Современное рабство. Финансовое рабство в современном мире. Причины и признаки

Австралийский фонд Walk Free Foundation , созданный миллиардером Эндрю Форрестом при поддержке актёра Рассела Кроу, ежегодно проводит замер состояния рабства на планете Земля. Именно они после опроса сорока двух тысяч человек в двадцати пяти странах мира узнали, что в мире прямо сейчас живёт . Самиздат «Батенька, да вы трансформер» связался с Катариной Бриант (Katharine Bryant), научным руководителем и европейским представителем организации, и обсудил, превосходит ли рабство XXI века по масштабам золотую эпоху работорговли.

Ваше исследование от 2016 года говорит, что в мире живёт около сорока шести миллионов рабов; есть ли у вас более свежие данные?
Это и правда самый последний отчёт на сегодняшний день, и мы всё ещё отмечаем, что в мире 45,8 миллиона людей живёт в современном виде рабства. Однако ближе к концу сентября мы собираемся предоставить новые отчёты в коллаборации с Международной организацией труда, так что мы предоставим обновлённые показатели, но в настоящий момент мы всё ещё опираемся на число 45,8 миллиона: рабы есть в каждой стране на планете.

Какие формы рабства вы включаете в эту цифру? Какие явления вы понимаете как рабство?
Современное рабство для нас - общий термин, который включает в себя различные формы крайней эксплуатации, включая рабский труд, принудительный брак и коммерческое сексуальное эксплуатирование. Под рабским трудом мы подразумеваем ситуации, когда человека заставляют работать и он не способен избежать этой ситуации. Под принудительным браком мы рассматриваем детей и взрослых, которые не способны дать добровольное согласие на брак. У всех видов рабства есть один общий признак - это эксплуатация в высшей степени, от которой индивид не может избавить себя или добровольно уйти.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд, который включает различные аспекты: коммерческое, сексуальное эксплуатирование, принудительная проституция, государственный принудительный труд - например, в тюрьмах или армии. В частном секторе экономики тоже есть множество примеров насильственного труда.

Если сравнить число современных рабов в процентах от общей численности населения Земли, то что мы видим - увеличивается или уменьшается количество рабов по сравнению с временами расцвета рабства?
На этот вопрос тяжело ответить. Если смотреть на Трансатлантическую работорговлю XIX века, то мы считаем, что количество людей, находящихся в рабстве в наши дни, на самом деле значительно выше. Однако наши суждения ограничены, ибо до XIX века записи о работорговле велись не так чётко, поэтому тяжело сказать, больше ли людей находятся в рабстве в наши дни, чем когда-либо до, однако да, их однозначно больше, чем во времена Трансатлантической работорговли.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд

Опишите портрет современного раба.
Современное рабство выглядит по-разному в каждой стране. Важно помнить, что рабство действительно наблюдается в любой из ста шестидесяти семи стран, которые входят в наш список Global Slavery Index. Есть мужчины, которых заставляют рыбачить на рыболовных судах. Мы находили множество подтверждений, как мужчин похищали из Бирмы, провозили через границу в Таиланд и заставляли работать на рыболовных судах, которые никогда не заходили в порт. В европейской части есть случаи беженцев, которые бежали от войны из Сирии или Ливии, подверглись торговле людьми и были обращены в сексуальное рабство. Особую озабоченность у нас вызывают дети-беженцы, которых стали эксплуатировать по всей Европе, и они исчезли из программ для беженцев. В России и Центральной Азии мы также наблюдаем случаи принудительного труда и брака. В Узбекистане и Туркменистане принудительный труд санкционирован государством: там людей заставляют собирать уголь, там похищают невест и заставляют выйти замуж за определённого человека. Так что видов рабства много, но опять же: общим фактором является то, что индивид не может избежать этой ситуации.

А как выглядит современный рабовладелец?
В случаях пропавших эмигрантов в Европе эти рабовладельцы - члены организованной преступности, они извлекают пользу из продажи и покупки рабов, потому что воспринимают их как доступный и одноразовый товар. Более традиционные формы, исторические формы рабства, где есть «хозяин», и его дети наследует рабов, в таких местах, как Мавритания в Западной Африке. В других странах за счёт рабов рабовладельцы могут получать быструю прибыль либо в цепочках поставок многонациональных корпораций, либо в более неформальных структурах: например, в Южной Азии есть множество случаев кабального труда в кирпичной промышленности, где человека заставляют работать бесплатно, пока он не выплатит долг. Иногда эти долги передаются из поколения в поколение.

Современное рабство влияет на работу корпораций по всему миру. К счастью, в Европе, а также Великобритании, США, Австралии и Бразилии правительства начинают предпринимать меры, согласно которым торговые предприятия и многонациональные корпорации должны следить за их собственными каналами поставок, искать свидетельства современного принудительного труда. Мы также приветствуем требования к предприятиям, что они должны публиковать отчёты и заявления, обозначая, что они предпринимают, чтобы предотвратить принудительный труд. Мы поддерживаем и поощряем другие страны, чтобы они приняли похожие меры.

Какова ситуация с рабством в бывших колониальных странах в настоящее время?
Есть сведения, подтверждающие наличие рабства в каждой стране мира, включая бывшие страны Английской Империи. В Австралии, где находится штаб Walk Free Foundation, мы предполагаем, что около трёх тысяч жителей испытывают различные формы современного рабства. В таких странах, как Австралия и Великобритания, эксплуатации подвержены в основном эмигранты и переехавшие рабочие. Это видно в разных сферах: например, человек, который приехал в страну, чтобы выйти замуж, принуждается к домашнему рабству, или человек находится там по временной визе, которая не предоставляет ему достаточную трудовую защиту. В Индии население эксплуатируется в неформальных структурах, например на рыбацких предприятиях, у которых нет большого количества нормативно-правовых актов, в отличие от других организаций.

в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов

В какой стране самая страшная ситуация с рабством?

В 2016 самый высокий процент населения, подверженный современному рабству, был зафиксирован в Северной Корее - там 4 % населения находятся в рабстве, занимаются принудительным трудом в тюрьмах и лагерях. Ситуации плохи и в Польше и России, высокий процент рабства наблюдается в таких странах, как Узбекистан, Бангладеш, Индия и конфликтных зонах по всему миру.

Сколько денег крутится в этой области?
По нашим данным, в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов - очевидно, что это невероятно доходный бизнес. С другой стороны, что интересно: для борьбы с рабством используется очень мало финансовых ресурсов. Так что пока рабство приносит большой доход, и в среднем лишь 120 000 000 долларов в год тратится на борьбу с ним.

А как можно бороться с рабством?
В свою оценку работу правительств ста шестидесяти одной страны мира по борьбе с рабством мы включаем много различных аспектов хороших и действенных методов борьбы, например программы помощи жертвам, меры уголовного правосудия, наличие антирабовладельческих законов, механизмы координации и подотчётности, оперативную реакцию на риски, а также роль торговых предприятий. Поэтому мы утверждаем, что лучшая реакция правительства на современное рабство должна охватывать все эти аспекты. Правительству следует обучать правоохранительные органы борьбе с рабством, изучать все формы современного рабства, принимать законы, сотрудничать с другими правительствами для обеспечения транснационального подхода к этой проблеме. Правительству следует ещё и убедиться, что оно обеспечивает безопасность для своего населения и наёмных работников. Помощь может выражаться в правильном трудовом законодательстве и проведении проверок для выявления любых случаев принудительного труда. Наконец, мы настоятельно рекомендуем предприятиям и правительствам работать вместе, чтобы попытаться исследовать современное рабство.

Исходя из наших исследований, государство Северной Кореи - самое лояльное по отношению к рабству. Есть множество случаев и примеров принудительного труда в трудовых лагерях, и принудительный труд используется в качестве наказания для политических заключённых. Ещё более интересен факт использования принудительного труда жителей Северной Кореи в Европе. Исследования Лейденского университета в 2015 году показали, что северные корейцы были экспортированы в Европу, где их принуждали к работе и платили им мизерные зарплаты, почти не давали свободы во время работы. В Северной Корее государство почти ничего не делает для того, чтобы помешать рабству и принудительному труду, а в некоторых случаях даже активно продвигает рабство.

Walk Free Foundation только ведёт статистику или каким-то образом способствует улучшению ситуации в мире?
Наш фонд был основан в 2012 году австралийским бизнесменом Эндрю Форрестом после того, как его дочь, Грейс Форрест, побывала волонтёром в детском доме в Непале - там она узнала, что большинство детей из того детского дома были жертвами сексуальной работорговли и их продавали из Непала в Индию. Грейс подняла этот вопрос в своей семье, и они решили изучить, что происходит в антиработорговой и антирабовладельческой сферах по всему миру, и определить, где бы они могли принести наибольшую пользу. В результате, они поняли, что антирабовладельческим организациям не хватает финансирования, торговые предприятия в борьбе с этим вопросом не слишком заинтересованы плюс было очень мало исследований по этой теме. В результате они основали фонд и Global Slavery Index , где я и работаю. Мы пытаемся определить количество людей, по всему миру подверженных современному рабству и узнать, что предпринимают правительства, чтобы с этим бороться; также мы сотрудничаем со многими агентствами ООН.

В основном мы фокусируемся на оценке количества людей в рабстве, но также предоставляем очень конкретные политические рекомендации насчёт того, что правительства должны делать, чтобы реагировать. Таким образом, помимо выявления и повышения осведомленности о масштабах проблемы, мы также пытаемся предоставить инструменты для борьбы с ней. Сейчас мы готовим наш новый отчёт, и в нём мы посвятим отдельную главу роли бизнеса в расцвете современного рабства и объясним, что бизнес может сделать уже сейчас, чтобы выявить эксплуатацию труда в своих рядах.

Последние исследования показали, что во всём мире более 45 миллионов человек, в том числе и детей, используемых в качестве рабов. Об этом сообщила организация Walk Free Foundation. /сайт/

Walk Free Foundation провела исследование, по результатам которого составила рейтинг стран с наибольшим количеством рабов. Оказалось, что число рабов в современном мире можно сравнить с населением крупной страны, такой как Испания или Аргентина. Анализ показал, что данные предыдущих исследований были существенно занижены.

Исследование показало, что 58% всех рабов родом из Индии, Китая, Пакистана, Бангладеша и Узбекистана. К странам с наибольшим числом рабов относятся Северная Корея, Узбекистан, Камбоджа, Индия и Катар.

Как отмечает международная организация, существуют свидетельства использования рабского труда с помощью системы исправительно-трудовых лагерей. Такая сеть рабского труда широко распространена в Китае. В Узбекистане жителей принудительно заставляют убирать хлопок.


По данным правозащитных организаций, подпольная работорговля является третьим по прибыльности криминальным бизнесом в мире после торговли оружием и наркотиками. «Вполне возможно, что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведён ваш телевизор», - пишет социолог Кевин Бэйлз, автор книги «Новое рабство в глобальной экономике».

Как попадают в рабство?

Чаще всего в рабство попадают те, кто был похищен или незаконно мигрировал. По данным ООН, в 11 странах отмечен «очень высокий» уровень активности похищения людей. Там ежегодно крадут более 50 тысяч человек. К этим странам относятся Зимбабве, Конго, Новая Гвинея, Судан, Китай, Литва, Россия, Украина и Беларусь.

Некоторых заманивают в рабство обманом. Обычно при этом схема всегда одинаковая: сначала работнику обещают высокую зарплату в другом городе или стране, после приезда у него отбирают документы и принуждают к труду. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а по факту заставляют заниматься проституцией или в лучшем случае работать на подпольных швейных фабриках.

Мужчин чаще всего принуждают к тяжёлому физическому труду. Самым известным примером являются бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих, обещая высокооплачиваемую работу. Затем у них отбирают паспорт, трудовую книжку и отвозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там работников заставляют без отдыха сжигать огромные эвкалипты для получения угля.

Число углежогов составляет более 10 тысяч. Правозащитные организации пока не могут справиться с этой проблемой. Во многом причиной этому служит заинтересованность местных властей в теневом бизнесе, который несёт огромную прибыль.

Ситуация с рабством в России

Согласно рейтингу Walk Free Foundation, в России на сегодняшний день в рабстве живут 1 млн 48 тысяч 500 человек. Таким образом, Россия занимает 16 место в мире по соотношению свободных граждан и рабов. По общему числу рабов наша страна находится на седьмом месте в мире.

По оценкам из доклада Госдепа, только в Москве и Московской области не менее 130 тысяч человек работают бесплатно. Они не имеют документов и живут в ужасных условиях. Многих заставляют насильно заниматься попрошайничеством.

Попрошайничество в Москве - обычное явление. Фото: MAXIM MARMUR/AFP/Getty Images

В России действует общественная организация «Альтернатива», которая помогает людям, попавшим в подобные ситуации. За четыре года существования активисты освободили более 300 человек из разных регионов России. По оценкам сотрудников организации, в России ежегодно в трудовое рабство попадает около 5 тысяч человек. Всего в стране около 100 тысяч подневольных рабочих.

Активисты организации отмечают, что в основном жертвам работорговцев становятся люди из провинции, желающие улучшить условия своей жизни и не разбирающиеся в трудовых отношениях. Таких на вокзалах Москвы уже поджидают вербовщики. Они предлагают приезжим хорошую работу на юге. После этого ведут жертву в привокзальное кафе, где есть договорённости с официантами. Там им в чай добавляют снотворное, после чего увозят в нужном направлении.

Чаще всего рабочих везут к метро «Тёплый стан», а оттуда автобусом в Дагестан. В Дагестане нелегальные рабочие трудятся на кирпичных и других заводах. Когда идут крупные проверки в регионе, то рабов просто выкидывают за забор. Волонтёры «Альтернативы» отмечают, что серьёзной «крыши» у рабовладельцев нет, всё происходит на уровне участковых и младшего офицерского состава. Поэтому часто хозяева заводов не препятствуют освобождению людей.

При этом прокуратура Дагестана не установила факты принуждения к труду работников предприятий по производству кирпича. «Фактов принуждения в какой-либо форме к труду прокурорской проверкой не установлено», - сообщает ведомство.

Участник движения «Альтернатива» Олег Мельников отметил, что правительство нашей страны просто не признаёт рабство. «Как мне кажется, у нас в России просто нет политической воли, чтобы признать, что в нашей стране существует рабство. И некоторые следователи мне прямо говорили, что никогда не возбудят дела по статье „рабство“. И следователи просят использовать формулировку при возбуждении уголовных дел „незаконное удержание двух и более лиц“, а не „рабство“», - отметил правозащитник.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?


Должность: студент 2 курса
Учебное заведение: Владимирский Государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Населённый пункт: Владимирская область, город Владимир
Наименование материала: эссе
Тема: "Существует ли рабство в современном мире? Каковы его особенности?"
Дата публикации: 28.11.2017
Раздел: высшее образование

рассматривается

существовании

современном обществе, о его формах и методах воздействия на человека. Её

основная идея заключается в том, что как бы мы не пытались бороться с ним,

в капиталистическом обществе его существование неизбежно.

Ключевые слова: рабство, капитализм.

In this article, the question of the existence of slavery in modern society, its

forms and methods of influencing a person. Its main idea is that no matter how we

try to fight it, in capitalist society its existence is inevitable. Key words: slavery,

Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его

особенности?

В настоящее время мы в большей степени ощущаем воздействие каких-

социальных

факторов

жизнь, делая

Общество

пренебрегает

духовными

предпочитает

материальное, которое, по их мнению, принесет куда больше пользы. Так,

одни начинают работать в ненавистной компании, берут кредиты, становясь

хроническими должниками. Другие тратят приличные суммы на одежду из

бутиков, гаджеты и тусовки в ночных клубах. Поэтому такую зависимость

людей можно прировнять к рабству. Но рабская система появилась еще в

древнем мире.

Рабство в мире существовало задолго до того, как появилось государство

под названием «Древний Рим». Вот что мы читаем об истории рабства в

известных

энциклопедических

словарей:

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10 000

и с п о л ь з о в а т ь

п л е н н и ко в

сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних

цивилизациях

оставались

источником

источником

являлись

преступники

заплатить своих долгов. Рост промышленности и торговли способствовал еще

более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую

силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство

достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи.

Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в

рудниках,

ремесленном

производстве

земледелии.

использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или

поэтов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон

существовал

немногие

писатели,

влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость».

современном

существует,

принимая

формы: экономическое,

социальное,

духовное

виды. Кроме того, некоторые государственные структуры охраняют формы

современного рабства и определяют их как «благо».

актуальность

заключается

современном

чувствует

свободным

личностном

самоопределении,

существующей

называемой

«долговой

экономики»,

навязываемых

идеологических

традиций культуры и морали. Поэтому важно понять, что от нас зависит в

этой ситуации, и дать ей адекватную оценку.

На сегодняшний день рабство имеет совершенно иные признаки. Оно ушло

в подполье, т. е. стало нелегальным, или приобрело формы, позволяющие ему

сосуществовать с современными законами.

Р а б с т в о

Система

общественных

взаимоотношений,

допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека

(господина,

рабовладельца,

государства.

физического,

существую

«Кислород», 2014. – 166с.

«экономическое»,

«социальное»,

«наемное»,

«капиталистическое»,

«непрямое», «духовное», «долговое» и т.п.

Например, «социальное» рабство в современном мире разделило общество

на классы богатых и бедных. Так как попасть в класс богатых очень сложно, в

нем можно если только родиться, то многие люди становятся заложниками

своего положения, бросая все свои силы на достижения уровня этого класса.

«Духовное рабство» в современном мире характеризуется тем, что люди

часто сталкиваются с депрессиями, психологическими расстройствами, что

заставляет их замкнуться в себе, то есть стать рабом своего сознания.

наиболее

подробно

рассмотрим

«экономическое

рабство». Это

зависимость человека от экономических факторов как форм рабской системы.

Причинами

развития

экономического

капиталистическая

Современный капитализм и различные формы рабства представляют

увеличение

капитала

присвоение

продукта,

произвёл

работник.

Никто не ставит под сомнение, что мы сегодня живем при капитализме

(наши власти, правда, не любят слово «капитализм», заменяя его совершенно

бессмысленным словосочетанием «рыночная экономика»)

и поэтому

современная экономика держится на том, что каждый выполняет свою

работу: кто-то управляет, а кто-то выполняет грязную работу – это ли не

пример рабовладельческих отношений?

Современному человеку, работающему по договору найма, порой некогда

задумываться об аналогиях и сравнивать себя с рабом Древнего Рима. Более

намекнуть

подобную

аналогию,

обидеться.

Особенно, если человек занимает какую-то руководящую должность, если у

автомобиль,

квартира

атрибуты

современной

Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / Научный редактор

О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1072с.

«цивилизации».

различия

классическим

Древнего

современным

работником.

Например,

получал миску с едой, а второй получает деньги, чтобы купить эту миску.

перестать

последний

обладает

«привилегией» перестать быть рабом: то есть быть уволенным.

Несмотря на то, что работа, которую выполняют люди, оплачивается, и,

казалось бы, они перестают зависеть от кого-либо, на самом деле является

мифом, так как большую часть полученных за свою работу средств они

тратят на различные платежи и налоги, которые потом уходят в бюджет

государства.

Не стоит забывать и тот факт, что мы живем в обществе современной

«цивилизации»,

красиво»,

соответствовать всем стандартам современной «элиты» не зависимо от того

какой у него доход. Но оставшейся части средств порой не хватает для

удовлетворения

потребностей.

включается

механизм

экономики

вынуждения

начинают

больше погружаясь в долговую яму.

Такое явление как инфляция не редкость и, казалось бы, она объяснима, но

рост цен при отсутствии роста зарплаты рабочего обеспечивает скрытое

незаметное ограбление. Все это заставляет среднестатистического человека

все ниже и ниже опускаться на колени, приклоняясь перед современной

буржуазией, делая из него самого настоящего раба.

Таким образом, можно сделать вывод, что какие времена бы не настали, в

условиях

капиталистической

цивилизации

Общество

свободно

полностью.

ограничен в своих возможностях, всегда будет тот, кто подчиняет, и кто

подчиняется. Будь то проблемы в его сознании или политика государства, в

Катасонов В.Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму, издательство

«Кислород», 2014. – 166с.

котором он живет, проблемы на работе или в социальной жизни, во всех этих

сферах человек подвергается скрытому рабству.

Список литературы

Катасонов

Древнего

современному Капитализму,

издательство «Кислород», 2014. – 166с.

ISBN: 978-5-901635-40-7

Катасонов

Капитализм.

идеология

«денежной

цивилизации»

редактор

О.А.Платонов.

Институт

русской цивилизации, 2013. – 1072с. ISBN 978-5-4261-0054-1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра «Философии и религиоведения»

Эссе на тему:

«Существует ли в современном обществе рабство? Каковы

его особенности?

Выполнила студентка группы ТСБ-116

Саханина Екатерина Александровна

Проверила:

доцент кафедры ФиР

Александрова Ольга Степановна

В школе нам внушают, что раб - это тот, кого гонят кнутом на работу, плохо кормят и в любой момент могут убить. В современном мире рабом является тот, кто и не подозревает, что он, его родные и все окружающие его люди являются рабами. Тот, кому и в голову не приходит, что, по сути, он полностью бесправен. Что его хозяева с помощью специально созданных законов, силовых структур, коммунальных услуг и, прежде всего, с помощью денег могут заставить его сделать всё, что им от него потребуется.

Современное рабство - это не рабство прошлого. Оно другое. И строится оно не на силовом принуждении, а на изменении сознания. Когда из гордого и свободного человека под воздействием определённых технологий, посредством влияния идеологии, власти денег, страха и циничной лжи получается психически неполноценный, легко управляемый, продажный человек.

Что собой представляют мегаполисы планеты? Их можно сравнить с гигантскими концлагерями, населенными психически сломленными, абсолютно бесправными жителями.

Как бы это не было печально, рабство всё ещё с нами. Здесь, сегодня и сейчас. Кто-то этого не замечает, кто-то не хочет. Кто-то очень старается что бы всё так и осталось.

Конечно, о полном равенстве людей речь никогда не шла. Это физически невозможно. Кто-то рождается 2 метра ростом с шикарной внешностью, в хорошей семье. А кто-то вынужден с пелёнок бороться за своё выживание. Люди разные, и больше всего их разнят те решения, которые они принимают. Тема же этой статьи: «Иллюзия равенства прав людей в современном мире». Иллюзия свободного мира без рабства, в которую почему-то все дружно верят.

Рабство - это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (хозяина) или государства.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы.

Тысячи лет человечество жило в рабовладельческом строе. Доминирующий класс общества силой принуждал более слабый класс работать на него на нечеловеческих условиях. И если бы отказ от рабства не был пустым сотрясанием воздуха, это бы не произошло столь быстро и практически по всему миру. Просто, власть имущие пришли к заключению, что они и так смогут держать людей в нищете, голоде и получать всю необходимую работу за копейки. Так и произошло.

Основные семьи, владельцы крупнейших капиталов на планете, никуда не делись. Они остались в том же доминирующем положении и продолжили наживаться на простых людях. От 40% до 80% людей в любой стране мира живут за чертой бедности не по своей воле или случайному стечению обстоятельств. Эти люди не инвалиды, не умственно отсталые, не лентяи, и не преступники. Но при этом они не могут позволить себе покупку ни автомобиля, ни недвижимости, ни достойной защиты своих прав в суде. Ничего! Этим людям приходится бороться за своё выживание, каждый день вкалывая за смешные деньги. И это даже в странах с громадными природными ресурсами и в мирное время! В странах, где нет проблемы перенаселения или каких-то природных катаклизмов. Что же это?

Возвращаемся к 4-му пункту декларации прав человека. Есть ли у этих людей возможность отказаться от работы, переехать, попробовать себя в другом бизнесе? Потратить пару лет на смену специальности? Нет!

От 40% до 80% людей практически любой страны мира – рабы. А пропасть между богатыми и бедными людьми всё глубже и глубже, и этот факт никто даже не скрывает. Правящие семьи под руку с банкирами создают систему нацеленную лишь на обогащение себя же. А простых людей оставляют вне игры. Неужели вы реально думаете, что недвижимость должна столько стоить в пересчете на рабочие часы простого человека? Я уже молчу про то, сколько территорий, по сути, простаивает без дела практически в любой стране. И дело не в завышенной цене недвижимости, дело в заниженной цене человеческой жизни. Мы ничего не стоим для наших «хозяев». Ютимся в трущобах или бетонных многоэтажных курятниках. Потом и кровью зарабатываем на хлебушек, одежду и 1 короткую поездку полубомжацкого отдыха на море в год. В то время как привилегированные классы людей (к примеру банкиры) рисуют себе в карман любую сумму простым росчерком пера. Крупный капитал диктует законы, моду, политику. Формирует и уничтожает рынки. А что может противопоставить корпоративной машине простой человек? Ничего. При наличии крупного капитала вы можете пролоббировать свои интересы в правительстве и всегда оставаться в выигрыше, не смотря на качество и характер вашей деятельности. Все эти безнадежно ущербные автомобильные заводы, оружейные предприятия, посредники в сырьевой индустрии, всё это кормушки элиты. Которую мы дружно обслуживаем и наполняем для них.

Власть имущие отправляют нас на войну, сажают в клетки за долги, ограничивают возможность переселения или право иметь оружие. Кто же мы как ни рабы? И самое печальное, что мы сами в этом виноваты не меньше тех, кто сейчас у руля. Виноваты в своей слепоте и пассивности.

Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли. Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками», представительской властью, законодательной властью есть такой формой отчуждения, что позволяют утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп. Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда есть характерным признаком и частное определение рабства – поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяются в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества. Для порабощения используют традиционные схемы долговых обязательств и кредитование под завышенные процентные ставки. Основной признак рабства – нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения с поражением в правах. Любые формы неадекватного применения льгот и неравенства в распределении ресурсов есть скрытой (неявной, частичной) формой рабского положения определённых групп населения. Ни одна из современных демократий (и иные формы самоорганизации жизни общества) не лишена этих пережитков в масштабах целых государств. Признаком таких явлений являются целые институты общества ориентированны на борьбу с подобными явлениями в наиболее крайних формах.

И ситуация только ухудшается. Даже если предположить, что вас устраивает ваше положение или вы просто можете его терпеть. Остановить эту систему порабощения нужно именно сейчас, так как вашим детям будет ещё тяжелее это сделать.

Современные рабы принуждаются к работе следующими скрытыми механизмами:

1. Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. Средств, заработанных рабом за 1 месяц, хватает, чтобы оплатить жилье за 1 месяц, еду за 1 месяц и проезд за 1 месяц. Поскольку денег хватает у современного раба всегда только на 1 месяц, современный раб вынужден работать всю жизнь до смерти. Пенсия также является большой фикцией, т.к. Раб-пенсионер отдает всю пенсию за жилье и еду, и у раба-пенсионера не остается свободных денег.

2. Вторым механизмом скрытого принуждения рабов к работе является создание искусственного спроса на псевдонужные товары, которые навязываются рабу с помощью тв-рекламы, пиара, расположения товаров на определенных местах магазина. Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за «новинками», а для этого вынужден постоянно работать.

3. Третьим скрытым механизмом экономического принуждения современных рабов является кредитная система, с «помощью» которой современные рабы все больше и больше втягиваются в кредитную кабалу, через механизм «ссудного процента». С каждым днем современный раб должен все больше и больше, т.к. Современный раб для того чтобы рассчитаться с процентным кредитом, берет новый кредит, не отдав старый, создавая пирамиду долгов. Долг, постоянно висящий над современным рабом, хорошо стимулирует современного раба к работе даже за мизерную плату.

4. Четвертым механизмом заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, но на самом деле раб работает на псевдогосударство, т.к. Деньги раба поступают в карман рабовладельцев, а понятие государства используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? И почему рабы не имеют доли прибыли? И кому конкретно перечисляются деньги, выплаченные рабами в виде налогов?

5. Пятым механизмом скрытого принуждения рабов является механизм инфляции. Рост цен при отсутствии роста зарплаты раба, обеспечивает скрытое незаметное ограбление рабов. Таким образом, современный раб нищает все больше и больше.

6. Шестым скрытым механизмом заставить раба бесплатно работать: лишить раба средств на переезд и покупку недвижимости в другом городе или другой стране. Этот механизм вынуждает современных рабов работать на одном градообразующем предприятии и «терпеть» кабальные условия, т.к. Других условий у рабов просто нет и убежать рабам не на что и некуда.

7. Седьмым механизмом, заставляющим раба бесплатно работать, является сокрытие информации о реальной стоимости труда раба, реальной стоимости товара, который произвел раб. И доли зарплаты раба, которую забирает рабовладелец через механизм бухгалтерского начисления, пользуясь незнанием рабов и отсутствием контроля рабов над прибавочной стоимостью, которую рабовладелец забирает себе.

8. Для того, чтобы современные рабы не требовали своей доли прибыли, не требовали отдать заработанное их отцами, дедами, прадедами, прапрадедами и т.д. Является замалчивание фактов разграбления по карманам рабовладельцев ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями рабов на протяжении тысячелетней истории.

Все мы наслышаны об эпохе западного рабства, когда в течение нескольких веков европейская цивилизация варварским способом выстраивала свое благополучие на костях бесплатной рабской силы. В России были совсем иные порядки, и той жестокости, которая господствовала в от Англии до Польше никогда не было.

Предлагаю Вашему внимание не большой экскурс в историю русского крепостничества. После прочтения у меня возник только один вопрос: «а было ли рабство в России?» (в классическом понимании этого слова).

Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди – холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов. В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси – сам государь с боярской думой.

В 1557 – 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство. Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков). Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние. Государь защитил подданных и от насильственного порабощения. Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении. Царь ограничил неволю даже для пленных. На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком. Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.

Но отметим, что отождествлять термины «холоп» и «раб» в целом было бы некорректно. Холопами являлись не только работники, но и ключники – управляющие княжеским, боярским, царским имением. Были военные холопы, составлявшие личные дружины бояр и князей. Они приносили присягу хозяину и служили ему, но при этом теряли юридическую самостоятельность. То есть, данный термин определял личную зависимость человека.

Кстати, в обращениях к царю «холопями» именовали себя отнюдь не все люди, а только служилые – от рядового стрельца до боярина. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские – «мы, сироты твои». Обозначение «холопи» не было самоуничижением, оно выражало реальные отношения между монархом и данной общественной группой. Те, кто находился на службе, и впрямь выступали в отношении государя не свободными: он мог послать их сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ. По форме обращения духовных лиц видно, что и царь им обязан помогать: они же поддерживают государя своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», обязанного заботиться о своих чадах.

Но доля холопов в русском населении и в экономике была крайне незначительной. Обычно их использовали только в домашнем хозяйстве. А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли – в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов – за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).

И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов. Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня. А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян. Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.

Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный. Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2–3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.

Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.

В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю. Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.

В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения. Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой. А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала – мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.

Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I. Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.

Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии – те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.

Что было, то было. Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II, началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.

«Освобождение крестьян». Художник Б. Кустодиев.

Впрочем, Салтычиха потому и стала «пресловутой», что в нашей стране только одна она докатилась до зверств, довольно распространённых на тех же американских плантациях. Да и законы, ограждающие имущественные права крепостных, в России никто не отменял. В 1769 году Екатерина II издала указ, призывающий крестьян заводить частные промыслы, для этого требовалось купить за 2 руб. особый билет в мануфактур-коллегии. С 1775 года такие билеты выдавались бесплатно. Предприимчивые крестьяне пользовались этим, быстро сколачивали состояния, выкупались на волю, а потом принялись скупать и сёла у своих помещиков. Крепостное право стало расшатываться. Уже в правление Николая I постепенно готовилась его отмена. Хотя упразднил его только Александр II в 1861 году.

Вслед за Колумбом океан стали пересекать корабли работорговцев.

Но ещё раз подчеркнём: для XVIII – XIX веков подобные явления оставались обычными. Англия, которую традиционно изображают самой «передовой» державой, в 1713 году, после войны за испанское наследство, считала главным выигрышем отнюдь не завоевание Гибралтара, а «асьенто» – монополию на продажу африканцев в Латинскую Америку. Работорговлей активно промышляли и голландцы, французы, бранденбуржцы, датчане, шведы, курляндцы, генуэзцы. Общее количество рабов, вывезенных из Африки в Америку, оценивается в 9,5 млн. человек. Примерно столько же вымерло в пути.

Французская революция в 1794 году громогласно отменила рабство, но реально оно процветало, французские корабли продолжали торговать невольниками. А Наполеон в 1802 году восстановил рабство. Он, правда, заставил упразднить крепостное право в Германии (чтобы ослабить немцев), но в Польше и Литве сохранил – здесь его опорой были паны, зачем их обижать?

Великобритания упразднила рабство в 1833 году, Швеция в 1847 году, Дания и Франция в 1848 году – не так уж сильно опередили Россию. Кстати, при этом не лишне помнить, что сами по себе критерии «свобод» никак не являются показателями благоденствия. Так, в 1845 году в Ирландии не уродился картофель. Крестьян, не способных из-за этого уплатить ренту, стали сгонять с земли и разрушать их фермы. За 5 лет от голода умерло около миллиона человек! Случалось ли что-нибудь подобное в крепостнической России? Никогда…

Но это так, к слову пришлось. Если вернуться к хронологии отмены рабства, то выясняется, что далеко не все западные державы в данном отношении обогнали русских. Некоторые отстали. Нидерланды отменили его в 1863 году, США в 1865 году, Португалия в 1869 году, Бразилия в 1888 году. Причём у голландцев, португальцев, бразильцев, да и в американских южных штатах рабовладение принимало куда более жестокие формы, чем русское крепостничество.

Не лишне вспомнить и о том, что в американской войне Севера с Югом северян поддерживала Россия, а южан – Англия. И если в США рабство оказалось ликвидированным, то в 1860 – 1880-е годы его широко практиковали землевладельцы в Австралии. Здесь охотой за невольниками активно занимались морские капитаны Хейс, Льювин, Пиз, Бойс, Таунс, доктор Мюррей. В честь Таунса даже был назван город Таунсвилл. Подвиги этих «героев» состояли в том, что они обезлюживали целые острова в Океании, громили и захватывали в плен жителей, набивали в трюмы и привозили на австралийские плантации.

Между прочим, даже в самой Англии первый полноценный юридический акт, официально запретивший рабовладение и крепостное право и признавший их преступлением, был принят… три года назад! Это «Закон о коронерах и правосудии», вступивший в силу 6 апреля 2010 года. Так чего уж тогда на русских пенять?

Да, тяжело трудились крестьяне России, а жили бедно, однако и рабами не были, ибо государева власть защищала их человеческие права на жизнь и не насилие над ними. Неволя в основном была экономическая и та, что крестьянин был приписан к земле конкретного помещика, на которой он жил и должен был ему отрабатывать положенный оброк, это и не давало крестьянину материально подняться. Эти тяжелоносимые помещечьи бремена, возлагаемые на крестьян, а в городе на рабочих (несколько иная ситуация) и накопили в душе народа революционный потенциал, который легко сумели подпалить посулами лучшей жизни большевики.

Быт крестьянина примерно 18-19 век