Смотреть что такое "Сельвинский, Илья Львович" в других словарях. Сельвинский И. Л. Биография кратко. Сельвинский Илья Львович

Витязь на распутье

Отец, что такое - «Витязь на распутье»?

Это, сынок, самая трудная в жизни задачка. Это - когда перед

тобой много дорог, а тебе надо выбрать одну единственную.

А почему это самая трудная задача?

Потому что это - твой выбор, на всю жизнь...

А х, какие славные времена были... Время романса: «Средь шумного бала, случайно...», «Я встретил вас, и всё былое...» А люди, люди какие были! «Сударь! Как это понимать? Это - что же? Вызов, что ли?» - «Да-с, милостивый государь! Это-с вызов!».

И пришло время баллад... Соответственно, и герои новые появились, простые в общении, без всяких там «изысков»: «А в морду не хошь?!!» «Гвоздями» прозываются. В одной балладе так и говорилось: «Гвозди бы делать из этих людей. Не было б в мире крепче гвоздей!» Вон, вон побежали «гвозди» толпой. И знамя в руках: «Анархия - мать порядка!» Эти, значит, с Бакуниным и князем, который Кропоткин, в башке... А этот, который крадётся и озирается поминутно, да листовку к тумбе пришпандоривает, тоже «гвоздь». Но уже с Лениным (Ульяновым) в голове и в сердце. Вечереет, однако. Вот и свет в окошке затеплился, и видно, как в комнатушке вокруг стола с самоваром народ кучкуется, чаепитие изображает. И все в пенсне. И говорят... говорят... Эти, значит, с Мартовым во главе, меньшевиками прозываются. Ну, из этих, а также из «октябристов» да кадетов всяких «гвоздей» не сделаешь...

Из Сельвинского:

Был у меня гвоздёвый быт:

Бывал по шляпку я забит,

А то ещё и так бывало:

Меня клещами отрывало.

Но, сокрушаясь о гвозде,

Я не был винтиком нигде.

Сын крымчакскоподданного Эллий-Карл Шелевинский стоял на распутье. Песня «Среди нехоженых дорог - один путь мой» ещё не была сочинена, да и автор её ещё и в проекте, в смысле зачатия, не значился. Перед Эллием-Карлом расстилалось множество дорог, истоптанных «табунами» одержимых. И каждый след нёс в себе некий оттенок тщеславия и славы. А ещё роднило эти дороги единое для всех них окончание: «ИЗМ».

Символизм

Видны мне из окна небес просторы.

Волнистая вся область облаков

Увалы млечные, седые горы,

И тающие глыбы ледников.

И, рассевая ласковые пены,

Как целой тверди безмятежный взор,

Сияют во красе своей нетленной

Струи небесных голубых озёр…

Иван Коневский, поэт - символист

Акмеизм

А. Ахматовой

Скрипят железные крюки и блоки,

И туши вверх и вниз сползать должны.

Под бледною плевой кровоподтеки

И внутренности иссиня-черны.

Всё просто так. Мы — люди, в нашей власти

У этой скользкой смоченной доски

Уродливо-обрубленные части

Ножами рвать на красные куски.

Михаил Зенкевич, поэт-акмеист

Футуризм

Посв. Сам. Вермель

Жемчужный водомёт развеяв,

Небесных хоров снизошед,

Мне не забыть твой вешний веер

И примаверных взлётов бред…

Слепец не мог бы не заметить,

Виденьем статным поражён,

Что первым здесь долине встретить

Я был искусственно рождён.

Поэт-футурист Давид Бурлюк

«Измов» было много, и юноша стоял в тяжком раздумье. «Мы пойдём другим путём!» - разрешил он свои сомнения. Вряд ли он предполагал, что задолго до него эта фраза была уже однажды произнесена другим юношей и совершенно по другому поводу.

У всякой эпохи есть свой символ. Спросите нынешнего «шпингалета», что является символом нынешней эпохи, и он без запинки ответит: «айфон» и «отпад». (Ой, простите мне мою отсталость, ну, конечно же, «айпад»). А в мои времена символом эпохи были космические корабли... Давно ли это было? Да каких-то 40-50 лет назад... Меняются эпохи, и вместе с ними меняются символы.

Попробуйте определить, что же было символом эпохи времён Эллиа-Карла? Революция? Ну да, ну да... Аэропланы? И это, конечно же... Авто? Не без этого...

Мне же кажется, что символом той эпохи была Эйфелева башня. Изящество, завершённость, устремлённость - всё это явило миру новое начало - инженерную мысль, и как торжество её - вот эта башня, которая вызвала столько возмущения у современников её рождения и столько обожания у их потомков. В ней сочеталось совершенно новое - инженерная мысль сумела воплотить в металлическую конструкцию изящество и завершённость.

«Мы пойдём другим путём...» Так среди множества истоптанных дорог появилась одна, ещё никем не хоженая, хотя и заканчивалась на «изм».

Называлась эта поэтическая дорога - КОНСТРУКТИВИЗМ, и родоначальником её стал Эллиа-Карл Шелевинский. Хотя какой он «Эллиа-Карл»? В русскую поэзию шагнул Илья Сельвинский.

А фамилия ему досталась от деда, кантониста Фанагорийского полка... И деду фамилия досталась необычно, словно знамя, подхваченное из рук павшего бойца. Уже став кантонистом, дед Эллиогу взял себе фамилию друга, тоже кантониста, павшего в бою. От деда же досталась ему и щепотка авантюризма. А от отца досталась горсть романтики. И от обоих, от деда и отца, пригоршнями достались молодому Илье и храбрость, и чувство достоинства. А от матушки... Уж как она ни старалась, но привить сыну чувство прагматизма, рацио, так и не смогла

Авантюризм, да ещё в соединении с романтикой (а не стать романтиком там, в Евпатории, где из окна гимназии открывался изумительный вид на море, было невозможно!), обернулся гремучей смесью юношеских приключений и похождений. К своим 18 годам он успел побывать юнгой на шхуне, натурщиком в художественной школе (а ведь была, была натура: атлетически сложён, физически силён!), цирковым артистом - борцом под именем «Лурих 3», газетным репортёром. А ко всему прочему - красноармейцем (наследственность сказалась, «военная косточка»), подпольщиком, в Севастополе был арестован белой контрразведкой, просидел в тюрьме и чудом остался жив. Да такой биографии хватило бы на несколько жизней!

И неуёмная жажда жизни и страстей то бросает его в экспедицию «Челюскина», то заставит скакать на собачьих упряжках с чукчами, то призовёт работать сварщиком на электрозаводе. А может и пушниной торговать (опять наследственность: отец, инвалид русско-турецкой войны, был скорняком, и уроки его пошли на пользу).

Во времена серо-буро-малиновые ему однажды тоже пришлось сделать выбор. И в той рулетке, на кону которой стояла судьба, он поставил на красное, и был предан этому цвету всю жизнь.

Мы путались в тонких системах партий,

мы шли за Лениным, Керенским, Махно,

отчаивались, возвращались за парты,

чтоб снова кипеть, если знамя взмахнёт…

Разговоров за спиной, косых взглядов и осуждений молчаливых, «в спину», со стороны собратьев по перу было много, он знал об этом. Много позже прорвётся это в стихах. Но это будет позже. А пока...

И это был голос. И голос этот завораживал своей, даже не ритмикой, а ТАКТикой. И голос был услышан, и заговорили о молодом поэте. (Помилуйте, молодой ли? Стихи стал сочинять лет с 15, а нынче ему уже за 20, НО: выбрана СВОЯ КОЛЕЯ!) И заговорили, зашумели о молодом таланте, сродни и Пастернаку, и Маяковскому. А никуда и не деться, и Маяковский вынужден был признать молодой талант! А. В. Луначарский называл Сельвинского «виртуозом стиха» и говорил, что он - «Франц Лист в поэзии...». Слушая однажды неповторимо мастерское чтение поэтом его лирических стихов, Луначарский пошутил: «Вас бы прикладывать к каждому томику ваших стихотворений, чтобы любители поэзии могли не только глазами, но и слухом воспринять музыку ваших стихов» (из воспоминаний Ал. Дейча).

Красное манто

Красное манто с каким-то бурым мехом,

Бархатный берет, зубов голубизна,

Милое лицо с таким лукавым смехом,

Пьяно-алый рот, весёлый, как весна.

Чёрные глаза, мерцающие лаской,

Загнутый изгиб что кукольных ресниц,

От которых тень ложится полумаской,

От которых взгляд, как переблик зарниц.

Где же вы — Шарден, Уистлер и Квентисти,

Где вы, Фрагонар, Барбё или Ватто?

Вашей бы святой и вдохновенной кисти

Охватить берет и красное манто.

Стихотворение - ещё не мастера, ещё только стоящего на распутье, написано оно в 1917 году. Но в нём отразилась одна особенность Сельвинского-поэта, которая ярко проявилась ещё в гимназические годы Элиа-Карла. Талант живописца. Ему и прочили в те годы успех и удачу в живописи. Может быть, оттуда, из тех лет в стихотворении и яркость красок, и геометрия рисунка, и игра теней и бликов?

Вышел на арапа. Канает буржуй.

А по пузу — золотой бамбер.

«Мусью, скольки время?» — Легко подхожу...

Дзззызь промеж роги... — и амба.

Только хотел было снять часы —

Чья-то шмара шипит: «Шестая».

Я, понятно, хода. За тюк. За весы.

А мильтонов — чертова стая!

Подняли хай: «Лови!», «Держи!»

Ёлки зелёные: бегут напротив...

А у меня, понимаешь ты, шанец жить, —

Как петух недорезанный, сердце колотит.

И ногда кажется, что стихи Сельвинского - это заготовки, зажатые в токарный станок. С заготовки этой резцом снимается стружка, точно так же, как скульптор скалывает лишний камень у гранита. И на выходе - получите деталь отточенную, отшлифованную до блеска. В этой зарисовке «Вор» нет лишних слов, лишних «движений». Всё - в психологической динамике, в ритмике.

Поэт Сельвинский отстаивал позиции конструктивистов и более всего защищал их перед футуристами. Может быть, именно оттого, что оба эти «изма» были близки по духу, близки мерой таланта? Сельвинский был не одинок на этой «платформе». Теоретиком новоявленного «изма» был литературовед Корнелий Зелинский. Определил он задачу нового направления одной фразой: «Это стиль эпохи, её формирующий принцип, который мы найдём во всех странах нашей планеты, где есть человеческая культура, связанная теми или иными путями с культурой мировой». Среди тех, кто творчески поддержал конструктивизм, были Борис Агапов, Вера Инбер, Евгений Габрилович, Владимир Луговской.

Забойщики, вагранщики, сверловщики, чеканщики,

Строгальщики, клепальщики, бойцы и маляры,

Выблескивая в лоске литье ребер и чекан щеки

Лихорадили от революционных малярий.

Хотя бы секунду, секунду хотя бы

Открыть клапана застоявшихся бурь...

А в это время Петербург

Вдребезги рухнул в Октябрь.

Илья Сельвинский, «Улялаевщина»

как всегда,

при капитализме.

За Троицкий

авто и трамы,

Под мостом

Нева-река,

плывут кронштадтцы...

От винтовок говорка

Зимнему шататься.

Владимир Маяковский, поэма «Хорошо!»

И в этом споре прав оказался Владимир Маяковский, сказавший однажды: «Сочтёмся славою, ведь мы - свои же люди! Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

Трагическая гибель друга-соперника надломила Сельвинского. После смерти Маяковского он отошёл от позиций конструктивизма, да и сама секция конструктивистов была распущена.

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...»

В войну, ставшую Великой отечественной, Илья Сельвинский вступил добровольцем на «должность писателя» в газету «Сын отечества» 51 Отдельной Армии, защищавшей родину поэта Крым. С «должностью писателя» Сельвинский справлялся. Его стихи постоянно появлялись в армейских газетах, центральной периодике, в книгах. А кроме «должности» была ещё наследственность, которая заставляла поэта врываться в города и в местечки с атакующими частями. И два боевых ордена, да и к третьему представлен был, и до звания подполковника дослужился. И то, что он был в рядах наступавших войск, позволяло увидеть войну «первым взглядом». Вот таким «первым взглядом» увидит он Багеровский ров на окраине Керчи, заполненный телами расстрелянных мирных жителей. И написано будет стихотворение «Я это видел».

Можно не слушать народных сказаний,

Не верить газетным столбцам,

Но я это видел. Своими глазами.

Понимаете? Видел. Сам.

Вот тут дорога. А там вон - взгорье.

вот этак -

Из этого рва поднимается горе.

Горе без берегов.

Нет! Об этом нельзя словами...

Тут надо рычать! Рыдать!

Семь тысяч расстрелянных в мёрзлой яме,

Заржавленной, как руда.

Это было одно из первых произведений о Катастрофе еврейского народа в той войне. Читаю - стихотворение «Я это видел». Позвольте, а если подправить синтаксис: «Я! ЭТО! ВИДЕЛ!» Уже не стихотворение. Это - речь обвинителя. Да и не речь вовсе. Это КРИК. СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБВИНЕНИЯ! Сельвинский, боевой офицер, знал цену смерти. Два боевых ордена, представлен к третьему... знал, знал он цену... Поэтому и ужаснулся варварству и крикнул: «Я! Это! Видел! ».

А одно из стихотворений Сельвинского из тех военных лет обрело поистине всенародную славу, став популярной песней. «Казачью шуточную», музыку к которой написал Блантер, и сегодня любят петь. А родилась песня 70 лет назад.

Поэт Сельвинский, «исполнявший должность писателя» в армейской газете, был тяжело ранен, имел две контузии. Был представлен к третьему боевому ордену. Но...

Военная карьера оборвалась резко и почти катастрофически. В конце 1943 года был отозван из Аджимушкайских каменоломен в Крыму в Москву. Секретариат ЦК ВКП(б) рассматривал персональное дело подполковника Сельвинского. Дело заключалось в написании стихотворения «Кого баюкала Россия». От поэта требовали объяснить, что означает строчка «Страна пригреет и урода». Кого подразумевает Сельвинский под словом «урод»? Неожиданно в кабинет, где заседал Секретариат, вошёл Сталин, чьё лицо было изрыто оспинами. И только теперь до Сельвинского дошёл весь ужас его положения. И всё было бы смешно, ибо «на воре шапка горит», если бы не было так страшно. И вспомнилось, как «и не раз, и не два мать мне говорила - не водись с ворами...»

Обошлось. В самый разгар войны в начале 1944 года Сельвинский был демобилизован из армии. Он оставался в Москве, переживая и опалу, и оторванность от армии. Лишь в апреле 1945 года он будет восстановлен в звании и вернётся в строй.

(Странный вызов в Москву с фронта - это он по нашим временам кажется странным. А по тем временам вполне он был естественным. Странным стало столь «гуманное» завершение. А для Сельвинского... Ощущение выпущенной стрелы, которая, не долетев до цели, была злобной силой брошена наземь. И вся «кинетика», весь запал.... Ах, что говорить...)

Т еатральный зритель голосует ногами. Читатель же голосует другим органом, органом восприятия - глазами. И в глазах читателей Илья Сельвинский запомнился своей тонкой и глубокой лирикой. И как бы сам поэт не противился, не возмущался таким «поверхностным» восприятием его творчества, доказывая, что вот, мол, у него есть поэма «Пушторг», есть поэтическая трагедия «Командарм-2», а есть ещё и «Челюскиниана» о подвигах челюскинцев... Из признаний Ильи Сельвинского своим читателям: «Кстати, читателям, незнакомым с моим творчеством, должен сказать, чтя не принадлежу к числу лирических поэтов. Поэтому стихотворения, напечатанные в этой книжке, - только острова на пути моей поэзии. Конечно, и острова дают представление о материке, но именно представление, а не понятие. Вот почему, если кому-либо захочется путешествовать в мире моих образов, советую прочитать эпические поэмы: Рысь. Улялаевщина. Записки поэта. Пушторг. Арктика. И трагедии: Командарм-2. Пао-Пао. Умка - Белый Медведь. Рыцарь Иоанн. Орла на плече носящий. Читая Фауста. Ливонская война. От Полтавы до Гангута. Большой Кирилл ».

Но читателей волновали сокровенные лирические «отступления». И среди множества таких «отступлений» выделяется цикл «Алиса»:

Имя твое шепчу неустанно,

Шепчу неустанно имя твое.

Магнитной волной через воды и страны

Летит иностранное имя твое.

Пять миллионов душ в Москве,

И где-то меж ними одна.

Площадь. Парк. Улица. Сквер.

Нет, не она.

Так и буду жить. Один меж прочих.

А со мной отныне на года

Вечное круженье этих строчек

И глухонемое «никогда».

Ах, Алиция, Алиция... Что же ты наделала... Тебе мало было приехать из Польши в Москву, мало было поступить в Литературный институт... Тебе надо было ещё вскружить головы «неоперившимся» литераторам и оставить в их сердцах зарубцевавшиеся с годами раны... А ведь среди них были и Кирилл Ковальджи, и Владимир Солоухин... И каждый оставил литературную память о тебе. Как и Сельвинский. Ах, как посмеивались молодые над взволнованностью своего мэтра, как подшучивали они над явными его ухаживаниями за Алицией Жуковской. А Алиция... Она была не просто красавицей. Она была воплощением её дорогой Отчизны - Польши. Такая же гордая, такая же независимая, такая же вспыльчивая и недоступная... И «глухонемое «никогда» услышал не один Сельвинский. А молодым в силу их «жеребячьего» возраста было просто не понять, что встреча Сельвинского с Алицией - это была вовсе не встреча... Это было расставание. Вот как во флоте говорят «Отдать швартовы», покидая причал, так и Алиция была «швартовым», соединявшим поэта с тем возрастом, в котором ещё были влюблённости. «Отдать швартовы!» - поэт отправлялся в возраст, именуемый старостью...

Бросьте камень, кто без греха

А х, как доставалось Сельвинскому от собратьев! Доставалось за стихи о Ленине, в войну была написана «Баллада о ленинизме», за стихи о Сталине, в одной «Челюскиниане» хватало упоминаний Сталина... Доставалось ему за такие строчки:

Я видел всё. Чего еще мне ждать?

Но, глядя в даль с её миражем сизым,

Как высшую

благодать -

Одним глазком взглянуть на Коммунизм.

Но особенно досталось поэту, когда он публично осудил Бориса Пастернака. По отношению вашему к опальному поэту и определялось отношение к вам в «обществе»: рукопожатный вы или нерукопжатный. Сельвинский оказался «нерукопожатным».

(Человек рождается в грехе и живёт в грехе. Так естественно. Но вот покaяние... Тяжкий труд, почти подвиг. Поступок Ильи Сельвинского сподобился подвигу. И в этом покаянии - ещё одна черта характера Ильи Сельвинского как человека и как поэта. Каждый ли способен?)

K больному Пастернаку Сельвинский направил Берту, свою жену, с просьбой разрешить Сельвинскому навестить поэта. Разрешение было получено. Больной Сельвинский на коленях просил Пастернака простить ему этот грех. И был прощён, и проговорили они ещё долго, но не о грехах, а о делах литературных. Что же сказать, как оправдать поэта Сельвинского? Он мог бы сказать словами своего давнего товарища ещё по «цеху конструктивистов» Владимира Луговского:

О, год тридцать седьмой, тридцать седьмой!

Что ночью слышу я...

Шаги из мрака -

Кого? Друзей, товарищей моих,

Которых честно я клеймил позором.

Кого? Друзей! А для чего? Для света,

Который мне тогда казался ясным.

И только свет трагедии открыл

Мне подлинную явь такого света.

О бвинять его в вере, которой он искренне служил, пусть заблуждаясь? Он не был лицемером, был искренним и в своей вере, и в своих поступках, в которых не было подлостей.

Не я выбираю читателя. Он.

Он достаёт меня с полки.

Оттого у соседа тираж - миллион.

У меня ж одинокие, как волки.

Однако не стану я, лебезя,

Обходиться сотней словечек,

Ниже писать, чем умеешь, нельзя -

Это не в силах человечьих.

А впрочем, говоря кстати,

К чему нам стиль «вот такой нижины»?

Какому ничтожеству нужен читатель,

Которому

не нужны?

И всё же немало я сил затратил,

Чтоб стать доступным сердцу, как стон.

Но только и ты поработай, читатель:

Тоннель-то роется с двух сторон.

Август-октябрь 2013

СЕЛЬВИНСКИЙ Илья (Карл) Львович (1899 1968), русский поэт. Ранние произведения отличаются экспериментаторством в области поэтической формы и языка. В поэме «Улялаевщина» (1927, новый вариант 1956), трагедии «Командарм 2» (1928), роман в стихах… … Энциклопедический словарь

СЕЛЬВИНСКИЙ Илья (Карл) Львович (1899 1968) русский поэт. Ранние произведения отличаются экспериментаторством в области поэтической формы и языка. В поэме Улялаевщина (1927, новый вариант 1956), трагедии Командарм 2 (1928), роман в стихах Пушторг … Большой Энциклопедический словарь

Сельвинский Илья (Карл) Львович , русский советский писатель. Член КПСС с 1941. Окончил факультет общественных наук МГУ (1923). Печатался с 1915. В 20 е гг. один из руководителей литературной… … Большая советская энциклопедия

Сельвинский Илья Львович - СЕЛЬВИНСКИЙ Илья (Карл) Львович (1899 1968) поэт, драматург. Род. в Симферополе, в семье скорняка. Писать стихи начал в г зии. В юности в поисках заработка переменил мн. профессий: был актером, борцом в цирке, портовым грузчиком и т. д.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

СЕЛЬВИНСКИЙ Илья Львович - СЕЛЬВИНСКИЙ Илья (Карл) Львович (1899—1968), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1941. Поэмы «Улялаевщина» (1924, опубл. 1927), «Записки поэта» (1927). Ром. в стихах «Пушторг» (1928), «Арктика» (1934—56, опубл. 1957). Пьесы в стихах… … Литературный энциклопедический словарь

Илья (Карл) Львович Сельвинский (1899 1968) русский советский писатель, поэт и драматург, представитель литературного течения конструктивизма. Содержание 1 Биография 2 Семья 3 Произведения 3.1 … Википедия

Илья (Карл) Львович Сельвинский (1899 1968) русский советский писатель, поэт и драматург, представитель литературного течения конструктивизма. Содержание 1 Биография 2 Семья 3 Произведения 3.1 … Википедия

Илья (Карл) Львович Сельвинский (1899 1968) русский советский писатель, поэт и драматург, представитель литературного течения конструктивизма. Содержание 1 Биография 2 Семья 3 Произведения 3.1 … Википедия

Илья (Карл) Львович Сельвинский (1899 1968) русский советский писатель, поэт и драматург, представитель литературного течения конструктивизма. Содержание 1 Биография 2 Семья 3 Произведения 3.1 … Википедия

И в армии получил фамилию Сельвинский. Сельвинский родился в еврейской семье зажиточного подрядчика-меховщика, участника русско-турецкой войны. Учиться Сельвинский начал с шести лет в католическом монастыре в Стамбуле, в 1905 г. из-за финансовых неудач отца семья вернулась в Симферополь , где вскоре пережила погром , который навсегда запечатлелся в памяти писателя. Затем Сельвинский жил в Евпатории , где окончил в 1915 г. городское училище, а в 1919 г. с золотой медалью гимназию. Во время каникул Сельвинский много странствовал, был юнгой, рыбаком, портовым грузчиком, актером в бродячем театре, борцом в цирке. В период гражданской войны примкнул к отряду анархистов Маруси Никифоровой, а после его разгрома вступил в Красную гвардию.

В 1919 г. поступил на медицинский факультет Таврического университета в Симферополе. В 1921 г. переехал в Москву, учился на отделении права факультета общественных наук Московского университета, которое окончил в 1923 г. С 1922 г. Сельвинский работал в Центросоюзе, затем в Сельсоюзе, а в 1928–32 гг. - в Союзпушнине, благодаря чему объездил почти всю страну - среднерусскую полосу, Урал, Крайний Север и Дальний Восток, Киргизию, Камчатку. Как корреспондент газеты «Правда» в 1933–34 гг. участвовал в экспедиции по Северному морскому пути на пароходе «Челюскин». В годы Второй мировой войны был батальонным комиссаром (вступил в коммунистическую партию в 1941 г.), воевал на различных фронтах, несколько раз был ранен. Многие годы Сельвинский преподавал в Литературном институте имени М. Горького в Москве.

Писать стихи Сельвинский начал в юности (первая публикация в 1915 г. в газете «Евпаторийские новости»). Гимназические стихи подписывал Эллий Карл Сельвинский, присоединив к своему слегка измененному еврейскому имени имя К. Маркса , «Капиталом» которого он увлекался в то время. В 1920 г. написал несколько венков сонетов, близких по стилю ранним стихам; среди них - «Бар-Кохба» (опубликован в 1929 г. в сборнике «Ранний Сельвинский»), посвященный вождю антиримского восстания в Иудее (см. Бар-Кохбы восстание). От подражания А. Блоку и И. Бунину Сельвинский вскоре пришел к отрицанию традиционной поэтики. В экспериментаторских стихах 1920-х - начале 1930-х гг. Сельвинский использует различные жаргоны, в том числе блатной («Вор», 1926), иноязычную лексику (украинскую, цыганскую, еврейскую), создавая макаронические стихи. Для этого периода характерны стихи «Анекдоты о караимском философе Бабакай-Суддуке» (1931) и новелла «Мотькэ-Малхамовес» (1926), написанная на смеси одесского воровского жаргона и еврейских слов (идиш , иврит), интонаций и выражений (иногда почти непереводимых на русский язык: «И один дер другого за штаны тянул»). Образ героя, одесского налетчика, возник под влиянием «Одесских рассказов» (1921–23) И. Бабеля .

В 1922–23 гг. Сельвинский совместно с К. Зелинским стал инициатором создания литературной группы конструктивистов, стремившейся, как и ЛЕФ, найти пути изображения тем социалистической действительности. Конструктивисты по своей эстетике были вообще близки ЛЕФу, что, однако, не мешало им вести ожесточенную полемику (особенно вождям групп - Сельвинскому и В. Маяковскому). Когда организационно оформился Литературный центр конструктивистов (1924–30), в который входили Э. Багрицкий , Вера Инбер , Е. Габрилович (1899–1993) и другие, Сельвинский стал его основным идеологом, теоретиком и ведущим поэтом. После публикаций в 1926 г. сборника стихов «Рекорды», в 1927 г. - поэм «Улялаевщина» (написана в 1924 г.) и «Записки поэта», а в 1928 г. - романа в стихах «Пушторг» и трагедии «Командарм 2» Сельвинский приобрел широкую известность. Эти произведения, построенные по принципу конструктивистского «дубльреализма», с его повествовательностью, введением в поэтический текст цифр, технической терминологии, отступлений на экономические темы, документов и статистических данных, отличались смелым экспериментаторством. Колоритно написанная «Улялаевщина» повествует о возникновении и разгроме анархистско-кулацкого восстания Улялаева. Глава восстания, как и выведенный в поэме еврей-анархист Штейн, по мнению официальной критики, были намного выразительнее бледных образов коммунистов (в 1956 г. была опубликована новая версия поэмы, в которой В. Ленин стал центральной фигурой, а также были исключены «крамольные» строки о свободе творчества и т. п.). В «Пушторге» через трагический конфликт блестящего специалиста с бездарным коммунистом-бюрократом Сельвинский подчеркивает трагичность судеб интеллигенции в период так называемого социалистического строительства. И в «Улялаевщине», и в «Пушторге» встречаются еврейские реминисценции, такие, как «еврей Бернадот, французский маршал...», «библейская Агада» и т. п.

В «Командарме 2» (трагедия поставлена Вс. Мейерхольдом в 1929 г.) драматический конфликт построен на столкновении революционной целесообразности со стихийным порывом масс, а в противопоставлении двух типов революционеров, командармов гражданской войны Чуба и Оконникова, были заметны, особенно в театральном воплощении, намеки на борьбу И. Сталина с Л. Троцким . В авангардистской социально-сатирической пьесе «Пао-пао» (1932) орангутанг, освободившись под влиянием коммунистических идей от звериных и буржуазных инстинктов, становится человеком (в 1956 г. Сельвинский переработал пьесу, перенеся действие из Германии 1920-х гг. в нацистскую Германию). В вышедшем в 1933 г. поэтическом сборнике Сельвинского «Декларация прав» в разделе «Агитки» была помещена маленькая поэма «От Палестины до Биробиджана» (написана в 1930 г.), созданная для пропагандистских целей ОЗЕТа и противопоставлявшая неудачу сионизма (особенно после беспорядков 1929 г., см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк) успехам строительства еврейского Биробиджана . Еврейские темы и реминисценции заметны и в поэзии Сельвинского 1930-х гг.; так, в лирическом стихотворении «Портрет моей матери» (1934) отчужденность матери от сына передается сравнением: «Сыновий лик осквернен отныне, как иудейский Иерусалим, ставший вдруг христианской святыней». В стихах, позже вошедших в цикл «Зарубежное», сильна антинацистская направленность («Антисемиты», «Еврейский вопрос», «Фашизм - это война» - все в 1936 г.). С конца 1930-х гг. Сельвинский стал разрабатывать жанр исторической трагедии в стихах, который со временем стал в его творчестве основным («Рыцарь Иоанн», 1937; «Бабек», 1941; «Ливонская война», 1944; «От Полтавы до Гангута», 1951, «Большой Кирилл», 1957). В годы войны тема патриотизма, великой исторической миссии России становится основной в поэзии, драматургии («Генерал Брусилов», 1943) и публицистике Сельвинского.

Сельвинский, который часто подвергался официальной «проработочной критике», в 1943 г. попал в опалу за не понравившееся И. Сталину стихотворение «Россия» (1942), в котором, говоря о величии родины, поэт благодарил всех своих учителей, «от Пушкина до Пастернака». Травля Сельвинского возобновилась в 1946 г. (выступление А. Фадеева) и продолжалась в период борьбы с космополитизмом (см. «Космополиты»). Поэта обвиняли в презрении к России, ее культуре и народу, в засорении русского языка, в пропаганде вражеских теорий о перерождении советского государственного аппарата, в том, что выразителем своих взглядов он сделал «анархиста, космополита Штейна», и в других тому подобных преступлениях.

Некоторые произведения Сельвинского вышли на иврите, в том числе отрывки из «Улялаевщины» и поэмы «Челюскиниана» (1937–38) в переводе А. Шлёнского .

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 741–744.
Издано: 1994.

Сельвинский Илья (Карл) Львович (1899 - 1968), поэт. Родился 12 октября (24 н.с.) в Симферополе в семье скорняка, инвалида турецкой войны 1874. Детские годы прошли в Крыму, где окончил Евпаторийскую гимназию, затем учился на медицинском факультете Таврического университета (не окончил).


В гимназические и студенческие годы перепробовал много профессий: был юнгой на шхуне, портовым грузчиком, натурщиком, репортером уголовной хроники, актером бродячего театра, сельскохозяйственным рабочим и др. В 1918, став бойцом Красной гвардии, защищал Перекоп. Сельвинский продолжил образование в Москве, окончив юридический факультет университета, затем факультет общественных наук (1923).

С 1922 по 1926, затем в 1932 был инструктором Центросоюза по экспорту пушнины. Наряду со всей этой деятельностью Сельвинский ищет свое место в поэзии, создавая экспериментальные стихи. В 1920-х становится одним из вождей конструктивизма (поэмы "Улялаевщина", 1924, и "Записки поэта", 1927). Пишет роман в стихах "Пушторг" (1928) и пробует себя в драматургии: трагедия "Командарм 2", 1928 (поставлена В.Мейерхольдом в 1929), пьеса "Пао-Пао", 1931; "Умка - Белый Медведь", 1933.

В 1933 - 34 Сельвинский в качестве специального корреспондента "Правды" участвовал в арктической экспедиции проф. О.Ю.Шмидта на ледоколе "Челюскин", впоследствии написав поэму "Челюскиниана".

В 1930-е путешествует по Европе и Азии. В этот период разрабатывает жанр исторической трагедии в стихах: "Рыцарь Иоанн" (1937), "Бабек" (1941).

В годы Отечественной войны Сельвинский находился на Крымском, Кавказском и Прибалтийском фронтах. Именно в эти годы начинает работать над драматической трилогией "Россия", которую заканчивает в 1957.

Результатом многолетних раздумий и стиховедческих изысканий явилась книга "Студия стиха" (1962).

Последним произведением Сельвинского был автобиографический роман "О, юность моя!", опубликованный в журнале "Октябрь" в 1966. Умер поэт 22 марта 1968 в Москве.

Сельвинский Илья (Карл) Львович - русский советский писатель. Член КПСС с 1941. Окончил факультет общественных наук МГУ (1923). Печатался с 1915. В 20-е годы один из руководителей литературной группы конструктивистов.

Главные произведения раннего Сельвинского тематически связаны с Гражданской войной (поэма «Улялаевщина» , 1927; трагедия «Командарм 2» , 1928), конфликтами периода нэпа (роман в стихах «Пушторг» , 1928).

Для них, как и для многих других произведений Сельвинского, характерен поэтический эксперимент, поиски необычного жанра, стиха, языка (поэма «Записки поэта» , 1927; эксцентрические пьесы «Пао-Пао» , 1932, «Умка - Белый Медведь», 1933).

С конца 30-х годов стал разрабатывать жанр исторической трагедии в стихах - о переломных и революционных моментах в истории России («Рыцарь Иоанн» , 1937; «Бабек» , 1941).

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 наряду с яркими патриотическими стихами ( и др.) Сельвинский начал работать над драматической трилогией «Россия» : «Ливонская война» (1944), «От Полтавы до Гангута» (1949), «Большой Кирилл» (1957), где стремился показать величие Родины, её историческую миссию, нарисовать тип русского человека - труженика и воина, создать образ В. И. Ленина.

Произведения Сельвинского переведены на иностранные языки. Награждён 5 орденами, а также медалями.

Л. М. Фарбер

СЕЛЬВИНСКИЙ, Илья (Карл) Львович - русский советский писатель. Член Коммунистической партии с 1941. В молодости был актёром, борцом в цирке, грузчиком в порту, затем - инструктором по пушнине в Киргизии (1929). Окончил факультет общественных наук 1-го МГУ (1923). В 1933 - участник похода «Челюскина». В ранних стихах Сельвинского - влияние А. Блока , И. Бунина , поиски своего языка, отрицание традиционной поэтики. Сельвинский создаёт лабораторные, экспериментальные стихи, используя различные жаргоны - воровской («Вор» ), одесско-еврейский («Мотька-Малхамовес» ), цыганско-романсовый. В своих поисках Сельвинский в эту пору иногда доходил до зауми. В 20-х годах он становится одним из вождей конструктивизма. В «Кодексе конструктивиста» (сборник «Бизнес», 1929) и других теоретических выступлениях Сельвинского видно стремление через овладение техникой и конструктивно-научным мышлением (в т. ч. и в искусстве) найти пути к темам социалистической действительности. Поэма «Улялаевщина» (1924, опубликована в 1927), одно из значительных произведений советской поэзии 20-х годов, повествует о разгроме контрреволюционного кулацкого восстания Улялаева, чей образ получился у Сельвинского, однако, выразительнее образов коммунистов. В 1956 Сельвинский переработал поэму, сделав В. И. Ленина её центральной фигурой (для Сельвинского вообще характерно возвращение к ранним произведениям, переработка и углубление в них историзма).

Поэтический эксперимент характерен и для поэмы «Записки поэта» (1927, отдельное издание 1928); 1 часть поэмы - «автобиография» поэта Евгения Нея, 2 часть - сборник стихов Нея «Шёлковая луна». Внешний конфликт романа в стихах «Пушторг» (1928, отдельное издание 1929) - борьба честного специалиста Полуярова (директора акционерного общества «Пушторг») с карьеристом и бюрократом Кролем. Но за этим видимым конфликтом Сельвинский сумел показать борьбу партии против мещан с партийным билетом; коммунизм бьёт кролевщину. Однако в поэме звучат и пессимистические ноты (трагическая судьба интеллигента Полуярова). «Пушторг» - переломное произведение: поэт в известной мере отходит от конструктивистского эксперимента к более масштабным политическим и эпическим темам.

С конца 20-х годов Сельвинский выступает и как драматург. В трагедии «Командарм 2» (1928, постановка В. Мейерхольда, 1929) карьеристу и авантюристу Оконному противопоставлен командарм гражданской войны Чуб. Смысл сатирической и эксцентрической пьесы «Пао-Пао» (1931, опубликована в 1932) в разоблачении основ «обезьяньего» собственнического мира (в 1956 Сельвинский переработал пьесу, перенеся действие из Германии 20-х годов в предвоенную, фашистскую Германию). «Умка - Белый Медведь» (1933) - пьеса о величии революции, которая позволяет отсталым народам России совершить скачок от родового строя к социализму. К пьесе тематически примыкает поэма «Челюскиниана» (отрывки печатались в 1937-38). Позднее Сельвинский переработал поэму в роман «Арктика» (1934-56, опубликован в 1957).

В 30-е годы Сельвинский путешествует по Европе и Азии. Характерной для поэта становится философская лирика. С конца 30-х годов Сельвинский стал разрабатывать жанр исторической трагедии в стихах - о переломных и революционных моментах в истории России, о борьбе русского народа с антинародной властью. Первая трагедия «Рыцарь Иоанн» (1937) - об Иване Болотникове; «Бабек» (1941, позднее названа «Орла на плече носящий» ) - лирическая трагедия об Азербайджане 9 века, о пастухе Бабеке, ставшем во главе народного восстания.

В годы Великой Отечественной войны Сельвинский находился на Крымском, Кавказском и 2-м Прибалтийском фронтах. Именно в эти годы он начинает работать над драматической трилогией «Россия» («основной труд жизн»). В 1941-44 создана «Ливонская война» (опубликована в 1944), где Ивану Грозному противостоит русский труженик пушкарь и литейщик Андрей Чохов. Правнук этого Чохова Никита Чохов олицетворяет русский народ во второй трагедии «От Полтавы до Гангута» (1949, опубликована в 1951; позднейшее название - «Царь да бунтарь» ). Заключает трилогию трагедия «Большой Кирилл» (1957), где рядом с В. И. Лениным в ноябре 1917 находится профессиональный революционер Кирилл Чохов, потомок русских тружеников и бунтарей. Трилогия «Россия» писалась в течение 16 лет и явилась итогом поисков Сельвинского не только в области художественного открытия русского национального характера, но и в области очень ёмкого и трудного жанра высокой трагедии в стихах. Истинным двигателем исторического процесса, согласно концепции поэта, являются не знаменитые цари или полководцы, а народная масса, её наиболее талантливые представители. В эти же годы Сельвинский создаёт трагедию «Читая Фауста» (1947, опубликована в 1952), пьесу-диспут, где гротеск соседствует с философскими раздумьями; пьеса написана в ключе театра Б. Брехта; в ней - судьбы немецкой интеллигенции в 20 веке, мнимые и подлинные наследники Фауста. Пьеса Сельвинского «Человек выше своей судьбы» (1962) рассказывает о последних месяцах жизни В. И. Ленина.

Результатом многолетних стиховедческих изысканий явилась книга Сельвинского «Студия стиха» (1962) - защита и обоснование тактовой просодии, былинности, версификационной основы стиха. Незадолго до смерти Сельвинский опубликовал в журнале «Октябрь» (1966, № 6-7) автобиографический роман «О, юность моя!». Уже после смерти поэта в том же журнале (1968, № 5) помещена его лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» , тема которой также находится на главной линии развития искусства Сельвинского, всю жизнь искавшего возможность показать величие России, её великую историческую миссию.

Соч.: Ранний Сельвинский, М. - Л., 1929; Декларация прав, М., 1933; Избр. стихи, М., 1934; Лирика и драмы, М., 1947; Крым. Кавказ. Кубань, М., 1947; Избранное, М., 1950; Трагедии, М., 1952; Избр. произведения, М., 1953; Избр. произведения, т. 1-2, М., 1956; Черты моей жизни, в кн.: Сов. писатели. Автобиографии, т. 2, М., 1959; О времени, о судьбах, о любви. Стихи, М., 1962; Театр поэта, М., 1965; Лирика, М., 1964; О, юность моя! Роман, М., 1967; Давайте помечтаем о бессмертье. Стихи, М., 1969.

Лит.: Вандыш Е., Путь к социалистич. реализму. (Эволюция творчества И. Л. Сельвинского), «Уч. зап. Латв. гос. ун-та. Филологич. науки», 1963, т. 46; Кедрина З., Историч. трагедии И. Сельвинского, в её кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Резник О., Жизнь в поэзии. Творчество Ильи Сельвинского, М., 1967; [Огнев В. Ф.], И. Л. Сельвинский, в кн.: История рус. сов. лит-ры, 2 изд., т. 3, М., 1968.

Л. М. Фарбер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 6. - М.: Советская энциклопедия, 1971

СЕЛЬВИНСКИЙ Илья Львович - советский поэт и драматург. Родился в Симферополе, в семье меховщика. В 1923 окончил МГУ (Правовое отделение). Много путешествовал по отдалённым окраинам СССР, в 1933 был в плавании на «Челюскине».

Первая книга стихов «Рекорды» вышла в 1926. Широкую известность Сельвинский приобретает после выхода «Улялаевщины» . Работая с большой интенсивностью, Сельвинский почти каждый год выступает в печати с новой книгой - «Пушторг» , «Командарм 2» , «Пао-Пао» , «Умка - белый медведь» . - В условиях развёртывания пролетарской революции и под её воздействием поэт прошел сложный путь. В ранних стихах Сельвинского с их узко индивидуалистическими настроениями, эстетством, подчёркнутым равнодушием к социально-политической жизни он выступает как эпигон буржуазной поэзии. Революция и гражданская война как бы прошли мимо этих стихов, утверждающих примат индивидуального и биологического над социальным. Однако развитие революции, в частности развёртывание её созидательной деятельности, интенсивность социальной жизни эпохи выводят Сельвинского из его уединения. Переоценивая ценности («больно подумать, что вся моя жизнь была лишь каталогом сложных ошибок»), поэт обращается к осмыслению широких проблем действительности и не перестаёт упорно искать «свой политический угол». Таким «политическим углом» для Сельвинского явилась социальная философия и эстетика конструктивизма, крупнейшим поэтом и одним из теоретиков которого и становится Сельвинский. Поэт объявляет борьбу анархическому индивидуализму, его буйной, разрушительной стихии, выдвигая в противовес ему конструктивные и рационалистические начала. Излюбленными идеями Сельвинского становятся идеи созидания плана организованности, но и в их абстрактном виде, оторванном от живой диалектики классовой борьбы. В этот период Сельвинский создаёт поэму «Улялаевщина» - одно из наиболее значительных эпических произведений современной поэзии. Её тема - возникновение и гибель анархо-кулацкой партизанщины первых лет революции - разработана широко, выпукло и сильно. В сочно выписанной бытовой рамке показаны колоритные, эпически выразительные образы бандитов, - прежде всего, - сам «батько, Улялаев Серьга». Гораздо бледнее даны образы коммунистов. Значительность произведения ослаблена положенной в основу его конструктивистской философией. Последовательно развивая принципы конструктивизма, Сельвинский пытался доказать в «Улялаевщине» , что революция от первого, разрушительного периода переходит ко второму «мирному», «конструктивному», когда классовая борьба «затухает». В соответствии с этим замыслом руководителями строительства оказываются в конце поэмы конструктивисты с их лозунгами «организация, плановость, вещность», а коммунист Гай, с одной стороны, и воплощение стихийности - Улялаев, с другой, оказываются оттеснёнными на задний план.

С ещё большей остротой Сельвинский выразил идеи конструктивизма в романе в стихах «Пушторг» . Развив до логического конца защиту конструктивистских идей, Сельвинский лишь обнажил их порочность и враждебность пролетарской революции. Такова самая исходящая мысль «Пушторга» , взятая Сельвинским из общеконструктивистского арсенала, мысль о том, будто ведущая роль в стране должна принадлежать технической интеллигенции. Эту враждебную пролетарскому руководству мысль Сельвинский воплотил через противопоставление высокоодарённого преданного революции («коммуноид») беспартийного специалиста Полуярова, с одной стороны, бездарности, жулику с партбилетом Кролю и обывателю Мэку, изображённому старым большевиком - с другой. Эти бездарные и недостойные члены партии толкают на самоубийство «последнего интеллигента» - Полуярова. Вместе с тем «старый большевик» Мэк, выбирая между Полуяровым и Кролем, так формулирует линию партии по отношению к интеллигенции: «Бюджет наш ССР… так вот Полуяров это коняк. Он не по карману. Кроль подешевле… В портянках идейная наша пехота». Эта идея о курсе на «портяночность», серость, якобы взятом большевиками и приводящем к гибели «гениальных» Полуяровых, была полным извращением действительности. Таким образом, желая выступить против недооценки революционно настроенной части интеллигенции и неумения использовать её, Сельвинский исказил в «Пушторге» политику партии в отношении интеллигенции. «Пушторг» был сурово встречен советской общественностью и советской критикой как произведение, объективно направленное против социалистического строительства. Под влиянием критики и фактов действительности Сельвинский пересмотрел своё отношение к конструктивизму.

В 1929 Сельвинский публикует трагедию «Командарм 2» , где выступает против «лево»-интеллигентского максимализма. Стремясь ближе приобщиться к социалистическому строительству, Сельвинский делает в 1931 «Электрозаводскую газету» , от передовой статьи до отдела объявлений всю написанную стихами. В 1932 появляется пьеса «Пао-пао» , в которой Сельвинский ставит проблему труда в коммунистическом обществе. В 1934 выходит пьеса «Умка - белый медведь», интересная попыткой Сельвинского дать образ большевика, секретаря райкома партии Кавалеридзе, возглавляющего работу по социалистическому строительству на крайнем севере.

Таким образом, постепенно от биологического восприятия жизни, через преодоление философии конструктивизма Сельвинский переходит к осмысливанию в своём творчестве советской действительности. От чисто формалистского обращения со словом Сельвинский приходит к пониманию того, что «Голое мастерство слишком бедно, чтобы дышать ураганом эпохи».

Для Сельвинского характерно чрезвычайное разнообразие жанров и художественных приёмов. Он пишет и мелкие лирические стихотворения, и поэмы, и песни, и романы в стихах, и трагедии, и эпиграммы. Тем не менее Сельвинский явно тяготеет к большим эпическим полотнам, и лирика, эпиграммы и т. д. занимают в его творчестве второстепенное место. Сельвинский - мастер стиха. Он широко использовал разнообразные ритмы, акценты, звукопись. Он виртуозно разработал так называемый тактовый стих или тактовик. Сельвинский мастерски владеет диалогом, вводя в него нередко живописные жаргонизмы. Ему удалось освоить в поэтической форме политико-экономический и публицистический материал: речи, доклады, статистические сведения и т. п. (например, речь Ленина в «Улялаевщине» , «Электрозаводская газета» ). Поэзии Сельвинского свойственны резкие чередования интонаций, неожиданные переходы от патетики к гротеску, от эпически спокойного повествования к лирическим нотам. Вместе с тем в творчестве Сельвинского силён налёт дидактизма и рассудочности. Сельвинский прежде всего рационалистичен, он стремится сблизить «прозаическое» научное мышление с художественным. Почти все крупные его произведения написаны как бы для логического доказательства заранее поставленного отвлечённого тезиса. Рассудочность поэзии Сельвинского в своё время вызвала справедливые упрёки критики. Интересная по замыслу, трагедия «Пао-Пао» в значительной мере обесценена тем, что в ней поэтический образ дан как аллегорическое выражение отвлечённого понятия. Отказавшись от социально-философских основ конструктивизма, Сельвинский долго ещё держался за его поэтику. В своё время Сельвинский выступал в качестве сторонника условного искусства как системы и отрицал возможность метода социалистического реализма в поэзии. Но отказ от философии конструктивизма естественно заставляет Сельвинского пересмотреть и средства своей художественной изобразительности.

Путешествия по отдалённым окраинам Союза обогатили поэта, внеся в его творчество свежую струю. В последней книге стихов «Путешествие по Камчатке» и в пьесе «Умка - белый медведь» появляются новые темы, новые образы и по-новому выраженное восприятие окружающей действительности. Дидактизм постепенно уступает место реалистическому изображению жизни, лабораторное экспериментаторство над словообразованиями и словоизменениями отходит на задний план.

Библиография: I. Рекорды. Стихи, изд. «Узел», М., ; Улялаевщина. Эпопея, изд. «Круг», [М.], 1927; То же, изд. 3, с рис. худ. А. Г. Тышлера, ГИХЛ, [М.], 1933; Записки поэта. Повесть, Гиз, М. - Л., 1928; Ранний Сельвинский, Гиз, М. - Л., 1929; Пушторг. Роман, Гиз, М. - Л., 1929; То же, изд. 2, М. - Л., 1931; Командарм 2, Гиз, М. - Л., 1930; Избранные стихи, изд. «Огонёк», М., 1930; Рекорды. Стихи и, новеллы, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Электрозаводская газета, изд. «Федерация», М., 1931; Как делается лампочка, изд. «Огонёк», М., 1931; Декларация прав, изд. «Советская литература», М., 1933; Пао-Пао. Рис. В. Роскина, изд. «Советская литература», М., 1933; Тихоокеанские стихи, изд. Моск. т-ва писателей, [М.], 1934; Избранные стихи, [вступ. ст. О. Резника], Гослитиздат, М., 1934; Лирика, Гослитиздат, [М.], 1934; Умка - белый медведь, [Пьеса в 5 акт., 9 карт.], Гослитиздат, М., 1935.

II. Тынянов Ю., Промежуток. (О поэзии), «Русский современник», 1924, № 4; Крученых А. , Новое в писательской технике, М., 1927; Лежнев А., Илья Сельвинский и конструктивизм, печать и революция», 1927, № 1; Гельфанд М., Переделка мечтателя (Лейтмотивы поэзии Ильи Сельвинского), «Печать и революция», 1929, №№ 10 и 11; Генкин И., Иоссель А., Илья Сельвинский на переломе, «Литературная газета», 1930, № 55; Лейтес А., Что нужно сказать Сельвинскому, «Литературная газета», 1934, № 53, 28 апр.; Серебрянский М., И. Сельвинский, «Декларация прав» и «Пао-Пао», «Художественная литература», 1933, № 9; Его же, Литература и социализм, М., 1935, стр. 124-154. Отзывы: Локс К., «Красная новь», 1927 № 3; Друзин В., «Звезда», 1927, № 5; Зелинский К., Философия «Улялаевщины», в его книге: Поэзия как смысл, М., 1929 (об «Улялавщине»); Аксёнов И., «Красная новь»; 1928, № 4; Степанов Н., «Звезда», 1928, № 3; Зенкевич М. , «Новый мир», 1928, № 3; Лежнев А., «Правда», 1928, 16 авг. (о «Записках поэта»); Тимофеев Л., «На литературном посту», 1929, № 15; Зенкевич М. , «Новый мир», 1929, № 6 Гурьев К., Ранний Сельвинский, «На литературном посту», 1929, № 15; Степанов Н., «Звезда», 1929, № 4 (о «Раннем Сельвинском»); Григорьев М., «На литературном посту», 1929, № 9; Бескин О., «Молодая гвардия», 1929, № 7-8; Марков П., «Новый Мир», 1929, № 9 «(о «Командарм 2); Сурков А. , Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, № 5-6 (о «Поэме об Электрозаводе»); Щербаков Г., «Пролетарский авангард», 1931, № 10-11 (о «Как делается лампочка»); Серебрянский М., «Красная новь», 1932, № 12; Прозоров А., «Книга и пролетарская революция», 1933, № 12; Болотников А., «Литературный критик», 1933, № 3; Македонов А., «Наступление», 1933, № 3 (о «Пао-Пао»); Тарасенков А., «Литературная газета», 1934, № 128 (об «Умке - белом медведе»); Островский Ю., «Знамя», 1935, № 5 (о «Тихоокеанских стихах»).

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, М. - Л., 1928.

Г. К.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939