Понятие гармонии личности. Развиваем эго-состояния личности. Какая личность является гармоничной


Здравствуйте, уважаемые студенты вуза Аргемоны!

Для этого нам надо вычислить расстояния между нашими планетами попарно.

Чтобы не запутаться, мы сначала вычислим градусное положение наших планет на круге вообще, а не в каком-то секторе.

Солнце — 24°41"34" в Деве = 150°+24°41"34" (на карте в общем)=174°41"34"
Луна — 6°34"40" в Деве = 150°+6°34"40" (на карте в общем)=156°34"40"
Меркурий — 0°41"59" в Весах = 180°+0°41"59" (на карте в общем)=180°41"59"
Венера — 26°13"2" во Льве = 120°+26°13"2" (на карте в общем)=146°13"2"
Марс — 13°58"9" в Раке = 90°+13°58"9" (на карте в общем)=103°59"9"
Юпитер — 18°14"17" в Водолее = 300°+18°14"17" (на карте в общем)=318°14"17"
Сатурн — 24°57"15" в Деве = 150°+24°57"15" (на карте в общем)=174°57"15"

Теперь считаем попарно, помня, что
1°=60"
1"=60"

Если где-то получим величину больше, чем 180°, то надо высчитать величину другой дуги (просто вычитая из 360° то, что получили), потому что все аспекты по величине меньше 180°.

(Солнце, Луна) = 174°41"34" - 156°34"40" = 18°6"54"
(Солнце, Меркурий) = 180°41"59" - 174°41"34" = 6°0"25"

(Солнце, Марс) = 174°41"34" - 103°59"9" = 70°42"25"
(Солнце, Юпитер) = 318°14"17" - 174°41"34" = 143°32"43"
(Солнце, Сатурн) = 174°57"15" - 174°41"34" = 0°15"41"

(Луна, Меркурий) = 180°41"59" - 156°34"40" = 24°7"19"
(Луна, Венера) = 156°34"40" - 146°13"2" = 10°21"38"
(Луна, Марс) = 156°34"40" - 103°59"9" = 52°35"31"
(Луна, Юпитер) = 318°14"17" - 156°34"40" = 161°39"37"
(Луна, Сатурн) = 174°57"15" - 156°34"40" = 18°22"35"

(Меркурий, Венера) = 180°41"59" - 146°13"2" = 34°28"57"
(Меркурий, Марс) = 180°41"59" - 103°59"9" = 76°42"50"
(Меркурий, Юпитер) = 318°14"17" - 180°41"59" = 137°32"18"
(Меркурий, Сатурн) = 180°41"59" - 174°57"15" = 5°44"44"

(Венера, Марс) = 146°13"2" - 103°59"9" = 42°13"53"
(Венера, Юпитер) = 318°14"17" - 146°13"2" = 172°1"15"
(Венера, Сатурн) = 174°57"15" - 146°13"2" = 28°44"13"

(Марс, Юпитер) = 318°14"17" - 103°59"9" = 214°15"8"; 360° - 214°15"8" = 145°44"52"
(Марс, Сатурн) = 174°57"15" - 103°59"9" = 70°58"6"

(Юпитер, Сатурн) = 318°14"17" - 174°57"15" = 143°17"2"

Прежде чем дальше разбирать наши пары, я хочу кое-что пояснить. Космические излучения поступают на Землю не изолированно от каждой планеты, а одновременно. Поэтому говорить о чистом влиянии на человека той или иной планеты можно только теоретически.
Астрологическая практика показывает, что при определённых угловых положениях планет возникают взаимные резонансы, и на Землю уже поступают от этих планет качественно новые воздействия.

Подобно актёрам на сцене, планеты не остаются безучастными друг к другу. Они дружат или ссорятся, помогают или мешают. Взаимодействие, существующее между планетами в гороскопе, символизируется аспектами. Аспект — это расстояние с градусах между двумя планетами. Поэтому мы в начале урока и занялись такими подсчётами.

Аспекты делятся по качествам на несколько групп:
— напряжённые (или отрицательные);
— гармоничные (или положительные);
— творческие;
— магические;
— кармические.

Но чаще всего подробно рассматривают только первые две. По крайней мере, древние астрологи только их рассматривали. Однако мы рассмотрим четыре группы аспектов. Думаю, творческие и магические нам даже будут более интресны.

По силе взаимодействия аспекты делятся на две категории:
— мажорные (или сильные);
— минорные (или слабые).

Мажорные аспекты ещё называют явными: они воздействуют непосредственно на человека или на явление, исследованию которого посвящён гороскоп.

Под минором обычно понимается грусть, что ассоциируется с какой-либо неприятностью. Однако астрологические минорные аспекты могут быть по своей сути благотворными. Минорность их заключается в том, что эти аспекты не всегда включаются. Часто должна присутствовать третья, дополнительная сила, чтобы планеты пришли во взаимодействие друг с другом. Это может быть окружение человека, силы природы, общественное мнение и т.д. Поэтому минорные аспекты называют ещё скрытыми.

Каждая планета отвечает за многие сферы. Аспекты к ней отражаются на всём, чем она заведует.

Аспекты Солнца имеют отношение к любви, радости и силе духа человека. Говорят, что они связаны с самостью и духовной субстанцией, отражаются на принятии решений и ответственности за них. Сознательные действия.

Аспекты Луны отражаются на эмоциональном состоянии, привычках, инстинктивном поведении, на реакциях на действия других людей. В мужском гороскопе эти аспекты показывают тип любимой женщины, в женском — стиль материнского отношения и поведения.

Аспекты Меркурия отражаются на интеллекте человека и на характере его близких ежедневных контактов. Разговоры, письма, телефонные звонки и новости зависят от данной планеты.

Аспекты Венеры отражаются на чувстве прекрасного, эстетическом восприятии и партнёрских отношениях. Подарки, лесть, тактичность и накопление приятных вещей описаны этими аспектами.

Аспекты Марса отражаются на активных действиях человека и показывают, что человек сделает в данной конкретной ситуации. В мужском гороскопе описывают применение им силы, в женском — тип мужчины, который нравится.

Аспекты Юпитера отражаются на духовной жизни человека и показывают, как он расширяет своё влияние, к какой группе людей он склонен присоединиться и что склонен изучать. Этими аспектами описываются благодеяния и характер благодетелей.

Аспекты Сатурна имеют отношение к ограничениям и отсрочкам в жизни человека, способности следовать плану. Он описывают условия, которые выдвигают другие люди.

Аспекты Урана имеют отношение к свободе и счастью. Они описывают мечту человека и его способность находить единомышленников.

Аспекты Нептуна показывают обманы и самообманы человека, его доверчивость и то, выйдет ли она ему боком. Это интуиция и степень её развития. Религиозность. Доброта.

Аспекты Плутона показывают отношение человека к силовой власти и характер его собственных проявлений в этом смысле. Аспекты покажут, станет ли человек жертвой применения к нему силы со стороны власти или сможет с ней сотрудничать.

Скажу немного о космическом статусе планет. Каждая из семи планет Солнечной системы, воспринимая энергию Солнца, трансформирует её и уже от себя излучает в виде энергетических посылок с принципами, свойственными лишь ей одной. Солнце и Луна обладают своими принципами.
Когда энергия планеты проходит через структуру Зодиакального знака, принцип планеты модулируется качеством знака. Каждый знак Зодиака практически изменяет принцип энергии планеты, доходящей до Земли.

Каждая планета Солнечной системы выполняет в Космосе отдельную специфическую функцию и в зависимости от неё воспринимает от Солнца не весь излучаемый им спектр энергий, а лишь ту часть, под влиянием которой эта планета находится. Исключение составляет лишь Луна, которая воспринимает от Солнца весь излучаемый им спектр, а затем трансформирует его в энергии, более доступные для восприятия жизнью на Земле. Отсюда и пошло выражение, что мы живём в подлунном мире.

Вот табличка космических статусов планет в знаках Зодиака (космические статусы планет измеряются по семибалльной системе — от 6 баллов до 0):

Статус планеты определяет только степень её значимости в знаке, а не абсолютный уровень силы. Например, у планеты в изгнании при космическом статусе в знаке ноль её качества остаются чрезвычаяно сильными, но знак делает их как бы скрытыми, неявными. Вот почему космический статус планеты не говорит о потенциальной роли каждой из планет в жизни человека и также не может сказать, будет ли планета для человека разрушительной или созидательной.

Космические статусы планет в знаках Зодиака помогут нам при анализе различных аспектов.

И ещё один момент. В древних литературных источниках планеты разделяли на благотворные, негативные и нейтральные.

К благотворным планетам относят Венеру и Юпитер, так как их резонансы гармоничны со всем живым и неживым на Земле. По отношению к любому человеку эти планеты (без влияния на них других факторов) несут в себе энергии расновесия, роста и не позволяют прибегать к крайностям.

Негативных планет тоже две — Марс и Сатурн. Негативными они считаются оттого, что их воздействие человек недостаточного духовного уровня развития воспринимает как правило неадекватно. И потому влияние этих планет приводит человека в его поведении к крайностям. Так, планета Марс по своей сути посылает энергии, созвучные в нашем сознании с ускоренным освоением окружающего пространства. И если бы человек, используя эти энергии, осваивал те пространтсва, которые ещё не заняты, то энергия Марса была бы ему в помощь. Но человеку всегда хочется захватить уже обжитые места, ведь новое осваивать трудно. Вот отчего Марч сделался в мифологии символом бога войны.
Сатурн же — планета концентрации, ограничения, закона и порядка. На низком уровне сознания человек не желает признавать ограничений своим желаниям.

К нейтральным относят Солнце, Луну и Меркурий. Функции Меркурия как контактёра и переносчика информации могут быть выполнены лишь при сохранении нейтрального отношения ко всему окружающему.

И прежде чем перейти к рассмотрению конкретных аспектов, ещё скажу несколько слов об энергии аспектов в целом.

Любой аспект — напряжённый или гармоничный — можно заставить работать на себя. Аспекты, которые считаются гармоничными, обладают лёгкой для управления энергией. Когда мы пытаемся заставить хорошие вещи произойти, то сталкиваемся с меньшим сопротивлением и продвигаемся по пути достижения чего-то свободно. У напряжённых аспектов энергия трудная, которая заставляет попотеть, чтобы достичь желаемого. Гармоничные аспекты требуют небольшой работы, а напряжённые — большой и изнуряющей.
Ещё один интересный момент в характеристике аспектов. Если не приложить усилия по преодолению энергии напряжённого аспекта, то получим по всей программе соответствующие негативные последствия. А вот с гармоничными аспектами мы страдать не будем, если не сделаем должной работы над собой. Наказанием за это будет лишь отсутствие нужного нам положительного результата.
Однака у напряжённых аспектов есть положительная сторона, а у гармоничных отрицательная. Если человеку всё легко будет даваться, он не будет нуждаться в большой работе над собой, то у него исчезнет всякая мотивация своей деятельности и он станет ленивым. Те, у кого много гармоничных аспектов в их натальной карте, не стремятся изменить что-то в своей жизни.
А вот зато если человек, имея в своей карте напряжённые аспекты, принимает проблему, пытается ей противостоять, то может использовать эту большую и тяжёлую энергию напряжённого аспекта для улучшения и даже возвеличивания своей жизни.

Итак, любой аспект можно заставить проявиться положительным способом, если правильно подойти к нему.

На данной лекции мы рассмотрим только гармоничные аспекты. Будем их обозначать красным цветом, хотя в разных источниках встречаются разные цвета для гармоничных аспектов: и синие, и зелёные.

Гармоничный аспект, его обозначение, краткая характеристика, орбисы
Трин (тригон) Квиконс (квинконс)
120° 60° 150° 30°
мажорный, постоянного действия мажорный, дискретного действия минорный, постоянного действия минорный, дискретного действия
Приносит удачу, лёгкое взаимодействие между планетами в нём. Обычно связывает планеты одной стихии. Даёт способность находить удобный выход из ситуациию Обычно связывает планеты стихий одной полярности (например, женской: вода — земля или мужской: огонь — воздух). Аспект трансформации. Считается, что характеризуется возвратом ситуаций по планетам в нём. Периодически включающаяся защита человека, идущая от среды. Иногда считается неблагоприятным аспектом, потому что соединяет планеты в стихиях, не имеющих симпатии друг к другу, как вода и огонь. Но считается, что обладает слабым гармонизирующим характером, позволяя снимать напряжение с планет, участвующих в нём.
Солнце +8°; -5° +5°; -4° +2°; -2° +2°; -2°
Луна +6°; -5° +5°; -4° +1,5°; -1,5° +1,5°; -1,5°
Меркурий
Венера
Марс
Юпитер
Сатурн
+6°; -5° +5°; -4° +1°; -1° +1°; -1°

Орбис — это допустимое для данного аспекта отклонение от точного, то есть в каких пределах аспект считается действующим. Конечно, если аспект точный, то его сила в три раза больше, чем если аспект отклонённый в пределах допустимого орбиса. Чем дальше аспект от точного, тем меньше его сила.
Плюсовой орбис — это допуск для сходящегося аспекта, то есть такого, когда в каждое следующее мгновение одна планета по отношению к другой входит в более точный аспект. Ну и отрицательный орбис — это допуск для расходящегося аспекта, когда планеты по мере дальнейшего движения всё больше отдаляются друг от друга.

Поговорим больше о гармоничных аспектах.

Религиозные философы как Запада, так и Востока неизменно говорят о том, что во Вселенной присутствует троичность сущего. Астрологи в основу гармоничных аспектов планет как раз и закладывают число 3. Поэтому третья часть круга, тригон , равный 120°, считается самым гармоничным из всех аспектов между планетами. Именно такое расстояние между планетами создаёт встречный, открытый для энергий обеих планет проход. Планеты в таком аспекте всегда работают вместе и часто могут подменять друг друга. Такой аспект даёт человеку огромную силу, которую он может использовать по своему усмотрению. Однако человек на невысоком уровне сознания иногда этим злоупотребляет. Например, тригон между Луной и Венерой создаёт психотип личности обаятельной и гармоничной, но это не мешает такому человеку красиво вампиризировать во взаимоотношении полов и вести иждивенческий образ жизни. При трине между Марсом и Меркурием человек способен при минимальном количестве знаний с напором и апломбом заговорить любого собеседника.
Тригон подобен длительным отношениям, которые продолжаются много лет и в которых люди поддерживают друг друга, что бы ни случилось. Поддержка, которую мы получаем от планет в тригоне, кажется нам само собой разумеющейся, так что мы едва её замечаем. Но здесь кроется опасность: если человек из-за лени, инертности или недостаточной осознанности не сумеет воспользоваться теми возможностями, которые даёт тригон, то никогда не станет тем, кем мог бы стать.

В жизни человека символизирует представляемые возможности. Ключевым словом для этого аспекта является слово «выбор», то есть право человека выбирать из разных предоставляемых жизнью возможностей наиболее для него созвучную. В этом проявляется свобода воли человека. Но расплата за неверно сделанный выбор впоследствии ложится на самого человека. Таким образом, секстиль хотя и даёт жизни человека гармонию, но не ту, что приходит к нему, словно манна небесная, сама собой, как это случается при тригоне. Аспект секстиля даёт потенциальность гармонии, осуществить которую должен сам человек через работу.
Секстиль предлагает человеку дороги, из которых он сначала должен выбрать свою единственную, а затем (хотя и при поддержке судьбы) собственными ногами пройти её от начала и до конца. Только в этом случае он получит желаемый результат.
Здесь можно сказать доброе слово о Сатурне. Будучи планетой ограничений, он заставляет человека концентрироваться в своих действиях, а потому секстиль Сатурна можно отнести к одному из самых для человека благотворных. Например, секстиль Сатурна и Меркурия даёт ребёнку возможность развить повышенную память (естественно, при правильном воспитании ребёнка родителями).
Планеты в секстиле стоят в знаках, стихии которых дополняют, поддерживают друг друга: вода и земля, воздух и огонь.
Результат совместной работы планет в секстиле оказывает благотворное влияние на духовную жизнь человека. Секстиль способствует рождению оригинальных идей и расширению кругозора.
Интерпертируя секстиль, можно узнать о своём потенциале, о тех возможностях, которые могли бы проявиться из совместного действия планет-участников.
Секстиль подобен доброжелательной и увлекательной беседе двух друзей, которые давно знакомы и могут быть интересны друг другу, но между ними нет никаких обязательств друг перед другом и не стоит каких-либо конкретных планов.

Указывает на возврат ситуаций, вытягивание их из прошлого. Это аспект, уравновешивающий общественные отношения человека и его контакты.
Квиконс определяет возможность повторения благоприятных ситуаций. Например, у нас были дела с кем-то, и мы должны их закончить. В данном случае это не наши долги, а скорее долги нам.
При наличии злых планет квиконс по влиянию может быть неблагоприятным, поскольку он будет проявляться в повторении одних и тех же ситуаций, в постоянном их «прокручивании». При добрых планетах похожая ситуация возникает на новом уровне, то есть наблюдается повторение уроков, которые человек не захотел усвоить. Поэтому тут можно во взаимооотношениях людей наверстать упущенное.
Квиконс — аспект тайного укрепления позиций человека в жизни.
Этот аспект находится между тригоном (накоплением способов исполнения желаний) и оппозицией (достижением желания). Он даёт надежду, но при попытке её добиться указывает на неготовность к осуществлению жалаемого. Поэтому квиконс часто считают аспектом разочарований. Но можно эту ситуацию рассматривать по-другому: это аспект попыток, указывающих на причины нашей незрелости, узнав о которых, мы можем ещё поработать, чтобы в полной мере осуществить задуманное.
Например, квиконс Меркурий — Юпитер описывает ситуацию, когда мы хотим кого-то убедить (Юпитер) с помощью своего ораторского искусства (Меркурий), но при этом вынуждены ставить под сомнение свои убеждения и даже иногда менять.

Влияние полусекстиля на человека позитивно и происходит опосредованно: через группу людей, через стихию, через природу. Человеку, у которого много полусекстилей, везёт в мелочах, его поддерживает коллектив, ему не мешают. Он не расходует своё внимание на мелочи.
Полусекстиль — это периодически включающаяся защита человека, идущая от среды. Полусекстили определяют награду за бережное отношение к Природе, за то, что человек никого не обижал.
Полусекстиль иногда называют «ни рыба, ни мясо». Планеты-участники стоят недостаточно близко друг от друга, чтобы объединёнными усилиями решать задачи, и недостаточно удалены, чтобы поддерживать принцип секстиля. Планеты в полусекстиле ведут себя как два человека из одной и той же социальной среды, которые недавно познакомились, но имеют мало общего или в принципе не нуждаются в интенсивном общении.
Но когда нет других мажорных аспектов, можно всерьёз пользоваться полусекстилем, и примерно к 20 годам появляются заметные внешние успехи. Малознакомые люди со временем становятся всё более знакомыми.
Например, полусекстиль Солнце — Сатурн говорит о том, что хотя мы знаем, что сами отвечаем за свою самореализацию (Солнце) и нуждаемся в самодисциплине (Сатурн), но не можем по-настоящему осознать, что одно без другого невозможно.

А вообще, своё собственное восприятие и понимание любых аспектов можно сделать, только работая с различными картами.

На рассматриваемой нами карте есть два гармоничных аспекта, и оба полусекстили.

(Солнце, Венера) = 174°41"34" - 146°13"2" = 28°28"32"
(Венера, Сатурн) = 174°57"15" - 146°13"2" = 28°44"13"

Причём второй аспект по орбисам чуть-чуть не дотягивает до приемлемого, поэтому во внимание возьмём только первый полусекстиль между Солнцем и Венерой.
Характеристика этого полусекстиля такая.
Умиpотвоpение окpужающих, гаpмонизация отношений Стpемление зpительно офоpмить индивидуальные пpедставления о кpасоте, гаpмонии, идеалы, высокие пеpеживания. Погpужённость в себя. Желание воплотить собственную тайну в зpимом виде. Воспpиимчивость ко всем видам искусства. Потpебность в гаpмонических паpных отношениях. Стpемление к кpасоте и комфоpту во внешней жизни может тpансфоpмиpоваться в устойчивое и пpеданное служение высшему идеалу. Тонкая отзывчивость, внутpенняя умиpотвоpённость, милосеpдие.
Это всё проявляется хорошо при сильных планетах, а наш полусекстиль не очень силён, судя по космическим статусам планет:

Солнце в Деве — космический статус 3
Венера во Льве — космический статус 2

В общем-то, не самые большие статусы, но и не нулевые. Так что воспользоваться этим секстилем вполне можно. И, скорее всего, им воспользовались изначально и пользуются в течение всего времени существования этого заведения, так как таверна в целом приятна для посетителей, каждого привлекает чем-то своим, имеет доброжелательную атмосферу, которую не портят даже некоторые экстремистские элементы, появляющиеся там иногда. По крайней мере, моё ощущение таверны такое. Она поддерживает желание что-то для неё делать временами.
Солнце находится в девятом доме, Венера в восьмом. И надо думать, именно в деятельности, соответствующей этим домам, таверне будет везти, коли их соединяет гармоничный аспект. Девятый дом, освещаемый Солнцем, —это интеллект, длительные путешествия, духовные стремления и интересы. Таверна за время своего существования была свидетельницей немалого количества разговоров, споров, рассуждений на самые разные темы. Восьмой дом, отвечающий за финансы и умение адаптироваться в чужих энергиях, тоже оказывается очень кстати.

Я прикинула, у кого из моих знакомых может быть тригон в натальной карте, и с первого раза попала: тригон Юпитера и Меркурия, который как нельзя лучше подходит к данному человеку. Человек — очень успешный организатор, обладающий ораторскими навыками и умением убеждать в своей правоте. Причём всё это даётся очень легко и естественно, не надо прикладывать никаких лишних усилий — это в радость. При общении с этим человеком всегда оставалось ощущение как от получения бесплатного подарка от Деда Мороза. Да, и благосклонных покровителей вокруг всегда было много, которые по собственному желанию и с радостью делали всё нужное. Другие признаки трина Юпитера, которые описываются в источниках, тоже наблюдались.
Тригон соединяет огненные знаки, что говорит о холерическом темпераменте, активности, духе творчества. И всё это присутствует в полном объёме.

На сегодня мы лекцию закончим, и вот такое домашнее задание :

1. Сделать все расчёты по парам планет для своей карты.

2. Этот вопрос можно будет пропустить, если на Вашей карте нет гармоничных аспектов. Если они есть, то постараться их проанализировать, опираясь на информацию в лекции и во всемирной паутине (по аспектам конкретных планет).

3. Попробовать выбрать из известных вам личностей (человек трёх хватит; если пропущен 2-й вопрос, то взять пять личностей) тех, у кого, на ваш взгляд, в натальной карте могут быть мажорные гармоничные аспекты, и проверить это (и проанализировать, конечно). Сделайте вывод на основе этих проверок (удалось вам угадать или нет и почему).

При анализе аспектов рассматривайте все стороны:
— сам аспект;
— стихии;
— космические статусы;
— дома (если есть информация о времени).

Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

1

В данной статье с учетом проведенного теоретико-методологического анализа научной литературы рассмотрен вопрос гармонии личности как психологического феномена. Понятие гармонии как обобщенного понятия представлено в разных аспектах внешнего и внутреннего пространства личности: физическом, природном, предметном, социальном не как разделенные, а пересекающиеся пространства. Расставлены акценты не на различных элементах личностного пространства, а на множестве его измерений. Показан подход российских психологов к проблеме гармонии и гармонизации личности и её взаимосвязи с проблемой динамики развития и качественных новообразований личности. Показана актуальность изучения гармонии личности; научный анализ природы дисгармонии личности осуществлен в сопоставлении с гармонией. Определена характеристика личностной гармонии как оптимальное совершенство конфигурации личности и ее образа жизни, проявленное как самоосуществление личности; предполагает наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности.

внешнее и внутреннее пространство личности

психологическая гармония личности

синергия

интегрированность личности

системная модель психологической организации личности

1. Андреев В.И. Самоактуализирующаяся личность как одна из приоритетных целей образования в XXI веке // Образование и развитие. – 2007. – № 2. – С. 3–9.

2. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. – М.: ИП РАН, 1993.

3. Богданчиков С.А. Интегративные тенденции в советской психологии 1920-х гг. // Седьмая волна психологии. Вып.7. / под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А. – Ярославль. – Минск: МАПН, ЯрГУ, 2010 – С. 82–87.

4. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре. – М.: Владос, 2005. – 480 с.

6. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1987. – 234с.

7. Мотков О.И. В гармонии с собой и миром. / О.И. Мотков // Школьный психолог. – 1998. – № 21–22. – С. 28–32.

8. Пазекова Г.Е., Холодова А.Ф., Повлюкова О.В. Духовность как фактор формирования индивидуально – психологического портрета личности // Причинность и экология / под ред. В.П. Гоча. – Турция, Кемер, 2006. – С. 211–213.

Жизнь человека в современных условиях социально-экономического переустройства характеризуется кризисом представлений, духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека. Жизнь создает меняющиеся условия, которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и перестройке или совершенствованию самого себя.

Обострение противоречий между потребностью реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения, потребностью быть независимым, самостоятельным и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации, потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы, неспособностью разрешать свои внутренние конфликты неизбежно приводит к необходимости поиска путей гармонизации внешнего, внутреннего пространства личности и управления саморазвитием личности.

Понятие гармонии как обобщенного понятия необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: существование личности в разных средах - природной, предметной, социальной; пропорциональность внешнего и внутреннего пространства личности; соразмерность соматического (организмического), психического и духовного (ценностно-смыслового) бытия. Гармония - это отношения и связи и в материальном, вещественном мире, и в идеальном, духовном, субъективном мире человека как определенной целостности. В первом случае гармония реализуется в пространстве и времени, во втором - как гармония смыслов, идей, настроений. Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними выступали и выступают предметом психологических исследований (П.К. Анохин, 1975, А.Н. Ануашвили, 2001, В.М. Бехтерев, 1974, А.В. Лурия, 1975, Н.В. Тарабрина, 2008 и др.).

Стремясь определить суть происходящего в современном мире, мы выбираем в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный), мир духовный (метаиндивидный, ценностно-смысловой).

Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности - это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении отражается внутренняя жизнь личности. Именно по этой причине мы говорим не о различных элементах личностного пространства, но о множестве его измерений.

З. Фрейд и другие ученые (Фрейд, 1909, Фромм, 1958) считали основой удовольствия чувство, сопровождающее снятие болезненного напряжения. Объективная физиологическая потребность в удовлетворении голода, жажды, сна, сексуальном удовлетворении ощущается субъективно как желание, и если какое-то время эти желания остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное напряжение. Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается как удовольствие, удовлетворение. Существуют удовольствия, получаемые в результате снятия психического напряжения. Эти желания схожи с нормальными физиологическими потребностями, поскольку и те и другие происходят из некоего дефицита, нехватки чего-то.

Но кроме «сферы дефицита» существует, по выражению Э. Фромма, «сфера излишка» - феномен, присущий исключительно человеку. Это сфера внутренней деятельности, которая возможна лишь при условии, что человеку не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и действовать только с целью снятия болезненного напряжения. Излишек энергии, как пишет Э. Фромм, человек расходует на достижение чего-то большего, чем простое выживание. На этом основании Э. Фромм делает различия между удовлетворением, радостью и счастьем.

Таким образом, очерчивая внешнее пространство, социальное не обостряет противоречие природного и духовного, а определяет способы гармонии противоположностей, устанавливая синергию трех форм бытия человека: природной, социальной и духовной.

Проблема гармонии и гармонизации личности неразрывно связаны с проблемой динамики развития личности, ее качественных новообразований. В отечественной психологии причины развития личности связаны с представлением о функциональной тенденции как источнике развития.

В.Г. Асеев предполагает, что условием инициации развития является наличие неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источники развития личности. Эта резервная зона формируется в результате противоречия между сложившимися у человека функциональными возможностями, способностями и содержанием его деятельности .

В.А. Петровским вводится понятие о «надситуативной активности» как источнике зарождения новой деятельности личности. Человеку присуща явно неадекватная по своей природе тенденция постановки сверхзадач. Возникающие противоречия между уже сложившимися установками и «надситуативной активностью» выступают в качестве одного из механизмов развития личности .

Структура личности, по В.Н. Мясищеву, это соотношение «содержательных тенденций», реализованных в различных видах деятельности . Присущая человеку активность может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру.

Л.И. Анцыферова определяет личностную, высшую форму саморегуляции как процесс созидания себя. В психологическом плане изменение личности предполагает: личностное новообразование, перестройку стереотипов, привычек, психологических особенностей, поддержание целостности, стабильности образа «Я», качественное преобразование понимания своей сущности. Развитие личности рассматривается через становление, рост психологических функциональных систем, ментальных образований, доминант, акцентуаций, новообразований и др. .

Поиск внутренних механизмов регуляции человеческого поведения в сфере его субъективных личностных отношений к миру, другим людям и самому себе - ветвь актуальных научных психологических исследований (Е.Н. Киселева, В.И. Моросанова, Н.В. Тарабрина, О.В. Ольвинская, А.А. Милтс, О.И. Мотков и др.).

С точки зрения неопсихоанализа здоровая, нормально развивающаяся личность характеризуется движением роста, в то время как дезадаптированная личность характеризуется синдромом распада . В реальности личность балансирует между этими тенденциями, стремясь выработать оптимальный в данных общественно-исторических условиях способ самовоспроизводства (автопоэзис) и приходит в антагонистическое противоречие со своей сущностью, испытывает дистресс самоотчуждения, сопровождающий синдром распада, или, если она пытается не изменять своей истинной природе, входит в конфликт с социально одобренным способом существования и также испытывает дистресс социального отчуждения.

Карен Хорни рассматривала блокировку реализации личностного потенциала как важнейший фактор образования невротического конфликта, где наиболее распространенные и значимые формы неврозов - невроз привязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); невроз покорности (автоматический конформизм); невроизоляция (бегство от общества).

Таким образом, психологическая гармония понимается нами как оптимальная соразмерность, согласованность психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни. Она выражается в оптимальной психологической организации и функционировании индивида, является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни - с наличием своего творческого дела, с функционально разнообразным образом жизни, с достаточным самопринятием и принятием в целом окружающего природного и социального мира. При этом важно понять, что человеческая гармония - не абсолютное, а оптимальное совершенство, предполагающее наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности. В связи с вышеуказанными постулатами мы считаем, что личностная гармония - реально достижимый в жизни идеал оптимальной конфигурации личности и ее образа жизни, проявленный как самоосуществление личности.

Тогда гармонизация личности - это процесс личностного развития, направленный на достижение психологической гармонии. К понятию «личностная гармония» приближаются понятия саморегуляции, саморазвития и самоактуализации. Однако последние не исключают однобокости, односторонности в самоизменении личности и всего живого организма. Тогда как гармонизация - это всегда стремление к увеличению целостности, полноты своего отношения и самопроявлений, стремление к их разносторонности и всеобщности, что, конечно, может сочетаться с образованием определенной временной иерархии предпочтений в отношениях и делах . Растущая постепенно гармония личности (спонтанная и произвольная) ведет к универсализации выражения ее потенциала и возможностей психики и организма в целом в переживаниях и поведении, к расширению рамок успешной адаптации отдельной личности и вида. Это творческий и никогда не завершающийся процесс поиска и достижения личностью самоосуществления.

Наличие в психике человека непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие психологи (У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г.А. Мюррей, П.В. Симонов и др.). Потребность в более гармоничном отношении к себе и миру и в более гармоничном функционировании является таким же базовым, фундаментальным стремлением организма, как и другие составляющие ядра личности. При этом психологическая гармония предполагает наличие у личности внутреннего компромисса и оптимального сочетания между стремлением к личной самореализации и стремлением к сотрудничеству с другими людьми .

Таким образом, существует множество эталонов для оценки личности. На основе системного подхода к разработанным в психологической науке парадигмам, моделям о развитии личности могут быть сформулированы способы ее гармонического сочетания с окружающим миром.

Мы рассматриваем гармонию личности в рамках целостного, системного подходов как психологическую норму живой системы, имеющую подсистемы: «человек - среда» как внешнее пространство и «человек - человек» как внутреннее пространство личности.

Процесс гармонизации личности обеспечивается необходимым взаимодействием функции психического отражения и психического регулирования. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, получаемой в процессе отражения. Функцию отражения, как известно, выполняет сознание, функция регулирования осуществляется посредством деятельности, проявляющейся в поведении. Таким образом, взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность, интегрированность, единство внутреннего и внешнего пространства личности.

Структурный подход позволяет изучить состав компонентов личностной гармонии и отношения между компонентами. Целостный подход, кроме того, рассматривает отношения между компонентами и целым, примером чего могут служить отношения повторяемости, уравновешенности и единства в гармоничном целом (рис. 1, 2).

Другим аспектом понятия «гармонии» как системы является отношение. В содержание отношения входят оценка и действие.

Исследования и анализ литературы позволили выделить две группы общих критериев - признаков психологической гармоничности личности, ее состояния и жизнедеятельности:

1) экологичные отношения с собой и окружающим миром. Выражается как положительная Я-концепция и конструктивные, сотрудничающие отношения с людьми, а также чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в различных природных средах;

2) полезное, устойчивое, длительное, творческое и экономичное функционирование и развитие индивида, других людей и окружающей природы в разнообразных жизненных средах.

Системные модели психологической гармонии личности

Рис. 1. Модель ЖС «личность»

Рис. 2. Трехкомпонентная модель внутреннего пространства личности

Таким образом, личность - феномен одновременно индивидуального, социального и духовного бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой. При этом следует отметить, что вопросы особенностей ценностно-смысловой сферы личности и ее влияния на гармоничность личности предметом психологического исследования до сих пор не являлись, и настоящее исследование нацелено на расширение психологических характеристик гармонии личности и выделение ее наиболее существенных особенностей.

Рецензенты:

Балыкин М.В., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск;

Синягина Н.Ю., д.псх.н., профессор, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи», г. Москва.

Работа поступила в редакцию 10.04.2015.

Библиографическая ссылка

Пазекова Г.Е., Пазеков Е.В. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-15. – С. 3399-3403;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37794 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Гармония личности - что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia «) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же «различных компонентов» она состоит, что в итоге составляет нашу личность, «органическое единое целое»?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация - общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация - романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация - творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями - всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо - это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: «Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать», «Все хорошо, только вот на работе проблемы» или «Все хорошо, только вот жена…» Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи - примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды. После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно. Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз. Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт - все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево». А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей. Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью. И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, - это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело - это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком. Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: «начальник», «умелец», «отец», «любовник». Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши «различные компоненты», слияние которых образует в нас то самое «органическое целое», называемое личностью. И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом. Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает - он отличный «начальник». И скорее всего, хороший «коллега» и «друг». Но его части «любовник», «отец» не проявляются. Приходя домой, он остается «начальником», «другом», но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену. Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная «мать». Однако зачастую и «подруга», и «любовница» - это не про нее. Я направленно не использую слова «муж» и «жена», так как вместо них я употребляю слова «любовник» и «любовница», подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова «муж» и «жена» в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие «отец» и «мать», а затем «дедушка» и «бабушка». Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков. Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе - это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть «художником» или «модельером». Возможно, он мог быть «ученым» или «музыкантом», но они про это забыли. Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми. Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным. В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части. Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций - это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те «роли», которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время - единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать. Поэтому, если даже вы определите все те «роли», которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши «роли» будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли. Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги.

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

УДК 316.664: 61

Пазекова Галина Евгеньевна

кандидат психологических наук Ульяновский государственный университет

fimeizhi@mail. ш

Еливанова Наталья Евгеньевна

Поволжская академия государственной службы (филиал в г. Ульяновске)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ*

Статья посвящена теоретическим аспектам психологии гармоничной личности и детерминант её внешнего и внутреннего благополучия с позиций целостного акмеологического подхода к проблеме здоровья. В статье рассматриваются научные подходы к содержанию понятия «гармония», раскрывается суть психологической гармонии личности.

Ключевые слова: гармония, психологическая гармония личности, гармонический тип личности, индикаторы психологической гармоничности: баланс, целостность, развитие, интегративная модель здоровья.

В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема здоровья, эффективности человеческой деятельности, актуализации и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом. По своей актуальности и значимости проблема здоровья считается одной из сложнейших проблем современной науки и не уступает таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды. Многочисленные исследования показывают, что в течение последних 10 лет наблюдается неуклонное ухудшение здоровья российской нации. Статистика свидетельствует, что 60-70% общей численности населения нуждается в реабилитации физического и психического состояния. Более половины работающих имеют рейтинг здоровья ниже трех по шестибалльной системе. Около 6,5 млн человек нуждаются в психиатрической помощи (включая наркологическую), из них почти 80% составляют больные алкоголизмом, умственной отсталостью, психотическими расстройствами. Все эти данные, приведенные в материалах научных медицинских и образовательных конференций и семинаров, говорят о том, что для здоровья нации необходима «единая политика здоровья» . Решение проблемы здоровья нуждается в новых подходах: нужны комплексные интердисциплинарные исследования, с помощью

которых можно было бы изучить важнейшие взаимосвязи между основными свойствами человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Методологической основой для данного представления является целостная (холистическая) модель здоровья . Мы рассматриваем здоровье как единство соматической, психической и духовной составляющих, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Но сам организм, который имеет такое целостное выражение, не изолирован, он находится в системе «человек - социум - вселенная», где действуют внутриличностные, социальные условия и экологические факторы. Все эти системы взаимосвязанно взаимодействуют между собой, и нарушение со стороны соматики влияет на психическую сферу, и, наоборот, психические измерения влияют на соматику, а изменения в социальной и экологической среде оказывают воздействие и на соматику, и на психику. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных и экзогенных факторов, которые взаимосвязаны, начиная еще задолго до рождения ребенка, и которые проявляются, существуют в течение всей его индивидуальной жизни, сохраняются до конца жизни, формируются в виде видовой памяти и передаются следующим поколениям (Н.Б. Бехтерева, Л.Н. Гондарева).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уровень здоровья зависит на

* Статья подготовлена в рамках проекта реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК № П2408 от 18.11.2009.

© Пазекова Г.Е., Еливанова Н.Е., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010!

50% от условий и образа жизни, на 20% - от экологических факторов, ещё на 20% - от генетических и только на 10% - от медицинских и других факторов . Перед научной психологией встает важная задача изучения детерминант эффективного и экологичного функционирования человека в области объективных результатов деятельности и внутреннего психологического благополучия (В.И. Моросанова, А. Ануашвили,

О.И. Мотков, О.А. Ольвинская и др.).

Актуальные проблемы современной психологии развития личности связаны с изучением гармонизации личности как детерминанты здоровья и определяются наличием объективных и субъективных противоречий, среди которых необходимо выделить противоречия между:

Все более возрастающими требованиями к формированию здоровой, творческой, активной, социально ответственной личности и её неготовностью или неумением обеспечить этот процесс;

Потребностью личности реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения;

Потребностью быть независимым, самостоятельным человеком и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации;

Потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы и неспособности разрешать внутренние и внешние конфликты, что неизбежно приводит к необходимости поиска путей управления саморазвитием личности и гармонизации личности, ее внешнего и внутреннего пространства.

Кроме того, актуальность изучения гармонии личности как исходного и желанного состояния обусловлена, во-первых, высокой социальнокультурной значимостью проблемы гармоничной личности в современном обществе; во-вторых, потребностью в понимании этого феномена, т.к. многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности; в-третьих, необходимостью научного анализа природы дисгармонии, который можно осуществить лишь в сопоставлении с гармонией.

Философскими предпосылками изучения гармоничности в современной отечественной психологии являются исследования в области соотношения внешнего и внутреннего, проводившиеся в рамках научных школ С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского.

В психологии предпринимались попытки описать гармонический тип личности. В западной психологии важные характеристики гармоничной (психически здоровой) личности можно найти прежде всего в гуманистической психологии у К. Роджерса, А. Маслоу и др., психологии К.Юн-га, телесно-ориентированной психологии В. Райха, онтопсихологии А. Менегетти, психосинтезе Р. Ассаджиоли, трансперсональной психологии С. Грофа, квантовой психологии РА. Уилсона и др.

В российской психологии личности описание гармонического типа личности и ее мотивационных отношений встречаются в работах Л.Н. Соб-чик, Э.М. Александровской, А.Б. Орлова и др.

В разработке методов оценки гармонии личности важную роль играют работы, связанные с самоактуализацией, самоменеджментом, саморазвитием, саморегуляцией (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Н.И. Козлов, Е.Б. Лисовская, В.И. Моросанова, Н.Ю. Синягина, В.И. Панов и др.).

Мы рассматриваем каждого человека как целостную высокоорганизованную систему, способную развиваться и саморегулироваться на физическом, эмоциональном, социальном и духовном уровнях, что подразумевает повышенную чувствительность к внутренним и внешним сигналам, адекватную их обработку, что дает возможность трезвой оценки ситуации и эффективных, осознанных действий и способности управлять своей жизнью в соответствии со своими истинными потребностями, идеалами и стремлениями.

В целом можно выделить следующие достаточно распространенные подходы к понятию гармония . В широком круге научных работ термин «гармония» чаще всего используется не как специфическое научное понятие, а метафорически, как оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром (например, «музыкальная гармония», «числовая гармония», «структурная гармония систем», «гармоничный образ жизни» и т.д.).

Гармония личности - это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их доста-

точно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адле-ровском смысле.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек - живой организм и субъект поведения, в психологическом - носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном - член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального. Личность - феномен одновременно индивидуального, и социального бытия. Рассмотрение вопросов основ личности предполагает и обсуждение вопросов гармонии личности. При этом следует отметить, что внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой. Многообразные связи личности с окружающим миром определяют интегративную структуру личности, ее внутренний мир. В свою очередь, сформировавшиеся устойчивые личностные качества регулируют объем и меру активности социальных контактов, образуя собственную среду развития. При этом наступает взаимообусловленность двух интегративных структур - самой личности и социального окружения. Жизнь создает меняющиеся условия, которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и перестройке или совершенствованию самого себя.

Таким образом, понятие гармонии, как понятие высокого уровня обобщенности, необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах - природной, предметной, социальной.

В психологическом плане гармонию личности можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости . Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть крепкой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Поэтому изучать гармонию личности можно и нужно в разных сферах жизни, поскольку, как мы уже говорили, бытие человека многомерно. Человек существует одновременно в разных средах, мирах - мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живая система), мире людей (как единица определенного общества). Существование в этом триединстве находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.

Следует отметить, наличие в психике человека непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие психологи -У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г. А. Мюррей, П.В. Симонов и др.

Психологическая гармония рассматривается нами как самоуправляемая система психологической организации и функционирования индивида, выражающаяся в оптимальной соразмерности, согласованности психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни.

С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней. Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку заняться созидательным трудом, гармонизовать окружающий мир, создавать бесконфликтную среду вокруг себя и людей - творить добро и реализоваться как человек. При таком подходе человек становится гармони-затором, источником жизни.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

В современную эпоху быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема использования и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом. Особенно актуальным становится вопрос о необходимости создания условий для самоактуализации, развития творческого потенциала, мотивации к личностному росту психологов, педагогов, воспитателей, врачей, социальных работников, в сферу профессиональной деятельности которых входит воспитание, обучение и оказание помощи другим людям. Для людей этих специальностей высокий уровень личностной зрелости, психическое здоровье и степень самоактуализации являются не только профессионально значимыми характеристиками, но и основными факторами, определяющими эффективность работы.

Гармоничность психологической организации личности определяется:

Сформированностью интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

Сбалансированностью (соразмерностью) развития интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

Интегрированностью (тесной взаимосвязью и внутренней согласованностью) интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности, происходящих в интра- и интерперсональных планах.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. - М., 2001. - C. 3-19.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2001. - C. 352.

3. Воробьева Т.М, Колядко С.П. Биоуправление: теория и практика. Новосибирск, 2008. - C. 202.

4. Розин В.М. Здоровье как философская и социальная - психологическая проблема // Мир психологии. - 2000. - №1. - С. 12-30.

5. Ольвинская Ю.Л. Возможности практической психологии в обеспечении развития потенциала личности и организаций в системе современного предпринимательства // Материалы научно-практической конференции «Особенности предпринимательства в переходной период экономики». - Мн., 2000. - С. 38-43.

6. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. ГС. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - C. 607.

7. Разработка стратегий по достижению здоровья для всех к 2010 году: руководящие принципы и общие вопросы. - Женева: Исполнительный комитет ВОЗ, 2000. - C. 265.

8. Братченко С.Л., МироноваМ.Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997. - C. 44.

9. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - 2008. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 366.

ВВЕДЕНИЕ

В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека.

Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.

Понятие гармонии личности

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia«) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гармония личности -- это также правильное соотношение между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония -- это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. В западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -- одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек -- живой организм и субъект поведения, в психологическом -- носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном -- член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии -- согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.

Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах -- природной, предметной, социальной.