Учебный курс «Мир вокруг нас. Знакомство с окружающим миром в интересной форме

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

Внеклассное мероприятие

«Мир вокруг нас»

подготовила

учитель начальных классов

Михальченкова Александра Александровна

Г. Смоленск

2012 г.

Цели:

  1. Обучение школьников простейшим умозаключениям, развитие их логического мышления;
  2. Формирование представлений о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений;
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

План мероприятия:

  1. Вводная беседа
  2. Игра «Человек и мир растений»
  3. Тест «Что лишнее»
  4. Тест «Что общего»
  5. Физкультминутка
  6. Упражнение «Больше, длиннее, короче»
  7. Упражнение «Разница и сходство»

Ход мероприятия

1. Вводная беседа с учащимися о природе, о явлениях природы, об окружающем мире.

Ребята, сегодня нам понадобятся знания из учебных предметов, которые вы изучаете.

2. Сейчас мы поиграем с вами в игру « Человек и мир растений ».

Учитель кратко рассказывает детям о растениях:

Растения – это живые организмы, стоящие на более низкой по отношению к человеку и животным эволюционной ступени. Как вы думаете, в чем сходство жизненных потребностей человека и растений (дыхание, питание, рост). Так же сходны и ритмы жизни человека и растений: сезонные и суточные изменения в жизни растений и человека, изменение внешнего вида в процессе роста и развития растений и человека.

Ребята, давайте вспомним, когда вы пораните палец из него течет кровь? (Да). Давайте посмотрим на наши руки, вы видите на них сосудики под кожей? (Да). По этим сосудам кровь передвигается по организму человека.

У деревьев тоже есть что-то наподобие крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, но он не красный, помогает дереву расти, быть здоровым.

Ребята, а приходилось ли вам наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет?

Учитель подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у дерева весь сок, так как оно может погибнуть.

Летом, когда все цветет, солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. Представьте, что на дворе лето. Встаньте около своих учебных столов и в течение 1-2 минут активно подвигайтесь. А теперь тихонько садитесь, приложите руку к груди и послушайте, как бьется ваше сердце – сильно, быстро. Так же быстро кровь течет по венам. После лета наступает… (осень), деревья меняют свой зеленый наряд на яркие красные и желтые одежды, умываемся осенним дождем. Можно представить, что деревья, как люди, меняют наряд, переодеваются. Время, когда деревья сбрасывают листья, называется листопадом. Солнышко греет все меньше и меньше, сок движется по стволам деревьев все медленнее и медленнее, а потом наступает зима. Деревья сбрасывают листья и засыпают.

Играет тихая музыка. Учащиеся 1-2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно. Затем учитель предлагает положить руку к груди и послушать, как бьется сердце – тихо, спокойно, значит, и кровь течет по венам спокойно.

«Следовательно, и сок в деревьях течет тихо, медленно».

3. Теперь мы с вами проведем небольшой тест « Что лишнее? »

  1. река, озеро, море, мост, пруд
  2. тополь, береза, крыжовник, липа, осина
  3. листья, ветки, ствол, зелень, корень
  4. небо, облака, дождь, туча
  5. роса, вода, иней, град

4. « Что у них общего? »

  1. липа, ель, осина
  2. река, озеро, пруд
  3. лист, ветка, ствол

5. Физминутка : игра – пантомима « Люди и деревья »

Учитель: Ребята, скажите, похожи ли люди на деревья?

Ученики делают свои предположения (руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги – на корень, большие деревья похожи на высоких людей)

А теперь представим себя деревьями и поиграем в игру – пантомиму. Я буду читать рассказ, а вы туловищем и руками будете делать характерные движения.

Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются. (Руки поднимаются вверх и медленно покачиваем ими из стороны в сторону. Звучит медленная мелодия ). Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились. (Двигаются только кисти рук ). Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам, они вздрагивают от ударов капель. (Быстро и резко поднимаем кисти рук, затем опускаем ). Но вот дождик кончился, налетел сильный ветер. Деревья качаются все сильнее и сильнее. (Наклоняемся влево, затем вправо ). Ветер срывает с деревьев листья, бросает на землю. (Учащиеся приседают и достают руками пол ). Но вот он улетел, а листья покрыли всю землю вокруг. (Оглядываются вокруг и садятся на свои места ).

6. Упражнение "Больше, длиннее и короче "
(Формирование умения отделять форму понятия от его содержания)

Учитель: "Сейчас я буду говорить вам слова, а вы отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче".

Ветка и веточка? Что короче? Почему?

Дерево и кустарник? Какое больше? Почему?

Ствол и стволик? Что больше? Почему?

7. Упражнение "Разница и сходство".

Утро - вечер; Дуб – берёза; Дождь - снег; Молоко - вода; Озеро - река


Программа ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Плешаков («МИР ВОКРУГ НАС»)

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся :

· воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

· формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

· развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности .

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Остановимся на особенностях содержания курса по классам.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика» . Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам» , которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество» , при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край - часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые , водоемы , почвы, природные сообщества, сельское хозяйство , охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы - «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

В учебно-методический комплект по курсу «Мир вокруг нас» входят:

а) учебники, рабочие тетради, тетради «Проверим себя», методические пособия для каждого года обучения;

б) книги для учащихся, используемые на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе;

в) учебные наглядные пособия.

В настоящее время курс обеспечен следующими учебными изданиями.

1 класс

1. Мир вокруг нас : Учебник для 1 класса

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авторы, 3. Д. Назарова, издательство «Просвещение»).

Тетрадь для учащихся 1 класса

5. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 1 класс (авт. , издательство «Просвещение»).

2 класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 2 класса (авт. , издательство «Дрофа»).

4. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса (авт. , издательство «Вита-Пресс»).

5. Поурочные разработки к учебнику для 2 класса

3 класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса : В 2 ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 3 класса»: В 2-х ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

Тетрадь для учащихся3 класса (авт. , издательство «Вита-Пресс»).

4. Поурочные разработки к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» (авт. , издательство «Просвещение»).

1. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса : В 2 ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 4 класса»: В 2-х ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. , издательство «Вита-Пресс»).

4. Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. , издательство «Просвещение»).

Для всех классов

1. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. , издательство «Просвещение»).

2. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

4.Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. , издательство «Дрофа»).

ПРОГРАММА

1 КЛАСС - 66 ч (33 ч)

Введение 9 ч (3 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? 18 ч (10 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы:

· знакомство с разнообразием камней;

· знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;

· знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);

· знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;

· знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? 12 ч (6 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения .

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы:

· сборка простейшей электрической цепи;

· изучение свойств снега и льда;

· отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями;

· изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? 9 ч (5 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

Профессии взрослых Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? 17 ч (8 ч)

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

ПРОГРАММА

II КЛАСС - 68 ч (34 ч)

Где мы живем 2 ч (1 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа 21 ч (10 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы:

· знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;

· знакомство с горными породами и минералами;

· распознавание деревьев, кустарников и трав;

· знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;

· отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села 12 ч (6 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.

Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность 10 ч (6 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог , отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой , острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 5 ч (3 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.

Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия 17 ч (7 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

· неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

· строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

· имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

· основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

· названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

· различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

· различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

· выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

· использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

Учебные пособия талантливого педагога Плешакова А.А. удивляют своей доходчивостью и объемом информации, которую автор размещает всего лишь на одной странице. Учебник из серии «Зеленый дом» станет верным помощником учителя и замечательной наглядностью на парте каждого ученика.

Описание учебника «Мир вокруг нас 1 класс Плешаков»:

Книга»Мир вокруг нас 1 класс Плешаков А.А.» включает материалы, сочетающие в себе научный подход и доступность. Рассказы, вопросы, система подачи материала, безусловно, грамотна и учитывает особенности младших школьников – их интересы, психологию, восприятие. Дети узнают много нового и повторят изученное в детском саду. Темы живой и неживой природы, растений, животных, космоса, явлений природы, жизни человека в картинках и вопросах более чем наглядно разъяснят малышам закономерности мира вокруг нас.

Учебник Плешакова «Окружающий мир 1 класс» хорошо иллюстрирован. Дидактические и познавательные картинки, фотографии, знаки и схемы будут интересны ребятам. Читая книгу, первоклассники затронут темы «Родина», «Животные и их строение», «Растения и их строение», узнают, что такое электричество, снег и лед, время, природные зоны Земли, как отличаются времена года и чем можно помочь животным и растениям в холод и жару…

Со страниц учебника «Окружающий мир 1 класс Плешаков А.А.» автор ведет диалог с первоклассниками: дети читают увлекательные рассказы, выполняют необычные задания, отвечают на занимательные вопросы. Дети узнают, почему в лесу не шумят, для чего строят корабли, как путешествует письмо.

Учебник для 1 класса «Окружающий мир» Плешакова А.А. – одно из лучших пособий по изучению природы и общества. Несомненно, автор построил материал на практических исследованиях детских интересов и решил ответить на сто тысяч «Почему?» маленьких исследователей.

Издательство :
Год издания : 2006
Автор : Плешаков А.А.
Формат : PDF
Количество страниц : 127
Язык : Русский

Удалено по просьбе правообладателя.

Тема: Почему их так назвали?

Цель: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями, расширить знания об окружающем мире.

Задачи:

  • познакомить с растениями, грибами и животными, в названиях которых скрыты их особенности;
  • расширить знания детей об этих растениях, грибах и животных;
  • воспитывать интерес и любовь к окружающей природе;
  • развивать умение пользоваться энциклопедической литературой.

Оборудование:

  • учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2007 г.;
  • рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 2007 г.;
  • книга для учащихся А.А.Плешакова «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики»;
  • атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба»;
  • энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронная версия);
  • мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент, сообщение целей

– Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха приглашают нас с вами на прогулку. Угадайте, куда мы пойдем?

Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянут холод злой –
Скинет с плеч ее долой? (Лес)

– Правильно, сегодня мы все вместе отправимся в лес (Приложение . Слайд 2). Чтобы нам во время прогулки не было скучно, Муравьишка с Черепахой приготовили нам задания.

2. Тайны растений

– «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки?» (Н.Сладков) А вот и первая загадка. Помогите Муравьишке Вопросику отыскать растение (Приложение . Cлайды 3–7)

  • Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта. (Копытень)
  • У этого растения цветки похожи на звездочки. (Звездчатка)
  • Старинная легенда гласит, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, желтые цветки – сестра. (Иван-да-Марья)
  • В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчелы делают мед. (Медуница)
  • Если дотронуться до этого растения, он резко скручивается и выстреливает семена. (Недотрога)

– А теперь сами попробуйте угадать, почему так назвали эти растения? (Приложение . Cлайды 8–10) (Подорожник, одуванчик, колокольчик)
Звучат рассказы заранее подготовленных детей.

Подорожник

Америка до прихода белых людей не знала подорожника. Его семена завезли из Европы. Наблюдательные индейцы сразу же заметили – это растение появляется там, где прошел белый человек. А так как завоеватели несли туземному населению смерть и горе, индейцы стали его проклинать.

– Ребята, а что вы знаете о подорожнике? (ответы о целебных свойствах этого растения)

Одуванчик

Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: и леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики! А сердитая Зима неподалеку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы – одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

– Ребята, а что вы знаете об одуванчике? (О кулинарном применении этого растения этого растения)

Колокольчик

Колокольчик служит гостиницей для насекомых. Спрячется солнышко за тучи – наклонит цветок свою головку, прикроет ее чуточку лепестками, чтобы капли дождя или росы туда не попали, нежную пыльцу не намочили, и становиться похожий на маленький шалашик. Заберутся туда мелкие насекомые – тепло им там, сухо и уютно. А выглянет солнышко – колокольчик опять свою головку поднимет, выпустит мошек на волю.

3. Живые «цветы»

Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И как птичка порхаю. (Бабочка)

– Ребята, с помощью атласа – определителя постарайтесь определить какие бабочки у меня на слайде и почему их так назвали. (Лимонница, капустница, павлиний глаз, голубянка) (Приложение . Cлайд 11) Прочтите статьи об этих бабочках на странице139 атласа определителя.

4. Физкультминутка (Приложение . Cлайд 12)

5. В гости к насекомым

– Ребята, послушайте загадку Мудрой Черепахи и вы узнаете к кому мы сейчас пойдем в гости:

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом. (Жук)

– Посмотрите в учебнике – каких зверей вам напоминают эти насекомые? Соедини линиями насекомого, его название и животного на которое оно похоже. Проверь себя, посмотрев на слайд 13. (Жук-олень, жук-носорог, жук-слон)
– А какой жук носит имя – название того месяца, в котором появляются? (Майский жук)
– Прочтите, что о нем говорит Мудрая Черепаха: «Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опаснее его личинки».

6. По грибки…

– Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Посмотрите, что нашел Муравьишка!

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Откройте тетради на странице 39 и выполните задание №1 и №2: узнай грибы на полянке и объясни их название. Соедини загадки и отгадки линиями.
– Какие правила сбора грибов вы знаете? Давайте составим памятку:

  • Не знаешь гриб – не бери его!
  • Никогда не пробуй гриб на вкус!
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!
  • Не собирай старые, перезрелые грибы!
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу. (Приложение . Слайд 14)

– Пока мы вспоминали правила, Муравьишка Вопросик насобирал полное лукошко грибов. Чтобы узнать какие грибы собрал Муравьишка надо разгадать кроссворд. (Приложение . Слайд 15)

1. Какой гриб служит лекарством для животных, а для людей ядовитый? (Мухомор)
2.У этого гриба шапочка будто маслом намазана… (Масленок)
3. Эта семейка грибов любит селится на старых пнях. (Опята)
4. Они любят сырые места, сухости не переносят. Сырыми их не едят. (Сыроежки)
5. Растет под березой. (Подберезовик)

7. Физминутка (Приложение . Cлайд 16)

8. Страничка пернатых друзей
Много мы дел переделали давайте сядем и отдохнем. А лесные музыканты развлекут нас песнями. Догадались о ком речь? Конечно же, это наши пернатые друзья. (Пение птиц слушаем по DVD энциклопедии «Кирилл и Мефодий»)

  • Вот и первый певец – зарянка.Веселая зарянка прилетает ранней весной – на заре года, когда снег еще не везде сошел. Песня зарянки мелодична, сложна и разнообразна, с многочисленными свистящими, скрипучими, журчащими коленами. Наиболее интенсивно птицы поют на утренней и вечерней зорях (отсюда название), но могут петь и всю ночь. (Приложение . Слайд 17)
  • Следующий артист – поползень. Мелкие птицы размером с воробья Поползень весь день по стволам деревьев бегает, насекомых разыскивает. То вверх по стволу побежит, то вниз головой спускается. Из всех птиц спускаться так только поползни могут. (Приложение . Слайд 18)
  • А вот птичка – лакомка. Имя ее – нектарница. Ярко и обычно пестроокрашенные небольшие птички с длинным, изогнутым вниз клювом. Самые маленькие нектарницы имеют длину тела около 8 см. Язык длинный, узкий, с продольным желобком и кисточкой на конце. Они едят нектар и мелких насекомых, иногда кормятся на лету. (Приложение . Слайд 19)
  • А вот птичка – огонечек. Зовут ее горихвостка. Горихвостка – резвая птичка. Везде торопится побывать – где муху, где паучка склюнет. Только хвостик огоньком мелькает! (Приложение . Слайд 20)

9. Итог занятия

– Ну, вот и закончилось наше путешествие по лесу. Мы отгадали много загадок. Названия каких растений или животных вы запомнили? (Ответы детей)

Список используемой литературы.

  1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комлекту Плешакова А.А. – М.:»ВАКО», 2003.
  2. Чаплина В.В. Птицы в нашем лесу. – М,: «Малыш», 1984г.

Для оформления слайдов использованы фотографии с сайтов:

  1. Бабочки – www.espot.ru
  2. Грибы – www.qpig.ru
  3. Анимационные картинки – www.destroer.ru
  4. Птицы – энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (DVD)