Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья. Спонтанность - это ресурс. Спонтанность в обывательском смысле

Что такое Спонтанность? Значение и толкование слова spontannost, определение термина

1) Спонтанность - проявление самости, самодеятельности, способность активно действовать, процесс саморазвития как следствие разрешения внутреннего противоречия.

2) Спонтанность - (от лат. spontaneus произвольный) - самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.

3) Спонтанность - (лат. spontaneus самопроизвольный) - самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “ условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.

Спонтанность

проявление самости, самодеятельности, способность активно действовать, процесс саморазвития как следствие разрешения внутреннего противоречия.

(от лат. spontaneus произвольный) - самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.

(лат. spontaneus самопроизвольный) - самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “ условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...

Понятие «спонтанность» употребляется в современном мире в негативном ключе и олицетворяется с непредсказуемостью, бесконтрольностью, порывистостью. А ведь совсем недавно под ней подразумевалась безобидная внезапность и неожиданность действий. Спонтанный человек вызывает у окружающих подозрение, недоверие и снисходительное отношение, вызванное опасением, что он в любую минуту может выкинуть нечто из ряда вон выходящее. По единогласно сложившемуся у общества мнению, на подобную личность невозможно положиться ввиду её безбашенной непредсказуемости. Так ли опасна спонтанность, и как выявить в себе это «опасное» качество?

Спонтанность - это хорошо или плохо?

В психологии спонтанность исторически объяснялась по-разному. В одних источниках человек спонтанный - это личность, которая находит в себе силы и смелость действовать согласно своим внутренним побуждениям, игнорируя внешнее воздействие. В других же это неспособность регулирования своего поведения, полное отсутствие осознанности совершаемых поступков. Таким образом, спонтанность сначала возводилась на пьедестал, а затем ее довольно грубо просили освободить не по праву занятое место. Понятие свободного самовыражения личности боролось против бесконтрольности, и наоборот. Оба понятия довольно интересны, потому как спонтанная личность на протяжении длительного времени вызывала либо восхищение, либо презрение.

Краткий миг торжества спонтанности

Чаша весов в психологии продолжала перетягивать спонтанность то в одну, то в другую сторону. Одни утверждали, что человек спонтанный - это опасная и ненадежная личность, поскольку не умеет и не хочет владеть собой, тогда как другие восхваляли индивидуализм и умение быть самим собой. Конец этой затянувшейся дискуссии положили учения Морено, Юнга и Фромма, которые смело заявили о том, что рассматриваемое нами явление - одна из движущих энергий человеческого бытия, и умение проявлять спонтанность - это признак настоящей личности. По их концепции, это качество личности считается огромной силой, подталкивающей человека к самореализации и свободе самовыражения.

Спонтанность в их устах стала вызовом сложившимся устоям и стереотипному поведению. Стало модным «быть собой», «решиться вступить на свой путь» вместо привычных «так делают все, значит и я должен», «быть таким, как остальные». Спонтанность окончательно утвердилась на пьедестале и была провозглашена «дорогой к саморазвитию».

Наши дни. Быть спонтанным - не в моде?!

Прошли годы, канули в Лету мэтры психологических наук, сумевшие вернуть спонтанности доброе имя. И вновь она попала в немилость народа, ей приписали такие негативные качества, как бесконтрольность, импульсивность и непредсказуемость. В современном мире человек спонтанный - это человек инфантильный, безответственный и незрелый, не способный держать в узде свое неуемное «я». Быть спонтанными - увы! - могут лишь дети.

Динамично развивающийся мир подмял нас под себя и научил следовать обязанностям, расписаниям и стереотипам. воспитание, общественные ограничения связали нас по рукам, да мы и не сопротивлялись, уверенные в том, что так и надо. Даже спонтанная речь нынче не в почете - все должно быть продуманно, выверено со всех сторон и подаваемо сквозь сито шаблонности. И лишь немногие из нас находят в себе силы следовать внутренним убеждениям, не слыша возмущенных возгласов общества, двигаться навстречу свободе своего «я». А мы так и не можем решить для себя, кто они - отверженцы общества или настоящие личности?

Дорогу спонтанности!

Постоянно жить в мире стандартов тяжко и грустно. Каждый человек имеет право на краткий миг впасть в детство и почувствовать себя свободным, выпустить пар и вновь вернуться к привычной жизни. Ибо спонтанность, как и все хорошее, должна иметь время и место. Как же достичь такого состояния?

Подобные поступки дадут вам заряд положительных эмоций и энергии. Вы сумеете почувствовать себя свободной спонтанной личностью.

Сколько бы ни развивалась данная тема, на вопросы о том, человек спонтанный - или плохо, спонтанность - это опасность для общества или форма самовыражения, каждая личность вправе ответить по-своему, исходя из собственного видения этого понятия. Однако не стоит перекрывать себе кислород, если спонтанность для вас - источник радости, движения и жизни.

Неожиданность, самопроизвольность, самодвижение, инстинктивность Словарь русских синонимов. спонтанность см. самопроизвольность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

- (спонтанный) (от лат. spontaneus добровольный произвольный), самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами … Большой Энциклопедический словарь

СПОНТАННЫЙ, ая, ое; анен, анна (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный. Спонтанное излучение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (от лат. spontaneus произвольный) самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии… … Философская энциклопедия

- [Словарь иностранных слов русского языка

- (от лат. spontaneus добровольный, произвольный) англ. spontaneity; нем. Spontaneitat. Самопроизвольность, самодвижение, вызванные внутренними импульсами. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

спонтанность - и, ж. Свойство спонтанного. БАС 1. Лекс. Ож. 1952: спонта/нность … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Спонтанность - – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.] Рубрика термина … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

СПОНТАННОСТЬ - самопроизвольное явление (процесс), вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами, напр. (см.) … Большая политехническая энциклопедия

СПОНТАННОСТЬ - En.: Spontaneity Невозможно приказать «быть спонтанным», однако замечено, что гипнотическое функционирование ощутимо приближает нас к спонтанности (см.: непроизвольные виды поведения). В рамках психотерапии цель гипноза помочь пациентам вновь… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Книги

  • Спонтанность сознания , В. В. Налимов. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природусмыслов и строит вероятностно…
  • Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности , Налимов Василий Васильевич. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной (трансперсональной) психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природу смыслов и…

Спонтанность – тема данной статьи, важно использовать спонтанность в жизни, спонтанность исходит от души.

Спонтанность так же важна в жизни, как и всё остальное. Без неё жизнь становиться скучной, пресной, не интересной. Люди привыкли жить по плану. Нас так научили. Плановые пятилетки в СССР. Выполни план, перевыполни. Но план жизни это сфера ума, а спонтанность исходит из души. И здесь так же важна , как и во всём остальном. Равновесие должно присутствовать во всех сферах жизни человека, особенно между умом и душой.

Спонтанность – сфера души

Спонтанность исходит из души. Проблема в том, что человеком, в основном, управляет ум. Ум захватил власть над человеком. Человеческая цивилизация – это цивилизация ума, не души. Причём человек раб своего ума, а не хозяин. Хозяин следует за душой, не за умом. Человек послушно идёт на поводу у своего ума. Тут главное меньше слушать свои мысли, а больше чувствовать себя и своё тело. Через чувства с вами общается душа.

Чувства не следует путать с эмоциями. Эмоции это следствие мыслей. А чувства, не являются следствием, они чаще всего бывают причиной.

Ваша самая высочайшая истина скрыта в ваших самих глубоких чувствах.

Человеку необходимо раскрепоститься и отпустить себя. Перестать постоянно всё контролировать. Отпустить мир и себя, позволить жизни течь своим чередом. Перестаньте держать мир за горло.

Всё будет так, как будет. Чувствуйте себя. И чем больше вы себя чувствуете, тем больше вы становитесь спонтаннее. Тем больше ваша жизнь становиться интереснее и неожиданнее.

Если вы идёте куда-то и вам вдруг захотелось остановиться и полюбоваться красотой окружающей природы, сделайте это. Если вам неожиданно захотелось подойти к незнакомому человеку и пообщаться, сделайте это. Если вам очень захотелось вдруг съесть мороженное, сделайте это. Если вам вдруг захотелось закричать во всё горло, то кричите. Всё это желание вашей души.

Но знайте, что если вами управляет ум, вы этого не сделаете и найдёте тысячу отмазок, почему вам не стоит этого делать. Вы спешите на работу, вам некогда, это неприлично, что подумают люди – это всё мысли вашего ума, и если вы идёте у них на поводу во время импульса, который вы почувствовали, то поздравляю, вы раб ума, хозяин не обращает внимание на эти мысли, и следует за импульсами души.

Вы пришли в этот мир, чтобы ваша душа радовалась

Да, именно так. Всё для души. Не для ума. Душа пришла в этот мир испытать радость и любовь. Не мешайте ей это делать. Просто позвольте импульсам, исходящим от души свободно течь через ваше тело.

Проблема в том, что человек не слышит свою душу. Его ум, который создаёт бесперебойный поток мыслей, просто глушит «шёпот» души. Нужно , чтобы услышать её. Нужно быть бдительным по жизни, осознанным.

Осознанный человек тот, кто руководим душой, тот, который не позволяет своему уму брать контроль над ним, такой человек хозяин своего ума, а не раб. Такой человек может думать, а может запретить своему уму размышлять и остановить поток мыслей тогда, когда пожелает.

Неосознанный человек же спит, ничего не видит вокруг себя кроме своих мыслей, которые являются иллюзиями, ведь реальность то только одна, там, где находиться ваше тело, а не летает ум.

Так что меньше слушайте свой ум, больше чувствуйте свою душу, и вы удивитесь насколько ваша жизнь наполниться радостью и спонтанностью.

Иллюзии, мешающие быть в контакте с душой

Спонтанность, признак связи с душой. И если вы прислушиваетесь к импульсам и следуете за ними, то если эти импульсы от души, вы, как следствие, всегда испытываете радость, либо набираетесь жизненного опыта, который вас подготавливает к будущим событиям в вашей жизни.

РАДОСТЬ – ЭТО СПОСОБ ДУШИ ПРОКРИЧАТЬ ВОТ КТО Я ЕСТЬ.

Но иллюзии мешают нам радоваться в прямом смысле.

Примеры иллюзий

Идёт человек по улице, вокруг зима, холод, а мыслями он дома пьёт горячий чай. Всё, его нет здесь и сейчас. Он в иллюзиях, его окружает улица – это реальность, иллюзия – дом и чашка чая. Одно дело, когда человек сам выбирает об этом думать, но при этом видит так же, что вокруг него происходит, другое дело, когда ум сам посылает картинки и человек попадается в его ловушки, и ничего вокруг себя не видит. Так и под машину можно попасть, если в это время переходит дорогу, люди и попадают из-за того, что витают в мыслях, вместо того, чтобы смотреть по сторонам.

Будьте бдительны, это не только спасёт вашу жизнь, но и укрепит вашу связь с душой, вы научитесь слышать импульсы, это интересней чем витать в облаках. Это и есть осознанность. Это и есть умение быть спонтанным, не сидеть в голове, а вынырнуть из неё и увидеть жизнь вокруг себя, услышать звуки и почувствовать телом окружающий мир.

Единственная реальность – это то, что вы видите, слышите и чувствуете в данный момент здесь и сейчас.

Спонтанность – душа, планирование – ум

Важно научиться здесь и сейчас радоваться жизни, но и при этом не жить одним днём и научиться планировать. Здесь важно равновесие, золотая середина.

План всегда следует делать гибким и не зажимать его чересчур в рамки. Понимать, что всегда возможны непредвиденные ситуации, и быть к ним готовым. Таким образом, спонтанность переплетается с планированием жизни. И душа и ум находятся в гармоничном равновесии. Это самое лучшее к чему нужно стремиться.

Не стоит впадать в крайности, где человек всегда живёт по плану, и нервничает, когда хоть что-то идёт не так, или когда человек живёт одним днём, не думая о завтрашнем дне. Только равновесие и ещё раз равновесие делает жизнь гармоничной.

Выводы по теме «Спонтанность»:

  • спонтанность исходит из души и чем человек ближе к душе, тем больше в нём приятной непредсказуемости;
  • спонтанность делает жизнь интересней, оживлённей, окрашивает её в яркие тона;
  • ум мешает человеку связываться со своей душой, ум любит всё планировать и всем управлять;
  • душа ничего не планирует, она живёт не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас;
  • все мы были детьми и тогда мы ничего не планировали, был лишь момент сейчас и мы были счастливы, пока не выросли, и пока у нас не окреп ум, который со временем стал управлять нашей жизнью, а душа ушла на второй план;
  • важно равновесие между планированием и спонтанностью, между душой и умом, а тело будет всегда следовать либо за одним, либо за другим;
  • человек пришёл в этот мир радоваться, а это возможно только здесь и сейчас, а в иллюзиях радость всегда завтра или вчера.

Все вопросы вы также можете задать в комментариях, которые находятся сразу под данной статьёй.

Спонтанность как качество личности – способность активно, самопроизвольно действовать под непосредственным влиянием внутренних причин, собственных побуждений, без воздействия извне.

У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру: - Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили? - Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне. От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок. После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки. - Странно, - сказал побеждённый, переводя дыхание, - я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом. - Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, - ответил мастер, - но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы, спонтанно. Но этому вы меня не учили, - сказал ученик. - Спонтанности я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

Подлинная спонтанность – результат большого труда. Может кто-то спонтанно сыграть на фортепьяно «Аппассионату» Бетховена, если он никогда не учился играть? Безусловно, нет. Нужно много трудиться, приобрести соответствующие навыки. Сначала механический труд в купе с терпением и лишь потом спонтанность. Философ Вячеслав Рузов вспоминает: «Сначала идет, к сожалению, механика. Никогда вы не можете сначала встать на свободное поведение, всегда сначала механика. Культура – это механика. Мы должны терпеть. Терпеть – это механика, но это делает нас сильными и духовно, поэтому сначала механика, потом спонтанность. Никогда сначала не идет спонтанность. Вот я объясню. Я музыкант, я долго учился играть на фортепьяно, и спонтанность у меня появилась на 7-м году обучения. Я мог спокойно с закрытыми глазами без света играть всё, что угодно. Абсолютно спонтанно читать с листа, импровизировать как угодно. У каждого своё какое-то искусство есть, но сначала что? Гаммы с рассвета до заката, гаммы, гаммы, гаммы. Если у соседей ребёнок, который играет гаммы – вам это знакомо. С рассвета до заката много лет. Также и культура – это много лет с рассвета до заката себя вести правильно и потом появляется спонтанность, естественность».

Добрые дела, совершаемые спонтанно, ценнее тех, что вершатся намеренно, - сказал однажды Мастер. Это вызвало шквал вопросов, но Мастер ловко уклонился. Он поступал так тогда, когда считал, что время отвечать на них ещё не настало. Однажды все пошли на концерт всемирно известной пианистки. Мастер прошептал сидящему рядом ученику: - Движения пальцев этой женщины по клавиатуре спонтанны, они не могут быть намеренными. Работа такого качества - это работа подсознательного.

То, что доведено до автоматизма, то, что не требует длительного обдумывания, спонтанный ум решает в считанные секунды. Профессионал самопроизвольно, то есть спонтанно, выполняет своё дело. Он привык стабильно — положительно решать свою задачу. Спонтанность — дочь стабильности. Разум профессионала генерирует спонтанные, самопроизвольные действия. Это невежда стоит в растерянности перед тем, что и как нужно сделать. Его разум не способен на спонтанность.

Невежда, в силу того, что он человек, может решать возникающие проблемы стереотипно, шаблонно. Штампы сознания, внушённые психологические установки, засевшие в подсознании ограничивающие убеждения, в какой то мере, позволят ему как-то выходить из создавшихся ситуаций. Но это ложная спонтанность, ибо она не опирается на знание, ставшее частью жизненного опыта. То есть, в стихийных действиях невежды нет мудрости, присущей истинной спонтанности.

Мудрец, когда у него спрашивают совет, может поразить всех спонтанным ответом. Почему так происходит? Может, он мыслит легкомысленно и несерьёзно? Может, отвечает быстро из-за своей поверхностности? Нет. Мудрец – это олицетворенное реализованное знание. Мудрец говорит только то, что испытано лично им на практике. Мудрость держит в памяти только реализованное знание. Когда ученик задаёт Мудрецу вопрос, который им апробирован на практике, последует спонтанный ответ.

К мудрецу однажды пришла женщина с мальчиком и сказала: - Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это не хорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает. Мудрец посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: - Приходите через три недели. Женщина и ребенок послушно пришли через три недели. Мудрец сказал: - Приходите еще через три недели. Когда они пришли в третий раз, Мудрец сказал мальчику: - Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья. - Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, – ответил мальчик.

Женщина спросила мудреца, почему он не сказал этого спонтанно в первый же раз, ведь это так просто? Мудрец признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать спонтанный совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся…

Психолог Инесса пишет: «Чаша весов в психологии продолжала перетягивать спонтанность то в одну, то в другую сторону. Одни утверждали, что человек спонтанный – это опасная и ненадежная личность, поскольку не умеет и не хочет владеть собой, тогда как другие восхваляли индивидуализм и умение быть самим собой. Конец этой затянувшейся дискуссии положили учения Морено, Юнга и Фромма, которые смело заявили о том, что рассматриваемое нами явление – одна из движущих энергий человеческого бытия, и умение проявлять спонтанность – это признак настоящей личности. По их концепции, это качество личности считается огромной силой, подталкивающей человека к самореализации и свободе самовыражения. Спонтанность в их устах стала вызовом сложившимся устоям и стереотипному поведению. Стало модным «быть собой», «решиться вступить на свой путь» вместо привычных «так делают все, значит и я должен», «быть таким, как остальные». Спонтанность окончательно утвердилась на пьедестале и была провозглашена «дорогой к саморазвитию». Прошли годы, канули в Лету мэтры психологических наук, сумевшие вернуть спонтанности доброе имя. И вновь она попала в немилость народа, ей приписали такие негативные качества, как бесконтрольность, импульсивность и непредсказуемость. В современном мире человек спонтанный – это человек инфантильный, безответственный и незрелый, не способный держать в узде свое неуемное «я». Быть спонтанными — увы! — могут лишь дети».

Социальный окрас спонтанности напрямую зависит, под влиянием какой энергии находится человек. Иначе говоря, существует благостная, страстная и невежественная спонтанность. То есть, в одних случаях спонтанность будет являться положительным качеством личности, в других – каким-то средним арифметическим между добродетелью и пороком, а в третьих — откровенным пороком.

Так, невежественный человек проявляет спонтанность в контексте скоропалительности, безответственности, бесконтрольности, порывистости, импульсивности, самонадеянности и непредсказуемости. Какая у окружающих будет реакция на спонтанность алкоголика и наркомана? Подозрение, недоверие, снисходительное, несерьёзное отношение. Люди знают, что такой спонтанщик может в любой момент выкинуть какое-то непотребство, поставить всех в неловкое положение. На такую безбашенную спонтанность нельзя положиться, ибо она точно надёжностью не страдает.

Генералами спонтанности, конечно, всегда будут дети. Но куда деться взрослым без спонтанности в любовных отношениях? Можно запланировать спонтанность, вывесить график занятий любовью? Спонтанность в страсти не терпит никаких графиков и планов. Она подчинена только страсти.

Благостная спонтанность ответственна, осознанна и смела. Человек действует, как велит ему сердце и накопленный жизненный опыт. Он действует согласно своим внутренним побуждениям, игнорируя окрики извне. Благостная спонтанность – качество настоящей зрелой, гармоничной личности. Спонтанность в благости – дорога к самосознанию и совершенствованию.

Неуместно и абсурдно обвинять спонтанность в грехах, которые она не совершала. Нужно просто понять, какой человек её проявляет. Если это инфантильный, безответственный и незрелый человек, то и спонтанность его будет такой же порочно- незрелой.

Петр Ковалев 2015 год