Спонтанность спонтанный

Фев 18

Когда человек действует строго в рамках этикета — он однозначно не харизматичен. Харизматику свойственна непредсказуемость поведения. Он поступает спонтанно, не задумываясь, не оглядываясь на мнение окружающих, но ему все равно прощают ляпсусы в поведении.


Представьте двоих мужчин, которым нужно уйти из большой шумной дружеской компании. Один из них объясняет: «У меня важная встреча. Мне с вами очень приятно, но, к сожалению, я должен идти». Ему отвечают: «Ну идёшь — и иди!», — и смотрят на него с неприязнью или как на идиота. Второй обводит всех взглядом и говорит: «Чёрт возьми, меня такая девушка красивая ждёт, а я сижу тут и на ваши умные лица смотрю. Всё, «погнал» я». Все смеются и остаются довольными, несмотря на то, что он все-таки уходит.

Итак, первый признак харизматичного поведения – спонтанность, то есть способность действовать, не обдумывая своих действий .

Многие наверняка замечали, что в состоянии лёгкого алкогольного опьянения они гораздо легче и свободнее контактируют с людьми. Принято считать, что «тормоза отпускаются», но на самом деле для достижения подобного эффекта нужно употребить около литра крепкого спиртного. Так что в большинстве случаев это просто «отмазка», возможность оправдать свое недостойное поведение тем, что «простите, злоупотребил».

Раз подавляющему большинству людей алкоголь нужен только для того, чтобы иметь оправдание своему поведению , то и пить его вовсе не обязательно. Вполне достаточно использовать парфюм с запахом алкоголя или смочить руку спиртным и провести по физиономии. После этого благоухающая персона может вести себя так, как ей угодно.

Известно, что человек, находящийся в состоянии глубокого алкогольного опьянения, может упасть с высоты или принять участие в физическом конфликте и не получить никаких серьёзных повреждений. Трезвый собранный сосредоточенный человек, идя по улице, может споткнуться и сломать ногу, а пьяный «в хлам» может вывалиться из окна третьего этажа, подняться и спокойно пойти дальше.

У пьяного человека нет страха, из-за спонтанного поведения его тело расслаблено.

Отсутствие чувства страха отражается на поведении. Харизматик не задумывается ни на секунду и не боится реакции окружающих – поэтому ему гораздо легче, чем обычному человеку, удается и познакомиться с кем-нибудь, и нагрубить кому-нибудь, и очаровать кого-нибудь.

Примеры спонтанного поведения

К одному мужчине в квартиру ворвался какой-то тип. Он держал в руке единицу огнестрельного оружия и кричал, что, по его сведениям, хозяин квартиры спал с его женой.

В такой экстремальной ситуации большинство людей принялось бы оправдываться, и кончилось бы это печально: нападавший был «на взводе» и вполне мог выстрелить.

Хозяин квартиры посмотрел в глаза этому типу, развел руками и произнес: «А кто с ней не спал?!». Нападавший впал в ступор, выронил пистолет и стал растирать по щекам слёзы. Хозяин подобрал пистолет, спрятал его и стал утешать своего «гостя», объяснять, что все не так страшно, что они – товарищи по несчастью и так далее… В конце концов ревнивый муж успокоился и ушел. Кто была та женщина, о которой шла речь, имела ли место измена с ее стороны, и если да, то с этим мужчиной или с другим – так и осталось за кадром.

Хозяина квартиры спасла мгновенная реакция, спонтанное поведение. Ворвавшийся к нему тип мог выстрелить в ответ на любую реплику — только Управляющая Программа Вселенской Матрицы знает, выстрелил бы он или нет. Но именно одна сказанная фраза изменила ситуацию, оказалась для него ключевой — он уронил пистолет и разрыдался.

Человек с нормальной головой не найдётся за доли секунды на такой ответ. Для этого в голове надо перепрошивку сделать.

* * *

В центре города Петербурга человек заправляет свою машину. Вдруг подъезжает роскошный автомобиль, где сидят четверо мужчин — лица у каждого во всё лобовое стекло. Одно «лицо» опускает стекло и заявляет, что им гораздо важнее быстро заправиться. И что этот мужчина должен быстро отъехать, иначе они выйдут и сделают ему пластическую операцию без наркоза. Человек поворачивается, берет шланг и начинает лить бензин на крышу этого роскошного автомобиля – выливается приличное количество, пока до диспетчера наконец не доходит, что нужно отключить. Затем он достаёт зажигалку «Зипо», которая не гаснет на ветру, и высекает огонь. И задаёт вопрос: «Ну что, покойнички, отъездились?» Сидят четверо мужчин в роскошном автомобиле, и по их бледным лицам катится пот. В машину уже залилось бензина литров пятнадцать. На заправке – пятьдесят тонн бензина. А человек стоит с зажигалкой в руке. Мужчина смеётся, убирает зажигалку, садится в свою машину и уезжает.

Проходят годы. Не так давно мужчина совершенно случайно встречается с теми персонажами в спортивном клубе. Они здороваются, а потом он спрашивает, почему они тогда не нашли его по номеру машины и ничего ему не предъявили. Один из персонажей говорит: «А что можно предъявить человеку, размахивающему зажигалкой перед лужей бензина на бензоколонке!? Можно его убить, но, во-первых, за это никто не заплатит, а во-вторых, это совершенно бессмысленное занятие».

Как научиться вести себя спонтанно?

Человек в нормальном состоянии такую модель поведения не придумает и не осуществит. Это поведение спонтанное, для него требуется особое состояние реальности и особое состояние сознания – состояние легкого транса . Чтобы войти в спонтанное состояние, научиться вести себя спонтанно, нужно блокировать мысли. Мысленно задать себе ритм – представить у себя в голове барабан — бом-бом, бом-бом, бом-бом! В состоянии спонтанности можно говорить всё что угодно! Действовать – как угодно! Значит, человек в состоянии спонтанного поведения действительно способен творить чудеса.

Упражнение

Основной способ вхождения в спонтанное состояние таков: Расфокусируйте взгляд. Мысленно создайте в голове барабанный бой – бом-бо-бо-бом, бом-бо-бо-бом, бом-бо-бо-бом. Сделайте мысленно бой барабанов в голове. Представьте молоточки, которые помогают — постукивают. Нужно натренироваться, чтобы вы в таком состоянии могли ходить, двигаться, говорить, думать.

Во многих видах спорта и борьбы – будь то теннис, бокс или что угодно — отработка ударов построена на автоматизме. На установке на автоматизм, когда человек выполняет действия, не думая.

Чем отличается водитель от человека, который просто умеет переключать передачи? Водитель переключает передачи, отжимает сцепление, поворачивает руль, не задумываясь. Он смотрит на дорожные знаки, на разметку, на спидометр – и ведет машину. А хороший водитель — вообще никуда не смотрит, но видит всё. То есть чем глубже транс, тем лучше водитель.

И это касается любого дела, которым бы вы ни занялись. Чем глубже вы войдете в транс — тем лучше вы это дело будете делать.

© Вадим Шлахтер

Собственно, единственное, чему надо научиться всерьез, - это спонтанность. Позволить себе быть спонтанным. Что нас очаровывает в детях? В маленьких детях,лет до пяти, если они в более или менее нормальной обстановке, конечно, находятся. Это именно спонтанность их поведения, абсолютная искренность в любом проявлении. А когда мы становимся взрослыми, то уже сознательно приходим к тому, что только спонтанное поведение есть поведение, утверж- дающее собственную самоценность, самореализацию в полном объеме. Мы пробуем, и у нас ничего в большинстве случаев не получается. И отсюда начинается патология. В строгом смысле слова любое нарушение спонтанности есть патология. Психопатология. Мы с вами договорились, еще раз напоминаю, потому что я знаю, что помнить и быть внимательным - это самое трудное в этом теле, что используем в данном случае понятие "психопатология" в контексте "психопатология обыденной жизни", то есть не в медицинском смысле слова, а в смысле того, что мешает полноценной самореализации, полноценному ощущению себя как субъекта, себя как самоценной индивидуальности.

Вот вы видите сейчас, слушаете меня, ну чего тут бояться? Посмотрите на себя каждый изнутри и снаружи. Кто из вас свободен тут? Спонтанен? Что же это за страх ? И откуда он взялся? Этим страхом вы обязаны родителям, потому что именно родители объясняли, как хорошо себя вести, как нехорошо себя вести. Они наказывали и поощряли. Потом в детсадике, в школе и так далее. И каждый из нас знает, подозревает, что вообще-то он не такой, как надо. А раз я не совсем такой, как надо, или совсем не такой, как надо, так, значит, я должен за собой следить. У многих родителей есть любимое выражение: "Ты должен за собой следить. Что ты за собой не следишь?" А что такое за собой следить? Это значит выделить в себе надзирателя, контролера, как угодно назовите, которые будет все время следить, как я себя веду, как я сижу, как я жес- тикулирую, как я двигаюсь, и так далее, и тому подобное.

Когда же тут заниматься кем-нибудь еще, кроме себя?

Что же получается? Повстречались два человека. Оба тоскуют по живому человеческому общению, по глубокому взаимопониманию. Один старается угадать, как этот человек хочет, чтобы он себя вел. Второй тоже хочет угадать. Один видит: он себя не так, как надо, ведет. Тот на этого смотрит: что-то он не так... Понимаете?

Вы скажете мне: "А что же делать?"

Либо прыгать в воду и плыть, либо все время ходить по берегу и думать: "Прилично ли, если я тут искупаюсь? В этом ли месте? А что скажут люди? Чего это я вдруг в воду прыгнул? Тем ли я стилем плыву?"

Осознали ли мы, что большая часть запретов давно устарела и от- носилась к ребенку, а не к нам? Осознали ли мы, что вообще-то боль- шинству людей глубоко безразлично то, как мы себя ведем на самом деле? Потому что, в действительности, все заняты собой и своими страхами. Если осознали, то поймем, что ничего такого мы захотеть не можем сверхъестественного, чего бы не захотел кто-нибудь другой.

Можно быть спонтанным, и никакого наказания не последует. Никто вас пряника не лишит и дома не закроет, на улицу гулять пустят и в кино сходить разрешат, если вы этого хотите.

Это колоссальный источник патологии обыденной жизни. Эта пирамида детских страхов, на которую еще настроены умозрительные концепции, усвоенные в более зрелые годы. Стоит внимательно, спокойно, взрослыми глазами посмотреть на эту пирамиду, как она сама собой начинает рушиться.

Может, сейчас здесь кому-то хочется спать. Спите. В состоянии полудремы материал усваивается не хуже, а даже лучше. Потому что умозрение выключается, не контролирует: а что это он такое говорит? А может ли это быть? А как это понимать?

У нас большая проблема, потому что мы знаем, как надо себя вести. Нам сразу хочется сделать свободному человеку замечание. Ведь мы тоже так хотим, а боимся. Потому что он хулиган, невоспитанный, наглец. Та общая манера, которая вас так восхищает в иностранцах, на самом деле тоже не спонтанна. Это с нашей точки зрения они очень свободны, потому что живут в демократическом обществе. Но спонтанность там такая же проблема: если б этих проблем не было, то не загонялись бы по много тысяч на стадионы, чтобы поорать под видом слушания музыки.

Повышение уровня невротизации - это колоссальная проблема сов- ременного города. Данные исследований американских психологов говорят о том, что, при всей разнице в стиле жизни и поведения, процент невротизации в Англии, США и у нас почти одинаков. И проблема эта возникла как следствие ущемления эмоционально-чувственной сферы. Японцы начали создавать игровые парки для взрослых, где они могут побыть максимально спонтанными людьми: покричать, поваляться в грязи, пробежаться, посоревноваться, пойти стенка на стенку. Потому что они ре- ально видят в этом пользу как для конкретного человека, так и для дела. Чем большая часть нашей жизни подчинена всяким и разным конвенциям, тем мы больше и больше будем контролировать свое поведение в соответствии с ними, тем больше будет уходить энергии на этот контроль, потому что иначе могут и наказать. Человек перестает верить своим эмоциям, и даже приходя в свой дом, не может освободиться от самоконтроля, не может быть спонтанным.

Ущемление эмоционально-чувственной сферы снижает жизненный тонус. И возникает знаменитый парадокс: наши бабушки намного энергичнее наших внуков. Иногда смотришь на бабушку и восхищаешься бодрости, активности, энергичности; посмотришь на внука - старик стариком.

Американцам нужна спонтанность для того, чтобы хотеть сразу все и ни к чему не привязываться. Нам с вами нужна спонтанность, чтоб хоть чего-нибудь действительно захотеть. Где вы видели в наше время одержимых? Или влюбленных в Бога? Или Лейлу и Меджнуна? Когда Лейла говорит: "Я сейчас с собой покончу, эта весть до него дойдет, и он с собой покончит, и мы будем счастливы".

Мы читаем книжки, написанные совершенно для других людей, у которых мир переживаний во много раз грандиознее и сильнее мира размышлений. До XVII века на Земле вообще не существовало такого общества, в котором доминировало бы рассуждение над переживанием. Не су-щест-во-ва-ло! Поэтому отдельные мыслители, которые сумели свои переживания облечь в логические формулировки, поражают нас до сих пор. Великий квадрат, видите ли, не имеет углов! За что его так хвалят? Бред какой-то! Лао Цзы. Или: "Идущий впереди меня идет позади меня"? Что это такое? Что Декарт по этому поводу сказал бы этому Лао Цзы? Это же выражение переживаний, а не выражение размышлений.

Говорят, Гераклит основал геометрию. Он ничего не основывал, он жил в мире переживаний, при слабых проблесках рассудочности. Это мы с вами живем уже триста лет в мире рассудочности при слабых проблесках переживания. Что мы хватаемся за этот дзэн, за этот буддизм? Суффизм? Хасидизм? И прочие "измы"? Экзотические. Хватаемся-то мы потому, что ищем мир переживаний, утерянный рай. Но когда хватаемся, что с этим делаем? Пытаемся к этому относиться как к вещи, которую можно понять. Поэтому получается: нижегородское каратэ, ивано-франковский буддизм, ки- евская йога и т.д. Потому что мы живем с вами, опираясь на рассудок, на умозрение, на рациональные конвенции, которые уже стали иррациональными, потому как происхождение их скрыто во тьме подсознания. Почему нельзя смеяться на улице? Кто мне объяснит? Все знают, что неприлично. А теперь объясните - почему?

Никто не может объяснить, почему. Вот я хохочу часто: думаете, су- масшедший? И все меня всегда учат: "Конечно, ты Мастер, но кругом люди, я-то рядом, что же обо мне подумают?!" Я перестаю смеяться и начинаю громко, эмоционально говорить: "Что такое делается?! Люди гибнут! Невротизация населения!" - "Да, вы, конечно, Мастер, я, конечно, ваш ученик, но, пожалуйста, не надо!" "Я, конечно, ваш ученик, но только когда этого никто не видит!" Это что, не патология? Кому опасен смех на улице? Что рухнет от этого? Что, это нарушит правила дорожного движения, аварийную ситуацию создаст? Нет. Но все знают: смех - это непорядок. В театр пришел или в кинотеатр, ну смешно мне - я смеюсь! Уже никто не смотрит кино, уже совершенно неинтересно, что там творится; интересно, что же он здесь один позволяет себе смеяться?!

Знаете, если кому надо ставить памятники на каждом углу, так это товарищу Декарту. По всей Европе. И в Америке. На каждом перекрестке. Вот вождь нашей цивилизации. Что там Ленин... Ленин горячий мужик был, плохо воспитан, матерно ругался часто. Когда Гегеля сволочью империалистической обозвал, три восклицательных знака поставил и два раза подчеркнул! А вот Декарт... Cogito ergo sum. Улыбаться можно, но только чтоб зубов видно не было. "А что, у тебя зубы некрасивые?" - "Нет, у меня зубы красивые, но неприлично". А у меня некрасивые, но я улыбаюсь. Мы сейчас смеемся с таким облегчением, а я посмотрю, когда вы отсюда выйдете, как вы там будете смеяться, на глазах у социума!.. Понимаете, ведь если нет нормального, полноценного мира переживаний, если спонтанность исчезает, извините, тогда даже в постели с любимым че- ловеком - cogito ergo sum, извините еще раз. Не зря же такая поговорка есть: "Истину, как и жену, мы любим только в темноте". Чтоб никто не видел. Если японцы решают эту проблему тем, что у себя строят грандиозные парки для взрослых. Если взрослые смотрят мультики для де- тей!..

Последние запасы спонтанности остались где? Больше нигде уже нет, выкачивать надо последние.

Как же тут учиться творчеству? Да никак. Ну, необязательно такая спонтанность, есть люди, для которых спонтанное поведение будет другое. Ну и пусть будет такое! Или вот такое!

Разум и эмоциональность. То, что все разные рационально, это мы уже выяснили; давайте выясним, что эмоционально мы тоже разные! И совсем не обязательно всем притворяться, что мы все сдержанные, благовоспитанные. Знаете, каков процент психогенной импотенции? Семьдесят. А в Швеции какой? Восемьдесят два. Психогенная фригидность. В Литве - пятьдесят пять, в Швеции - шестьдесят, шестьдесят пять. Почему? И дома, и на работе - везде конвенции. Это страшная цена. Это глобальная катастрофа. И, как следствие, это падение уровня культуры, искусства. Потому что оно же в основном из мира переживаний. Никто же не сказал: "Переживаю, следовательно существую". Ну Будда там что-то намекал на эту тему. Но это же когда было. А Декарт наш человек, точнее говоря - образ Декарта, каким его сочинили.

Казалось бы, столь простая для понимания вещь... Пока я в клинике не поработал с чернобыльцами два года, до тех пор до конца не понимал, в чем дело. Благодаря Ангелине Ивановне Нягу, шефине моей, узнал, что ретикулярная формация со структурой мозга, которая отвечает за тонус, находятся в интимном контакте. И первое нарушение у тех же чернобыльцев- ликвидаторов, нарушение, связанное с тем, что не выдерживала эмоционально-чувственная сфера, не выдерживал мир переживаний. А ведь переживание - базальный источник знаний. Только переживание сохраняет целостность позиций, целостность пространства сознания, целостность субъективной реальности как таковой, несмотря на неполноту, дробность, расчлененность и дифференцированность логически-конструктивных шагов.

Посмотрите, как упрощается мир. Как все меньше и меньше людей, получающих удовольствие, сопереживая, скажем, Пятой симфонии Бетховена. И все больше и больше людей, которые получают удовольствие от сопереживания вот этому: "Девочка моя синеглазая..." Оскудение эмоционально-чувственной сферы - это причина невротизации. Проявление этого оскудения: все меньше и меньше спонтанности поведения. Но снижение спонтанности, уровня спонтанности поведения ведет еще и к тому, что человек все меньше и меньше осознает свою самоценность. Как субъект. Са- моценность самого факта жить. И тогда человек судорожно начинает хвататься за внешние признаки, чтобы доказать свою ценность самому себе, функциональную и социальную, социальный статус, престиж, имидж, упаковка. Одним повезло, у них очень дорогая, красивая упаковка, другим - нет. Но ведь жив человек. И если вы сами себе хотите в этом плане хоть как-то помочь, и если вы хотите действительно как-то помочь другим, и если вы хотите получить максимум эффекта в овладении методом дифференцированных функциональных состояний... Хитрые люди, они назвали бы: "Управляемая медитативная, трансцендентальная, витальная, астрально- ментальная". Давайте придумаем какое-нибудь хитрое, красивое торговое название? Сменим упаковку, а то скучно. Упакуем во что-нибудь дорогое. Увязав владение этой методикой с проблемой спонтанности, с проблемой оживления, реанимации мира переживания, а не эмоционирования, - понятие- то об эмоциях сейчас на уровне среднеистерического. То, что мы называем эмоцией, на профессионала производит впечатление грустное. Как в театр зайдешь, или на экран глянешь, или музыку такую один раз послушаешь, ду- маешь: где же взять столько врачей, чтобы всех этих господ вылечить от неврастении и истерии? Потом зайдешь к врачам. Те, кто постарше меня, еще ничего, а те, кто помоложе, сами в разносе. Я помню, как рыдала месяц у нас в клинике молодая сотрудница. Я пришел в клинику, на отделении нас было три человека: двое из ординатуры, один парень и она, и я, который к медицине вообще имел косвенное, мягко выражаясь, отношение. И пятьдесят человек больных. Мы два месяца втроем стояли. У нас ни одной жалобы не было. Только Наташа все эти два месяца плакала, а мы вдвоем работали. Там одни мужики были. Так что я советую вам нырнуть в эту проблему, нырнуть всеми доступными вам способами, потому что слов- то здесь мало, а дел много. Потому что не знаю, как вы, а я себя до сих пор время от времени ловлю на потере спонтанности.

А мы не ловим (смех в зале).

И.Н.- Главное - это то, что тут происходит, а не слова. Вообще, пропаганда здорового образа жизни. Какая? Хочешь хохотать - хохочи, хочешь рыдать - рыдай, хочешь сесть задом наперед - садись задом наперед. Если это никому не вредит, в прямом смысле слова, ты можешь делать все, что хочешь! Вот это и есть здоровый образ жизни . Я же как многих крутых номенклатурных и бизнесменов ловил? Накормят меня, разговаривают, вот так вот: "Ха-ха-ха, Игорь, ха-ха (по плечу)... Тебе сколько?" Я говорю: "Мне сорок восемь". - "А почему так хорошо сохранился?" - спрашивает он у меня, и я говорю: "Да просто смеюсь, когда хочется смеяться, плачу, когда хочется плакать. Вот и все". Понимаете? Поэтому я могу выдержать трое суток психологического марафона, а он нет, он сильно зарегулированный. Поэтому мне интересно жить, а ему уже нет. Понимаете, у меня солнышко еще светит, а у него уже в тумане. Вот это и есть главное достоинство методики дифференцированных функциональных состояний. Осознавание необходимо для расширения мира переживаний. Необходимость увеличения спонтанности в своем поведении, необходимость открытого эмоционирования для расширения вашего диапазона.

Это действительно здоровый образ жизни!

Таким образом, сегодня мы рассмотрели еще один источник "пси- хопатологии обыденной жизни". Это ущемление мира переживания в течение последних трехсот-четырехсот лет развития цивилизации, это засилье конвенционального поведения, не дающего человеку проявляться спонтанно, значит самоценно. Последствия этого можно увидеть (я сейчас нарушу приличия), даже когда человек отправляет естественные надобности у себя в туалете, закрывшись на крючок. Проверьте на себе. И там вы не свободны.

Не только наедине с миром, не только беседуя о духовных вещах, но даже наедине с собой - мы не спонтанны. поэтому так трудно понять, что такое импульс, что такое момент истины, что такое резонанс. Я столько слышал, даже от своих ближайших учеников, что это такое, что если бы я сдерживал свой смех, я б давно уже лопнул от этих версий.

Игорь Николаевич, а можно по духовному пути в короткой юбке?

И.Н.- В короткой юбке очень удобно. По духовному пути - за- мечательно! А без штанов - знаете, как удобно. Помню, работал я в Вильнюсе в летнем лагере, так за два месяца ни разу штанов не надел, все время в плавках. А работал как! Спонтанно!

Иногда есть смысл себя взять за волосы и выдернуть из болота, и иногда даже эпатаж, если вы осознаете, зачем вы это делаете, и по- нимаете, что это временная мера, хорош. Потом найдете этому меру, во всяком случае какой-то смысл иногда и в эпатаже есть. Есть у меня такое воспоминание, которым я горжусь. Я был сын прокурора железной дороги, а приятель - сын директора библиотеки университета, профессора. Чем мы занимались. Мы цветы воровали. Не у частных лиц, а у государства. Когда мы с ним ползли на площади Ленина, который у нас в Вильнюсе смотрел на КГБ, а рукой показывал на консерваторию (теперь его уже нет там), и ре- зали ножницами розы, а вокруг ходит милиция, КГБ, ножницами эти розы, пятьдесят шесть штук, как сейчас помню, и весь этот риск для того, чтобы на следующий день войти посреди танцев, в паузе, девочки с одной стороны, мальчики с другой, у себя же в школе кинуть эти розы под ноги хорошему человеку. И что интересно, об этом потом ни один человек не вспомнил, даже намеками, ни учителя, ни ученики, ни пока я учился в школе, ни потом, когда я ушел в вечернюю школу.

Ни один человек ни одним намеком не напомнил мне об этом событии. Я понял, когда я стал психологом - в этот день. Потому что я увидел, что можно совершить поступок, про который, без всяких усилий с моей стороны, ни один человек мне никогда в жизни не скажет ни одного слова.

Это был восьмой класс, в городе Вильнюсе, в привилегированной восьмой средней школе. И сколько я потом бывал на встречах выпускников, среди своих учителей, одноклассников - ни на следующий день, ни десять лет спустя никто не напомнил. А что я такого сделал? Вы подумайте. Юрка открыл ногой дверь, я вошел вот с таким букетом роз, никто же не знал, что я их на площади Ленина резал. Подошел к ней, причем не к возлюбленной, а к другу, которого я нечаянно обидел. А человек- калека, вы понимаете, я просто думал извинения попросить, ну и решил таким спо- собом. Прошел через весь зал, сказал: "Прости!" Бросил цветы, развернул- ся и ушел. Все как в рот воды набрали. Вот вам и психология. Ведь мы с ним подставляли своих отцов, со всей их карьерой! Случайно уцелевших в сталинском терроре. И себя самих. Ради чего? Ради этих пятидесяти шести роз?

Зачем? - спрашивал я себя сегодняшнего. Ради чувства свободы. Нам хотелось- и мы это делали. Может быть, поэтому в нас немножко меньше страха было социального, исходного, чем в других наших сверстниках. Знаете, может, потому, что мы так превратно толковали положение наших отцов. Думали, что им ничего не будет! По наивности! Это эпатаж, конечно, это совершенно глупый риск с точки зрения рациональной, но с точки зрения переживания... Это надо еще подумать, что сильнее - оргазм или это. Понимаете, ведь мы воспитаны в нашем государстве бывшем, да и во всей нашей цивилизации, с позиции воина. С позиции сражения. Мы сра- жаемся с природой, ее покоряем, с капиталистами сравнялись. Мы просто забыли, что, как говорил мой не очень любимый писатель Алексей Максимович Горький: "Человек рожден для счастья, как птица для полета". То есть это как бы ему присуще. Куда делся праздник? Почему все такие озабоченные? Почему нас приучили ко всему относиться с какой-то болезненной серьезностью? Мало того, нас убедили в том, что именно такое отношение есть серьезное! Но это же все неправда. Маниакальное состояние не означает состояние серьезности, так же как состояние наркотического возбуждения не означает состояния веселья, расслабленности. Мы потеряли чувство партнерства, прежде всего с самим собой. Я всегда говорю: если человек не рад тому факту, что он живет, чему он вообще может радо- ваться?

Уровень праздника возможен только при одном условии. Праздник - вот он, рядом, для этого ничего специального не нужно. Как только вы допустите, что вы самоценны, сами по себе, без всяких предлагаемых обстоятельств. Самоценны потому, что вы в человеческом теле, потому что вы живой. Потому что вы хотите и не хотите. Потому что вы хотите - думаете, а хотите - не думаете. Это вы - человек. Образ человечества. И вокруг человеки. Но это же большая удача! Огромная удача!

Так возрадуемся же, человече!

Как и обещал, продолжаю предыдущую статью о том, как сознавать себя самого!

Жизнь, протекающая по строго и узко определённым правилам, отдаляет человека от самого себя, и тогда бесполезно словоблудствовать на тему «я есть».

И у человека полностью лишённого спонтанности безусловно невроз!

Можно задать себе вопрос: «Что я хочу сегодня»? Можно, но это неверно! План и расписание на сегодня наверняка уже есть, а «хочу» может быть только в данный момент. Задаётся вопрос: «Что я хочу сейчас» и никаких переборов вариантов ответа, так как это опять планирование. Желание то или иное придёт само без обдумывания.

Спонтанность не подчиняется внешним обстоятельствам, она есть проявление внутренних побуждений и желаний. И если я не следую своим собственным «хочу и не хочу, нравится и не нравится», то тогда я раб внешних обстоятельств и собственных заученных ролей.

Тогда «я есть» произносить бесполезно, а лучше сказать «меня нет». Последняя фраза неприятна, но также полезна для осознания «я есть» как противоположности.

Невроз появляется тогда, когда уже себя реального не видишь, а заменяешь выдуманными образами и ролями!

Меня нет тогда, когда я негибок, пребываю в рутине и действую по шаблону. Меня нет тогда, когда я не знаю, чего хочу и что мне нравится. И наконец, меня нет тогда, когда я боюсь ошибиться, допустить промах, совершить аварию, не суметь, не справиться! В это время я весь мыслями вовне и в страхе. И это уже невроз!

А спонтанный человек также в ролях и с правилами, но ролей и правил у него больше и они разнообразные, а порой даже и противоположные, так как и предназначаются для противоположных и изменчивых ситуаций. Спонтанный человек не склоняется к догмам и незыблемым правилам, он естественен, живёт по ситуации, руководствуется не только умом, но и сердцем. Спонтанный человек далёк от невроза как узконаправленного неестественного поведения.

И такой человек по натуре склонен к творчеству!

Диалектика устойчивости и изменчивости основа бытия и любая крайность вредна. Чрезмерная спонтанность уже импульсивность, безалаберность, безрассудство, жизнь по принципу «что левая нога захочет»! Человек в меру спонтанный не делает акцента на осторожности и предусмотрительности, но и не забывает планировать и прогнозировать.

В каждом из нас скрыт внутренний ребёнок и ему как раз и свойственна спонтанность. Посмотрите какие дети спонтанные.

Но и наш внутренний врослый обладает житейским опытом, сообразительностью и практическими навыками.

А вот внутренний родитель предостерегает, ограничивает, напрягает, контролирует. И он нужен, но в меру. Чрезмерный самоконтроль противоположен спонтанности.

Итак! Я есть независимо от внешнего мира, но в тесном, динамичном и чувствительном контакте с ним, подключая в случае необходимости самоконтроль и мышление.

Спонтанность как качество личности – способность активно, самопроизвольно действовать под непосредственным влиянием внутренних причин, собственных побуждений, без воздействия извне.

У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру: - Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили? - Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне. От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок. После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки. - Странно, - сказал побеждённый, переводя дыхание, - я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом. - Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, - ответил мастер, - но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы, спонтанно. Но этому вы меня не учили, - сказал ученик. - Спонтанности я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

Подлинная спонтанность – результат большого труда. Может кто-то спонтанно сыграть на фортепьяно «Аппассионату» Бетховена, если он никогда не учился играть? Безусловно, нет. Нужно много трудиться, приобрести соответствующие навыки. Сначала механический труд в купе с терпением и лишь потом спонтанность. Философ Вячеслав Рузов вспоминает: «Сначала идет, к сожалению, механика. Никогда вы не можете сначала встать на свободное поведение, всегда сначала механика. Культура – это механика. Мы должны терпеть. Терпеть – это механика, но это делает нас сильными и духовно, поэтому сначала механика, потом спонтанность. Никогда сначала не идет спонтанность. Вот я объясню. Я музыкант, я долго учился играть на фортепьяно, и спонтанность у меня появилась на 7-м году обучения. Я мог спокойно с закрытыми глазами без света играть всё, что угодно. Абсолютно спонтанно читать с листа, импровизировать как угодно. У каждого своё какое-то искусство есть, но сначала что? Гаммы с рассвета до заката, гаммы, гаммы, гаммы. Если у соседей ребёнок, который играет гаммы – вам это знакомо. С рассвета до заката много лет. Также и культура – это много лет с рассвета до заката себя вести правильно и потом появляется спонтанность, естественность».

Добрые дела, совершаемые спонтанно, ценнее тех, что вершатся намеренно, - сказал однажды Мастер. Это вызвало шквал вопросов, но Мастер ловко уклонился. Он поступал так тогда, когда считал, что время отвечать на них ещё не настало. Однажды все пошли на концерт всемирно известной пианистки. Мастер прошептал сидящему рядом ученику: - Движения пальцев этой женщины по клавиатуре спонтанны, они не могут быть намеренными. Работа такого качества - это работа подсознательного.

То, что доведено до автоматизма, то, что не требует длительного обдумывания, спонтанный ум решает в считанные секунды. Профессионал самопроизвольно, то есть спонтанно, выполняет своё дело. Он привык стабильно — положительно решать свою задачу. Спонтанность — дочь стабильности. Разум профессионала генерирует спонтанные, самопроизвольные действия. Это невежда стоит в растерянности перед тем, что и как нужно сделать. Его разум не способен на спонтанность.

Невежда, в силу того, что он человек, может решать возникающие проблемы стереотипно, шаблонно. Штампы сознания, внушённые психологические установки, засевшие в подсознании ограничивающие убеждения, в какой то мере, позволят ему как-то выходить из создавшихся ситуаций. Но это ложная спонтанность, ибо она не опирается на знание, ставшее частью жизненного опыта. То есть, в стихийных действиях невежды нет мудрости, присущей истинной спонтанности.

Мудрец, когда у него спрашивают совет, может поразить всех спонтанным ответом. Почему так происходит? Может, он мыслит легкомысленно и несерьёзно? Может, отвечает быстро из-за своей поверхностности? Нет. Мудрец – это олицетворенное реализованное знание. Мудрец говорит только то, что испытано лично им на практике. Мудрость держит в памяти только реализованное знание. Когда ученик задаёт Мудрецу вопрос, который им апробирован на практике, последует спонтанный ответ.

К мудрецу однажды пришла женщина с мальчиком и сказала: - Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это не хорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает. Мудрец посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: - Приходите через три недели. Женщина и ребенок послушно пришли через три недели. Мудрец сказал: - Приходите еще через три недели. Когда они пришли в третий раз, Мудрец сказал мальчику: - Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья. - Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, – ответил мальчик.

Женщина спросила мудреца, почему он не сказал этого спонтанно в первый же раз, ведь это так просто? Мудрец признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать спонтанный совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся…

Психолог Инесса пишет: «Чаша весов в психологии продолжала перетягивать спонтанность то в одну, то в другую сторону. Одни утверждали, что человек спонтанный – это опасная и ненадежная личность, поскольку не умеет и не хочет владеть собой, тогда как другие восхваляли индивидуализм и умение быть самим собой. Конец этой затянувшейся дискуссии положили учения Морено, Юнга и Фромма, которые смело заявили о том, что рассматриваемое нами явление – одна из движущих энергий человеческого бытия, и умение проявлять спонтанность – это признак настоящей личности. По их концепции, это качество личности считается огромной силой, подталкивающей человека к самореализации и свободе самовыражения. Спонтанность в их устах стала вызовом сложившимся устоям и стереотипному поведению. Стало модным «быть собой», «решиться вступить на свой путь» вместо привычных «так делают все, значит и я должен», «быть таким, как остальные». Спонтанность окончательно утвердилась на пьедестале и была провозглашена «дорогой к саморазвитию». Прошли годы, канули в Лету мэтры психологических наук, сумевшие вернуть спонтанности доброе имя. И вновь она попала в немилость народа, ей приписали такие негативные качества, как бесконтрольность, импульсивность и непредсказуемость. В современном мире человек спонтанный – это человек инфантильный, безответственный и незрелый, не способный держать в узде свое неуемное «я». Быть спонтанными — увы! — могут лишь дети».

Социальный окрас спонтанности напрямую зависит, под влиянием какой энергии находится человек. Иначе говоря, существует благостная, страстная и невежественная спонтанность. То есть, в одних случаях спонтанность будет являться положительным качеством личности, в других – каким-то средним арифметическим между добродетелью и пороком, а в третьих — откровенным пороком.

Так, невежественный человек проявляет спонтанность в контексте скоропалительности, безответственности, бесконтрольности, порывистости, импульсивности, самонадеянности и непредсказуемости. Какая у окружающих будет реакция на спонтанность алкоголика и наркомана? Подозрение, недоверие, снисходительное, несерьёзное отношение. Люди знают, что такой спонтанщик может в любой момент выкинуть какое-то непотребство, поставить всех в неловкое положение. На такую безбашенную спонтанность нельзя положиться, ибо она точно надёжностью не страдает.

Генералами спонтанности, конечно, всегда будут дети. Но куда деться взрослым без спонтанности в любовных отношениях? Можно запланировать спонтанность, вывесить график занятий любовью? Спонтанность в страсти не терпит никаких графиков и планов. Она подчинена только страсти.

Благостная спонтанность ответственна, осознанна и смела. Человек действует, как велит ему сердце и накопленный жизненный опыт. Он действует согласно своим внутренним побуждениям, игнорируя окрики извне. Благостная спонтанность – качество настоящей зрелой, гармоничной личности. Спонтанность в благости – дорога к самосознанию и совершенствованию.

Неуместно и абсурдно обвинять спонтанность в грехах, которые она не совершала. Нужно просто понять, какой человек её проявляет. Если это инфантильный, безответственный и незрелый человек, то и спонтанность его будет такой же порочно- незрелой.

Петр Ковалев 2015 год

Спонтанность – это понятие, которое в психологии означает способность действовать не под влиянием внешних рамок, а согласно с внутренним содержанием, состоянием человека. Психологическая спонтанность по сути является очень древним предметом изучения духовных практик, в каких она близка с понятием недеяния. Стремящиеся к просветлению духовники практиковали это состояние, когда, активно живя, совершая обычные действия, они старались ощущать жизнь в полноте, каковой она является без искажений через рамки ума. Они все мысли, чувства свои, действия стремились соотнести с общим мироустройством, состоянием потока.

В христианстве явление спонтанности также присутствует и раскрывается в изречении Христа «не моя воля, но Твоя да будет», что означает приведение своей воли, своих желаний в соответствие с некой мировой волей.

Когда происходит такое слияние с общим потоком – человек достигает своим разумом, индивидуальной душой разума и души мировых: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Человек не спонтанный не ощущает своей принадлежности, единства, потоковости. Когда он отпускает себя и происходит слияние – он вступает в недеяние.

Он не уподобляется мумии, становясь ни жив, ни мертв, не перестает активно действовать, иметь желания, потребности. Он продолжает находится в полноте жизни, однако это совпадает с мировой гармонией. Состояние его ума не замутнено ложными желаниями, установками, которые вызывают инерцию восприятия, не позволяют находиться в полноте реальности здесь и сейчас. Это сознание в духовных практиках сравнивается с кристаллом, оно незыблемо и нерушимо, не тревожится суетой.

Так человек подчиняет свою волю, не насилуя себя, без жестких запретов и ограничений своих желаний, ведь при блокировке поведения желания все равно отыгрывались бы в уме, языком психологии – оказались бы, например, вытесненными в под действием психологических защит.

Спонтанность в психологии

Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.

Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей. В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте. Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.

Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнера, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».

Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.

Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, – есть творчество, и оно спонтанно по природе. Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.

Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность. Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.

Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями. Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности. Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и .

Спонтанность поведения

Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и . Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?

Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии. Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас. Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.

В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать. Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.

Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.

Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой выйти из рамок.

Развитие спонтанности

Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам. Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас. Такая поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.

Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать. Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит. Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.

Наблюдайте здесь ваши . Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.

Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.

Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами. У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление. Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.

Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его. Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили. Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали. Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.

Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего. Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс. Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.