С поляны поднялся. «С поляны коршун поднялся…» Ф. Тютчев. С поляны коршун поднялся

Ф. И. Тютчев известен не только как поэт, но и как философ. В своих стихотворениях русский мыслитель не раз обращается к теме величия природы и ничтожества человека. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» можно прочесть в этой статье. Именно в нем поэту особенно глубоко удалось постичь данное противоречие.

История создания стихотворения

Произведение написано Тютчевым в 1835 году. Главным делом его жизни была политика, он писал статьи на злободневные темы. В 1835 г. он только начинает карьеру дипломата и служит в городе Мюнхен (Германия). Здесь происходит знаменательное событие в жизни поэта - знакомство с великими Гете и Шиллером.

С этого момента Тютчев начинает по-философски относиться к жизни. Без понимания этого полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» невозможен. Поэт зреет как новая личность и пишет новое стихотворение.

Композиция стихотворения и его ритмика

В произведении поэтом нарисована картина полета коршуна. Строки льются свободно и спокойно, как бы передавая картину полета вольной птицы. Автор делит стих на две строфы, звучащие по-разному.

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» позволяет заметить, что первая строфа звучит плавно. Можно сказать, что звучание повествовательно. Длинные слова здесь создают пиррихии, что помогает передать величие птицы. Чтение возможно почти без пауз. Ключевым словом строфы можно назвать глагол «ушел». Он придает картине законченность.

Вторая строфа реальный мир не изображает. Здесь лирический герой размышляет о непохожести человека и птицы. Внимание заостряется на мощных крыльях коршуна, затем коршун скрывается. Финальные строки звучат с печалью, герой сожалеет о том, что лишен крыльев.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся»: тематика

Произведение Ф. И. Тютчева - это размышление лирического героя о возможностях людей. Если человек - царь земли, то почему же ему недоступно небо? Последняя строка говорит о жгучем желании человека покорить небо.

Мысль хочет постичь неизведанное, но ей не дано выйти за пределы «земного круга». Именно поэтому так горьки думы героя, ведь он «прирос к земле» и должен трудиться здесь, внизу, чтобы прокормить себя и семью. А коршуну доступно бескрайнее и чистое небо!

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся»: языковые средства

Главная особенность произведения - использование автором архаических слов. Форма «к земли» подчеркивает человеческую слабость по отношению к природе. Форма «дале» делает текст приподнятым, приближает его к высокому стилю. Глаголы в стихотворении помогают передать динамику картины, ее живость. «Природа-мать» - это намек на связь коршуна-сына и его матери. Все это позволяет повести анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся». Эпитетами здесь можно назвать описания крыльев - они мощные и живые.

В стихотворении можно увидеть созвучия со сделанным Ф. И. Тютчевым переводом фаустовского монолога «У ворот». Там речь идет о присущем человеку стремлении смотреть ввысь и вдаль. Пробуждение этого чувства Гете связал именно с птицами: звенящим жаворонком, парящим орлом и журавлем, любящим Родину.

Своим философским стихотворением автор пытается сказать читателю то, что несмотря на все желания - его доля - это жизнь на земле. Пусть пыльной, но родной, приносящей хлеб. Небо - для птиц, а для человека это непостижимая стихия. И не надо желать большего, остается понять простые истины - человек является царем на земле, а коршун в небесах.

По этой причине в душе поэта живет легкая грусть. Он знает, что от суматохи будничных дней, сложной политической обстановки и лжи в жизни избавиться тяжело, скорее невозможно. Но он не хочет мириться с ситуацией, поэтому и написал такое противоречивое произведение.

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация - 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение - монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты «два мощных, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Тема

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек « в поте и пыли », он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры : «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию , повторяя слово « земли ». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он - и вот ушел за небосклон» . Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.

В 1835 и представляет собой небольшую зарисовку из обыденной жизни - наблюдение за полётом птицы. Время написания стихотворения совпадает с периодом, когда поэт жил заграницей. Поэтому в произведении можно отметить наличие нескольких границ - условных и реальных. Поэт ощущает себя в определенных рамках, что и нашло отражение в его стихотворении.

Своеобразный, характерный Тютчеву художественный прием - проведение параллели между явлением природы и состоянием души - основа композиции стихотворения. Практически любая мысль человека может найти отражение в окружающей его природе. Размышления поэта о способности птиц свободно парить в воздухе противопоставляются статичному состоянию человека: Мысль человека не обладает такой же свободой, как птица, для которой не существует границ. Коршун вскоре скрывается из виду, и вместе с ним заканчивается возможность лирического героя узнать, что там дальше, вне поля его зрения, так как полет человеческой мысли ограничен знаниями самого человека - существуют некие границы разума.

В строке «Я, царь земли, прирос к земли!..» прочитывается ироничное отношение автора к положению человека на земле - хоть и находится на высшей ступени развития, человек не всесилен. Природа наделила человека разумом, но дала коршуну два «живых» крыла, которые подарили птице свободу, в то время как человек словно «прирос» к земле.

Употребление глаголов в форме настоящего времени подчеркивает, что действие происходит в этот самый момент - коршун «поднялся», «взвился», «ушел». И путем противопоставления поляны и неба, которые описаны в стихотворении, поэт разделяет понятия земного мира и мира свободы и простора. Так же в стихотворении противопоставляются реальная картина действительности и размышления лирического героя. В первой строфе перед читателем появляется коршун, который поднимаясь с земли, устремляется в небо. Во второй строфе перед читателем раскрывается внутренний мир человека, который размышляет о том, как мать-природа наградила свободой передвижения птицу, а его оставляет на месте:

«А я здесь в поте и пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..»

Необычайно тонкое чувство природы, которое выражается в конкретных понятных всем словах и образах, является отличительной чертой поэзии Тютчева. Природа для поэта становится источником вдохновения, раскрывая мысли и чувства самого Тютчева через природные явления, поэтому практически все стихотворения композиционно напоминают быстрое движение мысли на фоне пейзажных зарисовок.

С поляны коршун поднялся…»

Тютчев Ф.И.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он -

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

1835

1.Тема стихотворения - коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

2.Стихотворение делится на две части, два четверостишия

3.Первая часть - характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В 1-м стихе слово коршун - предмет описания, во 2-м стихе - словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

4. Грамматические основы ясно выделяются в 1-3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю - он видит маленькую точку, которая есть « царь природы», Коршун «убежден», что царь природы - он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

5-6 . Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

к земли” - делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа- мать - приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

7. Художественная картина стихотворения - человек, наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он, «царь земли» не может подняться в небо.

8 . Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека (вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук (- крыльев?) говорит: « Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н.А.Островского говорит: « Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность « летать», причем не в прямом смысле слова.

9-10-11 . Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- « царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом - последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает?- а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!

Текст стихотворения может быть использован при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение» (9 кл), приложение, однородные члены предложения (8 кл), архаизмы (6 кл)

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.