Речевой аппарат и его функции. Признаки, отличающие гласные звуки о согласных. Общие сведения из аккустики

Техника речи

Техника речи

Вместо предисловия

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат

- дыхательные органы

- органы речи пассивные

- органы речи активные

- головной мозг

Органы речи

Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань

Тренировка губ

Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 16. Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 17. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 18. Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 19. Рот полураскрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 20. “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Тренировка гортани

Упражнение 21. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

Голос - это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.

Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнение 23. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Работа над тоном речи

Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)
Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)

Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

С сожалением протянула она.

Сказала она тихо, но решительно.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Дикция

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности:

Определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии);

Проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;

Отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;

Отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов;

При возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

Советы начинающему оратору

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и справочники.

Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.

Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств - берите для речи только самое существенное.

Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

Не пропускайте гласных звуков.

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Следите за своим произношением.

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

Послесловие

К созданию проекта «Техника речи» нашу команду побудило желание помочь всем желающим овладеть правильной и четкой речью.

По нашему глубокому убеждению, правильная и четкая речь - это еще больше уверенности в себе, силе своего голоса и слова.

Однако, правильная речь не возможна без русского литературного языка, который служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между русскоговорящими людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык.

За пределами литературного языка остаются:

Некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;

Жаргонная лексика - особые слова и выражения, свойственные различным группам прошлого (купцам, ремесленникам и др.);

Так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;

Бранные (нецензурные) слова и выражения.

Вместе с тем, литературный язык тесно связан с так называемым просторечием - житейской бытовой лексикой народа, обладающей огромной образной силой и точностью определений.

В завершение еще раз хочется подчеркнуть, что тем, у кого «хромает» дикция или произношение, понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная или произносительная ошибка станет невозможной и в этом, мы абсолютно уверены, поможет наш проект «Техника речи».

Работая над проектом, мы для себя решили, что "красота в простоте". Поэтому, мы не стали использовать базы данных и прочие, тормозящие загрузку страниц, технологии, а пошли по классическому пути.

Наш коллектив выражает благодарность всем авторам, книги которых были использованы при написании сборника заданий и упражнений, способствующие выработке необходимых навыков при постановке дыхания, голоса, дикции, под названием «Техника речи» (Technics speech), а также благодарность всем авторам, на которых в своих книгах ссылаются упомянутые авторы, которым мы выразили свою признательность ранее.

Все права на идею, дизайн, тексты и рисунки проекта «Техника речи» (Technics speech) принадлежат коллективу авторов названного проекта. При перепечатке материалов, активная гиперссылка на источник обязательна.

http://technics-speech.ru/

Техника речи

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Наверное каждый в детстве мечтал, слушая четкий и хорошо поставленный голос диктора центрального телевидения или радио, овладеть техникой речи и говорить также как они. К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Преодоление различных отклонений в звуковом строе речи имеет огромное значение. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить те огромные трудности, которые могут возникать из-за дефектов речи.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.

Регулярные занятия по предложенной методике помогут справиться или значительно снизить дискомфорт от заикания. Все очень просто. У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Вместо предисловия

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.

Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

При подготовке этого сборника нами собраны и обобщены теоретические материалы по технике речи, задания и упражнения, способствующие выработке необходимых навыков. Однако, выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи, так и на совершенствование свойств голоса.

Наш сборник состоит из нескольких разделов, где анализируются строение речевого аппарата, основные свойства голоса, даны приемы и упражнения, способствующие совершенствованию конкретных навыков устной речи. Оно адресовано всем, кто поставит перед собой цель совершенствовать свои речевые навыки.

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы , поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

- органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

- органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

- головной мозг , который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея.

Артикуляционный аспект звуков речи (устройство и работа речевого аппарата)

§ 33. Рассмотренные выше акустические свойства звуков речи определяются их артикуляционными особенностями, т.е. зависят от работы органов речи, деятельности речевого аппарата. В связи с этим артикуляционную (биологическую, физиологическую) характеристику звуков речи, объяснение их артикуляционных признаков целесообразно начинать с характеристики органов речи, речевого аппарата человека.

Речевым аппаратом называется совокупность органов речи. Органами речи являются части организма человека, которые, наряду с той или иной физиологической функцией, выполняют определенную социальную задачу, прямо или косвенно участвуют в образовании звуков речи. Это такие части человеческого организма, как язык, губы (верхняя и нижняя), зубы (верхние и нижние), альвеолы (т.е. бугорки у корней передних зубов, образующие неровный выпуклый валик), нёбо (переднее, или твердое, и заднее, или мягкое), нёбная занавеска (задняя часть мягкого нёба) , язычок, или маленький язычок (конечная часть нёбной занавески в виде конусообразного выступа, отростка), голосовые связки (упругие мышцы, два пучка мускулов, расположенные поперек гортани и прикрепленные к ее хрящам, напоминающие струны музыкального инструмента), легкие, дыхательное горло, гортань, надгортанные полости (т.е. полости рта, носа и глотки, или зева), и некоторые другие.

Представление о расположении органов речи можно получить из рис. 1 и 2 .

Рис. 1.

Рис. 2.

А. Гортань спереди: 1 – щитовидный хрящ, 2 – перстневидный хрящ; 3 – подъязычная кость; 4 – средняя щитоподъязычная связка, соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью; 5 – средняя перстне-щитовидная связка; 6 – трахея.

Б. Гортань сзади: 1 – щитовидный хрящ; 2 – перстневидный хрящ; 3 – верхние рога щитовидного хряща; 4 – нижние рога щитовидного хряща; 5 – черпаловидные хрящи; 6 – надгортанник; 7 – перепончатая (задняя) часть трахеи

В зависимости от того, какие функции выполняют органы речи в процессе образования звуков, их можно разделить на три группы – дыхательные, резонирующие и произносительные.

Дыхательными органами речи являются: легкие, бронхи, дыхательное горло, гортань; иногда к ним относятся также грудная клетка и грудобрюшная преграда, или диафрагма. Все дыхательные органы вместе взятые образуют дыхательный аппарат и создают воздушную струю, необходимую для того, чтобы вызвать звуковые колебания.

Резонирующими органами речи, или резонаторами, называются надгортанные полости, т.е. полость рта, полость носа и полость глотки, или зева. Совокупность этих органов речи иногда называется надставной трубой. В речевом процессе эти органы изменяют свой объем и форму, чем определяется тембр произносимых звуков.

К произносительным органам речи, или органам произношения, относятся такие расположенные в полости рта органы, которые непосредственно участвуют в оформлении звуков, создавая разные препятствия струе выдыхаемого воздуха и обеспечивая тем самым различия между звуками. Это язык, губы, зубы, альвеолы, твердое нёбо, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки.

Некоторые лингвисты резонирующие и произносительные органы речи объединяют в одну группу под общим названием произносительных органов, среди которых различают органы дыхательные и собственно произносительные .

Произносительные (собственно произносительные) органы речи в зависимости от степени их участия в образовании звуков подразделяются на активные и пассивные. Активными являются органы речи, которые при образовании звуков изменяют свое положение в полости рта, т.е. выполняют те или иные движения, необходимые для образования звука речи. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки. Пассивными органами речи называются такие, которые при произнесении звуков не меняют своего положения, "служат лишь “точкой опоры” для активного органа" . Это твердое нёбо, зубы, альвеолы (конкретные функции разных произносительных органов речи указаны ниже, в § 43 и последующих).

К числу органов речи некоторые лингвисты относят головной мозг человека и центральную нервную систему, которые при образовании звуков речи выполняют особые функции. Головной мозг побуждает органы речи к образованию звуков. Центральная нервная система управляет всей работой речевого аппарата.

§ 34. При произнесении каждого звука разные органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи. Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного ы, французского гласного о носового, польского слитного (аффрикативного) согласного dz и т.д.

Артикуляция звука речи представляет собой сложное явление. В ней различается три фазы: приступ, или экскурсия, выдержка и отступ, или метастаз.

Приступ – это первая, начальная фаза артикуляции звука речи, состоящая в том, что органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. По образному выражению М. В. Панова, "приступ (экскурсия) – это выход на работу органов речи (в ротовой полости)" . Так, например, в начале артикуляции гласного у губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного в нижняя губа сближается с верхними зубами и т.д.

Выдержка – вторая, главная фаза артикуляции звука речи, следующая за приступом; она заключается в прекращении (или замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

Отступ – третья, последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

Если приступ – это "выход иа работу органов речи", то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ – как уход речевых органов с работы.

Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка. Как известно, звуковой состав разных языков неодинаков. Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. "Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному" .

Следует заметить, что овладение отдельными артикуляциями (а значит и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, например, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (но твердости-мягкости), согласного /, мягких согласных г (ж) и s (ш) и некоторых других. Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный ы. Известный литовский певец Виргилиус Норейка, например, при исполнении русской песни "Коробейники" произносит "полним (полна коробочка)". В речи француза русское слово "быстро" обычно звучит как "бистро́" (отсюда французское название небольшого ресторанчика, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

Речевой аппарат – это совокупность работ органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

– дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи.

1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков.

2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков

Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов

1. Небная занавеска. При опущенной небной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.

2. Средняя часть спинки языка. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твердых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из легких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблются - возникает музыкальный звук (тон)


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Устройство речевого аппарата

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из л ег ких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблют ся - возникает музыкальный звук (тон ). Тон нужен для произношения гласных и звонких со г ла сны х.

Если го л о с овые связки разд в ин уты, то они беззвучны. Воздушная струя свободно проходит через гортань и не трогает го л о с ов ы х связок. Такое по л о же ние необходимо для произношения глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую полость и. если маленький язычок (увула ) не закрывает проход, - в носовую.

Ротовая и носовая полость служат резонаторами: они усиливают звуки определенной частоты. Изменения формы резонатора достигаются тем, что язык сдвигается назад, вперед, поднимается кверху, опускается вниз.

Если небная занавеска опушена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключается и носовой резонатор

В образовании звуков, которые про из н о ся т ся без участия тона - глухих согласных - участвует не тон, а шум .

Все органы речи в ротовой полости делят на две группы:

  1. активные - подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука: язык, губы, увула (маленький язычок), голосовые связки;
  2. пассивные неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную роль: зубы, альвеолы (выступы ни зубами), твердое небо, мягкое небо.

Согласные и гласные звуки и их классификации

Звуки речи - минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами [ЛЭС].

Одной из языковых универсалий является наличие согласных и гласных звуков.

Согласные

  1. наличием преграды на пути воздушной струи;
    1. неравномерной напряженностью органов речи;
    2. наличием шума;
    3. в соседстве с гласными согласные не могут быть слогообразующими.

Система согласных звуков данного языка или диалекта называется консонантизмом (от лат. consonans - согласный звук).

Классификации согласных звуков

Согласные звуки классифицируются по следующим основаниям.

I. По участию (соотношению) в их образовании голоса и шума согласные делятся на сонорные и шумные.

  1. Сонорными, или сонантами (лат. sonorous - звучные) являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум: [ j ], [л], [м], [н], [р], [л’], [м’], [н’], [р’].
    1. Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. Они, в свою очередь, подразделяются на:
      1. звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и
        1. глухие шумные, которые образуются только шумом.

По наличию или отсутствию голоса звонкие и глухие шумные образуют коррелятивные пары по звонкости-глухости: [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [з]-[с], [ж]-[ш], могут быть и непарные глухие, например, [х], [х’], [ц], [ч].

П. По месту образования (т.е. по активному действующему органу) согласные подразделяются на след. группы.

1. Губные согласные делятся на:

1) губно-губные образуются смыканием нижней губы с верхней:

[б], [п], [м], а в русском языке еще и мягкие [б’], [п’], [м’].

2) губно-зубные образуются сближением нижней губы с верхними зубами: [в], [ф], мягкие [в’], [ф’].

  1. Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - выполняет активную роль при образовании звука.
    1. Переднеязычные:
      1. дорсальные (передняя часть языка смыкается с верхними зубами): [д], [д’], [т], [т"] , [з], [з’], [с], [с’], [л], [л’], [н], [н’], [ц].

Б) апикальные (подъем передней части языка к альвеолам и небу): англ. [d], [t].

  1. какуминальные (кончик языка поднимается к небу): [ж], [ш], [р], [ч], щ.

Г) ретрофлексные (кончик языка приподнимается к небу и заворачивается назад) - в индийских языках.

  1. Среднеязычный (поднятие средней части языка к небу): [ j ].
    1. Заднеязычные (сближение задней части языка с мягким небом): [г],[к],[х], их мягкие пары.
  2. Увулярные, или язычковые (лат. uvula - язычок): французское картавое [р].
  3. Фарингальные, глоточные: укр. гора, гарна дивчина.
  4. Ларингальные, гортанные, связочные: тат. тә эмин, т ә эсир, также в араб. яз. Рус. «Н е-а ».

III . По способу образования (т.е. по способу преодоления преграды):

  1. Смычные - согласные, которые образуются полным смыканием органов произношения, поэтому воздух, наталкиваясь на преграду, с силой разрывает ее и производит характерный для этих звуков шум (их еще называют взрывными): [б], [п], [д], [т], [г], [к].
  2. Смычно-проходные (между органами речи остается проход):
    1. боковые [л], [л ].
    2. носовые [м], |н], тат. [ ң ].
  3. Щелевые согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух: [з], [с], [ж], [ш], [в], [ф], [х], [ j ].
  4. Выделяют также смычно-щелевые, или аффрикаты . В начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у щелевых. Это [ц] и [ ч ] .
  5. Дрожащие (вибранты) — согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи, т.е. вибрирует: [р], мягкий [р’].

IV . По положению небной занавески:

1. Носовые , при образовании которых небная занавеска открывает проход в носовую полость, через которую и выходит часть воздуха: [м], [н], тат. [ ң ].

2. Ртовые (чистые) - небная занавеска прикрывает проход в носовую полость: все остальные.

V . П o наличию или отсутствию выдыхаемой струи воздуха:

  1. Дыхательные : все согласные рус. яз.
  2. Недыхательные (щелкающие) возникают посредством сосательных движений органов речи; в таджикском и туркменском языках они означают, например, отрицание.

VI . По наличию или отсутствию смягчення (палатализации) (в рус. яз.)- по твердости-мягкости все согласные делятся на 1. твердые и 2. мягкие (палатализованные ), которые образуют коррелятивные пары по твердости-мягкости : [б]-[б’], [п]-[п’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’] и т.д.; непарные:.[ц], [ч’], [ j ].

Гласные - звуки речи, которые характеризуются:

  1. отсутствием преграды на пути выдыхаемой струи воздуха;
  2. равномерной напряженностью органов речи;
  3. состоят из тона (голоса);
  4. являются слогообразующими.

Система гласных звуков какого-либо языка или диалекта называется вокализмом .

Гласные - это чисто тоновые звуки. Музыкальный тон, голос образуется в гортани в результате колебания голосовых связок. Полости рта и глотки - это резонаторы, в которых формируются различия между гласными. Эти различия определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти.

Классификации гласных звуков

Классификации гласных звуков современного русского литературного языка строятся на следующих основных признаках.

I . По степени подъема языка (движение языка по вертикали), по степени его приближения к небу при образовании звука все гласные делятся на:

  1. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].
    1. Гласные среднего подъема: [э], [о].
    2. Гласные нижнего подъема: [а] (см. таблицу).

При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При произнесении гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

П. По месту подъема языка, т.е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, различаются

  1. Гласные переднего ряда: [и], (э).
    1. Гласные среднего рядя: [ы]. [а].
      1. Гласные заднего ряда: [у], [о].

При образовании гласных переднего ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. При произнесении гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к небу приподнимается задняя часть языка. Гласные среднего ряда занимают среднее положение между гласными переднего и заднего ряда.

III . По участию губ гласные делятся на:

  1. Огубленные (лабиализованные - от лат. labium - губа) - губы округляются и вытягиваются вперед: [у], [о], в тат. яз. их больше.
    1. Неогубленные (нелабиализованные): остальные.

IV . По долготе (в некоторых языках, например, в англ.):

1.Долгие: [ i :] meat , [ u :] cool .

2. Краткие: [ i ].

V . По положению небной занавески (см. выше):

1. Носовые - были в древнерусском языке.

2. Чистые - все гласные звуки современного рус. яз.

VI . По однородности звучания или артикуляции:

  1. Монофтонги.
    1. Полифтонги - сочетания нескольких гласных элементов в пределах одного слога. Так, их разновидностью являются дифтонги : англ. go , в латинском, латышском и др. языках. Дифтонги, в свою очередь, делятся на
      1. истинные, в которых оба элемента равноценны, и
        1. ложные, в которых один элемент составляет вершину слога, а другой побочный:

А) нисходящие - сильным элементом является первый: англ. home , нем. В aum,

Б) восходящие, где сильный элемент второй: исп. Bueno .

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1050. Периодизация речевого развития 1.49 MB
Этапы речевого развития ребенка Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков нарушений речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой речевой способности –способности к осуществлению речевой деятельности. Формирование речи как активной целенаправленной сознательной речемыслительной деятельности составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально...
10877. Особенности речевого оформления деловой документации (по профилю специальности) 14.63 KB
Резюме это первое что необходимо иметь при поиске работы. Можно сказать что при устройстве на работу обязательное предоставление резюме – это один из элементов современных правил делового этикета но одновременно это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда. Резюме – это краткий вывод из сказанного написанного или прочитанного сжато излагающий основные положения толковый словарь Д.
12548. ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 93.19 KB
Неправильное его строение неразвитость вялость мышц языка нижней челюсти мягкого неба губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с отклонениями в нервнопсихическом развитии их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии. На этом уровне происходит переход от активности мышц к активности легких гортани языка и т. Большинство ротовых артикуляций связано с...
10876. Культура речевого поведения специалиста (общие требования, этикетно-речевые формулы, правила общения по телефону и т.д) 12.08 KB
Показательно что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Или: Что здесь происходит– вопрос особенно в определенном контексте может означать агрессивное недовольство происходящим и как таковой нарушать этикет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора что нет и в какой ситуации. Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств в...
18689. Расчет реакционного аппарата 309.89 KB
5103. Расчет теплообменного аппарата 297.72 KB
Определение параметров газовой смеси одинаковых для всех термодинамических процессов. В основных технологических установках и устройствах нефтяной и газовой промышленности наиболее часто встречающимися газами являются углеводородные или их смеси с компонентами воздуха и небольшим количеством примесей других газов. Целью термодинамического расчета является определение основных параметров газовой смеси в...
14301. РАСЧЕТ АППАРАТА УМЯГЧЕНИЯ ВОДЫ 843.24 KB
Целью настоящего курсового проекта является выполнение расчета станции умягчения воды производительностью 100 куб. Расчет мембранного аппарата заключается в определении требуемого количества мембранных элементов составлении балансовых схем по движению воды и компонента подборе насосного оборудования для обеспечения требуемого рабочего давления при подаче воды в мембранный аппарат определении...
13726. Анатомия опорно-двигательного аппарата 46.36 KB
В кости главное место занимает: пластинчатая костная ткань которая образует компактное вещество и губчатое вещество кости. Химический состав и физические свойства кости. Поверхность кости покрыта надкостницей. Надкостница богата нервами и сосудами через нее осуществляется питание и иннервация кости.
20237. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей 156.13 KB
Невзирая на то, что опорно-двигательная система является, казалось бы, самой крепкой структурой нашего организма, в детском возрасте она наиболее уязвима. Именно в младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как кривошея, плоскостопие, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки. И если вовремя не принять должных мер для устранения врожденных или появившихся у ребенка дефектов
20650. Прочностной расчет основных элементов аппарата 309.89 KB
Исходные данные для расчетов. Задачи курсовой работы: - систематизация закрепление и расширение теоретических и практических знаний по этим дисциплинам; - приобретение практических навыков и развитие самостоятельности в решении инженерно технических задач; - подготовка студентов к работе над дальнейшими курсовыми и дипломными проектами УСТРОЙСТВО АППАРАТА И ВЫБОР КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Описание устройства и принцип работы аппарата Реакционным аппаратом называются закрытые сосуды предназначенные для проведения...

Вопросы темы:

1. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

2. Активные и пассивные органы речи.

3. Понятие артикуляции.

4. Артикуляционная база языка.

Устройство речевого аппарата и функции его частей

Природа не создала специального органа речепроизводства – эта функция надстраивается над другими биологическими функциями человеческих органов. Рассмотрим основные части речевого аппарата и определим их функции.

Мозг – без него речь невозможна, дает все необходимые «команды» органам речи.

Легкие – выполняют роль «мехов», накачивающих воздух – главная предпосылка речи: мы говорим на выдохе, «выталкивая» воздух. В легких создается воздушная струя, которая, когда легкие сжимаются, через трахеи попадает в гортань.

Трахеи – проводники воздушного потока.

Гортань образована 3-мя подвижными хрящами, между которыми поперек гортани расположены две мышцы – голосовые связки . Двигаясь, хрящи растягивают связки, сближают или раздвигают их. Если связки сдвинуты и напряжены, воздушная струя, проходящая через гортань, заставляет их вибрировать, возникает музыкальный звук – тон или голос. Тон необходим для произношения гласных, сонорных и звонких согласных. Если голосовые связки раздвинуты и расслаблены, то воздух через гортань проходит беззвучно, не колебля голосовых связок. Такое положение нужно для произнесения глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую или носовую полость, если увула, маленький язычок, не закрывает проход. Ротовая и носовая полость , носоглотка или «надставная труба» – это резонатор. Резонатором является любое закрытое пространство определенной формы и определенного размера, например, кувшин, комната, цистерна, пещера и т.д. Резонатор усиливает звуки определенной частоты, и тогда они резонируют в данной полости. Тон, вырабатываемый голосовыми связками – сложный звук, образуемый из множества составляющих. Резонатор определенной формы может усилить одни из этих составляющих и ослабить другие. Меняя форму резонатора, мы меняем качество звука – так создаются различные гласные.

Резонатор меняет не только голос, но и шум. Голос, или тон, - это звук скрипки или рояля, пенье соловья, голос человека; шум – это свист ветра, удары барабана, скрип двери, хриплое дыхание, звук пилы и т.д. Гласные состоят только из голоса, для образования согласных необходим шум. Для создания шума воздушная струя должна встретить и преодолеть некую преграду в ротовой полости. Роль преграды в ротовой полости выполняют активные и пассивные органы речи.

Активные и пассивные органы речи

К активным органам относят те, которые двигаются, когда мы произносим звуки: язык (передняя, средняя и задняя часть), губы, нижняя челюсть, увула (нёбная занавеска – опускаясь, открывает проход в носовую полость и служит для произнесения носовых звуков), внутренняя часть щёк.

Пассивные органы речи являются неподвижными, однако они участвуют в образовании звуков, выступая в качестве физиологической базы для активных органов речи. К пассивным органам речи относят зубы, альвеолы (выступы над зубами), нёбо (твердое и большая часть мягкого). Поскольку работа собственно органов речи необходима прежде всего для произношения согласных, их классификация основана на участии активного и пассивного органа.

Схема строения речевого аппарата :

3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта;

6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо и увула; 8 – твердое нёбо;

9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – полость рта и носа

Вся система артикуляторных органов человека выстроена в соответствии с основным направлением движения воздуха, т.е. таким образом, чтобы на выдохе создавалось наибольшее давление воздуха, что позволяет в широких пределах изменять интенсивность излучаемых колебаний воздуха (громкость звучания). Строение легких человека позволяет ему без всякого напряжения регулировать соотношение длительности вдоха и выдоха.

Понятие об артикуляция

Артикуляция – это работа речевого аппарата, которая состоит в подготовке резонатора и органов речи для произнесения звука и собственно в самом произнесении звука. Артикуляция состоит из 3-х фаз:

1) приступ, или экскурсия – подготовка к произношению;

2) выдержка, или экспозиция – собственно произнесение звука, в течение которого органы речи сохраняют необходимое для его звучания положение или движутся очень медленно;

3) отступ, или рекурсия – органы речи переходят в состояние покоя или перестраиваются для произнесения следующего звука.

Обычно в речи отступ и приступ звуков накладываются друг на друга, в «чистом» виде представлены только выдержки.

Например, при произнесении слова дом кончик языка подходит к зубам (экскурсия 1-го звука); прикоснувшись к зубам, язык останавливается, и напор воздуха прорывает смычку – слышится [д] (выдержка). Затем язык отходит от зубов, двигаясь в глубь ротовой полости (рекурсия 1-го и экскурсия 2-го звука). Язык отодвигается назад и немного приподнимается, губы округляются – произносится [о] (выдержка 2-го звука). Затем язык занимает нейтральное положение (рекурсия), а губы смыкаются (экскурсия 3-го звука). При сомкнутых губах произносится [м] – это выдержка 3-го звука. Три выдержки – три звука.

Все люди легко «выговаривают» звуки родного языка, а звуки иностранного языка вызывают определенные трудности. Напр., русскоязычному человеку трудно научиться правильно произносить французские носовые гласные или увулярный [r], и, наоборот, для европейцев трудности вызывают русский гласный [ы], переднеязычный согласный [р]. Это обусловлено тем, что речевой аппарат приспосабливается к образованию звуков родного языка. Артикуляционная база – зафиксированная в головном мозге человека система типичных движений речевого аппарата при образовании звуков родного языка. Артикуляционная база является достаточно стойкой и статичной. Она сохраняется в сознании людей как совокупность эталонов, образцов всех звуков, их разновидностей и возможных сочетаний, присущих конкретному языку. А.б. реализуется в работе речевого аппарата, который с высокой точностью воспроизводит позиции и размещение органов, необходимое для произношения звуков.

Органы слуха тоже приспосабливаются к восприятию определенных звуков и их вычленению из речевого потока. Перцептивная база – способность различать звуки родного языка в процессе речи, она также хранится в сознании как совокупность эталонов. Восприятие определенного звучания происходит в процессе отождествления элементов этого звучания с эталонами, хранящимися в перцептивной базе языка.

Эталоны артикуляционной и перцептивной базы тождественны, артикуляционная база воспроизводится в образовании, а перцептивная – в восприятии звуков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова функция лёгких как компонента речевого аппарата?

2. Какова функция активных органов речи?

4. Чем отличаются пассивные органы речи в сравнении с активными?

5. Сколько фаз артикуляции звука в русском языке?

6. Какие фазы артикуляции в естественной речи накладываются друг на друга?

7. В чём заключается схожесть артикуляционной и перцептивной базы языка?

Практические задания

Задание 17 . Опишите артикуляцию данных слов : нос, дрозд, голова, писать, дверь, ворваться, аукнуть, шок, РФ, ШОС.

Задание 18 . Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке : ель, куль, ноль, лёд, лоб, ток, ешь, лезь, мог, ложь, лён, толь, нос.

Задание 19 . Решить следующие звуковые пропорции :

1) д: т = б: ? = ? : х

2) с: с’ = б: ? = ? : л’

3) п: т = б: ? = ? : ш = м: ?

4) п: ф = б: ?

5) в: п = з: ? = ? : к

6) д: з: б = т: ? : ?

Задание 20 . Укажите звуки, которые произносим перед частицей БЫ в данных предложениях .

1) Помочь бы им!

2) Образец бы дать!

3) Их бы сюда!

4) Дождь бы пошел!

5) Отец бы пришёл!

Задание 21 . Определите качество согласного – твердый или мягкий – перед гласным е в заимствованных словах. Охарактеризуйте слова «эффект», «шимпанзе», «бандероль», «бассейн», «кашне» с точки зрения фаз артикуляции. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Великий, агрессия, академия, анестезия, текст, теннис, тезис, экспресс, эффект, модерн, декольте, термин, сессия, Одесса, одессит, интервал, энергия, паштет, претензия, шинель, дебют, шимпанзе, фанера, пюре, штемпель, бандероль, пресс, модель, бассейн, кашне, партер, свитер, морфема, компетенция.