С именем какого писателя связано имение тарханы. Особенности русской литературной усадьбы. Имения русских писателей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музей- заповедник Михайловское Легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной. Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское". 1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии". В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

2 слайд

Описание слайда:

Село Большое Болдино (как и сам район) неразрывно связано с именем Пушкиных, в частности с именем Александра Сергеевича Пушкина – великого русского писателя и поэта. Безусловно, главной достопримечательностью является Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина

3 слайд

Описание слайда:

Усадьба расположена в Белинском районе Пензенской области, селе Лермонтово (Тарханы).

4 слайд

Описание слайда:

Село Константиново, Рыбновский район Рязанской области расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах к северо-западу от Рязани. Здесь 3 октября 1895 родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. В Константинове прошли детство и юность поэта. В центральной части села расположен Государственный музей-заповедник С. А. Есенина.

5 слайд

Описание слайда:

Усадьба А.П.Чехова - Мелихово находится рядом с трассой М2, в окрестностях города Чехов Московской области. Здесь с 1892 по 1899 гг. А.П.Чехов жил со своими родителями и ближайшими родственниками - один из главных чеховских музеев в России.

6 слайд

Описание слайда:

Усадьба Л.Н.Толстого Ясная Поляна. Усадьба расположена в Щёкинском районе Тульской области (в 14 км к юго-западу от Тулы), основана в XVII веке и принадлежала сначала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым.

7 слайд

Описание слайда:

Если продолжить движение в сторону Орловской области то через 130 км, не доезжая Мценска есть еще одна усадьба Спасское-Лутовиново. Это государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева.

8 слайд

Описание слайда:

«Карабиха» это Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова, созданный в 1946 году В XVII веке недалеко от Ярославля располагалось село Богородицкое, в начале XVIII- го владельцем села и окрестностей стал князь Николай Голицын и по его приказу на Карабитовой горе недалеко от села построили усадьбу «Карабиха». Сын Николая Голицына Михаил, будучи ярославским губернатором, делает «Карабиху» своей парадной резиденцией и реконструирует родовую усадьбу. Его сын Валериан принимал участие в восстании декабристов, был сослан в Сибирь, а затем на Кавказ. «Карабиха» была продана. В 1861 году ее приобрел поэт Николай Некрасов для летнего отдыха.


10 место

Открывает наш рейтинг усадьба известного русского драматурга Александра Николаевича Островского - "Щелыково", купленная им совместно с братом в 1867 году у своей мачехи за несколько тысяч рублей. Именно здесь были написаны известные всему миру пьесы - "Гроза" и "Бесприданница".

9 место

В начале XIX века Остафьево являлось одним их символов культурной жизни России, где частыми гостями были многие известнейшие литературные деятели, в частности - Жуковский, Грибоедов, Гоголь, Пушкин. Здесь, на протяжение нескольких лет, работал над "Историей государства Российского" великий историк Н. М. Карамзин.

В течение XX столетия имение не однократно меняло свой статус, являясь - то детским лагерем, то домом отдыха.

В 1988 году Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей, коим является и по сей день.

8 место

К сожалению, многие постройки имения были безвозвратно утеряны, а до наших дней сохранился только старинный парк на берегу реки.

7 место

Седьмую позицию в нашем TOPе занимает усадьба графа Алексея Константиновича Толстого - "Красный Рог". Во времена царствование Екатерины II имение являлось «охотничьим замком» всемогущего гетмана Кирилла Разумовского.

Со временем имение досталось брату матери Толстого, который после смерти завещал его своей сестре, а та сыну.

6 место

На пятом месте остановилась усадьба Николая Алексеевича Некрасова - "Карабиха", которая своим странным названием обязана Карабитовой горе, на которой была построена в 1740-ые годы по заказу княжеского рода Голицыных.

Во владения знаменитого русского поэта перешла в 1861 году за незначительную, ввиду ветхости постройки, сумму.

В период 1861-1875 гг. здесь были написаны Некрасовым лучшие его поэмы: «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также частично «Кому на Руси жить хорошо».

После Великой Отечественной Войны к 125-летию поэта в имении был открыт музей.

5 место

Далее в нашем рейтинге следует усадьба Евгения Абрамовича Баратынского - "Мураново". С 1816 года, после того, как деревню Мураново приобрела теща поэта, имение, в разные годы, принадлежало нескольким родственно связанным семействам Энгельгардтов, Боратынских, Путятов и Тютчевых.

В XX веке, благодаря усилиям потомков Ф. И. Тютчева, на базе усадьбы был создан литературно-мемориальный музей.

4 место

В шаге от призовой тройки остановилась усадьба Льва Николаевича Толстого - "Ясная Поляна", которая была основана (а точнее воссоздана) в XVII веке дедом писателя Н. С. Волконским.

Здесь в 1828 году родился и прожил большую часть своей жизни один из самых видных представителей русской литературы XIX-XX веков Л. Н. Толстой.

В 1921 году, благодаря усилиям дочери писателя Александре, по решением ВЦИК на месте усадьбы был основан музей.

3 место

Бронзовым призером нашего рейтинга становится усадьба Федора Ивановича Тютчева - "Овстуг", расположенная на берегу реки Овстуженка. "Родовым гнездом Тютчевых" имение стало в 70-ые годы XVIII века, после того, как дед поэта получил его в виде приданного своей жены.

При жизни Федора Ивановича усадьба активно обустраивалась и развивалась, однако после смерти поэта начала медленно угасать и уже в начале XX века пришла в полный упадок.

После революции практически все строения тютчевского времени были разобраны рабочими и крестьянами на стройматериалы.

Второе дыхание усадьба обрела в начале второй половины XX века, после того, как получила статус музея, что в свою очередь позволило имению стать украшением не только Брянской области, но и всей России.

2 место

Вторую строчку нашего TOPа занимает родовое имение Михаила Юрьевича Лермонтова - "Тарханы", где при жизни поэта хозяйкой усадьбы была его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева.

В Тарханах прошло все детство Лермонтова, души не чаявшая в своем внуке бабушка всячески развлекала будущего гения, в том числе и устраивая на территории усадьбы потешные бои на манер боев Петра I.

В 1842 году сюда был привезен прах поэта, захороненный в часовне-усыпальнице рядом с могилами матери и деда.

После смерти Арсеньевой и до начала революции усадьба поддерживалось в относительном порядке различными управляющими, благодаря которым строения имели достойный вид.

В сентябре 1918 года большевики объявив Тарханы достоянием советского государства взяли их под особую охрану, а в 1934 году усадьба получила статус музея-заповедника.

1 место

Ну, а победителем нашего рейтинга становится легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной.

Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское".

1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии".

В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

Отдельной строкой:

Хорошая новость для всех влюбленный пар и почитателей романтики, отныне вам не нужно бегать по всему городу, в поиске интересных мест для проведения незабываемого вечера... Теперь достаточно зайти на сайт sweethotel.ru и к вашем услугам будут доступны все три виды отдыха - культурный, духовный и активный, уютный ресторан, комфортабельный номер на двоих в одном из лучших отелей подмосковья, а также многое другое.

И.С.Тургенев говорил: «Пишется хорошо, только, живя, в русской деревне». Именно за вдохновением стремились многие русские писатели в свои загородные усадьбы. Теперь поездки в эти имения стали отличным вариантом . Много групп школьников и людей, неравнодушных к творчеству писателей, приезжают, чтобы приобщиться к истории и жизни этих великих людей. Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по имениям М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

Тарханы . Находится село Тарханы в Пензенской области. Это место уникально тем, что в нем провел половину своей жизни великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Имение принадлежало его бабушке – Е.А. Арсеньевой. Когда поэту исполнилось тринадцать лет, он переехал в Москву, где поступил в Благородный пансион при Московском университете. Но все время душой стремился в свои любимые Тарханы. Похоронен Лермонтов был тут же, в семейном склепе. Позже на этом месте была возведена часовня. Реставрация и ремонт усадьбы начались только в 1936 году, и уже спустя три года, был открыт доступ всем поклонникам творчества поэта, к его гробу. В этом же году первых посетителей принял и дом-музей великого классика. В 1969 году усадьбу переименовали в музей-заповедник «Тарханы». На сегодняшний день в Тарханах собрана уникальная коллекция вещей, которые принадлежали Лермонтову: его рисунки, альбом, портсигар, фамильная икона, мебель из барского дома и множество изданий его великих произведений, как прижизненные, так и посмертные. Память о поэте хранит даже старинный парк, который он некогда так любил. Тут широкие живописные аллеи, дубовые рощи, каскады великолепных прудов. В музее-заповеднике постоянно проводятся разнообразные театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера и фольклорные праздники.

Спасское-Лутовиново . В этой усадьбе, расположенном в селе Мценском, Орловской области, в родовом имении матери, прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева. Позже вся семья перебралась в . Но великий русский писатель не раз приезжал сюда. Особенно любил отдыхать в Спасском-Лутовинове летом, наслаждаясь спокойной и величавой красотой русской природы, черпая тут вдохновение. В жизни писателя был такой период, когда он путешествовал по Европе, но после этого у него неизменно следовал «русский летний сезон отдыха» в имении. Сегодня усадьбы Спасское-Лутовиново – является бесценным памятников культуры, тут сохранилось все в таком же виде, как было и при жизни Тургенева. Даже дом восстановлен в первоначальном виде: тут все та же внушительная по размерам и содержанию библиотека, ампирная мебель, старинные английские часы, по прежнему тикающие в столовой, большой дубовый стол, за которым собирались многочисленные гости писателя и «самсон» - широкий диван в турецком стиле, который Иван Сергеевич очень любил. Посетив музей, обязательно идите прогуляться по парку. Это один из самых красивых приусадебных парков России. Тут есть даже двухвековые ели, ясени и клены, и это не предел, встречаются и более древние деревья. Именно после прогулки под кронами этой зелени, Тургенев написал: «Эти деревья…заслоняют, укрывают нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия». Кстати, девятого ноября, здесь обязательно празднуют день рождения писателя.

Карабиха . Первые владельцы этой усадьбы в Ярославской области, были князья Голицыны, которые и начали в сороковые годы восемнадцатого века ее возведение. Стройка велась на Карабитовой горе, от чего, собственно, и пошло название усадьбы - «Карабиха». Говорят, планировка усадьбы имела тайный смысл: все постройки образуют ярусы, которые символически обозначают «Древо жизни», а оно, в свою очередь, - духовный рост личности. Н.А. Некрасов вдохнул вторую жизнь в это имение, проведя тут десять летних сезонов. Работники музея-усадьбы, постарались по максимуму сохранить «дух поэта» в поместье. Тут вам предложат увлекательнейшие экскурсии, например, «В гости к дедушке Мазаю» или «Легенды старого дома». Если первая понравится детям, то вторую оценят взрослые посетители. Про свою жизнь в Карабихе, Некрасов писал: «Деревня согнала с души давнишний сплин и сердцу весело…».

Мелихово . Усадьбы великого писателя Антона Павловича Чехова «Мелихово» находится в Московской области, всего в каких-то полсотне километрах от МКАДа. С самого утра сюда, один за одним, подъезжают экскурсионные автобусы, подвозя шумных школьников. Но так как территория усадьбы большая, то для любителей созерцания в одиночестве, найдется тихое место. Тут расположены: дом, музей, амбулатория, парк, огород. Вокруг построек тянуться красивые аллеи, яркие цветники, изумрудные лужайки и огородик, где так же, как и при жизни Антона Павловича высаживается капуста, пузатые тыквы и баклажаны. Вообще, Чехов был талантливым садоводом, он даже говорил, что, если бы не стал писателем, то выбрал бы профессию садовника. Сам домик русского писателя невелик, да и обстановка в нем очень скромная: низкие потолки, со временем потертые полы, грубые домотканые дорожки. Но сколько тут было написано великих произведений, сколько сюда приезжали великих людей! Совсем недавно в Мелихово восстановили скотный двор, ригу, людскую. В усадьбе постоянно проводятся праздники, которые устраиваются местным музейным театральным коллективом. По субботам они даю представления по рассказам Чехова. А еще тут проводится уикенд, под названием «Дачная лихорадка или двадцать два невинных удовольствия». Гостям усадьбы предлагают пожить самой настоящей дореволюционной жизнью дачников, их научат, как нужно играть в серсо, крокет, предложат поучаствовать в театральных постановках, покатают на лошадях. Переночевать предложат в соседней усадьбе - Веретенникова. На такие праздники, как Новый год, Троица, Яблочный Спас, придумываются специальные тематические программы.

Ясная Поляна . Усадьба великого Льва Толстого находится в двухстах километрах южнее Москвы, в Тульской области. Тут все сохранено в первозданном виде: и многотысячная библиотека Льва Николаевича, насчитывающая примерно двадцать две тысячи экземпляров, и рабочий кабинет писателя со старинным столом из персидского ореха под зеленым сукном. Огромный парк «Ясной Поляны» поражает своими размерами – сто восемьдесят гектаров, а еще тут довольно причудливое сочетание дикой природной растительности с культурными растениями. Предпочтительное время для экскурсий сюда – поздняя весна либо ранняя осень: когда цветут или плодоносят яблони.

Как уже сказано выше, осень – лучшее время для путешествий по старинным усадьбам русских писателей, когда все вокруг обретает неповторимый ореол романтики. Прогуливаясь по золотым аллеям поместий, невольно чувствуешь себя немножко поэтом, особенно, когда осознаешь, что тут несколько десятков лет назад ходили гении русского слова, а чудесные окрестные пейзажи дарили им вдохновение. Дворянских гнезд русских писателей в России осталось несколько десятков, поэтому обязательно нужно посетить, хотя бы некоторые.

Особенности русской литературной усадьбы

Р усская классическая литература - от Державина до Бунина - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели - А. С. Пушкин в Захарове, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л.H. Толстой в Ясной Поляне, А. А. Блок в Шахматове - созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с этим бытом. В «деревне» жили прототипы их героев. Только с выходом во второй половине XIX века на культурную сцену в качестве главенствующей творческой силы разночинцев русская литература становится прежде всего городской.

При мысли о русских литературных усадьбах в голову сразу же приходит названий двадцать - если не больше. Еще столько же можно добавить, немного подумав и покопавшись в памяти. Вообще литературной усадьбе в России повезло больше, чем какой-либо иной. Внимание к таким памятным местам никогда не ослабевало. По-видимому, это объясняется спецификой русского национального характера. В свое время Д. С. Лихачев писал, что «в России… нацией стала литература». Действительно, для русского человека искусство слова является важнейшим из искусств. Именно этим объясняется столь своеобразное и не имеющее аналогов в мировой культурной практике явление, как самовозрождение русской литературной усадьбы.

Спасское-Лутовиново сгорело в огне первой русской революции в 1906 году. Такая же участь постигла Шахматово, но несколько позднее - уже после 1917 года. Из «пушкинских усадеб» чудом в неприкосновенности до наших дней дошло только Болдино, а Михайловское горело дотла несколько раз. Дом в Овстуге был продан «на кирпич» потомками Ф. И. Тютчева и разобран незадолго до Первой мировой войны. Ныне всему сказанному трудно поверить, но это всего лишь единичные, взятые наугад примеры, когда на пепелище вновь забурлила жизнь. Вообще судьба благоволила лишь к некоторым из русских литературных усадеб когда наследники вовремя позаботились о том, чтобы они сохранили свой культурный статус. Таковы Мураново, Ясная Поляна, Тарханы, Щелыково. Другим же пришлось пережить множество перипетий.

Следует отметить и то, что литературные усадьбы имеют тенденцию не только возрождаться из пепла, но и расти вширь. Эталоном является Михайловское, уже немыслимое без Тригорского и Петровского. По тому же пути присоединения к себе соседних мемориальных усадеб (причем не всегда литературных) идут Болдино, Хмелита, Шахматово. Образуются как бы целые исторические регионы, но основу их составляют именно литературные усадьбы.

Понятно, что счастливая судьба большинства литературных усадеб определялась еще и тем, что у истоков их возрождения и обновления стояли яркие личности, отдавшие избранному делу не только свою незаурядную энергию, но и собственный богатейший культурный потенциал. Мураново долгое время возглавлял внук поэта Н. И. Тютчев, а наследником его стал выдающийся литературовед К. В. Пигарев. Поистине всероссийскую славу обрел С. С. Гейченко; но рядом с ним вполне можно поставить многолетнего директора Мелихова Ю. У. Авдеева. Надо подчеркнуть, что последние оба были талантливыми литераторами, и написанное ими - незаурядный вклад и в пушкинистику и в чеховедение. Замечательной фигурой является директор Хмелиты В. Е. Кулаков, вынесший на своих плечах нелегкое бремя восстановления грибоедовской усадьбы. Эта тенденция имеет продолжение и в наши дни. Пример - Ясная Поляна, где вновь правят Толстые.

Культурное значение литературной усадьбы обусловлено тем, что каждый писатель - и великий и малый - творит свой собственный мир, материалом для которого служит его индивидуальный человеческий опыт. Вещественная атмосфера, в которой он жил, также становится литературным документом и соответственно принадлежностью национальной культуры. Дом писателя, предметы обихода, окружающий пейзаж - все это необходимые компоненты его «художественной вселенной». Материальные памятники - связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится понятным многое из того, что в другом случае требует разъяснительного анализа.

О литературной усадьбе в России можно говорить начиная с середины XVIII века. Налицо хронологическое совпадение с эпохой бурного усадебного строительства. С другой стороны, именно с этого времени начинается расцвет новой русской литературы. Если к допетровской Руси применимо понятие литературной жизни, то она сосредотачивалась либо в крупных городах (Москва, Новгород, Тверь), либо в монастырях. После указа «о вольности дворянской» приоритет был перенесен с государственной службы на частную жизнь. Это дало возможность дворянам - наиболее образованному классу того времени - посвятить себя культурным и творческим занятиям. Первыми знаменитыми литературными усадьбами, многократно описанными в стихах и постоянно упоминаемыми в переписке, стали Званка Г. Р. Державина и Гребнево М. М. Хераскова. «Деревенская жизнь» становится как бы продолжением столичной. Среди гостей усадьбы многие представители интеллектуальной элиты. Переселение в деревню уже не означало уход на покой вдали от деятельной жизни.

Усадьба образованного, погруженного в творческий труд дворянина превращается в культурный центр округи. В таких усадьбах не только сосредоточиваются обширные книжные собрания, но и «физические кабинеты», минералогические и ботанические коллекции. В некоторых усадьбах даже устраивались типографии и издавались книги (Рузаевка поэта Н. Е. Струйского). До начала XIX века литература еще не стала специфической сферой, обособленной от науки и философии. Энциклопедизм был одной из определяющих сторон эпохи. С этой точки зрения к литературным усадьбам того времени следует причислить Васькино историка М. М. Щербатова (сюда приезжал в юности его племянник П. Я. Чаадаев), Авдотьино книгоиздателя Н. И. Новикова, Дворяниново знаменитого садовода и «землеустроителя» А. Т. Болотова. Дальнейшая профессионализация литературного труда изменила и упорядочила картину.

Уже сказано, что список русских литературных усадеб включает несколько десятков названий. В первую очередь следует выделить усадьбы, где крупнейшие писатели в силу тех или иных обстоятельств провели большой отрезок жизни и создали целый ряд значительных произведений. Таковы Михайловское (А. С. Пушкин), Ясная Поляна (Л. Н. Толстой), Спасское-Лутовиново (И. С. Тургенев), Щелыково (А. Н. Островский), Красный Рог (А. К. Толстой), Воробьевка (А. А. Фет), Мелихово (А. П. Чехов). Сюда же с некоторыми оговорками можно причислить Хантоново (К. Н. Батюшков), Мураново (Е. А. Баратынский), Шахматово (А. А. Блок). Другие известные усадьбы связаны с детскими годами известных литераторов. Это Даниловское (К. Н. Батюшков), Тарханы (М. Ю. Лермонтов), Хмелита (А. С. Грибоедов), Овстуг (Ф. И. Тютчев), Спас-Угол (М. Е. Салтыков-Щедрин), Рождествено (В. В. Набоков). Некоторые усадьбы знамениты не столько благодаря владельцам, сколько благодаря гостям. В их числе: Остафьево (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин), Виноградово (И. А. Крылов), Середниково (М. Ю. Лермонтов), Приютино (И. А. Крылов, поэты «пушкинского круга»), Знаменское-Губайлово (поэты «серебряного века»).

В последнее время большое внимание привлекает Слепнево, связанное с именами Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Это, пожалуй, хронологически последняя знаменитая литературная усадьба. Дальше можно говорить только о «даче».

Тема русской усадьбы ностальгически прозвучала в поэзии крупнейшего русского поэта XX века Б. Л. Пастернака. В юности он соприкоснулся с усадьбой, но уже как «дачник». С именем Пастернака связан целый ряд усадеб. В Оболенском (вблизи Малоярославца) летом 1903 года произошла встреча с композитором А. Н. Скрябиным, оставившая след на всю жизнь. В Молодях (1913 год) были написаны стихи, вошедшие в первую книгу поэта «Близнец в тучах». Особо следует отметить Жучки (Голышкино). Эта усадьба (уже ранее прозвучавшая в русской поэзии, так как в ней прошло детство другого выдающегося поэта, А. Н. Майкова) стала ареной юношеского романа Пастернака с будущей героиней книги «Сестра моя - жизнь». В стихотворении «Старый парк» из цикла «Стихи о войне» (1941 год) описана усадьба Измалково (вблизи писательского дачного поселка Переделкино).

Как правило, литературные усадьбы принадлежат к усадьбам средней руки. Такие усадьбы включают в себя деревянный одноэтажный дом незамысловатой архитектуры и несколько жилых и хозяйственных флигелей. Липовая аллея и большая клумба перед домом заменяли парк.

Выдающиеся архитектурные комплексы среди литературных усадеб являются исключением (Остафьево, Середниково). Особо следует отметить Красный Рог. Предание приписывает Б. Растрелли проект главного дома этой усадьбы.

Лишь некоторые из литературных усадеб являются высокохудожественными произведениями искусства. Остафьево, Середниково, Мураново представляют собой своего рода «синтез архитектуры и поэзии». В усадьбе границы искусств размывались. К примеру, в Абрамцеве и Приютине наряду с литературой процветали живопись и музыка. То же можно сказать о литературе и науке. Шахматово и Боблово (усадьба Д. И. Менделеева) закономерно рассматриваются как единый культурный комплекс. В Демьянове прошли детские годы А. Белого. Одновременно здесь на даче жили известные профессора Московского университета. В первую очередь необходимо упомянуть ботаника К. А. Тимирязева, оборудовавшего в усадьбе лабораторию. Демьяново тесно связано и с музыкальной жизнью России (С. И. Танеев, П. И. Чайковский). Владелец усадьбы, известный адвокат В. И. Танеев (старший брат композитора), собрал здесь редкую по полноте библиотеку по общественным наукам. Любимовка не только «малая родина» Художественного театра. В этой усадьбе А. П. Чехов написал «Вишневый сад».

Особо следует подчеркнуть, что деревенская тема пришла в русскую литературу благодаря усадьбе. В Дулебине Д. В. Григорович нашел сюжеты своих известных повестей - «Деревня» и «Антон-горемыка». В этих повестях описаны подлинные судьбы крестьян Дулебина. «Записки охотника» И. С. Тургенева и «деревенские поэмы» Н. А. Некрасова («Мороз Красный Нос», «Коробейники») были бы невозможны без Спасского-Лутовинова и Карабихи. М. Е. Салтыков-Щедрин в Витеневе собрал богатый материал для описания пореформенной деревни («Убежище Монрепо»).

Связь с усадебной культурой прослеживается и в творчестве писателей-урбанистов. Самым ярким примером является Ф. М. Достоевский. В его произведениях постоянно всплывали воспоминания об усадьбе Даровое, где он в детстве в течение нескольких лет проводил летние месяцы.

Нетрудно отыскать ностальгические отзвуки темы русской усадьбы у писателей-разночинцев. Например, герой повестей Н. Г. Помяловского «Молотов» и «Мещанское счастье» постоянно задает себе тоскливый вопрос: «Где же те липы, под которыми прошло мое детство?»

Как культурный феномен, литературная усадьба пережила революцию и послереволюционные катаклизмы. Характерно, что Дома творчества Литфонда в советское время первоначально создавались на основе литературных усадеб (дом М. А. Волошина в Коктебеле, дача известного театрального антрепренера Ф. А. Корша в Голицыне под Москвой). Особо следует сказать о Малеевке. Это была усадьба В. М. Лаврова, редактора-издателя журнала «Русская мысль». Она описана в известной повести А. П. Чехова «Дом с мезонином».

В заключение следует опять подчеркнуть, что классическая русская литература просто невозможна без русской усадьбы. Перерубить столь глубокие корни попросту невозможно. Думается, что мы присутствуем отнюдь не при окончательной гибели русской усадьбы, а, наоборот, где-то у начала нового витка ее культурной истории. Свой потенциал русская усадьба (в том числе и литературная) еще далеко не исчерпала.

Еще следует сказать, что автор не ставит целью дать читателю своего рода энциклопедию русской литературной усадьбы. Такая книга представляла бы собой увесистый том, да и далеко не каждому она была бы интересна. Ведь от многих перечисленных выше усадеб сохранились только остатки парка. Поэтому автор прежде всего описывает те усадьбы, которые в наши дни остаются целостными комплексами; большинство их - музеи. Там всюду «есть на что посмотреть».

История литературы знает целый ряд писателей, упорно писавших в стол, не помышлявших ни о читателе, ни о славе, кажется, вообще лишенных каких-либо литературных амбиций, но ставших после смерти необычайно знаменитыми - что, кажется, удивило бы их. По-видимому, здесь дело не в отсутствии честолюбия, а в своеобразной жизненной позиции. Такой писатель берется за перо потому, что это «потребность души». Для него главное - как можно лучше исполнить то, к чему он считает себя предназначенным; только тогда он ощутит себя честным перед Богом и людьми - а большего ему и не надо.

Из книги Три еретика [Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове] автора Аннинский Лев Александрович

Поперек течения, или Уроки русской литературной «ереси» Когда критик современной литературы, откликающейся, как правило, на злобу дня, на то, чем мы с вами нынче живем и дышим, издает вдруг книгу, посвященную событиям давно минувшим, писателям былого века, это диктуется

Из книги Поэтика. История литературы. Кино. автора Тынянов Юрий Николаевич

Борису Эйхенбауму О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе),

Из книги Том 2. Советская литература автора Луначарский Анатолий Васильевич

По поводу резолюции ЦК о литературной политике* Недавно опубликованная резолюция ЦК РКП о политике в области литературы1 имеет чрезвычайное значение. Во-первых, надо отметить некоторые ее политически очень важные тенденции. Они, конечно, не новы, они совпадают с

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии Как очень многие предшествующие и наследующие ей русские комедии, «Ябеда» имеет двойную развязку: первая – внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая – внешняя, спровоцированная

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

Лютые патриоты (Особенности националистического дискурса в современной литературной критике) Что же делали все эти годы русские поэты? За ответом не требуется лезть в карман: страдали, пили, плакали и матерились. С. М. Казначеев. Современные русские поэты (М., 2006) 1В модной автора

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология Замечательные усадьбы и парки, где жил и творил великий Пушкин, привлекают с каждым годом всё больше паломников, стремящихся не просто осмотреть достопримечательности и узнать что –

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Берново и соседние усадьбы С милыми обитателями Тригорского – Прасковьей Александровной Осиповой – Вульф и её детьми Анной, Евпраксией, Алексеем Вульфами и падчерицей Алиной Осиповой – Пушкин встречался на Тверской земле, когда гостил в 1828–1833 годах в расположенных

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги автора

Особенности русского ума Название моей статьи – это название цикла лекций великого Ивана Павлова. Пытливый академик однажды на свой страх и риск огласил открытые им особенности национального разума. А риск был немаленький, поскольку на русском свете стояли времена

Из книги автора

Из книги автора

Особенности реализма в русской литературе Русские писатели первыми обратились к реализму – именно их произведения наиболее ярко и глубоко показали огромные художественные возможности этого творческого метода. В западноевропейской литературе мы не найдем

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.