Скачать научно педагогическая деятельность преподавателя в вузе. "профессионализм педагога вуза как условие развития личности студента". Какие должности существуют в высших учебных заведениях

Дидактический материал

Учебные цели

1. Выявить специфику и функции педагогической деятельности в вузе.

2. Составить квалификационную характеристику преподавателя высшей школы.

Отводимое время -2 часа.

Структура занятия:

1. Основные виды деятельности современного преподавателя вуза – фронтальный опрос.

2. Выявление основных профессионально-педагогических способностей и качеств преподавателя вуза – составление квалификационной характеристики с использованием компетентностного подхода - работа в микрогруппах.

3. Подготовка наглядных иллюстраций на плакатах – презентация результатов работы представителями из группы.

- подготовка к зачёту за второй семестр и итоговому экзамену.

При подготовке к занятию с использованием нижеприведённой литературы рекомендуется самостоятельно изучить существующие в теории образования подходы к моделированию личности и деятельности педагога (учителя, воспитателя, преподавателя и т.д.). Во время работы в микрогруппе необходимо зафиксировать те качества (или компетенции), которыми, по вашему мнению, должен владеть преподаватель современного вуза. В дополнение ответить на вопрос: отличается ли преподаватель высшей школы XXI века от преподавателя XIX, XX веков?

В работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и А.И. Щербакова выделены следующие виды деятельности педагога:

Диагностическая деятельность (от греч. diagnosis - распознавание, определение) - связана с изучением студентов, установлением уровня их воспитанности и особенностей учебной деятельности и поведения.

Ориентационно-прогностическая деятельность (от греч. pro - вперед, gnosis - знание) выражается в умении преподавателя на основе знания особенностей и уровня воспитанности студента определять цели, задачи и направление предстоящей педагогической работы, т.е. то, чего конкретно нужно добиться, что нужно улучшить в их обучении и поведении.

Конструктивно-проектировочная деятельность - состоит в том, что преподаватель, определив цели и задачи предстоящей педагогической работы, моделирует и детализирует содержание, формы и методы ее осуществления.

Организаторская деятельность направлена на вовлечение студентов в намеченную учебно-воспитательную работу, придание ей увлекательных форм, распределение обязанностей между обучающимися и побуждение их к проявлению активности.

Информационно-объяснительная деятельность , при её осуществлениипедагог выступает для студентов не только как организатор обучения и воспитания, но и как источник знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.



Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием, которое оказывает на студентов умение преподавателя общаться, воздействовать на них своей личностью, поддерживать с ними гуманно-доброжелательные отношения, вселять в них уверенность в успехе, проявлять заботу, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью.

Аналитико-оценочная деятельность - заключается в постоянном анализе (на основе обратной связи) проводимой учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных сторон и недочетов, в сравнении достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечалось осуществить, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения и воспитания.

Исследовательско-творческая деятельность - состоит в том, что применение педагогической теории само по себе требует от преподавателя известного творчества. Теоретические и методические идеи в педагогике отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение, касающееся уважения студентов и требовательности к ним, в реальном учебно-воспитательном процессе имеет множество методических модификаций.

Научная деятельность , основное значение которой заключается в постоянном повышении уровня профессиональных знаний преподавателя, а значит и с повышением его авторитета в глазах коллег и студентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

А ктуальные проблемы преподавательской деятельности в вузе

Богданов В.Г.

Крапивин А.Д.

Образование для любого человека во все времена было и остаётся весьма важной и актуальной проблемой, особенно высшее. Каков образовательный ценз большинства людей, таково и общество, в котором они живут. Обращение к этой теме и решение этого вопроса относится и к высшей школе. Главная задача здесь - обеспечить развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности на благо отечества. Этим нередко определяется оценка уровня развития той или иной страны. А это достигается уровнем и методами преподавательской деятельности учителей, что оказывает решающее значение на социальный прогресс и продуктивность общества и играет ключевую роль в его преобразованиях, обеспечивая соответствие человека современным и будущим требованиям.

Это предполагает использование в высшей профессиональной школе определённых педагогических технологий в течение всего процесса преподавания и усвоения знаний любого предмета с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие. Педагогическое мастерство преподавателя вуза состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Это творческий процесс, и задача преподавателя - заинтересовать студентов преподаваемым предметом, что, несомненно, скажется продуктивностью образовательного процесса.

Научно-педагогическая культура профессорско-преподавательского состава, личность преподавателя являются исходным и непременным условием и фактором эффективности обучения. Нет плохих учеников - есть плохие преподаватели.

Для успешного функционирования преподавательской деятельности нужна тщательно продуманная настройка всех её составляющих, определённая гибкость и приспособление её к индивидуальным потребностям личностной базовой подготовки. Здесь неизбежно нужно присутствие личностной составляющей деятельности педагога, особенностей контингента студентов, их общего настроения и психологического климата в группе. Учитель должен быть хорошим психологом.

Современный кризис сказался и на преподавательской деятельности, когда педагоги получают недостаточно высокую зарплату и вынуждены уходить на другую работу.

В рамках личностно-ориентированных технологий педагогики самостоятельным направлением выделяются гуманно-личностная составляющая, технология сотрудничества с приоритетом индивидуального подхода к учащемуся, нежестким демократическим управлением, яркой гуманистической направленностью содержания образования.

Гуманно-личностная деятельность преподавателя отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, демократичностью педагогических отношений, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, проповедуя идеи всестороннего уважения к студенту, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Прежде всего, - это создание и обеспечение комфортных условий для учителя и учащихся. В хорошо отремонтированной и оснащённой аудитории и стены помогают в обучении. Важным моментом является и внешний вид, как самого преподавателя, так и учащегося.

Необходимо ориентироваться на развитие личности и её способностей, создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и их реализацию, особенно активных профессионально важных качеств, которые в дальнейшем должны развиваться и наращиваться.

Должна быть общеобразовательная технология обучения от начальных кафедр до выпускных, хотя не исключается и локальный уровень отдельных частей учебного процесса.

Необходимо ставить конкретные цели и чётко контролировать процесс их реализации, сосредотачивая внимание на главном, не отвлекаясь на частности.

Важно оценить и полноту выполняемых целей, так как используемая иногда одна образовательная технология помогает решению только одной группы задач, но не имеет возможностей для решения других не менее важных проблем становления и развития высшего образования.

Переход преподавательской деятельности в вузе на рельсы педагогической технологии означает решительный поворот педагогической практики от произвольности в построении реализации образовательного процесса к строгой обоснованности каждого его элемента и этапа, нацеленного на объективно диагностируемый конечный результат.

Только традиционная личностно-ориентированная парадигма образования сейчас явно недостаточна. Такой подход не ставит личность преподавателя в активную профессиональную позицию, ориентируя его на исполнительность чужих (хотя и педагогически верных) рекомендаций. Современные требования в образовании ставит педагога в активную творческую позицию, способного самому действовать по ситуации и находить нестандартные решения в непредсказуемых случаях.

На наш взгляд, преподавательская технология предполагает совокупность разнообразных методов, приёмов, средств и техник, которые выступают в единстве, и нацелены на решение определённой задачи, среди которых - повысить интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые оказываются включёнными в содержание учебного занятия, а также поднять результативность обучения, сформировать навыки практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, создать условия для формирования личной позиции студента, развивая коммуникативные навыки.

В учебе студентов-первокурсников важную роль приобретает адаптация их к вузовской жизни и социальное закаливание в новой среде, чему хорошо способствуют кураторы, а также система «малых групп», которая нужна и важна и на старших курсах.

Сотрудничество, демократизм, равенство, партнёрство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента - вот технологии высшего преподавательского процесса в вузе. При этом делают акцент на предоставление студенту свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, студент наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Важным аспектом улучшения качества обучения является повышение квалификации преподавателя, обеспечение единства его учебной и научной деятельности, разработка и реализация программ развития личности и коллектива, формирование ответственного отношения к работе по избранной профессии, воспитание положительного эмоционального отношения к профессии, коррекция ценностных ориентаций.

Научно-исследовательская работа, рефераты, сообщения, доклады, конференции также способствуют повышению качеству образования.

Активная преподавательская деятельность должна обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда студентов, что обусловлено бурным развитием информации, которую необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Умному преподавателю ответы студентов нужно интерпретировать так, что они являются небольшими открытиями и позволяют увидеть в новом ракурсе излагаемую проблему, и поднять, таким образом, авторитет обучаемого.

Литература

преподаватель педагогика студент вуз

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский.- М., 1980. - С.28-45.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Изд. Педагогика, 1995.- С. 60-72.

3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы [Текст] / Е.В. Бондаревская - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.- C. 62-84.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий - М.: «Высшая школа», 1991.- 207 с.

5. Внедрение в образовательный процесс вузов современных педагогических технологий [Текст]: Методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина; отв. ред. Н.Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007.- 171 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия профессиограмм и психограмм, методологические принципы их разработки. Основные факторы качества преподавательской деятельности в ВУЗе. Ответственность как основной интегративный показатель мастерства и профессиональной компетентности педагога.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2013

    Основные цели и задачи деятельности преподавателя. Свойства личности педагога. Структура готовности к педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция преподавателя. Группа умений педагога воздействовать на личность и коллектив воспитанников.

    презентация , добавлен 13.03.2015

    Основные принципы, виды и формы организации учебной деятельности в вузе. Методика проведения лекционных и семинарских занятий. Самостоятельная учебная деятельность студента в условиях заочного обучения. Формы контроля и критерии оценки усвоения знаний.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2015

    Примерное распределение часов и видов занятий на изучение отдельных разделов учебной дисциплины в педагогическом вузе. Специфика профессиональной деятельности педагога, ее структурная организация. Основные функции преподавателя, структура его мастерства.

    презентация , добавлен 01.05.2013

    Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Раскрытие понятия инновационной деятельности педагога, ее основные характеристики. Роль педагога в реализации основных идей образования. Параметры инновационного потенциала педагога, его готовность к инновационной деятельности и условия ее развития.

    реферат , добавлен 02.03.2016

    Сущность и структура педагогической деятельности, ее основные задачи. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы. Принципы и правила успешного воспитания. Понятие и цель компетентностного подхода, стили педагогического общения.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Уровни умственного развития. Социальная ситуация развития. Основные линии психического развития. Развитие интеллекта. Развитие личности. Психологический анализ урока в деятельности педагога. Школьник как субъект учебной деятельности.

    реферат , добавлен 06.09.2007

    Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности, проблемы ее формирования. Характеристика компонентов структуры готовности личности студента к профессиональной деятельности. Требования к специалисту с высшим образованием.

В современной социально-экономической ситуации в России успеха может добиться человек, вооруженный знаниями и способный адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Именно в этом на сегодняшний день и заключается цель российской высшей школы. Достичь цели невозможно без соответствующего методического и кадрового обеспечения, а значит, требуется специальная подготовка преподавателей высших учебных заведений.

Профессия педагога, в том числе и преподавателя вуза, относится к типу «Человек - Человек», по классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым (по предмету труда) . Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие с другим человеком. К этой группе можно отнести профессии менеджера, педагога, психолога, продавца.

Педагогическую деятельность можно определить как целенаправленный процесс решения целей и задач обучения и, кроме того, развития обучаемых. Положительные изменения в личностном развитии обучаемых происходят только в том случае, когда их цели совпадают с целями деятельности педагога.

Содержанием педагогической деятельности являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Отличительная особенность педагогической деятельности - ее совместный характер: работа педагога немыслима без тех, на кого направлено его обучающее, развивающее и воспитательное воздействие. Педагогическая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что самореализация преподавателя заключается в положительном влиянии на воспитанника. При этом обучающиеся также могут влиять на педагога, на виды и формы его деятельности.

Особенность деятельности преподавателя высшей школы заключается в том, что она является сложноорганизованной и направлена на решение множества взаимосвязанных задач. Реализуя различные цели, преподаватель вуза осуществляет различные виды деятельности: педагогическую (учебную и методическую), научно-исследовательскую, организационно-управленческую и воспитательную. Только сочетание педагогической и научной деятельности для преподавателя высшей школы является продуктивным. Ведущую роль в деятельности преподавателя вуза играет именно педагогическая деятельность, а другие виды деятельности ею интегрируются и проявляются в ней .

Можно сформулировать определенные критерии для оценки уровней научно-исследовательской, профессиональной, управленческой и общественной деятельности преподавателя высшей школы. Относительно педагогической деятельности можно принять классификацию Н.В. Кузьминой, согласно которой устанавливается пять уровней ее продуктивности :

Репродуктивный, когда педагог умеет пересказать другим то,

что знает сам;

  • адаптивный, при котором педагог в состоянии приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
  • локально-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, позволяющими определить педагогическую цель, поставить задачи, разработать алгоритм их решений и использовать педагогические средства включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
  • системно-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков по дисциплине в целом;
  • системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся, при котором педагог умеет превратить свою дисциплину в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития студентов, что и определяет основные функции его деятельности.

  • 1. Получение и накопление новых знаний в области как предмета преподавания, так и форм, приемов и методов преподавания. Реализация этой функции предполагает наличие способности овладевать специальными знаниями, знаниями по педагогике, психологии и т.д., а также творчески использовать накопленные знания. Не секрет, что уровень специальных знаний преподавателя вуза значительно выше знаний методики преподавания, и это большая проблема высшей школы.
  • 2. Проектирование процесса обучения. Исходя из целей изучения дисциплины, преподаватель разрабатывает программу, структуру курса, выбирает методику и технологию преподавания. Умение планировать изучение целого курса и каждое отдельное занятие, соотносить содержание отдельных тем с общими целями учебной дисциплины, знание возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей обучаемых - необходимые составляющие деятельности преподавателя. При проектировании учебного процесса педагог творчески подходит к использованию уже разработанных технологий, методов, приемов обучения или предлагает оригинальные, собственные.
  • 3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия. Исходя из знания особенностей аудитории, собственной подготовки, преподаватель конструирует каждое занятие. Отметим, что одна тема может быть преподнесена разным группам студентов по-разному: отобран другой материал, иначе распределено время на изучение отдельных вопросов, использованы иные методы и приемы преподавания.
  • 4. Организация учебно-воспитательного процесса. Речь идет не только об организации деятельности студентов, но и об умении преподавателя организовать себя, свою работу по достижению целей обучения.
  • 5. Установление коммуникативных связей, без которых не представляется возможным личностное развитие. Важное значение в профессиональной деятельности преподавателя имеют его взаимоотношения с коллегами, со студентами, так как они становятся источником и катализатором процесса обогащения знаниями, условием совершенствования профессионализма, средством воспитательного воздействия на студентов.

Эффективность коммуникативных связей обусловливается рядом позиций:

  • объективное восприятие человека в процессе общения с ним;
  • взаимное доверие в совместной деятельности;
  • взаимообмен информацией;
  • исключение конфликтов;
  • справедливая, но тактичная критика;
  • изменение при необходимости собственного поведения по отношению к партнеру.
  • 6. Воспитательное воздействие на обучаемых. Формирование личности учащегося - процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии обучаемых.

Сущность деятельности преподавателя можно определить следующими ее составляющими: во-первых, передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету); во-вторых, это воспитательное воздействие; в-третьих, оценка и контроль результатов обучения.

Без самообразования и саморазвития деятельность преподавателя не мыслится: это не только проведение научных исследований, но и обогащение методической базы. Кроме того, преподавателю необходимо развивать в себе профессионально важные качества. Обязательным в деятельности преподавателя является межличностное взаимодействие: общение с коллегами, заведующим кафедрой, руководством вуза, а также взаимодействие с обучающимися.

В современных условиях обучение приобретает характер обмена мнениями. Преподаватель перестает быть хранителем и передатчиком научных знаний, он помогает студенту ориентироваться в мире научной информации. Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъектных отношений, необходимых для творческого самораскрытия студента. Деятельность преподавателя направлена на активизацию творческого потенциала студентов, стимулирование их самостоятельности в поиске решений учебных и научных проблем.

Преподаватели кафедры непосредственно обучают и воспитывают студентов, разрабатывают учебные программы по закрепленным за ней дисциплинам, определяют целесообразные формы и методы их преподавания, готовят учебные и методические материалы, проводят предусмотренные учебным планом занятия и несут полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю.

Под руководством лектора разрабатывается методическое обеспечение учебных занятий по дисциплине, преподаватели конкретных курсов определяют уровень знаний студентов, поэтому лектор контролирует качество проводимых преподавателями занятий и уровень освоения студентами учебного материала.

Учебную работу в вузе нередко называют учебно-воспитательной. Разумеется, есть чисто воспитательные мероприятия: культурно- массовая работа, спортивная работа, деятельность преподавателей- кураторов студенческих групп, работа со студентами, проживающими в общежитиях, работа с родителями студентов, профилактика нарушений учебной дисциплины и др.

Но, общаясь со студентами на обычных учебных занятиях, консультируя их курсовое и дипломное проектирование, принимая зачеты и экзамены, привлекая к научно-исследовательской работе, не нужно забывать о необходимости постоянного воспитательного воздействия на культуру и нравственность молодых людей, формирование их жизненных ценностей.

Преподаватель допустит серьезную ошибку, если будет считать, что воспитательный аспект обучения студентов - не его дело. Любой преподаватель, как и руководитель, как и родитель, должен принимать и воспринимать своего студента со всем комплексом его проблем - и образовательных, и нравственных, ведь все это будет влиять на конечный жизненный успех вузовских воспитанников.

Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава находится в прямой зависимости от уровня педагогического и методического мастерства преподавателей. При его формировании необходимо обратить внимание на два аспекта.

С одной стороны, особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой ее объекта, которым является человек (он же субъект деятельности), постоянная изменчивость педагогических ситуаций не позволяют педагогу использовать какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. С другой стороны, при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникает проблема соотношения творчества педагога и определенного алгоритма действий, которые преподавателю надо постоянно осуществлять .

Основными целями методической работы являются:

  • систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов;
  • повышение педагогического мастерства преподавателей;
  • разработка новых эффективных методов организации и ведения учебного процесса;
  • обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов.

Главные задачи методической работы:

  • разработка методик преподавания дисциплин, закрепленных за кафедрой;
  • совершенствование существующих и создание новых, наиболее эффективных методов, приемов, способов и форм обучения и воспитания студентов;
  • разработка и совершенствование учебно-методических материалов по учебным дисциплинам кафедры;
  • обеспечение тесной связи теоретического обучения студентов с практической деятельностью выпускников для совершенствования учебных программ и методики обучения;
  • систематическое обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов. Организационно-методическая работа включает несколько направлений работы со студентами. Это прежде всего организация работы на младших курсах, культурно-массовая работа, воспитательная работа в общежитии. Высокий уровень организации работы по этим направлениям способствует повышению культурного уровня студентов, помогает выдвижению студенческих лидеров.

Организационно-методическая работа охватывает также комплекс вопросов, связанных с организацией делопроизводства, составлением и реализацией планов, составлением и оформлением планов и отчетов кафедры.

В обобщенном виде сферы деятельности преподавателя вуза представлены на рис. 1.1 и в табл. 1.1.

Основные сферы деятельности преподавателя современного вуза

Таблица 1.1

Сферы деятельности

Ведение учебного процесса

  • 1) Проведение занятий в аудитории: лекционных, семинарских, лабораторных, практических;
  • 2) руководство курсовым проектированием;
  • 3) руководство учебными и производственными практиками;
  • 4) консультации студентов;
  • 5) рецензирование контрольных работ;
  • 6) прием экзаменов, зачетов;
  • 7) тестирование знаний студентов;
  • 8) руководство дипломным проектированием;
  • 9) руководство научными студенческими кружками;
  • 10) подготовка студентов к участию в олимпиадах и конкурсах

Методическая работа и повышение квалификации

  • 1) Составление и корректировка рабочих программ учебных дисциплин;
  • 2) подготовка к учебным занятиям;
  • 3) подготовка учебных пособий, методических разработок, конспектов лекций, практикумов и др.;
  • 4) редактирование учебно-методических материалов;
  • 5) разработка учебно-методических комплексов;
  • 6) доклады на учебно-методических конференциях;
  • 7) разработка новых технологий, методов, приемов обучения;
  • 8) участие в организации семинаров кафедры, факультета, вуза;
  • 9) участие в работе научно-методических советов факультета, вуза и их комиссиях

Воспитательная работа среди студентов

  • 1) Работа в качестве куратора студенческой группы;
  • 2) организация студенческих экскурсий, встреч с производственниками, выставок;
  • 3) воспитательный процесс в период проведения аудиторных занятий;
  • 4) воспитательный процесс в период проведения внеаудиторных занятий;
  • 5) воспитательный процесс в рамках неформальных встреч;
  • 6) работа со студенческим активом;
  • 7) работа с родителями (участие в собраниях, встречах)

Окончание табл. 1.1

Сферы деятельности

Научная работа

  • 1) Подготовка и зашита диссертации;
  • 2) участие в конкурсах программ и грантов;
  • 3) подготовка и реализация заявок на гранты;
  • 4) выполнение научно-исследовательских работ;
  • 5) подготовка монографий, научных статей;
  • 6) доклады на научных конференциях и семинарах;
  • 7) подготовка и оформление заявок на патент;
  • 8) рецензирование и оппонирование диссертаций, авторефератов, научных статей и др.;
  • 9) консультации и договорные работы по заказам производства;
  • 10) руководство аспирантами;
  • 11) участие в работе научно-технического и диссертационного советов и их комиссиях

Участие в управлении кафедрой, вузом

и другая организаторская деятельность

1) Выполнение общекафедральных поручений

в системе управления кафедрой, факультетом, вузом;

  • 2) работа на заседаниях кафедры;
  • 3) работа по профориентации молодежи (в школах, техникумах);
  • 4) налаживание контактов с работодателями;
  • 5) участие и организация спортивных, культурно- массовых мероприятий;
  • 6) установление и поддержание сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями

Личная жизнедеятельность

  • 1) Организация личной работы;
  • 2) планирование деятельности преподавателя на учебный год;
  • 3) планирование жизни, профессиональной карьеры, времени;
  • 4) организация семейной жизни и домашнего хозяйства;
  • 5) организация личного здоровья и сохранение работоспособности

Сферы деятельности преподавателя определяют модель его качеств, необходимых для успешной деятельности в вузе.

УДК 378.013 ББК 74.58

Бережная Ирина Федоровна

кандидат педагогических наук, профессор

Воронежский государственный университет Белошицкий Александр Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент

Военный авиационный инженерный университета

г. Воронеж Berezhnaya Irina Fedorovna Candidate of Pedagogics,

Professor Voronezh State University Beloshitsky Alexandr Vladimirovich Candidate of Pedagogics,

Military Aviation Engineering University Voronezh

Педагогическая деятельность преподавателя высшей школы в

современных условиях Higher School TeacherS Pedagogical Activity Under the Modern Conditions

Представлены результаты теоретической и практической рефлексии педагогической деятельности преподавателя вуза. Рассматриваются детерминанты и характеристики педагогической деятельности преподавателя вуза.

The article presents the results of theoretical and practical reflexion of a higher school teacherS pedagogical activity. Determinants and characteristics of a higher school teachers pedagogical activity are considered.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, структура

педагогической деятельности преподавателя вуза, педагогическое взаимодействие, значение, смысл, развитие.

Key words: pedagogical activity, structure of a higher school teacherS pedagogical activity, pedagogical interaction, importance, sense, development.

В последнее десятилетие в теории и практике отечественного высшего профессионального образования все больше внимания уделяется исследованию педагогической деятельности преподавателя вуза.

междисциплинарный статус и изучается многими науками. Философия рассматривает онтологический статус деятельности как «специфически человеческий способ отношения к миру» , как способ существования

социальной реальности, как единство распредмечивания и опредмечивания □ непрерывного перехода из формы предметного воплощения в форму действующей способности и обратно. Психология исследует содержание деятельности как целенаправленной активности, преобразующей окружающую действительность, имеющей социальную значимость и удовлетворяющей потребности субъекта в процессе его активных взаимодействий с внешним миром.

Что же определяет содержание педагогической деятельности преподавателя вуза? Первое (имманентное) □ это личность студента. Второе (идеальное) □ модель будущего специалиста как совокупность компетенций выпускника. Третье (трансцендентное) □ цель, которая определяет выбор модели и средств для его формирования, а также его дальнейшее существование.

Следует обратить внимание на то, что основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Предметность деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъекта не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности. Субъектность находит свое выражение в потребностях, мотивах и целях, определяющих направленность деятельности.

В Законе РФ «Об образовании □ утверждается, что целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества, государства . Важным моментом здесь выступает заданный приоритет интересов. Как известно, интересы выражают потребности, которые, с одной стороны, конкретизируются, опредмечиваются, становясь мотивами, побуждающими субъекта к деятельности, с другой □ находят свое удовлетворение в достигаемых результатах, которые предвосхищаются в виде

цели. Цель определяет, что должно быть достигнуто для удовлетворения потребности, мотив побуждает к деятельности, направляет действия и определяет выбор возможных способов ее осуществления. Целью педагогической деятельности (в соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева) является предвосхищенный результат, который выступает в идеальном плане как наиболее совершенное состояние студента.

Следует заметить, что цели профессиональной подготовки специалистов формируются вне системы образования, и ориентированы, прежде всего, на интересы государства. При этом реализуется принцип «внешнее через внутреннее» сформулированный С. Л. Рубинштейном, и принцип «йнтериоризации» Л.С. Выготского, как ведущая идея обучения. Тем самым принимается, что доминанта профессионального развития студента находится во вне его, что позволяет рассматривать педагогическую деятельность как формирование обучаемых с заданными качествами. Положения гуманистической психологии и педагогики о самости человека, его внутренней интенции к самоактуализации и самореализации не в полной мере реализуются в педагогической практике.

Для того чтобы образовательный процесс в вузе осуществлялся в интересах, прежде всего, обучающихся, он должен начинаться с субъективирования преподавателем заданных извне целей обучения на основе рефлексии собственной деятельности и выявления образовательных мотивов студентов. Тем самым первоначально осуществляется сдвиг цели на мотив для достижения большей адекватности управления образовательным процессом адаптации студентов к вузу. В результате будет обеспечиваться переход от стимульно-реактивного, обусловленного внешними условиями поведения, к активному, определяемому внутренними причинами. Преподаватель

включается в процесс развития студента, источником которого принимается собственная активность студента. При этом происходит становление преподавателя, осознающего внутреннюю логику развития студента: личности и субъекта.

Важно выяснить, каким образом осуществляется сопряжение, согласование внешней активности преподавателя и внутренней активности студента. Сущностной особенностью педагогической деятельности является то, что она реализуется не в виде совокупности слабо синхронизированных действий, а через последовательность взаимодействий (интеракций). Философская категория «взаимодействие» выражает не только и не столько идею активного преднамеренного действия одного объекта на другой, сколько идею субъектности и взаимной «инициативы□ объектов. Прежде всего, собственно «взаимное действие»как действие «друг на друга»обозначает, как отмечает Е.А. Климов, согласованную активность людей в разных видах совместной деятельности. Для осуществления взаимодействия необходимо, чтобы его участники овладевали способами межличностного восприятия, межличностного познания и интерперсональными действиями . Результатом установления взаимодействия между преподавателем и студентом является «организационная реальность □, т. е. система особых обусловленностей и связей между ними. Она выражается в пространственно-временном единстве, которое предполагает межличностное восприятие и интерперсональные действия, обеспечивающие достижение единства взаимодействия смыслов (временных функциональных образований, ориентирующих в текущей обстановке) и далее единства отношений личности преподавателя и студентов к различным сторонам действительности. В результате педагогическая деятельность выступает как целостная структура.

Таким образом, педагогическая деятельность преподавателя вуза может быть представлена как взаимодействие внутренних причин и внешних условий, произведения и воспрозведения, непосредственного и опосредованного, интериоризированного и экстериоризированного, чувственного и логического, распредмеченного и опредмеченного.

При взаимодействии преподавателя и студента возникает двойная опосредованность представляемой действительности и внутреннего мира преподавателя студенту и наоборот, т. е. взаимодействие преподавателя и студента можно представить как развернутую последовательность

репрезентации презентируемого (себя и окружающего мира). Самопринятие и внешнее положительно окрашенное оценочное и ценностное подкрепление со стороны преподавателя самопрезентации (когнитивной, эмоциональной, волевой, коммуникативной) студента служит мотивом для создания новых интеракций с преподавателем, принятие преподавателя как значимого другого □ проводника социально важных целей, что способствует превращению студента из продукта (результата) самопрезентации в продукт социальной интеракции □ педагогического взаимодействия. В результате мотивоционно-смысловая структура педагогической деятельности со стороны студента, как воспринимающего ее субъекта, приобретает целемотивированный характер. Таким образом, во временном развертывании педагогической деятельности происходит непрерывный сдвиг цели на мотив и мотива на цель.

Рассмотрим взаимосвязь внешнего по отношению к личности студента и внутреннего. Внешнее через внутреннее влияет на развитие студента или определяет его развитие? Это ключевой вопрос организации и осуществления образовательного процесса в вузе. Вероятно, ответ зависит от выбранного базиса, который могут составлять либо теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития, либо теории среды, утверждающие ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании личности. Если полагать источник развития студента внутренним (самодвижение, самоактуализация, самореализация собственных потенциалов), то образовательный процесс будет личностно центрированным. Поэтому причинный ряд образовательного процесса должен начинаться с обучающегося, при этом, безусловно, должны учитываться и потребности общества. Если же принять, что центр развития студента находится во вне и этим центром выступает преподаватель, то в этом случае мы имеем традиционный образовательный процесс, детерминированный внешне заданной целью.

Существует общее основание эффективного педагогического взаимодействия □ внутренняя детерминация развития, активность внутреннего плана, что позволяет рассматривать деятельность преподавателя как

развивающую (направленную вовнутрь) и формирующую (направленную вовне), а деятельность студента как развивающую (самосовершенствование). При этом важно понимать, что активность преподавателя внешнего плана (активность-формирование) формирует не личность студента с заданными качествами, а среду, внешние условия, которые оказывают влияние на личностное и профессиональное развитие студента. В связи с этим в педагогической деятельности можно выделить: с одной стороны, активность внутреннего плана □ детерминанта личностного и профессионального развития самого преподавателя, с другой □ активность внешнего плана, создающая внешнюю среду, условия для личностного и профессионального развития студента.

Подчеркнем, что приоритет личности обучающегося в образовательном процессе был заявлен не в авангарде педагогических инноваций и модернизаций начала 90-х, а фактически постфактум законодательно определил гуманизацию образовательного процесса как норму педагогической практики, как новый вектор развития педагогической науки.

Таким образом, идея приоритета интересов личности в образовании нашла свое законодательное оформление. В результате признана возможность альтернативизма педагогических теорий и плюрализма образовательной практики, как адекватного соответствия реальности □ императива интересов конкретной личности в социуме и государстве.

При этом закономерно возникает вопрос о роли преподавателя и, что при этом понимать под педагогическим процессом и педагогической деятельностью? В поиске ответа на этот вопрос отметим двойственность функций преподавателя. С одной стороны, он выступает посредником между студентом и накопленным обществом культурно-историческим опытом, который он транслирует, используя различные методы, формы и средства обучения и воспитания. В этом случае под педагогическим процессом следует понимать опосредствованное понимание и познание существующего контента сообразно контексту окружающего мира: его объективирование, презентацию в какой-либо перцептивной или вербальной форме преподавателем и

последующее субъективирование, репрезентацию студентами. Очевидно, в этом случае педагогическая деятельность может быть рассмотрена в русле конструктивизма: мир как интерпретация.

С другой стороны, преподаватель и студент взаимодействуют в

образовательном процессе. Это ключевой момент в определении сущности роли преподавателя в развитии личности студента. Он создает такие условия, возможности, которые способствуют развитию личности студента как деятельного субъекта. При этом функция преподавателя по отношению к студенту состоит не в том, чтобы управлять и направлять. Она принципиально другая □ это позиция социального конструкционизма (признания

первостепенной роли дискурса и отношений со студентами в конструировании ими мира и собственного «ЯП), соучастия (обмена эмоциональными состояниями и чувствами), сотрудничества (непрерывных интеракций). Здесь психологическая структура деятельности приобретает новый педагогический смысл. Суть в том, что применение категории «деятельность» в ее

психологической сущности в педагогике не совсем корректно, т. к.

деятельность (по А.Н. Леонтьеву) есть активность, направленная прежде всего на преобразование предметного мира, овеществленной действительности. В то же время, педагогическая деятельность □ это целенаправленная активность, осуществляющая изменение индивидуального и коллективного сознания. Она воспроизводит освоенные ею стороны предмета, явления идеально □ в качестве свойств другого предмета, выступающего в знаниевой функции первого

(продуцирует идеальное). Наиболее сущностные изменения здесь происходят с понятием «действие □ Оно трансформируется в содействие, взаимодействие и становится «клеточкой» педагогической деятельности как органического субстрата □ познавательных, эмоциональных, волевых актов, носителя развития и организующего начала в личностном и профессиональном развитии студента и преподавателя.

Таким образом, педагогическая деятельность представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов как аффективнокогнитивный, интерсубъективный процесс, в котором на основе достижения

резонанса интерпретаций значений, т. е. полифонии смыслов аутентичного внутреннего опыта, отражаются и актуально реализуются мотивы, ценностные ориентации, установки, убеждения студента и преподавателя.

Содержание педагогического взаимодействия преподавателя и студентов при определении значений и смыслов заключается в том, что преподаватель распредмечивает разнообразные объекты действительности. Интериоризируя их в виде понятий, он создает индивидуализированную систему значений, в которых фиксируются существенные свойства и функции объектов. Совокупность индивидуальных значений и смыслов преподавателя и студента представляет собой конструкты, через которые они воспринимают окружающий мир и описывают, классифицируют, оценивают явления и объекты действительности.

Тем самым, происходит означивание □ процесс, способ, механизм и результат упорядочения отраженного общественно-исторического опыта в виде обобщенных форм содержаний сознания, которые уточняются путем структурирования и дифференциации, раскрываются в устойчивом содержательно-нормативном смысле как «конкретизация значения предмета в речевом или деятельностном соотнесении его со значением слов или с предметной ситуацией □ .

Часть этих смыслов инкапсулируется в сознание студента без критического осмысления (механически запоминается). Другая часть попросту теряется, снижая тем самым результативность педагогической деятельности преподавателя. Здесь следует сделать небольшое отступление. Индивидуальная система значений развивается в онтогенезе, а значит, у преподавателя и студентов она может не совпадать. Далее значения и соотношение значений порождает их смыслы, которые определяются не только объективными факторами действительности, но и субъективными (мотивами, стремлениями и т. п.). Кроме того, СЪ науке о языке под значением (лексическим значением) понимают смысловое содержание слова. Характерной особенностью слов является, как правило, наличие у них различных значений, а также изменчивость их смыслового содержания. В силу этих причин значение слов

сильно зависит от контекста и ситуации, в которой употребляются слова» [там же], выступая как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъектов.

Таким образом, для достижения взаимопонимания между преподавателем и студентами, с целью обеспечения эффективного педагогического взаимодействия, необходимо совпадение формирующихся индивидуальных значений с социально (профессионально) принятыми формами, что предполагает:

во-первых, руководствоваться тем, что взаимодействие

(взаимопонимание смыслов как первый этап) начинается еще на довербальном уровне через эмпатическое отображение внутреннего мира студента преподавателем, безоценочное принятие друг друга;

во-вторых, при экстериоризации присвоенных значений и смыслов учитывать, что «чем более явную предметную отнесенность имеет актуализируемый образ, чем легче актуализируется в нем предметное содержание, тем более он доступен для □ осознания. И напротив: чем менее четкую предметную отнесенность имеет образ, тем сложнее осознать его содержание и то значение, которое он несет» ;

в-третьих, понимать, что объективные и субъективные обстоятельства, имевшие место в онтогенезе преподавателя и студентов и сформировавшиеся под их влиянием системы значений и смыслов могут не совпадать. Кроме того, содержание первичных форм индивидуальных значений студентов будет продолжать существовать некоторое время как альтернатива принятым им смыслам, либо проявляться в снятом виде в более широком контексте;

в-четвертых, учитывая то, что в условиях педагогического

взаимодействия часть объективных обстоятельств, оказывающих влияние на преподавателя и студентов совпадает, субъективные обстоятельства (прежде всего мотивы, устремления, установки) поставить во главу угла.

Для преподавателя важно за однозначностью многочисленных предварительных осмыслений и интерпретаций студента увидеть

альтернативные смыслы, открыть для себя опыт студента еще неозначенный. В

результате существенно возрастает свобода выбора при построении смыслов, т. к. вместо критерия однозначного соответствия реализуется идея конструктивного альтернативизма □ множества способов концептуализации событий. Результатом диаидического взаимодействия становится диалог мыслей, чувств, интенций преподавателя и студента, при котором произвольно вносимые изменения в интерпретации не создают состояний неопределенности.

Таким образом, студент ощущает себя одновременно и субъектом, и личностью, и индивидуальностью, предлагает и отстаивает свое понимание ценностей, интересов, идеалов. В результате дискурса альтернативных смыслов возникают доминирующие смыслы, автором которых может выступать и преподаватель и студент. Эти смыслы интериоризуются студентами, приобретают побудительную силу и становятся ведущими мотивами в случае полимотивированности смыслов. Мотивы направляют деятельность студента, становятся мотивами-целями. Осознавая цель как потребность (экзистенциальную, психологическую и духовную), студент убеждается, что удовлетворение потребности возможно только через достижение цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления о цели (потребности) с ее объективным содержанием, определяя средства для ее достижения.

В ходе педагогического взаимодействия осуществляется самоактуализация и самореализация студента. Важный аспект этого взаимодействия составляют межличностные отношения, основанные на двух противоречивых началах □ объектном (предметном) и субъектном (личностном). В первом типе отношений студент и преподаватель воспринимают и оценивают внешние поведенческие характеристики друг друга с целью сравнения с собой или использования в своих интересах. Сложность реализации педагогической деятельности «Ьт цели» заключается в том, что каждый субъект (преподаватель и студент) взаимодействуют со своим объектом, ориентируясь на достижение собственной цели. В результате координация своих действий друг с другом, формирование общей цели совместной деятельности не происходит. Смысловой мир сознания у каждой

личности формируется свой, что затрудняет установление социальной, гражданской, культурной идентичности в паре преподаватель □ студент.

В личностном типе отношений преподаватель относится к студенту (равно как студент к преподавателю) как к уникальному субъекту, обладающему абсолютной ценностью не сводимой к своим конкретным действиям и качествам. Оно порождает внутреннюю связь в формах сопереживания, сочувствия, сорадования, содействия, принимая во внимание установку на успех (неуспех) взаимодействий и ожиданий субъектов, отношение студента к цели и процессу ее достижения. Самопреобразование студента и преподавателя выражается в трансцендировании своей личности из Я-наличного состояния, трансформации идентичности личности в результате самопрезентации и социальной интеракции путем следования внутренней логике развития в контексте опредмечиваемых потребностей. В результате педагогическая деятельность представляет собой двусторонний процесс психосоциодуховной эволюции, которая имеет свою скорость развертывания для преподавателя и студента.

В содержательном плане педагогическая деятельность □ это освоение новых значений, образование и обмен новыми смыслами. Здесь возникает проблема гармонизации развития преподавателя и студента, которая выступает одновременно условием и способом эффективного взаимодействия. Под гармонизацией будем понимать достижение синхронности развития студента и преподавателя во времени, а также совпадение смыслов развития.

Вероятно, достичь синхронности (в идеале синтонности) в развитии преподавателя и студента практически невозможно. Скорость внутреннего прогресса различна, что обусловливается соматическими,

психофизиологическими, психическими особенностями, внешними факторами и условиями. Другое дело достижение согласованности в понимании сущности и логики развития, совпадение смыслов развития путем наполнения их одинаковым или синонимичным содержанием. Чем совпадений больше, тем органичней взаимодействие. Следует заметить, что при трансляции знаний в образовательном процессе как минимум дважды возникает их интерпретация:

сначала преподавателем, затем □ студентом. Поэтому целесообразно утверждение принципа множественности истин. Последнее предполагает высокую методологическую культуру преподавателя: с одной стороны, не допускать монополизма в познании и интерпретации знаний □ собственного исключительного права на истину (в противном случае возникает стремление к авторитарности), с другой стороны, не преувеличивать, как отмечает В.П. Кохановский, значения абсолютного момента в истине, выдавая этот момент за истину в целом .

Кроме того, хотелось бы акцентировать внимание на синкретичность педагогической деятельности, которая заключается в следующем:

совокупность мотивов обучающегося богаче признаками и более подвижна, чем потребность, заданная целью образовательного процесса. Следовательно, субъективное осознание студентом цели как испытываемой потребности, удовлетворение которой возможно лить через достижение этой цели, не гарантировано, как не гарантирован и перенос мотива на цель в ходе деятельности;

субъективность деятельности студента выражается в личностном смысле □ «значении для себя» придаваемом разным событиям, явлениям, объектам окружающего мира, означенным преподавателем. Они могут не совпадать со смыслами, определенными преподавателем.

В целом возникающие в образовательном процессе противоречия обобщенно можно представить как несоответствие должного и сущего. При этом наблюдается многовариантная редукция их сути: их причисляют то к источникам, то к движущим силам, то к механизмам развития. С чем можно согласиться, так это с тем, что противоречия, создавая проблемные ситуации, придают импульс развитию. Однако созидательная роль противоречий возможна только в том случае, если они своевременно выявляются и разретаются.

Реализация идеи диалектического единства субъективного и объективного будет способствовать достижению целостности социального и индивидуального □ внетней нормативной заданности педагогической

деятельности преподавателя и внутренней интенции личностного и профессионального развития студентов.

Библиографический список

1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. □ 5-е изд. □ М.: Политиздат, 1987. □

2. Закон РФ от 10.07. 1992 № 3261-1 «Об образовании^ // Российская газета. П1996. □

3. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. □ 2-е изд., перераб и доп. □ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. □ 462 с.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. □ М.: Издат. центр «Академия» 2006. □400 с.

5. Волкова Д.Э. Означение содержаний внутреннего мира клиента в разговорной и экспрессивной психотерапии / Д.Э. Волкова, А.Б. Орлов // Вопр. психологии. □2009. □ № 2. □ С. 88-97.

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич. □ Ростов н/Д: Феникс, 1999. □ 576 с.

1. Klimov, E.A. Bases of Psychology: Textbook for Higher Schools. □ 2nd Edit. Rev. and Enl. / E.A. Klimov. □ М.: UNITI-DANA, 2003. □ 462 p.

2. Kokhanovsky, V.P. Science Philosophy and Methodology / V.P.Kokhanovsky, E.V.Zolotukhina, T.G.Leshkevich. □ Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. □ 576 p.

3. Kraevsky, V.V. Pedagogical Methodology: A New Stage: Manual for Higher School Students / V.V. Kraevsky, E.V.Berezhnova. □ М.: "Academy" Publishing Centre, 2006. □400 p.

4. Philosophical Dictionary / Under the Editorship of I.T.Frolov. □ 5th Edit. □ М.: Politizdat, 1987. □ 590 p.

5. The Law of the Russian Federation, 10.07. 1992 № 3261-1 «On Education^ // The Russian Newspaper. □ 1996. □ № 13.

6. Volkova, D.E. Clients Inner World Content Attribution in Colloquial and Expressional Psychotherapy / D.E.Volkova, A.B. Orlov // Questions of Psychology. □ 2009. □ № 2. □ P. 88-97.

К непосредственных функциональных обязанностей научно-педагогических работников высшей школы относятся:

Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео * компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

Подготовка разработок, которые патентуют;

Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

Непрерывный особистиший и профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

Владение различными профессионально необходимыми навыками

В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к:

Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

Формирование исследовательских и творческих умений;

Формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью);

Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного ко онструювання согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблемоблем;

Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов

Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник. В. НЗ должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личностьсть.

Научно-педагогический работник высшего учебного заведения свою педагогическую деятельность осуществляет в направлениях: учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности

Определяющим задачей научно-педагогического работника является учебная деятельность, направленная на организацию процесса обучения в соответствии с нормативными документами. Она сочетает теоретическую составляющую, связанных. ЗАНУ с раскрытием сущности науки, новых закономерностей, и практическую, которая направлена??на решение педагогических задач. Научно-педагогический работник определяет цели и задачи обучения по конкретному предмета во взаимосвязи с другими дисциплинами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроллю.

Основные виды этой деятельности - лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, рецензирование, организация защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами тощ.

С учебной работой тесно связана методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. К ней относится: подготовка к лекционных, лабораторных, практических, это еминарських занятий, учебной практики; разработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, методических материалов по курсовых и дипломных работ; п окруженный работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы), изучение передового опыта с предоставлением отчетности и рецензирование конспектов лек этой, сборников задач и лабораторных практикумов, составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов тощо.

В процессе методической работы повышается уровень мастерства научно-педагогического работника, поскольку он усваивает содержание новых учебных программ, технологий и реализует их; постоянно знакомится с достижениями психолого-педагогических наук и методик преподавания учебных дисциплин; изучает и внедряет передовой педагогический опыт; совершенствует собственные навыки самообразования тощ.

Педагогическая деятельность научно-педагогического работника обязательно сопряжена с научно-исследовательской деятельностью, обогащает внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знания нь. А педагогическая деятельность побуждает к глубоким обобщениям и систематизации материала, к более совершенному формулировки идей, выводов и новых гипотезаз.

Педагогическая наука может развиваться только при условии обогащение ее новыми фактами, добытыми в процессе научно-исследовательской работы. Научно-педагогический работник, чтобы лучше и глубже овладеть учебным пред дуете, знакомится с новой научной литературой, следит за развитием этой науки за рубежом, анализирует основную методическую литературу, внимательно прорабатывает научно-методические журналы по своему предмету изучает опыт учебно-воспитательной работы коллег по специальности, экспериментально проверяет целесообразность внедрения в собственную практику педагогических новацийй.

Работая над научным материалом, научно-педагогическом пращивнику следует его переосмыслить, выявить то, что целесообразно применить в своей учебно-воспитательной деятельности

Воспитательную деятельность научно-педагогический работник осуществляет прежде всего в процессе обучения, используя потенциальные возможности учебных дисциплин, а также во время общения в позалекцийний время коже ен научно-педагогический работник должен осознать важность своего воспитательного воздействия на будущих специалистов и реализовать эту функцию не только через собеседования, кураторскую работу, руководителя клубов, работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и т.п., но и на собственном примері.

Контрольные вопросы и задания:

Опишите непосредственные функциональные обязанности научно-педагогического работника

По каким направлениям осуществляет свою педагогическую деятельность научно-педагогический работник?

Охарактеризуйте учебную деятельность научно-педагогического работника

В чем проявляется методическая деятельность научно * педагога?

Почему научно-педагогическому работнику необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью?