Ты мне лазаря не пой что значит. "Лазаря петь" - значение и происхождение фразеологизма с примерами

В царской России в людных местах собирались толпы нищих, калек, слепцов с поводырями, которые выпрашивали милостыню у прохожих. Слепцы часто пели песню, сочиненную по евангельской притче «О богатом и Лазаре ».

Лазарь был беден, а его брат богат. Лазарь питался остатками пищи богача, вместе с собаками. После смерти богач оказался в аду. К своему удивлению он увидел в раю Лазаря. Мораль - если богатый тратит свое богатство только на свое удовольствие, а бедным не помогает, не думает о душе своей и ее вечной участи, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания, получат вечную блаженную жизнь в Царстве небесном.

Понятно, что этой песней нищие старались разжалобить богатых. Иногда, нищие явно шли на уловки, чтобы получить свое. Так, выражение получило негативный оттенок - обманывать.

Песня основана на притче о бедном Лазаре из Евангелие от Луки (гл. 16, 19-31):

"Лк.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Лк.16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
Лк.16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Лк.16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
Лк.16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
Лк.16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Лк.16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -- злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
Лк.16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Лк.16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
Лк.16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Лк.16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Лк.16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Лк.16:31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят."

Примеры

"У меня тоже в свое время старуха померла... Что ж? Погоревал, поплакал с месяц, и будет с нее, а ежели цельный век Лазаря петь , то и старуха того не стоит. "

То он совершенно прав. Хотя наверняка вспомнился более известный Лазарь. В любом случае на все вопросы будут получены ответы, а мы рассмотрим значение фразеологизма «петь Лазаря».

Происхождение

Как уже было сказано, история выражение восходит к Библии. Но имеется в виду не тот Лазарь, который восстал, а тот, что обитал вблизи дома богача, терпел страдания и лишения. Затем, в один не такой уж прекрасный день, он умер и присоединился в раю к Аврааму.

Толстосум тоже не был бессмертным. Наступило и для него время проститься с жизнью, но он ввергнулся в ад, и страдания его были ужасны. Потом состоятельный человек заметил, что нищий благоденствует в раю, и попросил отца еврейского народа заступиться за него. Авраам на эту необоснованную претензию сказал, что богач наслаждался жизнью в том мире, а теперь пришла пора утешиться бедному нищему, который не знал радости в своей земной жизни.

Еще Авраам недвусмысленно намекнул, что страдания богача вечны, как и наслаждение Лазаря. Конечно, мы до допустимой степени вольно передали содержание притчи. Тем, кому хочется узнать, как история рассказана в первоисточнике, найдут это произведение в Евангелии от Луки (глава 16 стихи 19-31).

Теперь мы можем приступить непосредственно к значению фразеологизма «Петь Лазаря».

Смысл

В дореволюционной России нищие использовали сюжет притчи, чтобы выжать из богатых слезу и немного денег себе на пропитание. Самое интересное то, что, несмотря на светлость самой притчи, она означает притворные стенания и жалобы на судьбу. Цель последних известна: ввести в заблуждение.

Вспомните, почти у каждого в окружении есть человек, который без устали жалуется на судьбу. Конечно, некоторые сразу думают, что это прерогатива женщин. Но нет, и мужчины в этом смысле вполне могут отличаться. Характерная особенность: «поют Лазаря» (значение фразеологизма разобрано чуть выше) не те, кому действительно нужна помощь, а те, кому всего мало, или они чувствуют себя несправедливо обойденными.

Можно заметить определенную закономерность: те, кто жалуются слишком много, на самом деле не нуждаются. Люди в трудном психологическом или материальном положении не стенают, им некогда: они стараются выбраться из ямы.

Беден, как Лазарь. Петь Лазаря

Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели "духовные стихи" и особенно часто "стих о бедном Лазаре", созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения "петь Лазаря", "прикидываться Лазарем", употребляется в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Беден, как Лазарь. Петь Лазаря" в других словарях:

    Беден, как Лазарь. Петь Лазаря - крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Беден, как Лазарь. Петь Лазаря Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая… … Словарь крылатых слов и выражений

    Лазарь - я; м. (от др. евр. elazar бог помог) Каноническое мужское имя. беден как Лазарь воскрешение Лазаря наобум Лазаря петь Лазаря … Словарь многих выражений

    Я; м. [от др. евр. elazar бог помог] [с прописной буквы] Каноническое мужское имя. ◊ Беден как Лазарь. Очень беден. Воскрешение Лазаря. Шутл. и ирон. О выздоровлении кого л. после тяжёлой болезни ● От евангельского рассказа об одном из чудес… … Энциклопедический словарь

    - (иноск.) жалобно говорить; льстиво выпрашивать (стих о богатом и Лазаре один из любимых стихов наших калик и поется на жалобный мотив) Хоть лазарем пой, хоть волком вой. Ср. Лазарничать выпрашивать. Ср. Лазаря знатным барам петь. Данилевский.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Лазаремъ (ря) пѣть (иноск.) жалобно говорить льстиво выпрашивать (стихъ о богатомъ и Лазарѣ одинъ изъ любимыхъ стиховъ нашихъ «каликъ» и поется на жалобный мотивъ). Хоть лазаремъ пой, хоть волкомъ вой. Ср. Лазарничать выпрашивать. Ср. Лазаря… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    На бедняка и кадило чадит. Лучше подать через порог, чем стоять у порога. Лучше подать в окно, чем стоять под окном. Дай Бог подать, не дай Бог брать (т. е. подаяние). Приведи Бог подать, не приведи Бог принять! Богатому старость, а убогому… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЛАЗАРЯ ПЕТЬ кто [ кому ]

Жаловаться на свою судьбу, плакаться.

Имеется в виду, что лицо, реже - группа лиц (Х ), стремясь вызвать сочувствие, сострадание к себе другого лица или другой группы лиц (Y ), показывают, как они несчастны, сообщают о постигших их бедах, часто мнимых. Говорится с неодобрением. реч. стандарт . Х Лазаря поёт . В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

<...> с такой тёщей поневоле запоёшь Лазаря , она жизнь хочет по своему подобию устроить, ведь <...> у самой-то мужа так и не случилось за всю жизнь <...>, а ещё туда же, советы давать. П. Проскурин, Шестая ночь .⊛ - Алексей Денисович, у вас Колчин был? - А что, приходил к тебе после этого, Лазаря пел ?.. Испугался... вот и побежал к тебе. К. Симонов, Солдатами не рождаются.

После обеда кеп с катера опять наладился нам Лазаря петь про своё водолазное бельё. Ну мы его остограммили и сочувственно всем отделом по плечу похлопали. Ю. Борисов, Если кто-то кое-где у нас порой.

Другие любят Лазаря петь : то не туда его поставили, то плохое пополнение дали... А я не люблю - куда поставили, туда и поставили, кого дали, того дали, делай, что от тебя самого зависит. К. Симонов, Последнее лето .

Так трудно, что иногда думаешь бросить всё и податься куда-нибудь в подпаски или в сторожа. С этой работы будешь не богат, а горбат... Вон председателя "Нового пути" непрерывно хвалят, а дай ему нашего Матвея - тоже Лазаря запоёт . С. Антонов, Дело было в Пенькове .

⊜ - Андрей, не будь бабой, будь мужиком. Что ты Лазаря поёшь , нам всем тяжело. Э. Зац, Дела семейные .

Я к ней в ВЦСПС - в ноги падаю! Говорю, что всё во мне переломано, не серчай, что я гулял с этой падлою, ты прости меня, товарищ Парамонова! А она как закричит (вся стала чёрная!): - Я на слёзы на твои - ноль внимания! И ты мне лазаря не пой , я учёная, ты людям всё расскажи на собрании. А. Галич, Красный треугольник .

Ты мне, Черепанов, Лазаря не пой ! - кричал в какой-то взвинченности Деев. Ю. Бондарев, Горячий снег .

⊝ По собственному выстраданному опыту она знает, что многие живут по принципу: сегодня ты мне нужен - Лазаря пою , завтра ты никто - руки/ тебе не подам. Кузнецкий тракт, 2002 .

культурологический комментарий: Образ фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры и восходит к евангельской притче о богатом и нищем, которую Иисус рассказал фарисеям. Жил богач, одевавшийся в роскошную одежду и каждый день устраивавший пиры. У ворот его дома лежал нищий Лазарь , покрытый струпьями, который мечтал о крошках со стола богача. После смерти богач оказался в аду, а нищий "отнесён был Ангелами на лоно Авраамово" (Лк. 16: 22). Испытывая адские муки, богач возопил к Аврааму, умоляя позволить Лазарю подать ему хоть каплю воды. "Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк. 16: 25). В образе фразеол. нашла отражение характерная для религиозного сознания ориентация на прецедент из Священной истории. Лазарь стал восприниматься как "образцовый" нищий. Заунывное пение бродячих нищих и стало источником фразеол. (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М. , 2001. С. 357. ) Согласно В.И. Далю, Лазарем называли "льстивого и жалобного попрошайку", особый тип нищего; лазарничать означало "ластиться, подлещаться, льстиво выпрашивать, канючить, клянчить". Нищие, прося подаяния, пели особый стих - пели Лазаря . (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М. , 1955. С. 234 .) Об универсальности данного образа в странах христианской культуры свидетельствуют сходные образные выражения в других языках; ср. исп. quejarse como un Lazaro (букв. "жаловаться, как Лазарь"). Д. Б. Гудков

Большой фразеологический словарь русского языка. - М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .

Дело в том, что в дореволюционной России нищие часто пели песню о бедном Лазаре. Ею они пытались разжалобить и устрашить богатых прохожих.

Что же это за песня такая и почему она могла напугать? Дело в том, что текст ее был написан на основе Евангельской притчи, которую Христос рассказал сребролюбивым фарисеям.

Ее герой, некий Лазарь, был болен и влачил нищенское существование. Целыми днями он лежал у ворот дома богача и мечтал утолить голод объедками со стола хозяина дома. Богач же каждый день устраивал пиры, одевался в роскошные одежды и все свое время проводил в удовольствиях. Будучи человеком жестокосердым, он не обращал внимания на нищего, который лежал у его ворот.

Но вот пришло время, и Лазарь умер. Ангелы вознесли его душу в рай.

Через какое-то время умер и богач, которой не заслужил рая и оказался в аду. В мучениях он поднял свои глаза и увидел рай, где рядом с праведным Авраамом сидел нищий Лазарь. Богач узнал Лазаря и стал просить, чтобы тот помог ему избавиться от мучений. На что родоначальник еврейского народа Авраам ответил богачу: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; И сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Вот о каком Лазаре пели нищие, уподобляя себя ему, а прохожим напоминая об участи богача. Кстати, от этой притчи, а точнее от имени Лазаря, в русском языке возникло не только крылатое выражение, но и новое слово «лазарет» – место, где оказывалась помощь страдающим.