Русский солдат в поэме василий теркин

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» - одно из центральных произведений творчества поэта. Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году. Успех произведения был связан с удавшимся писателю характером главного героя. Василий Теркин - вымышленное лицо от начала до конца, но этот образ был описан в поэме так реалистично, что читатели воспринимали его, как реального, живущего рядом с ними человека. Практически все исследователи творчества Твардовского отмечают ведущую роль фольклорных мотивов в языке поэмы.

В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо - так и повести за собой в атаку.

И все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.

Жизнь героя во время войны, с одной стороны, изображена в поэме разнопланово, а с другой стороны, Твардовский показывает, что она основана на простых, веками складывающихся азах народной мудрости. Вот как, например, в главе «Поединок» рассказывает герой о рукопашном бое:

Не играл со смертью в прятки,

Взялся - бейся и молчи,

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

В рукопашном бою выигрывают не только идейные убеждения, не тот, чьи моральные принципы выше и чище, а тот, чей организм крепче, кто лучше ел и накопил больше сил. Писатель создавал не сказку о чудо-героях, а реалистический рассказ о том, как разворачиваются события в обычном мире. Однако эта поговорка: «Взялся - бейся и молчи» говорит о целеустремленности, умении доводить начатое дело до конца, сражаться до последней капли крови. Поговорки помогают автору создать собирательный образ мужественного русского воина. Так, например, в главе «Гармонь» А.Т. Твардовский пишет:

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.

Твардовский не ограничивается в поэме описанием военных сражений и подвигов. Его интересует цельный характер русского человека. Ловкость и удаль Василия Теркина с особой силой проявляются в труде. В главе «Два солдата» Теркин помогает старику починить старую пилу: « И в руках его пила Точно поднятая щука, Острой спинкой повела».

Александр Трифонович Твардовский постоянно подчеркивает, что настоящий русский характер выстоит все неприятности. Русскому воину не страшен холод, ему не важно где спать, что есть, но ему важно одно - защитить Родину.

Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом, с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам? Во-первых, Василий Теркин — настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В нем нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсене мешала ему в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем. Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе; он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее — он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия солдат прогоняет ее: Прогоните эту бабу, Я солдат еще живой. На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора. Хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине: Я загнул такого крюку, Я прошел такую даль, И видал такую муку. И такую знал печаль!… Мать-земля моя родная, Ради радостного дня Ты прости, за что — не знаю, Только ты прости меня! А в самые ответственные минуты жизни Теркина, Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов: Кто одной боится смерти — Кто плевал на сто смертей. Пусть ты черт. Да наши черти Всех чертей В сто раз чертей. Теркин — образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Он не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, — это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — простой человек, которому может быть страшной больно. Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал -тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он — тот, кто войну выигрывает. Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне. Когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского. Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек…

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» - народная, вернее, солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, «эта книга про бойца, без начала и конца».

Главный герой, воплощенный в образе Василия Теркина, - народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата с еш плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Теркин - весельчак, он за словом в карман не полезет.,

На мой взгляд, главная черта его характера - любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души: на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а «ради жизни на земле»; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он «согласен на медаль».

Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.

Только посмотрите, как Теркин живет и радуется жизни на фронте, где каждый день грозит стать последним, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули»:

Ведь он в кухне - с места.

С места - в бой,

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой..

А вот мы уже видим героя, когда тот переплывает ледяную реку, та-щит, надрываясь, «языка». Но надо остановиться, «а мороз - ни стать, ни сесть» И тух Теркин не унывает, он начинает играть на гармони;

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Я думаю, можно сказать, что Теркин- душа солдатской компании. Ведь не случайно с огромным интересом товарищи слушают его то шутливые, а то и серьезные рассказы. А вспомним, как промокшая рота лежала в болотах и солдаты мечтали уже «хоть бы смерть, да на сухом». Они не могли даже закурить: размокли спички. И вот уже веем солдатам кажется, что «хуже нет беды». Но Теркин, как всегда, не отчаивается, усмехается и начинает длинное рассуждение о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен, И лежа в мокром болоте, он смог развеселить друзей, они засмеялись. На мой взгляд, это необычайный талант подбодрить людей в трудных жизненных ситуациях. И этим талантом обладал Теркин.

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» - одно из центральных произведений творчества поэта. Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году. Успех произведения был связан с удавшимся писателю характером главного героя. Василий Теркин - вымышленное лицо от начала до конца, но этот образ был описан в поэме так реалистично, что читатели воспринимали его, как реального, живущего рядом с ними человека. Практически все исследователи творчества Твардовского отмечают ведущую роль фольклорных мотивов в языке поэмы.

В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо - так и повести за собой в атаку.

И все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.

Жизнь героя во время войны, с одной стороны, изображена в поэме разнопланово, а с другой стороны, Твардовский показывает, что она основана на простых, веками складывающихся азах народной мудрости. Вот как, например, в главе «Поединок» рассказывает герой о рукопашном бое:

Не играл со смертью в прятки,

Взялся - бейся и молчи,

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

В рукопашном бою выигрывают не только идейные убеждения, не тот, чьи моральные принципы выше и чище, а тот, чей организм крепче, кто лучше ел и накопил больше сил. Писатель создавал не сказку о чудо-героях, а реалистический рассказ о том, как разворачиваются события в обычном мире. Однако эта поговорка: «Взялся - бейся и молчи» говорит о целеустремленности, умении доводить начатое дело до конца, сражаться до последней капли крови. Поговорки помогают автору создать собирательный образ мужественного русского воина. Так, например, в главе «Гармонь» А.Т. Твардовский пишет:

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.

Твардовский не ограничивается в поэме описанием военных сражений и подвигов. Его интересует цельный характер русского человека. Ловкость и удаль Василия Теркина с особой силой проявляются в труде. В главе «Два солдата» Теркин помогает старику починить старую пилу: « И в руках его пила Точно поднятая щука, Острой спинкой повела».

Александр Трифонович Твардовский постоянно подчеркивает, что настоящий русский характер выстоит все неприятности. Русскому воину не страшен холод, ему не важно где спать, что есть, но ему важно одно - защитить Родину.

В русской литературе есть такие произведения, которые не только художественно отображают исторически важный момент, повествуют о необычных событиях, рисуют героя своего времени, но и играют важную роль в судьбах читателей.
К таким произведениям, без сомнения, можно отнести поэму в стихах А. Т. Твардовского “Василий Теркин”. В годы Великой Отечественной войны она печаталась по частям и имела огромный успех у защитников Родины, а образ главного героя – Василия Теркина – оставался самым любимым.
Образ Васи Теркина пленил сердца читателей тем, что оказался похожим на многих воинов со своими достоинствами и недостатками. Получился типичный герой, похожий по своему характеру на многих русских людей. Твардовский смел, находчив, разговорчив, в меру скромен, всегда может помочь своим товарищам в трудные минуты.
В этом образе воплощены характерные черты русского национального характера. В портрете своего героя автор подчеркивает его “обыкновенность”: “В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе”. Да и физическая форма у него такая же, как у остальных: “Не высок, не то, чтоб мал…”.
Но не напрасно Василию Теркину посвящена целая книга. Есть у него особые черты, которые дают право сказать автору: “Впрочем, парень хоть куда, но герой героем”. Уже выбор фамилии героя неслучаен: “Теркин”, то есть “тертый”, “бывалый”. Возникает ассоциация с выражением “тертый калач”.
Каждая глава, в которой действует герой, полнее раскрывает его характер. На первый взгляд, он кажется нам каким-то несерьезным, балагуром. Теркин на самом деле бывает веселым и беззаботным, причем делает он это сознательно, для поднятия настроения товарищей, зная, что с шуткой на войне легче воевать.
На протяжении всей книги проявляются героизм Теркина, его находчивость, умение контролировать ситуацию. Так, в главе “Переправа” Василий совершает настоящий подвиг. По ледяной ноябрьской воде, выполняя задание, на вражеский берег он прорвался под огнем противника вместе со взводом, а оттуда – вплавь в одиночку.
В штабе доктор спиртом растирает продрогшее тело бойца. И тут Теркин с шуткой в голосе спрашивает:
Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
Все точно доложил боец полковнику. Благодарный командир называет его молодцом, а тот не упускает момент:
А еще нельзя ли стопку,
Потому, как молодец?
Командир сомневается: “… а будет много сразу две”. На это Теркин остроумно отвечает: “Так два ж конца!”. Ответ солдата напоминает о больших потерях при выполнении смертельно опасного задания, ведь два взвода погибли целиком. А “обыкновенный” Теркин справился. Для этого нужно было не только крепкое здоровье, но и огромная сила духа. Нечеловеческие усилия понадобились для выполнения задания не ради наград, а ради товарищей, зацепившихся за отвоеванный плацдарм.
В главе “Кто стрелял?”, где описывается вражеская авиационная бомбежка, Теркин снова проявляет смелость. Здесь тоже есть место иронии, шутке. Когда снаряд не разорвался:
Теркин встал, такой ли ухарь,
Отряхнулся, принял вид:
Хватит, хлопцы, землю нюхать,
Не годится, – говорит.
Сам стоит с воронкой рядом
И у хлопцев на виду,
Обратясь к тому снаряду,
Справил малую нужду…
В главе “В наступлении” Теркин принимает на себя командование взводом. Стойкость, воля, настойчивость героя ярко проявляются в личной схватке с немцем (“Поединок”). “Сытый, бритый, береженный, дармовым зерном кормленый”, немец гораздо сильнее русского солдата. Но раз надо, то надо – не мог Василий оказаться трусом.
В сватке Теркин потерял хладнокровие. Появилась злоба на непрошенного гостя, пришедшего на Русь устанавливать свои порядки, силой утверждать иноземные законы: “жить – живи, дышать не смей”. Но к побежденному немцу Теркин относится иначе – его злость проходит. С чувством честно проведенного боя, неся за плечом трофейный автомат, он подталкивает пленного: “Иди, иди”.
Автор с помощью образа Теркина ставил перед собой задачу вселить в товарищей бодрость духа, жизнерадостность, уверенность в победе. Литературный герой был близок, понятен и дорог многим воинам, потому что автор воплотил в нем все черты русского солдата. Но, несмотря на собирательность, этот образ обладает и индивидуальными чертами. Теркин не только смелый и веселый, но и простой, человечный. Он не стремится стать лидером, сам внимательно слушает других (“Перед боем”), уважает старших и всегда старается помочь другим (“Два солдата”). Герой обладает чувством такта, отказывается от гармони, когда ему предлагают ее взять: “Что вы, братцы, как же так?”
Именно поэтому герой “книги про бойца” стал одним из любимых у русского читателя в литературе военных лет.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное...