Повесть о кожемяке краткое содержание. Никита Кожемяка — русская народная сказка. Отражение жизненных событий

Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях неоднократно обращался к теме Родины. А точнее, тема Родины была одной из ведущих тем творчества этого великого русского поэта. Патриотическая лирика занимала прочное место в сознании Лермонтова. По его мнению, отношение к Родине определяет положение и человека, и поэта. Поэт горячо любил Россию, ее атмосферу и обычаи. Но вот что удивительно. Лермонтов необычайно нежно отзывался о русской природе, о русских традициях и о простом русском народе. И в то же время он питал глубокую неприязнь к светскому обществу, его притворству и фальши. Лермонтов, продолжая развивать традиции Пушкина и Радищева, мечтает увидеть страну свободной и цветущей, без произвола и беззакония. А народ - сильным и могучим! Этим и объясняется некая двоякость его стихотворений, посвященных Отчизне. Так, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» он критикует действительность и эту «страну рабов, страну господ», в нем звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов. Ему, вольному человеку, трудно находиться под постоянным надзором властей. И поэт ненавидит эту безропотную и покорную Россию. В 1837 году Лермонтов пишет свое знаменито «Бородино». Это стихотворение - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Оно проникнуто гордостью за свой народ, за его силу и мужество:
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...
В этом стихотворении Лермонтов выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне.
Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта, своеобразным итогом многолетних раздумий является стихотворение «Родина». Тема стихотворения определена своим названием «Родина». Это уже не Россия в «голубых мундирах», покорная и зависимая. Это страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь «странной»:
Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверяя покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и русской природе, неповторимой и уникальной. Стихотворение воссоздает прекрасные пейзажи, зарисовки из жизни простого человека: «Разливы рек ее, подобные морям», «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «И на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез». Лирический герой Лермонтова счастлив видеть все это. Далее мысль поэта обращается к народу. Показывая жизнь деревни, деятельность простых людей Лермонтов более полно и многогранно раскрывает образ России.
И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.
Поэту, выросшему в деревне, близка и понятна жизнь крестьянина, дорого все, что с ним связано:
С отрадой многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, Срезными ставнями окно.
Лирический герой рад нам показать «полное гумно», признак крестьянского благополучия, какие-то простые предметы быта. Все это складывается в образ родного края, своей «малой родины». Перед читателем предстает народ в будни и праздники:
И в праздник, вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
Стихотворение вначале написано шестистопным и пятистопным ямбом, затем - четырехстопным. Разнообразна и рифмовка - чередующаяся, охватывающая и парная рифма. Лексика стихотворения от литературно-книжной («слава, купленная кровью») сменяется на простую разговорную речь («дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). Лермонтов выступает в «Родине» поэтом-реалистом. Это высоко оценил Добролюбов, который писал, что «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Поэт был выше предрассудков патриотизма и истинно понимал любовь к Отечеству. Это удивительное стихотворение «Родина» говорит о повороте в творчестве Лермонтова, о заинтересованности поэта социальными проблемами.
Другое замечательное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» продолжает тему любви к Отечеству. Именно родная природа способна дать истерзанной душе вдохновение, наполнить человека новыми силами:
Тогда смиряется души моей тревога. Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!...
Любовь к Родине не рождается вместе с человеком, она не заложена в генетическом смысле. Ее надо воспитывать и «взращивать» в себе. Но, наверное, как бы ни сложилась жизнь, каждому из нас будет не хватать своей Родины, своей «малой Родины». Не хватать русской природы, знакомых мест. И не обязательно подвергаться гонениям, чтобы это понять. Достаточно, просто оглянуться и повнимательней посмотреть на окружающие нас места, чтобы понять, что ты частичка этого мира. Тогда становится ясно, за что сражались наши прадеды и деды, весь русский народ на протяисении веков. Они сражались за свою историю, за свою нацию, за своих родных и близких, за потомков, за нас. За то, чтобы мы могли сейчас видеть все это, жить на своей Родине, беречь ее для следующих поколений.
  1. Век мятежных настроений
  2. Ученический период
  3. Зрелый период
  4. Заключение

Век мятежных настроений

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Он жил в эпоху крушения надежд и идеалов, духовной опустошённости и отсутствия веры в возможность улучшения ситуации. Его детство пришлось на время распространения идей декабризма, а юношеские годы – на подавление декабристских восстаний и запретов на подпольную деятельность. Будущий писатель воспитывался в свободолюбивой атмосфере, не признающей прагматизма. Поэтому подобные общественные события не могли не сказаться на мировосприятии и миропонимании поэта. Будучи человеком с глубоко лирическим складом сознания, Лермонтов живо переживал и реагировал на мятежи и последующие за ними казни участников декабристского движения. Тема Родины в лирике Лермонтова неоднократно звучит, как одна из ключевых тем декабристской идеологии.

Для начала нужно сказать, что в этот период меняется само понимание литературы, меняются её функции и общекультурное значение. Вплоть до начала XVIII века литературная жизнь была сосредоточена в церкви. Однако ближе к XVII веку начали появляться сатиры, высмеивающие церковные реалии, грехи отцов церкви, взяточничество и пьянство священников. Вследствие этого авторитет церкви падал. Соответственно, вместо церкви, утратившей власть и влияние, нужно было найти новый ориентир. Начиная с XVII века, русская литература постепенно брала на себя роль информатора о быте, религии, нравственных устоях и политических событиях. К XIX веку на фоне ухудшения общественной жизни, крепостного права и отсутствия личных свобод, духовная и культурная роль литературы значительно возросла, что повлекло за собой совершенно новое культурологическое явление – литературоцентризм. XIX век был веком национального подъёма, формирования самосознания народа. Появляются произведения, лирический герой которых устремлен к идеалу, он свободен и априори не может найти общий язык или же прийти к консенсусу с обществом или властью. Именно благодаря распространению в литературе идей гуманизма и сформировалась русская интеллигенция.

Этапы творчества М. Ю. Лермонтова

Ученический период

В литературоведении принято делить творчество писателя на два этапа. Тема родины в поэзии Лермонтова всегда была одной из главных тем, к которым писатель обращался в разные годы своей жизни. В стихотворениях Лермонтова, которые относятся к первому, так называемому ученическому периоду творчества, отчётливо виден культ декабризма, несмотря на то, что к 1828 году декабристское восстание было полностью подавлено. Неоднократно повторяются мотивы свободы и тираноборчества, борьбы с монархией и возможности нового бунта. Тема родины в творчестве Лермонтова «ученического» периода звучит иначе, чем у его предшественников (например, у А. Пушкина или у К. Рылеева). Лирический герой в произведениях этого времени решителен и бескомпромиссен. Он остро реагирует на несправедливость этого мира, отдаляясь от него и возвышаясь над действительностью. Это – типический романтический герой, характерный для западной литературы. В первом периоде творчества у Лермонтова преобладает романтическое начало. Повествование отражает авторские идеалы, лирический герой зачастую является Альтер-эго самого автора. Это многогранная, бесконечная и неисчерпаемая личность, стремящаяся к абсолютной свободе. Как говорилось ранее, лирический герой не может найти точек соприкосновения с окружающей действительностью, в том числе и со своей Родиной:

«Я пробегал страны России,
Как бедный странник меж людей;
Везде шипят коварства змии»
1829 г., «К Д…ву (Я пробегал страны России…)»

Интересно, что гражданская лирика в чистом виде у Лермонтова практически не встречается. Очень часто в произведениях открывается сложный синтез философского, гражданского и личностного начал. В гражданской лирике нашёл отражение протест против рабства и угнетения:

«Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Последний потомок отважных бойцов
Увядает среди чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной?..»
1831 г., «Желание (Зачем я не ворон степной?)»

В первых строках повторяется мотив свободы и стремления к ней. В финале этот мотив усиливается, выходит на новый уровень благодаря упоминанию родных земель. Получается, что лирическому герою Лермонтова чуждо не только общество с некими устоявшимися стандартами, но и сам менталитет. Примечательно: поэт использует слово «отчизна», а не «родина», это даёт основания полагать, что ему чужд и непонятен именно политический уклад государства.

Призыв бескомпромиссно следовать гражданскому долгу прослеживается в таких стихотворениях, как «Из Паткуля» ,1831.

«Напрасна врагов ядовитая злоба,
Рассудят нас бог и преданья людей;
Хоть розны судьбою, мы боремся оба
За счастье и славу отчизны своей».

И в стихотворении «Три ночи я провёл без сна»:

«Кровь собратий,
Кровь стариков, растоптанных детей -
Отяготела на душе моей,
И приступила к сердцу, и насильно
Заставила его расторгнуть узы
Свои, и в мщенье обратила все».

Зрелый период

В 1837 году, к 25-тилетию победы над французами в войне 1812 года, Лермонтов пишет «Бородино» - одно из наиболее известных нынешнему кругу читателей стихотворение. Именно с 1837 года начинается второй период творчества поэта. На зрелом этапе писательства Лермонтов несколько отходит от принципов романтизма, в его творчество проникают реалистические тенденции. Однако, при движении от романтической концепции к реалистической, наблюдается не замещение, а синтез, совмещение принципов двух литературных жанров. В «Бородино» впервые появляется не лирический герой, а рассказчик, который являлся участником событий. Это – обычный старый солдат, воевавший за свободу своей земли. Не военачальник или генерал, ведущий в бой армию, рефлексирующий и сомневающийся, одолеваемый сомнениями и тяжёлыми мыслями о том, что сражение может быть проиграно. «Бородино» написано с демократической, народной точки зрения. В стихотворении отчётливо прослеживается уравнивание «я» с «мы». Не «я» иду в бой, дожидаюсь картечи и иду на французов, а всеобъемлющее «мы», движущееся в едином порыве и с единой целью:

«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».

Тема Родины здесь сопряжена с темой Отчизны. Лермонтов не разделяет понятия государства и родного края, потому что в сознании простых бойцов они неразрывны. Солдаты готовы служить и умирать за родную землю просто лишь потому, что она для них родная. Они сражаются не с именами военачальников на устах, а с криками:

«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Одним из ключевых произведений в цикле о родине есть одноимённое стихотворение, написанное в 1841 году. Первые строки стихотворения стали крылатыми, именно они характеризуют отношение Лермонтова к родному краю:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Здесь дан цельный, единый, нерасчленённый образ крестьянской России. Тема родины и природы неразрывно связаны между собой. Автор вновь показывает, что его привлекает красота природы, духовное богатство народа, потрясающей красоты пейзажи, буквально дышащие размеренной жизнью и «преданиями старины». Здесь появляются описания бытовых реалий, тонкое изящество резных ставень и уют соломенных избушек. Поэт очарован буквально всем, что попадает в поле его зрения. Можно сказать, общий настрой произведения мечтательно-пасторальный, с негромкими нотками меланхолии.
Предположительно в 1841 году Лермонтов пишет ещё одно стихотворение – «Прощай, немытая Россия…». Оно противоположно по отношению к описанной ранее «Родине». Речь идёт о государстве с прогнившим изнутри политическим строем и народом, которого устраивает такое положение. Стихотворение состоит из двух четверостиший. Первое можно назвать обвинительным, во втором говорится о Кавказе.

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».

Очевидно, что за поэтической фигурой «стены Кавказа» скрываются горы. Кавказ, безусловно, оказал большое влияние на формирование Лермонтова как поэта и как личности, однако, стоит заметить: автор говорит о побеге, но не из одной страны в другую, а из государства в другой, свободный от условностей и схем, край. Как и в «Родине» тут звучат мотивы природы, в которой лирический герой стремится найти убежище.

Михаил Лермонтов является одним из известнейших поэтов России. Тема Родины в лирике Лермонтова постоянна, его наполнены любовью к ней, поэтому в школах часто задают писать на тему «Образ России в лирике Лермонтова».

Вконтакте

Патриотическая лирика

Михаил Юрьевич творил во времена, когда литературные интересы отошли на второй план – это время политических волнений , неудавшегося восстания декабристов, и вся страна бурлила недовольством. Сохранить чистоту взглядов было достаточно сложно в такой ситуации, и это не могло не отразиться на лирике поэта. Россия предстает в произведениях молодого военного с двух сторон:

  1. Единственной отчизной, которую он бесконечно любит, ее природную красоту и людей.
  2. Тираническим государством , которым управляет правительство, не заботящееся о своих людях.

Патриотическая лирика Лермонтова, стихи его зачастую одновременно сочетают ненависть с любовью к России. Это явственно читается во многих произведениях.

Любовь к отчизне отображается автором в стихах «Бородино», «Жалоба турка», «Два великана» – все они пронизаны рассуждениями об истории страны, о храбрости и отваге русских людей, восхищением ее геройским прошлым. Любить отчизну для Михаила Юрьевича означало сражаться за свободу , относиться с ненавистью к тем, кто угнетает народ и держит его в цепях.

Внимание! Гражданская лирика в чистом виде отсутствует у Лермонтова. Его произведения – это смешение философии, гражданского и личного взгляда автора.

Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.

Уже через год выходит из-под пера «В избушке позднею порой…», где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати .

В 1837 году публикуется «Бородино», в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.

В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:

  1. «Тучи», где он с горечью отмечает порабощение народа знатью , метафорично называя Россию грязной.
  2. «Родина», из которого становится понятно, что жесткие слова автора продиктованы его патриотизмом и нежеланием оставлять страну в нынешнем положении.

Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы…»

(«Бородино»)

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.»

(«Родина»)

Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы :

  • ранний – с 1828 по 1837;
  • поздний – с 1837 по 1841.

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период

В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью , живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.

Он и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом . Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.

«Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица , но олицетворяют собой весь народ.

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства , ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Анализ стихотворения «Родина»

Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.

Жанр

Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.

Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа , и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.

Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

Идея и структура

Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства :

  • возмущение господами и их к простым людям;
  • тоска по родине.

Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.

По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава» .

Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.

Образ России в лирике Лермонтова

Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.

«Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье…»

«..И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…

Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах.

Родина в стихотворении выглядит «страной рабов, страной господ». И образ ее многогранен: великая держава с многотомной историей , богатой природой, чей народ угнетен, а знать веселится и не замечает общий социальный упадок.

Анализ стиха «Родина»

Лирика Лермонтова в русской литературе

Вывод

Контрастный образ России в лирике Лермонтова виден в каждом произведении с патриотическими мотивами. Он рад покинуть страну с молчаливым народом и бездушным правительством, но в то же время он простодушно любит Отчизну и своих соотечественников.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М.Ю. Лермонтов

«Русская душа» Лермонтова сказалась, прежде всего, в высоком патриотизме его поэзии, в той неугасаемой тревоге за судьбы родины и народа, которой пронизана каждая его строка.
Всей силой души, ненавидя показной блеск и всяческую мишуру николаевской империи, Лермонтов с трепетной, сыновней любовью относится к героическим традициям народа, глубоко ценил и уважал родные преданья.

В творчестве Лермонтова даже интимная лирика приобретала прямое гражданственное значение. По Лермонтову, полнота счастья немыслима без сознания исполненного долга, и прежде всего долга перед народом, перед родиной.

М.Ю. Лермонтов уже в 15 лет задавался глубокими вопросами: «К чему глубокие познанья… талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?» На него он дал ответ чуть позже, в своем творчестве. На протяжении непродолжительного, но яркого пути поэт доказывал и показывал истинное признание поэта - в служении Родине. Его лира звучала и продолжает звучать для России в его стихотворениях.

Но темы его стихотворений, посвященных Родине, противоречивы.

В стихотворении «Отчизна» (именно так назвал в рукописи Лермонтов «Родину ») наиболее ярко проявляется эта двусторонность восприятия России. Поэт воспевает красоты русской природы, а также стремление к жизни простого народа, но это во второй части. В первой части он показывает жизнь светского общества, историю России. Здесь Лермонтов развивает идеи, вызванные в стихотворении «Бородино»:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни мнимой старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Поэт понимает значимость прошедшего, он принимает и не отрицает важность истории, но ничто не трогает его, оставляя равнодушным. Он показывает, что любить нужно не историю, обычаи, дошедшие из старины. Любить нужно саму Россию. Он раскрывает душу и показывает мир, который наиболее близок именно ему: крестьянскую, деревенскую Россию. Россию далекую от цивилизации, не затронутую гнилью светской жизни.

Внутреннее одиночество помогает ему видеть Родину с неизвестной для многих стороны. Он понимает, насколько сурова родная природа, но именно это он в ней и ценит, так как имена эта черта наиболее сближает родные края с поэтом. Он проводит параллель между собственной жизнью: вечными скитаниями, поиском родного тепла - и холодностью природы. Однако родное тепло для него не достижимо: где-то брезжит, но не приближается.

Любовь к простому и надежному складу деревенской жизни - во много результат усталости автора:

Проселочным путем люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

В стихотворении «Родина» поэт показывает нам только лучшую сторону жизни крестьян (праздник), но у Лермонтова мало таких произведений, где за маской веселья скрыта истинная жизнь.

И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Например, стихотворение «Прощай, немытая Россия » открывает неприятие Лермонтовым самодержавно-крепостнической России. Здесь жизнь крестьянства кажется нам угнетенной, рабской:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые, и ты, и преданный народ.

Поэт не хочет видеть угнетение народа, хочет скрыться, уехать на Кавказ. Но не уверен, что там он скроется от «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей».

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
И от всевидящего глаза,
И от всеслышащих ушей.

Полна, необычна и многогранна лирика Лермонтова. Каждая строка пронизана музыкой души автора. Несмотря на значимость поднимаемых тем, его стихи легки и красивы. И это истинное признание гения.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
М.Ю. Лермонтов