Терпение и терпимость. Есть ли разница? Терпимость к другим в сложных ситуациях. Всему есть предел

О ТЕРПИМОСТИ

Терпимость (или, говоря современным языком, толерантность), соответствует принципам СПРАВЕДЛИВОСТИ .

В Преамбуле Устава ООН провозглашена готовность наций «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Принципы толерантности находят своё развитие в соответствующей Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года:

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

О „БЫТОВОЙ” ТЕРПИМОСТИ

Быть терпимым - значит признавать за кем-либо право
поступать как он считает нужным и правильным.
Это очень трудно, между прочим!
Особенно когда знаешь, как лучше…
Вероника Иванова

Терпимость на национальном и международном уровне является отражением великого принципа терпимости, которому может следовать каждый из нас. Ведь, как указывал Николай Рерих, "понятия терпимости или нетерпимости выражаются именно в обиходе каждодневности". То есть именно на бытовом уровне может выразить себя и выражает себя наша сущность - именно в каждодневном общении с другими людьми мы покажем себя такими, какие мы есть.

По сути, терпимость находит свое отражение в тех же областях, в которых мы склонны проявлять НЕТЕРПИМОСТЬ.

Например, место национализма и расовой нетерпимости занимает толерантность - способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей какой-либо национальности на всех других ее представителей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности" (Михиал Мацковский). Мы перестаем мерить людей аршином наших предрассудков.

В сфере сексуальных предпочтений мы можем спокойно принять тот факт, что кто-то хочет вступать в однополые браки. И не будем возмущаться, если люди хотят заявить о своих правах - пусть даже на какой-нибудь демонстрации. Мы не будем бояться, что наши дети после такой демонстрации сами станут гомосексуалистами, потому что наша непредвзятость может помочь нам понять, что гомосексуалистами становятся не вследствие избытка соответствующей рекламы.

Уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным вполне естественно - как к людям, какими мы сами когда-то были, какими мы когда-нибудь станем или на чьем месте мы тоже запросто можем очутиться (от сумы да от тюрьмы, как известно, не зарекаются).

Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.

Мы не позволяем себе вмешиваться в свободу наших ближних. В свободу мнений, выбора и принятия решений. Единственно правильной позицией будет взгляд стороннего наблюдателя.

Людмила Улицкая считает, что „если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома".

Но если мы будем с малых лет приучать наших детей жить по принципам справедливости и любви, то, быть может сбудется предвосхищение Николая Рериха: "Какое множество предрассудков и суеверий будет изъято из жизни! Сколько новых приветливых взглядов и сердечных сочувствий будет создано!"

Михиал Мацковский подчеркивает, что личность выигрывает от выбора позиции толерантности, что связано:

1. с резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Поэтому мы стерпим и примем все, что касается поступков и убеждений наших ближних - даже если нам оно и не очень по душе. Точнее, мы стерпим почти все. Но именно это "почти" содержит то, что принципиально.

Могут подумать, что принципиальным будет, например, склонить человека к переходу на определенные позиции - скажем, касающиеся христианского или мусульманского вероучения. Ведь, казалось бы, это так важно, чтобы ближний наш тоже смог познать радость общения с Богом из "правильной" перспективы. Но нет, это как раз не принципиально (хотя для каждого отдельного человека и может оказаться очень важным).

Принципиальным будет именно нарушение или соблюдение нами и другими людьми принципов справедливости, уважение или ущемление свобод других людей. Николай Рерих недаром напоминает нам, что "терпимость вовсе не означает терпимость зла и преступности".

Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной и даже преступной. Злом с этой точки зрения мы считаем преднамеренное ущемление интересов другого человека, нанесение ему заведомой обиды. Терпимости в отношении таких поступков не может быть места.

Но мы должны быть уверены, что человек, совершающий такой поступок, поступает именно осознанно и во вред нам или другим людям. Что мы конкретно предпримем в той или иной ситуации, зависит от каждого конкретного случая - и нам предстоит каждый раз принимать взвешенное и ответственное решение (как, впрочем, и в любых других обстоятельствах).

ТЕРПИМОСТЬ КО ВСЕМ, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ТЕРПИМОСТИ?

Терпимость - очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма…
Наш первый порыв и даже последующий -
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Жорж Леметр

Терпимость как в поведении отдельного человека, так и группы людей (вплоть до общества на уровне отдельного государства или всего человечества) проявляется в отказе от преследования тех, чьи убеждения или действия не совпадают с общепринятыми (или принятыми отдельным человеком).

При этом мы вовсе не должны одобрять поведение этих людей или оправдывать то, что они делают. Но даже если нам очень сильно не нравится то, что делают или думают эти люди, мы сознательно принимаем решение, „терпеть их с их убеждениями и практиками. Терпимость лежит, таким образом, в основе гарантий социального разнообразия.

Но необходимо учитывать, что с точки зрения справедливости терпение не должно быть безграничным. Джон Ролз отмечал, что те, кто принимает принцип справедливости, должны проявлять терпимость к нетерпимым, насколько это позволяет безопасность свободных институтов. Религиозная нетерпимость и расовая дискриминация несправедливы. Группы, которые ставят под угрозу принципы справедливости и угрожают тем самым свободе других членов общества, могут быть ограничены в их свободах.

Прие этом, как отмечает Джон Ролз, „свободы одних подавляются не просто ради большей свободы других. Справедливость запрещает подобные рассуждения относительно свободы, так же как и относительно суммы преимуществ. Ограничиваться должна лишь свобода нетерпимых, и это делается во имя равной свободы при справедливой конституции, принципы которой сами нетерпимые признали бы в исходном положении. Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований. Вопрос, таким образом, заключается в том, является ли чья-либо нетерпимость к другим достаточным основанием для ограничения чьей-либо свободы… Но даже тогда, когда свобода нетерпимых ограничивается ради защиты справедливой конституции, это делается во имя максимизации свободы“.

Джон Ролз обращает наше внимание особо на то, что, „когда сама конституция в безопасности, нет оснований лишать нетерпимых свободы“.

Джон Ролз считает, что свободы для нетерпимых могут склонить их к вере в свободу, ведь, по его убеждению, „люди, чьи права защищены справедливой конституцией, получающие от нее выгоду, с течением времени станут, при прочих равных условиях, к ней лояльны…“.

Терпимость является производным свободы. „Проблема свободы заключается в выборе принципа, посредством которого будут регулироваться притязания людей друг к другу во имя своей религии, - пишет Джон Ролз, - Из того факта, что с намерениями Бога необходимо соглашаться, не следует что один человек или институт имеет полномочия вмешиваться в интерпретацию другим человеком своих религиозных обязательств“.

Вот что пишет Джон Ролз: „Ни одна конкретная интерпретация религиозной истины не может быть признана обязывающей для всех граждан; нельзя согласиться и с тем, будто должен существовать какой-то один авторитет с правом решать вопросы теологической доктрины. Каждый индивид должен настаивать на равном праве для всех решать, каковы его религиозные обязательства. Он не может передать это право другому индивиду или авторитетной инстанции… Индивид пользуется своей свободой, принимая решение считать кого-то другого в качестве авторитета, даже если он считает этот авторитет непогрешимым, так как поступая таким образом, он ни в коем случае не отказывается от своей равной свободы совести как части конституционного закона. Ведь эта свобода, гарантированная справедливостью, неотторжима от человека: индивид всегда свободен изменить свою веру, и это его право не зависит от того, как часто он использовал свои возможности выбора и в какой степени разумно“.

ТЕРПИМОСТЬ КАК АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

„Люди принимают терпимость за проявление слабости.
Мне представляется, что это не так.
Гнев имеет своим источником страх,
а вот страх возникает от слабости.
Таким образом, если вы сильны,
то в вас будет больше мужества.
И именно здесь возникает терпимость“
Далай-Лама

В толковом словаре „Политика“ (авторы Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др.) терпимость (толерантность) определяется как „готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной отрицательной реакции, даже если для вмешательства имеется возможность (или властные полномочия)“.

Словарь Ушакова (1935-1940): Свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь (религиозная терпимость; терпимость к чужим мнениям…). Интересно отметить, что автор словаря также относил сюда терпимость к врагам. Но в силу господствующей тогда идеологии это положение дано было в следующей редакции: „преступная терпимость к врагам“.

Но иак или иначе, видно, что одной из основ терпимости является терпение. Другим ее основанием является свобода.

Эрнест Радлов (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.): „Идея личности заключает в себе понятие свободы внутреннего мира, без коего личность немыслима; из идеи личности, как ее следствие, вытекает свобода совести и свобода слова; свобода преподавания есть лишь один из видов свободы слова. Объективной оценке подлежат действия, но отнюдь не мотивы, мнения и верования. Т. есть признак высокой культуры ума, результат борьбы и сомнений; она выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям“.

И терпение, и стремление к равной для всех свободе – это требующие решимости про´явления человеческого духа, в основе которого лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.

Михиал Мацковский отмечает, что толерантность является системой ценностей, к которым относятся, в частности, следующие:

Презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

Презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

ТЕРПИМОСТЬ КАК ЛЮБОВЬ

Любовь неотделима от терпимости,
которая и придает ей силу.
Марк Леви

Справедливость невозможна без чувства привязанности, без теплого отношения к своему ближнему. Поэтому и толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия любви к тем, кто подобен нам, а потому имеет (как и мы) свои собственные убеждения, интересы и устремления.

Ненависть к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне (неважно в каком её проявлении). Терпение же и терпимость показывают другим людям, что в них ма видим и уважаем такую же личность как и мы сами. „Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен и не знает доверия“, - заявляет Николай Рерих.

Легко поддаться гневу на другого, не похожего на нас. Для вспышки гнева и ненависти достаточно порой именно одной такой непохожести. Для этого не надо ни много ума, ни много сил, ни даже сколько-нибудь много мужества. Всё проишодит как бы автоматически: прорывается каскад эмоций, захлестывающих разум.

Если же мы выбираем для себя активно за основу принципы справедливости, то нам потребуется немало мужества, чтобы относиться к ближнему, как к самому себе, чтобы непредвзято относиться к его особенностям, чтобы терпеть его инакость, чтобы научиться смотреть на ситуацию и на мир глазами «другого».

Но после того, как мы совладали с собой, приняли другого со всем его своеобразием, тут-то у нас и появляются немалые силы, которые есть силы любви к ближнему, столь похожему на нас, и столь от нас отличному.

Истинная любовь всегда в той или иной мере взаимна – по меньшей мере в стремлении не делать другому того, что не хочешь пережить сам. А для этого не обойтись без снисходительности. Поэтому этот раздел мне хотелось бы закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева: „Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения. А кто может сказать, что он в снисхождении не нуждается?“

Педагогический совет «Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики», 10 января 2015 года

Порядок проведения педсовета

  1. Предварительная анкета. Приложение №1.
  2. Обобщение предварительных анкет. Приложение №2.
  • Толерантность как философское понятие

Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности. Приложение №3.

  1. Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности.

Правила толерантности для учителей. Приложение №4.

  1. Воспитание толерантности у учащихся - одна из педагогических задач.

Правила толерантности для учащихся. Приложение №5.

  1. Заключение: если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.

Цветок толерантности. Приложение №6.

«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»

Сообщение заместителя директора по воспитательной работе Гуткиной Л.Д.

  1. Толерантность как философское понятие.
  2. Толерантность как бытовое понятие.
  3. Толерантность как педагогическое понятие.
  1. Толерантность как философское понятие.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

  • В переводе с французского “tolerance” - это терпимость, в том числе, веротерпимость; это также допущение, льгота; в технике это допуск, в медицине - устойчивость, выносливость организма, допустимая для организма доза.
  • Терпимость по отношению к людям другой расы, другого вероисповедания, других политических взглядов, других социальных групп.
  • Уважительное отношение к иному мировоззрению (способностям, внешнему виду, нации, расе и так далее).
  • Толерантность - уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верования, отказ от сведения их к одной точке зрения.
  • Толерантность предполагает проявление уважения к любым взглядам, к чести и достоинству каждого народа и каждого человека. Важно уважительно, спокойно, взвешенно относится к инакомыслию, вообще к чужому мнению, оставаясь при своих убеждениях.
  • Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
  • Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Таким образом, толерантность является многоплановым понятием, в котором сконцентрировано множество смыслов, но все они объединены одним — желанием понимать и принимать что-то отличное от своего.

  1. Толерантность как бытовое понятие.

Терпимое отношение к поведению (а также внешнему виду и другим характеристикам человека), которое не отвечает собственным представлениям о «правильном» поведении, но при этом не нарушает общественного порядка, не угрожает безопасности окружающих.

  • Терпение, терпимость к поведению или мнению других людей, проявление сдержанности и беспристрастность в общении, соблюдение своего эмоционального самоконтроля.
  • Толерантность - это бережное отношение к окружающим, понимание, что люди могут быть любыми, принятие людей такими, какие они есть, внимательное отношение к людям, умение не задеть грубостью другого.
  • Толерантность - это, прежде всего, уважение мнения другого человека, это понимание причин того или иного поступка.
  • В более узком смысле терпимость, понимание чужого/иного мнения, умение выслушать и так далее.
  • Уважение и понимание чужих взглядов, мнений, традиций.
  • Это отсутствие мысли о том, что такое «толерантность».
  • Терпимое (спокойное) отношение к людям другой национальности, возраста, пола, веры и жизненных принципов. Толерантность не всегда необходима в жизни.
  • Толерантность - терпимость (по отношению к другим людям). Терпимость к их мнению, позиции, выбору.
  • Вся наша современная жизнь, включая работу - это проявление толерантности везде и во всем. Очень сложная ситуация всегда и везде.
  • Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
  • «Терпимость - это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр).
  1. Толерантность как педагогическое понятие.

Есть два вида толерантности: философская и педагогическая. Педагогическая толерантность - это умение никогда не показывать кому то, что Вы кого-то не любите или, что Вам что-то в ком-то не нравится.

Педагогическая толерантность - одно из профессионально важных качеств личности учителя, означает умение принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему, выражается в открытом и доверительном общении с учениками и коллегами.

Высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности способствует повышению эффективности педагогической деятельности учителя и является профессионально важным качеством. Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает также благоприятный климат в педагогическом коллективе.

  • Толерантность имеет пики, зависящие от возраста человека. У учителя четко существует два пика. С возрастом терпимости становится больше. Некоторые учителя говорили о том, что чувствуют это по своему жизненному опыту.
  • Толерантность не должна проявляться педагогом ситуативно, а должна составлять рабочий фон.
  • Педагогическая толерантность - это необходимая составляющая работы любого педагога, которая способствует формированию гармонично развитой личности не только ребенка, но и самого учителя.
  • Проявление терпимости в нашей профессиональной жизни иногда (довольно часто) находится в конфликте с задачами воспитания и образования.
  • Гуманная (человечная) педагогика не всегда на пользу одному ребенку и даже всему классному коллективу: если Ученик N с тройкой, то все другие…???
  • В моем понимании, это терпение, терпимость, ассоциируется с личностью. Принятие, доверие.
  • Педагогическая деятельность тесно связана с этим понятием. Преподавание химии в гуманитарных классах - одна сплошная толерантность. Иногда важнее не знание химии, а поддержка ребенка, некоторый воспитательный момент.
  • Спокойное отношение к проявлению «иного» во всем: от идейной ориентации до внешнего вида. Умение признавать, что иное отношение к миру - не обязательно дурное. Естественно, включает уважение к национальным традициям и обычаям, но исключает национализм.
  • Отсутствие неприязни к людям, отличающимся от меня по статусу (национальность, социальное положение), религии, взглядам, манерам. Именно к людям, а не к их поступкам.
  • С одной стороны, это умение принять человека таким, как он есть. С другой, если речь идет о негативных качествах ребенка, найти такт, способы для исправления ситуации.
  • Буквальный перевод с латинского - терпение. В современном русском языке: терпимость, снисходительность. Уместно употреблять в общественно-политической лексике в значении «желание понять человека, принимая его взгляды».
  • Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям. Умение учитывать мнение другого, уважительно относиться к иной точке зрения, умение решать проблемы, не ущемляя интересы других людей.
  • Умение понять и принять иной, отличный от собственного, взгляд на самые разные стороны жизни. Интересный вопрос - всегда ли толерантное отношение ведет к лучшему?
  • Это доброта и терпимость, терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать. Не допускать менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности, быть готовым всегда понять и помочь.
  • Толерантность - способность принимать без осуждения людей, события, жизнь. Толерантность по отношению к людям - способность быть внимательным и терпимым.
  • Толерантность - это терпение и терпимость. Но не безразличие и равнодушие. Педагогика не позволяет ломать человека, но требует наших действий по корректировке личности.
  • Толерантность - это умение мириться с кем-то, вызывающим у тебя отторжение (мнение, манера поведения), но при этом вполне допустимым с точки зрения педагогических целей.

В Приложении № 3 показаны черты толерантной и интолерантной личности. Посмотрите внимательно на табличку и попробуйте сопоставить ее со своей педагогической деятельностью.

Качества

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого себя.

Относится к себе критически, сами старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

2.Защищенность.

3.Ответственность.

4. Потребность в определении.

5.Эмпатия

Интолерантная личность имееет ограниченные Способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора

Думается, что теперь Вам будут более близки слова Н. Бердяева «Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».

Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности

I . Проявление толерантности при решении национального вопроса.

Учитель становится свидетелем ссоры в классе. В ходе ссоры звучат оскорбления националистического характера. Как следует поступить учителю?

  1. . Проявление толерантности к внешнему виду, манерам учащихся.
  1. Часто приходится сталкиваться с такими проявлениями нетолерантности как критические замечания некоторых учителей по поводу «неподобающего» стиля одежды или поведения (слишком свободного - громкий смех, школьники, которые обнимаются в коридоре). Прав ли учитель, выражая свое отношение к происходящему вслух и публично?
  2. Девушки приходят в школу в брюках с сильно заниженной талией. Некоторых учителей это раздражает настолько, что они позволяют себе сделать замечание. Казалось бы, такое право есть лишь у близкой подруги. А как Вы думаете, нужно ли в этом случае сделать замечание?
  3. Учитель, услышав грязную, нецензурную речь из уст девочки, отказывается вести урок, уходит из класса. Правильно ли он поступил? Возможно ли здесь проявление толерантности?
  4. Как, по-вашему, можно ли заставляя ученика быть другим при этом проявлять педагогическую толерантность?
  1. . Проявление толерантности к детям, отличающимся от других.
  1. Дети (особенно младшие) бывают особенно нетерпимы по отношению к другому, если тот не такой, как все. Практически в каждом классе (5,6,7, иногда 8) встречаются проявления нетерпимости к особенностям какого-то ученика. Как Вы поступаете, если у Вас в классе есть случаи нетерпимого отношения к другому, отличающемуся от остальных ребят?
  2. В сильном классе присутствует слабый ребенок с неуравновешенной психикой. Как найти его таланты и раскрыть возможности, чтобы с их помощью создать комфортные условия для обучения ученика.
  3. В одном из 5-х классов учатся два мальчика очень особенные, проблемные, конфликтные. Большинство детей не принимает их, задевает, хотя некоторые дети проявляют толерантность, они очень мягко и тактично стараются (хотя это трудно дается) не обижать этих ребят. Какова должна быть позиция учителя?
  4. Часто бывает ситуация, когда быстро соображающие дети не дают возможности найти ответ детям, которым нужно немного больше времени, чтобы подумать. Является ли это проявлением нетолерантности учащихся? Какова должна быть позиция учителя?
  5. 5 класс. Ученик на инвалидной коляске. Как обучить детей помогать, не демонстрируя превосходство?
  6. В школе учится психически больной мальчик. О его болезни знают давно, но никто ни разу его не обидел, не высмеял. Считаете ли Вы это проявление толерантности результатом работы всего коллектива гимназии?
  1. . Проявление толерантности по отношению к инакомыслящим.
  1. Предвыборная пора. Не совпали политические предпочтения учителя и ученика. Учитель проявляет бестактность, убеждая ученика в том, что его (ученика) родители не правы. Необходимо ли для решения данного конфликта проявление толерантности?
  2. На уроке создается ситуация высказывания разных мировоззренческих позиций (религиозных и материалистических). Приведите пример из своей практики, когда у Вас возникала подобная ситуация.
  3. В старшем классе ученик - шовинист, с «активной жизненной позицией». Как самому правильно реагировать на его высказывания, не теряя самообладания, и как уберечь от его влияния коллектив класса?
  4. Ученик написал сочинение на свободную тему, в котором убедительно и последовательно изложил точку зрения, которую учитель считает аморальной (например: «только неудачники делают низкооплачиваемую работу» или «здоровое общество не должно заниматься социальной поддержкой «слабых» и тому подобное). Как оценить такое сочинение и обосновать свою оценку?
  5. Самая обычная ситуация - высказывание учащимся обоснованной точки зрения, не совпадающей с точкой зрения учителя. Как, по-вашему, необходимо поступить в данной ситуации? Нужно ли здесь проявление толерантности?

Пример из жизни. Когда я был учеником 7 класса, к нам на практику пришли студенты пединститута. Я горячо доказывал, что Маяковский - плохой поэт, и студентка (хотя и не была со мной согласна), поставила «пять». С тех пор я изменил точку зрения на Маяковского, а студентку вспоминаю с нежностью.

  1. Ученица на протяжении всего Великого Поста отсутствует в школе по субботам. Мама объясняет пропуски необходимостью присутствия в храме. Как быть классному руководителю?
  2. . Проявление толерантности при организации дел, репетиций.
  1. Постановка спектакля. Канун. Невыученный текст. Учитель раздражен, кричит. Наверное, неважно, если постановка провалится. Понимание того, что главное - процесс, а не результат, должно снять напряжение. Важны отношения, потенциал этих отношений. Надо ли быть терпимым?
  2. При подготовке к капустнику дети из разных классов вынуждены проявлять толерантность по отношению к традициям, укладу жизни, способу самовыражения детей из другого класса. В противном случае результат не может быть достигнут. Выступление не получится, если нет взаимопонимания и поддержки, которые не могут сложиться при отсутствии толерантности. Как проявить толерантность, чтобы помочь участникам обрести взаимопонимание и научить поддерживать друг друга?
    1. . Проявление толерантности при привлечении учащихся к делам.
  1. Надо ли самых сложных ребят брать с собой в театры и поездки, показывая им свое доверие, несмотря на некоторые сложные моменты в поведении? Как Вы поступаете в подобных случаях?
  2. Ребенок категорически отказывается участвовать во внеурочных делах (экскурсиях, выездах, посещениях театров). Как выяснить у него причины, оставаясь толерантным?
    1. . Проявление толерантности при оценке знаний.
  1. «Натягивание» удовлетворительной оценки, по-вашему, есть педагогическая толерантность или отсутствие педагогической принципиальности.

Естествознание в гуманитарном классе - проявление толерантности и ангельского терпения; подвижничество. Важенин А.А.

Толерантность по отношению к гуманитарию, несильному (мягко говоря) в точных, математических науках, при оценивании не способностей, а трудолюбия и роста ребенка над собой. Терещенко Е.В.

  1. Ученик, считающий, что оценка за сочинение занижена, задает учителю вопрос, почему такая оценка. Учитель раздраженно отвечает: «Ты сам знаешь» и не вступает в дальнейшие объяснения с учеником. Прав ли учитель?
  2. Ученик 11-го класса приходит с несделанным домашним заданием и говорит, что у него нет времени. Как поступить? Можно ли проявлять толерантность в случае невыполненного домашнего задания? Нужно ли оценивать причины невыполнения, дать возможность сделать и принести его.
  3. . Опасности, возникающие при проявлении толерантности.

Когда и в каких ситуациях толерантное отношение может быть опасным?

К сожалению, иногда (пусть и не очень часто), приходится наблюдать ситуации, когда учитель в силу своего положения, давит на учеников, навязывает им свое мнение в недопустимо резкой форме.

В Приложении № 4 даются правила для учителя, которые помогут ему быть более толерантным в той или иной педагогической ситуации.

Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;

Иными словами толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между людьми разных национальностей, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Воспитание толерантности у учащихся - одна из педагогических задач.

«Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой же жизни каждого человека - взрослого и ребёнка - должна стать толерантность»

Формирование культуры толерантности - одна из задач воспитания. Существуют диагностики уровня сформированности толерантности у учащихся. Существуют специальные упражнения на тему, как проявлять толерантность. Однако, в целом, это тема другого специального педсовета. Мы не будем сегодня говорить об этом. Хотелось бы только заметить следующее. Человек на протяжении всей жизни учится быть терпимым к другим людям, уважать и принимать других такими, каковы они есть. И очень важно, чтобы в юношеском периоде человек понимал, что от уровня толерантного сознания и поведения зависит не только жизненный успех, карьера, но и подчас сама жизнь.

В Приложении № 5 к материалам педсовета мы предлагаем вам Памятку по развитию толерантности у ученика. Может быть, она пригодится вам при беседах с учащимися на эту тему.

Памятка по развитию толерантности у ученика.

1) Уважай собеседника.

4) Ищи лучшие аргументы.

2. Научись прощать.

4. Уважай пожилых людей.

5. Умей слышать и слушать.

9. Будь милосердным.

Закончим же эту часть разговора словами « Высшим результатом образования является терпимость» (Хелен Келлер, американская писательница ХХ в., слепоглухая).

Заключение :

Если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.

  • Учитель без толерантности по отношению к детям не может и не имеет права работать с ними.

Приложение № 6. Цветок толерантности

Приложение №1

«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»

  1. Ваше представление о толерантности (не более 3-4 строк). _________________________________________________________________________
  2. Приведите один-единственный пример проявления толерантности или, наоборот, не проявления толерантности, с которым вы столкнулись в Вашей педагогической практике. ________________ _____________________________________________
  3. Предложите любую педагогическую ситуацию, в которой, с Вашей точки зрения, необходимо было бы проявить толерантность как следствие гуманной педагогики. Самые интересные педагогические ситуации будут предложены во время деловой игры на педсовете. ______________________________________________________________

Спасибо за ответы.

С уважением, Л.Д.

Приложение № 3

Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности.

Качества

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого себя.

Относится к себе критически, сам старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Замечает у себя только достоинства, обвиняют других.

2.Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3.Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5.Эмпатия

Способность к сопереживанию, готовность оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

Интолерантная личность имеет ограниченные способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

  1. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Вывод: толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательно относится к другим культурам, взглядам и традициям.

Постоянно стремитесь совершенствовать черты толерантности своей личности и формируйте толерантность у своих воспитанников. Роль учителя при этом очень высока.

Приложение № 4

Правила толерантности для учителей.

  • Принимайте особенности равного, просвещайте недостойного, учитесь у лучшего.
  • Никогда не сравнивайте детей друг с другом. Оценивайте знания, поступки, но не самих детей, не делите их на умных и глупых, хороших и плохих.
  • Постоянно стремитесь вселять в учеников оптимизм, веру в свои силы, поддерживайте учеников своим искренним участием в их судьбе, помогайте детям выстраивать доверительные отношения в семье.
  • Старайтесь на уроке признать свою ошибку и правоту ученика.

Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Результатом педагогической деятельности учителя должна стать личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Приложение №5

Памятка по развитию толерантности ученика.

Пути преодоления конфликтов между людьми:

1) Уважай собеседника.

2) Старайся понять то, о чем говорят другие.

3) Отстаивай свое мнение тактично.

4) Ищи лучшие аргументы.

5) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6) Стремись учитывать интересы других.

Правила толерантного общения:

1. Научись понимать другого человека.

2. Научись прощать.

3. Будь терпимым к чужому мнению.

4. Уважай пожилых людей.

5. Умей слышать и слушать.

6. Умей дать совет, выслушать совет другого человека.

7. Прислушивайся к мнению старших.

9. Будь милосердным.

10. Принимай людей такими, какие они есть.

11. Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

12. Уважай права другого человека.

13. Сотрудничай с родителями, гордись ими.

И тогда твоя жизнь изменится к лучшему!

Приложение № 6. Цветок толерантности

Из love journal: Устала я от этого слова толерантность, однако хочу проявить терпение, быть терпимой к нему и даже проявить терпеливость к подруге, которая двадцать раз повторила мне это слово 16 ноября в Международный день толерантности.

Сценка в троллейбусе: На передних местах сидят две молодые женщины (не европейского облика), входит пожилой человек в костылем, свободных мест нет. Одна женщина указывает двум молодухам на объявление о принадлежности передних мест пожилым и инвалидам и требует освободить место. Те не соглашаются и при этом грубят. На следующей остановке вся троица покидает троллейбус. Оставшиеся счастливо вздыхают и удовлетворенно молчат. В головах проносится (потом признались): «Как хорошо, что нам удалось сохранить терпение и промолчать. Легко мог создаться конфликт, даже национальный».

Кто же ответственен за нашу терпимость друг к другу, за способность, сдержав себя, выслушать другого.

Ответ, лежащий на поверхности, - семья, традиции, переданные бабушкой. Никто с этим не спорит, однако вне стен дома, а иногда и в доме, неспокойно, неблагополучно, нетолерантно.

Большой город – сгусток проблем

Урбанизация несет в себе и положительное, и отрицательное. Города вбирают и сельское население, и множество мигрантов из разных стран. Соединяются для «общежития» люди разных культур, обычаев, верований. Этот общемировой процесс делает города местами напряженности.

Многие считают, что проблема лежит в глубине сознания каждого из нас. Но, возможно, большинство людей по-прежнему кивают на государство. Свое решение этой проблемы берет на себя и власть. В Петербурге принята программа «Толерантность». Среди множества направлений программа выделяет первое место общих встреч «разных» людей – школу, откуда и начинается долгий путь к взаимопониманию.

В четвертый раз в Петербурге по программе «Толерантность» проводится школьный фестиваль «Культурной столице – культуру мира». Его организаторы поставили цель – «активизировать гражданскую позицию подрастающего поколения: дать знания и пробудить желание создать свои проекты».

В первом фестивале было 5 тысяч участников, в нынешнем – 90. Организаторы его говорят, что «это не просто фестиваль, а долгая кропотливая работа». Действительно, уже почти 200 дней ребята из всех районов города знакомятся с разными культурами, соревнуются, готовят программы для итогового конкурса под названием «Время действия». Ребята из 18 команд – победителей считают: «Пора действовать, хватит говорить». Каков же результат? Опытные участники прошлого фестиваля говорят: «Фестиваль – это действие, обучение, праздник. Отношения, заложенные в ходе общих дел, остаются!»

Например, плакаты, посвященные толерантности, созданные школьниками в прошлом году, станут появляться в общественных местах. В 2009 году победил плакат школы № 129 «Не рвите мир на части!»

Карине Хачатурова, координатор проекта от школы говорит: «Толерантность – это терпеливость, выросшая из взаимопонимания. Учителя предоставили свободу творчества ребятам, сделать самим, и они победили».

На вопрос – Что дало вам участие в конкурсе, от группы победителей ответили Кристина и Жанна. Кристина: «Ценность в том, что это всегда работа в команде. Выявляется каждый. Мы научились ценить достоинства и недостатки друг друга не по национальности, а по личным качествам. Толерантность – путь познания другого человека». Жанна: «Открывая другого – обогащаешься сам. Стараюсь меняться, замечать, не за другими, а за собой. Впервые по-настоящему задумались, как важна толерантность обществу».

Пенталог (в отличие от диалога, разговор пяти собеседников) за диалог. В Петербурге существует не менее 30 конфессий и много приверженцев новых духовных учений. Поэтому важно узнать мнение религиозных служителей, призванных поддерживать в человеке терпимость. В агентстве "Интерфакс Северо-Запад" на круглый стол: «Роль религиозных конфессий Петербурга в воспитании толерантности» собрались представители ведущих конфессий.

В Петербурге с его основания проживают представители разных национальностей, культур и религий.

Профессор Духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов напомнил, что «богоборческий интернационализм подверг гонениям представителей всех религий. И теперь, когда есть свобода вероисповедания, нужно сделать так, чтобы конфликты между конфессиями не имели места».

Председатель Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг полагает, что если «у людей естественные расхождения, но необходимо сосуществовать. Для этого раскрыть сердце, душу, ворота». Он сказал: «Бог поручил человеку особую миссию – диалог с ним. Этот диалог следует продолжить».

Ректор Теологической семинарии Антон Тихомиров отметил: «В обществе до сих пор присутствуют почти первобытные страхи и сомнения. Выход – диалог. Толерантность – это взаимоуважение и Любовь».

Представители всех религиозных учений сошлись во мнении, что главное оружие в борьбе с религиозной нетерпимостью – это знание друг о друге, которое ведет к взаимопониманию. «Нужно создавать больше программ, рассказывающих о культуре народов, населяющих наш город, страну, - считает настоятель дацана «Гунгзэчоймэй Гуда Бадмаев. - Разделяет неосведомленность. Противоядие ему – просвещение».

Декан римско-католической епархии Иакинф Дестивель настаивает: «Толерантность – светский термин. Нужен диалог. Диалог разных культур, верований, мировоззрений. Петербург – лаборатория для диалога».На вопрос о роли нетрадиционных верований, Г. Митрофанов отвечает, что нетрадиционные верования не страшны. Знание основ любой традиции несет уважение к людям. Подавление же иных, иноверцев – безнравственно. Особенно, он подчеркнул роль семьи, воспитывающей в добрых семейных традициях.

Терпимость в древнем Китае

Взаимная терпимость обеспечивает гармоничные отношения между людьми. Понятие толерантности пришло из далеких времен. Один из источников ведет нас к древней китайской культуре. Умение терпеть и соизмерять свои действия с другими людьми рассматривались с древних времен китайской культурой как традиционные добродетели. Это основы таких восточных учений как конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство проповедует внутреннюю чистоту, даосизм настаивает на поддержании добрых чувств, а буддизм говорит о сострадании. Внутреннее содержание всех трех учений содержит понятие толерантности.

«Отойдя на два шага, открываешь обширность океана и бесконечность неба. Проявляя толерантность, добьешься полного совершенства».

В «Беседах и суждениях» (Лунь Юй) Конфуций сказал одному из своих учеников: «Легко сломать зубы, потому что они твердые. Язык хорошо защищен, так как он гибок. Мягкость, безусловно, победит жесткость, а слабость также может победить силу. Важнейшее свойство, которое требуется проявлять во всем, - это терпеливость, оно самое лучшее».

В буддийских писаниях рассказывается. Один человек славил Будду Сиддхарту, называя его человеком счастливым и очень добродетельным. Некто, услышав это, впал в сильный гнев и сказал: «Он потерял мать, когда ему исполнилось всего семь дней. Как можно говорить, что он человек, которому везет и, почему это он так добродетелен?» Хваливший Будду ответил: «Когда его били, он не впадал в гнев, когда его ругали, он не отвечал грубостью. Как же можно говорить, что нельзя его считать человеком счастливым и очень добродетельным?» Этот гневливый человек был покорен.

Лао-цзы, основатель даосизма, говорил: «Тот, кто живет в согласии с принципами Небес, не борется с другими, а побеждает естественно. Без лишних слов он прекрасно справляется с любым делом».

Император Шен Ван наставлял чиновников: «Только став поистине терпеливым, можно приступить к выполнению своих дел, а прощая, можно достичь всепобеждающей добродетели».

Китайский иероглиф «толерантность» означает также терпение, выносливость, выдержка, так как, чтобы быть толерантным, надо быть терпеливым и в спокойствии души выносить испытания.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Наконец добралась до очередной статьи. Итак, сегодня мы говорим о терпимости.

Терпимость. Смирись с несовершенством других.

Те, кто стоят и ждут, тоже служат…

Джон Мильтон

Мы на Западе не привыкли к терпимости. Когда руководитель дает нам задание, мы обычно спрашиваем: «К какому сроку нужно сделать работу?». Ответ всегда одинаков: «Всё нужно было сделать еще вчера. Смысл его совершенно ясен - не следует тратить время попусту. Нужно сделать всё и сделать быстро. Очень часто мы проявляем нетерпение в отношении техники, машин и имущества (включение компьютера, езда на автомобиле, покупка новой одежды).

В личной жизни мы постоянно ожидаем мгновенного вознаграждения. Терпимость является одной из семи основных черт характера любящего человека. Только сознательное решение любить позволит нам сделать наш мир более терпимым.



Терпимость - это умение позволит человеку быть несовершенным.

В разных отношениях терпимость проявляется по-разному. Но проявление терпимости в одной сфере нашей жизни помогает нам быть терпимыми в других .

Рассмотрим два ключевых фактора, способствующих обретению терпимости и успешному ее применению в повседневной жизни.

СЛОВА НАДЕЖДЫ.

Терпимость проявляется в том, что окружающих мы воспринимаем также, как хотели бы быть воспринимаемы сами. Люди - не машины, от которых вполне естественно ожидать совершенных результатов работы. В горячке повседневных взаимоотношений мы забываем о том, что все люди обладают разными эмоциями, желаниями, идеями и восприятием реальности. Каждый человек способен делать выбор. Быть терпимым - значит любить человека даже тогда, когда ты не согласен с его выбором.

Не всем близки наши приоритеты. Мы должны понять, что в любых отношениях всегда присутствует человеческий фактор. Этот фактор нужно учитывать, когда мы предъявляем какие-то требования к другим людям. В противном случае мы останемся людьми нетерпимыми и станем проявлять свою нетерпимость таким образом, который никак не способствует укреплению отношений между людьми.

Все мы постоянно меняемся - порой к лучшему, иногда к худшему. Если осознать этот процесс, то можно стать более терпимым к родственникам, коллегам и друзьям, даже если в данный момент они поступают не так, как нам хотелось бы. Если мы будем уважать их выбор, то с большей вероятностью сможем оказать на них положительное влияние. Мы не должны контролировать других людей. Можно лишь влиять друг на друга. Терпимость создает атмосферу, в которой позитивное влияние возможно.

ОСОЗНАЙ СИЛУ ТЕРПИМОСТИ

Подобно любой другой черте характера любящего человека, терпимость меняет людей. Вспомните басню Эзопа «Северный ветер и солнце». Эту древнюю басню вполне можно отнести к человеческим отношениям. Резкие, жестокие слова только портят связь с другими людьми и подталкивают нас к совершению не подобающих любящему человеку поступков.

Проявляя нетерпимость, выходя из себя и высказывая несправедливые обвинения в адрес своей жены Кэролайн, я становлюсь ей врагом, а не другом. Реакция Кэролайн совершенно естественна: она или борется с врагом, или бежит от него. В результате нашей ссоры никто не выигрывает, оба страдают из-за того, что отдаляются друг от друга - совершенно не те отношения, которые должны существовать между супругами. В любом случае мы теряем потенциал позитивного взаимовлияния. А вот когда я проявляю терпимость, сдерживаюсь и выражаю свое беспокойство ровно, мирно, как подобает любящему супругу, мне удается сохранить наши отношения добрыми и оказать позитивное влияние на жену.

Конечно, гораздо проще проявлять терпимость к тем, кто терпим по отношению к нам. Но, уклоняясь от общения с нетерпимым человеком, мы теряем возможность осознать силу терпимости. В сложных ситуациях мы понимаем, что терпимость способна изменить человека, но для этого нужно любить его по-настоящему.

Когда кто-то ведет себя с вами нетерпимо, используйте эту возможность, чтобы проявить терпимость.

ТЕРПИМОСТЬ В ДЕЙСТВИИ

Терпимость - это вовсе не бездействие. Я знал людей, которые с каменными лицами могли выслушивать крики и оскорбления, а потом, не сказав ни слова, встать и выйти из комнаты. Это не терпение, а обычное бездействие. Это эгоцентризм. Человек с каменным лицом не хочет войти в положение собеседника.

Терпимость - это внимание и забота о другом человеке. Это готовность сочувственно выслушать, понять, что происходит в душе собеседника. Такой процесс требует времени и сам по себе является проявлением любви. Терпимость - это умение сохранять спокойствие, когда человек говорит тебе неприятные вещи. Терпимость говорит: «Я внимателен к тебе, что бы ты ни говорил и что бы ты ни делал. Я останусь и выслушаю вместо того, чтобы уйти и бросить тебя».

Терпимость - это готовность принять холодное отношение или чрезмерно эмоциональную реакцию другого человека ради того, чтобы выяснить реальную причину его недовольства. Терпимость - это умение продолжать слушать даже тогда, когда слова собеседника ранят или обижают тебя. Нужно показать, что ты понимаешь чувства собеседника и внимательно слушаешь.

Когда человек злится, выслушайте его внимательно. Только тогда вы сможете понять причины его раздражения.

Все мы попадали в ситуации, когда мы сами или кто-то другой создавал невероятную напряженность, проявляя нетерпимость и не умея контролировать собственную речь. Гнев сам по себе имеет право на существование. Время о времени мы злимся по одной просто причине: никто из нас не совершенен! Человеку свойственны чувства боли, гнева, разочарования и подавленности. В этих эмоциях нет ничего плохого. Самое главное то, как мы на них реагируем. Наши жесткие, грубые, резкие слова лишь ухудшают ситуацию. Когда же мы проявляем терпимость, то получаем время на то, чтобы разобраться в собственных чувствах.

Терпимость - это вовсе не обязанность во всём «соглашаться» с собеседником, чтобы избежать ссоры. Терпимость - это умение вести диалог, который позволит понять мысли, чувства и поведение другого человека. Возможно, это поведение нам не нравится. Но, разобравшись, что происходит в душе и разуме собеседника, мы сможем реагировать на его поступки более конструктивно. Научившись выслушивать прежде, чем говорить, мы найдем нужные, целительные слова.

Бывают ситуации, когда вам кажется, что ваш гнев вполне обоснован. Но даже в этом случае у вас остается выбор. Если проявить нетерпимость, то легко обрушиться на человека с обвинениями. Но он наверняка начнет отругиваться, вы поссоритесь и испортите себе вечер. А если выразить свой гнев иначе, честно сказав о своих чувствах, но при этом терпимо отнестись к несовершенству другого и суметь найти позитивные слова, то это спасет ситуацию.

Жесткие слова всегда создают напряженность. Терпимость призывает нас всегда руководствоваться любовью.

Во многих отношениях мы ценим время даже больше, чем деньги. Идея терпимости идет вразрез с заполненным до предела рабочим графиком. Что если терпимость превратиться в лень или приведет к срыву сроков? У нас с трудом хватает времени на все дела, а что произойдет, если взаимодействие с людьми станет протекать медленнее, чем сейчас? Но «терпение» не означает «медлительность» или «неэффекивность». Как же совместить терпимость и необходимость выполнить работу в срок?

Эмоции, конфликты и человеческие потребности редко бывают организованы, и ожидать этого не следует. Но очень важно научиться обрабатывать их позитивным образом. Проявляя терпимость мы подчеркиваем, что человеческие отношения гораздо важнее расписаний и графиков. Удивительно то, что стоит поставить отношения во главу угла дома и на работе, как производительность и качество труда резко возрастают.

В отношениях с людьми никогда нельзя торопиться. Это не означает, что мы должны откладывать срочную работу ради того, чтобы поговорить. Просто мы осознанно должны в своих поступках и словах ставить людей выше результатов. Успех - это не только достижения, но и отношения. Каждый раз, проявляя терпимость в отношениях с человеком, не поддаваясь гневу или раздражению, мы лучше понимаем ценность нашего собеседника.

Терпимость - самый мудрый и эффективный выбор, какой только можно сделать.

Любя сознательно, мы осознаем ненужность спешки и можем притормозить. В такие моменты мы вспоминаем о дорогих для нас человеческих отношениях. Вложения в человеческие отношения в перспективе принесут успех не только нашему супругу, коллеге, ребенку, но и нам.

Воспитывая в себе терпимость, мы повышаем свои шансы на успех и достижения. Приняв решение любить мир и людей по-настоящему, мы можем сосредоточиться на самом важном на данный момент, а в случае необходимости терпеливо ждать.

БУДЬ ТЕРПЕЛИВЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ

Учась быть терпеливыми по отношению к окружающим, мы не должны забывать о терпении по отношению к самим себе. Мы тоже меняемся, даже если речь идет всего лишь о выработке привычки терпимости. Большинство из нас постоянно испытывает стресс, а в подобных условиях мы как никогда склонны к нетерпимости. Мы становимся перфекционистами: хотим всё делать правильно и вовремя. А испытывая неудачу, злимся и начинаем мысленно себя ругать: «Не могу поверить, что я сделал! Как я мог быть таким идиотом? Почему я не потратил на это больше времени? Я был так глуп». Подобный внутренний монолог не способствует нашему развитию. Напротив, он лишает нас веры в собственные силы.

Если мы хотим по-настоящему любить других людей, то должны быть терпимы по отношению к себе.

Если мы нетерпеливы по отношению к окружающим, то, скорее всего, нетерпимы и по отношению к самим себе. Мы предъявляем другим людям такие же высокие требования, как и себе. Очень часто эти требования абсолютно нереалистичны.

Что же делать в такой ситуации? Не думайте, что нужно обязательно снизить критерии самооценки. Нужно просто скоординировать процесс своего развития. Если вы не удовлетворены своей работой, постарайтесь найти в ней хорошие стороны и спросите себя: «Чему я могу научиться из эого опыта?» Проявляя терпимость, мы проявляем уважение к самим себе и к окружающим. Мы понимаем, что каждая неудача может быть шагом на пути к успеху.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТЕРПИМОСТИ

Будучи эгоцентричными созданиями, люди обычно говорят и делают то, что кажется наилучшим именно для них. Инстинкт самосохранения заставляет нас мгновенно реагировать на человека, который причиняет нам боль. Но каждый раз, проявляя нетерпимость в отношениях с окружающими, мы лишаем себя возможности проявит любовь.

Терпимость отличает оставленное нами доброе наследие от наследия дурного.

Очень часто путь к терпению начинается с признания прошлых неудач. Я обнаружил, что, когда я извиняюсь перед окружающими за свою нетерпимость, они всегда готовы простить меня.

Разобравшись с грузом прошлого, мы можем разрушить прошлые стандарты нетерпимости и заменить их стандартами терпимости и любви. Единственный способ избавиться от прежних стандартов - это выявить их. Спросите себя: «Как я чаще всего реагирую, когда рассержен или разочарован кем-либо?»

Библия дает два хороших совета:

«Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору» (Прит.30:32,33)

Найди способ избавиться от прежних стандартов, сформированных годами . Осознав, что говоришь нечто такое, чего не следовало бы, остановись. Это можно делать даже буквально, прикрывая рот рукой в подобных ситуациях. Некоторые люди считают до ста, другие совершают долгую прогулку, прежде чем отреагировать на ситуацию, или просто на несколько минут выходят из комнаты.

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит.15:1)

Замени негативное поведение позитивным . Даже в раздраженном состоянии нужно говорить тихо и спокойно. Спокойная речь не пробуждает гнева в собеседнике. Тихий голос заставляет людей прислушиваться.

Следующий шаг - это осознание, что нетерпимость не способствует изменению ситуации , причем она не только тщетна, но и разрушительна.

Последний шаг к обретению терпимости - это умение сконцентрироваться на решении , а не на проблеме. Терпимость сосредотачивается на проблеме, а не на человеке, т.е. на решении проблем, а не на конфликте с самим человеком.

Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды каждый день, в который он не потеряет терпение. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: “Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…

Способность к терпимости служит основой любого продвижения вперед, будь то прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост. Терпимость — это механизм сдерживания агрессии к раздражителям жизни, позволяющий людям быть такими, какие они есть. Почему справедлив данный тезис? На Земле рядом с нами проживает уже семь миллиардов человек, и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать. Кто-то испытывает счастье, занимаясь наукой или искусством, кто-то наслаждается неповторимым вкусом счастья от процесса воспитания детей, а кого-то «колбасит» от алкоголя, наркотиков и разврата. Каждый имеет право на свой вкус счастья и на определенную свободу выбора. Родителям следует поклеить обои в детской комнате с надписью: «Ты можешь быть другим».

Мы имеем право быть самими собой, а другие другими. На этом принципе и основана терпимость. Если мы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаем мнения, которые не соответствуют нашим убеждениям, значит, в нас хорошо проявлена терпимость как качество личности. А если мы еще с интересом и желанием понять воспринимаем чуждые нам взгляды, значит, мы явно дружим с терпимостью.

Любой человек колеблется между терпимостью и нетерпимостью. Терпимость – это нетерпимость с противоположным знаком. Проявляя терпимость, мы занимаем место в зрительном зале и наблюдаем за спектаклем под названием «Жизнь». Мы не придаем избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле и поэтому не создаем избыточный энергетический потенциал, вызывающий равновесные силы для воспитательных уроков. Избыточный потенциал появляется, когда мы пытаемся реализовать свое внутреннее намерение – поднять свою важность. Расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, мы пытаемся пробиться к месту под солнцем. Чужие убеждения и верования – растоптать и сжечь. Никакого нейтралитета и снисходительности к недостаткам других. На дыбу их! Только мы правы, а остальные люди – это ходячие энциклопедии заблуждений и предрассудков.

Если мы терпимы, нам чуждо такое поведение. Мы понимаем, что у нас нет монопольного права на обладание истиной. Человек – это винегрет их стереотипов, убеждений, верований, предрассудков, заблуждений и внушенных психологических установок. Повариха – жизнь сдобрила блюдо предубеждениями и приметами, и получилось то, что кричит: «Это мои убеждения! Они истинны». Пройдет какое-то время, и большинство из нас поймет, что сегодняшние убеждения – это всего лишь – вовремя необнаруженные заблуждения. Открытый и пытливый ум допускает, что его убеждения и установки в силу своей субъективности не могут быть истинными. Наша картинка мира – это всего лишь одна из нескольких миллиардов моделей мироустройства. Нам она нравится. С ней мы себя уютно чувствуем. Но вот по улице идет бабушка. Ей не менее восьмидесяти лет. У нее свое видение мира. С ним она дожила до таких преклонных лет. Значит, ее модель мира жизнеспособна, а вот нашему миропониманию еще нужно подтвердить способность к выживанию.

Терпимость к людям – это следствие нашей покладистости, миролюбия и понимания жизни. Терпимость – это интеграция в человечество. Как можно интегрироваться в человечество, если мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри нас. Терпимость – это средство единения помимо убеждений. В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Камень преткновения для терпимости, ее антипод – невежество. То, что мы не знаем, для нас не существует. Если мы не знаем оперу, она для нас пустой звук. Увлеченный рассказ о прослушанной опере вызовет у нас зевоту. Если нам не свойственно проявлять терпимость к чужим увлечениям, мы поспешим удрать от непонятной темы разговора.

Проявлять терпимость – это не синоним подражания, бездумной поддержки чужого мнения и не призыв вседозволенности. Терпимость не терпит нетерпимости. В противном случае это говорило бы о неуверенности в себе, лицемерии и слабохарактерности. Мы просто принимаем другого человека таким, каков он есть и не пытаемся его менять. Если мы любим себя, значит, принимаем со всеми достоинствами и недостатками. В той мере, в какой мы принимаем себя, в такой же мере мы терпимо относимся к другим людям. «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, — писал Ф. Ницше, — мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, — что, по сути, является самым непонятным достижением человека». Терпимость – это не синоним безразличия. Проявив терпимость, мы невольно обнажаем для окружающих свою широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много великодушия. Иными словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и доброты. Терпимость – это вексель другому человеку на право заблуждаться.

Понятие терпимости чем-то с родни тактичности. Если в тактичности определяющее значение имеет не обидеть другого человека, то качественная суть терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания. Высший пилотаж терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства. К таким людям относился русский писатель Максим Горький. Он в каждом человеке искал человека. Если не обнаруживал, поражался и снова упорно искал. Обнаружить залежи человека было для него истинным удовольствием. Человеческая руда для него была дороже золотой руды. Всю свою жизнь Горький был человекоискателем. Обнаружив в человеке достоинства, он акцентировал на них взгляд самого человека, пока тот с полным правом мог сказать словами Сатина: «Человек – это звучит гордо!»

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет о терпимости вождя: «Происходит вопиющее – маршал Голованов… опаздывает на совещание к Сталину. Прилетел в Москву с опозданием. Что случилось? Оказывается, летчик личного самолета Голованова по фамилии Вагапов отправился накануне на свадьбу к своему товарищу. Что произошло дальше, понятно – напился. Разыскали летчика Вагапова только утром. Другой самолет посылать не решились – экипаж ведь не знал аэродрома, где нужно было производить посадку.

Представьте себя на месте Голованова – опоздать на доклад к Сталину! Впервые за всю войну. При моем появлении Сталин, как обычно, посмотрел на часы, стоявшие в углу, вынул свои и, показав их мне, задал один-единственный вопрос: – Что случилось? Видимо, зная мою точность и пунктуальность во всех делах, он и сам был удивлен моим опозданием, считая, что произошло что-то необычное. Коротко доложил я ему о происшедшем, еще не зная, как он на это будет реагировать… Немного походив, Верховный спросил: – Что же вы думаете делать со своим шеф-пилотом? Такого вопроса, прямо сказать, я не ожидал. Доложил о принятом мной решении и уже отданных на сей счет указаниях. – А вы давно с ним летаете? – С Халхин-Гола, товарищ Сталин, – ответил я. – И часто он у вас проделывает подобные вещи? – В том-то и дело, товарищ Сталин, что за все годы совместной работы это – первый случай. Я никогда и мысли не допускал, что с ним может быть что-либо подобное. – Вы с ним уже говорили? – Нет, товарищ Сталин, не говорил. Какой же тут может быть разговор?! – А вы не поторопились со своим решением? Как-никак, не первую войну вместе… Высказанное Сталиным озадачило меня. Подумав немного, я ответил: – Это верно, товарищ Сталин, однако порядок есть порядок и никому не позволено его нарушать, да тем более, как это сделал Вагапов. Да и наказание-то ему невелико, учитывая его проступок. – Ну что же, вам виднее, – заключил Верховный и перешел к вопросам, по которым я был вызван.

Однако этим дело не кончилось, время от времени Сталин спрашивал, где находится сейчас Вагапов, который через несколько месяцев был возвращен все же на свою старую должность… Вот скажите, ну какое дело было Верховному главнокомандующему Сталину до летчика Вагапова? А ведь спрашивал, а ведь мягко так, ненавязчиво помог Голованову принять правильное решение. И ведь свои мемуары маршал Голованов издал уже при Брежневе, когда ему хвалить Сталина и сочинять небылицы не было никакого резона. Кстати, книга маршала при его жизни так и не вышла – было лишь опубликовано несколько глав в журнале. Почему? Потому что ему «где надо» стали указывать, что не мог Сталин так говорить. И говорили это человеку, который все слышал своими ушами! Тому, кто всю войну подчинялся лично Сталину и работал с ним рука об руку…»