Открытие выставки византия сквозь века в эрмитаже. В Эрмитаже открылась выставка «Византия сквозь века

Выставка «Византия сквозь века» , одно из главных культурных событий Года Греции в России и России в Греции, открылась 24 июня в Николаевском зале Зимнего дворца, сообщает официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии . Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с министерством культуры и спорта Греции.

Представленные экспонаты (более 150 предметов) охватывают весь период существования византийской культуры - с первых веков до падения Константинополя под натиском турок в 1453 году. Вниманию посетителей представлены скульптура, фрагменты напольных и настенных мозаик, фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды, ювелирные золотые украшения, перегородочные эмали, уникальная двухметровая шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник, иллюминированные рукописи X-XV веков, живописные иконы XII - середины XV веков, среди которых - уникальная мозаичная « Богоматерь Эпискепсис» примерно 1300 года создания и полотно 1600-1607 годов « Апостол Петр» кисти Эль Греко.

Для показа в Санкт-Петербурге свои памятники предоставили музеи, библиотеки и монастыри Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад.

«Акцент нашей выставки сделан на художественных особенностях памятников. Их нужно рассматривать в контексте той культуры, в которой они существовали, - сказал куратор выставки, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока Юрий Пятницкий в беседе с корреспондентом "Воды живой". - Византийское искусство - очень глубокое для понимания и тонкое по своему языку. Наша задача - создать условия для восприятия этого искусства современным человеком. Целая стена Николаевского зала заполнена иконами палеологовского времени. Для человека, имеющего пиетет к иконам, - это большое поле для понимания и вдохновения».

В церемонии открытия приняли участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, министр культуры РФ Владимир Мединский, заместитель министра иностранных дел Греции Иоаннис Аманатидис, заместитель министра образования, культуры и спорта Греции Co Анагностопулу.

По словам Михаила Пиотровского, на выставке состоялся диалог разных коллекций и показана прекрасная история о том, как из античности рождалось христианское византийское искусство, а из него - русская культура. Выставка объединила экспонаты из музеев Греции и из Эрмитажа, в котором находится одно из лучших собраний византийской иконописи VII - XV веков. Одним из редких памятников эрмитажного собрания является краснофонная икона XII века « Преображение», фрагмент эпистилия - икона была частью единого праздничного ряда, написанного на длинной каштановой доске, затем распиленного на отдельные сцены. Икона из этого же комплекта - «Воскресение Лазаря» - сохранилась в Византийском музее в Афинах. У посетителей выставки появилась уникальную возможность увидеть вместе афинскую и петербургскую иконы.

По словам Владимира Мединского, нынешняя выставка - одна из наиболее интересных в рамках «перекрестного» года Россия - Греция: «Для того, чтобы посмотреть все это в Греции, нужно провести несколько месяцев. Здесь есть уникальная возможность увидеть все это сразу, с соответствующим описанием и сопровождением».

Иоаннис Аманатидис отметил, что благодаря культуре укрепляются связи между нашими народами, налаживается двустороннее сотрудничество и передается эстафета новым поколениям. Co Анагностопулу добавила, что византийская культура «вскормила» не только Грецию, но и Россию.

Фотографии Андрея Петрова (aquaviva.ru)

В рамках перекрестного Года России и Греции в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Византия сквозь века» , самая масштабная с момента основания музея экспозиция сокровищ великой империи.

К предметами искусства, хранившимся в Эрмитаже, добавились памятники музеев, библиотек и монастырей Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад. Столь представительной коллекции византийского «изящного искусства» Греция в Россию еще не посылала.

— О такой выставке мечтали поколения сотрудников Эрмитажа, — отметил, открывая экспозицию, директор музея Михаил Пиотровский. — Здесь есть диалог разных коллекций и прекрасная история. Мы видим, как из античности рождалось византийское искусство, а дальше русская культура, которая показана у нас в других залах.

Экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры — с первых веков нашей эры и вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Представлены все художественные форматы — скульптуры, фрагменты фресок, напольных и настенных мозаик; бронзовые литургические сосуды; ювелирные золотые изделия; перегородчатые — с использованием тончайших металлических пластинок — эмали; иллюминированные — украшенные красочными миниатюрами и орнаментами — рукописи.

Кроме того, в экспозиции — двухметровая, шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник и, конечно, живописные иконы XII - середины XV веков.

Византийская иконопись неизменно привлекает посетителей Эрмитажа. Музей обладает одним из лучших ее собраний VII-XV веков, в том числе и иконой «Преображение». Этот шедевр был частью единого Праздничного ряда, написанного на длинной доске, а затем распиленного на отдельные сцены. Одна из них — «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах — привезена в Петербург, и зрители имеют возможность увидеть ее вместе с «Преображением» — как и предполагал безымянный мастер.

Мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис», 1300 г. Византийский и Христианский музей в Афинах . Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports

Много любопытствующих привлекает мозаичная «Богоматерь Эпискепсис». Икона происходит из церкви св. Василия в малоазийской Триглии, откуда ее перевезли в Грецию. Термин «эпискепсис», или «встреча», был использован Константином Багрянородным при описании святынь Влахернского храма. Изысканный колорит — красные, зеленоватые, оливковые и золотые тона — выделяет икону среди памятников Палеологовского ренессанса, пережитого империей перед гибелью.

А во времена своего расцвета Византия наследовала памятники античности. На берега Босфора свозились мраморные и бронзовые скульптуры, бюсты, колонны, обелиски. В провинции с языческим наследием поступали просто: вырезали крест на лбу мраморного идола, тем самым лишая неугодного бога власти.

На выставке можно увидеть образцы подобной «христианизации» — афинские скульптуры мальчика и Афродиты, причем лицо богини любви значительно искажено. Детскому саркофагу из коллекции Эрмитажа повезло больше — стенка с цирковыми сценами не пострадала, но оборот ее освящен крупным четырехконечным крестом.

Фото Hellenic Ministry of Culture and Sports

Византийцы «христианизировали» не только идолов и мраморные плиты, но и произведения прикладного искусства, как например, бронзовую фигурку Гарпократа из собрания Эрмитажа и в особенности миниатюрные драгоценные камеи — искусный резчик легко превращал римскую матрону в Христа-младенца.

Витрины с ювелирными изделиями традиционно пользуются любовью дам, и эта выставка не исключение. Счастливицы, которым удастся надолго задержаться у экспонатов, по достоинству оценят золотые изделия со вставками драгоценных камней и жемчуга. Обращает на себя внимание естественная, природная форма камней и разнообразные технические приемы работы с металлом — от литья и чеканки до ажурной проволоки и филиграни.

Препендулия (длинная височная серьга). X в. Национальный Археологический музей, Афины. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports

Художественно преобразованный быт византийцев также представлен. Ценители красоты и комфорта отметят фрагменты мозаичных полов с изображением времен года, небесных светил, цирковых и охотничьих сцен. Нередко подобные полы украшали христианские храмы.

Одна из таких напольных мозаик VI века, найденная в Херсонесе, была в 1853 году перевезена в Санкт-Петербург. Увидеть ее можно зале № 112. Другой большой фрагмент, датированный IV столетием, изображает Осень — танцующая женщина держит покрывало, наполненное фруктами.

Фото Hellenic Ministry of Culture and Sports

Есть в экспозиции и хронологический диссонанс, который устроители называют сознательным. Среди византийских икон, мозаик и фресок размещено живописное полотно «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Последний византийский гуманист, по замыслу организаторов, объединяет искусство через века.

Для желающих углубить знания о Византии в информационной зоне экспозиции подготовлены печатные издания, экспликации, фильмы и иллюстрированный научный том «Искусство дивной красоты и духовности», написанный куратором выставки Юрием Пятницким.

Представленные на выставке «Византия сквозь века» экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры (с первых веков до падения Константинополя под натиском турок, в 1453 году): скульптура, фрагменты напольных и настенных мозаик, фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды, ювелирные золотые изделия, перегородчатые эмали, уникальная двухметровая, шитая шёлком, плащаница XIII века из Фессалоник, иллюминированные рукописи X - XV веков, многие из которых - хрестоматийно-известные, и, конечно, живописные иконы XII - середины XV веков, к которым добавлена уникальная мозаичная «Богоматерь Эпискепсис».

Для показа в Санкт-Петербурге свои памятники предоставили музеи, библиотеки и монастыри Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад. Никогда прежде столь представительная делегация византийского «изящного искусства» не приезжала в Россию из Греции.

Основная задача выставки - привлечь особое внимание к эстетике, художественной стилистике, красоте, гармонии византийского искусства; показать его эллинистические основы, причём не только через скульптуру и монументальную живопись, но и через ювелирные изделия.

Фрагмент напольной мозаики с изображением «Персонификации Солнца»
Поздний III - ранний IV в.в.
Археологический музей в Спарте

Византия знала и использовала иконы, исполненные в различных техниках и материалах: живописные; чеканные золотые, серебряные и медные, часто с позолотой; резные из мрамора, слоновой кости, стеатита или дерева; исполненные перегородчатой эмалью на золоте или серебре, а иногда и на меди; выложенные из мельчайших полудрагоценных камней и золочёных серебряных пластинок.

Икона прошла сложный и мучительный путь в Православной культуре, путь исканий, ересей, выработки теологических и иконографических канонов. Иконографический канон довольно жёстко ограничивал художника в разработке сюжетной линии, переключая его творческую энергию в сферу выразительных средств. В то же время, в рамках единого иконографического канона, мы не увидим одинаковых икон, не увидим «копий с копии» - каждый образ индивидуален, наполнен собственной эстетической красотой, каждый волнует душу, призывая её к совершенству, к добру и вере.

Государственный Эрмитаж обладает одним из лучших собраний византийской иконописи VII - XV веков. Один из редких памятников эрмитажного собрания - краснофонная икона XII века «Преображение», являющаяся фрагментом эпистилия. Икона была частью единого Праздничного ряда, написанного на длинной каштановой доске, затем распиленного на отдельные сцены. Сохранилось ещё несколько икон из этого же комплекса: две в монастыре Ватопед на Афоне, одна - «Воскресение Лазаря» - в Византийском музее в Афинах. Посетители выставки имеют уникальную возможность увидеть вместе афинскую и петербургскую иконы.


Мраморный рельеф «Вознесение Александра Македонского»
X-XII в.в.
Крепость Карабабас, Халкида
Hellenic Ministry of Culture and Sports

Насыщенность Константинополя замечательными памятниками древности, несомненно, сыграло важную позитивную роль в формировании рафинированного художественного стиля столицы. Со всех концов Империи, и даже из самого Рима, свозились шедевры искусства на берега Босфора. Мраморные и бронзовые скульптуры, бюсты, колонны, обелиски наводнили новую столицу. Византийцы жили, окружённые великими произведениями древней пластики, к которым они быстро привыкли и довольно спокойно воспринимали их «языческое происхождение» и «обнажённое бесстыдство». Однако нередко, особенно в провинции, с античным наследием поступали весьма просто: вырезали крест на лбу мраморного идола, тем самым освящая его и лишая языческого бога силы и власти. Именно так поступили с лицами Афродиты и мальчика I века н. э. из Афин, которые можно видеть на выставке. Если тонкий гравированный крест на лбу мальчика весьма деликатен, то лицо богини любви значительно пострадало. Ещё один образец христианизации и вторичного использования можно видеть в коллекции Эрмитажа: стенка детского саркофага с цирковыми сценами была освящена на обороте крупным четырёхконечным крестом.

Христианизировали не только идолов и мраморные плиты, но и произведения прикладного искусства, как например, бронзовую фигурку Гарпократа из собрания Эрмитажа (фрагмент канделябра или фимиамницы), и, особенно, миниатюрные драгоценные камеи, где искусство резчика легко превращало императора Каракаллу в Святого Петра, а римскую матрону в юного Христа Эммануила. Подобные переделки драгоценных вещей, конечно, были возможны лишь в столице или крупных городских центрах. Считалось также, что перенос языческих скульптур или алтарей из храмов в другие «неподобающие божеству» места, лишает их магической силы. Поэтому статуи греческих и римских богов на улицах и в зданиях Константинополя и других городов Ромейской империи воспринимались уже не как идолы, а как декоративные элементы. Правда, наряду с этим, вера в силу и магию языческих богов нередко сохранялась в массовом сознании многие столетия, активизируясь по мере необходимости. К сожалению, от античных скульптур византийской столицы мало что сохранилось.

Широко востребовано в аристократической среде Византии было искусство изготовления прочных и красивых мозаичных полов. Полы вилл, даже расположенных на островах или в отдалённых от столицы регионах, выкладывались из разноцветной мозаики. Времена года, месяцы, небесные светила, цирковые и охотничьи сцены, Орфей, Аполлон и музы, портреты знаменитых поэтов - обычный репертуар мозаичных полов ранневизантийского времени. Нередко полы с растительными и геометрическими орнаментами, птицами и животными, и даже с сюжетными изображениями, украшали и христианские храмы. Одна из таких напольных мозаик VI века, найденная в Херсонесе - византийском полисе в Крыму, была в 1853 году перевезена в Санкт-Петербург и вмонтирована в зал Афины Императорского Эрмитажа (зал № 112).

На выставке представлены фрагменты нескольких разнообразных полов такого типа. Один большой фрагмент изображает Осень - слегка пританцовывающая женская фигура в рост держит в руках покрывало, наполненное фруктами (мозаика происходит из Аргоса и датируется IV столетием).

Икона «Гостеприимство Авраама» (Ветхозаветная Троица) Ранний XV в. Византийский и Христианский музей в Афинах © Hellenic Ministry of Culture and Sports

Провозглашение христианства официальной религией Ромейской империи не очень сильно отразилось на любви женщин к драгоценным украшениям, считавшихся, по мнению христианских апологетов, атрибутами зла и низменного порока. В ювелирном искусстве раннехристианского времени (I - V века) общие тенденции формы и декора оставались довольно консервативны на протяжении нескольких столетий, тогда как в деталях наблюдалось поразительное разнообразие. В моде были как чисто золотые изделия, так и со вставками драгоценных камней и жемчуга, при этом форма камней должна была быть максимально естественной, природной. Разнообразными были и технические приёмы: литьё, чеканка, тиснение, выколотка, ажурная проволока, зернь, ложная зернь, филигрань, холодная инкрустация. В IX - X веке к этому разнообразию добавилась перегородчатая эмаль.

Сознательным хронологическим диссонансом среди византийских икон, мозаик и фресок звучит живописное полотно конца XVI столетия «Апостол Пётр» Эль Греко, которое отражает немеркнущий гений гуманистического византийского наследия. Эль Греко недаром называют последним византийским художником, последним византийским гуманистом.

Выставку сопровождают представленные в информационной зоне печатные издания, экспликации, специальные фильмы о Византии и музеях.

Куратор выставки - Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлено иллюстрированное научное издание «Искусство дивной красоты и духовности» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016), автор текста - Ю. А. Пятницкий.

24 июня 2016 года в Государственном Эрмитаже, в рамках Года Греция - Россия 2016, открылась выставка «Византия сквозь века», одно из главных культурных событий перекрестного года. Выставка организована Государственным Эрмитажем и Министерством культуры и спорта Греции.

Представленные на выставке «Византия сквозь века» экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры (с первых веков до падения Константинополя, под натиском турок, в 1453 году): скульптура; фрагменты напольных и настенных мозаик; фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды; ювелирные золотые изделия; перегородчатые эмали; уникальная двухметровая шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник; иллюминированные рукописи X - XV веков, многие из которых - хрестоматийно-известные, и, конечно, живописные иконы XII - середины XV веков, к которым добавлена уникальная мозаичная «Богоматерь Эпискепсис».

Для показа в Санкт-Петербурге свои памятники предоставили музеи, библиотеки и монастыри Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад. Никогда прежде столь представительная делегация византийского «изящного искусства» не приезжала в Россию из Греции.

Основная задача выставки - привлечь особое внимание к эстетике, художественной стилистике, красоте, гармонии византийского искусства; показать его эллинистические основы, причем не только через скульптуру и монументальную живопись, но и через ювелирные изделия.

Византия знала и использовала иконы, исполненные в различных техниках и материалах: живописные; чеканные золотые, серебряные и медные, часто с позолотой; резные из мрамора, слоновой кости, стеатита или дерева; исполненные перегородчатой эмалью на золоте или серебре, а иногда и на меди; выложенные из мельчайших полудрагоценных камней и золоченых серебряных пластинок.

Икона прошла сложный и мучительный путь в Православной культуре, путь исканий, ересей, выработки теологических и иконографических канонов. Иконографический канон, довольно жестко ограничивал художника в разработке сюжетной линии, переключая его творческую энергию в сферу выразительных средств. В то же время,в рамках единого иконографического канона, мы не увидим одинаковых икон, не увидим «копий с копии» - каждый образ индивидуален, наполнен собственной эстетической красотой, каждый волнует душу, призывая ее к совершенству, к добру и вере.

Государственный Эрмитаж обладает одним из лучших собраний византийской иконописи VII - XV веков. Один из редких памятников эрмитажного собрания - краснофонная икона XII века «Преображение», являющаяся фрагментом эпистилия. Икона была частью единого Праздничного ряда, написанного на длинной каштановой доске, затем распиленного на отдельные сцены. Сохранилось еще несколько икон из этого же комплекса: две в монастыре Ватопед на Афоне, одна - «Воскресение Лазаря» - в Византийском музее в Афинах. Посетители выставки имеют уникальную возможность увидеть вместе афинскую и петербургскую иконы.

Насыщенность Константинополя замечательными памятниками древности, несомненно, сыграло важную позитивную роль в формировании рафинированного художественного стиля столицы. Со всех концов Империи, и даже из самого Рима, свозились шедевры искусства на берега Босфора. Мраморные и бронзовые скульптуры, бюсты, колонны, обелиски наводнили новую столицу. Византийцы жили, окруженные великими произведениями древней пластики, к которым они быстро привыкли и довольно спокойно воспринимали их «языческое происхождение» и «обнаженное бесстыдство». Однако нередко, особенно в провинции, с античным наследием поступали весьма просто: вырезали крест на лбу мраморного идола, тем самым освящая его и лишая языческого бога силы и власти. Именно так поступили с лицами Афродиты и мальчика I века н.э. из Афин, которые можно видеть на выставке. Если тонкий гравированный крест на лбу мальчика весьма деликатен, то лицо богини любви значительно пострадало. Еще один образец христианизации и вторичного использования можно видеть в коллекции Эрмитажа: стенка детского саркофага с цирковыми сценами была освящена на обороте крупным четырехконечным крестом.

Христианизировали не только идолов и мраморные плиты, но и произведения прикладного искусства, как например, бронзовую фигурку Гарпократа из собрания Эрмитажа (фрагмент канделябра или фимиамницы), и, особенно, миниатюрные драгоценные камеи, где искусство резчика легко превращало императора Каракаллу в Святого Петра, а римскую матрону в юного Христа Эммануила. Подобные переделки драгоценных вещей, конечно, были возможны лишь в столице или крупных городских центрах. Считалось также, что перенос языческих скульптур или алтарей из храмов в другие «неподобающее божеству» места, лишает их магической силы. Поэтому статуи греческих и римских богов на улицах и в зданиях Константинополя и других городов Ромейской империи воспринимались уже не как идолы, а как декоративные элементы. Правда, наряду с этим, вера в силу и магию языческих богов нередко сохранялась в массовом сознании многие столетия, активизируясь по мере необходимости. К сожалению, от античных скульптур византийской столицы мало что сохранилось.

Широко востребовано в аристократической среде Византии было искусство изготовления прочных и красивых мозаичных полов. Полы вилл, даже расположенных на островах или в отдаленных от столицы регионах, выкладывались из разноцветной мозаики. Времена года, месяцы, небесные светила, цирковые и охотничьи сцены, Орфей, Аполлон и музы, портреты знаменитых поэтов - обычный репертуар мозаичных полов ранневизантийского времени. Нередко полы с растительными и геометрическими орнаментами, птицами и животными, и даже с сюжетными изображениями, украшали и христианские храмы. Одна из таких напольных мозаик VI века, найденная в Херсонесе - византийском полисе в Крыму, была в 1853 году перевезена в Санкт-Петербург и вмонтирована в зал Афины Императорского Эрмитажа (зал № 112).

На выставке представлены фрагменты нескольких разнообразных полов такого типа. Один большой фрагмент изображает Осень - слегка пританцовывающая женская фигура в рост держит в руках покрывало, наполненное фруктами (мозаика происходит из Аргоса и датируется IV столетием).

Провозглашение христианства официальной религией Ромейской империи не очень сильно отразилось на любви женщин к драгоценным украшениям, считавшихся, по мнению христианских апологетов, атрибутами зла и низменного порока. В ювелирном искусстве раннехристианского времени (I - V века) общие тенденции формы и декора оставались довольно консервативны на протяжении нескольких столетий, тогда как в деталях наблюдалось поразительное разнообразие. В моде были как чисто золотые изделия, так и со вставками драгоценных камней и жемчуга, при этом форма камней должна была быть максимально естественной, природной. Разнообразными были и технические приемы: литье, чеканка, тиснение, выколотка, ажурная проволока, зернь, ложная зернь, филигрань, холодная инкрустация. В IX - X веке к этому разнообразию добавилась перегородчатая эмаль.

Сознательным хронологическим диссонансом среди византийских икон, мозаик и фресок звучит живописное полотно конца XVI столетия «Апостол Петр» Эль Греко, которое отражает немеркнущий гений гуманистического византийского наследия. Эль Греко недаром называют последним византийским художником, последним византийским гуманистом.

Выставку сопровождают представленные в информационной зоне печатные издания, экспликации, специальные фильмы о Византии и музеях.

Куратор выставки - Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлено иллюстрированное научное издание «Искусство дивной красоты и духовности» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016), автор текста - Ю.А. Пятницкий.

Экспонаты выставки «Шедевры Византии».

В числе мероприятий перекрестного Года культуры России - Греции (2016-2017) в Третьяковской галерее открыта выставка «Шедевры Византии». Не количеством экспонатов, а привезенными из Афин подлинниками византийских мастеров X - XV веков удивляет экспозиция, «проводя» современников сквозь столетия, не угасавшего и в средние века в своем величии искусства.

Отважиться привезти сокровища Византийского и Христианского музея Афин, а также - частной коллекции Э.Велимезиса-Х.Маргаритиса в Москву греков побудил широкий жест сотрудников Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). В прошлом году в столице Греции была показана икона «Вознесение» Андрея Рублева и выставка икон XV-XIX вв. из собрания ГТГ.

Специально для читателей журнала «Международная жизнь» по небольшому залу, где расположены византийские шедевры, провела экскурсию сотрудник Государственной Третьяковской галереи Наталия Севагина. Уточним, что в экспозиции представлены 12 икон, две рукописи иллюстрированных Евангелий, серебряный крест и три предмета декоративно-прикладного искусства. Как сказала Наталия Севагина, все экспонаты X-XVI веков «высочайшего уровня». Напомним, что в Византии - Восточной части Римской империи - после вторжения и покорения Западной ее части варварами, была крепка преемственность с античностью, наполняясь при этом новыми идеями. Первоначальная эллинская традиция с культом красивого тела, идеальных пропорций и созерцательности мира являла представление о единстве красоты внешней и внутренней - чем совершеннее внешне человек, тем он ближе к богам. Но одновременно на византийскую традицию оказывает влияние аскеза зарождавшегося в Египте монашества, влияние Сирии. В этот сплав творческого мировоззрения был добавлен и третий компонент - язык Библии.

Комментирует Наталия Севагина: «Если для античного человека важна, прежде всего, зримость и обозримость, то для языка Библии - изначально внутреннее, сакральное - это образность, абстрактность, сердце милующее, плоть тающая, то, что эллину совершенно непонятно и чуждо». По словам Наталии Севагиной, византийская традиция, помимо того, что она обращена не столько к внешнему, сколько к внутреннему миру, при этом имеет эллинскую зрелищность и красоту. «В византийском искусстве мы не найдем ничего уродливого, даже грустное и печальное, даже драматическое, оно будет, но немного. Прежде всего - это ликующие пасхальные краски», - подчеркнула Н.Севагина.

Важное замечание: Византия, вообще восточно-христианская традиция не знала Ренессанса. Ренессанс - это преодоление Запада, а Византии возрождать было нечего, она не утрачивала связи с античностью, а напротив, как в горниле создавала сплав их разных традиций в новую, византийскую культуру. Так, например, для Византии иконы - это что-то особенное, сакральное. И привезенные в Третьяковку памятники византийских мастеров по металлу, иконописцев, создателей книг, вышивальщиц - позволяют нам пройти весь путь творческого накопления сквозь века.

В центральной витрине - маленькая, но яркая и хорошо сохранившаяся икона XII века «Воскрешение Лазаря». Обращаемся к помощи Наталии Севагиной. «XII век - это Владимирская Божия Матерь, византийская икона, - комментирует экскурсовод. - Именно из Владимирской, как из корня, прорастает национальная русская традиция иконописи, хотя христианство принимается в конце X века, но XI - XII века - это единое духовное и культурное пространство между Русью и Византией». По словам Н.Севагиной, XII столетие в Византии именуется Комниновским, характеризуя эпоху династии Комнинов*, которой характерны антикизирующие формы, красные фоны, структурированные скульптурные, выпуклые формы, во всем симметрия, композиция.

Воскрешение Лазаря, XII век, Афины.

На иконе слева мы видим учеников Христа, справа Лазарь, выходящий из пещеры, поодаль иудей, прикрывающий лицо плащом от смрада, исходящего от Лазаря. У ног Христа - Мария Магдалина. «Для XII века свойственна классичность, ясность, обозримость. В то же время икона стремится создать ощущение бесплотности. Но в иконе византийской всегда будет уделяться внимание личному, даже в крошечных образах личное всегда подробно прописано, а тело будет как бы нематериально, принадлежа не этому миру», - комментирует Наталия Севагина. Эта икона, по словам экскурсовода, любопытна тем, что была вписана в длинную горизонтальную доску. Такие доски в византийских храмах с низкими иконостасами размещали над Царскими вратами. Доска содержала в себе праздники господские. Но потом доску распилили по сюжетам, и теперь две иконы находятся на Афоне, одна в Эрмитаже и одна в данный момент - на выставке из Афин в Государственной Третьяковской галерее.

Начало XIII века - крестоносный период. Двусторонняя икона XIII века. Великомученик Георгий Победоносец с житиями. На оборотной стороне - икона: Святые Марина и Ирина(?). Византийский и христианский музей, Афины.

В экспозиции есть икона, которая не то что русской традиции не свойственна, но и в византийской встречается редко. Великомученик Георгий, начало XIII века. В этот период Византия испытала сокрушительное нашествие крестоносцев, Константинополь был взят, а вся художественная жизнь отходила на периферию - на остров Кий, в Салоники, Эпир. Но одновременно с византийскими школами возникают крестоносные мастерские. И хотя латиняне не могли обогатить византийскую традицию, в произведениях византийцев все же возникал синтез, являя несколько огрубленные и упрощенные формы. «Эта икона необыкновенна тем, что она соединяет в себе и живописную ткань и скульптурную, - поясняет Н.Севагина. - Деревянная скульптура характерна для Запада, сама же икона «Георгий Победоносец» содержит житийные клейма. И если сравнивать живопись, то она драгоценна, показывая влияние предшествующей традиции, здесь тонко написаны ангельские образы, наверху престолоуготовленные, т.е. образы Страшного суда, а в клеймах - житие Георгия. У его ног молящаяся, коленопреклоненная фигурка, есть предположение, что это Ирина Дукена Комнина, т.е. она из рода византийских императоров, но стала женой болгарского царя и после смерти супруга (есть предположение, потому что она в темных одеждах) она заказывает этот образ, поскольку Георгий Победоносец - покровитель царской власти. Присутствие здесь образа Страшного суда - свидетельство того, что она молится о спасении души своего супруга».

Икона Георгий Победоносец - двусторонняя. Как правило, двусторонние иконы использовались в качестве выносных. Их надевали на древко, от которого остались характерные следы «на полях» иконы. Как отметила Наталия Севагина: «У греков золотые руки, иконы в очень хорошей сохранности, о чем свидетельствует мощный светящийся цвет». На оборотной стороне иконы Георгия Победоносца написана икона святых Марины и Ирины. Обе святые из царского рода. Ирина покровительствовала почитанию икон. Может быть, она способствовала и тому, что на Вселенском Соборе утверждается почитание икон догматически. «Прекрасные слова были сказаны на Соборе: «Мы поклоняемся не веществу, а поклоняемся Создателю вещества, и если Христос воплотился, значит, Он стал зрим, а если зрим, значит - изобразим», - цитирует Наталия Севагина. По ее словам, это дает начало традиции изображения Святой Троицы.

Богоматерь с младенцем. XIII век. Афины.

Эта икона, как утверждают многие специалисты, отражает влияние провинциальной «струи». Но, тем не менее, в иконе - отражено то, чем искусно владеют греки - пластика, которая угадывается под хитонами и гиматием, скрыты, но читаемы идеальные пропорции человеческого тела. Эта икона XIII века несет черты латинских крестоносных мастерских, о чем говорят резкие цветовые акценты, контрасты. «Но в облике Марии больше чувствуется влияние комниновского периода, - комментирует Наталия Сергеевна. - И тут можно провести параллель с Владимирской Божией Матерью, созданной в Константинополе, и позднее привезенной на Русь. Но Владимирская - совершенна и в духовном отношении, и в том, как она исполнена». Живописи XII века и последующего XIII характерны вытянутые овальные лица, тонкий нос, маленькие уста и укрупненные глаза. Наталия Севагина отмечает: «На примере этой иконы хорошо видно, как накладывается краска - от санкиря* - первого темного красочного слоя - постепенно к охрению, высветлению, эти слои стремятся передать не объем, а ощущение свечения. В этом лежит и богословская основа - от темного к светлому, от непросвещенного к просвещенному». Эта икона находилась под более поздними слоями, которые затем были смыты. В древние времена икону не реставрировали, а поновляли, прописывали заново. Что касается данной иконы Богоматери, то, как отметила Наталия Севагина, «под позднейшими слоями сохранилась почти неповрежденная, насыщенная драгоценная живопись».

Потом все покрывалось масляным лаком, олифой, в Византии использовались цветные олифы, чтобы все переливалось. «Изощреннейшая культура - эллинская, ромейская, римская - все это, воплощенное в каких-то новых идеях, в мировоззрении, дало свои плоды», - подчеркнула экскурсовод.

Святая Великомученица Марина, XIII век, Афины.

Великомученица Марина - святая, почитаемая в странах Средиземноморья. Марина - одна из ранних христианских мучениц, она претерпела мучения до своего крещения. У нее на омофоре изображены крестики, что позволяет предположить, что одно из ее мучений - это утопление. В предании осталось свидетельство, что когда ее топили, с неба спустился голубь в световом луче. И этим отмечена ее святость. Икона сохранила яркие краски - вокруг алого омофора святой много золота. Золото в иконе - это не цвет, это свет Божественного неба. Как подсказывает Наталия Севагина, любой цвет дает плоскость, золото же дает ощущение пространства. «И когда мы смотрим на икону, невозможно сказать, какое время суток, какое время года, это безвременье, икона, прежде всего, стремится передать ощущение вечности. Потому и Человек изображается на иконе не в сиюминутном переживании и не со своими земными характеристиками, а он изображается на иконе таким, каким изначально был создан - совершенным, - отмечает Наталия Севагина. - Потому и статуарность, застылость, остановленность во всем - предстояние перед вечностью».

Есть в экспозиции Евангелие Апракос, он используется в храме для богослужения. В таком издании в меньшей степени присутствуют миниатюры, но в изобилии используются декоративные заставки, лепестковый стиль. Евангелию поклоняются как иконе во время богослужения, поэтому оформляется не только сам текст, но и обложка. Она могла быть из тесненной кожи, из металла, украшенная драгоценными камнями. А рядом в витрине экспозиции - Четвероевангелие, и в нем, предназначенном для чтения, есть не только декоративные заставки, но и миниатюры. Именно миниатюра обладает своей особой структурой, маленькое по размеру произведение, в котором живописец мог проявить свою виртуозность. Но миниатюра на пергаменте требует особого хранения, консервации и реставрации. В миниатюре золото используется чаще, чем в иконах, даже в образе святых.

Четвероевангелие с миниатюрой, изображающей апостола Луку на одной из страниц.

Богоматерь Одигитрия и Распятие - двусторонняя икона. Икона высочайшего уровня - палеологовский период. Заканчивается владычество крестоносцев. Восстанавливается империя со столицей в Константинополе, в Царьграде. Но то, что было пережито, воспринимается, в том числе и культурой. Если для предшествующего периода было характерно видеть классические идеальные образы, то в палеологовский период на ликах будут появляться черты страданий. Это последний период, потому что в середине XV столетия Византия падет, и в экспозиции из Афин мы видим следы уже поствизантийского вмешательства.


Двусторонняя икона Распятие. Богоматерь Одигитрия. Афины.

Искалечены и уничтожены лики - так поступали османы, они не уничтожали изображение полностью, они выкалывали глаза на ликах или сбивали лицо. В иконе ведь главное - лик. У фигур, стоящих у Распятия выколоты глаза - У Спасителя, Богоматери и Иоанна Богослова. Икона утрачивает свою целостность из-за таких разрушений. «Тем не менее, перед нами совершенный памятник живописи, - утверждает Наталия Севагина. - В Распятии иконописец изображает самое трагическое событие, но мы не чувствуем смерти, смерти нет, ибо Христос взошел на Крест, чтобы победить смерть, и он как царь объемлет мир». Понимая суть византийской традиции, отметим, как написана фигура Христа - античность для греков, для византийцев - это их родовое. Вытянутые пропорции, намеренная оторванность от земли.

На оборотной стороне иконы - Богоматерь Одигитрия. Монастырь Одигон в Константинополе был один из самых известных монастырей. Палеологи считали Одигитрию своей непосредственной покровительницей. В Константинополе существовал благочестивый обычай - каждый вторник выносили икону Богоматери Одигитрии за пределы монастыря, тем самым освящая город. Как рассказала Наталия Сергеевна, икону выносили не на древке, а было специальное братство силачей, которые прикрепляли икону (она была больших размеров) к спине, и носили ее по городу. К счастью, на иконе сохранились глаза Марии. «Это влияние палеологовской традиции, когда при всей возвышенности и надмирности образа, мы видим подлинные человеческие переживания», - уточняет экскурсовод. И вот такие шедевры имели неоценимое воздействие на молящихся. С одной стороны - это было пищей духовной, а с другой - эстетическое послание телу при созерцании такой красоты. Но в середине XV века Византия была уничтожена турками. Пала Восточная Римская империя (1453 г.), государство ромеев, но не заканчивается живописная традиция, связанная с империей, это ведь имперское искусство. И о том, как оно продолжило свой путь, рассказывает экспозиция из 18 экспонатов.

«Взыграние младенца», XIII век. Афины.

Оно перемещается на периферию. Крупные мастерские были на Кипре, на Крите. В экспозиции «Шедевры Византии» есть икона, от которой невозможно отвести глаз. Это создание критского мастера «Кардиотисса», что означает «Сердечная». В этом образе воссоединились сразу несколько типов образов Богородицы - «Умиление», «Взыграние младенца». Наталия Сергеевна объясняет: «В иконе нет ничего случайного. Всякий элемент имеет символическое значение. Младенец со вскинутыми руками потянулся к своей Матери - это символ ожидаемой крестной муки - так он раскинул руки. Об этом также красноречиво свидетельствуют сандалики. Одна ножка, прикрыта гиматием, с нее упал сандалик, а другая ножка в натянутом сандалике. Во многих религиях обувь свидетельствует о прахе земном. И для того, чтобы пройти в святое место, снимается обувь. Омовение ног Спасителем, очищение стопы - это совлечение с себя грехов. Христос пришел в этот мир безгрешным, но он взял на себя все грехи человеческие, когда взошел на Крест. Ноги - это образ подвига, который грядет за тем, что мы видим на иконе. Икона не изображает какой-то конкретный момент, а только вечный, и все это передается символическим языком».

Русь стала прямой восприемницей Византии, через веру и художественный язык иконописи, выработав свой собственный самостоятельный путь, отличающий русскую культуру. С чего все началось и рассказывает небольшая по объему, но бесценная по своим художественным достоинствам выставка, которая проводит нас от экспоната к экспонату византийского искусства сквозь века.

Ключевые слова: Государственная Третьяковская галерея, «Шедевры Византии», Н.С.Севагина.

Редакция журнала «Международная жизнь» выражает большую благодарность экскурсоводу Государственной Третьяковской галереи Наталии Сергеевне Севагиной за ценные сведения в подготовке данного материала.

* Византийский аристократический род и императорская династия, правившая в Византии в 1057—1059, 1081—1185 гг. и в Трапезунде в 1204—1461 (под именем «Великих Комнинов»).

Материалы по теме

Please enable JavaScript to view the