москвой в декабре 1606 г. значительная часть дворян во главе с Прокопием Ляпуновым перешла на сторону Шуйского, что обеспечило царю победу. Войско Болотникова отступило к Туле, было там осаждено и в октябре 1607 г. капитулировало. Одной из причин победы царя стало его обещание даровать прощение восставшим холопам. Болотников и часть восставших были казнены.

В 1607 г. на юго-западной окраине Руси появился новый Лжедмитрий – Лжедмитрий II. Он выдавал себя за спасшегося (уже во второй раз) Дмитрия. Его слова подтвердила Марина Мнишек, Признавшая Лжедмитрия как своего супруга. Такой массовой поддержки населения, как Лжедмитрий I, Лжедмитрий II уже не получил, поэтому собрать значительные силы ему не удалось. В 1608 г. он подошел к Москве и стал лагерем в Тушино (отсюда и прозвище Тушинский вор ). Началось противостояние боярского царя, сидящего на престоле в Москве, и тушинского самозванца. Фактически страна разделилась на две части. В обоих есть цари, приказы, Боярские Думы и даже патриархи: в Москве – Гермоген, в Тушино – Филарет.

Будучи не в силах справиться с Тyшинским вором, Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Он отдавал шведам Карельскую волость, получая взамен военную помощь. Однако шведы не спешили помогать Шуйскому. В то же время король Речи Посполитой Сигизмунд III, постоянно враждовавший со Швецией, расценил этот договор как желанный предлог для открытой интервенции против России. В сентябре 1609 г. Сигизмунд осадил Смоленск. В 1610 г. Лжедмитрий, в котором Сигизмунд больше не нуждался, был убит поляками. Первоначально борьба с польской агрессией шла относительно успешно. Талантливый молодой полководец, племянник царя, М.В. Скопин-Шуйский смог одержать ряд побед. Однако его слава победителя вызвала напугала Василия Шуйского. Скопин-Шуйский был отравлен. В 1610 г. польский гетман Ходкевич разбил войско Шуйского в генеральном сражении у деревни Клушино (западнее Можайска).

17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Гермогеном свергли потерявшего всякий авторитет Шуйского. Власть в Москве до избрания нового царя перешла в руки правительства из 7 бояр – семибоярщины . Возглавил семибоярщину боярин Ф. Мстиславский.

По инициативе Филарета, с целью прекращения интервенции, на престол был приглашен сын Сигизмунда Владислав. При этом ставились условия: Владислав должен был дать обещание сохранить московские порядки и принять православие. Хотя Сигизмунд не согласился на последнее условие, договор все же был заключен. В 1610 г. в Москву вошло польское войско во главе с воеводой Гонсевским, который в качестве наместника Владислава должен был управлять страной. Тем не менее, польская интервенция продолжается. Швеция, воспринявшая свержение Шуйского как освобождение от всех обязательств, оккупировала значительную часть севера Руси и начала осаду Новгорода.

В этих условиях в Рязани в 1611 г. формируется Первое ополчение , целью которого было освободить страну от захватчиков и возвести на престол русского царя. 3начительная часть тyшинских дворян и казаков, а также немногие бояре, поддержавшие самозванца, примкнули к нему. Вождем ополчения стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов, который возглавил Совет всея земли (руководящий орган ополчения). Ополчение осадило Москву и после сражения 19 марта 1611 г. захватило большую часть города; однако Китай-город остался за поляками. Началась долгая осада Москвы, осложнявшаяся противоречиями между руководителями осаждающих. Наиболее ярко они проявились во взаимоотношениях лидеров дворян и казаков – Прокопия Ляпунова и казачьего атамана Ивана 3аруцкого. Стремление дворян восстановить деспотическое государство и крепостной порядок не удовлетворяло казаков. Постоянные столкновения завершились летом 1611 г. убийством Ляпунова, после чего большинство дворян покинули ополчение.

В июне 1611 г. пал Смоленск, обороной которого руководил боярин Михаил Борисович Шеин. Через месяц шведы захватили Новгород. В условиях, когда независимое существование русского народа оказалось под угрозой, на востоке страны, в Нижнем Новгороде, осенью 1611 г. Возникает Второе ополчение . Главным его организатором стал купец Кузьма Минин, руководителем же был избран участник первого ополчения князь Д.И. Пожарский. Собрав большие силы, ополчение в мае 1612 г. вошло в Москву, слившись с остатками первого ополчения, и полностью блокировало Кремль. 26 октября (4 ноября) 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал.

В январе 1613 г. в Москве собрался 3емский собор, на котором новым царем Руси был избран 16-летний Михаил Федорович Романов – сын патриарха Филарета (в миру – бывшего опричника боярина Федора Никитича Романова). Это событие принято считать датой окончания Смутного времени, хотя иностранная интервенция еще продолжалась. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со шведами: Россия вернула Новгород, но потеряла все побережье Финского залива. В 1618 г. в деревне Деулино было заключено перемирие с Речью Посполитой: Россия уступала Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции:

  1. Идет процесс районирования – хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен, конопля (пенька) и другие технические культуры. Северо-восток – ярославские, казанские, нижегородские земли – начинает специализироваться на скотоводстве. Черноземные районы (их освоение начинается в XVII в.) и Поволжье выращивают пшеницу. Московский регион (в т.ч. Тула) становится центром металлургии.
  2. Заметное развитие получают крестьянские промыслы : на северо-западе – ткацкий, на северо-востоке – кожевенный. В Тульском крае возникает оригинальный Филимоновский промысел (Филимоновская игрушка).
  3. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией привел к возникновению центров товарообмена – ярмарок . Всего их существовало около 80, три из которых были центральными: Макарьевская (Нижегородская), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (под Брянском).
  4. Производство приобретает мелкотоварный характер (ориентировано на продажу).
  5. Новым явлением в экономике стали мануфактуры – крупные производства с разделением труда, в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. было незначительным. Единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.
  6. Совершенствовалась монетная система. При Михаиле Федоровиче общегосударственной монетой стал серебряный рубль, состоящий из ста копеек.

Наличие этих, новых для России, тенденций свидетельствует о складывании в стране единого общероссийского рынка , т.е. глобальной общегосударственной системы товарообмена.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегало их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все более похожими на вотчины и государство, заинтересованное в усилении дворянства, способствует этому процессу.

В 1649 г. Соборным Уложением было окончательно оформлено крепостное право: сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер – у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. Кроме того, Соборное Уложение еще больше сблизило поместье и вотчину.

Власть приняла меры для поддержания торгового сословия. В 1653 г. был принят Торговый устав , установивший высокие протекционистские пошлины.

Земские соборы при сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) перестают созываться. Последний полноценный собор был созван в декабре 1653 г. и принял решение о присоединении Украины к России. Боярскую думу царская власть берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Таким образом, в России начинается переход к абсолютизму , т.е. неограниченной власти монарха.

Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Бояре лишились, таким образом, сословных привилегий при назначении на должность и, в этом смысле, были уравнены в правах с дворянами.

Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 70 приказов, часть из них носила функциональный характер – Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный – Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка ее контролировать при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом.

На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам , назначаемым из центра.

Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя (пехота) и рейтарские полки (конница), в которых служили за жалованье “охочие люди” – добровольцы. Тогда же на Волге был построен «Орел» - первый корабль, способный выдержать морское плавание.

Одной из главных проблем в годы правления Алексея Михайловича Тишайшего (1645-76 гг.) становится вопрос о преодолении добровольной международной изоляции России. Царь создает островок европейской жизни на озере Кукуй – Немецкую слободу – колонию для эмигрантов из Европы. По его приказу открывается Славяно-греко-латинское училище (позднее, с 1687г., – академия), готовящее переводчиков и дипломатов. Однако расширению связей с Западом препятствует церковь, которая, к тому же, претендует на контроль над государством. Такая тенденция возникла при Михаиле Федоровиче, поскольку фактически страной правил его отец патриарх Филарет.

Алексей Михайлович, стремясь подорвать экономическое могущество церкви, создает для управления ее имуществом Монастырский приказ.

Чтобы ослабить влияние церкви на общественную жизнь и расширить связи с Западом Алексей Михайлович начинает в 1654 г. реформу церкви. Главным идеологом реформы стал патриарх Никон. Повод к реформе – необходимость исправления церковных книг (переводов с греческого начала XI в.), в которых за столетия накопилась масса ошибок. Образцом для исправления стали греческие оригиналы, что уже само по себе означало признание церковью возможности культурного заимствования из Европы. Кроме того, были незначительно изменены церковные обряды: введено троеперстие, разрешен католический крест наряду с православным и т.д.

Реформа имела колоссальное значение :

  1. Начала разрушаться вековая духовная изоляция русского общества. Созданы условия для будущих глобальных преобразований общества.
  2. Государство, став инициатором реформы, подтвердило свое приоритетное право на управление обществом. Это подтвердил Большой Московский собор 1666-1667 гг. Этот же собор, по настоянию Алексея, отправил в отставку Никона, попытавшегося усилить свою власть.
  3. Реформа привела к Расколу – разделению общества на сторонников и противников реформы (раскольников) во главе с протопопом Аввакумом. В знак протеста раскольники уходят в малозаселенные места или совершают гари – самосожжения. Борьба с раскольниками достигнет своего апогея при Петре I и будет продолжаться почти до середины XIX в. >

Внешняя политика России в XVII в.

Первоочередной задачей России во внешней политике было возвращение Смоленска – важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой.

В 1632-1634 гг. Россия вела Смоленскую войну , которая закончилась победой Польши. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск. Тем не менее, война имела и положительное значение – король Речи Посполитой Владислав IV отказался от претензий на российский престол.

В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание, возглавляемое Богданом Хмельницким. Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой. Однако с 1651 г. украинское войско начинает терпеть поражения. Хмельницкий обратился к России за поддержкой. В 1653 г. Земский собор в Москве, а затем, в 1654 г., Переяславская рада на Украине высказались за воссоединение Украины и России. После этого началась очередная русско-польская война.

Первые действия русских войск были успешными: в 1654 г., они вернули Смоленск и захватили значительную часть восставшей против поляков Белоруссии. Однако, не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую войну со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная борьба на два фронта шла с переменным успехом. В конце концов, Россия добилась гораздо меньше желаемого. По Кардисскому миру со Швецией (1661) Россия вернула ей все прибалтийские территории, захваченные во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию (1667 г.) Россия получала Смоленск, Левобережную (Восточную) Украину и часть Правобережной Украины с Киевом и Запорожской Сечью. Подписал Андрусовское перемирие со стороны России А.Л. Ордин-Нащекин.

После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, претендующей на территорию Левобережной Украины. В 1677 г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин – русскую крепость на Украине. В 1678 г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681 г. в Бахчисарае подписан договор, по которому турки признавали право России на ее украинские территории. В этих событиях впервые прославился как полководец князь В.В. Голицын.

В 1686 г. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, по которому Восточная Украина навсегда закреплялась за нашей страной. По этому же договору Россия стала членом Священной лиги – союза Австрии, Речи Посполитой и Венеции, созданному для борьбы с Османской империей.

Народные движения в XVII в.

Современники называли XVII век бунташным . Характерная черта этого времени – восстания в городах и на окраинах государства.

Причины народных выступлений:

  1. Рост военных расходов, который заставляет правительство Алексея Михайловича вводить все новые формы податей.
  2. Общее усиление контроля государства над обществом. Закрепощение крестьян.
  3. Церковная реформа. Многие народные восстания стали частью раскольничьего движения.

В середине 1640-х гг. была введена высокая пошлина на соль, которая из-за этого резко выросла в цене. В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее, в 1648 г. вспыхнул «Соляной бунт» , направленный против инициаторов ее введения: боярина Морозова, городского головы Шакловитого, думного дьячка Чистого, гостя (купца, занимающегося внешней торговлей) Василия Шорина и других. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль и давно не получавшие жалование. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей.

В 1650 г. начинается восстание в Пскове. Оно было подавлено одним из соратников Алексея Михайловича боярином А.Л. Ординым-Нащекиным.

В 1662 г. правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. Такая политика стала причиной «Медного бунта» В июле 1662 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское – летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Власть временно отказалась от выпуска медной монеты.

С середины XVII в., в связи с поиском в южных районах беглых крестьян, осложнились отношения правительства с донским казачеством. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию Степана Разина.

На первом этапе восстания (1669-1670 гг. – т.н. Поход за зипунами ) – Разин совершает грабительские походы в Персию и нападает на торговые караваны. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя.

Весной 1670 г. начался второй этап восстания. Разин открыто выступил против царского правительства. Участие в его войске крестьян придало походу антикрепостнический характер, поэтому его с оговорками можно назвать крестьянской войной. Захватив в апреле Царицын, Разин в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Летом 1670 г. на сторону Разина перешли Саратов и Самара, крестьянские волнения, таким образом, охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон где был схвачен и выдан властям богатыми (домовитыми ) казаками. В 1671 г. Степан Разин был казнен в Москве.

Еще одним народным выступлением стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг. – одна из самых ярких страниц истории Раскола. Носившее чисто антиреформенный характер, восстание было подавленно только после предательства одного из защитников Соловецкого монастыря.

Культура XVII века

Главной тенденцией в развитии культуры этого периода стало обмирщение , проявившееся во всех областях культуры.

XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633 г.).

Появлялись средние школы, где изучали иностранные языки и другие предметы (1640-е – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е – школа в Чудовом монастыре; 1660-е – государственная школа для подьячих). В 1687 г. Славяно-греко-латинское училище приобрела статус академии и стала первым в России высшим учебным заведением.

При царском дворе распространялась рукописная газета «Куранты».

Произведения общественной мысли начала века создавались под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматривались в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть. Авраамий Палицын в своем «Сказании» винил русских людей в забвении религии и нравственности.

В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого (первые памятники поэзии и драматургии), «Политика» Юрия Крижанича, в которых обосновывается полезность самодержавия для развития страны. Симеон Полоцкий стал воспитателем старших детей Алексея Михайловича.

Среди произведений, содержащих резкую критику государственной власти и официальной церкви, выделяется «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем Раскола.

Особенно ярко процесс обмирщения в литературе проявляется в росте популярности произведений таких жанров как бытовая повесть и сатира.

Бытовые повести посвящались темам столкновения младшего и старшего поколений, нравственного выбора героев, их личным переживаниям («Повесть о Горе-злосчастье» - середина XVII в.; «Повесть о Савве Грудцыне» - 1660-е гг.; «Повесть о Фроле Скобееве» - 1680-е). Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.

Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр – сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике» ), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче» ), высмеивали быт монахов («Калязинская челобитная» ).

Господствующим стилем церковной архитектуре окончательно становится шатровый стиль. Однако уже во второй половине XVII в. он постепенно теряет свои позиции. Церкви середины XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметрией и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста). Этот стиль в архитектуре получил название «нарышкинское» (или московское, или северное) барокко. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля и деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу. («Спас Нерукотворный» ). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах – портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I), выполненных в иконописной манере.

Смутное время. XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственности. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598).

Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходилось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской империи, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бунташным.

Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613).

Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой.

При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ.

Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.

Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др.

В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца, ?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продолжалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина.

Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, северо-западные и северорусские области.

  • Окончание интервенции. Борьба за Смоленск
  • Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия
  • Внешняя политика
  • Внутриполитическая обстоновка
  • Экономика России в XVII в.

Сословие в России в 17 веке - это социальная группа, обладавшая закрепленными за ней правами и обязанностями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. В рассматриваемое время в нашей стране произошло окончательное оформление социальной структуры общества благодаря политике правительства и принятию целого ряда постановлений, в частности, знаменитого Соборного Уложения, которое по сути зафиксировало устоявшуюся традиционную иерархию социальных слоев.

Бояре

Сословие в России в 17 веке очень часто называлось «чином», но означало не столько принадлежность к той или иной службе, а включенность в ту или иную социальную корпорацию. В это время в нашей стране окончательно оформился бюрократический аппарат власти, в первую очередь земские соборы и приказы. Правом на службу в этих представительных органах обладало привилегированное сословие в России в 17 веке. К последней категории относились светские и духовные феодалы.

Верхушкой общества считалось боярство. Оно включало в себя несколько групп: представителей боковых ветвей династии Рюриковичей, перешедших на службу к московскому государю татарских, ордынских царевичей, а также знати из Молдавии и Валахии, старое московское боярство, а также приближенных удельных князей, правителей княжеств, которые в разное время были присоединены к Москве. Это привилегированное сословие в России в 17 веке обладало правом владеть вотчиной - потомственным земельным владением, передаваемым по наследству и правом владеть крепостными крестьянами. Особое место боярство занимало в думе при князе и царе. Именно они составляли основную управленческую верхушку в администрации. Видное значение имели окольничие - люди,которые сопровождали правителя в пути, принимали послов из иностранных государств, а также командовали полками, занимали должности воевод.

Дворяне и служилые

Следующую ступень занимало дворянское сословие. Оно также делилось на разряды. Особым почетом пользовались дворяне московские: стряпчие, стольники. На втором месте располагались дворяне городовые - провинциальная знать. Эти люди, так же как и бояре, имели право владеть земельным наделом и крепостными крестьянами, однако, в отличие от первых, это владение переходило по наследству только в том случае, если сын продолжал службу после отца.

Основные сословия России в 17 веке оформились именно в это столетие, когда сложившаяся в предшествующее время социальная структура получила законодательное оформление. Еще одной важной категорией были военные люди. Они делились на несколько разрядов: стрельцы, пушкари, кузнецы и казаки. Они считались зависимой категорией населения.

Городские жители

Данная группа также находилась в большой зависимости от государства. Дело в том, что она была основным поставщиком налогов в царскую казну, и поэтому правительство было особенно заинтересовано в том, чтобы прикрепить этих людей к их постоянному месту жительства. Посадские люди были обложены так называемым тяглом, данью, и в случае побега или ухода какого-нибудь посадского человека его доля падала на остальных. Поэтому власть прикрепила население к постоянному месту жительства. Однако многие нашли выход в том, что стали переходить в которые были освобождены от налогов, закладываясь за их владельцев и хозяев, теряя при этом личную свободу.

Крестьяне

Характеристика сословий 17 века в России включает анализ положения основной массы населения страны. Речь идет о крестьянах, которые также не были однородной массой. Они делились на черносошных (которые принадлежали государству или были лично свободными), помещичьих, которые находились в личной собственности землевладельцев, дворцовых, которые принадлежали царской семье. Они несли разного рода повинности, в первую очередь барщину (натуральную отработку) и оброк (денежный или натуральный взнос в пользу помещика). ввело бессрочный сыск беглых крестьян, чем окончательно закрепило существование в России.

Торговцы

Сословия 17 века в России, таблица которых представлена в данной статье, показывает, насколько большой степени дифференциации достигло российское общество. В отдельную группу относились купцы. Среди них выделялись наиболее знатные и богатые гости, которые занимали видные посты в финансовом управлении и имели право владеть вотчинам и освобождались от налогов. Члены гостинной и суконной сотни также относились к привилегированной части торговцев. Они имели право на самоуправление и их внутренними делами заведовали выборные головы и старшины. Остальная же часть купцов платила государству таможенные пошлины.

Духовенство

Схема сословий России в 17 веке показывает место каждой социальной группы в иерархии. Духовенство делилось на две части: черное и белое. К первой категории относились монахи. Монастыри также владели землей с приписными крестьянами. Приходские священники имели семью, имущество, в их ведении находилось образование. Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в России в 17 столетии окончательно оформилось иерархическое

В 17-ый век Русь, объединенная Московским царством, вошла в тяжелом состоянии. После смерти Ивана IV Грозного, править государством стал слабый Федор Иванович. Его авторитет был чрезвычайно низким, поэтому вскоре в стране началась борьба за власть. Благодаря захватнической политике Ивана Грозного государство чрезвычайно расширилось, и удерживать его было достаточно сложно. После агрессии Москвы в ходе Ливонской войны отношения с западными странами стали напряженными, Речь Посполитая и Швеция были основными противниками Москвы на западе. При этом крымские татары, находящиеся под покровительством Османской империи, продолжали осуществлять опустошительные набеги на Русь.

В начале 17 века началось так называемое Смутное время. В это время многие города начали восставать против центральной власти, православная церковь раскололась. За период с 1598 до 1613 годы в стране сменилось шесть правителей. В это время прекратилась власть династии Рюриковичей, был поставлен на княжение первый князь, выбранный на Земском соборе. При его правлении Москва уладила некоторые споры с западными странами, и расширила свою территорию на восток. Однако при его правлении кризис в государстве продлился, им были недовольны как крестьяне, жизнь которых была очень сложной, так и знать, которая была лишена всесторонней власти над холопами.

К середине 17 века назрел новый военный конфликт с Речью Посполитой, которая объединяла в себе Польшу и Литву. В это время большая часть территории современной Украины находилась под владычеством поляков, однако местное население сопротивлялось католицизму, а разгул шляхты со временем привел к восстанию одного из казацких атаманов - Богдана Хмельницкого. Ему удалось поднять национально-освободительное движение в 1648 году, в результате которого Украина тех времен даже добилась независимости. Казаки нанесли несколько крупных поражений польским войскам. Однако в 1654 году Богдан Хмельницкий умер, а Московское царство, указывая на договор между ним и казаками (содержание которого так и не было установлено), приняло новые земли под свой протекторат, и совместно с казаками продолжило войну против Польши. К концу 17 века к власти пришел царь Петр I, который впоследствии назвал себя императором, а свое государство - Российской империей, или коротко - Россией.

Поэтому Русь в 17 веке кратко характеризировать как объединение русских княжеств и славянских племен уже нельзя - со времен Киевской Руси прошло столько времени, что славянские народы выделились в три основные группы - русских, украинцев и белорусов. Территория современной Беларуси в ходе войны с Польшей перешла под власть Москвы.

Считается, что на Руси в официальных документах термин «пошибание» (изнасилование) впервые упоминается в Новогородско-Готском соглашении 1189 года, заключенном между русскими и немецкими купцами. Якобы именно у немцев русичи и позаимствовали систему наказаний за бесчестие.

«Церковный Устав Ярослава», церковный нормативный правовой акт XI века, определял размер финансовой контрибуции, накладываемой на насильника, – от одной до пяти гривен золота или серебра. Размер «пошлины» зависел от того, «чьих будет» девица – за боярскую дочку, к примеру, штрафовали по максимуму. Отдельная статья в уставе касалась кары за групповое изнасилование – виновных дополнительно штрафовали на 6 гривен серебром. В обоих случаях вершить дело о наказании должен был князь.

Более серьезным штрафом наказывались за насилие над высокопоставленными девушками (женщинами) и по «Русской Правде» Ярослава Мудрого. Такие дела рассматривали духовная и светская инстанции. Желание жениться на обесчещенной в качестве смягчающего обстоятельства во внимание не принималось, напротив, по церковным и светским понятиям такой зять был неподходящим.

Хуже всего в этом плане положение было у рабынь, надругательство над которыми на Руси грехом не считалось. Хотя в документах упоминается, что если та жаловалась церковному суду, то насильника могли обязать дать невольнице свободу и заплатить в княжескую казну штраф от одной до 15 гривен.

Горе было тому, кто покусился на честь дамы из благородной семьи в XII – XIII веках – собрание законов «Мерило праведное» гласило: за «пошибание» жены или «дчери» надо платить по 40 гривен – и князю, и пострадавшей стороне. Аналогичная «контрибуция», к слову, в те времена накладывалась и на убийц. Поруганная честь боярской жены или дочери стоила уже по 500 гривен – тоже князю и самой жертве. Вдобавок церковный суд приказывал насильнику жениться на девушке и в течение двух лет поститься. А если срамец противился, половину имущества у него отбирали и отдавали обесчещенной.

Среди крестьян наказание за изнасилование было чаще всего во власти их владельца. Когда между князьями на Руси происходили междоусобные столкновения, что случалось довольно часто, количество изнасилований резко увеличивалось, и наказывать в такой ситуации кого бы то ни было, понятное дело, не представлялось возможным.