Практическая подготовка студентов. Современные проблемы науки и образования. Руководитель практики от предприятия обязан

1

В статье рассматриваются методологические аспекты организации междисциплинарного исследования проблемы практической подготовки студентов-бакалавров в условиях педвуза. Охарактеризованы основные направления решения данной проблемы в контексте повышения качества высшего педагогического образования. Анализируются условия, обусловливающие интеграцию различных методологических подходов в осмыслении динамики данной проблемы с позиций истории, теории и практики высшего педагогического образования. Представлена модель практической подготовки студентов-бакалавров педагогического вуза в контексте междисциплинарного подхода и ее основные компоненты. Акцентировано внимание на понятии практической подготовки, различных связях между компонентами практической подготовки и ее субъектами, динамике процесса практической подготовки студентов в вузе, использовании инновационных технологий в практической подготовке бакалавров. Рассматриваются виды деятельности педагога и обучающихся при реализации проектного подхода. Материалы статьи могут быть использованы педагогами, студентами-бакалаврами психолого-педагогических направлений педагогических вузов.

практическая подготовка

методология

междисциплинарное исследование

проектный подход.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2000. – 288 с.

2. Декина Е.В. Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС нового поколения / Е.В. Декина // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С.44-48.

3. Исаев Е.И. Психологическая антропология как составляющая педагогического образования / Е.И. Исаев // Антропологические перспективы психологического образования: сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Евгения Ивановича Исаева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2017. – 178 с. – С. 5-18.

4. Комптентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. – 261 с.

5. Кувырталова М.А. Методологические основы междисциплинарного исследования проблемы практической подготовки будущего учителя / М.А. Кувырталова, К.Ю. Брешковская // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании. Сборник материалов Всероссийской сетевой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию академика РАО В.В. Краевского. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. – С. 206-211.

6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента / А.Н. Леонтьев // Психология в вузе. – 2003. – № 1-2. – С. 232-241.

7. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.). Редактор-составитель А.А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 382 с.

8. Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 432 с.

Происходящие в обществе социальные, экономические, политические и кросс-культурные изменения актуализировали проблему подготовки специалистов, проявляющих социальную активность, инициативность, способных к самостоятельным действиям, индивидуализации и организации своей жизнедеятельности, основанному на ценностно-целевых установках современного образования. Данные процессы обусловливают такие тенденции развития отечественного образования, как непрерывность и фундаментальность, вариативность, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, что обеспечивает развитие требуемых качеств новой модели подготовки специалиста. Процессы познания и практического преобразования действительности, адаптация к новым социокультурным условиям формируют понимание целостности личности, способной к свободному творчеству и самораскрытию, развитию своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.

Постановка проблемы и цели исследования. Обучение будущих специалистов в условиях вуза предполагает необходимость разработки теоретико-методологических основ проблемы практической подготовки. Высшее учебное заведение можно рассматривать как пространство интенсивной социализации, социокультурного погружения будущего специалиста, интеллектуального, духовного, нравственного, гражданского роста студентов.

Методология. Методологической основой исследования являются:

На философском уровне: философская и психологическая теории деятельности, положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов);

На общенаучном уровне: работы, связанные с системным (И.В. Блауберг, А.Н. Аверьянов) и междисциплинарным (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.С. Безрукова, О.Д. Листунов) подходами;

На конкретно-научном уровне: антропологический (Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская); работы в области методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский).

Основное содержание. Учитывая, что методология педагогических исследований предполагает обоснование, прежде всего, научных подходов, методов и средств самой исследовательской деятельности в области педагогики , особенное значение имеют исследования, направленные на осмысление проблемы междисциплинарного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров с целью совершенствования его организации.

По мнению В.М. Полонского, А.А. Орлова, А.П. Тряпицыной, междисциплинарные исследования могут осуществляться в достаточно широком диапазоне - от выбора междисциплинарных подходов и адекватных им методов до построения междисциплинарных исследовательских программ . Психологические и педагогические исследования того или иного явления могут представлять проблемное поле для изучения других наук, целесообразность которых обусловлена характером самого психолого-педагогического знания как разновидности гуманитарной парадигмы .

Первая попытка комплексного междисциплинарного исследования принадлежит американскому психологу С. Холлу, который выдвинул идею о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих учёных - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Но принцип интеграции знаний, представленный в работах С. Холла, так и не был положен в основу целостного исследования.

Следующее системное обращение к попытке провести междисциплинарное комплексное исследование принадлежало отечественному психологу Б.Г. Ананьеву, который выстроил систему связей психологии с другими науками . Весьма значимыми были его утверждения о том, что современные науки (не только социальные), «поворачиваются» к проблемам человека, но именно психология должна занимать среди них ведущую позицию. Очень важно, чтобы психология имела особую предметность, которой, по мнению автора, может быть связь между предметами и объектами наук - междисциплинарное исследование, направленное на изучение человека.

Практическую подготовку студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности в контексте современной точки зрения можно рассматривать в качестве междисциплинарного предмета исследования при относительной его цельности, самостоятельности и замкнутости внутри границ объекта, представленного процессом подготовки психолого-педагогических кадров.

Анализ современных исследований в сфере философии, социологии образования, педагогики высшей школы, практического опыта педагогических вузов позволил выделить ряд основных методологических ориентиров, позволяющих рассмотреть общую концепцию подготовки студента к его будущей практической деятельности:

Соотнесение ценностно-целевых аспектов подготовки с формированием личностной и профессиональной готовности выпускников педвуза реализовывать основные функции по видам деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО;

Разработка и развитие содержательных и технологических аспектов, обеспечивающих студентов умением грамотно осуществлять психолого-педагогический процесс, исходя из особенностей и специфики направлений образовательных учреждений и ее субъектов;

Установку на непрерывность и преемственность в условиях многоуровневой организации образовательного процесса;

Достижение качества образовательных результатов и др.

Исходя из изложенной выше концепции практической подготовки студентов-бакалавров, представим ее основные компоненты, в качестве таковых могут выступать: понятие практической подготовки, ее целей и структуры; практическая подготовка как система и подсистема в образовательной среде вуза; различные связи между компонентами практической подготовки и ее субъектами; динамика процесса практической подготовки студентов в вузе; использование инновационных технологий в практической подготовке бакалавров.

Проведенный анализ позволяет констатировать многоаспектность трактовки понятия практической подготовки. Под практической подготовкой мы понимаем деятельность, направленную на углубление и систематизацию предметных знаний, на приобретение практических навыков в процессе прохождения различных видов практик, выполнения практических заданий, курсовых проектов и включение студентов во внеучебную деятельность. Такой подход представляется нам несколько расширенным, в отличие от другого подхода, который имел место в истории высшего педагогического образования и предполагал под практической подготовкой только участие студентов в различных видах практики.

Междисциплинарный подход позволяет выстроить целостное видение основных принципов практической подготовки, сформулированных исследователями в контексте философского, педагогического и психологического знания: связь теории и практики; последовательное и системное развитие профессиональных умений и навыков; непрерывности; самостоятельности и активности, ориентированных на освоение основных функций и видов будущей деятельности; ответственности за результаты практической деятельности; рефлексии и профессионального саморазвития и самообразования др.

Не менее важным является вопрос о целях и задачах практической подготовки студентов-бакалавров, которые нуждаются в уточнении. Если в основу целеполагания положить личностный, деятельностный и системный подходы, то и формулировка целей практической подготовки студентов будет включать соответствующие компоненты, представленные в системе горизонтальных и вертикальных (по видам практик) связей. Также необходимо учитывать иерархичность целей и задач, принимая во внимание точку зрения психолога А.Н. Леонтьева на задачу, как цель, данную в конкретной ситуации. Если учитывать, что основной целью профессиональной подготовки студентов в педвузе является становление психолого-педагогической направленности их личности, готовности к работе в социально-образовательной среде, то общими задачами практической подготовки могут стать: становление ценностного отношения к избранной профессии, учащимся в ходе ознакомления с реальной образовательной средой; развитие педагогического мышления посредством решения педагогических задач, возникающих в образовательно-воспитательном процессе; формирование основных умений и навыков в соответствующих видах практической психолого-педагогической деятельности; развитие профессионально-личностных качеств, становление субъектности на основе рефлексии результатов практической деятельности, формирования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Практическая подготовка обучающегося обусловлена потребностью обеспечения высокой эффективности обучения, воспитания и развития личности и индивидуальности студента посредством внедрения инновационных форм и методов организации их образовательной деятельности, позволяющей проектировать и самостоятельно решать профессиональные задачи.

В рамках практического компонента осуществляется интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, развитие инновационных форм участия студентов в индивидуальных, групповых и коллективных формах НИР, развитие системы научного руководства и наставничества научно-исследовательской работой студентов с привлечением ведущих ученых-исследователей. Научно-исследовательская деятельность способствует формированию профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. Включение студентов в научно-исследовательскую работу целесообразно начинать с первого курса. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «первокурсник вступает в вузовскую жизнь с ожиданием чего-то нового и если в дальнейшем мотивы его учебной деятельности не сдвигаются на содержание науки, то он может утратить свой первоначальный энтузиазм и овладение знаниями может превратиться для него только в средство для получения диплома» . На протяжении первого-второго курсов студентов знакомят с основами и элементами научных исследований психолого-педагогического направления, развивают навыки самостоятельной работы, профессиональные качества. Участие в проблемной группе на первом курсе позволяет определить сферу научных интересов, повысить уверенность студентов в своих способностях, развить профессиональную направленность. На втором-третьем курсе студенты включаются непосредственно в научно-исследовательскую работу, работая по индивидуальным научным темам, представляя результаты исследований на студенческих научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. На третьем-четвертом курсах важна практическая работа на экспериментальной площадке, разработка проектов, грантов, участие в исследовательской работе по заказу определенной организации . Для более эффективной практической подготовки студентов в вузах функционируют студенческие научные общества. На протяжении обучения студент может принять участие в следующих индивидуальных, групповых и коллективных формах научно-исследовательской работы: предметные кружки и проблемные группы, семинары, конференции, «круглые столы», фестивали, форумы, олимпиады, выставки, конкурсы проектов и др.

Для углубления и систематизации практической подготовки важно, чтобы студент делал предметом усвоения содержание предстоящих видов деятельности. Волонтерская деятельность, стажировка, практика на базе психологической службы вуза, конкурс проектов способствуют введению студентов в сложности профессиональной ситуации, «погружая» их для пробы себя в будущей профессиональной деятельности.

Формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда осуществляется в процессе прохождения различных видов практик: учебной и производственной, позволяющих приобрести профессиональные умения и навыки с использованием междисциплинарного подхода, раскрывающего содержательные и организационные аспекты деятельности студентов по освоению средств изучения, понимания, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий развития и образования детей и молодежи.

Данная ситуация обусловливает возможность междисциплинарного характера научных исследований процесса практической подготовки обучающихся с учетом различных направлений, уровней методологического знания и социально-возрастных особенностей студенческого периода жизни. С точки зрения психологии период обучения в вузе открывает ступень индивидуализации и совпадает с кризисом юности . Слободчиков В.И. отмечает, что центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени .

Особое внимание в контексте современного образования уделяется владению образовательными технологиями, такими как: информационно-коммуникационные - модульное и контекстное обучение, вебинар, видеоконференция, проблемно-развивающее обучение; проектировочные - мозговой штурм, case-stady, моделирование профессиональной деятельности, выбор оптимальных вариантов; организационно-деятельностные - деловые и ролевые игры; тренинги, мастер-классы, творческие задания и др.; рефлексивно-оценочные - дискуссия, «круглый стол», фокус-группа и др.

Методология проектирования актуальна не только в науке, но и в практической подготовке студентов-бакалавров. Поэтому современная сфера образования актуализирует проектное обучение, позволяющее создавать потребностное будущее, которое помогает прогнозировать его результаты, основанные на интеграции разных знаний, умений и навыков. Потенциал проектной деятельности позволяет реализовать инновационное содержания образования, развитие индивидуальности студентов, их профессионально важных качеств, практическую отработку и реализацию полученных знаний и умений, модели будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Анализ представленных методологических подходов к проблеме практической подготовки студентов-бакалавров в педвузе позволяет рассматривать её в структуре следующих составляющих:

Понятие практической подготовки, ее целей и структуры, которая может рассматриваться как система и подсистема в образовательной среде вуза;

Различные связи между компонентами практической подготовки и ее субъектами, что позволяет осуществлять интеграцию учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, развитие инновационных форм их взаимодействия;

Динамика процесса практической подготовки студентов в вузе, заключающаяся в прохождении обучающимися различного вида и типа практик, позволяющих приобрести профессиональные умения и навыки по освоению средств изучения, понимания, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий развития и образования детей и молодежи на основе междисциплинарного подхода;

Использование инновационных технологий в практической подготовке бакалавров: информационно-коммуникационные; организационно-деятельностные; рефлексивно-оценочные и др.

Заключение. Практическая подготовка студентов-бакалавров в педвузе в контексте междисциплинарного подхода, на наш взгляд, углубляет понимание студентов специфики своей будущей профессиональной деятельности, особенностей работы в учреждениях образования. Поэтому особую роль в успешности практической подготовки будущих специалистов играет комплекс профессиональных и творческих заданий, которые в зависимости от ступени обучения с разной полнотой отражают структуру будущей профессиональной деятельности. В процессе практической подготовки именно навыки исследования, формируемые в процессе реального изучения объекта и профессиональных ситуаций будущих специалистов, служат важнейшим этапом на пути становления профессионала-практика. Погруженность в ситуацию действительности учреждений образования наряду с осмысленными попытками применения и углубления теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе, полученным заданиям различных видов и типов практик на основе междисциплинарного подхода, обеспечивает эффективность переноса теоретических знаний в практикоориентированную деятельность будущего специалиста. Профессиональная подготовка обучающихся с учетом различных направлений, уровней методологического знания, социально-возрастных особенностей студенческого периода жизни может стать проблемным полем междисциплинарного исследования различных аспектов практической подготовки студентов-бакалавров.

Библиографическая ссылка

Брешковская К.Ю., Декина Е.В., Кувырталова М.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПЕДВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27163 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Практическое обучение студентов как фактор подготовки профессиональных молодых кадров

«Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика»

Томас Фуллер

Проблема подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях относится к числу весьма актуальных. Особенно остро она встала с началом постперестроечного процесса, появлением современных технологий, широким применением средств вычислительной техники. Современному хозяйству потребовались такие кадры, которые способны решать новые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях. В системе профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, приспосабливаемости и адаптируемости к новым условиям.

12 февраля 2015 года на заседании Правительства РФ, посвященного совершенствованию системы среднего профессионального образования Д.А.Медведев озвучил основную цель совершенствования системы СПО так: «создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики».

Среди комплекса мер, который разработало Минобрнауки, одним из трех стратегических направлений обозначено: «сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования».

Здесь речь идет, прежде всего, о том, чтобы студенты совмещали теоретическую подготовку в колледже с практическим обучением на предприятии. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения – это так называемая дуальная система образования.

С этим есть пока проблемы.

Ситуация современного рынка требует новых методов работы образовательных организаций и работодателей. Работодатели, как потенциальные заказчики, должны активно включаться в процесс формирования государственного заказа, определения профессиональных компетенций, участвовать в профессиональной подготовке студента. В данный момент времени в профессиональных образовательных организациях Тюменской области активно внедряются элементы дуального обучения. Действует Центр непрерывного аграрного образования. Начиная с обучения школьников в агроклассах и заканчивая обучением в колледже или ВУЗе.

Учеба в агроклассе – это первый этап аграрного образования, задачи которого заключаются не только в выработке набора жизненно необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе, к осознанному выбору профессий агропромышленного комплекса, ведению собственного бизнеса.

Одной из важнейших составляющих процесса обучения является практика: учебная, проводимая, как правило, в лабораториях колледжа, а также производственная – вне стен образовательной организации. К числу основных задач практики мы относим не только закрепление и развитие знаний и умений студентов, но и развитие общих и формирование профессиональных компетенций, заложенных ФГОС, приобретение навыков осуществления трудовых функций, упоминаемых в соответствующих профессиональных стандартах.

Системный подход к организации практического обучения в нашем случае заключается в следующем:

Теория и практика увязываются между собой таким образом, что без усвоения знаний, полученных на занятиях, практически невозможно качественно выполнить практическую работу, и, параллельно, весьма сложно осознать и запомнить весь выдаваемый на занятиях и приобретаемый в ходе выполнения самостоятельной работы теоретический материал, если не закрепить его на практических занятиях;

Чтобы на самом высоком уровне справиться с поставленными во время прохождения практики задачами, необходимо использовать знания и умения не только по междисциплинарным курсам, входящим в конкретный профессиональный модуль, но и по предшествующим по учебному плану дисциплинам общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического, а также математического и общего естественнонаучного циклов, например, частые затруднения у студентов, пренебрегающих изучением норм русского языка, вызывают задания, связанные с корректным составлением текстов документов и даже отчетной документации по итогам практики;

Изучение конкретного профессионального модуля завершается, как правило, учебной и производственной практиками, а затем – квалификационным экзаменом. От результатов практик напрямую будет зависеть успешность сдачи квалификационного экзамена;

По завершении производственной практики работодатель составляет характеристику на студента, выдает заключение и заполняется аттестационный лист, тем самым, по сути, осуществляет независимую экспертизу профессионального уровня будущего специалиста, и только после этого студент защищает свой отчет по практике и получает за нее итоговую оценку;

У колледжа есть ряд организаций – социальных партнеров, представители которых приглашаются в качестве руководителей комиссий на квалификационные экзамены. Благодаря таким партнерским связям работодатели получают возможность познакомиться с будущими специалистами, оценить их уровень подготовки, профессиональные качества и в дальнейшем пригласить понравившихся студентов на последующие практики, а выпускников – на работу, вместе с тем обучающиеся, соответственно, получают возможность трудоустроиться по специальности.

Таким образом, практическое обучение в колледже является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов, так как оно:

Повышает эффективность обучения, а значит и снижает в дальнейшем материальные затраты на переобучение, ликвидацию пробелов в знаниях, умениях;

Делает специалиста психологически адаптированным к работе в коллективе;

Позволяет соблюдать баланс между наполнением образовательных программ и современными требованиями рынка труда.

В соответствии с «Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы» предусмотрено последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в субъектах Российской Федерации.

Цель дуального обучения - обеспечение качества профессиональной подготовки рабочих кадров для базовых отраслей производства в условиях развития социального партнерства.

При реализации дуального обучения большое внимание уделяется прохождению производственной практики, в связи с этим возникает необходимость более тесного сотрудничества с работодателями.

Нами были проведены переговоры с работодателями района с/х направления в результате были заключены договора о дуальном обучении с пятью предприятиями: ИП Бобров, ИП Девятьяров, ООО «Турай», ООО «ПК «Молоко», ИП ГКФХ Шармазанов.

С 5 мая группа по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» находится на прохождении производственной практики.

В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего мы получаем возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на встречах, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности. Такие встречи помогают осознать потребности как учебной организации со стороны предприятий и организаций, так и учесть требования работодателей при подготовке специалиста. Без конструктивного диалога невозможно определить направления совершенствования профессионального образования.

В колледже постоянно проводится оценка степени готовности студентов к профессиональной деятельности, по результатам анкетирования социальных партнеров. Из полученных ответов наставники определяют работу студентов как успешную и дают положительную оценку качества профессиональной готовности своих практикантов. Они отмечают такие качества студентов как компетентность, достаточный уровень профессиональной подготовки, активность и заинтересованность в работе, дисциплинированность и исполнительность. Анализ полученных характеристик после прохождения производственных практик позволяет проследить динамику профессиональной компетенции студентов колледжа. Такой подход повышает профессиональный уровень выпускника и сокращает время и затраты предприятия на адаптацию молодого специалиста.

В настоящее время проблема трудоустройства выпускников колледжа достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату и видеть перспективу карьерного роста.

Работать по своей специальности – это залог профессионализма.

Полученные знания являются стартовой площадкой для дальнейшего профессионального роста выпускников. Некоторые студенты устраиваются на предприятия, где проходили производственную практику. Все специальности, по которым ведется обучение в нашем колледже, перспективные и, несмотря на, сегодняшний кризис, хочется верить, что наши выпускники станут востребованными специалистами, профессионалами своего дела.

ВВЕДЕНИЕ

Практическая работа студентов, осуществляемая во время учебной и производственной практик, является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Она обеспечивает связь теоретического обучения с инженерной производственной деятельностью.

Практическая подготовка способствует развитию у студентов умений и навыков, регламентированных квалификационной характеристикой инженера - электромеханика по специальности 140610 – Электрооборудование и электроснабжение организаций, предприятий и учреждений, и проводится по сквозной программе, охватывающей все виды практик.

Каждая практика представляет собой этап непрерывной подготовки молодого специалиста. Задачи каждого этапа преследуют конкретные цели и, в то же время, обеспечивают преемственность практик, образуя единую систему подготовки специалистов.

На основе непрерывной практической подготовки достигается основная цель практик - закрепление и расширение знаний, полученных студентами в процессе обучения в институте, путем глубокого изучения работы предприятий (организаций), овладения передовыми методами труда и управления, профессиональными навыками, приобретения опыта организаторской и воспитательной работы в производственном коллективе.

При разработке данной программы использованы Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 140610 – Электрооборудование и электроснабжение организаций, предприятий и учреждений , СТП 053-2.04-92 КубГТУ - Производственная практика. Порядок организации и контроль , Сквозная программа и методические указания по практике для студентов всех формы обучения специальности 1813 - Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства .

Организация и руководство практической подготовкой студентов

В соответствии с учебным планом специальности 140610 – Электрооборудование и электроснабжение организаций, предприятий и учреждений (протокол ученого Совета КубГТУ № 3 от 31.06.96) предусматриваются практики, указанные в таблице 1.



Таблица 1- Практика студентов специальности 140610

Для руководства каждой практикой назначаются руководители от кафедры и предприятия (организации), где студент проходит практику.

Руководитель практики от кафедры обязан:

1. За два месяца до начала практики подготовить и сдать в деканат проект приказа о направлении студентов на практику, подписанный заведующим кафедрой.

2. За неделю до начала практики обеспечить проведение организационных мероприятий, в том числе, инструктаж о порядке прохождения практики, а также по обеспечению безопасности жизнедеятельности на данном предприятии. Познакомить каждого студента со сквозной программой (перед ознакомительной практикой), выдать дневник практики, индивидуальное задание с методическими указаниями, утвержденное заведующим кафедрой, и направление на практику. Проконтролировать в деканате получение студентами, отъезжающими в другие города, командировочных удостоверений.

3. В период прохождения практики совместно с руководителем от предприятия организовать ознакомительную экскурсию по предприятию, учебные занятия (лекции, семинары), групповые и индивидуальные консультации, студенческие бригады для выполнения сложных производственных заданий, экскурсии на родственные предприятия, руководство научно-исследовательской работой студентов. Контролировать участие студентов в общественной работе коллектива, проверять создание на предприятиях нормальных условий труда и быта студентов, и проведение со студентами инструктажей по организации жизнедеятельности на данном предприятии.

4. По окончании практики проверить наличие всех документов по практике, полноту, правильность и качество выполнения заданий, организовать студенческую конференцию по результатам практики, принять участие в работе комиссии по защите отчетов.

Администрация предприятий обязана:

1. Обеспечить и провести практику в соответствии с заключенным с институтом договором и настоящей программой.

2. Предоставить студентам места для работы, обеспечивающие эффективность практики, создать необходимые условия для приобретения студентами знаний и практических навыков, предоставить возможность пользоваться литературой, технической и другой документацией, оказывать помощь студентам в подборе исходных данных и материалов для выполнения задания на практику.

3.Обеспечивать и контролировать соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, налагать взыскания на студентов, поощрять их и сообщать об этом ректору института.

4.Проводить обязательный (вводный и на рабочем месте) инструктаж по организации безопасности жизнедеятельности с оформлением необходимой документации, обучением студентов безопасным методам работы; нести полную ответственность за несчастные случаи, которые могут произойти со студентами во время практики.

Руководитель практики от предприятия обязан:

1. Составить календарный график прохождения практики и организовать прохождение практики в строгом соответствии с графиком.

2. Обеспечить качественной проведение инструктажей по организации безопасности жизнедеятельности на данном предприятии.

3. Осуществлять постоянный контроль над производственной деятельностью студентов; помогать им правильно выполнять задания на данном рабочем месте; ознакомить с передовыми методами труда; консультировать по производственным вопросам; обучать безопасным методам труда; вовлекать студентов в научно-исследовательскую, рационализаторскую и общественную работу на предприятии; организовывать занятия и консультации с ведущими работниками предприятия по научно-техническим, социально-экономическим и правовым вопросам, проводить экскурсии внутри предприятия.

4. Контролировать соблюдение студентами производственной дисциплины, сообщать в институт обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и морально-этических норм.

5. Контролировать заполнение дневников и подготовку отчетов студентами, составлять производственные характеристики, содержащие данные о выполнении задания на практику, об отношении студента к работе, его участии в общественной жизни.

Студент-практикант обязан:

За неделю до отбытия на практику:

1.2. Выяснить точно место и сроки практики.

1.3. Сдать в библиотеку литературу, полученную на очередной семестр.

1.4. Получить на кафедре программу практики, направление на практику (письмо директору или гл. инженеру).

1.5. Приготовить 2 фотокарточки размером 3x4 на пропуск.

1.6. Явиться на собрание по практике, проводимое кафедрой,

1.7. Получить индивидуальные задания по практике.

2.Прибыв на предприятие, студенту необходимо:

2.1. Получить пропуск на предприятие.

2.2. Явиться к руководителю практики от предприятия, ознакомить его с программой и индивидуальным заданием, уточнить план и задание применительно к данному предприятию, выяснить порядок пользования документацией, технической литературой, спецодеждой и пр.

2.3. Не позднее следующего дня по прибытию студент обязан приступить к работе. Допуск к работе осуществляется после проведения обязательных инструктажей по организации безопасности жизнедеятельности: вводного и на рабочем месте с оформлением установленной документации и приказа по предприятию.

3. В период практики студент обязан:

3.1. Полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики.

3.2. Подчиняться действующим на предприятии (учреждении, организации) правилам внутреннего трудового распорядка.

3.3 Строго соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и производственной санитарии. По возможности, сдать экзамен на квалификационную группу по организации безопасности жизнедеятельности и получить удостоверение.

3.4. Участвовать в научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работе предприятия или по заданию кафедры.

3.5 Активно участвовать в общественной жизни коллектива предприятия.

3.6. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

3.7. Готовить эскизы, зарисовки, диаграммы, технологические карты, таблицы, описания и другие материал для составления технического отчета. Технический отчет составляется в период всей практики.

3.8. Обо всех нарушениях хода практики студент обязан ставить в известность руководителей практики от предприятия и института.

4. По завершению практики студенту необходимо:

4.1. Все полученные на месте практики материалы, приборы, чертежи и пр. своевременно возвратить по принадлежности. Сдать пропуск в отдел кадров.

4.2. Представить руководителю практики от предприятия письменный отчет о выполнении всех заданий.

4.3. Получить у руководителя практики от предприятия характеристику и оценку проделанной работы на практике, отчет (с оценкой).

4.4 3ащитить отчет перед комиссией под председательством руководителя практики от института с выставлением окончательной оценки по практике. В случае отсутствия руководителя практики от института отчет защищается перед руководителем практики от предприятия. Студенту обязательно выставляется предварительная оценка за практику. Окончательная оценка выставляется после защиты отчета на кафедре.

5. Возвратившись с практики в институт, студент в течение пяти дней обязан:

5.1. Сдать на кафедру отчет на проверку, руководителю
практики от кафедры.

5.2. Защитить отчет по практике (если он не был защищен на предприятии).

5.3. Выступить с докладом на студенческой конференции по результатам практики.

5.4. Старшему группы сдать на кафедру программы практики.


Практическое обучение - это составной элемент подготовки учащихся техникумов по одной из профессий конкретной отрасли народного хозяйства, где рассматривается содержание профессиональных знаний, умений и навыков, методы и формы организации работы, направленные на формирование системы практических умений и навыков.
Практическое обучение способствует закреплению и углублению теоретических знаний, приобретенных учащимися в ходе изучения предметов общеобразовательного, общетехнического и специального циклов.
Практическое обучение - одно из средств соединения обучения с производительным трудом учащихся по приобретаемой профессии. «Профессия» - понятие довольно древнее.
Различные профессии появлялись в результате общественного разделения труда. С развитием науки и техники содержание труда по различным профессиям постоянно изменяется. Изменяются и сами профессии.
В связи с этим претерпевает изменение и содержание практического обучения учащихся по соответствующим специальностям и профес-сиям.
В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании подчеркивается, что «практика учащихся средних специальных учебных заведений является "составной частью учебно-воспитательного процесса, в результате которой учащиеся получают навыки
работы в качестве специалистов, а по техническим и сельскохозяйственным специальностям, кроме того,- квалификацию по одной из рабочих профессий» 1.
Специалист, в какой бы области он ни работал, должен быть хорошо теоретически подготовленным, знать экономические основы развития. социалистического производства, уметь применять полученные знания на практике, владеть профессиональными навыками. Специалисты средней квалификации являются непосредственными организаторами технологического процесса производства. Они должны уметь постоянно со-вершенствовать его.
С этой целью учебными планами средних специальных учебных заведений предусмотрено использование около 40 процентов учебного времени на практическое обучение.
Практические работы учащихся могут быть самыми разными. Общим для них должно быть то, что на каждой из них формируются измерительные, вычислительные, графические и технологические умения и навыки, характерные для конкретной специальности. Такие умения и навыки формируются и в процессе решения задач, разборки и сборки различного оборудования, составления технологических карт, различной производственной документации, выполнения монтажных, эксплуатационных работ и т. д.
Лабораторные работы предусматриваются учебным планом в том случае, когда главной дидактической задачей является формирование у учащихся умений наблюдать, воспроизводить то, что известно уже из урока, или выполнять работы в исследовательском плане. Если же в такие работы, кроме опыта и ученического эксперимента, включены также работы по монтажу, выполнению различного рода измерений, разборочно-сборочные и подобные им, то их называют лабораторно- практическими работами. Лабораторно-практические работы получили наибольшее распространение в учебной работе техникума. Здесь учащиеся ознакамливаются с различными техническими устройствами, измерительной и вычислительной аппаратурой, инструментами, овладевают способами работы с ними. Таким образом, лабораторно-практические работы обеспечивают первый (начальный) этап формирования умений и навыков по приобретаемой специальности.
По некоторым специальностям отдельно выделяется время на курсовое проектирование, дидактической ценностью которого является формирование специальных умений у учащихся применять знания по нескольким учебным предметам в конкретных практических ситуациях, умений мысленно, а также на бумаге в действующей модели представлять конечный продукт труда.
Формирование профессиональных умений и навыков происходит в процессе различных видов практического обучения, а именно: учебно^, производственной технологической и производственной преддипломной практики.
1 О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР, с. 69.
Практическое обучение следует рассматривать как важнейшее средство подготовки всесторонне развитых людей, в"результате которого происходит органическое соединение обучения с производительным трудом учащихся, их физическое и умственное развитие, формирование мировоззрения, нравственное и эстетическое воспитание.
От специалиста среднего звена требуются многосторонние профессиональные знания и умения. В условиях научно-технической революции, с одной стороны, повышаются требования к умственному развитию запятых в производстве людей, с другой - повышаются требования к умению применять знания в различных производственных ситуациях с целью получения более высокого качества результата труда. Происходит усиление роли умственного труда, роли знаний и повышении культуры труда. При этом физический труд приобретает все более творческий характер, что находит свое проявление в разработках рационализаторских предложений, техническом творчестве, постановке опытов учащимися,
В процессе практического обучения учащиеся принимают непосредственное участие в сфере материального производства и тем самым являются участниками развития производительных сил. Они ощущают * то, от чего зависит рост производительности труда.
Теоретическое и практическое обучение учащихся обеспечивает участие их одновременно в умственном и физическом труде.
Умственный труд в отрыве от физического, как известно, ведет к одностороннему развитию способностей и, таким образом, ограничивает возможности всестороннего развития учащихся.
К. Маркс писал: «Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд»
Физический труд сопряжен с затратой мускульной энергии, умственный - с затратой энергии нервной системы. Поэтому умственный труд должен чередоваться с физическим, улучшающим кровообращение, укрепляющим мышечную систему, повышающим умственную работоспособность.
Физический труд лежит в основе овладения специальными умениями и навыками, в результате приобретения которых у учащихся появляется возможность принимать участие в создании материальных благ для пользы общества, что является моральным стимулом к труду. /
В результате физического труда обеспечивается более конкретное проявление взаимодействия человека" с природой, познания и преобра- вования ее, порождается новая умственная деятельность. Человек будущего должен сочетать в себе высокий уровень интеллекта, моральную чистоту и физическое совершенство. Эта идея лежит в основе всего процесса обучения.
Поэтому в практическом обучении немаловажное значение приобретает формирование отношения учащегося к труду, понимания им сущ-ности различных производственных показателей работы, трудовой
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 516.
дисциплины» инициативы. На основе такого понимания у учащихся будет появляться удовлетворенность работой по приобретаемой специаль-ности. Отсюда и должна развиваться тенденция превращения труда в первую жизненную потребность.
Отношение к труду, формирующееся в процессе практического обучения, может проявляться как жизненная необходимость и как внутренняя потребность человека.
Само содержание труда должно заключать в себе творческие возможности и условия для проявления инициативы. При этом и материальное стимулирование будет способствовать формированию у учащихся положительного отношения к труду как к первой жизненной потребности.
Содержание труда и правильно использованные формы и"методы практического обучения должны быть направлены также на физическое развитие учащихся, повышение общей работоспособности и выносливости организма.
Чередование физического и умственного труда благоприятно влияет на умственную работу учащихся.
Длительный умственный труд учащихся, не чередующийся с физическим, вызывает охранительное торможение как защитную реакцию от переутомления и истощения. Смена умственного труда физическим приводит в возбуждение другие, ранее не работавшие участки коры головного мозга, и обеспечивает отдых работавшим. Так создаются лучшие условия для умственного развития учащихся.
Если содержание практического обучения, формы и методы его вызывают сильные эмоциональные импульсы (интерес, творчество, активность), то создаются (по И. П. Павлову) благоприятные условия для выработки новых временных связей.
В процессе практического обучения происходит тренировка различных анализаторов, их развитие. В труде учащиеся «познают» материалы, предметы, инструменты, механизмы. У них должны развиваться различные ощущения (кинестетические, зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, световые), а также двигательный анализатор, этот «...в высшей степени тонкий внутренний анализатор» который, как утверждал И. П. Павлов, «сигнализирует центральной системе каждый момент движения, положение и напряжение всех частей, уча-ствующих в движении» 2.
Таким образом, в практическом обучении может быть достигнуто всестороннее развитие учащихся при условии последовательного осуществления совместной деятельности рук, органов речи и мозга.
В труде совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Достаточно учащемуся вы-полнить несколько раз те или иные практические движения, как он начинает анализировать свойства и качество материала, с которым ра-
1 Павлов И. П. Полное собрание сочинений в 6-ти томах, "т. 3, кн. I, 176. "Там же.
¦
ботает, различные звуки работающих механизмов (исправных и неисправных), состояние предмета труда, положение рук, свою позу, распределение усилий и т. д.
Наконец, труд учащихся в Процессе практического обучения является критерием истинности знаний, проверки их качества и количества. Такой труд способствует более осмысленному изучению теоретической части учебных предметов, углублению и расширению знаний.
Взаимосвязь практического и теоретического обучения учащихся со- . здает предпосылку для выработки у них способности быстро ориентироваться и различных производственных условиях, применять полученные знания на практике, использовать профессиональные умения и навыки. Все это способствует быстрому освоению смежных и более современных профессий.
Трудовая деятельность учашихся в процессе практического обучения направлена также на формирование убеждений, то есть выполнение воспитательных функции.
В процессе общественно полезного труда с применением современной техники у учащихся укрепляются материалистические представления о мире, убеждения о путях повышения производительности труда, о темпах построения материально-технической базы коммунизма.
Создание материальных ценностей учащимися в процессе практического обучения способствует пониманию ими доли своего участия в общенародном деле строительства коммунизма.
При выполнении всех видов практики учащиеся, благодаря коллек-тивному производительному труду, включаются в новые общественные отношения. У них развивается чувство коллективизма.
Важным условием успеха практического обучения является посиль- ность труда для учащихся. Однако это должна быть не игра в труд» а настоящий общественно полезный труд, организованный с учетом возраста и других особенностей учащейся молодежи.
Результаты практического обучения должны оцениваться преподавателями, Оценки обычно выставляются по пятибалльной системе за каждый вид практики. При этом большое воспитательное значение имеет гласность и аргументация каждой оценки, так как это оказывает положительное влияние на последующую работу учащихся. С этой целью используются различного рода экраны успеваемости по отдельным видам работ и др.
В процессе практического обучения организуется проведение социалистического соревнования между учащимися и ученическими коллективами за достижение лучших результатов в труде, более высокие показатели всех видов работы в период практики.
Очень важно в процессе практического обучения учащихся научить их преодолевать трудности, переживать радость и удовлетворение от хорошо слаженной, дружной, коллективной работы, от четких движе-ний и положительных результатов труда.
Современный труд все больше освобождает человека от мышечных напряжений и усиливает его умственные действия, поэтому приобретают
большую актуальнссть исследования различных аспектов процесса труда - физиологического, психологического, морально-этического.
В данной главе мы рассмотрим ту сторону проблемы, которая касается методики обучения учащихся трудовой деятельности на основе научной организации учебного труда. В этом вопросе важно научиться анализировать причины недостатков в трудовой деятельности учащихся, находить пути их устранения, использовать правильное чередование труда и отдыха, лежащего в основе ритмичности трудового процесса.
Конечным результатом научной организации трудовой деятельности учащихся должны быть выработка умений правильно использовать знания и распределять усилия, а также высокий уровень навыков и в итоге повышение производительности труда. Умения видеть изменение произ-водительности труда в зависимости от изменения условий организации трудовой деятельности прежде всего от правильной постановки практического обучения формируются в процессе производственной преддипломной практики учащихся. Здесь они изучают и анализируют предметы труда, орудия и продукты труда, организацию выполнения отдельных приемов, трудовых операций. Если в процессе производственной технологической практики учащиеся овладевают методами выполнения отдельных производственных процессов, операций, приемов и т. п., то в процессе производственной преддипломной практики они основное внимание уделяют таким вопросам, как организация доставки мате-риалов на рабочие места, обеспеченность необходимым оборудованием и инструментом, своевременность ремонта оборудования, обеспеченность необходимой производственной документацией, правильность распределения работающих по рабочим местам и т. п.
В результате практического обучения учащиеся приобретают определенную производственную квалификацию, в основе которой лежат умения организовывать технологический процесс, точно рассчитывать расстановку людей, оборудования, инструментов, материалов, техники на каждом рабочем месте, а также умения правильно использовать индивидуальные особенности каждого работающего.
Для достижения поставленных целей необходимо не только знание содержания, форм и методов, используемых преподавателями и мастерами в процессе практического обучения, но и глубокое, всестороннее знание преподавателями психофизиологических условий, характеризующих трудовую деятельность учащихся.
Одной из главных задач практического обучения является формирование профессиональных способностей у учащихся, то есть качеств человека, которые являются основой успешного осуществления определенного вида деятельности. Различают специальные способности, формирующиеся в процессе практического обучения, К таким способностям относят наблюдательность, творческое воображение, быстроту и точность двигательных реакций и др.
Тесная связь умственного и физического труда учащихся в процессе практического обучения, их общение с производственными коллективами, передовиками и. новаторами способствует успешному развитию профессиональных способностей учащихся.
Психологической основой формирования профессиональных способ- постен являются сенсорные (чувствительные) навыки (вкусовые, звуковые, осязательные), возникающие в результате комбинации двигательных и кожных ощущений. Так, например, техник-электрик по звуку может определить, находится ли проводник под током, по запаху он может определить состояние изоляции проводников при нагреве и т, д.
В трудовой деятельности вырабатывается устойчивая избирательная направленность восприятий. Степень этой устойчивости находится в прямой зависимости от уровня квалификации, специалиста. Чем выше избирательная направленность восприятий, тем выше квалификация.
Формировать избирательную направленность восприятий - одна из важных задач практического обучения.
Избирательная направленность восприятий включает много различ-ных сторон, например, восприятие пространственных свойств предметов (формы поля, детали, установки, величины, расположения и направления в пространстве), восприятием времени, восприятие д в и ж е к и й, формируемых на основе наблюдательности, любознатель-ности и т. д.
В практическом обучении важной задачей является постоянное совершенствование" профессионального внимания (со-средоточенность (концентрация), активность, распределение, переключение, устойчивость).
Эти элементы внимания наблюдаются в процессе обучения учащихся по всем специальностям.
Формирование профессиональных умений зависит от того, насколько быстро могут воспроизводить учащиеся воспринятые трудовые пред- ч ставлення, понятия, узнавать в наблюдаемом известное, приобретенное Б результате личного практического опыта, самостоятельно и творчески выполнять необходимые трудовые операции.
В то же время трудовая деятельность учащихся тогда правильно организована, когда она положительно влияет на совершенствование мышления. Именно то, что в процессе труда учащийся может проверить правильность, истинность знаний, способствует развитию мышления.
Содержание практического обучения составляет совокупность производственных и трудовых процессов, характеризующих производственную деятельность специалиста среднего звена.
Чтобы стать хорошим организатором производства, способным ра-ботать самостоятельно и своим руководством обеспечить высокопроизводительный труд работников, будущий специалист должен овладеть производственными умениями и навыками по соответствующей рабочей профессии, экономическими знаниями в конкретной отрасли производства.
В процессе подготовки учащихся по конкретным специальностям необходимо формировать у них профессиональные качества, то есть такие свойства личности, которые составляют основу успеш- кого овладения профессиональными умениями и навыками (глазомер, тонкость осязания, слух, быстрота реакции, пространственное воображение И др-).
К профессиональным качествам относятся профессиональные умения, то есть способность человека сознательно выполнять трудовые процессы, операции, приемы, действия на основе имеющихся у Него знаний с соблюдением определенных требований.
Профессиональные умения могут находиться на разных уровнях со-вершенства. При высоком уровне им присущи не только самостоятельность, легкость выполнения трудовых действий, процессов, операций, приемов, но и такие свойства, как скорость, точность, гибкость, стойкость, прочность.
Под гибкостью понимают рациональное выполнение трудовых действий в различных производственных условиях.
Стойкость - это сохранение точности и темпа трудового действия независимо от побочных влияний.
Прочность - это способность сохранять умения на протяжений ка- кого-то времени, когда они практически не применяются.
Завершающим элементом профессиональных качеств является профессиональный навык - это подготовленность к автоматизированному выполнению действий, которые характеризуются высокой степенью освоения.
Формирование навыков представляет собой сложный процесс закрепления и совершенствования умения (см. главу VIII).
практическом обучении приобретение новых навыков основано на выработке определенной системы условных рефлексов. Учащийся получает от мастера словесное указание, инструкцию, запоминает ее и выполняет в процессе практической деятельности. Здесь восприятие зрением того, что делается, представляет собой рефлекс, который под-крепляется связанным словом мастера о том, «правильно» или «неправильно» выполняется действие.
Подкрепляющее действие слова основывается на авторитете мастера, показывающего правильные приемы труда.
Но подкрепления только словом в практическом обучении недостаточно. Здесь необходимо, чтобы учащийся сам осознал правильность и полезность достигнутого в труде результата.
В процессе подробного объяснения задач практического обучения у учащихся формируются представления о будущей профессии,-о необходимости повышения своей квалификации.
Так, в практическом обучении, например, токарному делу у учащихся вырабатывается определенная система условно-рефлекторных действий (взятие заготовки, помещение заготовки в патрон, зажим заготовки в патрон и т. п.). Одни из этих рефлексов выражаются в действиях, а другие- в прекращении действий.
Рефлексы, связанные с прекращением действий, называют отрицательными условными рефлексами.
Систему положительных и отрицательных условных рефлексов И, П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Таким образом, всякая профессия с точки зрения физиологии представляет собой хорошо сложившиеся, закрепленные и непрерывно совершенствующиеся динамические стереотипы.
Хорошо поставленное практическое обучение предполагает формирование у учащихся правильного динамического стереотипа, который непрерывно совершенствуется. Стереотип помогает учащемуся соблюдать во всем определенный порядок, не делать лишних движений, экономить Время.
Однако освоение новых машин, станков, новых трудовых процессов сиязано с изменением, переделкой сложившихся ранее стереотипов. Это требует большого нервного напряжения. Поэтому переделку дина-мического стереотипа следует производить осторожно, контролируя изменение физиологических функций учащегося.
Когда преподаватель (мастер, инструктор) объясняет, показывает, как выполнить то или иное действие, операцию, трудовой процесс, он не только сообщает знания, но и возбуждает определенные физиологиче-ские процессы, от успешного протекания которых зависит усвоение знаний и превращение их в умения и навыки.
Каждая серия нервных импульсов при выполнении конкретного движения получает условно-рефлекторное подкрепление в результате разнообразных раздражителей (зрительных, слуховых, осязательных и др.), сигнализирующих правильное (то есть достигающее поставленной цели) выполнение заданного движения.
Б этом случае качество выполнения движения зависит от того, насколько развита у учащегося мышечная чувствительность, которая проявляется в способности человека точно (даже с закрытыми глазами) определять положение тела, вес предметов, соразмерять свои усилия и Т, д.
Мышечная чувствительность передает импульсы в двигательный анализатор коры больших полушарий головного мозга и сигнализирует об отклонениях от заданного рисунка движения.
Признаком правильно выполненного движения является возможно малая затрата времени, меньший расход энергии мышц по сравнению с другими, меньшее возбуждение нервной системы, а следовательно, и меньшая утомляемость организма, умение концентрировать усилия.
Эти умения достигаются путем систематического упражнения и ха-рактеризуют высокую квалификацию работающего.
Важное значение в практическом обучении имеет рабочая поза учащегося, положение тела в пространстве во время работы - «стоя* к «сидя».
Поза «стоя» требует на 10 процентов большей затраты энергии, чем поза «сидя». Но поза «стоя» позволяет лучше перераспределять усилия в различных рабочих движениях, хотя и вызывает ббльшую утомляемость. Положительно сказывается на результаты труда чередование позы, умение работающего выбрать удобную позу.