Ополчение в суданской гражданской войне. Иностранные поставки оружия. Разногласия в наос

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Судан утверждает, что лишь ответил на вторжение в спорный район с Юга

Вооруженный конфликт в спорном районе на границе Судана и недавно отделившегося от него Южного Судана продолжает разрастаться.

Ирина Филатова, профессор Высшей школы экономики в Москве и заслуженный профессор Натальского университета в ЮАР, рассказывает о подоплеке спора между двумя африканскими государствами.

Каковы формальные причины обострения ситуации?

Формальные поводы обострения ситуации совершенно очевидны. В марте нынешнего года войска Южного Судана оккупировали территорию, которая является спорной. Военные действия начались уже тогда. С тех пор они, собственно говоря, не прекращались. ООН призвала Южный Судан вывести войска с этой спорной территории, Южный Судан заявил, что последовал этому призыву, однако Судан утверждает, что войска выведены не были и что им было нанесено военное поражение.

В чем подоплека возобновления военных действий?

Таких причин довольно много. Самое главное, что спорный район, о котором идет речь - Южный Кордофан - это район нефтеносный. 80% нефтяных месторождений при разделении страны на две досталось Южному Судану. Это, естественно, нанесло колоссальный ущерб экономике Судана. Договоренности о том, как распределять прибыли при таком разделении природных ресурсов бывшей единой страны, не было.

Переговоры на этот счет пока не завершились, и для определения границы в Южном Кордофане должны были провести референдум, чтобы выяснить, где же хочет оказаться местное население. Но и без выяснения известно, что население здесь в основном проюжносуданское, поэтому Судан не хочет допустить этого референдума, чтобы хотя бы часть этих месторождений осталась на его территории.

Вторая причина конфликта заключается в том, что эти районы населены кочевниками, которые всегда воевали друг с другом. Никаких границ там никогда не было, поэтому можно сказать, что бои там идут каждый месяц, каждый день.

Почему вопрос с демаркацией границ не попытались решить сразу же при создании Южного Судана в июле 2011 года?

Выбор тогда был такой: отложить независимость Южного Судана или отложить вопрос о границе в нескольких спорных районах, чтобы решить его позже при помощи референдума. Но для того, чтобы провести референдум, нужен мир, а мира там пока что не было. Обе стороны нарушают договоренность о создании совместной администрации по наблюдению и контролю за ситуацией на спорных территориях, так что сказать, кто тут конкретно виноват, очень трудно.

Какие группировки противостоят друг другу в этом конфликте?

Начнем с того, что конфликт этот очень многогранный: это и этнический, и политический, и экономический конфликт, в котором замешано очень много интересов, в том числе и иностранных. Приведу в качестве примера одну группировку – "Армию сопротивления Господа", которая действует и в Южном Судане, и в Уганде, и в Демократической Республике Конго, и в Центральноафриканской республике. Вот уже одна из точек конфликта, которая, похоже, к нефти не имеет никакого отношения.

Еще одна сила – это бывшие партизаны на территории южной части Судана. Их обвиняют в том, что они продолжают военные действия, направленные на то, чтобы присоединиться к Южному Судану или остаться независимыми вообще.

Столкновения идут также между мусульманами и анимистами или христианскими группами. Южный Судан – это страна христианско-анимистская, хотя и мусульман здесь достаточно, а Судан – это страна преимущественно исламская. Так что, видите, сколько интересов здесь сталкивается.

Но если говорить о главных сторонах конфликта – Судане и Южном Судане – каковы их силы, каков потенциал в разных областях?

Что касается армии, то армия Судана гораздо сильнее – у нее есть традиции, это государственная армия. А Южный Судан - это молодое государство; кроме того, здешняя экономика была подорвана в результате гражданской войны, которая длилась 21 год. Это были именно те районы, которые подавлялись государственной машиной Судана. Но экономика молодой страны пострадала еще больше, как это ни странно, после провозглашения независимости. Разрушилась система нефтепроводов, прежняя инфраструктура, так что после обретения Южным Суданом независимости объемы продажи нефти упали, причем в обеих странах. Безусловно, с экономической и с военной точек зрения, Южный Судан – это более слабое государство, тут и говорить не приходится. Но у него есть довольно сильные союзники.

Кто поддерживает Хартум и кто поддерживает Джубу?

Здесь все распадается по регионам. Джубу поддерживают в основном государства к югу от Южного Судана. У них есть общие интересы, достаточно тесные отношения. Уганда прямо заявила о том, что если развернутся военные действия, то она предоставит Южному Судану военную помощь. Кения заявила, что будет рассчитывать на возможность примирения враждующих сторон, но симпатии кенийцев тоже на стороне Южного Судана. Что касается Демократической Республики Конго, здесь все более сложно. Но и ДР Конго, и Центральноафриканская Республика участвуют вместе с Южным Суданом и Угандой в охоте за "Армией сопротивления Господа". Ну, а страны на севере поддерживают Судан, естественно.

Мировое общественное мнение до июля прошлого года сводилось в основном к тому, что независимость Южного Судана должна быть провозглашена. А вот теперь уже звучат мнения, что ответственность за этот конфликт должны нести обе стороны. Организация африканского единства, в частности, призывает обе стороны к урегулированию конфликта.

Во что может вылиться нынешнее противостояние?

Подобные конфликты ведь бывали, и совсем рядом - в Демократической Республике Конго тоже были такие буквально внутриконтинентальные войны. Здесь может быть совершенно то же самое. Конфликт очень сложный, границ там никогда не было. У самих этих государств, у правительств нет возможностей и сил контролировать то, что творится на территории их стран. Хартум не контролирует свой юг, а Джуба не контролирует свой север.

Там происходит пограничная война, которую очень трудно остановить, тем более что в нее на разных сторонах могут вмешаться разные государства, соседи, и ничего хорошего из этого, конечно, не выйдет. Уже в более ранних войнах на территории прежнего Судана погибло, по-моему, 2,5 миллиона человек. Не знаю, сколько еще жертв потребует эта новая война.

Вторая гражданская война в Судане — война арабов Судана против неарабских народов Юга, длившаяся 22 года (1983—2005) и сопровождавшаяся актами геноцида, массовыми убийствами и изгнаниями мирного населения. По оценке 2001 года, уже к этому времени около 2 миллионов человек погибли, а 4 миллиона оказались беженцами. Потери среди гражданского населения были одними из самых высоких среди военных конфликтов после Второй мировой войны. Военные действия и убийства граждан вызвали также голод и эпидемические заболевания, сопровождавшиеся гибелью людей.
Война велась между арабским правительством Судана, базировавшимся на севере, и вооружённой группировкой НАОС (Народная армия освобождения Судана, SPLA), представлявшей южан-неарабов. Причиной войны явилась политика исламизации, начатая правительством Судана во главе с Джафаром Нимейри в 1983. Толчком к началу войны стала напряжённость в вооружённых силах страны, вызванная отправкой на Север подразделений, состоявших из неарабских жителей Юга. Боевые действия шли с переменным успехом. В 2002 году начался мирный процесс, завершившийся в январе 2005 подписанием Найвашского мирного соглашения.

Предыстория

Причины и характер войны

Гражданская война в Судане часто характеризуется как борьба между центральным правительством и народами на периферии страны. Помимо этого конфликт называют и межэтническим, поскольку север страны являлся арабским, а на юге проживали в основном негроиды-нилоты. Также войну можно назвать и межрелигиозной, север был исламским, а юг преимущественно христианским и языческим.
Одной из причин войны стала и борьба за природные ресурсы. В Южном Судане находятся значительные месторождения нефти, которые правительство хотело полностью контролировать, а южане пытались сохранить контроль над ресурсами за собой. 70 % экспорта Судана составляла продажа нефти. Кроме того, почва в долине Нила на юге значительно плодороднее, чем на севере.

Перед войной

Во времена, когда Судан был колонией Британской империи, север и юг Судана были разделены в административном отношении и практически не имели общих черт. Однако в 1946 году британцы упразднили это разделение. Арабский язык стал официальным на всей территории Судана. Ущемление прав негроидного англоязычного населения вызывало недовольство на юге. После деколонизации и провозглашения независимости интересы южан не учитывались. Лидирующие позиции в стране заняла северная арабская элита, после чего на юге страны начались беспорядки.
В 1962 году ситуация в Судане обострилась, исламское правительство запретило въезд в страну христианских миссионеров и объявило о закрытии христианских школ. Это привело к столкновениям на юге страны между правительственными войсками и недовольными южанами. Постепенно эти стычки переросли в полномасштабную гражданскую войну. Первая гражданская война завершилась в 1972 году подписанием мирного соглашения в Аддис-Абебе. Договор предусматривал широкую религиозную и культурную автономию Юга.
Внутренняя политика суданского правительства (неудачная аграрная политика) привела к началу широкомасштабных столкновений на всей территории Судана. Гражданская война между правительством и повстанцами на юге страны проходила параллельно с другими конфликтами — Дарфурским конфликтом, столкновениями на севере страны и войной между народами динка и нуэр.

Гражданская война

Начало войны

Нарушение Аддис-Абебского соглашения

Положения Адисс-Абебского соглашения были включены в Конституцию Судана. В итоге нарушения этих положений правительством привело к началу второй гражданской войны. Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны. В 1978 году нефть была обнаружена в Бантио, в южном Кордофане и Верхнем Голубом Ниле в 1979 году. В 1981 году было открыто месторождение Адар, в 1982 нефть найдена в Хеглиге. Доступ к нефтяным месторождениям давал значительный экономический эффект тому, кто их контролировал.
Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны.

Народная армия освобождения Судана

Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.
В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.

1985—1991

В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.

Переговоры и эскалация

В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.
Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительства, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.
В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.

Совет революционного командования национального спасения

30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения», который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.

Уголовный закон 1991 года

В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата, включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана. Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.

Разгар войны

Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.
В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите
Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).

Разногласия в НАОС

В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани), а в феврале 1993 годатретьей (во главе с Керубино Боли). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции.

На пути к мирному урегулированию

В 1990-1991 годах Судан поддерживал режим Саддама Хусейна в войне в Персидском заливе. Это изменило отношение США к официальному Хартуму. Администрация Билла Клинтона запретила американские инвестиции в страну и включила Судан в список стран-изгоев. С 1993 года лидеры Эритреи, Эфиопии, Уганды и Кении проводили конференции для попыток мирного урегулирования в Судане под эгидой Межправительственной организации по развитию. В 1994 году была разработана декларация, которая была направлена на выявление существенных элементов, необходимых для достижения справедливого и всеобъемлющего мирного урегулирования и права на самоопределение юга. После 1997 года правительство Судана было вынуждено подписать данную декларацию.
В 1995 году оппозиция на севере страны объединилась с политическими силами на юге и создали коалицию оппозиционных партий под названием «Национальный демократический альянс». В него вошли НАОС, Демократический союз Судана, партия «Умма» и ряд мелких партий северных этнических групп. В этом же году Эфиопия, Эритрея и Уганда усилили свою военную помощь повстанцам. Всё это привело к тому, что в 1997 году правительство Судана было вынуждено подписать с рядом повстанческих группировок во главе с генералом Риеком Мачаром Хартумское соглашение. По его условиям на территории Южного Судана создавалась «Армия обороны Южного Судана», в которую вошли бывшие повстанцы. Они выполняли роль милиции в Южном Судане, охраняя гарнизоны суданской армии и нефтяные месторождения от возможных нападений непримирившихся мятежников. Многие лидеры повстанцев начали сотрудничество с Хартумом, вошли в совместные правительственные органы, а также проводили совместные боевые операции с северянами.
Правительство Судана также было вынуждено подписать декларацию о культурной автономии юга и о его праве на самоопределение. В 1999 году президент Омар аль-Башир предложил НАОС культурную автономию в составе Судана, однако Джон Гаранг отверг это предложение и боевые действия продолжились.

Мирное соглашение

В период с 2002 по 2004 год между представителями НАОС и правительства Судана велись переговоры о прекращении огня, хотя вооружённые стычки между повстанцами и правительственными войсками продолжались. В итоге после длительных переговоров 9 января 2005 года в Найробивице-президентом Судана Али Осман Махаммад Таха и лидером НАОС Джоном Гарангом было подписано мирное соглашение.
Мирный договор определил переходный период о статусе Южного Судана, немедленное прекращения огня, установил демобилизацию, численность вооружённых формирований, распределение средств от продажи нефти и другие аспекты жизни страны. Согласно мирному договору югу страны предоставлялась автономия на 6 лет, после чего должен был пройти референдум о независимости Южного Судана. Доходы от продажи нефти распределялись поровну между суданскими властями и южанами, исламский шариат на юге упразднялся.
Джон Гаранг становился лидером автономного юга, а также одним из двух вице-президентов Судана.

Международная помощь

В марте 1989 года правительство Садика аль-Махди согласовало с ООН детали проведения плана поставок гуманитарной помощи, получившим название «Мост жизни для Судана» (англ. «Operation Lifeline Sudan» (OLS)). В рамках этой операции 100 000 тонн продовольствия передавалось противоборствующим сторонам. Второй этап операции был одобрен правительством Судана и НАОС в марте 1990 года. В 1991 году засуха вызывает нехватку продовольствия по всей стране.
США, ООН и многие другие страны пытались поддерживать и координировать международную помощь для северного и южного Судана. Однако в связи с нарушениями прав человека Суданом и политикой суданского правительства по отношению к войне в Персидском заливеполучение гуманитарной помощи для Судана было осложнено.

Последствия

В ходе второй гражданской войны в Судане в результате боевых действий, этнических чисток, голода было убито и погибли от 1,5 до 2 миллионов человек. Предположительно 4—5 миллиона человек стали беженцами, 20 % беженцев покинули Южный Судан.
Долгий и кровопролитный конфликт истощил страну. Экономическая ситуация была тяжёлой, огромные затраты шли на ведение боевых действий, постоянно существовала угроза голода.
11 октября 2007 года, НАОС вышла из состава суданского правительства, обвинив Хартум в нарушении условий мирного соглашения. К этому времени более 15 000 военнослужащих из Северного Судана не покинули территорию юга. Однако, НАОС также заявила, что не намерена возвращаться к войне.
13 декабря 2007 года НАОС вернулась в состав правительства. После этого места в правительства распределялись на основе ротации между Джубой и Хартумом каждые три месяца.
8 января 2008 года войска Северного Судана окончательно покинули Южный Судан.
9—15 января 2011 года в Южном Судане прошёл запланированный референдум о независимости. В ходе плебисцита 98,8 % высказались за независимость, которая была провозглашена 9 июля 2011 года. Северный Судан признал юг днём ранее. Сложности в установлении границы между двумя странами привели к началу вооружённых столкновений в Южном Кордофане (2011 год) и к пограничному конфликту (2012 год) между Суданом и Южным Суданом.

Гуманитарные последствия

Затяжная гражданская война вынудила около 4 миллионов человек стать беженцами. Большинство бежало в крупные города южного Судана, такие как Джуба, другие бежали на север Судана или в соседние страны: Эфиопию, Кению, Уганду и Египет. Многие беженцы были не способны обеспечить себя продовольствием, в итоге многие погибли из-за недоедания и голода. В течение 21 года конфликта погибли около от 1,5 до 2 миллионов человек. Разруха и отсутствие инвестиций в южную часть страны привели к появлению «потерянного поколения».
Подписанное в 2005 году мирное соглашение не остановило кровопролитие в Дарфуре, где продолжился вооружённый конфликт.

Восточный фронт

Восточный фронт — это коалиция повстанческих группировок, действовавших на востоке Судана неподалеку от границы с Эритреей. Восточный фронт протестовал против неравенства и добивался перераспределения доходов от добычи нефти, между местными властями и официальным Хартумом. Повстанцы пригрозили прервать поставки нефти от месторождений в Порт-Судан и сорвать строительство второго нефтеперерабатывающего завода в городе.
Первоначально коалицию повстанческих группировок активно поддерживала Эритрея, однако затем Асмэра стала активно участвовать в процессе мирного урегулирования. В 2006 году правительство Судана и руководство фронта начали переговоры и 14 октября 2006 года подписали мирное соглашение. Соглашение предусматривает разделение доходов от продажи нефти, а также дальнейшую интеграцию трёх восточных штатов (Красное море, Кассала и Гедареф) в одну административную единицу.

Дети-солдаты

Армии обеих сторон зачисляли детей в свои ряды. Соглашение 2005 года было необходимо, чтобы дети-солдаты были демобилизованы и отправились домой. НАОС утверждала, что отпустила 16 000 своих детей-солдат в период между 2001 и 2004 годах. Однако международные наблюдатели (ООН и Глобальный доклад 2004) обнаружили демобилизованных детей, повторно завербованных НАОС. В 2004 году насчитывалось от 2500 до 5000 детей, служивших в НАОС. Повстанцы обещали демобилизовать всех детей к концу 2010 года.

Иностранные поставки оружия

После обретения независимости Суданом главным поставщиком оружия для суданской армии стала Великобритания. Однако в 1967 году после Шестидневной войны отношения Судана и Великобритании резко ухудшились, также как с США и ФРГ. С 1968 по 1972 года СССР и другие страны-члены СЭВ поставили в Судан большое количество вооружения, а также занимались подготовкой кадров для суданских вооружённых сил. На вооружение было поставлено большое количество танков, самолётов и орудий, которые были основным вооружением в армии до конца 1980-х. В результате государственного переворота 1972 года отношения между Суданом и СССР охладели, но поставки оружия продолжались до 1977 года, а в конце 1970-х основным поставщиком вооружений для суданской армии стал Китай. Также в 1970-е годы важным партнёром для Судана был Египет. Египетская сторона поставляла ракеты, бронетранспортёры и другую военную технику.
В 1970-х возобновились поставки вооружения из США. Своего пика они достигли в 1982 году, когда стоимость закупленного вооружения составила 101 000 000 долларов США. После начала войны, поставки стали сокращаться и окончательно завершились в 1987 году. По некоторым данным в 1993 году, Иран профинансировал закупку Суданом 20 китайских штурмовиков. Также иранское руководство оказывало финансовую помощь суданскому правительству.
Повстанцы получали оружие из Эритреи, Уганды и Эфиопии. Посольство Израиля в Кении занималось поставкой противотанковых ракет подразделениям НАОС

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статус самого молодого в мире государства закреплён за Южным Суданом. Однако страна уже не раз оказывалась втянута в гражданскую войну.
В настоящий момент в столице раздаются звуки выстрелов. На протяжении недели в Джубе сохраняется напряжённая ситуация.
Население Джубы было вынуждено покинуть дома и отправиться в организованный ООН лагерь беженцев. В СМИ поступают первые сообщения о количестве погибших. Противостояние уже унесло жизнь трёх сотен человек.
За прошедшие после последнего военного конфликта три года участники боевых действий не изменились. По одну сторону баррикады разместились находящиеся под контролем вице-президента формирования, по другую – подчиняющаяся действующему президенту армия.
Столичные жители предполагают, что причиной столкновений стали задержки в выплате зарплат военным. Они надеются на скорое прекращение стрельбы. Иначе Южный Судан вновь погрязнет в гражданской войне. Последнюю удалось завершить лишь в 2015 году.
История Южного Судана начинается 9 июля 2011 года, когда 99 процентов жителей страны высказалось за отделение от Судана. До этого Судан жил в условиях войны между Севером и Югом, которая началась в 1956 году после снятия контроля со сторон Великобритании. Страна была разделена на две части по национальному и религиозному признаку. На севере власть была сосредоточена в руках арабов, которые настаивали на политике исламизации. На юге активное сопротивление оказывало исповедующее христианство чернокожее население, которое отказывалось переходить в чуждую для них веру.
В период с 1955 по 1972 год было убито полмиллиона граждан. В эти годы проходила первая гражданская война. В конечном счёте, Юг получил автономию, и на 10 лет в стране воцарился относительный мир. Вторая война началась в 1983 году. За 22 года боевых действий было убито более 2 миллионов человек. Беженцами стали 4 миллиона человек.
Эта африканская страна потенциально могла получить статус самой богатой на континенте. Однако война поставила её на грань гуманитарной катастрофы. К 2011 году всем стало ясно, что раздел – единственно возможный вариант. Мировая общественность приветствовала это решение и обещала помочь новому государству. Так Южный Судан обрёл независимость и был принят в ООН в качестве полноправного члена.
Все надеялись, что наступает эра мирной жизни. Территория нового государства была сопоставима с Францией. На ней располагаются 75 процентов некогда принадлежавших Судану нефтяных скважин. Также новому государству достались богатые месторождения хрома, цинка, золота, серебра, алмазов.
Несмотря на это менее чем через два года после объявления независимости Южный Судан оказался во власти внутреннего конфликта. Противостояние было вызвано обострившимися отношениями между крупнейшими племенами: динка и нуэр.
Лидер государства – Сальва Киир – из племени динка. Придя к власти, он начал активно внедрять в управленческую и военную верхушку соплеменников. В 2013 году вице-президент – Риека Мачар – был обвинён в организации государственного переворота и отстранён от власти. Он принадлежит к племени нуэр. Военнослужащие разделились. Одни поддержали президента, другие – его оппонента. Вслед за армией разделилась оставшаяся часть страны. Так началась гражданская война.
В мае прошлого года два лидера смогли договориться. Результатом стало соглашение об урегулировании конфликта на межэтнической почве. Несмотря на то, что стороны не раз нарушали договор, в стране наступил мир. Кииру и Мачару удалось сохранить занимаемые должности. В апреле этого года вице-президент вернулся к исполнению своих служебных обязанностей. Во время выступления он дал обещание покончить с войной. В знак примирения в небо была выпущена стая голубей. Однако мир длился недолго. Страна вновь погрузилась в хаос.

Конечно не приятно друзья что я возвращяюсь в свой блог с плохой новостью! Но что поделаешь если того требует ситуацыя и обстановка. Конечно же promplanet не мог пройти мимо конфликта в Судане. Много людей, а в основном детей сейчас на гране умерания од последствий этого варварства двух розделевщыхся сторон. Хочу Вам дорогие посетители предложить сделать денежный взнос для христиан южного и северного Судана. Это можно сделать пройдя по этой ссылке (внимательно читаем инструкцию). Постарайтесь не проходить мимо маленьких детей которые умирают от политического преследования,только потому что они другой веры. Но об этом чуть позже... Давайте же все таки разберемся что такое Судан,где он находится и от куда взялся этот конфликт.

Суда́н и его половинки . Республика Судан ‎‎ (Джумхурийат ас-Судан)) — государство в Северо-Восточной Африке . Граничит с Египтом на севере, Ливией — на северо-западе, Чадом — на западе, — на юго-западе, Южным Суданом — на юге и Эритреей и Эфиопией — на юго-востоке. На северо-востоке омывается водами Красного моря . Столица — город Хартум . Ю́жный Суда́н (англ. South Sudan ), официальное название Республика Южный Судан (англ. Republic of South Sudan ) — государство в Африке со столицей в Джубе . Предполагается перенос столицы из Джубы в город Рамсель . Граничит с Эфиопией на востоке , Кенией , Угандой и Демократической Республикой Конго на юге , Центральноафриканской Республикой на западе и Суданом на севере . Площадь — 619 745 км² . Суверенный статус Южного Судана вступил в силу 9 июля 2011 года , после подписания декларации о провозглашении его независимым государством . Член ООН с 14 июля 2011 года . Выхода к морю не имеет . Смотрим на карту:

И так, население страны Судан. По оценке на июль 2010 население Судана насчитывало 30,89 млн человек (нe включая Южный Судан ). Годовой прирост находится на уровне 2,15 %. Суммарный коэффициент рождаемости — около 4,4 рождений на женщину. Младенческая смертность — 78 на 1000. Средняя продолжительность жизни составляет 51,6 года у мужчин, 53,5 года у женщин. Городское население — 43 %. Уровень грамотности составляет 71 % среди мужчин и 50 % среди женщин (по оценке 2003 года). Большинство населения принадлежит к негроидной расе (нилоты , нубийцы ) — 52 %. Арабы составляют 70 % населения , беджа (кушиты ) — 6 %, прочие 3 %. Наиболее распространённые языки — арабский, нилотские языки, нубийский, беджа. Официальными языками являются арабский и английский. Большинство населения Северного Судана исповедует ислам суннитского толка (95 %), христианство — 1 %, аборигенные культы — 4 %.
Население Южного Судана составляет, по разным данным, от 7,5 до 13 млн человек . По итогам суданской переписи 2008 года население Юга составило 8 260 490 человек , однако власти Южного Судана эти результаты не признают, поскольку центральное бюро статистики в Хартуме отказалось предоставить им исходные данные по региону для собственной обработки и оценки . Большинство населения Южного Судана принадлежит к негроидной расе и исповедует либо христианство , либо традиционные африканские анимистические религии . Основную группу населения составляют представители нилотских народов , наиболее многочисленными из которых являются динка , нуэр , азанде , бари и шиллук .

Конфликт . М ежэтнический конфликт в Судане , вылившийся в вооружённое противостояние между центральным правительством, неформальными про правительственными арабскими вооружёнными отрядами « Джанджавид » и повстанческими группировками местного негроидного населения. Обе стороны в конфликте обвиняли друг друга в серьёзных нарушениях прав человека, включая массовые убийства, грабежи и изнасилования мирных жителей. Тем не менее чаша весов уже вскоре склонилась в пользу лучше вооружённых отрядов «Джанджавид». К весне 2004 года несколько тысяч человек — в основном чернокожих — были убиты, и примерно миллиону пришлось покинуть свои дома, что привело к серьёзнейшему гуманитарному кризису. Кризис принял международные масштабы, когда более ста тысяч беженцев, преследуемые отрядами «Джанджавид», хлынули в соседний Чад, что привело к столкновениям между «Джанджавид» и чадскими пограничниками. Вооружённый конфликт в Дарфуре вызвал массовый поток беженцев. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только в декабре 2003 года в соседний Чад перешло до 30 тыс. человек, а к середине февраля 2004 года в соседнюю страну бежало от 110-до 135 тыс. человек .


Количество жертв конфликта оценивается уже примерно в 400 тыс. человек. Ещё 2 млн остались без крова. Международный Комитет Красного Креста , одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителям кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире. Также этим конфликтом заинтересованы влиятельные люди мира... Одним из них является знаменитый актер Джордж Клуни. Который один из первых независимых мирных деятелей начал призывать общественность для разрешения этой ситуации. Предлагаю Вам посмотреть видео:


Джордж Клуни и его отец Ник оказались арестованными во время демонстрации у посольства Судана в Вашингтоне. Участники акции трижды проигнорировали требования полицейских не пересекать ограждение территории дипмиссии. Впоследствии сотрудники правоохранительных органов надели на нарушителей наручники и отвели в автобус.
Подборка фото:


Другие пожертвования можно проводить (следуем инструкции). А также просим Вас обратить внимание на наш плакатик от "Всемирной продовольственной программы ООН" на правой боковой панели сайта. Желаем Вам всего самого наилучшего:)

Автор идеи Нина Возная

Уже более 270 человек погибли после возобновления вооружённых столкновений в Южном Судане между силами, поддерживающими президента Салву Киира, и сторонниками вице-президента Риека Мачара. Кровавое противостояние вспыхнуло 8 июля перед встречей двух лидеров, планировавших заключить новое соглашение о перемирии, спустя 5 лет после обретения молодым государством независимости. Соединённые Штаты, при активном содействии которых суверенитет был дарован, накануне вынуждены были отозвать часть персонала из посольства столичного города Джуба.

От арабов к англосаксам

Одна из нефтяных территорий Центральной Африки, Южный Судан был погружён в военные конфликты на протяжении многих лет своей истории. Страна традиционных африканских верований, колонизированная арабами, османской Портой, а затем британцами, пережила насаждение ислама и христианства. Последовавшие во второй половине XX века две гражданские войны представляли собой кровавый коктейль из религиозных конфликтов и межплеменных распрей. По разным оценкам, в результате двух войн погибли от 2,5 до 3 млн человек.

В XXI век Южный Судан вступил с надеждой стать независимым от северного Судана: переговоры между повстанцами и правительством, прошедшие в 2003—2004 годах, формально прекратили 22-летнюю гражданскую войну. 9 января 2005 года при поддержке США и ЕС было подписано Найвашское соглашение, гарантировавшее региону автономию и право на проведение референдума о независимости.

Но мир продлился недолго: арабская и неарабская области с трудом сосуществовали. После очередной вспышки насилия в сентябре 2007 года взять ситуацию под свой контроль решила ООН. Южный Судан посетил Генеральный секретарь всемирной организации Пан Ги Мун, а в зону конфликта были введены миротворческие силы.

  • Reuters

Судан был в фокусе интересов США с 1960-х годов, но в последние два десятилетия Вашингтон обратил на эту страну особое внимание. В июне 2010 года США объявили, что поддержат новое государство в случае положительного исхода референдума.

Поддерживаемый самой мощной западной державой, Южный Судан получил независимость 9 июля 2011 года, но стабильность в регионе так и не была достигнута. С 2013 года начался конфликт между президентом и вице-президентом, очередную вспышку которого мы наблюдаем в последние дни.

Большее из двух зол

Ситуация в регионе неоднозначная, и есть опасения, что она разворачивается по худшему из возможных сценариев, прокомментировал RT доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов. «Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока ещё не поздно», — пояснил он.

«Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока еще не поздно».
Доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов

По словам Герасимова, отделение Южного Судана от северного — результат серьёзной геополитической игры, в которой участвуют не только Вашингтон и Брюссель, но также, например, Тель-Авив. Поддержав размежевание, эти политические центры косвенно или напрямую способствовали появлению на карте ещё одного не способного к саморазвитию территориального образования: «Появилось государство без какой-либо традиции государственности, отрезанное теперь от моря, с группировками, получающими финансовую поддержку из-за рубежа и разъезжающими на дорогих машинах, но совершенно не умеющими создавать инфраструктуру, выстраивать институты власти и мирно управлять».

Случившееся в последние годы с Суданом во многом напоминает югославский сценарий: раздробление страны с заключительным преданием её главы публичному бичеванию в международном суде, считает Игорь Герасимов. «В северном Судане, кстати, тоже есть посольство США, но так как правящую там власть они слушать не хотят и заявляют, что президент Омар Хассан аль-Башир должен предстать перед Гаагским трибуналом, то пребывают фактически на осадном положении в своём посольстве», — добавил эксперт.

Разделяй и властвуй

По мнению Николая Щербакова, старшего научного сотрудника Центра африканских исследований РАН, в регионе пересекаются интересы многих мировых держав, причём по самым разным причинам. «Южный Судан — это страна, которая со всех сторон окружена территориями неспокойствия. Там, как мы знаем, расположена постоянная действующая миссия ООН, это контингент миротворцев в 6 тыс. человек. Практически все они — из Индии».

Но ни Индия, ни тем более Израиль не могут сравниться с Соединёнными Штатами в масштабах политического представительства в Африке. В 2008 году были достигнуты новые рубежи в этом процессе — заработало Африканское командование Вооружённых сил США АФРИКОМ.

Официально структура была создана для координации действий американских ВС в кризисных районах континента, таких как Судан. В рамках этого проекта Соединённые Штаты уже построили десяток баз для беспилотников. Подобная инфраструктура создана в Джибути, Нигере, Кении, Эфиопии, Сомали, Буркина-Фасо и на Сейшельских островах. Не стал исключением и Южный Судан. Помимо этого, у вооружённых сил США построены свои собственные топливные хранилища в Камеруне, Кабо-Верде, Танзании, Южной Африке, на Сейшелах, в Кении и некоторых других африканских странах. Наконец, активно развиваются базы ВВС в Джибути, Уганде и Буркина-Фасо.

От дела к словам

Однако эта богатая американская инфраструктура не принесла Африке большего мира и спокойствия. Не добавляют суданцам уверенности в завтрашнем дне и дипломатические заявления международных организаций. «Совет безопасности ООН, конечно, сейчас принимает разного рода резолюции с призывом остановить кровопролитие и сложить оружие, но вопрос в том, кто эти резолюции будет соблюдать на месте, — комментирует RT востоковед, политолог, старший научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин. — Повстанцы в Южном Судане вооружены в том числе тяжёлым оружием. Бороться с ними очень непросто, тем более на труднопроходимой территории. Но ситуация уже вышла из-под контроля».

Ситуация выходит из-под контроля — об этом теперь открыто заявляет и постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр. А одно из ведущих американских изданий The Washington Post выходит с заголовком: «Соединённые Штаты приютили Южный Судан 5 лет назад. Теперь он готов уйти».

«Ситуация выходит из-под контроля».
Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр

Как пишет издание, на протяжении десятилетий американцы придавали большое значение роли своей страны в отношениях Южного Судана с северным, пытаясь сконструировать африканскую историю успеха. Но в итоге, «сконцентрировавшись на идее независимости, возможно, недооценили глубину разобщения», заключает The Washington Post, имея в виду то ли разобщение различных суданских племенных групп, то ли в более глобальном смысле разобщение между суданцами и американцами.