Шедевры древней японии садово парковое искусство. Садово-парковое искусство японии. Предназначение японских садово-парковых ансамблей

Садовое искусство вместе с буд­дизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На про­тяжении всей своей истории, насчи­тывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направ­ления. Этому способствовала приро­да Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, ре­ки, ручьи, водопады, песчаные отме­ли, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выра­жение в стремлении сконцентриро­вать все это разнообразие на незна­чительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ при­роды положен в его основу. Главная функция японского сада - созерца­ние и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулоч­ного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчи­няясь религиозным концепциям буд­дизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:

VI-VIII вв.- период Нара, ха­рактеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются пер­вые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и во­да. Появляется смысловая символи­ка (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).

Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и ки­тайских садовых композиций.

IX-XII вв.- Хейанский период. Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, раз­витием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его компози­ция строится фронтально и воспри­нимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую плани­ровочную схему, его основу составля­ют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канона­ми.



XIII - начало XIV в.- период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и рас­пространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

XIV-XVI вв.- период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Са­ды развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появ­ляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множе­ство вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов яв­ляется положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения исти­ны. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были рас­полагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Ос­новным композиционным принципом, так называемым принципом неопре­деленности, было создание гармони­ческого равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и по­рядок, и движение, и покой. Его мож­но сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространствен­ные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размеще­нии недопустима симметрия.

Длительный период развития са­дов в одном направлении и их кано­низация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначе­нию исторически сложились дворцо­вые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выде­ляли следующие типы садов.

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности компози­ционного построения: пол­ная форма - «син», полусокращен­ная - «со», сокращенная - «гё». Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор компо­зиционных элементов. Форма «гё» более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компо­ненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цве­ту, фактуре. Из них образуют груп­пы: основную - определяет всю композицию - высоту холмов, раз­меры и очертания водоема, разме­щение растений в саду; вспомо­гательную - подчиняется глав­ной и подчеркивает ее основную идею: «гостевую группу» - композиционно не подчиняется глав­ной, но уравновешивает ее; свя­зующую группу, которая ком­позиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разносто­роннему треугольнику, длинная сто­рона которого должна быть обраще­на к фасаду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возмож­ности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространст­во сада.

Вода - основа жизни любого са­да. Она присутствует в форме водо­ема с заливом, островами, песчаны­ми и каменными берегами и изобра­жает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюблен­ным элементом сада является водо­пад.

Почти во всех композициях с во­доемом и островами главное место отводится «острову черепахи» и «ост­рову журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глу­бинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», кото­рый не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символи­чески изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветени­ем плодовых, осень - окраской ли­стьев (особенно клена), зима-ри­сунком обнаженных ветвей. Пред­почтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи,- сосна японская плотноцветная. Из цветущих - сли­ва (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, ор­хидея и бамбук, по японским поня­тиям, образуют «четверку благород­ных» растительного мира. Компонов­ка растений канонизирована и ведет­ся по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада явля­ются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, огра­ды, ворота. Они выполнены из есте­ственного материала - дерева, бам­бука, камня, иногда металла (чугун­ные или бронзовые скамьи), без ла­ка и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естествен­ный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на кам­не, блеклость тонов дерева и бамбу­ка, патина на металле.

В композиционном и цветовом ре­шении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зри­тельное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохром­ной живописью тушью.

Характерной чертой японского са­да является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточен­ной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут ком­поненты сада,- по форме и располо­жению камней, островов и т. д.

«...эстетическая ценность растений, камней, песка, воды (как таковых) является второстепенной по сравне­нию с тем, что они символизируют» . Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренность в переда­че образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти чер­ты проявляются в плоских (фило­софских) садах.

Одним из самых популярных явля­ется сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV - на­чале XVI в. Сад представляет со­бой небольшую прямоугольную пло­щадку (около 23X9 м), расположен­ную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противополож­ной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой под­нимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, располо­жено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специаль­ными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состо­ящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. «Чисто визуально сад на­поминает морские волны, омываю­щие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвы­шаются вершины горных пиков. Зри­тель сам в зависимости от внутрен­него состояния, направленности во­ображения может создать любой об­раз, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии» .

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой при­роды. Художественная задача са­да - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих гра­ницы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. в Японии формируется новый тип са­да - сад чайной церемонии. Он связан с обря­дами чаепития, которые, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях на­селения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие раз­меры, его неотъемлемые части - дорожка, ве­дущая к Чайному домику, сосуд для омове­ния рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни застав­ляли посетителя смотреть себе под ноги, а спе­циально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа.

В XVII-XVIII вв. (период позд­него средневековья) создаются об­ширные сады-парки, представляю­щие собой комплекс садов, перехо­дящих один в другой. Это сады им­ператорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными явля­ются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656- 1695 и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура - 6,6 га, Шигакуин - 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Бла­годаря этому сады получили назва­ние чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца - принца Тосихито. Его центром явля­ется обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой ли­нией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В тради­ционный тип сада - сад «озера и острова» - органически вошли при­емы других типов садов. Но самое главное - это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только

в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин са­да, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскры­вается целое.

Сад Шигакуин - бывшая рези­денция императора Гомицуно. В от­личие от остальных садов он распо­ложен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревь­ев. Все искусственные элементы сада становились передним планом компо­зиции и получали подчиненную роль.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традици­онного жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основ­ном к следующим положениям: 1) типологичность; 2) традицион­ность; 3) символизм; 4) образная трактовка природы; 5) связь с жи­вописью; 6) канонизация композици­онных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет большой инте­рес для современной урбанизиро­ванной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан не­большой (200 м 2) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ногуки. Прин­ципы национального сада широко используются современными япон­скими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые прие­мы получают распространение и в Европе.

В 1987 г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2,7 га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в тради­циях японского паркостроения. В ас­сортимент включены растения япон­ской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), а также других флористических зон, передаю­щие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник ка­зацкий, рододендроны понтийский, желтый и др.).




16 марта 1934 года в Японии были открыты три первых национальных парка: Сето- Найкай,Унзен-Амакуса и Кирисима-Яку. История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта Существенный отпечаток на садово- парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.








Парк Кэнрокуэн или Парк Кэнроку-эн Один из Трех самых знаменитых парков Японии, Кэнрокуэн провозглашен сокровищем национального масштаба. Название Кэнрокуэн («парк шести элементов») отражает шесть взаимодополняющих элементов: простора и уединенности, человеческого труда и налета старины, текущей воды и панорамных видов на обширной территории парка. Сад открыт круглый год, за исключением шести дней с 29 декабря по 3 января. Весной и летом в сад можно попасть с 7 утра до 6 вечера, осенью и зимой – с 8 утра и до половины пятого.




Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году. На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка древний фонтан и чайный домик. Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году.









В японском парке цветы посажены очень тесно и создают очень красивые и причудливые композиции. В парке есть 100 летняя глициния, также около 160 глициний, которым около 60 лет и 1500 азалий, которым более 60 лет. Для столетней глицинии парком создан огромный каркас для поддержки огромного зонтика фиолетово-синих цветов (глициния относится к лиановым, очень хорошо формируется).






Япония: особенности национального чаепития Азиатское гостеприимство очень похоже на русское – вас всегда пригласят за стол и угостят чаем. Но, в отличие от нашего родного самовара, корзинки с бубликами и ягодного варенья, восточный гость предложит путешественнику только миниатюрную чашечку зеленого чая. Это совсем не от скупости: так местные жители демонстрируют свое дружелюбие, предлагая самое, по их мнению, ценное угощение.




Главные атрибуты церемонии: деревянный ящичек с сухими травами, простая керамическая посуда, медный чайник (идеально чистый, но не начищенный до блеска, потому что японцы любят «эффект старины»), бамбуковая ложка и шелковые салфетки. Японская эстетика предполагает чаепитие в чайном домике («тясицу»), расположенном в живописном саду («тянива») для медитаций. Чтобы попасть в него, нужно пройти по каменистой дорожке вдоль сосен и кипарисов («родзи» – в переводе «земля, покрытая росой»).



Если вас пригласили на домашнюю чайную церемонию, похвалите интерьер комнаты и поинтересуйтесь, что написано на свитке, который висит в стенной нише («токомона») – там обычно стоят цветы, аромалампа и листок с мудрым изречением. Хозяин заранее готовит свиток с афоризмом конкретно для церемонии чаепития и придает выбранным словам большое значение.

Историческая справка

Японский сад - это один из вариантов декоративного обустройства природного ландшафта, он по праву может претендовать на звание самого оригинального и в то же время естественного дизайна

Японский сад - вершина ландшафтной архитектуры. При всей своей видимой простоте он очень сложен. Эта изысканная, глубоко продуманная простота оказывает на зрителей сильнейшее художественное воздействие.

Историческое формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в течение столь долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении. Садовое искусство в современной Японии находится на высочайшем уровне развития. И все это благодаря характеру природы Страны восходящего солнца. Своеобразные скалистые горы, лесистые холмы, водопады и различные песчаные отмели только дополняют вдохновение японцев. Окруженные столь разнообразными пейзажами, местные жители погружаются в мир фантазии, что находит выражение в создании все новых и новых композиций.

Японский сад видоизменяется с культурой, царствующей на определенном промежутке времени, но всегда строго соответствует религиозным требования

Первые японские сады были созданы в древней столице Нара (VIII в.). Ансамбль города в регулярности плана и отчетливости структуры совпадал с буддистской символической схемой мироздания - мандала. Нара возведен по подобию китайской столицы Чань-ань, поэтому неудивительно, что первые сады Японии тоже были созданы по образцу китайских. В летописи «Нихонсёки» упоминаются корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками в период правления императрицы Суйко, там также есть упоминание об одном человеке, имевшем прозвище «министр садов» за то, что он разбил вокруг дома великолепный сад.

Особенности:

  • 1. Символизм
  • 2. Миниатюризация
  • 3. Преобладающая гамма садов - зеленая
  • 4. Обязателен источник воды
  • 5. Много хвойных растений

Садовники:

Маэдо, даймё; Маэда Цунамори

Кэнроку-эн

Парк Кэнроку-эн - самый большой парк Канадзавы, один из Трёх знаменитых парков Японии. Название означает Сад шести достоинств . Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году.

Мост летящих гусей. Парк Кэнроку-эн

На территории в 25 акров (114 436,65 мІ) расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка - древний фонтан и чайный домик.

Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.

Кораку-эн

Кораку-эн - один из Трёх знаменитых парков Японии, наряду с Кайраку-эн и Кэнроку-эн. Первоначально парк назывался Коэн (поздний сад), потому что был разбит после завершения строительства замка Окаяма, напротив которого находится парк. Своё название Кораку-эн получил в 1871 году.

Парк Кораку-эн находится в городе Окаяма, главном городе префектуры Окаяма, на острове Хонсю в Японии. Парк занимает площадь в 13 гектаров и расположен в районе Асахигава.

Работы по разбивке Кораку-эн были начаты в 1687 году и закончены в 1702 местным феодалом Икэдой Цунамасой.

В нынешнем виде парк существует с 1863 года. В 1871 году Кораку-эн был передан префектуре Окаяма, а с 1884 года он открыт для посетителей.


Во время Второй мировой войны, в 1945 году, этот парк-сад сильно пострадал от бомбардировок, но впоследствии был восстановлен по старинным рисункам и чертежам

Добавить в закладки:


Генетические корни японского сада с его формализованными компонентами, приемами композиции уходят в древние «доархитектурные» формы. Уходят в тот период истории Японии, который можно было бы на-звать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанным с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Японии сформировалась религиозная система «синто» — «путь богов», которая впоследствии определила не только принципы формирования садово-паркового искусства, но и многие особенности японской культуры. В древнем синтоизме отсутствовали визуально воспринимаемые символы божеств, их идентифицировали с конкретными предметами или явлениями природы. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении: божество нельзя видеть, но его можно ощущать путем переживания красоты природы и ее ритма, можно приобщиться к божеству и, созерцая, постичь истину. Скрытая сила «моно-но-кэ» (материальный предмет и одновременно бесформенное, «первоначальное» пространство) и «кэ» (таинственная сила, пронизывающая все предметы и пространства).

Первым вещественным олицетворением моно-но-кэ стал камень, осознанный как вместилище, оболочка божества. Это был важнейший этап философского и художественного постижения действительности, формирования не только религиозных представлений о божестве, но и соотношения предмет - пространство. Места поклонения создавались из предмета - камня, огороженного веревками, и засыпанного галькой пространства, обычно прямоугольного, в котором это божество существует. Место поклонения не имело никаких сооружений и символически отделялось от окружающей природы, в сущности, оставаясь единым с ней. Искусство камней и эмоциональное отношение к ним было отчасти связано с фаллическими культами, специальные алтари которых сохранились до сих пор. Композиционная схема сада обязательно учитывает различие камней, выражающих мужское или женское начало.

Наивный первобытный синтоизм послужил основой для двух важнейших эстетических идей, сформированных из обожествления природы и поклонения ей: символизации природной формы и символизации через пространственную форму. В течение всей своей истории Япония заимствовала художественные и другие идеи у разных народов. Однако, проходя через призму национального сознания и традиционного художественного опыта, идеи ассимилировались и совершенно видоизменялись, наполняясь новым смыслом в контексте каждой конкретной эпохи. Даже буддизм с его разработанной философией и сильной системой религиозных догматов получил в Японии иные формы, чем в Индии, Китае и других странах.

В VI веке Япония официально приняла буддизм, который ассимилировал местное учение и трансформировал его в рёбусинто, смысл которого заключается в идентификации синтоистского и буддистского божеств. Высокая духовность личности в мироощущении буддизма соприкоснулась с наделенной духовностью природой, что было основой основ синтоизма. Отсюда возникло совершенно особое восприятие окружающего мира, его неразрывного единства с человеком, их глубинной внутренней связи.

Японская культура впитала в себя в значительной мере переработанные космогонические представления об инь — ян и постоянстве изменений. «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три — все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполне-ны ци и образуют гармонию» (Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин»).

Общие буддистские тезисы о вездесущности Буд-ды (он живет во всем, в живой и неживой природе), о перерождении (что, в общем-то, ставит человека в один ряд с природой во всех ее проявлениях) в сочетании с идеями даосизма и конфуцианства заняли важ-ное место в осмыслении отношения человека к миру природы и его места в этом мире.

Первые японские сады были созданы в древней столице Нара (VIII в.). Ансамбль города в регулярности плана и отчетливости структуры совпадал с буддистс-кой символической схемой мироздания - мандала. Нара возведен по подобию китайской столицы Чань-ань, поэтому неудивительно, что первые сады Японии тоже были созданы по образцу китайских. В летописи «Нихонсёки» упоминаются корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками в период правления императрицы Суйко, там также есть упоминание об одном человеке, имевшем прозвище «министр садов» за то, что он разбил вокруг дома великолепный сад.

Формирование самобытной культуры в VIII и IX веках проходило под интенсивным воздействием Китая, переживавшего период блистательного расцвета поэзии, живописи, архитектуры. Китайские образцы были своего рода эстетической нормой и эталоном.

Континентальная (китайская) идея сада как искусственно преобразованной природы в сочетании с пространственными представлениями анимистических культов древней Японии преобразовала традиционную форму японского средневекового сада. Сады Китая создавались как земное подобие рая, где сама красота природы должна помочь человеку проникнуть в тайны бытия и достичь бессмертия. Сад давал уединение, возможность наслаждения и созерцания мощи и величия природы.

В это время в Китае еще не существовало строгих канонов, определяющих построение сада, была общая конструктивная схема: скелет (горы) и кровь (вода), что выражало главный и общий космогонический принцип единства и противоположности двух начал - положительного, светлого мужского (гора или камень) и отри-цательного, темного женского (вода). Сама композиция сада должна была оставлять впечатление свободы, не-принужденности и нерегулярности, свойственных самой природе — этой могучей стихии, прекрасной в своей естественности, в единстве и столкновении своих сил. Передать пульс природы, ее жизненный ритм невоз-можно случайным соотношением ее отдельных деталей. Задача художника — понять внутренний смысл жизни природы и выразить его в своем произведении.

Китайская идея искусственного и одновременно естественного сада еще не была воспринята в культуре Нара, времени утверждения буддизма. Создавая большие архитектурные комплексы, такие, как Тодайдзи, архитекторы оставляли природное окружение в своих естественных формах, организуя пространство вокруг храмов планировкой путей движения процессий. Разум и воля архитектурно-планировочного решения контрастировали со стихийностью природы, а не соответствовали ей, как это произойдет в последующей эпохе — Хэйан, важнейшем периоде в истории японской художественной культуры.

Ощущением, чувством, переживанием красоты че-ловек проникал в сущность бытия. Но буддистская иллюзорность и эфемерность мира лишали чувство красоты жизнерадостности. Красота быстротечна, она мгновенна, едва уловима и преходяща, готова в следующий миг исчезнуть бесследно. Изысканная хэйанская куль-тура основала новый тип отношения к миру - любование. Не просто наблюдение, а переживание и острое восприятие. Красота открывается человеку только в моменты наивысшего эмоционального напряжения. А язык подлинной эмоции - это поэзия, и именно в эту эпоху были созданы классические произведения японской литературы. Хэйанская культура оказала решающее воздействие на формирование японского садово-парко-вого искусства, поскольку открыла новое отношение человека к природе — созерцание.

На смену изысканной и утонченной эпохе Хэйан приходит мужественный, брутальный культ силы эпохи Камакура (XIII - XIV вв.). Являясь практически антитезой предыдущему периоду, время военного дворянства создало предпосылки для формирования нового отношения к природе. Не чувственная красота, олицетворяющая переживания че-ловека, но одушевленность, могущество и сила природы кажутся теперь ее главными качествами.

После объединения страны под властью сегунов Асикага обе культуры — хэйанская и камакурская постепенно сближаются, что послужило основой для расцвета искусств периода Муромати. Идеалам пришедшего к власти военного сословия соответствовало учение дзэн. Признание духовности человека, восприятие человека как части природного мира, равнозначной всему другому, определило отношение дзэн к окружающему. Природа не противостоит человеку как враждебная сила, он един с ней, он — часть ее. «Познавая мир, познаете самого себя». Согласно учению дзэн, в созерцании природы самое главное - слияние субъекта и объекта, ощущение человеком природы как части своего естественного бытия. «Красота заключена не в форме, а в смысле, который она выражает, и этот смысл раскрывается, когда наблюдатель всю свою сущ ность передает носителю этого смысла...».

Аскетизм дзэн основан на уважении к природе, но это не подавление личности, а отсутствие эгоизма в отношении с миром природы, отказ от самоутверждения. Аскетизм дзэн — это простота, умеренность, мужественность, его путь — интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях. Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять ее логически невозможно. Интуитивное постижение истины возможно в один из моментов просветления. «Вселенная каждый раз возникает, когда человек открывает глаза, чтобы взглянуть на нее». Не отрицая полностью интеллект, дзэн признает его лишь в той мере, в какой он совпадает с интуицией. Образ-символ, образ-знак помогают поэтически-метафоричному способу мышления дзэн иррационально, интуитивно постичь истину. Такой тип художественного мышления определил структуру канона японских садов, которые в этот период стали лаконичным и концентрированным выражением мироздания. Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды в семиотической природе японского садового искусства является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют.

Синтоистская традиция символики пространства путем его отождествления с божеством выросла в сред-ние века в устойчивую традицию одухотворения архитектурно-пространственной формы, насыщения ее этнической и религиозно-философской содержательностью. При этом изменение пространственных концепций в средневековом искусстве садов от его сложения в периоды Нара и Хэйан к канонизации жанра под влиянием буддизма дзэн в эпоху Муромати в целом было явлением сложным и многослойным.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Садово-парковое искусство Китая и Японии

Китай. Первые сведения о садах в этой стране, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га. К сожалению, сведения о планировке древних китайских парков до нас не дошли.

Устройство садов в Китае имело два направления. Одно из них характеризовалось наличием миниатюрных садов на небольших участках земли. К ним относились многочисленные сады в Сучжоу и Шанхае. В этих садах деревьям приданы карликовые формы.

Характерной особенностью второго направления являлось использование под сады и парки обширных участков земли с устройством водоемов, объединенных в единую композицию.

Одним из лучших образцов парков этого направления, который сохранился до наших дней, является парк Ихэюань, расположенный в пригороде Пекина. Парк имеет площадь 330 га:

Парк Ихэюань является как бы собранием уменьшенных копий наиболее красивых местностей Китая (3). Центральным мотивом парка являются озеро Куньминху и гора Ваныпоу-шань. Под горой извивается ручей. Пейзажи берегов ручья имитируют местности, характерные для провинций, расположенных южнее р. Янцзы.

Особенности садово-паркового искусства этих двух направлений заключаются в следующем: основой создания садов и парков служат природные пейзажи страны; для паркового пейзажа использованы образы, взятые из живописи; рельеф обработан с такой тщательностью, что воспринимается как созданный природой; важнейшим элементом сада является вода; сады наполнены всевозможными сооружениями, фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, скульптурных изображений птиц и животных; ассортимент деревьев в садах очень разнообразен.

В XVII--XVIII вв. садово-парковое искусство Китая особенно быстро развивалось при императоре Чен Люнге. Сады Китая были и монументальными и миниатюрными. В парках множество различных сооружений: павильоны, беседки, галереи, стены, ограды, мосты и пр. Парковые аллеи оформлялись большим количеством декоративных элементов. Для мощения применяли известковые камни, мраморные плиты, мозаику, дорожки украшали рисунками птиц и животных.

В парках часто создавался искусственный рельеф. Деревья и кустарники высаживали группами и даже целыми рощами, из которых наиболее популярны бамбук, слива и сосна. Большое внимание уделялось цветочному оформлению. Широко использовались водоемы, скалы. Наиболее известны парки Ихэюань (330 га) и Бейхай (104 га) в Пекине, сад Лю в Сучжоу (4).

Япония. Появление японских садов относится ко времени правления императора Суико (592--628 гг. н.э.). При создании садов японцы широко использовали пейзажи, изображенные на картинах. Главными сюжетами являлись горы, холмы, камни и вода. Сад по-японски называется «тен-сай», что означает «гора и вода». Иногда в садах нет конкретного изображения холмов, родников или рек, а есть лишь намек на их форму -- символ. Тогда возникает так назы-

ваемый «сухой пейзаж», который стремится передать красоту долин и ущелий, горных потоков без применения воды. В таких садах основную роль играет камень. В Японии имеются сады, состоящие лишь из камней и песка.

Одним из характерных садов этого типа считается сад Риосанджи в Киото. Сад имеет форму прямоугольника. Плоская его поверхность посыпана крупным белым песком, на котором находится 15 камней различной формы. Белый песок обработан бамбуковыми граблями для создания иллюзии морских волн. Здесь нет растительности, но благодаря пропорциям и искусному расположению камней этот сад является выдающимся произведением садового искусства Японии.

Из растительности наиболее распространены в японских садах лиственные и хвойные вечнозеленые деревья. Особой популярностью пользуется плотноцветная сосна, запечатленная многими художниками в гравюрах и рисунках. Характерной чертой японского сада являются карликовые деревья, выращенные в горшках. Деревья эти закручены и согнуты с таким мастерством, что создается впечатление, что не рука человека, а природа придала им эти странные формы.

Цветы в японских садах встречаются редко, но в прудах почти всегда выращиваются ирисы, лотос, лилии.

Первые дошедшие до нас из различных источников сведения о парках Японии относятся к нашей эре. Парки в Японии предназначались для уединения, раздумий, тихого созерцания красоты природы, воплощенной в садовой композиции. Основные элементы композиции -- рельеф, причем не только естественный, но нередко и искусственный, водные устройства -- пруды, речки, водопады, скалы самой различной формы и величины, разнообразнейший ассортимент пород деревьев и кустарников, лиственных, хвойных, вечнозеленых и красиво цветущих.

Характерная особенность японского сада -- пейзаж с элементами символики, формируемый в расчете на воображение человека, который должен домыслить тот или иной пейзаж. Например, если на участке нет водного зеркала, его заменяют гладким песком, а горы символизирует композиция из скал и камней.

Японский сад или парк в основном бывает трех типов: плоский сад без водоема, плоский сад с водоемом и островками и сад с холмами и водоемом (5).

Уже в XII в. в Японии появились трактаты по садово-парковому искусству; в них изложены основные теоретические положения и принципы садово-паркового строительства, указаны правила пользования территорией и ее членения. Рекомендован следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля, %: 40 -- под здания, 30 -- открытые пространства сада или парка, 30 -- зеленые насаждения.

Насаждения для оформления сада или парка выбирали очень тщательно, цветочный декор почти отсутствовал. Из хвойных деревьев излюбленной породой была сосна обыкновенная. Применялись другие виды сосны, а также кедр, ель, криптомерия, кипарис, тисе, можжевельник и др. То же самое можно сказать о лиственных породах и красивоцветущих; наряду с плодовыми -- вишней, сливой, абрикосом -- часто применялись магнолия, рододендрон, форзиция, дафне, вейгелия. Встречались реликтовое дерево гингко, камфарное дерево и др.

Для японского садово-паркового искусства не характерно яркое красочное оформление, оно скорее одноцветно. Большое значение имеют камни; то крупные, то мелкие, их располагают в зависимости от замысла вертикально или горизонтально, заменяя таким образом скульптурный декор. Камни устанавливают в одиночку, группами, создавая холмик или грот, подчеркивая поворот дорожки или береговой линии. В Японии популярно создание миниатюрных «парков», умещающихся в керамической вазе, но поражающих полнейшим сходством карликовых деревьев с их настоящими прототипами. Искусство создания таких садов называется «бансай». Оно возникало в Японии около семи веков назад. На западе «японские карлики» приобрели известность после того, как на Международной Парижской выставке 1937 г. они получили Золотой приз.Японские сады

Японские сады возникли под впечатлением китайских садов. Отличие японского и китайского садов С.С. Ожегов описывает так «… В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной, группы зданий. Китайский сад включает симметричные группы зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. В Китае основные, наиболее выразительные точки зрения на пейзаж подчёркнуты беседками, воротами, специальными круглыми проёмами (в форме луны). Японский сад проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль обусловленного пути следования…».

Религия Японии - синтоизм - своими корнями уходит в природу. Церемонии и боги синтоизма тесно связаны с временами года и пейзажем. С возведением столицы - Киото - культура создания садов начала расцветать. Это время известно как период Хейан (794- 1185 г н.э.), который связывают с появлением характерного для садов стиля. Многие сады в этот период занимали большие территории. Почти всегда в центре сада располагался большой пруд, который служил ещё и для снабжения водой. В садах особо ценили раннецветущие растения, большое внимание уделяли вечнозелёным растениям и хвойным. Для осеннего цветения широко использовали хризантемы. Японский сад - это огромный источник образов для зрителя, место превращения и уголок мечтателя, позволяющий выйти за пределы каждодневной реальности. Сады в Японии в прошлом предназначались для медитации, их создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств. Первое упоминание о саде в Японии относится к 74г н.э. Первые сады, по литературным источникам, изобиловали извилистыми ручейками, их разбивали вокруг прудов. Растения в садах были очень разнообразными.

Основные идеи японского сада: миниатюризация и символизм, основные качества - природная достоверность и художественность. Японский сад рассчитан на статическое восприятие. По традиции сады планируют так, чтобы с места наблюдения, особенно с берега водоёма, открывался живописный вид.

Основные материалы для японских садов: вода, камень, растительность.

Вода по площади может занимать от 30 до 70%, устраиваются острова, всевозможные мостики. Камень и вода символизировали мощные силы природы, и эти устройства садов по сей день не утратили своего символического значения. Отдельные и собранные в композиции камни (исигуми) являются «скелетом» сада. Камни в садах всегда располагались по особым правилам, их подбирают по типу, цвету, фактуре.

Японский сад пропитан символикой, например, острова в водоёмах - черепаха, журавль.

Создавались сады мхов, сады камней, миниатюрные сады, сады для чайных церемоний.

Именно в Японии научились специально старить камни, скульптуры, выращивать миниатюрные растения.

«… Традиции Киото различают три типа садиков: «Ке» предназначен для внутренних домашних нужд; «Харе» служит для формальных традиционных церемоний; сады «Суки» несут только эстетическую функцию. Нередко в одном садике сливаются функции «ке» и «харе» или «харе» и «суки»…»

Японский сад - особый сад, мы у себя дома всего лишь приспосабливаем его к естественному природному окружению и культуре страны, в которой он создаётся. Нам удаётся только придать японский колорит какому-либо одному участку своего сада или же использовать отдельные элементы как садовые украшения, например, японские фонари их расставляют независимо от изначальной символики как исключительно декоративные садовые украшения. Чтобы создать атмосферу Востока, достаточно соорудить маленький пруд и сады из камней или песка или гравия, расположить фонари в восточном стиле. Как правило, мы создаём гибрид японского и традиционного западного стилей, такое смешение стилей может выглядеть очень эффектно, чем строгое подражание японскому стилю.

Сады Китая. История садов Китая насчитывает более трёх тысячелетий. Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле.

Китайский ландшафт - это сочетание геометрических форм архитектуры зданий в гармонии с мастерски - сделанными искусственными пейзажными композициями (как правило, речь идёт об императорских дворцах). Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга. Их сложно объединить в том или иной стиль, кроме того большой сад внутри делился на несколько - это были сады естественных пейзажей, домашние сады, сады учёных, сады литературы. Сады учёных и литературы - в них нет официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы.

В Китае сады делали путём совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы. Своеобразное понимание природы в садово-парковом искусстве Китая, одного из самых древних и самобытных искусств в мире, оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе. Обобщение и отражение облика природы служит основным принципом. Китайцы «отдохновение предпочитают прогулке», отсюда и построение сада, основанное на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой.

Большая смена впечатлений создаётся построением сложного рельефа: холмы, скалы, овраги сменяются долинами и лугами, тёмные хвойные леса перемежаются с солнечными лиственными лесами, мшистые скалы с бурными потоками сменяются спокойной гладью озер. Меланхолия, радость и ликование вызываются путём контрастных решений сада. Для усиления впечатлений китайцы пользовались звуковыми эффектами бушующего ветра, эха, пения птиц, шума воды. Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками, пагоды (композиции из естественного камня) и другими сооружениями, которые ставились на местах с лучшими видами для отдыха и любования природой. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожаются даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка.

Парки разделяются обычно на несколько комплексов с центральным ансамблем, доминирующим над всем парком. Характерно, что архитектурные ансамбли имеют регулярную планировку и строятся на южных склонах по строгой оси, направленной с севера на юг таким образом, чтобы фасады зданий были ярко освещены солнцем.

Вся территория делится на три части - среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный холм. Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки. При создании ландшафта китайские мастера, прежде всего, старались выявить самобытность каждой вещи.

Восемь основных принципов обустройства парка, разработаны китайскими архитекторами:

1. Действовать в зависимости от внешних условий (наличие воды, рельеф местности);

2. Максимально использовать окружающую природу (использовать то, что находится за забором и вокруг);

3. Отделять главное от второстепенного (что будет главное на участке - то и нужно выделить);

4. Использовать контрасты (большое и малое, светлое и тёмное, высокое и низкое, широкое и узкое и …);

5. В малом добиваться большего;

6. Использовать постепенное раскрытие видов;

7. Использовать гармонию пропорций;

8. Учитывать время восприятия пейзажа.