Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава") Тема: Образ Петра Великого в поэме А. МОУ Восточная СОШ. Как рисует Пушкин начало боя

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
литературы в 7 классе
Тема урока:
Главные герои поэмы А. С. Пушкина "Полтава". Отрывок «Полтавский бой».

ФИО (полностью)

Истамгазиева Жаныл Валиевна

Место работы

МОУ Восточная СОШ

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

Тема и номер урока в теме

А.С.Пушкин. Поэмы. Урок №3

Базовый учебник

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. 7 класс.

    Цель урока: знакомство с героями поэмы «Полтава» и с изображением Полтавской битвы в поэме; составление сравнительной характеристики героев поэмы;

9. Задачи:

- обучающие- выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвести подробный анализ текста;

-развивающие- формировать умение сопоставлять, анализировать; развивать навыки анализа поэтического текста;

-воспитательные- воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей.

    Тип урока: урок-изучение нового материала.

    Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, аудиозапись, материалы из Единой коллекции ЦОР.

    Структура и ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

    Выразительное чтение отрывка.

    Анализ отрывка «Полтавский бой» по вопросам. Словарная работа.

    Практическая работа по группам.

    Проверка знаний Контрольно-тренировочные тесты. Определение размера стиха.

    Заключение, подведение итогов.

    Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Ход урока

1.Орг.момент. Мотивация на работу в классе.

    Ученики записывают в тетради число и тему урока: Главные герои поэмы А. С. Пушкина "Полтава". Отрывок «Полтавский бой».

    Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

Показываю ученикам изображение (/ )

Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

Отсель грозить мы будем шведу;
Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

    Выразительное чтение отрывка поэмы (использование ЕКЦОР / ) Вопрос учителя: Как актер средствами художественного чтения передает своё отношение к героям?

    Анализ отрывка «Полтавский бой» по вопросам:

Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:

Волнуясь, конница ле т и т ;
Пехо
т а д виже т ся за нею
И
т яжкой т вер д ос т ью своею
Ее с
т ремление кре п и т ...

(В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

    Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

    Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

    С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

    С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).

    Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

    Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

    Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

Словарная работа

РОК

Устар . срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое.

Роковой - срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба

решает участь либо важное событие. Судьба - совокупность событий и обстоятельств,

влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила

ЛИК

Лик - внешний вид, образ человека

Лик - образ святого в православии

Лик - то же, что икона

Лик - изображение лица святого на иконе

Лик - имя ряда мифологических персонажей

Лик святости - разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами

Лик святых или лик ангелов - сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих

Лики (множественное число) - радостные крики, пение, ликование.

Задание по рядам: I ряд находит в тексте описание появление

Петр I

И он промчался перед полками,
могуч и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова-
Его товарищи, сыны…
Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

II ряд находит в тексте описание появление

Карл XII

Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Характеристика Карла

Характеристика Петра

    Портрет. Чьими глазами дан портрет? Каким видим Карла во время сражения? Чем вызвана его бледность?

    Речь. Слышим ли мы Карла во время сражения? Почему?

    Поступки, действия Карла и его вождей. Роль антитезы в создании образов Карла и Петра.

    Портрет. Почему «лик ужасен» и «он прекрасен»?

    Поступки, действия Петра и «птенцов гнезда Петрова» (роль лексического и морфологического рядов в описании). Совпадает ли по тональности описание действий Петра с описанием картины боя?

    Оценка Петра и Карла Мазепой.

Вывод:

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5.. Практическая работа по группам.

Анализируем описание разгара боя. Дифференцированные задания.

Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубяться, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет).

Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:

Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).

6. Проверка знаний : Контрольно-тренировочные тест ы. Определение размера стиха. (/ )

7. Заключение, подведение итогов.

8. Оценки за работу на уроке.

9. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "заздравный кубок поднимает:". По желанию: составить кроссворд, сочинить стихотворение, нарисовать фрагмент из поэмы, написать сочинение «Роль личности в истории»

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

3. Вступитель-ное слово

учителя. Исторический комментарий

4.Выразительное чтение отрывка поэмы

6. Проверка знаний: Контрольно-тренировочные тесты. Определение размера стиха.

ЕКЦО /

ЕКЦОР/

ЕКЦОР /

Демонстрация портрета Петра I с комментированием учителя

Демонстрация аудиозаписи с заданием: как актер средствами художественного чтения передает своё отношение к героям?

Объяснение работы с контрольно-тренировочными тестами, проверка знаний учащихся в определении размера стиха.

Наблюдение

Слушание, подготовка к ответу.

Практическая работа учащихся

Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?

Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: "Ура!", безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность выдержать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы России.

Объясните значение таких слов и выражений, как "сыны любимые победы", "битвы поле роковое", "темнеет слава их знамен", "бога браней благодатью", "счастья баловень безродный, полудержавный властелин".

Выражение "сыны любимые победы" обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. "Битвы поле роковое" - поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. "Темнеет слава их знамен" - эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза "Бога браней благодатью" означает, что бог войны поддерживает русских воинов. Выражение "счастья баловень безродный, полудержавный властелин" характеризует князя Александра Меншикова, ближайшего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и поднятого императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

Выпишите в тетрадь из текста различные виды тропов, назовите их и раскройте значение художественных средств для выражения чувств и настроений автора.

Возьмем, к примеру, описание Полтавского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, психологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и начало боя ("Горит восток зарею новой"), появление Петра со своими сподвижниками, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способствуют художественные средства, используемые поэтом.

Эпитеты: дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье боевое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница летучая.

Метафоры: горит восток зарею новой; свищут пули; битвы поле роковое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темнеет слава их знамен; жар пылает; поле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

Сравнения: как пахарь, битва отдыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

Важную роль в картине боя играет звукоподражание.

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.

В "Полтаве" образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.

Выходит Петр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен,Он весь, как Божия гроза.

Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императора, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офицеров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, делил со всеми походные трудности. Его увлеченность передавалась воинам, они уважали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любуется Петром и на поле брани ("Могущ и радостен, как бой…"), и после битвы, когда облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

Пирует Петр. И горд, и ясен,И славы полон взор его.

Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь отражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

Описания Петра и Карла, шведского короля, контрастны, в основу этих описаний положен - противопоставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в нетерпении от предстоящего сражения, готовый ринуться в бой. Карл предстает неподвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает волнение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пушкин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство патриотизма.

Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?

Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторение гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все вокруг скрежещет, шипит и свистит.

Швед, русский - колет, рубит, режет,Бой барабанный, крики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон. Прочитайте вступительный и заключительный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отличаются ли они в интонационно-стилистическом отношении от. описания боя, если да, то в чем? Какие мысли и чувства преобладают в них?

Повествование вступительного отрывка спокойное и размеренное. Размышления Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяются эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место прославлению великой победы русского императора, его мужества и благородства.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Почему "дни Петра" поэт называет "славными"? В чем автор "Стансов" видит заслуги самодержца? "Дни Петра", по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: "правдой… привлек сердца", "нравы укротил наукой", "сеял просвещенье", "знал предназначенье" своей страны, хотя начало правления было мрачным. Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении? В стихотворении перечисляются качества, свойственные царскому роду: неутолимость, твердость, незлобивость (незлопамятность). "Всеобъемлющая душа" царя Петра вмещает все эти достоинства,
    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    Кто является автором произведения и какие источники им использованы? "Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата свого царя Мамая"), называемое "Задонщиной", было написано брянским боярином Софонием. Оно создано в конце XIV века. Автор использовал летописную повесть, устные народные предания и "Слово о полку Игореве". О чем рассказывает "Задонщина"? Произведение рассказывает о Куликовской битве, которая произошла 8 сентября 1380 года. Куликовская битва, или Мамаево
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,
    «На поле Куликовом»: опыт осмысления Стихотворный цикл Александра Блока «На поле Куликовом» традиционно включается в школьные программы 11-го класса. Издание программы под редакцией В. Я. Коровиной от 2002 года предлагает включить цикл «На поле Куликовом» в курс 8-го класса и раскрыть историческую тему в этом стихотворном цикле, показать её современное звучание и смысл. Современный подход к литературному образованию даёт возможность учителю самостоятельно принять решение, когда будет изучаться этот цикл. При
    Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, лишенного злобного нрава. Это были ненависть и зависть, которые все время толкали его на подлые поступки. Опишите

17.10.17 год. Литература. 7 класс. (14 урок)

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава»

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к историческому прошлому своей страны.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля;

Метапредметные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно;

Предметные: о бобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

2.Актуалиизация знаний.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

А. С. Пушкин « Медный всадник »

3. Целеполагание.

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждого солдата:

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

4. Изучение материала.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

    Начало боя.

    Появление Петра.

    Передышка в бою.

    Образ Петра и Карла.

    Битва в разгаре.

  1. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

Как рисует Пушкин начало боя? (описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

Почему поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс - бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует? (В донном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись? (Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Обратимся к 1-ой части отрывка.

Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»

Появление Петра I .

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

Какое впечатление он на вас производит? (впечатление силы, величия, красоты)

Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

С чем сравнивается образ битвы?

(« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и Карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление Петра I перед своими войнами? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Работа в паре.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета).

Описание победы .

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Описание пира.

За каких учителей поднимает кубок Петр I?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

7.Итог урока.

Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,

подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.

Кем же является Петр I в поэме? (героем, так же, как и его народ)

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

8.Домашнее задание

1. Выучить отрывок "И грянул бой…" наизусть

2. Составить цитатный план поэмы

А. С. Пушкин «Полтава». Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. Подготовка к домашнему сочинению.

Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы в 7 классе.
Тема урока«И грянул бой, Полтавский бой!»
Цели урока:
- показать нарастание мощи российской армии;
- показать, что Полтавский бой явился переломным моментом в ходе Северной войны;
- дать характеристику полководцам Северной войны;
- познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»;
- определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русской армии, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту пушкинского описания;
- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.
Оборудование: карта сражения, учебник истории, иллюстрации, раздаточный материал (тексты отрывка из поэмы, материал к словарной работе по истории).
Оформление доски:карта;
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель истории.
С.Г. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок истории, а урок истории и литературы, а чему он посвящен мы узнаем, разгадав этот смысловой кроссенс. Как по смыслу связаны картинки.
Следовательно, тема урока «Полтавская битва».
С.А. а если бы эту тему определял великий русский поэт А.С.Пушкин, то он бы поэтично воскликнул: «И грянул бой, Полтавский бой» (запись темы в тетрадь по истории) Это сражение Северной войны.
Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся называют, редактирует Учитель истории.
Учитель литературы: Каким было это грандиозное историческое сражение, помогут ярче представить стихи А.С.Пушкина. В 1828 г. он создает поэму «Полтава». Полтавскую битву Пушкин считал одним из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Ну, а этой яркости в описание такой важной битвы поэт достигает литературными средствами. Перечислите известные вам средства художественной выразительности. Соотнесите термины и их определения.
ЭПИТЕТ - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
СРАВНЕНИЕ - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.
МЕТАФОРА -
переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
АЛЛИТЕРАЦИЯ-
художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний Тест на слайде ответы
Какие направления внешней политики России стали основными после Великого посольства? (слайд)Зачем нужно было получить выход к морям?
Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?
Россия неоднократно пыталась завоевать выход к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны (1558-1583 г.г.) в годы правления Ивана IV Грозного.
Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).
Можно ли было решить эту задачу мирным путем?
Скорее всего, нет.
Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.
Швеция владела всем побережьем Балтийского моря ("Шведское озеро"). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.
Начало войны для Швеции. Поражение под Нарвой. Причины. Почему Пётр назвал не поражение, а Нарвская конфузия. Еще он назвал это поражение школой будущих побед. Какие уроки извлекли Определяют
Работа со словарём
Работа с документами Газета Ведомости информирует о подготовке к будущим сражениям реформа армии, поражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока Карл XII сражался в Саксонии, Петр I занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, обучением и вооружением. В 1701-1704 гг. на Урале и на Севере были построены металлургические заводы, давшие чугун, ядра и пушки. Создавались казенные предприятия (мануфактуры) по производству пороха, снаряжения, обмундирования. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Вместо стрелецкого войска основой армии стали полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. К 1708 г. армия Петр I выросла с 40 до 113 тыс. человек, на нее работали не менее 30 мануфактур Анализ документа
Первые победы слайд карта
в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.
Сражение у Лесной Меньшиков Мать полтавской победы. Почему Петр I назвал это сражение «матерью Полтавской баталии»?
-В обозе Левенгаупта находились замечательные продовольственные припасы и оружие для армии Карла XII, с трудом собранные в Швеции. Изменение в планах Карла – предательства гетмана Мазепы – позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Однако данное изменение планов Карла было вызвано не только изменой Мазепы, но и хорошим взаимодействием русских войск в Белоруссии, в результате которых дороги на Москву и Петербург были перекрыты. Украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам.
- Найдите на карте Полтаву.
-После разгрома корпуса Левенгаупта при Лесной Карл XII отказался от похода на Москву и, заручившись поддержкой Мазепы, двинулся на юг и осадил в начале апреля 1709 г. Полтаву. Три месяца 4200 солдат и 2500 вооруженных горожан под командованием коменданта А.С.Келина (шведа по национальности) держали героическую оборону, давая возможность русской армии сосредоточить силы для решающего сражения. Восемь атак 35-тысячной армии шведов сдерживало всего 7 тысяч человек, а к концу трехмесячной осады их стало на 5 тысяч меньше. Петр I договорился с «северным львом» о дне (таковы были правила главной битвы). Но шведы напали на два дня раньше срока.
-Почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение?
Знакомство с отрывком из поэмы Полтава». Учитель читает отрывок из поэмы «Тиха Украинская ночь». Как отражает Пушкин обстановку накануне битвы? Как поэт показывает образ Мазепы, его предательство? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
Читают
Анализ отрывка
Анализ текста. Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарёю новой». Как вы понимаете её? (Ответ: Здесь и реальное описание утра, и имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока
над Западом, говорящая о начале процветания России
Начало боя (Чтение)
- Как рисует Пушкин начало боя?
- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
- как вы понимаете слова поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
- Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс – бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует? (В данном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)
.
- Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
Чтение отрывка
Отвечают.
Анализ текста
Работа с историческим материалом Интерактивная схема с коментариямиГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX веков исход войны.
-Поясните всю важность генерального сражения.
-Правильно. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все.
-Используя схему сражения, определите позиции русских и шведских войск. Подумайте и скажите, имела ли какая-нибудь армия преимущества? И какие?
-Верно. Преимущества были у русской армии. Одно из них – редуты.
РЕДУТЫ – полевые укрепления, где была поставлена артиллерия, выкопанные в форме перевернутой «Т».
-Незадолго до сражения Карл получил важные сведения от перебежчика: на поле боя должен был выступить полк неопытных новобранцев, одетых в мундиры из серого сукна.
Но Петр одел в эти мундиры закаленный в боях новгородский полк.
Отвечают.
Выполняют.
Отвечают.
Работа со схемой сражения. Записывают опреде ление в тетрадь.
Отвечают.
С. Г.
фильм
С.А. Перед началом второй части боя(самой важной) Пётр и Карл обращаются к своим войскам? Давайте посмотрим, как это сделал Петр. (Не за Петра, а за Отечество)
Портреты Петра и Карла
Выясним, как Пушкин представляет появление Петра I.
Какое впечатление он на вас производит? ((он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
Производит впечатление силы, величия, красоты)
- Как поэт добивается этого эффекта? Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими: «лик, глас», «Божия гроза». Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, так же грозен для врага и так же непредсказуем, как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
. Для чего поэт использует антонимы ужасен – прекрасен при описании Петра Великого?(Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.)
- С какой целью Пушкин употребляет краткие прилагательные, короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях, быстроту).
- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII?
-зачитайте

Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Карл в недоумении, увидев подготовленные войска, а также Карл ранен в ногу,осматривая лагерь русских он убил одного казака, другой его ранил, поэтому он «бледен», у него нет сил, он не может, в отличии от Петра воодушевить свои войска.
- Какой приём использует А. С. Пушкин в изображении этих героев? (Антитеза) Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра

Передышка в бою.
Наступает затишье перед боем, войска готовятся к главному сражению.
- С чем сравнивается образ битвы?
(« Как пахарь битва отдыхает». Пахарь – труженик и воин - труженик. Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря)
- Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей
.

Работа с документом:Пушкин – поэт, человек творческий. Мог ли он отразить реальную картину, ведь он жил на столетие позже. Предлагаем познакомиться с воспоминаниями очевидца событий: стр. 114 док№2. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа
Работа с фрагментом поэмы. Учитель литературы:
-Давайте выделим фрагмент поэмы, изображающий сам бой. Прочтите его.
-Какие изобразительно-выразительные средства и приемы использовал Пушкин? Какой эффект достигался с их помощью?
-Обратите внимание на следующие строки:
«ШвЕд, русский – кОлет, рУбит, рЕжет,
Бой барабАнный, клИки, скрЕжет,
ГрОм пУшек, тОпот, ржанье, стОн,
И смЕрть, и Ад со всех сторон».
-С помощью этих средств и приемов поэт достигает яркости и динамичности в изображении.
- -Прочтите следующую строфу, повествующую о завершении битвы. Каков тон автора? Выразительно читают.
Находят. Чтение вслух.
Находят. Отвечают.
Отвечают.
Слышен гул сражения, сочетание звуков Р, Ш, Ж – звуковой образ боя,
создает ощущение звона, грохота, скрежета).
(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
.
. Учитель истории:
-Русская конница под руководством Меньшикова преследовала отступающих шведов. У крепости Переволочны на левом берегу Днепра шведы оказались прижаты к берегу и 30 июня капитулировали. В Северной войне Александр Данилович Меньшиков получил высший чин в армии – генералиссимуса. Прутский поход и морские победы
Учитель литературы А как Пушкин изображает победу? Петр устраивает Пир
- За каких учителей поднимает кубок Петр I? (Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).
- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
- Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
Рассказ учителя
Чтение отрывка
Работа в
группах: Учитель истории:
1. Ознакомиться с результатами Ништатского мира, определить территории, которые отошли к России, показать их на карте
2. Обсуждает и определяет причины победы России в Полтавской битве и Северной войне.
3. Определить значение победы России в Полтавской битве.
4 Определить значение победы России в Северной войне
Мир со Швецией был торжественно отпразднован в России. Все дома в Петербурге были иллюминированы, состоялся грандиозный маскарад. Сенат попросил ПетраI принять титул императора всероссийского. Русь превращалась в Российскую империю. Переменой подчеркивались возросшая мощь страны и ее влияние в Европе. Кульминацией Северной войны стала Полтавская баталия.
Рефлексия. - Учитель литературы:
-С какой целью А.С.Пушкин обращается к теме Полтавской битвы?
-Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?
Учитель истории:
-Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?
- урок хочется закончить словами А.С. Пушкина, который писал, что «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Отвечают.
От победы под Полтавой зависела судьба России, роль в мире. Славит русского солдата.
Отвечают.
Постановка домашнего задания:
По литературе – выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» (описание боя)
По истории п. 14
Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Полтава
Славная выносливая
Сражались погибали побеждали
Окно в Европу
генеральное сражение

Конспект урока по литературе.

Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Полтава». Мастерство поэта в изображении полтавской битвы, прославление мужества и отваги полтавских воинов.

Задачи:

Образовательная: познакомить с отрывками из поэмы, с историей создания поэмы, показать интерес Пушкина к истории России, сравнить образы правителей,.

Развивающая: развитие монологической речи , внимания, воображения, логики.

Воспитательная: воспитание любви к Родине, патриотизма, формирование мужских черт характера.

Этапы

Примечания

Орг. момент

Здравствуйте.

Актуализация знаний

Ребята, я вам сейчас прочитаю синквейн (это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк), а вы подумайте и ответьте о ком он.

Русский величайший.

Сочинял, влюблялся, погиб.

Сказки знает каждый ребенок.

Гений.

Итак, кого вы узнали в строках этого синквейна?

Сообщение темы урока

Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведением – поэмой «Полтава».

Изучение нового материала

- А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня.
- Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.

- Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I , который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азов­ских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , кото­рый долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовлен­ными войсками противника.

В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
- Сегодня мы познакомимся с поэмой А.С. Пушкина “Полтава”.
- Кто скажет, что такое поэма? (это большое стихотворное произведение на историческую или

героическую тему).

Верно.

- П оэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году.
- Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
- Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея. В третьей - описывается Полтавская баталия).

В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.

Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава).

Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после ) поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части".

Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.

Анализ произведения

- Дома вы прочитали поэму «Полтава».

Какие эмоции вызвала у вас поэта? Что вы ощущали во время чтения? Какие ощущения были после прочтения?

- Действующие лица:

    Мазепа - украинский гетман.

    Мария Кочубей - дочь В. Л. Кочубея.

    В. Л. Кочубей - генеральный судья.

    Любовь - жена его.

    Петр Великий - русский царь.

    Карл XII - шведский король.

Сегодня на уроке мы с вами будем работать с двумя отрывками из поэмы «Полтава» , сделаем вывод, какими качествами раньше обладали воины и каким должен быть настоящий царь.

Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой.

Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и постарайтесь представить происходящее событие.

Горит восток зарею новой

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!" Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

Заним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны;

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Итак, какая картина предстала перед вами?

Какие эмоции она у вас вызывает?

Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?

План:

    Начало боя.

    Появление Петра.

    Передышка в бою.

    Образ Петра и Карла.

    Битва в разгаре.

    Победа.

    Пир Петра.

Начало боя.

Как рисует Пушкин начало боя?

(описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? (имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).

- «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый?

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

Почему поле брани называют роковым? От какого слова?

(Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»?

- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать)

(У древних римлян Марс - бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует?

(В данном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту.)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.

Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).

Что такое звукопись?

(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на шороху, свисту и т.п. (""...Чуть шуршат )

Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I .

Какое впечатление на вас производит Появление Петра?

(впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)

Как поэт добивается этого эффекта?

(Поэт использует слова, которые уже устарели

«лик, глас»)

Как они называются? (архаизмы)

- «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)

Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)

С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).

Началась передышка в бою.

С чем сравнивается образ битвы?

(« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? (они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).

Образы Петра и Карла.

Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):

Петр I

Карл XII

Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)

А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).

Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?

Как вы понимаете выражение:

«смущенный взор изобразил необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье»?

Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).

А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения) .

А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).

Описание разгара битвы.

Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)

Заполните таблицу:

Глаголы

Существительные

Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность боя.

(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

Выбрать существительные, описывающие бой

Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»?

Возьмите листы с другим текстом.

Послушайте и представьте картину.

Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор – и враг бежит:
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает

Описание победы .

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Какие чувства испытывает Петр?

Описание пира.

За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

Итог урока.

Итак, с отрывками из какого произведения мы познакомились сегодня на уроке?

Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись?

А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером)

А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества?

Вы бы пошли защищать Родину?

Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью».

Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

Домашнее задание.

Выучить отрывок «… И грянул бой»