Теоретический психоанализ. Что такое суперэго? Развитие суперэго. Разница между эго и суперэго. Отличия и Сравнение

И эго и суперэго два основных понятия в психологии используемы для определения структуры сознания или психики. Эти два понятия были предложены Зигмундом Фрейдом.

Обе концепции определены в структурной модели психики и также зависят от третьего компонента – подсознания. Эго и суперэго представлены в сознательном, подсознательном и бессознательном состояниях человека.

Эго рассматривается как организованная, рациональная и реально-ориентированная часть мозга / модели. Оно действует в соответствии с принципами реальности. С другой стороны, супер-эго играет более критичную и моральную роль в личности.

Применительно к подсознанию (часть психики, которая отвечает за страсть, фантазию, импульсы и других человеческие инстинкты), эго контролирует его при взаимодействие с окружающей средой и реальностью. Подсознание также контролирует эго до некоторой степени. В управлении подсознанием Эго использует два механизма по принципу получения вознаграждения(удовлетворения): мгновенное удовлетворение и отсроченное вознаграждение.

Суперэго

Между тем, суперэго это прямое противоречие подсознанию. Оно «считает», что подсознание это оппозиция правил и норм общества. Суперэго часто ассоциируют с совестью, но оно также включает в себя духовность и идеалы личности. Роль супер-эго ограничивать подсознание и Эго (в поведение) в рамках моральных и этических норм, делается это с помощью чувства вины и стыда.


Эго часто называют разумом и здравым смыслом человека. Оно использует механизмы защиты и изменяет события и вещи во внешней среде.

Подводя итог, эго «обслуживает» подсознание, супер-эго и реальность.

Эго развивается после подсознания, как правило, в течение первых трех лет жизни ребенка. Суперэго развивается через пять лет как третий и последний компонент психики. Обычно в этом возрасте ребенок учится, как вести себя в соответствии с социальными нормами.

Суперэго стремится к совершенству и пытается заставить человека действовать в социальной среде надлежащим образом. Оно основано на моральных принципах. С другой стороны, эго борется за контроль над подсознанием основываясь на реальности и Сверх-Я.

Другое различие между этими двумя компонентами в том, что эго развивает человеческую личность, в то время как супер-эго развивает человеческий характер.

Основная информация

  1. И эго и суперэго это два компонента психики в соответствии со структурной моделью Фрейда. Существует дополнительный компонент психики — подсознание, которое взаимодействует с обоими понятиями. Оба термина часто используются в психологии.
  2. Эго относится к компонентам психики и отвечает за реальность и контроль. Для сравнения, суперэго является последним компонентом, который отвечает за самокритику и мораль.
  3. Эго в основном озабочено выгодами (в частности удостоверение личности). Суперэго функционирует почти так же, за исключением того, что оно включает в себя правила и другие нормы в отношениях и их последствий.
  4. Эго пытается сохранить баланс между реальностью, Супер-Эго и подсознанием. Суперэго ограничивает эго и подсознание.
  5. Эго пытается контролировать подсознание, суперэго прямо противоречит подсознанию.
  6. Эго называют здравым смыслом, в то время как суперэго обычно называют совестью.
  7. Эго развивается первые три года (после подсознания). Суперэго как правило, на пятый год.

ФУНКЦИИ СУПЕРЭГО

Суперэго функционирует для поддержания внутрипсихической и межперсональной гармонии и облегчения социальной адаптации. По Фрейду, для того, чтобы осуществить эту задачу оно «наблюдает за Эго, отдает распоряжения, выносит суждения и наказывает - в точности как родители, чье место оно занимает» (1940, стр. 205). Судя по этим и другим комментариями кажется очевидным, что Фрейд определяет базовую функцию Суперэго как самонаблюдение и запуск защитных механизмов, а также вынесение самосуждений, что ведет либо к одобрению и вознаграждению, либо к упрекам и критике в свой адрес и наказанию (1914, стр. 95; 1917, стр. 247; 1921, стр. 109, 110; 1923а, стр. 36, 37; 1933, стр. 65).

Помехой в различении функций Суперэго является то, что их нельзя наблюдать непосредственно, а приходится выводить из мыслей, идей, эмоций, фантазий, действий и чувств в отношении чего-либо или кого-либо (Barace, I958). Более того, функции Суперэго непросто отличить и от функций Эго. Фактически, сознательный и бессознательный контроль за собственными мыслями и действиями правильнее рассматривать в качестве функции Эго, служащей целям Суперэго. Это самонаблюдение осуществляется с целью предотвратить или откорректировать такое поведение, которое отклоняется от стандартов Суперэго (Freud, 1914, стр. 95; 1921, стр. 105; 1940, стр. 205). Когда аффектам приходится выполнять сигнальную функцию, воспоминания о прошлых событиях вносят вклад в восприятие ситуаций, которые могут приводить к нарушению стандартов Суперэго. Тогда чувство вины служит сигналом к запуску защитных механизмов. Фрейд указывает на то, что Суперэго согласуется с наблюдением и критикой родителями; когда родительский запрет остается действенным и в их отсутствие, это знаменует собой важный для развития шаг (1914, стр. 96; 1940, стр. 205). Необходимо также помнить и о том, что функционирование Суперэго может вмешиваться в наблюдение за собой, приводя к заблуждениям в отношении себя и внешнего мира (Hartmann & Loewenstein, 1962, стр. 58).

Суперэго также выполняет функцию вынесения суждений о себе, сравнивая поведение человека с идеальным поведением и оценивая степень сходства. Если между действительным представлением о себе и внутренним стандартом или идеалом имеется значительное расхождение, то это сопровождается агрессивно окрашенной самокритикой, упреками и наказанием, обычно в форме болезненных аффектов вины, стыда, тревоги, депрессии и чувства неполноценности, что ведет к утрате самоуважения (Jacobson, 1946). Поэтому наказание со стороны Суперэго может быть столь же категоричным и иррациональным, как и любой импульс Ид. Фрейд (1933) заключил, что цель терапевтического анализа (также как и поздних этапов развития, в особенности подросткового возраста) состоит в ослаблении влияния Суперэго на функционирование Эго.

С другой стороны вынесение суждений о себе может вызвать и одобрение. В этом случае родительскую роль берут на себя идентификации с родительскими поощрениями, похвалой и гордостью за ребенка, и в итоге ребенок сам себя вознаграждает. Чувства гордости, собственного достоинства и возросшее самоуважение являются следствием приверженности внутренним стандартам.

Фрейд подчеркивает важность функционирования Суперэго для поддержания нарциссического равновесия: «Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Эго к собственному Суперэго; аналогично чувству вины, оно является выражением напряженности между ними... трудно отделить чувство неполноценности от чувства вины» (1933, стр. 65-66). Фрейд также пишет: «Муки, вызываемые упреками совести, в точности соответствуют детскому страху потерять любовь, страху, на место которого заступила мораль. С другой стороны, если соблазн сделать что-либо нежелательное с точки зрения Суперэго, Эго успешно преодолевает, то самоуважение растет, а чувство гордости усиливается» (1940, стр. 206).

В аналитической литературе чаще подчеркиваются садистские компоненты Суперэго и меньше внимания уделяется его гуманным свойствам: защите, любви и заботе. Нюнберг в числе первых обсуждает концепцию мягкого Суперэго, полагая, что его истоки лежат в доэдиповых отношениях матери и ребенка (1932, стр. 145). Крамер подробно изучает идею интернализации доэдиповой любящей матери. Он считает, что когда этот поддерживающий и направляющий аспект Суперэго не развивается, Эго остается беззащитным перед Ид, что приводит к патологическим последствиям (1958). Сходным образом Шафер указывает на «любящую и любимую» сторону Суперэго. Она представляет любимых и любящих, защищающих, утешающих и руководящих доэдиповых и эдиповых родителей, которые «даже наказывая, дают необходимую заботу, тепло и ласку» (1960, стр.186).

Эти функции заботы, покровительства и любви (наряду с наказывающей ролью родителей) ребенок интернализует, идентифицируясь с ними, что является частью успешного утверждения либидного постоянства объекта. Идентификация с «объектом в создающей комфорт роли» (Furer, 1967) в конечном счете дает ребенку возможность любить, защищать, утешать и руководить с чувством гордости за себя.15 Поэтому успешное становление Суперэго дает мощный потенциальный источник благополучия. Это позволяет ребенку с каждым годом все меньше зависеть от внешних источников «нарциссической поддержки», предоставляя возможность избегать разочарования и фрустрации пользуясь интернализованными идеалами и стандартами, чему способствуют родители.

Одной из характерных черт Суперэго является то, что оно никогда не становится гомогенным; это позволяет разнообразным идеалам внутри Эго-идеала возникать и существовать. Способность человека сохранять самоуважение может, таким образом, быть показателем гармоничности или же дисбаланса и конфликта во внутрисистемном конфликте (Hartmann, 1950). Хронически заниженное самоуважение может свидетельствовать о конфликте между идеалами. По описанию одного пациента, его мать боялась, что он может стать неотесанным мужланом и поэтому способствовала его художественным и интеллектуальным упражнениям, отец же не хотел, чтобы он стал размазней, и поощрял грубость и агрессивные игры. Жалобы пациента состояли в том, что он не может одержать победу на интеллектуальном поприще, которое его привлекало; у него было заниженное самоуважение, так как он сомневался, настоящий ли он мужчина. Гармонизация идеалов внутри Эго-идеала является еще одной задачей развития, особенно актуальной в подростковом возрасте.

Теперь мы обращаемся к развитию данной психической системы. В очередной главе нами прослеживается развитие Суперэго, начиная с формирования категорий «можно и нельзя» и вплоть до структуры этой системы, функционирующей не только для внушения болезненных аффектов стыда, вины и низкого самоуважения, но и для обеспечения приверженности морально-нравственным стандартам без дополнительной внешней поддержки.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. СУПЕРЭГО

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

Глава 12. СУПЕРЭГО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Суперэго - это психическая система, которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели и идеалы. При оптимальном функционировании она способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии и

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ФРЕЙДА О СУПЕРЭГО Впервые по поводу Суперэго, Фрейд высказался в статье «О нарциссизме» (1914).12 Сделав наблюдение, что за подавлением инстинктивных импульсов следует конфликт, в котором замешаны культурные или этические категории, он предположил,

Из книги автора

ПРОТИВОРЕЧИЯ ТЕОРИИ СУПЕРЭГО ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Разночтения в концепции Суперэго возникли отчасти из-за того, что Фрейд упредил свою гипотезу о структуре психики введением термина «Эго-идеал» (1914, стр. 94). В его понимании, Эго-идеал - это одновременно и интернализованный

Из книги автора

КОМПОНЕНТЫ СУПЕРЭГО Терапевтический опыт привел Фрейда к постулату, что психика устанавливает некий идеал-стандарт, с которым личность себя сопоставляет. Эта идея получила широкое распространение. Рассмотрим подробнее природу данного стандарта.13Объяснения Фрейда

Из книги автора

Глава 13. РАЗВИТИЕ СУПЕРЭГО Суперэго имеет долгую историю развития. Идеалы и интроекты начинают формироваться в очень раннем периоде жизни и впоследствии продолжают играть значительную роль наряду с компонентами, присоединяемыми позднее; опыт доэдиповой, эдиповой и

Из книги автора

НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ СУПЕРЭГО Мы усматриваем истоки Суперэго в желании ребенка сохранить родительскую любовь и поддержать гармонию межличностных отношений; в его понимании того, что это требует примирения собственных желаний с родительскими. Для того чтобы возникла

Из книги автора

ЛАТЕНТНАЯ ФАЗА И СУПЕРЭГО КАК ВНУТРЕННИЙ АВТОРИТЕТ Процесс нормального развития требует, чтобы в латентной фазе ребенок привык к Суперэго, как внутреннему авторитетному голосу, чтобы Суперэго стало терпимее к выражению влечений за счет модификации некоторых излишне

Из книги автора

СУПЕРЭГО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Биологические изменения подросткового возраста приводят в движение то, что Эриксон (1956) называет «нормативным кризисом» подросткового возраста, и основой этого становятся результаты развития в латентной фазе. Функционирование

Из книги автора

Глава 14. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ СУПЕРЭГО Обсудив общие элементы в функционировании и развитии Суперэго у мужчин и женщин, мы теперь сосредоточимся на половых различиях в способах, которыми дети справляются со своей сексуальностью, агрессией и переживаниями,

Из книги автора

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СУПЕРЭГО У ЖЕНЩИН Фрейд полагал, что голос совести является мужским голосом, возникшим из отождествления с отцом. По его мнению, организация Суперэго у женщин является ниже, чем у мужчин, разница проистекает из различной связи между комплексом кастрации и

Из книги автора

РАЗВИТИЕ СУПЕРЭГО У МУЖЧИН Поскольку именно мать привносит стандарты и требования на ранних стадиях развития Суперэго, происхождение мужского авторитетного голоса в Суперэго требует объяснения. С нашей точки зрения ответ лежит не только в способе, которым доэдиповы

Из книги автора

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА: ФОРМИРОВАНИЕ СУПЕРЭГО Появление тревоги и стыда в возрасте примерно 24-30 месяцев является указанием на интернализацию конфликта и начало первого этапа формирования Суперэго. Окончательная консолидация функционирующего Суперэго создает

Из книги автора

7. Суперэго. Сравните:Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, Chapter XXXI (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука,

Из книги автора

Сильное суперэго Изысканность, возможно, является наиболее характерным направлением, на пути к которому энеа-тип IV ищет возможность стать лучше, чем он или на есть на самом деле, и в поисках этих он проявляет дисциплину. В более общем плане, здесь имеет место типично

Из книги автора

Высокое суперэго Черта характера высокого суперэго может рассматриваться как взаимозависимая с виной: результатом требовательности суперэго является ощущение вины, а требовательность возникает как компенсация этого ощущения (в отличие от реакции формации,

Психоаналитическая теория личности

Создал первую теорию личности, основанную на эмпирическом изучении ее динамики, то есть ее изменении в ходе психотерапии.

Учение Фрейда – психоанализ. Это и теория личности и метод психотерапии.

Структура личности в теории Фрейда:

1) Эго (Я)

2) Ид (оно), является врожденным

3) Супер-эго (Сверх Я)

Ид содержит инстинкты, врожденные потребности, врожденную психическую энергию – энергию жизни – либидо.

Ид следует принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению потребностей, разрядке напряжения.

Эго формируется прижизненно, на основе Ид . Эго формируется благодаря фрустрации рождения. Вследствие пониженной температуре внешней среды ребенок начинает ощущать схему тела и отделять себя от среды. Это самый первый шаг в формировании «Я».

Эго стремиться увеличить удовольствия и уменьшить боль посредством реалистического отбора моделей поведения, то есть эго руководствуется принципом реальности.

Эго рационально и преимущественно сознательно (ориентируется на пользу).

Супер -эго содержит ценности, нормы поведения, идеалы и совесть, моральные запреты. Первоначальное Супер -эго формируется благодаря ценностей родителей.

По началу Супер -эго бессознательно, но потом может осознаваться. Развивается в подростковом возрасте.

Ид , Эго и Супер -эго находятся в конфликте между собой.

Желания Ид нередко осуждается моралью Супер -эго (конфликт между желанием и долгом).

Конфликт между Ид и Эго заключается в том, что Эго заставляет Ид откладывать удовлетворение желаний.

Основная функция Эго – это примирение Ид и Супер -эго , то есть примирение желаний и моральных норм.

В раннем детстве властвует Ид . По мере взросления большую власть приобретает Я. Зрелость Эго ведет к частичному осознанию влечений Ид и идеалов Супер -эго .

Энергетический аспект функционирования личности.

Фрейд выделял 2 вида энергии:

1) Либидо – энергия жизни, сексуальная энергия

2) Мортидо – энергия смерти

Развитие личности осуществляется благодаря либидо.

5 стадий динамики либидо, стадии психического сексуального развития :

Психосексуальное развитие – это основа развития личности.

I. Оральная стадия (0-18 месяцев) – либидо фиксирует вокруг рта.

II. Анальная (1,5-3 года) – Либидо фиксирует вокруг ануса, так как контролирует процесс дефекации (первый самоконтроль).

III. Фаллическая (3-6 лет) – другое название эдипова стадия, на этой стадии происходит влечение мальчика/девочки к матери/отцу и ревность к отцу/матери. Эдипова ситуация заканчивается, когда мальчик начинает копировать отца и теряет интерес к женщинам.

IV. Латентная (6-12 лет) – эротический интерес вытесняется, становиться бессознательным. Направляет либидо на развитие школьных навыков, на развитие личности и интеллекта. Фиксация на эротике не благоприятна.


V. Генитальная стадия (12-18 лет) – вновь пробуждается сексуально-эротический интерес и подростки способны устанавливать эротические отношения, основанные не только на физиологическом интересе, но и на основе глубокого чувства.

Фрейд выделял 2 характеристики личностной зрелости :

1) Способность плодотворно трудиться

2) Способность любить другого, ради него самого, а не ради своих проекций.

Теория психологических защит личности

Разработана З. Фрейдом и дополнена его дочерью Анной Фрейд.

Защитные механизмы – это бессознательные психологические стратегии, искажающие реальность для снижения тревоги и сохранения целостности личности. Выполняет защитную функцию, от психологических травм. Описано около 20 психических защит.

Основные 10 защит :

1) Отрицание – избирательное внимание, исключение из восприятия аспектов таящих угрозу.

2) Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления.

3) Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний.

4) Проекция – приписывание другим собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера.

5) Идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту.

6) Рационализация – рациональные объяснения своих желаний и действий как морально приемлемых, хотя они являются морально неприемлемыми или нерациональными, глупыми.

7) Реактивноеобразование – это изменение поведения к объекту на прямо противоположное (например, щедрость защита от скупости, аккуратность от неряшливости).



8) Изоляция – это блокирование отрицательных эмоций при сохранении памяти на события.

9) Смещение – а) объект чувств смещается (когда злость переносится с одного человека на другого), б) смещение чувства к объекту (объект прежний, чувство меняется).

10) Сублимация – преобразование сексуальной и агрессивной энергии в социально приемлемые формы активности (например, в творчество, спорт, уборку). Наиболее продуктивный вид защиты.

Обычно бессознательная стратегия защиты является препятствием для личностного роста.

Альтернативой психологическим защитам являются копинг-стратегии (это сознательные стратегии совпадения с фрустрацией, трудностями).

Теорию копинга разработал Лазарус . Делятся на:

1) Адаптивные

2) Дезадаптивные

Виды :

1) Поведенческий (например, просьба о помощи, обращение к религии, ритуалы).

2) Эмоциональный (например, эмоциональная разрядка, уверенность в благоприятном итоге).

3) Когнитивный (например, проблемный анализ: глубокое осознание собственной ценности как личности)

По теории Зигмунда Фрейда, личность человека состоит из трех составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Взаимодействуя между собой, они формируют сложные модели поведения человека.

Супер-Эго - это моральные установки человека. Представления его о том, что он должен делать в обществе, а что нет. Совесть, стыд - это проявления Супер-Эго. Подробнее об этом элементе структуры личности читайте далее в статье.

Общая терминология

Итак, разберемся сначала, что это такое - Супер-Эго.

В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).

Ид - это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.

Ид - это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.

Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.

Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.

Эго - это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.

  • Супер-Эго.

Супер-Эго - это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.

Супер-Эго - это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы - мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.

В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

Взаимодействие трех элементов

Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито - слабовольными.

По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Проявление

Итак, Супер-Эго - это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык - Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Методика "Супер-Эго"

Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

СуперЭго

В теории Фрейда одна из компонент структуры личности, которая связана с нравственностью и идеалами. В то время, как Ид озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, СуперЭго определяет, является ли данное поведение морально приемлемым. СуперЭго развивается в результате решения проблем Эдипова комтекса и болыпей частью представляет собой интеристизацию установок, правил и ценностей отца или матери, в зависимости от пола ребенка. Оно делится на две части: Эгоидеал, заключающий в себе стандарты нравственного поведения, к которым мы стремимся, и совестъ, удерживающую нас от поступков, которые считаются морально неприсмлемыми. Совесть заставляст нас испытывать гордость и удовлетворение. когда мы соответству. ем Эгоидеалу. либо чувство вины и стыда, когда мы преступаем моральные иормы. СуперЭго постепенно начинает оказывать мошное влияние на нашс поведсние, однако оно постоянно находится в конфликте с Ид, и противоречивые требования двух этих аспектов личности разрешаются черсз суждения Эго - третьей составляющей структуры человеческой личности.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "СуперЭго" в других словарях:

    СУПЕРЭГО - В фрейдистской трехкомпонентной модели психики – гипотетическая сущность, связанная с этическим и моральным поведением и понимаемая как отвечающая за принимаемые человеком стандарты поведения Суперэго часто характеризуется как интернализированный …

    СУПЕРЭГО - (superego) один из трех элементов личности в теории Фрейда. Суперэго (сверх Я) та часть личности, которая функционирует как сознание, стремящееся к совершенству, управляющее функцией эго, устанавливая моральные ограничители на него. Как и эго … Большой толковый социологический словарь

    Суперэго - … Википедия

    - (superego) в соответствии с Фрейдом, это психологическая сила, включающая сознание, ценности и идеалы человека … Общая психология: глоссарий

    Суперэго - – термин Фрейда, обозначающий культурные ценности, идеалы и нормы, интернализированные индивидом … Словарь-справочник по социальной работе

    Суперэго - (Superego). В теории психоанализа этическое или моральное образование в структуре личности; представляет собой интернализованную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и… … Теории личности: глоссарий

    СУПЕРЭГО, ЛАКУНА - Буквально, провал в суперэго, область поведения, в которой интернализированный человеком моральный кодекс не может функционировать … Толковый словарь по психологии

    Сила Суперэго - (superego strength) (от лат. suрer сверху, над + ego я) конструкт теории личности Х.Ю. Айзенка. Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к сопереживанию, сочувствию.… … Психологический словарь

    Сила суперэго - (Superego strength). В теории Айзенка один из экстремумов диапазона психотизм сила суперэго, характеризующийся склонностью быть чувствительным и общительным, способным к сопереживанию и сочувствию … Теории личности: глоссарий

    Этимология. Происходит от лат. suрer сверху, над + ego я. Категория. Конструкт теории личности Х.Ю.Айзенка. Специфика. Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к… … Большая психологическая энциклопедия