Тест по истории "казачья форма одежды". Тестирование. Донские казаки тест на тему Тест казачество в годы суровых испытаний

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ православной культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам викторину «В своих сердцах мы возродим былую славу казаков». Материалом для составления литературной викторины послужили историческая литература, энциклопедии. Викторина может быть использована на уроках истории, на классных часах 7 – 9 классах. Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: Выставка книг

Коль казаком донским родился
Душа казачества в тебе.
Где ты родился – там сгодился,
Иного не ищи в судьбе.
Учи молитвы, знай обычай,
Культуру предков изучай.
Живи, как жили твои деды,
На атамана не серчай.
Ведь мало казаком родиться –
Им нужно полноправно стать…

Викторина «В своих сердцах мы возродим былую славу казаков»

1. Назовите Донских атаманов XVII – XVIII веков
- Минаев Фрол Минаевич (1680 – 1700)
Булавин Кондратий Афанасьевич (1708)
Ефремов Данила Ефремович (1738 – 1753)
Иловайский Алексей Иванович (1775 – 1797)
Платов Матвей Иванович (1801 – 1818)
Кутейников Дмитрий Ефремович (1827 – 1836)
Хомутов Михаил Григорьевич (1848 – 1862)
Святополк – Мирский Николай Иванович (1881 – 1898)

2. Назовите иконы, почитаемые казачеством
- Икона Донской Божией Матери
Икона Покрова Божией Матери


3. Расскажите историю Донской иконы Божией Матери.
- Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363-1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.

4. Скажите, когда отмечает свой престольный праздник Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь?
- 1 сентября в день Донской иконы Божией Матери.


5. Главная святыня Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря – Донская икона Божией Матери. Скажите, кто подарил список, иконы и в каком году?
- В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Воскресенском Войсковом Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена посвященный ей храм Донской иконы Божией Матери. Сейчас она находится в притворе этого храма. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.

6. Скажите, когда был заложен Кафедральный собор в городе Новочеркасске? Назовите архитекторов проектов храма и как он строился?
- 18 (30) мая в день праздника Вознесения Христова был заложен Кафедральный собор в городе Новочеркасске. Первый проект храма разработал архитектор А.И. Руска. В 1846, когда строители начали возводить главный купол, собор неожиданно обрушился из – за слабого фундамента, выложенного из мало прочного камня – известняка. Второй проект собора разработал академик архитектуры И.О. Вальпреде, но его осуществить, тоже не удалось. В 1863 году обрушился главный купол из – за поспешной кладки подпружных арок и барабана купола, которая велась без достаточной просушки известкового раствора. Новый проект составил в «нововизантийском стиле» архитектор А.А.Ященко. После его скорой кончины в 1893 году строительством собора руководил епархиальный архитектор И.П. Злобин, а затем инженер К.Х. Лимаренко. В 1905 году собор был торжественно открыт. Его высота составляет 74,6 метра, после Исаакиевского собора в Петербурге он является самым крупным храмом России. Вознесенский собор поражает грандиозностью и стройностью одновременно.


7. Скажите, казак, говоря о себе, всегда повторял, кукую триаду?
- «Казаком нужно родиться!
Казаком нужно стать!
Казаком нужно быть!
Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!»

8. Объясните, как вы понимаете триединства этой триады?
- Первая часть триединства подчеркивает право казачества на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Но одного родства с казачеством по крови недостаточно, ведь казак - это состояние духа. Это образ мышления и норма жизни. Вторая часть триединства «Казаком нужно стать!» подчеркивает, что есть такой нравственный идеал, к которому должен стремиться казак. И именно он диктует нормы казачьего общества, по которым не только казак по рождению может стать казаком, а любой человек всей своей достойной жизнью, службой и страданиями, кто выше своего благосостояния ставит служение христианству и добру – служение воинское может заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. Третья часть триединства «Казаком нужно быть!» подчеркивает, что казак свое пребывание на земле понимает как постоянное служение Господу, народу своему, России и всем людям.

9. Как и я-то, воровской донской Атаманушка,
Как и я-то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я-то разбивал ведь бусы корабли,
Как и те-то корабли все не орленые.
А теперича, надежа, православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское!»
Скажите, о чем повествует эта былина?
- Повествует нас эта древняя былина «О Ермаке», говорит нам о том, как Донской Атаман Ермак Тимофеевич покорил Сибирь и положил корону Сибирского Царства под ноги московского царя Ивана IV.

10. В январе 1921 года в лагере Кабакджа (Турция) тиражом в 100 машинописных экземпляров вышел № 1 историко – литературный журнал «Донской маяк», издавшегося Донским казачьим корпусом. В вышедших в марте – апреле 1921 года № 3 и 4 «Донского маяка», инициатором издания которого был подпоручик 3 конной бригады 2 дивизии Донского казачьего корпуса, поэт, донской казак В.И. Ильинский, а ответственным редактором – генерал – лейтенант А. Л. Фицхелауров, были опубликованы сформулированные в первые месяцы изгнания «Новые заповеди» казака. Назовите эти заповеди?
- а) Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе Её.
б) Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.
в) Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.
г) Все, кто идет против Отчизны твоей, - враги.
д) Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право.
е) Веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою.
ж) Люби все, что с ранних детских лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.
з) Зови всех свободных и сильных вперед.
к) Мир, красота, любовь и правда – вот лозунги на твоем знамени на путях к России.
Многие десятилетия большинство казаков – изгнанников, куда бы их ни забросила судьба и как бы ни сложилась их жизнь в зарубежье, помнили эти заповеди и, уходя на «последний парад», завещали руководствоваться ими своим детям и внукам. Горько об этом говорить. Но сегодня спустя много лет, содержание «Новых заповедей» становится все более актуальным для всех казаков и миллионов россиян.

11. Назовите поэтов казачьего зарубежья, тех, кто и в изгнании пронес и до последних дней сохранил любовь и верность Донскому краю, России, мечтая вернуться на родину хотя бы «хорошей книгой»…
- Альникин Николай Васильевич, Воробьев Николай Николаевич, Гаврилов Михаил Иванович, Гончаров Юрий Федорович, Евсеев Николай Николаевич, Келин Николай Андреевич, Колесов Иван Иванович, Крюков Петр Федорович, Павлов Алексей Григорьевич, Поляков Павел Сергеевич, Родионов Вадим Николаевич, Туроверов Александр Николаевич, Туроверов Николай Николаевич. Боль по утраченной Родине, тоска, стремление излить свои горькие чувства побуждали казаков – изгнанников браться за перо. Острая боль и глубокая тоска, грусть и большая любовь к незаслуженно отторгнувшему их, но остающемуся в сердцах Отечеству звучат в большинстве стихов.

12. На протяжении многовековой истории весь жизненный путь казаков определялся православной верой. Она пронизывала казачьи традиции и обряды, духовный мир и нравственность казаков. Расскажите об обрядах и традициях казаков.
- Христианство проникло на Дон и Приазовье раньше, чем в Киевскую Русь. Русская Православная Церковь свято хранит предание, сохранившееся в древнерусской летописи «Повесть временных лет», составленной монахом Нестером, о том, что святой апостол Андрей Первозванный проповедовал Евангелие у народов Северного Причерноморья и Приазовья, а затем посетил Днепр. С незапамятных времен казаки особое значение придавали Таинству Крещения, считая, что до него у младенца нет души. Для казаков дети – свидетельство «благословения Господня над семьей». Перед тем как нести ребенка в церковь, его клали в красный угол и молились: «Определи ему, господи, талант и счастье, добрый разум, долгие веки». Когда у младенца прорезывались зубы, родители возили его на лошади в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы сын вырос храбрым казаком. Православие освещало казачьи свадьбы, проводы на службу. По погибшим казакам ежегодно всей станицей служили торжественные панихиды. Едва ли не во всей повседневной жизни отражалась православная вера, ни одного дела не начинали казаки без молитвы, часто шли к священнику за советом, давали различные обеды. Религиозное чувство у казаков было очень глубоким. Например, снятие иконы со стены и целование ее в суде считалось достаточным для доказательства невиновности подозреваемого. Если виновный не отыскивался, то служили молебен Иоанну Воину и ставили свечу «вверх ногами», чтобы его замучила совесть. Почти всегда провинившийся казак признавался и раскаивался в своем проступке.

13. Скажите, что являлось центром жизни казачьей станицы?
- Центром жизни казачьей станицы всегда была церковь. С нее начиналось основание станицы. Церковь строили всем обществом и на средства станичников, а Войско оказывало им различную помощь. Особенно казаки чтили Воскресенский войсковой собор в Старочеркасске и Новочеркасский войсковой собор.

14. Огромным вкладом в культуру России явились мощные высокохудожественные казачьи песни. Скажите, что рассказывает казачья песня?
- В них казачьих песнях горит любовь к Родине, блещет слава прошедших подвигов; в них дышит и чистое, нежное чувство женской любви. Особенно любви материнской; в них же выражается и та тревожная оглядка на жизнь, которая заставляет казака, свободного от битвы, «искать свою долю». Весь круг жизненных насущных интересов охватывается в песне, сливается с нею, и без нее сама жизнь делается невозможною.

15. Назовите пословицы и поговорки о казаках.
- а) Для того казак родился, чтоб на службе пригодится.
б) Казак без коня - что солдат без ружья.
в) Донской казак честь не кинет, хоть головушка и сгинет.
г) Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт.
д) Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.
е) Казачья смелость порушит любую крепость.
ж) Кто пули боится, тот в казаки не годится.
з) Казаков много не бывает, но мало не покажется.
к) Казак на коня садится, а его невеста на свет родится.
л) Где враг там и казак.
м) Стой за правду горою, тогда и люди за тобою

Тесты викторины « История казачества »

  1. 1. На Сечи этим словом называли тех, кто воровал коней (Шевченко Т. Г. написал одноименную поэму). Кто они?

а) гайдамаки – х;

б) абреки;

в) цыгане.

2. Под каким названием было создано казацкое формирование между современным Бердянском и Мариуполем из казаков Задунайской Сечи?

а) Особое казацкое войско;

в) Морское казацкое войско.

3 . Назовите фамилию русского живописца, автора самой известной картины о запорожских казаках?

а) Репин – х;

б) Суриков;

в) Айвазовский.

4 . Кого в средневековой Европе называли «рыцарями христианства»?

а) абреков;

б) казаков – х;

в) крымских татар.

5 . В каком году был подписан Переяславский договор между Украиной и Россией?

а) в 1670 году;

б) в 1720 году;

в) в 1654 году – х.

6 . Что казаки называли «саламахой»?

а) женщину, которая готовила еду;

б) кашеобразное блюдо, сваренное из ржаной муки – х;

в) головной убор.

7 . Как именовалась территория степей южной Украины, незаселенная оседлыми народами в 11 – 13 столетиях?

а) Дикое поле – х;

б) Вольные степи;

в) Нетронутые степи.

8 . Днепровская чайка – что это?

а) украинская писательница;

б) птица, которая живет на Днепре;

в) лодка, которую использовали – х.

9. В связи с каким событием стал известен Б. Хмельницкий?

а) в 1654 году, в городе Переяслав подписал договор об объединении Украины с Россией – х;

б) в 1590 году объединил казаков в единую армию;

в) возглавил армию, которая победила татар.

10. Какой день был праздничным для Запорожских казаков?

Тесты викторины « История казачества »

1. Что для казаков означало слово «оселедец»?

а) соленая рыба;

б) чуб надо лбом – х;

в) вещь из быта казака.

2. Ответьте, в каком году впервые упоминается в летописи название «Украина»?

а) в 1232 году;

б) в 1187 году

в) в 1240 году – х.

3. Как назывался свод законов жизни казаков?

а) конституция;

б) звычаево право – х;

4. Кого среди казаков называли «пластунами»?

а) поваров;

б) разведчиков – х;

в) старейшин.

5. Как называли молодёжь, которую казаки брали на воспитание?

а) наемниками;

б) джурами – х;

в) помощниками казаков.

6. Как называли главную крепость Запорожских казаков (казацкая столица)?

7. Кто был главным в кошевом войске?

а) сечевой дед;

б) гетман;

в) кошевой атаман – х.

8. Как называли казаков, которые занимались проведение м кораблей через Днепровские пороги?

а) боцман;

б) помощник;

в) лоцман – х.

а) на Дунае;

б) за Днепровскими порогами – х;

в) при Азовских степях.

10. Как называлось место, где жили казаки?

а) палатка;

б) землянка;

Казачья форма одежды.

Тестовые задания.

1. Что оказало большое влияние на развитие форменного костюма кубанских казаков?

а) европейская мода

б) традиции запорожского казачества

в) культура кавказских горцев

г) замкнутый образ жизни

2. Что является составной частью казачьей "справы"?

а) форменная одежда

б) конь

в) оружие

г) всё вышеперечисленное

3. На что нашиваются газыри?

а) черкеска

б) бурка

в) бешмет

г) башлык

4. Какую ткань предпочитали для шитья бешмета?

а) шерсть

б) шёлк

в) лён

г) хлопок

5. Какие цвета характерны для кубанской казачьей формы?

а) черный и малиновый

б) синий и красный

в) черный и синий

г) зеленый и синий

Ключ к тестовой части: 1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-а.

Вопросы с развернутыми ответами.

1. В 1860 году была утвержден исторически сложившийся на тот момент перечень формы одежды кубанского казачьего войска. Поясните, что входило в этот перечень.

2. В ходе первой мировой войны некоторые элементы традиционной формы были заменены. Приведите примеры и объясните, почему это было сделано.

3. Какие сведения о хозяине давал башлык?

4. Почему у казаков допускалось ношение серьги?

5. Какую роль играет папаха (кубанка) в обычаях и символике казаков?

Ключ к развернутым ответам:

1. Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более, что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.

2. Кровопролитные войны начала 20 века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нёс сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

3. Серьги у казака означали его роль и место в роду. Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей. Кроме того, при равнении налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.

4. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди - следует по делу, концы заброшены за спину свободен, отдыхает.

5. У казака папаха или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике.

Обычай нашивать на папахи и фуражки награды - бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора.

Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку задом наперед - значит, выступающий лишался слова. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.

Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься.

Сбитая с головы шапка, как и сорванный с женщины платок, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.

В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

1. Высшее руководство у казаков

а) рада

б) старшина

в) круг

г) войсковые служители.

2. Во главе казачьего куреня стоял

а) писарь

б) атаман

в) есаул

г) хорунжий.

3. У казаков излюбленный тактический прием во время боя

а) атака

б) прорыв

в) лава

г) набег.

4. В Российской империи старейшее казачье войско

а) донское

б) кубанское

в) запорожское

г) яицкое.

5. В Российской империи во главе всех казачьих войск стоял

а) император

б) наследник престола

в) военный министр

г) наказной атаман.

6. Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек. У донских казаков мундиры были цвета

а) синие

б) черные

в) зеленые

г) красные.

7. Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек. У кубанских казаков мундиры были цвета

а) синие

б) черные

в) зеленые

г) красные.

8. Тактическое воинское подразделение у казаков

а) курень

б) полк

в) эскадрон

г) сотня.

9. Крупная военно-административная единица у казаков

а) область

б) край

в) дивизия

г) войско.

10. Казачье поселение

а) станица

б) хутор

в) село

г) курень.

Нет в мире краше Родины нашей

Блеща средь полей широких

Вот он льется!..Здравствуй Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

v 1. Так приветствовал донской край известный поэт -

a) А. С. Пушкин;

b) М. Ю. Лермонтов;

c) С. А. Есенин;

d) С. В. Михалков

v 2. Долгое время на необъятных, бескрайних степных просторах Дона до казаков не было постоянных поселений. Летом по степи гуляли горячие ветры - суховеи, зимой завывали злые вьюги и кружились снежные вихри. Там водились дикие козы, зайцы, лисы, кабаны. Эти земли называли:

a) Поле Чудес;

b) Дикое поле;

c) Поле-полюшко;

d) Степь да степь кругом

v 3. Крупные казачьи поселения назывались:

a) Деревня;

b) Станица;

c) Поселок;

d) Столица

v 4. Дома казаки строили на высоком фундаменте «двухэтажные». Во время разливов рек «первый этаж», каменный, заливало водой, а второй, деревянный - жилой, оставался сухим. Казаки говорили, что «жить надо в дереве, а припасы хранить в камне». Такой казачий дом назывался:

a) Терем;

b) Замок;

c) Курень;

d) Курятник

v 5. Стены казачьих домов окрашивали в яркие цвета, какие:

a) Лазоревый;

b) Зелёный;

c) Красный;

d) Желтый

Где казак, там и слава.

v 1. Казак - это человек, который:

a. Пасет стадо коз;

b. Очень любит козлят;

c. Косит траву;

d. Вольный человек;

v 2. Казаки беспрекословно повиновались своему предводителю, которого выбирали из уважаемых и достойных станичников. «Куда наш (…..) взор кинет, туда мы свои головы и бросим!» - говорили казаки и шли в огонь и в воду за своим верховным руководителем. Это:

a) Капитан;

b) Атаман;

c) Президент;

d) Депутат

a) Булава;

b) Похвала;

c) Копьё;

d) Бумеранг

v 4. Донские казаки имели печать с изображением этого животного пораженного стрелой. Животное - символ свободы Донского казачества. Какое животное было изображено на печати Войска Донского?

a) Вольный олень;

b) Дикий волк;

c) Бурый медведь;

d) Белый медведь

v 5. Казаки любили, гордились и бережно относились к своему оружию. Оружие в доме вешали на почетное место. Традиционным казачьим оружием были:

a. Сабля (шашка);

b. Автомат;

c. Копье;

d. Бластер

v 6. Особую роль в казачьей жизни играл конь. «Казак без коня что солдат без ружья». Выбирали казаки для службы коней сильных, выносливых, верных. Лошадей различают не только по породам, но и по мастям, то есть по окраске. Какой масти лошадей не бывает:

a. Вороная;

b. Рыжая;

c. Гнедая;

d. Блондинка

v 7. Все казачьи струги снабжались двумя рулями - с носа и с кормы, чтобы не терять время при полном развороте. На стругах крепились мелкие пушки, очень эффектные в ближнем бою. Каждая казачья струга вмещала 60-100 бойцов. Струги - что это:

a) Тачанки;

b) Машины;

c) Лодки;

d) Сани

Одежда казаков и казачек

v 1. Плотная накидка, укрывавшая от холода, дождя и непогоды голову и плечи казака называлась:

a) Капюшон;

b) Башлык;

c) Шарф;

d) Палантин

v 2. Цветная полоска на брючном шве - символ казачьей независимости, обозначала принадлежность к казачьему сословию. Она называлась:

a) Лента;

b) Лампас;

c) Пампас;

d) Компас

v 3. Традиционная одежда казака:

a) Кафтан, зипун, штаны с лампасами;

b) Брюки, рубашка, галстук;

c) Шуба, шапка-ушанка, валенки;

d) Куртка, джинсы, кроссовки

v 4. Частью женской одежды был кубилек, который застегивался рядом дорогих серебряных с позолотой пуговиц, петли шили из золотого и серебряного шнура. Имелся еще один ряд пуговиц, больших по величине, золотых или из жемчуга. Богатые казачки носили кубилек из парчи, простые казачки - из черного сукна. Что это:

a. Сарафан;

b. Платье;

c. Пальто;

d. Юбка

Казаком нужно родиться

v 1. Рождение мальчика было большим праздником для всей семьи. Родственники и станичники поздравляли родителей с казаком и дарили подарки. Что дарили маленькому казачонку?

a. Саблю, пулю, лук;

b. Игрушки;

c. Сладости;

d. Одежду.

v 2. Первая посадка на коня - это старый казачий обычай. Посадит отец казачонка на коня и смотрит: свалится или заплачет - горька его судьбинушка, а как схватится за гриву -

a. Из всех боев живым выйдет;

b. Красивым будет;

c. Будет хорошо петь и танцевать;

d. Исполнятся все его желания

v 3. С самого раннего детства прививали казаки своим детям любовь к лошадям. Обучали верховой езде, уходу за конем. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору. А по степи скакали -

a. в пять лет;

b. в семь лет;

c. в десять лет;

d. в двенадцать лет

v 4. Мальчиков у донских казаков воспитывали как:

a. Защитников родного Дона и матушки России;

b. Талантливых музыкантов и поэтов;

c. Спортсменов;

d. Веселых станичников

v 5. С самого рождения девочку-казачку приучали к труду и рукоделию. Девочки начинали работать с раннего возраста. Воспитание девочки -казачки заключалось в том, чтобы вырастить -

a. Хорошую, умелую хозяйку;

b. Красивую девочку;

c. Умницу - красавицу;

d. Девчонку - хохотушку

v 6. «Кто в радости живет, того кручина неймет!». Игры казачат развивали смекалку, находчивость, быстроту реакции, учили быть ловкими и смелыми. Какие игры были казачьими:

a. «Мак», «Тетера», «Кони»;

b. «Михасик», «Мельница», «Гуси летят»;

c. «Тимербай», «Перехватчики», «Хлопушки»

d. «Каюр и собаки», «Олени и пастухи», «Льдинки, ветер и мороз»

Казак сам себя веселит

v 1. Казаки очень любили сказки и легенды. Их рассказывали детям, чтобы учить родному языку и традициям, дать представления о добре и зле. Сказки известного донского писателя Петра Лебеденко созданы по мотивам старинных казачьих преданий и легенд. Они называются -

a. Сказки Дон - Батюшки;

b. Сказки Бабушки Аксиньи;

c. Сказки Тихого Дона;

d. Сказки Матушки - казачки

v 2. В казачьих песнях отражается жизнь народа, его история на протяжении многих веков, упоминаются реальные события и люди, рассказывается об отношениях к человеку, природе, родному краю, прославляются воинские подвиги казаков. Чаще всего в песнях казаков встречаются следующие художественные образы:

a. Конь, Дон, степь, родная сторонушка;

b. Море, корабли, волны;

c. Олень, тундра, мох, северное сияние;

d. Горы, скалы, баран, аул

v 3. Казаки не просто поют песни они их «играют». В веселой, игровой, задорной, казачьей песне «Пчёлочка», которую поют и взрослые и дети, поется про девушку - казачку -

a. Любочку;

b. Катерину;

c. Аксинью;

d. Акулину

Ответы на задания

Нет в мире краше Родины нашей 1a; 2b; 3b; 4c; 5a,b.

Где казак, там и слава 1d; 2b; 3a; 4a; 5a; 6d; 7c.

Одежда казаков и казачек 1b; 2b; 3a; 4b.

Казаком нужно родиться 1a; 2a; 3a; 4a; 5a; 6a.

Казак сам себя веселит 1c; 2a; 3a.


ВИКТОРИНА «О казачестве и казаках»

1. Царский воевода Иван Нагой с прикамскими казаками основал на реке Белой Уфимское укрепление, послужившее началом основания Оренбургского войска. Укажите дату основания.

1. В 1574 г. 2. В 1674г. 3. 1774г. 4. В 1874г.

2.В каком году последовал указ об учреждении Оренбургского казачьего войска?

    В 1655г. 2.В 1755 г. 3. В 1855г. 4. В 1955г.

3. Эта икона является самой почитаемой в среде оренбургских казаков

1. Икона Владимирской Божьей Матери 2. Икона Казанской Божьей Матери

3. Табынская икона Божьей Матери

4. Родившемуся казачонку-будущему воину дарили оружие, уздечку и нагайку (Подарки хранились в семье и передавались ему накануне принятия присяги). Затем младенца благословляли иконой…. Укажи, какая это была икона

1. Табынская икона Божьей Матери 2. Икона Святого Георгия Победоносца

3. Седмиозерская икона Божьей Матери

5. Оренбургские казаки отмечали день своего войска, так называемый Войсковой праздник – день Святого Георгия Победоносца - 23 апреля по старому стилю. Укажите современную дату этого праздника.

6. Казачьи атаманы вынесли большой вклад в расширение территории Российского государства. Так, Западная Сибирь вошла в состав России благодаря атаману

1. Дежневу 2. Пояркову 3. Ермаку 4. Атласову.

7. Формально в Российской империи атаманом всех казачьих войск страны с 1827 года

1. император 2. наследник престола 3. военный министр 4. наказной атаман.

8. Станицы и поселки Оренбургского войска находились на территории 4-х современных областей

1.Свердловской, Пермской, Курганской, Челябинской

2. Свердловской, Оренбургской, Курганской, Челябинской

3. Свердловской, Оренбургской, Курганской, Пермской

9. Укажите из приведенного списка знаменитых атаманов России

1. К. Булавин 2. М. Платов 3. С. Разин 4. Все ответы верны

10. Спас у казаков – это…(исключите лишний ответ)

1. Казачий православный праздник 2. Искусство ведения боя

3. Система боевой подготовки 3. Система подготовки духа казака

11. Характерники – это

1. казаки, обладавшие искусством боя, выживания и целительства (казачий спецназ),

2. казаки с сильным характером 3. Казаки разведчики

12. Пластуны – это

1. казачий спецназ 2. казаки разведчики

3.казаки, которые несли сторожевую и разведывательную службу

13. Соотнеси понятие и определение. Виды спаса

1.обережный 1.подготовка тела и укрепление здоровья

2. ликовальный 2.система физической подготовки

3. бойцовский 3. усвоение понятия о силе духа и магии

14. Сколько лет уходило на военную подготовку молодого казака

1. 5 лет 2. 7 лет 3. 9 лет

15. «Казацкие чайки» - это

1. птицы, живущие в станичных городах 2. казачьи корабли 3. казачьи кони

16. Старые казаки говорили: «Когда ЛАВА в бою - ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин вперёд». «Лава» - это….

1. способ ведения битвы стенка на стенку

2. внезапность при наступлении на врага

3. временное отступление

17. Джигитовка – это

1. искусство владения шашкой 2. искусство езды на коне

3. выполнение сложных упражнений при верховой езде

18. Боевой стиль украинских казаков, объединяющий ударную и борцовскую бросковую технику с пластикой пляски – это

1. боевой гопак 2. Боевой искусство 3. вид спорта 4. фланкировка

19. Что объединяет эти слова «лава», «карусель», «завеса», «вентерь» - это

    Тактические приемы казаков в бою 2. Элементы казачьего танца 3. Название игр казачат

20. Что означает дословно в переводе с языка донских казаков понятие «Шермиции»

1. национальные традиционные казачьи игры 2. примерные бои, устраиваемые на праздниках 3. состязания казаков 4. кулачный бой 5. Верны все ответы

21.Помимо отличий в форме между различными казачьими войсками существовали и различия в цвете мундиров, и лампасов с околышами фуражек. Укажи цвета Оренбургского казачества:

Имя

Мундир, черкеска

Лампас

Фуражка (тулья)

Верх папахи

Погон

Оренбургские

казаки

22. СЕРЬГИ (у мужчин) - означали его роль и место в роду. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Укажи, как носил серьги казак в 1 и 2 случаях.

1. единственный сын у матери

2. последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии

Выбери ответ 1. одну серьгу в левом ухе

2. серьгу в правом ухе

3. серьги в обоих ушах

23. КОЛЬЦО - мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Соотнеси как носили кольца казачки с приметами

    серебряное кольцо на левой руке 1. жених служит

    Золотое кольцо на правой руке 2. вдова

    Кольцо с бирюзой 3. девушка на выданье

    Два золотых кольца на одном пальце левой руки 4. замужняя

24. Без чего казаки не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи - даже в полевых условиях.

1. Б ез молитвы 2. Без шашки 3. Без атамана 4. Без хлеба

25. Вставь пропущенные слова.

Шашка - символ всей полноты (1)……. у казака. С потерей силы старик меняет шашку на (2)…... При отсутствии (3) ………. шашка ломается пополам и укладывается в гроб.

Ответы к викторине «О казачестве и казаках»

1-1

2-2

3-3

4-2

5-2

6-3

7-2

8-2

9-4

10-1

11-1

12-3

13-

1-3

2-1

3- 2

14-1

15-2

16-1

17-3

18-1

19-1

20- 4

1-1

2-2

23-

1-3

2-4

3-1 4-2

24-1

1-полноты

2-посох

3-наследника

20. дословно: "кулачный бой", донск. (Миртов). Шермиции это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками

21.

Имя

Мундир, черкеска

Лампас

Фуражка, папаха

Околыш, верх

Погон

Оренбургские

казаки

тёмно-зелёный

светло-синий

тёмно-зелёный

светло-синий

светло-синий