Приёмы изучающего чтения. Виды чтения. Для успешного овладения чтением необходимо

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существования и развития человеческого общества. Иностранные языки становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изученном иностранном языке.

Изучение иностранного языка предполагает начальное лингвистическое образование и осознание своего мышления, то есть уяснение того, что существуют разные способы оформления мысли.

Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Изучающее - направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания.

Ознакомительное - представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты.

Поисковое - чтение направлено на извлечение конкретной информации.

Поисковым чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовой сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.

Поисковое чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности - с письмом, аудированием, говорением. При обучении иностранному языку это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Читающему человеку известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Такое чтение, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме и объединить информацию нескольких текстов.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Можно предложить следующие задания на понимание текста (поисковое чтение):

    прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;

    найдите известные вам географические названия;

    выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);

    расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;

    определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;

    найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;

    выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей.

Для успешного овладения чтением необходимо:

    подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

    тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;

    быть доступными с точки зрения языковых трудностей;

    отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;

Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке - значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности

Нужно быть готовым к тому, что в тексте будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.

Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку. Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, можно подчеркивать незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.

Заключение

Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом - языковым и смысловым.

Обучение школьников разным видам чтения.

Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений.

Очень важно убедить школьников, что хороший (зрелый, умелый, заинтересованный) читатель проявляет гибкость в процессе чтения: он сознательно избирает определённый вид чтения в зависимости от той задачи, которая перед ним стоит.

В исследованиях по теории речевой деятельности описаны различные виды чтения – ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее (аналитическое), выборочное, быстрое, медленное и др. Представляется, что по отношению к школьной практике целесообразно говорить о двух видах чтения – ознакомительном и изучающем. Знакомство со сведениями об основных признаках названных видов чтения и освоение приёмов, с помощью которых реализуется каждый из них, позволят учащимся совершенствовать свои читательские способности, выработают у них стремление при чтении текстов различного характера действовать осознанно и целенаправленно.

Цель данного сообщения – предложить один из возможных вариантов изучения следующих тем: «Всегда ли мы читаем одинаково?» (виды чтения); «Как знакомиться с учебной книгой?» (приёмы ознакомительного чтения).

При изучении темы « Всегда ли мы читаем одинаково ?» нужно показать основные признаки ознакомительного и изучающего чтения. Известно, что использование того или иного вида чтения зависит от характера конкретной задачи, которую решает читатель. Если ему нужно отобрать книги для последующего изучения (подготовка сообщения, доклада, личная заинтересованность проблемой и т. п.) или бегло ознакомиться с характером того или иного текста (о чём в нём говорится; кому он адресован; насколько полно в нём освещена та или иная проблема; как он читается – легко или трудно), то необходимо использовать ознакомительное чтение . Если читатель знает, что именно эту книгу (статью) ему нужно прочитать или изучить, проанализировать для получения новой (ценной, интересной) информации, для осмысления каких-либо фактов, явлений, событий и т. п., он использует изучающее чтение .

Всегда ли мы читаем одинаково?

Виды чтения

Что нужно понять

Характер чтения

Ознакомительное чтение

Какая информация в ней содержится?

Для кого она написана?

Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.

Изучающее чтение

Что нового есть для меня как читателя?

Медленное чтение всей книги или отдельных её фрагментов; максимально полный охват информации; стремление её осмыслить.

Проанализируем высказывания, данные ниже. О каких видах чтения в них говорится? Назовите слова, которые помогли вам ответить на этот вопрос.

  1. …Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чём говорится в книге и в её словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе. («Изборник Святослава», 1076г.).
  2. Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детектива Конан Дойла – страницами. (Выводы лаборатории развития образования в г.Хьюстоне).
  3. Читайте, читайте, читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. (К. Паустовский).

Учащиеся должны не просто определить вид чтения, о котором идёт речь, но и найти слова, подтверждающие их вывод.

В первом высказывании это слова подумай о том, о чём говорится в книге; трижды возвращайся к одной и той же главе (изучающее чтение).

Во втором высказывании говорится о разных видах чтения: читать по словам и строчкам, предложениями (медленное, изучающее чтение); абзацами, страницами (быстрое чтение).

В высказывании К. Паустовского почти в каждом предложении есть слова и сочетания, свидетельствующие о том, что писатель говорит о медленном, изучающем чтении художественного текста.

При изучении темы « Как знакомиться с учебной книгой ?» раскрываются некоторые особенности и приёмы ознакомительного чтения.

Чтобы понять в самом общем виде, о чём говорится в книге, какая информация в ней содержится, насколько она может быть полезна читающему, нужно прежде всего познакомиться с внешними особенностями, внешними признаками книги.

Рассмотрим схему. Какие приёмы позволяют предугадать содержание книги, сделать вывод о том, полезна (интересна) ли она для вас в данный момент?

Как знакомиться с учебной книгой?

Внешние данные книги.

книги (заголовка), (знаком или нет? хорошо

эпиграф (если есть) ли знаком?)

Книга до чтения

Знакомимся с выходными Читаем Просматриваем

данными (когда написана аннотацию и рисунки, схемы,

книга? где и когда оглавление иллюстрации и пр.

издана?)

Схема «Внешние данные книги» содержит перечисление приёмов, с помощью которых читатель начинает первое знакомство с книгой. Анализ схемы связан с выполнением следующего задания, в процессе которого названные приёмы осваиваются на практике. Необходимо добиться от учащихся осознанных, полных, доказательных ответов на вопросы, сформулированные в задании.

Таким образом, знакомство с внешними данными книги, умение предварительно осознать их позволяет включить в работу механизм предугадывания, прогнозирования, заставляет читателя активно мыслить ещё до чтения текста. Только в этом случае процесс чтения будет результативным и эффективным.

Далее следует показать учащимся, что и в самом тексте имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чём в нём говорится. Это – ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации – первый шаг к постижению содержания текста.

Затем показываем школьникам, какую роль в понимании текста играет членение его на смысловые части.

Если это книга, то в ней, как правило, выделяются части, главы, в учебных и научных изданиях – параграфы.

Но даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нём тоже – с помощью абзацев – выделяются смысловые части.

Начальные фразы абзацев, так же как и ключевые слова, содержат большую информацию о содержании текста. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, выводы.

Начало нового абзаца обозначается в тексте с помощью абзацного отступа (красная строка).

Очевидно, что при обучении чтению (и прежде всего – ознакомительному) необходимо сформировать у учащихся умение прогнозировать по начальным фразам абзацев содержание текста, умение по характеру начальной фразы абзаца определять её роль в тексте, умение находить ошибки в членении текста на абзацы, умение правильно членить текст на абзацы при оформлении высказывания.

Умение делить текст на абзацы – одно из величайших умений, способствующих как созданию текста, так и его пониманию. Чтобы разделить текст на абзацы, необходимо определить смысловые вехи текста, те его точки, в которых обозначен переход к новой части в раскрытии темы и основной мысли высказывания. Такие смысловые вехи в анализируемом тексте легко определяются. Они являются начальными фразами абзацев.

Овладение приёмами изучающего чтения способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нём понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.

Овладение приёмами изучающего чтения представляется особенно важным потому, что эти приёмы обеспечивают глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно и более прочное запоминание. Кроме того, овладение приёмами изучающего чтения подготовит школьников к работе над такими видами вторичных текстов, как конспект, тезисы и т. п. На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщение), ораторского искусства (торжественная речь, речь-призыв, речь-обличение), а также такие жанры письменных высказываний, как реферат, обзор, рецензия и т. п.

Следовательно, необходимо познакомить учащихся с основными признаками изучающего чтения, научить их пользоваться приёмами, обеспечивающими достижение целей изучающего чтения в ходе выполнения соответствующих заданий.

В качестве материалов для заданий можно использовать реальные тексты из школьных учебников истории, географии, биологии, из хрестоматии по литературе, справочной литературы и т. п.

Приступая к обучению школьников приёмам изучающего чтения, учитель должен помочь им вспомнить, какие виды чтения им известны, с какой целью они используются в реальной речевой практике.

Раскрывая суть изучающего чтения, важно выделить его основные признаки, уже знакомые школьникам. Целью изучающего чтения является глубокое проникновение в содержание текста, вдумчивый анализ читаемого. Изучающее чтение позволяет понять и запомнить прочитанное, а также создать на основе прочитанного новые (вторичные) тексты (пересказ, план, аннотация, отзыв, рецензия, конспект и др.).

Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается на первом этапе знакомства с текстом (книгой), перед чтением.

Перед чтением текста, который предстоит изучить (проанализировать, осознать, понять), нужно:

Вдуматься в его название, осмыслить заголовок; вспомнить, в какой степени знаком тебе автор книги (текста);

Проанализировать внешние данные книги (текста);

Попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста.

Все теоретические сведения о специфике изучающего чтения могут быть предъявлены учащимся в виде таблиц, схем, памяток. Усвоение данных сведений не является самоцелью. Главное – научить школьников пользоваться приёмами, обеспечивающими результативность чтения. В связи с этим представляется необходимым проанализировать вместе с ними их читательский опыт, чему способствует выполнение соответствующих заданий.

На основе читательского опыта ответьте на следующие вопросы:

Как вы начинаете знакомство с текстом (книгой) перед тем, как приступить к изучающему чтению (на что в первую очередь обращаете внимание: что более всего анализируете, рассматриваете и т. п.)?

Какие вопросы у вас возникают в процессе предварительного осмысления текста, который предстоит прочитать?

Что вы считаете наиболее важным при ознакомлении с внешними данными текста?

*Подготовьте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.

В ходе беседы по этим вопросам учитель выделит главное, существенное, поможет школьникам грамотно оформить свои выказывания, обобщить свой читательский опыт.

Особенно важно обсудить два последних вопроса.

Если учащиеся не приводят своих примеров, следует показать, какие вопросы могут возникать на этапе предварительного осмысления текста:

Что мне известно о …?

Что будет рассказано о …? (Посмотреть оглавление.)

Почему так названа книга?

Где происходит действие книги?

Выделяя наиболее значимые компоненты внешних данных книги (текста), следует указать те из них, на которые школьники могут не обратить внимания: выходные данные, структура текста, наличие иллюстраций, шрифтовые выделения и т. п.

Во время чтения активная мыслительная работа продолжается и проявляется в следующем:

В умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

В умении обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

В умении выделять (подчёркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Умение передать содержание прочитанного в виде схем, таблиц, условных знаков, рисунков и т. п. способствует развитию умения видеть в тексте главное, существенное, осознавать взаимосвязь между фактами и явлениями, которые изучаются в рамках соответствующей учебной дисциплины, систематизировать изученный материал в нужном направлении.

Активная мыслительная работа продолжается и после чтения . На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

- сформулировать основную мысль прочитанного;

Выделить основную информацию;

Обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;

Выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке).

Изучающее чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного.

Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, нужно научить школьников не только представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, но и переформулировать определения, правила, выводы, (переводить прочитанное на «свои слова»).

В заключение ещё раз подчеркнём, что обучение чтению в школе предполагает ознакомление учащихся с различными видами чтения, с теми приёмами, которые помогут сформировать зрелого читателя, способного работать с книгой в самых разнообразных ситуациях, возникающих в той или иной сфере деятельности.


Эта заметка — небольшой фрагмент из лекций по методике, которые читали нам в МГЛУ.

Существуют различные классификации видов чтения. Здесь необходимо учитывать цель чтения и характер понимания .

Характер понимания включает в себя:

  • полноту понимания, то есть какой процент текста понят (количественная характеристика);
  • точность понимания, адекватность понимания замыслу автора (качественная характеристика);
  • глубину понимания, умение интерпретировать, высказывать свое отношение к тексту (качественная характеристика).

Классификация видов чтения (по С.К. Фоломкиной):

  • Изучающее чтение (study reading) - медленный вид чтения, целью которого является полное (100% информации) понимание содержания текста. Скорость не является существенным критерием, но желательно не меньше 50-60 слов в минуту.
  • Ознакомительное чтение (normal fast reading/average reading/survey reading). Это, например, чтение художественной литературы. Цель - ознакомление с основным содержанием текста, полнота понимания составляет около 75% (main ideas and supporting details). Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка).
  • Просмотровое чтение (skimming). Цель - просмотр текста с целью определить, необходим ли он, определить, какие вопросы в нем поднимаются. Просматриваются заголовки, подзаголовки. Полнота понимания невелика, скорость около 500 слов в минуту.
  • Поисковое чтение (search reading). Цель - поиск информации о которой известно, что она в тексте есть. Скорость - более 300 слов в минуту.

Иногда также выделяют так называемое филологическое чтение (для студентов языковых вузов), то есть чтение с целью анализа филологических аспектов текста.

Существует также чтение вслух (oral reading/reading aloud) и чтение про себя (silent reading).
Целью чтения про себя является получение информации, внутреннее проговаривание при этом свернуто, скорость чтения более 180-200 слов в минуту. Это настоящее чтение как вид речевой деятельности.
Целью чтения вслух является передача информации, полученной из текста, внутреннее проговаривание при этом развернутое, скорость равна скорости говорения. Такое чтение не является видом речевой деятельности, это прием в обучении.

Умения, необходимые для развития чтения.

  • Умение перцептивной обработки (техника чтения). Техника чтения включает в себя такие аспекты, как свернутое внутреннее проговаривание, укрупнение единиц восприятия (eye span), контекстуальная догадка, вероятностное прогнозирование.
  • Понимание текста на уровне значения. Понимание фактов, которые содержатся в тексте, а именно умение выделить отдельные факты, события, мысли, умение сгруппировать и обобщить их.
  • Умения, связанные с пониманием текста на уровне смысла, когда информация не только перерабатывается, но и интерпретируется.

Упражнения для развития техники чтения.

  • Упражнения для развития гибкости узнавания и укрупнения единиц восприятия. Например, быстро выбрать в каждом ряду слово, рифмующееся с первым/слово, которое не подходит по значению к остальным/предложение, в котором говорится о... , и так далее.
  • Упражнения для свертывания внутреннего проговаривания (чтение текста с фиксированным временем).
  • Упражнения для развития догадки по контексту (типа определения контекстуальных значений одного и того же слова).
  • Упражнения, обучающие вероятностному прогнозированию (закончить предложение, расширить высказывание)

Порядок работы над текстом при ознакомительном и изучающем чтении.
1. Предтекстовые упражнения, которые снимают языковые трудности и обучают технике чтения.
2. Чтение текста.
3. Проверка понимания (вопросы, true/false statements, multiple choice).

Любое повторное чтение предполагает изменение задания.

Небольшое дополнение. Этого в лекции не было, но мне эта информация в свое время была полезной. Это список учебных пособий, которые можно использовать для развития навыков чтения. Список не исчерпывающий, это только то, с чем работала лично я.

Будьте внимательны, в обеих сериях ниже по 4 уровня:

Поскольку в разных источниках выделяют разные этапы обучения чтению, то мы постараемся совместить их и вывести этапы обучения именно ознакомительному чтению.

А.П.Старков выделяет 3 этапа в обучении чтению.

Первый этап обучения заключается в постановке механизма чтения про себя на английском языке. Обучение чтению и формирование механизма чтения проходит на том лексико-грамматическом материале, который был предварительно усвоен учащимися в устной форме. При этом переход от устной речи к чтению про себя осуществляется через чтение вслух.

Второй этап обучения чтению посвящен развитию чтения про себя на базе сформированного механизма чтения. В это время совершенствуется техника чтения про себя. Обучение чтению осуществляется путем целенаправленного обильного чтения текстов, а само чтение носит учебный характер. Вместе с этим учебное чтение текстов имеет и познавательную ценность, их содержание служит решению образовательных и воспитательных задач.

Третий этап завершает школьный курс обучения чтению. Работа над чтением заключается в освоении чтения текстов различных функциональных стилей с разным объемом информации. Чтение про себя приобретает черты собственно чтения, оно становится средством получения новой информации в познавательной деятельности учащихся.

В опорных схемах Л.М.Ивановой по методике обучения иностранному языку обучение чтению делится на 5 этапов:

I этап . Обучение технике чтения, овладение компонентами чтения . Целью данного этапа выступает развитие умений, связанных с восприятием знакомого языкового материала. Здесь развиваются навыки узнавания, соотнесения графического образа языковой единицы с его слухоречемоторным образом; целостного узнавания зрительных образов слов, словосочетаний их понимание; правильного интонационного оформления предложений (чтение вслух) и др. На данном этапе проводится подготовка к чтению как к речевой деятельности.

II этап . Развитие умений смысловой переработки информации . Целью данного этапа является развитие навыков и умений быстрого узнавания изучаемых слов в любом окружении и соотнесение их значений с контекстом предложений, умение установить смысловые связи между различными составляющими текста, восприятие предложения как смыслового целого, а также умений, связанных с восприятием незнакомого языкового материала (определение значения неизвестных слов с помощью языковой догадки, умение пользоваться двуязычным словарем и др.). Таким образом, на втором этапе учащиеся овладевают способами осуществления речевой деятельности-чтения.

III этап . Развитие умений, связанных с пониманием содержания текста (его фактической информации). Здесь развиваются умения обеспечивающие извлечение содержательной информации и понимание ее на уровне значения (выделение в тексте «смысловых вех» и наиболее существенных фактов, обобщение (синтезирование) фактов, соотнесение отдельных частей текста (смысловых кусков) друг с другом).

IV этап . Развитие умений, связанных с пониманием текста на уровне смысла . Здесь развиваются умения, обеспечивающие переработку извлеченной фактической информации, понимание на уровне смысла (умения вывести суждение/сделать вывод на основе фактов текста; умения оценить изложенные факты, содержание в целом, характер авторского замысла; умения интерпретировать, понять подтекст). Эти умения обеспечивают также глубину понимания.

V этап . Развитие умений различных видов чтения. На данном завершающем этапе обучения чтения развиваются конкретные умения в конкретных видах чтения: ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом. Также совершенствуются навыки, приобретенные на предыдущих этапах.

В процессе обучения именно ознакомительному чтению ставится конкретная задача понять основное содержание текста. Работа над текстом в данном случае строится по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый (Пассов Е.И.).

В отношении ознакомительного чтения на предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Здесь необходимо соблюдать одно очень важное правило: предварительная работа над текстом не должна касаться его конкретного содержания, иначе учащимся будет неинтересно его читать, ввиду того, что ничего нового они в тексте не встретят.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, поэтому он самый продолжительный во времени и может включать в себя самые разнообразные задания. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). Для работа над ознакомительным чтением наиболее подходящими являются аутентичные художественные тексты или тексты информационного характера. На данном этапе должно действовать следующее правило: не нужно многократно читать один и тот же текст, поскольку если содержание уже известно, то его повторное прочтение уже выходит за рамки ознакомительного чтения и приобретает характер изучающего.

Послетекстовый этап. Целью данного этапа является интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

На наш взгляд обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения иностранному языку наиболее целесообразно проводить по трем этапам, предложенным профессором Е.И.Пассовым, поскольку именно его классификация наиболее точно направлена на достижение результата в конкретном виде чтения, в том числе и в ознакомительном. Учитывая специфику работы над чтением в 9 классе, когда у учащихся уже имеется некоторый достаточный словарный запас, развито большинство основных навыком чтения, необходимо заметить, что работа над техникой чтения не имеет такого значения, как, например, на начальном этапе обучения языку, а основной упор делается на достижении уровня чтения на иностранном языке на уровне зрелого чтеца.

Выводы

    Чтение представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания. Различают два плана чтения как деятельности содержательный и процессуальный. Основным характеристиками понимания текста являются полнота, точность и глубина.

    Учащиеся по окончании базового курса (9 класс) должны уметь в области чтения: понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов, выделяя основную мысль (идею) текста и существенные факты, опуская второстепенную информацию; понять полностью учебные и несложные аутентичные тексты (инструкции, рецепты); просмотреть несложный аутентичный текст типа меню, программы радио- и телепередач, расписания и т.п., а также несколько текстов, например, из газеты и извлечь нужную информацию.

    На данный момент из существующего многообразия видов чтения в рамки школьного курса по иностранному языку в качестве цели обучения включают чтение вслух и про себя (по форме чтения), ознакомительное, изучающее и поисковое чтение (по характеру понимания).

    Обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения проходит по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. На предтекстовом этапе походит подготовка к чтению, снятие языковых трудностей, повышение мотивации учащихся, познавательного интереса, прогнозирование содержания и др. На текстовом проводится само чтение с постановкой конкретной коммуникативной задачи. На послетекстовом этапе интеграция чтения с продуктивными видами речевой деятельности – говорением и письмом.

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

1. Познавательная:

  • знакомство с приёмами изучающего чтения (после чтения);
  • уметь использовать эти приёмы.

2. Развивающая:

  • обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие умения мыслить.

3. Воспитательная:

  • формирование доброжелательного отношения к людям;
  • воспитание уверенности в себе, самоуважения;
  • осмысление своего нравственного выбора.
  • Оборудование

    I Наглядный материал.

    Таблицы: “Приёмы изучающего чтения. До чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. После чтения”,

    “Виды и цели чтения”

    II Раздаточный материал.

    Ксерокопии: текст №1,домашнее задание по тексту №2,

    Подготовка к уроку

    Для класса – повторить виды и цели чтения, приёмы изучающего чтения

    Приёмы изучающего чтения. После чтения.

    – знать приёмы изучающего чтения,

    – уметь применять эти приёмы.

    Ход урока

    I. Мотивация познавательной деятельности.

    Послушайте христианскую притчу “Пропасть”.

    Каким будет финал этой сказки?

    Чтение учителя без финала.

    ПРОПАСТЬ.

    Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть.

    Как, по-вашему, закончится эта притча?

    Слушаем ваши варианты.

    А теперь послушайте окончание.

    Окончание притчи.

    Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

    Почему вы смогли догадаться?

    Вы поняли текст, уловили его установку и смогли верно дать прогноз.

    У вас есть определённые навыки чтения и понимания текста.

    II. Целеполагание.

    Сегодня у нас снова урок из цикла “Учимся читать и понимать текст”.

    Мы познакомимся с приёмами изучающего чтения на этапе после чтения текста и будем учиться использовать эти приёмы в практической работе.

    III. Актуализация известного материала. Опрос.

    Что такое текст?

    Каковы три этапа работы с книгой?

    Всегда ли мы читаем одинаково? Почему?

    Назовите виды чтения.

    Каковы признаки ознакомительного чтения?

    Каковы признаки изучающего чтения?

    Какие приёмы использует читатель до чтения книги?

    Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?

    IV. Формирование новых понятий.

    А теперь самостоятельно познакомьтесь с приёмами после чтения текста.

    Таблица на доске “Приёмы изучающего чтения. После чтения”

    Сформулировать основную Выделить основную информацию

    мысль (идею) текста

    После чтения

    Выделить главные мысли Выбрать для выполнения

    каждой части текста конкретного задания

    (пересказ, план, устный ответ)

    Что непонятно?

    Назовите приёмы работы с текстом после чтения. Объясните их суть.

    Кто уже владеет некоторыми из этих приёмов? Какими?

    V. Формирование умений.

    А теперь потренируемся в применении этих приёмов.

    1. Прочитайте выразительно текст №1 и придумайте заголовок.

    (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком.

    (2)Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица, закапризничала:

    (3) – Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

    (4) Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

    (5) – А кого она не достала!

    (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох.

    (7)Наш одиннадцатый “А” считался образцовым классом, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

    (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, ещё никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было.

    (9)Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет.

    (10) – Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

    (11)Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов.

    (13)В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.

    (14) – Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков.

    (15) – Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…

    (16) – А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

    (17) – У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! – ехидно пропела Лена Болдырева.

    (18)Носков злобно сощурился:

    (19) – Петруха, против коллектива идёшь!

    (20) – Я что-то не так делаю?

    (21)Вам не надо – вы ух?дите, мне надо – я остаюсь.

    (22) – Кончай, говорю, писать и давай собирайся…

    (23) – Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – опять сострила Болдырева.

    (24) – Петруха, трус, предатель!

    (25)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

    (26) – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?

    (27)Знай: подхалимов нигде не любят!

    (28)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков.

    (29) Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

    (30) – Я никуда не пойду!

    (31) – Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

    (32) Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев.

    (33) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

    (34) – А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

    (35) – Я тоже остаюсь…

    (36) – Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

    (37) – У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать…

    (38)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

    (39) – Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал Носков и плюхнулся на свой стул.

    (40)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

    (41)Передо мной сидели Васильев и Елисеев.

    (42) Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть…

    (43)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятёрку.

    (По Н. Татаринцеву*)

    *Н. Тата?ринцев (родился в 1947 г.) – писатель-публицист.

    Какова тема текста? Как бы вы назвали его?

    2.Отредактируйте план текста, восстановите правильную последовательность пунктов:

    1. Дружеская поддержка.
    2. Пикантность ситуации.
    3. Мысль о побеге.
    4. Выбор.
    5. Неудавшийся побег.

    Запишите свой ответ буквами плана.

    О чем говорится в каждой части текста?

    Правильный ответ – C B D A E.

    3. Индивидуальная работа в таблице.

    Назовите одиннадцатиклассников. Каждый из них занимает некую позицию в классе.

    Дополните таблицу героями текста и докажите свой выбор с помощью тех предложений, в которых раскрывается их позиция.

    Герои и их позиция в классе.

    Проверка заполнения таблицы.

    Как бы вы обозначили позицию Петрухи Васильева? В каких предложениях она проявляется?

    Пример заполнения таблицы учащимися.

    4.Работа в парах. В конспектах для учащихся учитель отмечает, какого именно героя характеризуют ученики.

    Каждой паре дается задание составить устную характеристику одного героя текста (Лены Болдыревой, Витьки Носкова, Петрухи Васильева), подчеркнув и использовав ключевые слова или фразы из текста. Обратить внимание учащихся на лексику героев.

    План ответа.

    1. Позиция героя.
    2. Характер героя.
    1. Взаимоотношения с одноклассниками.
    2. Отношение к побегу.
    1. Поддержал бы я позицию героя? Объясни.

    5. Прочитайте высказывание Антона Павловича Чехова и подумайте, кому из героев вы дали бы такой совет. Объясните свой выбор.

    По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

    6. Среди данных пословиц выберите ту, которая, по– вашему, близка содержанию текста.

    1. Друзья до черного дня.
    2. Недруг поддакивает, а друг спорит.
    3. Две головешки горят вместе светлее.
    4. Плохи друзья на полчаса.
    5. Шут в дружбу не годится.
    6. Ложный друг подобен кошке: спереди ласкает, а сзади царапает.

    Объясните свой выбор пословицы.

    VI. Рефлексия.

    Чем мы занимались на уроке?

    Какие приёмы работы с книгой вы использовали?

    В чём польза урока для вашей жизни?

    Закончите предложения

    “С урока я ухожу с чувством…”.

    “Я сейчас думаю о…”.

    VII.Домашнее задание.

    Задание на “5” – 1,2,3,4 пункты. Задание на “4” -1 и 2.

    1.Прочитайте начало сказки (текст №2) , придумайте и запишите продолжение сказки.
    2.Озаглавьте получившуюся сказку.
    3.Подберите 2-3 пословицы, отражающие суть сказки.
    4. Связаны ли тексты №1 и №2? Объясните.

    *** Если класс знаком с критериальным оцениванием, то домашнее задание дается не на “5” и “4”,а с использованием таблицы критериев оценки (см. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ).