"Садко": описание, герои, анализ былины. "Садко": описание, герои, анализ былины Садко обещает выкупить весь товар

Н. А. Римский-Корсаков
Либретто Николая Римского-Корсакова и Владимира Бельского
Сказочная опера-былина в семи картинах
Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут с одним антрактом

Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Дирижер-постановщик: Владимир Понькин
Художники-постановщики: Игорь Нежный, Татьяна Тулубьева
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художник видеоконтента: Владимир Алексеев
Хормейстер-постановщик: Евгений Ильин
Хореограф-постановщик: Эдвальд Смирнов

Премьера состоялась: 14.11.2015


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Бытовой семейный конфликт или былинные сказы о земле русской?

Опера «Садко» Римского-Корсакова – это не эпос. Это зеркальное отражение нашей жизни в глазах вечной истории. «Садко» начал новую эпоху в «Геликоне» - это был первый спектакль, поставленный на сцене зала «Стравинский» после возвращения театра в свой родной Дом на Большой Никитской.

«Садко» открыл и арку времени, ведь более века назад в первый раз спектакль был представлен публике артистами Московской частной оперы С. Мамонтова, располагавшейся в этом же здании на Большой Никитской.
Артисты прошлого могли бы позавидовать нынешним служителям Мельпомены! Возможности сегодняшней сцены на Большой Никитской безграничны: подводный мир, заморские страны, берег Ильмень-озера, древний Новгород… Всё это появляется на сцене зала «Стравинский» как по мановению волшебной палочки. Современная плунжерная система легко трансформирует пространство, а уникальные видеопроекции помогают зрителям с легкостью переместиться в мир, окружающий героев оперы.

«Получился спектакль, по красоте не имеющий себе равных. Классическая опера Римского-Корсакова превратилась в актуальную оперу-притчу о самом сокровенном – человеческой душе и ее метаниях» - пишет обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин.

По словам режиссера-постановщика, для него в этом произведении «Римский-Корсаков раскрывается как философ. Подобно Вагнеру, он создает три мира: мир реальный, мир подводный – в значении тайный мир подсознания – и мир небесный, который находится над всеми этими мирами. Именно он возвращает Садко к самому ценному, что у него есть – семье. Эта ценность важнее политики и всех идей, даже самых прогрессивных. Подвиги должны совершаться во имя самых близких людей, а не во имя лозунгов и амбиций».

СИНОПСИС

Картина первая
Новгородцы пируют, славя свою вольницу. Гусляру Садко велят петь о богатстве города и красоте купеческих жен, а он поет о своей мечте - о дальних морях, недоступных новгородцам, ибо ни одна река не соединяет Ильмень-озеро с морем. Садко прогоняют с пира.

Картина вторая
Уйдя от людей, Садко поет для дубравы, тростника, Ильмень-озера. Дочери Морского Царя услышали его и выходят на берег. Младшая из сестер, царевна Волхова, ведает: Садко - ее суженый. Чтобы он смог достичь дальних морей, она дарит ему рыбок золото перо.

Картина третья
Молодая жена Садко Любава Буслаевна всю ночь напрасно прождала мужа. Возвратившись, он рассказывает, как посмеялись над его мечтой торговые гости. Но теперь, зная о драгоценных рыбках, гусляр готов биться об заклад, поставив свою голову против всех новгородских товаров. Любава Буслаевна молится о спасении мужа.

Картина четвертая
В Новгороде идет торговля. Садко объявляет о чуде: в Ильмень-озере водится рыба золото перо. Он бьется об заклад и выигрывает, теперь Садко богат. Гусляр просит иноземных гостей рассказать о своих странах, чтобы решить, куда направиться. Садко с дружиной отплывает. Любава Буслаевна в отчаянии.

Картина пятая
Двенадцать лет Садко благополучно плавал по морям и удачно торговал. Морской Царь требует его к себе.

Картина шестая
Садко попадает в подводное царство. Морскому Царю полюбились его песни. Владыка соглашается выдать за гусляра царевну Волхову. Под водой начинается веселый свадебный пир - а на поверхности океана разыгрывается буря.

Внезапно появляется богатырь в образе калики перехожего и объявляет: власти Морского Царя пришел конец, Волхова отправится на землю и станет рекой, Садко будет служить песней родному Новгороду.

Картина седьмая
Садко просыпается на земле. Волхова превратилась в реку, соединившую Ильмень-озеро с Ладогой. Любава Буслаевна все это время ждала Садко - и вот спустя двенадцать лет дождалась. Новгородцы славят море и Волхову-реку.

Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.

Былина «Садко»: краткое содержание для детей

В Великом Новгороде жил молодой гусляр Садко. Так начинается былина «Садко». Краткое содержание повествует о том, что он был очень красивым, но бедным, натурой гордой и самолюбивой. Он зарабатывал себе на жизнь очень живой и проникновенной игрой на гуслях. С одного веселого пира он попадал на другой. Но однажды наступил тот переломный момент, когда его перестали звать.

Прошел один день, потом второй, третий, и тогда всеми покинутый молодец отправился к Ильмень-озеру, возле берега нашел бел-горюч камень, сел на него, достл гусли и заиграл так, словно душа его плачет в тоске и одиночестве. От такой игры вода в озере стала сильно колыхаться, но музыкант не обратил на это никого внимания и вернулся обратно в город.

Царь морской

Теперь каждый день он стал приходить на берег и играть на своем инструменте. И однажды Садко увидел, как от его музыки разволновались и раздвинулись воды Ильмень-озера. На его поверхности появился сам Царь морской, который обратился к музыканту с хвалебными словами.

За такие прекрасные звуки он захотел наградить его бессчетной золотой казной. Царь подсказывает Садко, чтобы тот поспорил с местными купцами, что выловит рыбу с золотыми перьями, и пообещал подкинуть ее ему в невод.

Этот диалог очень интересно описывает былина «Садко». Краткое содержание, однако, продолжается тем, что когда развеселился купеческий народ на одном из пиров, то Садко, воспользовавшись моментом, предложил спор и похвастался, что поймает в озере чудо-чудное, рыбу «золотые перья».

Но никто этим сказкам не поверил, поэтому трое купцов с легкостью согласились биться об заклад. Спорщик трижды закидывал невод и вытаскивал по одной золотой рыбке. Обескураженные купцы отдали проспоренные три лавки самого лучшего товара. Со временем Садко сделался настоящим богачом и стал получать «великие барыши».

Садко обещает выкупить весь товар

Его жизнь сильно изменилась, он баловался настоящей роскошью и воплощал в жизнь любые свои фантазии. У него появились белокаменные палаты, он стал закатывать роскошные пиры и приглашать всю именитую новгородскую знать. Охмелевшие купцы каждый раз начинали хвалиться, у кого добрый конь, у кого жена красавица, а у кого бессчетная казна.

Садко, однако, всегда молчал, но до определенного времени, а вот потом, когда ему предложили чем-нибудь похвалиться, он сказал, что слишком богат и что может купить все товары в лавках Новгорода. Только купец Садко вымолвил эти слова, гости, оскорбленные эдакой непомерной гордыней, сразу ударили с ним об заклад.

Вот так набирает свой интригующий оборот былина «Садко». Краткое содержание продолжается тем, что на следующий день Садко распоряжается, чтобы его дружине выдали кучу денег и отправляет ее во все торговые лавки города скупать подряд весь товар. А сам пошел в гостиный ряд, чтобы тоже скупить все без разбору.

Садко проспорил

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.

Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

В царстве морском

И вот, попрощавшись со всеми, взяв свои родные гусли, он отправляется в море на плоту. Шторм сразу утих, и корабль отправились на своему пути. Садко задремал и проснулся уже в морских владениях в хоромах белокаменных Царя морского, который не скрывал своей радости и сказал, что давненько гусляр ему дани не платил, поэтому и сам в подарочек пошел.

Святой Никола Можайский

Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.

Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.

Родные края

Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.

Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.

Былина «Садко»: краткое содержание и автор

У былины этой могут быть разные интерпретации. По гипотезе некоторых историков, основой этой древнейшей былины стала песня о новгородском купце по имени Содко Сытинець, который упоминается в летописном издании от 1167 года как строитель церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Наверняка образ Садко со временем перетрансформировался в индоевропейский образ мифического жениха дочери владыки морей и океанов.

Раскрывяа тему «Садко»: краткое содержание, автор», нужно отметить, что автором былин и песен является народ. Однако по этому произведению была создана знаменитая опера «Садко» Римского-Корсакова (1897 г.). А в 1952 году была снята великолепная сказка «Садко» режиссера А. Птушко.

САДКО

Опера-былина в семи картинах

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко, возник образ его жены Любавы - преданной, верно любящей русской женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивого повествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

СЮЖЕТ

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы - варяжский, индийский и веденецкий - рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом - все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены - Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего - широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

МУЗЫКА

«Садко» - яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта - в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».

Картина первая - большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни. Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением. В следующей затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы. Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и Нежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты «Как на озере на Ильмене». Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского; город Веденец - Венеция) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере). В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль, высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Широкий оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей. Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

Садко (опера)

Опера Николая Римского-Корсакова. Либретто по мотивам былин создано композитором совместно с В. И. Вельским. Впервые исполнена 7 января 1898 е. в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова)

Действие происходит в Новгороде и на море-окиане в полусказочное-полуисторическое время. Между четвертой и пятой картинами проходит двенадцать лет.

Картина первая. В богатых хоромах братчины в Новгороде идет веселый пир. Гусляры славят именитых гостей, щшь один молодой гусляр Садко не хочет славить их богатства. Если б была у него золотая казна, не сидел бы он сид¬нем в Новгороде, а накупил бы товара красного, снарядил бы корабли и поехал бы искать путей к синему морю. Коль заказан путь на море Варяжское, «поплыл я б по Ильмень- озеру, проволок корабли я бы волоком и прошел по великим рекам я б ко синему морю... По далеким морям, по раздолью земли пронеслася бы слава Новгорода! А и вы бы тогда, гости знатные, за то во пояс мне поклонилися ».

Не понравились смелые речи гусляра знатным людям Новгорода: испугались они, как бы Садко не смутил простой народ, «голь кабацкую». Прогнали прочь купцы дерзкого гусляра.

Картина вторая . Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень-озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. «Слушай, ты, волна зыбучая, ты, раз- дольице широкое, про мою ли участь горькую да про думушку заветную». Всколыхнулась вода в озера Налетел легкий ветерок; закачались и зашумели тростники, заколыхалась вода. И вдруг увидел Садко дивную картину: плывет по озеру стадо белых лебедей. Обернулись белые лебеди красны¬ми девицами - дочерьми царя морского, а прекрасней всех меньшая дочь царя, Волхова. Запел Садко веселую хороводную песню, стали девицы водить круги и разбрелись по лесу. Осталась на берегу лишь царевна Волхова. Рассказала Вол¬хова Садко, что сестры ее все просватаны за синие моря, только ей, Волхове, не быть за синим морем. Быть ей вен-чанной с добрым молодцем. Залюбовался Садко красави¬цей царевной, совсем позабыл свою молодую жену Любаву Буслаевну.

Но начало светать. Пора Волхове с сестрами возвращаться на дно морское. На прощанье дарит она Садко трех рыбок - золотые перья. Закинет Садко сети в Ильмень- озеро, выловит рыбок и будет счастлив: станет он богат и увидит дальние страны.

Картина третья . Всю ночь поджидает Садко молодая жена Любава Буслаевна. Не дают ей покоя горькие мысли: верно, разлюбил ее Садко. Входит Садко. Он рассказывает Любаве, что задумал идти на берег Ильмень-озера и побиться «об велик заклад; заложить свою буйну голову»: есть в озере рыба - золото перо. Любава пытается остановить мужа, но Садко не слушает ее уговоров и уходит искать свое счастье.

Картина четвертая . На берегу Ильмень-озера собрался весь новгородский люд. Много здесь заморских гос- гей с диковинными товарами. Купцы потешаются над Сад¬ко жаль, нет у него казны золотой, а то закупил бы он все товары. И с удивлением слушают новую похвальбу Садко: «Знаю я про чудо чудное, ведаю про диво дивное: есть в Ильмень-озере, есть рыба - золото перо». Не верят гусляру на-стоятели Новгорода, но хочет биться он об заклад: Садко за¬ложит свою буйну голову, а они - все свои товары.

Садко закидывает сети. Не обманула его Волхова, попа¬лись в сети три золотые рыбки, которые обернулись слитками золота. Теперь богат гусляр, и народ поет ему славу. Собирает Садко дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про края далекие, чтоб знать, куда путь держать.

Варяжский гость поет песню о туманном и угрюмом крае варягов. О чудесах и дивных богатствах далекой Индии рассказывает индийский гость. Город звонких песен Веденец, что средь моря стал, славит веденецкий гость. Благодарит Садко заморских гостей, прощается с женой своей Любавой, и отправляется его дружина в дальние страны.

Картина пятая . По окиан-морю синему плывут корабли Садко. Вдруг передний Сокол-корабль останавлива¬ется с повисшими парусами: то морской царь разгневался на Садко за то, что тот двенадцать лет не платил ему дани. Бросила дружина жребий, кому путь держать на морское дно, кому бить челом царю морскому. И выпал тот жребий молодому гусляру Прощается он с дружиной, берет свои гусли и отправляется в Подводное царство. И только скрылся Садко под водой, ветер надул паруса, и снова понесся корабль по синему морю.

Картина шестая . На раковине, запряженной касатками, опускается в терем морского царя Садко. Грозно встреча¬ет его царь Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть. Понравились морскому царю пение и игра молодого гусляра, и решил он женить его на своей дочери Собрались на свадебный пир все чудища морские, стали песни петь да плясать. А когда Садко начал на гуслях подыгрывать, даже сам морской царь с царицей Водяницей пустились в пляс. Началась на море буря небывалая, стали тонуть корабли. И тогда откуда ни возьмись появился могуч богатырь. Тяжелым посохом выбил он из рук Садко гусли - остановилась пляска. «Отпускай же дочь любимую на поверх земли к Новгороду. Быть ей речкой довеку, а тебе пропадать на дне. Власти над морем конец твоей ».

Садятся Садко с Волховой в раковину и покидают Подводное царство.

Картина седьма я. На зеленом берегу Ильмень-озера спит Садко. Волхова поет ему ласковую колыбельную песню. Светает. Волхова рассеивается по лугу алым утренним туманом и оборачивается быстрой речкой. Садко просыпается и слышит горестные причитания Любавы. Радостно зо¬вет он жену: «Что ты плачешь, грустйшь, надрываешься? Не вдова-сирота ты прегорькая,- ты жена моя любимая! »

По широкой реке Волхове бегут бусы корабли, а впереди всех - корабль Садко. Собирается народ. Все дивятся на широкую реку, поют славу Садко, Волхове и окиан-морю синему.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «» - это образец подлинного народного стиля. Она завораживает своим необычным сюжетом и привлекает сказочно-фантастическими образами, а также столь любимой композитором зарисовкой морской стихии. Кроме того, все красочное действие разворачивается на фоне народных тем.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Садко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

тенор новгородский певец и гусляр
Любава Буслаевна меццо-сопрано жена Садко
Фома Назарыч бас старшина Новгорода
Лука Зиновьич тенор воевода Новгорода
Нежата контральто юный киевский гусляр
Океан-Море бас повелитель моря
Волхова сопрано дочь морского повелителя

Краткое содержание «Садко»


По сюжету спектакля Садко – новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Песни, в которых музыкант осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается славить богатство, пришлись не по нраву высшей знати, и его прогоняют с городского пира. Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. По душе пришлось творчество молодого человека дочерям Царя Морского, и одна из них – Волхова, предсказала Садко благополучие и пообещала подарить три рыбки золото-перо. Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Пообещал Садко предоставить доказательства, что есть в Ильмень-озере диковинная золотопёрая рыба. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками. Сказочно разбогател Садко, сразу же собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в страны заморские. Дома осталась ждать его красавица жена.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы. Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород.


На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение, и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время. Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединилась с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко вместе со всей дружиной. Все жители города вышли посмотреть на чудо-чудное - реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

Фото :





Интересные факты

  • Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль. Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара.
  • Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы «Садко», которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет.
  • Инструментальная аранжировка Томми Дорси "Песни индийского гостя" 1938 года, сразу стала классикой джаза .


  • Целых 3 столетия (12-15 вв.) через Новгород проходили все товарные перевозки с Запада на Русь. За счет такой монополии над всем русским рынком, Новгород заработал преимущество перед другими городами Руси в политическом могуществе и богатстве. Ни одному заморскому купцу не было возможности пройти мимо города рыночных дел. По некоторым источникам считается, что Садко - историческая личность. В новгородской летописи (1167 года) сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя "сказочного" героя Садко, а также это подтверждает информацию о том, что он был богат и занимался строительным делом.
  • Квалифицированные историки и фольклористы склоняются к мнению, что история о Садко - вымысел. Одно из доказательств мистификации, по мнению специалистов то, что в писаниях "Джагфар Тарихы" (Фальшивая, историческая летопись. Историки относят этот булгарский свод конца 20 века к современным подделкам) присутствует рассказ о Садыке, который являлся новгородским купцом. По данным текстам Садыка перешел служить тюркам, после заточения в плену.
  • Сценические подробности, многие монологи и диалоги, а также детали по декорациям, которые были упомянуты в нотном тексте, Римский-Корсаков заимствовал полностью из разных былинных и песенных источников, а также не обделил вниманием народные заговоры и причитания. Так, два номера из оперы откровенный народный эпос, Николай Андреевич их только немного сократил, речь идет о былине о Волхве и о песне о Соловье.
  • Московская частная опера С.И. Мамонтова стала первым театром, где была поставлена данная музыкальная драма. Но после удачной постановки в помещении практически сразу произошло воспламенение. Загородный проспект, дом 28 - это адрес, по которому Николай Андреевич провел целых 15 лет. На сегодняшний день его квартира является музеем. Такие великие оперные произведения как "Садко", "Царская невеста ", "Сказка о царе Салтане ", были сочинены в этой самой квартире. По настоящий день всё сохранено также, как и при живом Николае Андреевиче.


  • Существуют различные варианты сказаний о Садко богатом госте. В содержание произведения композитор многое взял из этих вариаций, а также соединил их со сказками, находящимися в сборнике Афанасьева.
  • В былине о гусляре, время произошедшего указано 11-12 вв., но Николай Андреевич изменил временные рамки, создав музыкальную драму полусказочной и полуисторической. Римский-Корсаков написал произведение, имея в виду века, когда в Новгороде только стало появляться понимание, что такое христианство, а старо-языческие веры имели еще очень сильное влияние на народ.
  • Народный художник СССР Ф.Ф. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы "Садко" (Большой театр). Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками. Именно благодаря такой заинтересованности, художник создал великолепные декорации и костюмы к музыкальной драме "Садко". Его художественный труд был настолько хорошо оценен, что в середине 20 века ему вручили Сталинскую премию первой степени.

Популярные арии и номера из оперы «Садко»

Песня Садко "Заиграйте, мои гусельки" - слушать

Колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил» - слушать

Вступление "Океан-море синее" - слушать

Песня индийского гостя - слушать

Музыка «Садко»


Опера «Садко» эпическая. Так, Римский-Корсаков, последователь Глинки , сохранил традиции, которые Михаил Иванович заложил в музыкальной драме "Руслан и Людмила ". Одна из особенностей, которую содержит в себе эпическая драматургия - это отсутствие в опере делений на действия. Произведение "Садко" умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант - это делить на два действия, второй - на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников. Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы.

У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.


Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы "прекращается", и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и "морской" лейтмотив в музыке к произведению.

История создания «Садко»

Работать над «Садко» Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В.В. Стасову. Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество. Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.

В первоначальном сочинении, главенство было у сказочно-фантастических сцен. Само произведение было готово в 1895 году (осенью). Но позже композитор прислушался к совету друга, и уже летом нового года основательно переработал свое детище. Теперь у него появляется помощник - В.И. Бельский - с этим либреттистом Николай Андреевич работал в будущем еще над несколькими операми.

После переделанной партитуры образовались новые персонажи. Гусляр Садко, народный певец обзавелся женой Любавой, которая любила мужа, была ему предана и верна. Также сцены с народом были увеличены, стали более развиты, и обогатились новыми элементами. Такая музыкальная драма получила полнокровный, правдивый характер. И это повествование о мощной, неповторимой народной жизни заняло значительное место среди других великих оперных классический произведений.

Постановки


Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил «Садко» к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра. Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин!

Именно, благодаря "былинному речитативу", как считал сам Римский-Корсаков, опера "Садко" выделялась из других написанных произведений композитора.

Опера "Садко" - одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Анреевича. До сегодняшних дней, она имеет популярность за границей и ставится в лучших театрах мира. На Российских сценах музыкальная драма "Садко" имеет большую популярность.

» - это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Она раскрывает перед слушателем образы старинных сказаний и былин. Эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова .

Н.А. Римский-Корсаков «Садко»