Преимущества и недостатки беседы. Метод беседы в психологии. Этапы проведения беседы

Который предполага-ет получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих лю-дей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в уста-новлении личного контакта с объектом исследования, возможности полу-чить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию от-ветов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полу-ченную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизирован-ным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополни-тельные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследовате-лем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глу-бокой информации.

Практика психолого-педагогических исследований выработала определенные пра-вила применения метода беседы :

Беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исс-ледуемой проблемой;

Формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

Подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей рес-пондентов давать на них развернутые ответы;

Избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъек-тивное состояние собеседника;

Вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

Не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

Выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволяют ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник, как форму регистрации результатов исследования, лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации - магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа, применение названных средств не рекомендуется.


В настоящее время в научной литературе уделяется явно недостаточ-ное внимание анализу данного метода исследования. В то же время признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами. Форма беседы, как ника-кого другого метода, должна быть подвижной, динамичной. В одном случае цель беседы - получение той или иной важной информации - может скры-ваться, так как этим достигается большая достоверность данных.

В дру-гом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с по-мощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реак-цию участников беседы (типа “строит из себя умника”). Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную информацию исследователь получит при пози-ции типа: “Вы знаете много, помогите нам”. Подобную позицию подкрепля-ют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности.

Вызвать че-ловека на откровенность и выслушать его - большое искусство. Естест-венно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обра-щаться с полученной информацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких записей.

В беседе исследователь общается со специалистом. В процессе этого общения формируются определенные отношения двух личностей друг к дру-гу. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих, их как личностей. B большинстве случаев исследова-тель стремится к сближению в общении с личностью респондента. Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо “свер-нуть”, вновь прийти к определенной дистанции в общении.

Например, иногда тот или иной респондент, уловив искреннюю заинтересованность исследователя (а заинтересованность в большинстве случаев психологически расценивается как внутреннее согласие с тем, что говорит ему опрашиваемый), начинает навязывать свою, как правило, субъективную точку зрения, стремится устранить дистанцию в общении и т.д. В этой ситуации идти на дальней-шее сближение неразумно, так как завершение беседы полной гармонией в общении, пусть даже чисто внешней, может привести к негативным пос-ледствиям.

Поэтому психологически целесообразно исследователю беседу с подобными людьми заканчивать воз-ведением определенной дистанции, несогласием с чем-либо. Это обезопасит его от чрезмерной негативной реакции собеседника в будущем. Создать эти тонкие грани общения - настоящее искусство, которое должно базиро-ваться на знании исследователем психологии людей.

В результате изучения данной главы студенты будут:

знать

  • сущность и виды беседы как метода научного психологического исследования, ее возможности и ограничения;
  • соотношение методов наблюдения и беседы, преимущества беседы как научного метода;
  • основные этапы и принципы организации беседы как научного метода в психологии;

уметь

  • разрабатывать программу беседы;
  • определять общую стратегию и тактику ведения беседы с целью сбора новых научных данных в психологии;

владеть

Навыками ведения и анализа протокола беседы.

Общая характеристика и виды беседы (интервью) в психологическом исследовании

Беседа является одним из основных научных методов в социальных пауках вообще и психологии в частности. В общем виде беседу можно определить как метод сбора данных, а также как метод воздействия, основанный на использовании вербальной коммуникации. Беседа применяется во всех без исключения сферах деятельности психолога: в психотерапии и психокоррекции, в психодиагностике, в исследовательской деятельности и т.д.

В настоящей главе мы рассмотрим беседу только как инструмент проведения психологических исследований, оставляя за рамками обсуждения особенности ее применения в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Важным отличием здесь является то, что в психотерапевтической работе одной из главных целей использования беседы является воздействие на собеседника, приводящее в результате к изменению последнего. В исследовательской же деятельности беседа рассматривается исключительно как способ получения данных, не подразумевающий осуществление воздействия.

Метод беседы является весьма многоаспектным и реализуется с помощью большого количества различных способов. Данный метод используется для получения как качественных, так и количественных данных, в зависимости от чего применяется как при изучении единичных случаев или маленьких выборок, так и при исследовании большого количества испытуемых. Кроме того, беседа принимает разные формы в зависимости от того, как, кто и когда задает вопросы, как получает на них ответы и какие именно вопросы задаются.

В общем виде исследовательские методы, которые могут быть рассмотрены как модификации метода беседы, можно разделить на два основных тина - интервью (от англ, interview) и опросы (в англоязычной литературе используется термин survey). Это деление обусловлено типом данных, которые получаются в результате их применения, и особенностями построения исследования.

Опросы обычно используются для проведения исследований на больших выборках испытуемых и нацелены на сбор преимущественно количественной информации. Опросы могут проводиться при помощи личного или телефонного интервью, а также письменно в форме заочных опросов или анкетирования (когда респонденту необходимо письменно ответить на сформулированные заранее вопросы, а непосредственное взаимодействие исследователя и респондента не подразумевается). При проведении опросов на больших выборках межличностное взаимодействие между исследователем и респондентом играет не такую существенную роль, при этом большое внимание уделяется унификации процедуры проведения опроса для всех респондентов.

В психологии предпочтение отдается скорее методам качественного интервью, в то время как опросы являются основным инструментарием других социальных наук (социология, политология и т.п.), хотя также применяются и в социально-психологических исследованиях. В зависимости от специфики изучаемой проблемы, а также целей и задач исследования, предпочтение может отдаваться различным типам беседы.

В центре внимания данной главы находится именно качественное личное интервью, и в дальнейшем мы будем здесь использовать термины "беседа" и "интервью" как синонимы. Хотя общие идеи, связанные с особенностями построения интервью, изложенные здесь, в основном применимы и в отношении проведения опросов, для них существуют также некоторые особенности, которые не будут обсуждаться в этом пособии. Для их

изучения отсылаем вас к соответствующей литературе например, к работам М. В. Мельниковой , Г. М. Бреслава , В. А. Ядова и др.

Итак, мы будем рассматривать беседу как диалог между людьми, позволяющий одному человеку выяснить психологические особенности, мнения, автобиографические сведения и т.п. другого человека на основании обмена вербальными сообщениями.

Использование метода беседы позволяет получить огромное количество разнообразной информации, которая часто не может быть получена посредством использования других методов. Там, где наблюдение и эксперимент могут предоставить лишь косвенные сведения об интересующей исследователя проблематике, беседа может оказаться наиболее непосредственным способом получения данных: вы просто спрашиваете у человека обо всем, что вас интересует. Беседа особенно незаменима в тех случаях, когда другие методы не могут быть применены в принципе. Например, если вы интересуетесь содержанием сновидений или субъективными состояниями человека, которые не находят отражения в его поведении, вы не сможете использовать для этого никакой другой исследовательский подход.

Беседа - единственный метод, который позволяет напрямую получить информацию о мыслях, мнениях, предпочтениях и точке зрения респондента, а также такую феноменологическую информацию, как его представление о себе и воспринимаемой им окружающей действительности. Беседа удобна для проведения мысленных экспериментов , когда вы предлагаете испытуемому смоделировать какую-то ситуацию и выясняете, как он действовал бы и чувствовал себя при этом. Таким образом, беседа является универсальным методом исследования с очень широким кругом применения.

Учитывая все преимущества и недостатки этого метода, необходимо четко понимать, в каких ситуациях его следует, а в каких не следует использовать, а также в каких случаях полученным с его помощью данным можно доверять, а в каких нельзя.

В силу своей высокой неспецифичности метод беседы, как и метод наблюдения, может использоваться на разных этапах исследовательского процесса и в разных качествах:

  • может применяться для проведения первичного исследования какой- либо проблематики, которое поможет в целом понять, как следует подходить в дальнейшем к ее изучению (ознакомительные интервью);
  • может являться основным и единственным методом исследования (когда вся информация, собранная в исследовании, основана только на проведении интервью);
  • обычно он, наряду с наблюдением, используется как составная часть для проведения полевых исследований (когда изучаются, например, особенности каких-либо социальных групп);
  • может также применяться в качестве способа измерения зависимой переменной при проведении экспериментов.

Кроме того, беседы проводятся на первом этапе конструирования психодиагностических опросников. Они также используются при проведении постэкспериментальных опросов, позволяющих прояснить мысли и чувства, возникшие у испытуемых в процессе эксперимента, и выяснить возможные догадки о проверяемых в эксперименте гипотезах.

Применение метода беседы, несмотря на его универсальность, в некоторых случаях может быть неоправданным. Например, когда предполагается в сжатые сроки изучить большое количество испытуемых либо если более надежные данные могут быть получены при помощи других методов (например, наблюдения). Не рекомендуется также проводить беседу, когда существуют подозрения, что информация, получаемая от респондентов, может быть преднамеренно или непреднамеренно ими искажена, а также если испытуемые по определению не могут дать самоотчет об интересующих исследователя вопросах (например, при исследовании детей, людей с психопатологией или т.п.).

Проведение беседы может на первый взгляд казаться очень похожим на обычный разговор, однако в действительности интервью отличается от разговора по ряду важных параметров.

В первую очередь, с точки зрения наличия цели. В обычном разговоре цель, как правило, не эксплицируется в явном виде, о пей можно догадаться по ходу общения, иногда же разговоры вообще могут не иметь цели более конкретной, чем "осуществление коммуникации". По ходу разговора может быть затронут широчайший круг тем, при этом темы могут рождаться и появляться в процессе разговора. Темы для разговора обычно заранее не планируются и не модерируются в процессе общения. При проведении же интервью цель продумана и сформулирована заранее и в явном виде объявлена респонденту. В общем виде, цель проведения интервью заключается в получении информации от респондента. Темы, информация по которым интересует опрашивающего, также формулируются заранее.

В интервью, в отличие от разговора, между участниками более четко распределены роли. В исследовательском интервью опрашивающий занимает более активную позицию, именно он задает вопросы и управляет ходом беседы. Интервьюируемый должен отвечать на вопросы, а задавать их может лишь по специальному приглашению опрашивающего (например, часто это предлагается делать в конце интервью). В обычном же разговоре оба участника могут задавать вопросы, отвечать на них, менять темы общения. При проведении беседы респондент говорит гораздо больше, чем интервьюер, в то время как в обычном разговоре это четко не регламентируется.

В отношении того, как строится само общение, беседа также сильно отличается от простого разговора. Так, обычно в простом разговоре используются очень короткие ответы, а весь разговор строится на основании известных всем его участникам имплицитных знаний, которые не проговариваются в явном виде. В то же время в интервью, наоборот, ответы должны быть как можно более развернутыми, и вся подразумеваемая информация должна высказываться эксплицитно, чтобы она действительно могла быть понята и проанализирована другими людьми.

Кроме того, в разговоре обычно не присутствует повторов: тема, обсужденная в какой-то момент, дальше уже не проговаривается дополнительно. В интервью же повторы используются как специальные приемы проверки надежности ответов, искренности респондента, а также выяснения дополнительной информации. Часто один и тот же по содержанию вопрос может формулироваться различными способами и задаваться в разных частях интервью, и это может приводить к обнаружению нелогичности в ответах респондента либо к выяснению новой, не высказанной ранее информации.

  • Мельникова М. В. Метод опроса // Экспериментальная психология: практикум / под ред. В. С. Смирнова, Т. В. Корниловой. М.: Аспект Пресс. 2002. С. 331-343.
  • См.: Бреслав Г. М. Основы психологического исследования.
  • См.: Ядов В. Л. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.

Метод беседы

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Метод беседы -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед психолог может пользоваться диктофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный апппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъктивно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации. Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ. Психологи не являются исключением. Во времена Радищева "беседа" интерпретировалась бы как "чтение". Если принять соответствующие условности, то у М.Фасмера находим:"...Беседа "разговор, поучение"... (М.Фасмер,М.,1986, с.160). Рефлексивное слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, т.е. отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия. Решение вопроса: соответствует ли твоя модель того, что хочет от тебя говорящий, тому, что этой модели ты ставишь в соответствие, видимо, можно считать рефлексивным слушанием.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

v Терапевтическая беседа

v Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

v Автобиографическая беседа

v Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

v Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

v Телефонная беседа

Обычно беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг -- собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Существуют два важных аспекта, связанных с этим умением. Во-первых, каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают нас. Можно смело утверждать, что качество отношений между людьми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.

Однако существуют некоторые обстоятельства, мешающие внимательно выслушивать. Часто то, что говорит клиент, не соответствует установке консультанта, и он слушает невнимательно. Широко распространена манера, нередко и в консультировании, когда мы не столько слушаем собеседника, сколько реагируем на его сообщения, в мыслях заранее сформулировав реплики, ответы, вопросы и т.п. Это только видимость слушания. Одним из последствий социального обучения является избегание излишней информации о другом человеке, что иногда побуждает консультанта сопротивляться рассказу клиента о глубоко личных делах, а результат такого сопротивления -- опять же невнимательное слушание. Порой рассказываемые клиентом события или затронутые темы вызывают неприятные чувства: тревогу, напряжение. Консультант, стремясь избежать неприятного состояния, может не услышать в повествовании некоторые важные подробности. Трудности выслушивания вызывают и клиенты, которые непрестанно жалуются на свои проблемы, особенно на соматические симптомы (например, психосоматические пациенты).

Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Если консультант внимателен, клиент, "заменяет точку в конце предложения запятой, и то, что казалось концом раскрытия, становится прелюдией к более глубокому откровению".

В любом случае правильное выслушивание -- это активный процесс. Он, охватывает "все виды ощущений плюс интуиция, отражение и эмпатия". Имеется в виду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными они ни были. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными "ключами" к пониманию проблем клиента. Но не следует цепляться за них, поскольку часть возникших ассоциаций и идей позднее не подтверждается и отбрасывается. Не нужно делиться с клиентом своими ассоциациями, потому что они могут быть абсолютно ошибочными. Ассоциации скорее -- это руководство к дальнейшему выслушиванию, задаванию вопросов, поощрению клиента к "исследованию" новых областей субъективного мира. Активное слушание такого рода помогает увязывать отдельные фрагменты повествования клиента, вследствие чего и реализуется главная задача консультирования -- понимание клиента.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Из истории метода беседы. Беседа - один из опросных методов исследования личности в психологии. Психологи различ­ных школ и направлений широко используют ее в своих исследо­ваниях. Среди них - Ж. Пиаже и представители его школы, гумани­стические психологи, основоположники и последователи «глубин­ной» психологии .

Историческое прошлое беседы следует искать в диалогах Сократа и софистов, где формы беседы были связаны с различны­ми позициями, которые предписывалось занимать участникам, и целями, которые беседа могла преследовать. Главной целью со­фистического диалога является беседа как таковая; задача спраши­вающего - заставить отвечающего противоречить самому себе, а задача отвечающего - любой ценой избежать этой ловушки. Глав­ная цель в беседе Сократа - поиск и нахождение истины, сущности вещей. Задача отвечающего состояла в том, чтобы, отталкиваясь от интуитивного представления о каком-либо качестве, добродетели, дать его словесное определение как понятия. Задача спрашиваю­щего заключалась в том, чтобы навести собеседника на путь рас­крытия тех понятий, которыми владеет определяющий, но на­столько смутно, что не в состоянии дать им точное определение .

Создание научной психологии в середине 19 века началось с разработки методов исследования, на основе которых можно бы­ло бы построить научную теорию: эксперимент, сравнительный метод, а также методы опроса, к числу которых относиться анкета и беседа (интервьюирование). Источником этих методов была па­раллельно развивающаяся социология и практика массовых опро­сов населения. В это время очень широко в психологическом ис­следовании стала применяться анкета. Ф. Гальтон одним из первых применил ее для изучения умственных способностей и условий развития ученых; несколько позже А. Бине разработал анкету для исследования интеллекта детей; С. Холл активно пользовался ан­кетным методом в рамках генетической психологии. В настоящее время метод беседы получил признание и широкое распростране­ние благодаря Карлу Роджерсу, предложившему «клиентцентрированный» подход в терапии. В рамках этого подхода наи­более полно рассматриваются условия успешной терапевтической беседы .

Психологическая характеристика беседы. Беседа - ме­тод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, моти­вация и т.д.), и на последнем этапе - в форме постэксперименталь­ного интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Примене­ние этого метода имеет возрастные ограничения. Связаны они с особенностями возраста детей: до определенного возраста ребенок не всегда может дать словесный отчет о своих переживаниях, чув­ствах, объяснить свои предпочтения и действия. Способность к внеситуативно-личностному общению со взрослым проявляется у ребенка лишь к середине дошкольного возраста; в ходе беседы ис­пытуемый может сознательно или неосознанно искажать истинную информацию, в связи с чем возрастает значение невербальных средств общения, интерпретация которых предъявляет дополни­тельные требования к квалификации исследователя, его мастерству и профессионалбной зрелости .

Объектом беседы является человек; предметом могут стать самые различные психические явления, отношения и стороны жизни человека. В зависимости от конкретных целей в качестве предмета беседы могут выступать:

Индивидуально-психологические свойства личности (особен­ности познавательной сферы; способностей; характера);

Особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности);

Система социальных отношений личности;

Самосознание (Я-концепция, самооценка, самоотношение);

Смысловая сфера личности (ценности, смыслы, экзистенциаль­ные проблемы) и т.д.

Общая направленность беседы зависит от целей и задач конкретного исследования. Беседа может выступать в роли диагно­стического инструмента, основная функция которого - получение как можно более богатой, полной, верной по содержанию инфор­мации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. В этом случае данный метод является средством вер­бализации, осмысления, осознания, трансформации индивидуаль­ного опыта, ее основная функция - помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста.

Типы беседы. Одним из основных критериев отнесения беседы к определенному типу являются особенности предвари­тельно подготовленного плана (программы и стратегии) и характер стандартизации беседы, т.е. тактика. Под программой и стратеги­ей подразумевают составленный психологом в соответствии с це­лями и задачами беседы набор смысловых тем и последователь­ность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т. е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы .

Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а практически свободная беседа -отсутствие заранее сформулированной программы и наличие ини­циативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Помимо представленных типов, существуют следующие основные типы беседы (см. табл. 1).

Некоторые исследователи в рамках метода беседы выде­ляют клиническую беседу. Термин «клиническая беседа» закрепил­ся за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его соз­нания и подсознания. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Особое место клинической беседе в своей работе отводила Б.В. Зейгарник . Клиническую беседу можно рассматривать в ши­роком смысле слова, потому что «это не беседа врача, это беседа экспериментатора-психолога с психически больным, с соматиче­ски больным, с человеком, заболевшим и находящимся в стацио­наре или приходящим в диспансер». «Беседа не проводится вооб­ще. Беседа проводится всегда на основании многих индикаторов, условий, параметров, которые вы получили от врача, с которым вы беседовали, из истории болезни. Но это не означает, что беседа должна касаться самих симптомов болезни, самой болезни... Бесе­да должна проводиться в зависимости от тех проблем, которые стоят перед практическим патопсихологом ... Характер наших во­просов, нашей беседы, должны зависеть от того, как больной отно­сится ко всей ситуации беседы. Вошел ли он угрюмый или весе­лый, или с открытой душой».

Таблица 1. Психологические характеристики типов беседы

Тип беседы

Основные признаки и возможность использова­ния

Достоинства

Недос­татки

Стандартизованная

Жесткие программа, стратегия и тактика. Применяют вi том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит частич­ный характер.

Дают возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более с гибкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничи­вать непреднамерен­ное воздействие на испытуемого.

Представляются не вполне естественной проце­дурой, сковывает не­посредст­венность и вызывает к действию защитные механизмы.

Частич­но стан­дартизо­ванная

Жесткие программа и стра­тегия, тактика значительно более свободная. Применя­ют в том случае, если пси­хологом уже установлено сотрудничество с собесед­ником, исследуемая про­блема относительно не­сложна и носит частичный характер.

Свобод­ная

Программа и стратегия за­ранее не определены, либо определены только в основ­ных чертах, тактика совер­шенно свободная. Применя­ется психологом в случае достаточно длительного общения с собеседником, возможно применение в

психотерапевтическом про­цессе.

Ориентирована на конкретного собесед­ника. Позволяет полу­чать множество дан­ных не только пря­мым, но и косвенным образом, поддержи­вать контакт с собе­седником, отличается сильным психотера­певтическим содержа­нием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Характеризуется высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту.

Ограниче­ния в при­менении, касающие­ся профес­сиональной зрелости и компетент­ности психолога.

Необходимо учесть и отношение к данному эксперимента­тору (возраст, профессиональная зрелость и компетентность пси­холога). «Клиническая беседа не может быть схематична, нельзя построить схему этой беседы. Можно построить схему негативно: вы не должны спрашивать больного о симптомах, вы не должны повторять вопросы врача, вы не должны спрашивать, как он оце­нивает свое лечение. Есть некоторые вещи, которых не надо ка­саться. А положительные инварианты беседы вытекают из того, с чем больной пришел и, главное, для какой задачи он пришел; и еще: для того, чтобы выяснить, кто перед вами сидит, вы должны выяснить особенности его личности до болезни... Нельзя подхо­дить к беседе с абстрактными мерками. Надо подумать, кто перед вами сидит, с чем он сидит, для чего... Беседа экспериментатора с больным не ограничивается только беседой в собственном смысле слова, она продолжается и дальше в ходе эксперимента... Психо­лог похож на психоаналитика без трактовки идей... Вы сами долж­ны подготовиться к своей беседе, к своему поведению во время эксперимента... Беседа во время эксперимента - это всегда деятельностное общение, причем обязательно вербальное, с использо­ванием мимики, жеста... Коротко подытожим, - нет схемы в бесе­де с больным. Есть схема проведения эксперимента» (Из выступ­ления Б. В. Зейгарник на факультете психологии Московского госу­дарственного университета М.В. Ломоносова в 1986 году) .

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

Требования, предъявляемые к беседе.

Исследователь должен иметь перед собой четкую и конкрет­ную цель беседы, но эта цель не должна быть известна испы­туемому.

Исследователь должен подготовить программу беседы и под­робную разработку ее тактики (системы и типов вопросов), во­просы, составленные исследователем должны соответствовать целям беседы, их необходимо запомнить.

Перед проведением беседы необходимо установить с испы­туемым доверительные отношения.

Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, нена­вязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашива­ния.

Предварительно стоит продумать способы фиксации данных (ведение протокола, использование технических средств и т. д.); фиксироваться должно не только содержание беседы, но и характер ее протекания: эмоциональные реакции испытуемого, длительность пауз, особенности мимики, жестов, поз.

Структура беседы. Все типы беседы имеют ряд структур­ных постоянных блоков, последовательное движение по которым дает представление о беседе как о целостной. Этапы беседы не имеют жестких границ, переходы между ними являются постепен­ными и плановыми .

Вводная часть беседы играет очень важную роль в компо­зиции всей беседы. Именно на этой стадии беседы, необходимо заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробу­дить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Этого можно достигнуть посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доб­рожелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Испы­туемому сообщается также о примерной продолжительности бесе­ды, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о целях и дальнейшем использовании результатов. Именно во ввод­ной части беседы происходит первая проверка ее стилизации: сло­варный состав, стиль, концептуальная форма высказываний долж­на вызывать и поддерживать у собеседника положительную реак­цию и желание давать полную и истинную информацию. Продол­жительность и содержание вводной части беседы зависят от целей, задач исследования, а также от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно разви­тие.

На начальной стадии беседы особую роль для установле­ния и поддержания контакта играет невербальное поведение пси­холога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседни­ка. На данной стадии происходит последовательная реализация целей и задач беседы.

Второй этап характеризует наличие острых открытых во­просов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и пережи­ваний, что позволит, в дальнейшем исследователю накопить опре­деленную фактическую событийную информацию.

Третьим этапом беседы становится подробное исследова­ние содержания обсуждаемых проблем, посредством перехода от общих открытых вопросов к специфическим, конкретным. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов. Эффек­тивность данного этапа беседы определяется умением психолога задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собе­седника.

Завершающая фаза - это окончание беседы. На данном этапе в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество.

Вербальные особенности общения в беседе: основные классификации типов вопросов. Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, ис­пользуемых в беседе .

В основу первой классификации типов вопросов положена широта предполагаемого ответа. В ней выделяются три группы вопросов.

1. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащего­ся в них смысла. Использование вопросов такого типа осуще­ствляется со строго определенной целью - расширить или су­зить первоначальное сообщение говорящего, нацелить на при­нятие решения. Примерами вопросов этого типа могут быть: «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочи­тали бы Вы это сделать сами?». Вопросы этого типа ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, переключают фо­кус общения с говорящего на слушающего, заставляют гово­рящего занимать защитную позицию, нарушают ход его мыс­лей.

2. Открытые вопросы - это вопросы, которые требуют какого-либо объяснения. Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога - монолога, с упором на мо­нолог собеседника. Благодаря использованию вопросов этого типа собеседник имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?».

3. Выясняющие вопросы - являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тща­тельно обдумывать и комментировать то, что уже было сказа­но. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее пони­маете?»; «Что Вы имеете в виду?». Однако, для углубленного выяснения содержания ответа собеседника более удобным предоставляется не формулирование вопросов, а прием пере­фразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения. Цель пе­рефразирования - собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас...»; «Как я по­нимаю, Вы говорите...»; «Другими словами, Вы считаете...»; «По Вашему мнению...».

Основой второй классификации является характер связи вопросов с исследуемым, обсуждаемым предметом. В ней выделя­ются следующие типы вопросов:

1. Прямые - непосредственно касаются исследуемого предмета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому челове­ку?».

2. Косвенные - более опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому широкий выбор ответа, на­пример: «Как Вы поступаете, когда Вам бывает боязно обра­титься к незнакомому человеку?».

3. Проективные - касаются той области, в которую включен ис­следуемый предмет («Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?»). К ним нужно добавлять вспомогательные вопросы («Ну, а как Вы?»).

Существует ряд общих правил относительно неприемлемых в беседе типов высказываний:

Следует избегать наводящих вопросов, которые своей форму­лировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»;

Вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что та­кие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;

Вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтерна­тивный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?», испытуемый может придержи­ваться третьей точки зрения;

Вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?».

Невербальное общение в процессе беседы. Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит не­сколько составляющих .

Выражение лица - мимика - это выразительные движения мышц лица, это показатель чувств и настроений человека. Мимика бывает живой, вялой, бледной, богатой, маловыразительной, на­пряженной, спокойной и т.п. .

Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Визу­альный контакт глаз позволяет сосредоточить внимание, означает заинтересованность в беседе. Собеседники избегают его, обсуждая запутанные и неприятные вопросы.

Интонация и тембр голоса. Можно оценить тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фразы (аграмматизмы, незаконченность предложений), частоту пауз. Эти вокаль­ные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника отражают­ся в тоне голоса; сила и высота голоса несут дополнительную ин­формацию о сообщении говорящего. Речевые недостатки (возрос­шая скорость речи, ошибки и повторение слов) более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть.

Позы и жесты. Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике (жесты, движения, положение тела).

Межличностное пространство - показывает насколько близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. Социальное расстояние для неформаль­ных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 2,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отноше­ниям.

Достоинства и недостатки метода беседы

Достоинства метода беседы заключаются в следующем: возможность одновременного исследования сторон личности ис­пытуемого; возможность быстрого сбора информации как об одной личности, так и о группе; возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений. Недостатки метода беседы состоят в следующем: возможно нарушение объективности, т.к. и подбор материала для беседы, и составление вопросов, и установ­ление контакта с испытуемым, и интерпретация содержания бесе­ды находятся в значительной зависимости от личности, умений и профессионального опыта исследователя.

Метод беседы – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов.

«Обычно очень важное значение для успешного развития беседы имеет самое начало разговора . Его первые фразы могут вызвать либо интерес и желание вступить в диалог с исследователем, либо, наоборот, стремление уклониться от него. Для поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, к его проблемам, к его мнениям. Но от открытого согласия, а тем более несогласия с мнением респондента следует воздерживаться.

Специфика психологическое беседы в отличие от житейской состоит в неравенстве позиций собеседников. Психолог здесь выступает, как правило, инициативной стороной , именно он направляет тематику разговора и задает вопросы. Его партнер обычно выступает в роли отвечающего на эти вопросы.

Еще одна важная особенность психологической беседы обусловлена тем, что в обществе выработано отношение к психологу как специалисту по человеческой душе и человеческим отношениям. Его партнеры по беседе зачастую настроены на получение сиюминутного разрешения их проблем, ожидают советов по поведению в повседневной жизни и однозначных ответов на вопросы духовной жизни, в том числе на вопросы из категории «вечных». И психолог, ведущий беседу, должен соответствовать этой системе ожиданий. Он должен быть коммуникабелен, тактичен, толерантен, эмоционально чувствителен и отзывчив, наблюдателен и рефлексивен, хорошо эрудирован по широкому кругу вопросов и, безусловно, должен обладать глубокими психологическими знаниями.

Очень важно как при проведении беседы, так и при ее интерпретации учитывать, что некоторые типы реплик, могут нарушать ход общения вплоть до его прекращения. Иногда подобные реплики называют барьерами общения . К ним относятся:

1) приказ, указание (например, «говорите яснее!», «повторите!»);

2) предупреждение, угроза («вы еще пожалеете об этом»);

3) обещание – торговля («успокойтесь, я вас выслушаю»);

4) поучение, нравоучение («это неправильно», «вам следует сделать так-то», «в наше время такие поступали»);



6) несогласие, осуждение, обвинение («вы поступили глупо», «вы ошибаетесь», «я больше не могу с вами спорить»);

7) согласие, похвала («думаю, что вы правы», «я горжусь вами»);

8) уничижение («а, все вы одинаковы», «ну что, господин Всезнайка?»);

9) брань («негодяй, вы все испортили!»);

10) интерпретация («да вы и сами не верите в то, что говорите», «теперь понятно, почему вы так поступили»);

11) успокоение, утешение («все ошибаются», «я тоже расстроен этим»);

12) допрос («как вы намерены поступить?», «кто вам это сказал?»);

13) увод от проблемы, отвлечение, отшучива-ние («поговорим о другом», «выкиньте это из головы», «ха-ха, это несерьезно!»).

Такие реплики часто нарушают ход мысли собеседника, сбивают его с толку, заставляют прибегать к защите, могут вызвать раздражение и даже возмущение. Конечно, реакции на эти «барьеры» ситуативны, и необязательно совет должен вызвать раздражение, а тем более похвала – возмущение. Но такие негативные для общения реакции возможны, и свести вероятность их появления в беседе к минимуму – обязанность психолога».

«Беседа включает:

Дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе - исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.;

- на последнем этапе - в форме пост-экспериментального интервью.

Виды беседы

Исследователи различают:



Клиническая беседа

Клиническая беседа, составная часть «клинического метода», не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент .

Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию.