Сочинение на тему честность

Честность – это одно из важнейших моральных качеств человека. Оно помогает ему в общении с людьми, позволяет заслужить их расположение и доверие. Ведь честный человек всегда будет говорить правду, так как он верен принятым обязательствам и собственным принципам.

Попробую доказать справедливость своих рассуждений, обратившись к тексту Юрия Марковича Нагибина.

Однажды герой произведения, Юрий Гагарин – первый человек, совершивший полет в космос, - побывал в летном училище. Один из курсантов спросил у него, о чем думал космонавт, когда шёл «через аэродром на глазах всего мира» после приземления. Гагарин честно ответил, что переживал о том, как бы ему не упасть на ровном месте из-за развязавшегося шнурка. Услышав его ответ, юноша понял, что Юрий Алексеевич – простой и искренний человек, который не боится признаться в собственных слабостях. И молодой человек, который раньше сомневался в своих возможностях, снова поверил в себя. Ведь герои не должны постоянно думать о чем-то возвышенном и великом.

В литературных произведениях можно встретить много героев, которые являются честными людьми. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Что такое культура? По тексту С.Львова 9 класс

Один из них – Евгений Онегин из одноименного романа А.С.Пушкина. Однажды герой узнал, что в него влюбилась молодая девушка Татьяна. Чтобы выразить свои чувства, она написала ему письмо с признанием. Герой не смог ответить на ее чувства и честно сказал ей об этом. Евгений откровенно признался девушке в том, что не создан для брака и может быстро ее разлюбить, сделав несчастной. А такого исхода их возможных отношений Евгений искренне не хотел. Ему очень нравилась Татьяна, но он понимал, что только увлечен ею и его чувства совсем не похожи на искренние настоящие чувства героини. Также честность главного героя романа помогла девушке и в дальнейшем: она научилась быть более сдержанной в проявлении своих чувств.

В задании 15.3 ставится задача - написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Среди понятий могут быть известные нравственные категории: доброта, смелость, красота, дружба, природа, гуманность, патриотизм, трудолюбие, честность, скромность.

Попробуем выяснить, как готовиться к выполнению этого задания на ОГЭ в 2015 году.

Напомним задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение строится по плану:

1. Тезис и комментарий к нему.

2. Аргументы:
а) из предложенного текста,
б) из жизненного опыта.

3. Вывод – заключение.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки!

Тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.

Способы толкования понятия:

ПОНЯТИЙНЫЙ

ДРУЖБА – ЭТО БЕСКОРЫСТНЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛЮБВИ, ДОВЕРИИ, ИСКРЕННОСТИ, ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЯХ, ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ.

СИНОНИМИЧЕСКИЙ

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – ЭТО ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРО – ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ.

КОМБИНИРОВАННЫЙ

СОСТРАДАНИЕ – ЭТО ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ВЫЗЫВАЕМОЕ НЕСЧАСТЬЕМ ИЛИ БЕДОЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЖИВОТНОГО.

Теперь познакомимся с текстом Н. Сафронова:

(1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. (2)Ещё никогда литературу нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3)Его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4)С нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил его:

(5)– Ну и что же вы нам сегодня расскажете?

(6)Он достал из помятого портфеля книгу и начал читать. (7)Это была повесть Катаева «Сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8)Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке. (9)Кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно.

(10)В каком-то месте учитель нашёл у Катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.

(11)– А вы-то откуда знаете? – язвительно спросил я.

(12)– Я воевал, – ответил он, и я сразу умолк.

(13)Однажды Иван Васильевич раздал тетради с домашними работами. (14)Я открыл свою и увидел «тройку». (15)У Витальки Кулешова, моего соседа по парте, стояла «четвёрка». (16)Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.

(17)– Ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18)– Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»?!

(19)В классе стало тихо. (20)Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь. (21)Он взял её, поднес к самым глазам.

(22)– Да чего там смотреть! (23)Всё и так ясно!

(24) Учитель взглянул на меня. (25)Мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в глыбу снег. (26)Старик кивнул, как бы соглашаясь сдаться, и тихо произнёс:

(27)- Я прошу у тебя прощения!

(28)Что-то словно нашло на меня... (29)Я не был жестоким и бесчувственным, но желание минутного превосходства заглушило во мне жалобный вскрик совести.

(30)- Да на что мне ваши извинения, вы оценку исправьте! – насмешливо бросил я.

(31)Он взял ручку и исправил мне оценку: зачеркнул «тройку» и поставил «четвёрку». (32)Так я одержал свою победу, а на душе стало сумеречно и пусто. (33)Я дал себе слово, что завтра же непременно при всём классе извинюсь перед учителем. (34)Однако на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из нашей школы.

(35)Наверное, дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. (36)Но когда на следующий день вместо Ивана Васильевича пришла завуч, строгая, властная женщина, моё сердце упало. (37)Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег. (38)Он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со своей позорной победой…

(39)Я уставился в окно. (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Переходим к анализу текста. Зададим себе вопросы:

  • Что такое совесть?
  • Были ли у Вас минуты, когда «совесть гложет»?
  • Испытывали ли Вы муки совести?
  • Когда такое бывает?
  • Как Вы обычно ведете себя, если чувствуете свою неправоту?

На черновике напишем об этом несколько предложений. Попробуем сформулировать ответ на вопрос: «Что такое совесть?» Например:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Избегаем формулировки: совесть – это когда…, совесть – то, что... .

Теперь тезис свой прокомментируем. Комментарий – это интерпретация, объяснение, размышление, подводящее к основной части сочинения. Например:

Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Ещё раз обратимся к тексту, чтобы выяснить отношения между героями. Нам нужно отыскать аргументы.

1. Как герой отнёсся к новому учителю?

2. Что двигало учеником, когда он задавал «неудобные вопросы» учителю?

3. Чего хотел добиться?

4. Обрадовала ли его победа? Какие слова подбирает автор?

5. В каких строчках звучит осознание собственной неправоты?

6. В каких словах выражена основная мысль текста?

7. Зачем необходимо было показать, что учителем был пожилой человек, фронтовик?

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что герой…

В данном тексте есть яркий пример…

Докажем это, обратившись к тексту...

Оформляем первый аргумент:

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика, и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, на душе его становится «сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удаётся, учитель увольняется из школы.

Обдумаем второй аргумент из своего жизненного опыта.

1. Это может быть Ваша жизненная история, история, произошедшая с другом или родственником.

2. Обращение к прочитанной книге, просмотренному фильму, спектаклю.

3. Исторические факты.

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише:

С примером проявления... нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например, …

Подобные примеры можно встретить и в жизни.

Ещё одним подтверждением сказанному может служить поведение (герой, произведение, автор).

Теперь оформляем второй аргумент:

Ещё один пример можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою Володе стыдно было быть сытым, когда вокруг все голодали. Он пытался избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя нашёл бродячую собаку и стал подкармливать её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно,…

Речевые формулы:

  • Мы пришли к выводу…
  • Подводя итог, можно сказать, что…
  • Делая выводы из сказанного, мы видим…

Пишем вывод:

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она помогает осознать вину, удерживает от дурного поступка, очищает, нравственно оздоравливает человека.

Обобщим всё сказанное. Нужно:

1. РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕННОГО В ЗАДАНИИ 15.3.

2. ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ДАННОЕ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

3. ПРИВЕСТИ ДВА АРГУМЕНТА:
- ПЕРВЫЙ - ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ВАМ ТЕКСТА,
- ВТОРОЙ - ИЗ ЖИЗНЕННОГО ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.

4. СДЕЛАТЬ ВЫВОД.

5. СОБЛЮДАТЬ ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 70 СЛОВ).

6. НЕ ЗАБЫВАТЬ О СОРАЗМЕРНОСТИ ЧАСТЕЙ.

Последние советы:

1. ПРИВОДЯ ПРИМЕРЫ, НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ.

2. ПИШИТЕ РАБОТУ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ.

3. НАЧИНАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ С РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА.

4. ПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

Готовый текст сочинения-рассуждения:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершённый поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, «на душе становится сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удалось, учитель уволился из школы.

Ещё один пример проявления совести можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою, Володе, стыдно быть сытым, когда вокруг все голодают. Он пытается избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя находит бродячую собаку и подкармливает её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она удерживает от дурного поступка, помогает совершить добро, осознать вину, очищает, нравственно оздоравливает человека.

Cочинение на тему Честность - рассуждение


Краткое рассуждение
У каждого свое понимание о честности. Как по мне, так это человек, который не обманывает в первую очередь себя, а потом уже окружающих.

Честный человек никогда не боится сказать правду в глаза, какая бы она не была, а не пускает за спиной сплетни. Он уважает окружающих не зависимо от того близкий это или чужой ему человек. Искренне любит родных, дорожит репутацией и доверием к нему, ценит то, что имеет и никогда не притворяется, изображая себя лучше, чем есть на самом деле. Тот, кто называется «честным» всегда трудится на совесть и ему никогда не будет за себя стыдно. Это малая часть качеств «честного человека», но, как по мне, они самые главные и верные.

9 класс, 15.3, ОГЭ, аргументы.

С детства нас учили, что врать – это нехорошо, но никогда не объясняли почему. Человек может врать для благих целей, но никогда не задумывается о последствиях. Последствия могут быть самые разные, ведь когда – нибудь тайное, становится явным. Вскоре, совравший человек, теряет к себе доверие. Близкие люди не смогут верить ему, ведь раз он уже солгал. Конечно, одно дело, если человек что – то не договорил и совсем другое, если он соврал близкому человеку, например другу. После такого вряд ли этот человек сможет быть настоящим другом.

К вранью также все относятся по – разному. Для кого – то соврать – это как сходить в магазин. Некоторые же люди, соврав, потом все переосмысливают, и их мучает совесть. Они хотят рассказать о своем поступке, но боятся реакции обманутого человека. Кто – то легкомысленно относится к тому, что человек ему солгал. Он даже не предполагает, что так может продолжаться всю жизнь.

Я считаю, что нужно говорить правду, какой бы она не была. Некоторые люди могут сказать прямолинейно, и не задумываясь о последствиях, тем самым ранят человека. В таких случаях, прежде чем сказать стоит подумать, а затем преподнести это в более мягкой форме. Возможно, для начала стоит подготовить человека, если это что – то действительно серьёзное.

Стоит всего лишь поставить себя на место этого человека и подумать, что бы сделал ты, если бы тебе соврали. Поэтому, стоит задуматься о чувствах другого человека, когда ты ему врешь. Не стоит думать, что это пройдет просто так. Ведь всегда найдется другой человек, который соврет и тебе. То есть вся твоя ложь вскоре к тебе и вернется.

В честном человеке ты можешь быть уверен и ему можно доверять. С лживыми людьми все сложнее. Они могут сказать, что больше такое не повторится, но ведь гарантии нет. Он также сможет наврать или предать и во второй, и в третий раз. Таких людей нужно сразу вычислять и стараться как можно меньше с ними общаться.

В любом случае к честным людям и относятся по – другому. Ведь мало кому захочется того, чтобы его друг врал ему.

Стоит стремиться к тому, чтобы быть честным. Однако, честных людей не всегда понимают, а особенно те, кто так любит врать. Нужно еще с самого раннего детства прививать ребенку то, что врать – это плохо. Одних слов мало и поэтому стоит конкретно все объяснить и даже привести конкретные примеры.

Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

Честность - это одна из составляющих нравственной стороны человека. Она связана с умением выражать мысли, чувства напрямую, без замешательства, какими бы они ни были. Это мотивы, идущие из глубины души. Помыслы, которые подпитаны добросовестностью и правдивостью.

Там, где присутствует честность, имеет место и преданность, порядочность и совесть. Это понятие должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Если подобная закономерность нарушается, то в силу вступает обман, за который рано или поздно становится стыдно.

Отсутствие честности приводит к сомнениям, раздвоению мнения человека. Каждый из нас хоть раз в жизни может оступиться. Тогда наступает знакомство с этим качеством. Испытав неловкость или страх, человек видит два пути - ложь или искренность. Обман мешает вести правильный образ жизни. Радость, уважение со стороны, доверие наполняют сердце тогда, когда нечего скрывать, нет камня за пазухой. Бесчестность - это, прежде всего, самообман, который грузом лежит на душе. Чтобы избежать недомолвок, оправданий, нужно научиться признавать собственную неправоту, вырабатывать в себе это качество характера.

Если мы стремимся к доброте и порядочности, то честность обязательно станет наставником в обогащении нравственной стороны человека. Она становится помощником в обретении других не менее важных качеств таких, как прямолинейность, уверенность в себе, отсутствие хвастовства, которые избавляют человека от слабостей, помогают приобрести силу воли, быть успешным в каждом деле.

В любой сфере нашей жизнедеятельности человек испытывает на себе влияние честности со стороны или сталкивается с ним лично, заслуживая уважение или подвергаясь критике окружающих. Обретая тем самым опыт, мы даем правильную оценку себе, выбирая в дальнейшем правильные действия.

Вариант 2

Честность, казалось бы, обычное слово, но какой глубокий смысл кроиться в самом обычном понятии. Быть честным – значит быть смелым. Быть смелым – значит всегда говорить правду при любых обстоятельствах.

Казалось бы, что может быть проще сказать правду, признать свою вину или извиниться за свой поступок. Но, на самом деле это довольно сложно и только смелые и сильные люди всегда готовы сказать правду, быть честными не только с собой, но и с окружающими людьми. Ведь, всегда есть возможность скрыть правду и остаться в глазах родителей или товарищей хорошим человеком. Но, тогда придется постоянно бояться, что правду узнают, а доверие к себе и своим словам нужно будет восстанавливать.

Честность – это добродетель, которую каждый родитель с раннего детства закладывает в ребенка. Быть честным, значит быть воспитанным! Быть честным, значит никогда не давать краснеть за себя, ведь честный человек никогда не свалит свою вину, на кого-то другого, а смело выскажет правду и не побиться, если его за это поругают.

Честный человек – это ответственный человек, и если ты пообещал, ты обязательно сдержишь слово и выполнишь данное обещание. Честный человек всегда окружен множеством друзей, его ценят, любят, уважают. На честного человека всегда можно положиться и знать, что он не подведет и не оставит в беде друзей и товарищей.

Конечно же, честность не нужно путать с прямолинейностью. Существует много разных ситуаций, когда люди высказывая смело свое мнение в глаза человеку даже не задумываются о том, что в данный момент собеседнику неловко. Все мы разные со своими вкусами и предпочтениями в выборе одежды, музыки или друзей. Не стоит высказывать прямолинейно свою правду, которая в данный момент может обидеть собеседника.

Зачем люди обманывают? Все просто, в глазах товарищей они хотят выглядеть лучше или успешнее. Хотят таким образом обратить на себя внимание и привлечь новых друзей. Только усомнившись один раз в правдивости слов человека-обманщика, постоянно начинаешь искать ложь в каждой фразе. Теряется доверие – теряется и дружба, и уважение к такому человеку.

Честность, доверие, уважение идут рука об руку по жизни. И если такая добродетель как честность твердо заложена в характере человека, ему всегда будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Говорить правду, значит не скрываться за маской, а быть самим собой!

Сочинение Что такое честность?

Честность – одно из важнейших качеств человека. Это умение всегда признать свою неправоту и быть искренним в любой ситуации.

Всех с детства учили, что врать это плохо. Но со временем мы забываем об этом, ведь соврав однажды мы будем продолжать это делать. Недорассказать, приукрасить тем самым попросту соврать это обычные вещи в нашей повседневной жизни. Мы думаем, что нам будет так легче и проще. Но, все тайное со временем становится для всех понятной явно выраженной ложью.

Нужно уметь высказывать свои мысли честно и только так можно решить ту или иную ситуацию. Честный человек всегда вызывает доверие к окружающим его людям. Ведь они не видят в нем негативных качеств, а только доброту и искренность. На такого человека можно положиться и хорошо проводить время вместе. Зная, что он никогда не станет обсуждать вас и говорить что - то за спиной. Таких людей очень мало и очень большое везенье иметь такого друга. Я считаю, что врать это плохо прежде всего для себя. Ведь после вранья дорогому тебе человеку или даже просто приятелю ты чувствуешь себя морально подавленным. Ты не сможешь запомнить всю свою ложь и когда-нибудь оговоришься. Тебе скорее всего станет стыдно, и ты захочешь все исправить и вернуть, но люди перестанут вам доверять. Потеряешь самое дорогое, а всего лишь какие – то недоговорки и секреты. А доверие людей очень тяжело вернуть к себе. Один раз уличив вас во лжи достаточно чтобы перестать с вами общаться вовсе.

Главное в человеке – честность, когда ему доверяют, и он может быть самим собой. Честные люди очень ценятся в нашем сером мире, не стань одним из этих злых и эгоистичных забывших о моральных ценностях людей. Я уважаю честных людей и стараюсь быть правдивым и вежливым человеком. Но это не так просто как кажется со стороны, нужно много сил и нервов, которых часто не хватает. Старайтесь сделать этот мир чуточку добрее и честнее.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ Графа Ильи Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Известнейший роман-эпопея Льва Николаевича Толстого славится не только огромным количеством актуальных и просто интересных для прочтения тем, но и колоритными образами персонажей.

  • 9 класс ОГЭ

    Школьные сочинения для 9 класса и ОГЭ

Всех нас с детства учили, что врать нехорошо. Но почему, толком и не объяснили. Что такое честность и почему она так высоко ценится – я долго над этим размышлял. И понял, что когда люди врут, у них на это бывают разные причины, иногда даже уважительные. А если человек может позволить себе быть честным, значит, ему нечего стыдиться своих поступков или мыслей.

Честный человек всегда вызывает уважение, а главное – доверие. Наверно, поэтому честность как качество характера очень ценится. Ведь если мы считаем человека честным, мы можем положиться на его слово, с ним легко и приятно дружить, вести дела. Можно также быть уверенным, что его отношение к нам искреннее, что он думает то, что говорит. И за глаза не станет рассказывать про нас гадости.

Мне кажется, бывают случаи, когда честность может навредить. Такое случается, когда человек слишком прямолинейно и честно высказывает свое мнение там, где оно не единственно верное. Например, у меня есть кроссовки, которые я очень люблю, а мой хороший друг честно говорит, что они ему совсем не нравятся и он бы в жизни их не купил. А ведь на вкус и цвет товарища нет, и лучше не отзываться плохо о том, что кому-то очень по душе, ведь этим можно обидеть человека. Или, например, честность бывает лишней, когда людей не хотят расстраивать без реальной необходимости.

Я считаю, что врать плохо не только с точки зрения этики, но и потому что твоя ложь всегда раскроется и нанесет вред тебе самому. Например, ты соврал, что сам сделал домашнее задание, а не списал у товарища. Но когда тебя вызывают к доске и задают решить аналогичный пример, всем становится ясно, что ты не готовился к занятию.

Человек чаще всего лжет, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле. Есть замечательное высказывание французского философа и писателя А. Камю «Свободен тот, кто может не лгать». Ведь если ты нечестен с другими, значит, есть что-то в тебе, чего ты стесняешься. И если ты врешь, что на летних каникулах был в Америке, то скорее всего просто хочешь привлечь к себе внимание, но не можешь рассказать о себе ничего интересного, а выдумываешь небылицы. Мне кажется, лучше честно себе в этом признаться и заняться тем, что тебе интересно и найти единомышленников, которые оценят тебя по достоинству.