Приемы создания образов воображения примеры. Мастер-класс "«Способы и приемы создания образов воображения. Структура речевой деятельности

1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства, Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчика, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически всё: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Недоросля, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.

5. Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.


6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические качества и свойства). На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.).

7. Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и её сестры Тани. Точно также слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.

Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

3. Что даёт человеку знание основных законов памяти?

4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

6. Какая информация передается в долговременную память?

7. Перечислите основные процессы памяти.

8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

13. В чем специфика словесно-логического мышления?

14. В чем различие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

15. В чем специфика творческого воображения?

16. Назовите виды воссоздающего воображения.

17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

19. Как можно использовать аналогию и перемещении при понимании других людей?

20. Каковы особенности памяти у детей.

21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях.

· врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

· экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

· свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

· ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

· режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

Задание 2

Как вы объясните описанные факты?

· Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал её в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти, и роль была забыта им совершенно.

· В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л.Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет.

Задание 3

· Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

· Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

· Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

· Художник разрабатывает проект оформления актового зала;

· г) ребенок слушает сказку «Три поросенка».

Задание 4

Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, баба –яга, Плюшкин, скатерь-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С.Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

Задание 5

Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

А. Раскройка портнихой деталей будущего платья.

Б. Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

В.Проектирование дизайнером интерьера помещения.

Г. Решение студентом задачи по теоретической механике.

Д. Собирание ребенком конструктора.

Е. Составление архитектором будущего плана постройки.

Задание 6

Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления, направлены следующие заданные воздействия?

· Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

· Составить предложение из данного набора слов.

· Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

· Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

Мастер-класс « Способы и приемы создания образов воображения ».

Теоретическая часть

Сложные и часто меняющиеся обстоятельства жизни любого человека нашего общества в последнее время требуют от людей умения быстро реагировать на изменяющиеся условия. На это способна только творческая личность, потому что для неё характерна самостоятельность мышления, осознанный подход к деятельности и стремление найти эффективный способ достижения цели. Поэтому так важно начать формировать уже с дошкольного возраста у ребенка творческие способности.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с предрасположенностью к развитию творческих способностей. Но творческими людьми вырастают только те дети, воспитание у которых позволило начать развивать эти способности как можно раньше.

Эта задача ставиться нашими педагогами при проведении различных видов занятий. С 2004 года введен предмет «Развитие творчества». С тех пор в нашем отделе проводятся занятия по программе «Развитие творчества» с детьми 5-7 лет. При планировании этой работы с детьми в рамках этого предмета мы используем различные технологии: ТРИЗ, РТВ, методика Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли

Целью данной программы является: формирование творчески развитого и инициативного, раскрепощенного человека, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Мы понимаем, что развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации процессов мышления и воображения. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует её освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. С пятилетнего возраста, начинается сенситивный период развития воображения. Развитое воображение помогает освободиться от инерции мышления.

На наших занятиях у детей формируется умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представление памяти, обеспечивающие, в конечном счете, создание нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях: учить смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Воображение ребенка-дошкольника сильно меняется в старшем дошкольном возрасте и большой скачок в его развитии обеспечивает игра. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые мы используем для развития творческого воображения в процессе своих занятий.

Практическая часть

    игры «Рассказ по картинкам»

Цели:

    Развитие воображения и вербальной оригинальности;

    Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков

Основное задание: Рассмотреть имеющиеся рисунки. Предложить придумать истории.

  1. Проведение с участниками семинара игры «Магическая дверь»

Цели:

    Формирование умений планирования;

    Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

Основное задание:

Предложить нарисовать и, если это возможно, описать сказочную волшебную страну, придуманную самостоятельно. Представить возможность обмениваться своими идеями и другой полезной информацией о магических мирах.

    Проведение с участниками семинара игры « Придумай животное»

Цели:

    Развитие воображения и образного мышления;

    Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование различных деталей

Материалы и инструменты :

Ножницы, клей, бумага

Основное задание:

Предложить детям вырезать различные детали и скомбинировать на чистом листе бумаги так, как они считают нужным. Понравившуюся комбинацию дети должны наклеить на этот лист.

Предварительно на нем можно что-нибудь нарисовать (например, туловище или голову). Возможно также дорисовать что-то необходимое после приклеивания.

Предложить детям раскрасить своих животных, дать им названия и рассказать истории о них.

Обсудить со всей группой детей получившихся животных.

Заключительная часть

Педагог демонстрирует рисунки детей как продукты их творчества

Воображение – это процесс, в котором человек мысленно создает образы материальных вещей, представляет свое будущее и фантазирует на тему, что могло с ним быть, если бы он поступил по-другому в прошлом.

Благодаря ему создаются новые модели одежды, приборов, машин, пишутся картины, стихи, пьесы, песни и проектируются здания – это показатель работы .

А вот пассивное позволяет нам только создавать воображаемый мир, который не материализуется, мы представляем себя в какой-то другой роли или живущими в другой стране, моделируем ту или иную ситуацию, мысленно одеваем созданную нами же одежду, но в реальной жизни этого не воплощаем.

Процесс создания образов воображения

Наше сознание не может создавать что-либо без каких-либо знаний и опыта. Только владея определенной информацией мы можем нарисовать мысленно новый объект. Процессы воображения работают поэтапно. Сначала мы представляем уже знакомый нам объект материального мира, который видели вживую или на картинках, а потом наделяем его новыми свойствами и функциями, придумываем, как его можно использовать не по назначению, также не редко совмещаются несколько объектов в одном.

Например, телефоны наделяются новыми функциями – фотоаппаратами и видеокамерами, средствами выхода в интернет, а некоторые продукты питания используются в косметических целях – овсяные хлопья используются в качестве скраба для лица и тела, а ягоды выступают в роли питающей маски. По такому же принципу пишутся картины, придумываются сказки и создаются скульптуры.

Процесс создания воображения, исходя из предшествующего опыта, у всех протекает по-разному, его можно развивать с помощью различных методик и игр.

Но нужно понимать, что не одна методика не поможет даже мысленно создать картинку слепому от рождения человеку, а глухой с раннего возраста не в состоянии придумать мелодичную музыку, похожую на песню соловья. Только основываясь на полученные ощущения и впечатления можно творить новое, именно поэтому творческие люди так часто пробуют свое мастерство в различных направлениях, много путешествуют и читают.

Презентация: "Воображение"

Методики создания образов воображения

Наше мышление создает новые предметы, используя различные методики обработки имеющихся знаний и впечатлений – это приемы воображения, их несколько.

Наиболее распространенные из них:

  • комбинирование – объединение нескольких частей различных объектов, например, телефон с фотокамерой, многофункциональные инструменты, сказочные герои – русалочка, кентавр, избушка на курьих ножках;
  • аналогия – это методика создания объектов схожих по своим функциям с чем-то уже существующим, по такому принципу были созданы самолеты, прототип которых птицы, фото и видеокамеры устроены также как наши глаза;
  • гиперболизация – когда объект наделяется свойствами чрезмерного увеличения или уменьшения каких-либо его частей и свойств, по такой методике придуманы Гулливер, Дюймовочка, созданы корабли в бутылках и фигуры в ушках иглы;
  • акцентирование – подобные приемы воображения основаны на усиление имеющихся качеств, так например авторы многих книг создают положительного героя и постоянно подчеркивают это в контексте текста;
  • типизация – выделяет основные черты у группы схожих объектов, так создается обобщенное мнение о национальных костюмах разных народов, их внешности и обычаях;
  • придача – это методика наделяет объекты не свойственными им функциями, в сказках такими являются сапоги-скороходы и ковер-самолет;
  • перемещение – прием, который субъективно перемещает объект в не свойственные ему условия, так создаются новые сорта растений и по этому принципу были созданы зоопарки.

Презентация: "Развитие воображения младших школьников"


Приемы воображении, как правило, работают в комплексе. Ярким примером является создание современного смартфона, который совмещает в себе возможности телефона, компьютера, Wi-Fi роутера и фото и видеокамеры, которая создана по принципу работы наших глаз, но, несмотря, на равнозначную работу этих функций, акцент ставиться, все же, именно на то, что это телефон.

На что способно наше воображение

Многие считают его чем-то второстепенным и не важным, но сила воображения способна на многое. Мечтая мы наделяем привычные нам вещи новыми свойствами, которые впоследствии воплощаются в жизнь ведущими компаниями-разработчиками. Также создаются сценарии пьес и фильмов, собирающие целые залы. Но техника и искусство не придел способностей нашей фантазии.

Сила воображения действует на все наши клетки, поскольку мозг не различает видим или чувствуем мы что-то определенное в реальной жизни или просто представляем.

Так для примера, представьте, что вы жуете дольку лимона. Чувствуете, как увеличилось слюновыделение? Так происходит со всеми нашими мыслями.

Существует масса методик, которые с помощью воображения позволяют не только достигать поставленных целей, но справляться с болезнями. Суть их состоит в том, чтобы человек думал только о позитивных вещах, максимально точно моделировал свое ближайшее будущее и то, что с ним будет через 5-10 лет. Это по-настоящему работает, только заниматься этим нужно периодически, а постоянно.


Создавая мысленно позитивные картины своего будущего и настоящего, формируется не только хорошее настроение, которое помогает справляться со всеми текущими проблемами и болезнями, но и формирует планы, цели и методики их достижения. Сила воображения может использоваться и для формирования негативных образов, в этом случае мы даем отрицательный настрой всему организму и избежать заболеваний в этом случае очень нелегко.

Старайтесь думать только о позитивном, и оно к вам притянется.

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Литература

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае?»

Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Сделайте выводы из проделанной работы.

7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

«... старый старичок

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна,

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один, здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

Какова бы ни была тема беседы Махараджа, он, похоже, всегда следит за тем, чтобы процесс "вопрос-ответ" следовал правильной линии ведения дискуссии. И каждый раз, когда кто-нибудь задает неуместный вопрос, Махарадж настойчиво, но мягко отклоняет его и возвращает дискуссию в первоначальное русло.

Иногда, однако, Махараджу приходится по какому-нибудь делу на короткое время покидать комнату, и вот однажды во время такой паузы один из посетителей начал говорить о неком политике, который в то...

Род земной являет собой единый образ Божий, поэтому каждый человек несет в себе его частицу. Согласно учению Родной Православной Веры, в отдельном человеке образ Божий проявляется стремлением к Богу, а также способностью воспринимать Божественную любовь, стремлением единства с Родными Богами и другими людьми в единой цепи – роде земном, Роде Небесном и Роде Всевышнем.

Именно этой связью обусловлены все богоподобные черты и умения каждого человека.

Среди последних особенно следует отметить...

По всей Земле люди начинают собираться в группы, общины, где ведется подготовка к событиям, которые очень скоро произойдут на планете. Интуитивно чувствуя наступающие перемены, люди группируются по признакам устремленности и уровню сознания.

В литературе можно часто встретить информацию о том, что в переходное для планеты время на новый уровень сознания легче работать в группе. Это так, но, к сожалению, не у всех людей сознание просветленное и состояние души возвышенное. Слишком много сейчас...

Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно.

Сына же - второго человека - соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего...

Супруга Бога Шивы, Богиня Парвати, однажды попросила быка Нанди, верховного животного, охранять вход во дворец в то время, как она принимала ванну, чтобы никто Ее не беспокоил.

Спустя некоторое время Шива пришел к Ней, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом.

Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг...

Рождение ребёнка - это сложный процесс, разработанный Материальной Системой космоса, занимающейся разработкой форм жизни для физических миров. Ими было решено выращивать новые тела в женском организме, хотя, конечно, рождение могло бы происходить и другими путями: и почкованием, и делением одного старого организма на новые состояния, и искусственным выращиванием в колбах, и клеточным клонированием.

Существует сто разных способов. Но на Земле был поставлен эксперимент - являться в мир именно...

Одно из наиболее распространенных мнений утверждает, что существует двойственное употребление слова Мара и существует, следовательно, по крайней мере два уровня использования символа Мары. Один из них - мифологический - основан на древних космологических представлениях и бытует почти в неизменном виде среди неграмотной массы верующих.

Другой уровень - догматический, основанный на высокоаналитическом толковании природы человеческой личности. На мифологическом уровне перед нами предстает...

Начинающие должны избегать плохих друзей и держаться добродетельных и хороших.

Вам следует принять пять или десять заповедей и хорошо знать, когда их соблюдать, и когда обходиться без них (1).

Вы должны следовать только священным словам златоустого Будды; не обращать внимания на ложь обычных людей.

Так как вы уже покинули дом, чтобы соединиться с чистым собранием, всегда помните о том, чтобы быть благородными и гибкими, и быть в гармонии с окружающими; не будьте гордыми и высокомерными...