В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом

Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

4.Расставьте знаки препинания:

После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

6.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

9.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

10.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подразум..вающий

расчётл..вый

вкладч..к

повизг..вать

12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать

крестонос..ц

обид..ться

локт..вой

13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

застра..вать

горош..на

присва..вать

неряшл..вость

догматич..ский

14. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю .

(кресла) верт..тся

люб..щий (поесть)

(снега) присыпл..т

пил..щий (дрова)

(они) расстав..т

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.

В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

16. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил;
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

(С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

17. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Подготовка к ЕГЭ Задание 16 (из Банка заданий)

1.Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

2. Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

3. Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

4. Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами (2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.

5. В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

6. Искусство Высокого Возрождения (1) охватывая всего лишь около трёх десятилетий (2) проходит очень большой путь (3) отмеченный творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (4) и достигает наивысшего расцвета.

7.Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

8. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

9. Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

10.Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

11. Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.

12. Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.

13.Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

14.Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу
15. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

16.Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

17.Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18.Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

19.Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

20.За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

21.Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

Подготовка к ЕГЭ Задание 17 (из Банка заданий)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1.На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

2.Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.

3. Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

4. Ветер мягко пронёсся по матово-зелёной ржи и (1) казалось (2) перебежал в осины. С их серёжек (3) вообразите (4) сорвалось белое облако пушинок и понеслось в чащу.

5. Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

6.Стихи (1) вероятно (2) пишут затем, чтобы сказать больше, чем можно выразить в прозе. Ту же мысль (3) как известно (4) высказал и Л.Н. Толстой: «В стихах моя мысль потребовала бы большей законченности».

7.Роман М.Ю. Лермонтова (1) без сомнения (2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько превосходных рассказов, но не роман.

8. Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

9.Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.
Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

10.В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

11. И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии.
В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

12.Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.
В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

13.Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3)
по-видимому (4) уходит в прошлое.

14.Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

15. Следует признать, что мы живём в мире, где человек не застрахован от опасностей. В настоящее время (1) однако (2) накоплен большой опыт в предотвращении последствий катастроф. В Мексике (3) например (4) землетрясения обходятся почти без жертв, потому что с населением постоянно проводятся занятия.
Гроза (1) по-видимому (2) проходит стороной, и дождь (3) едва ли (4) будет долгим.

16.Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.

17.Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

18.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

19.Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно.
Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

20.Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

21.В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

Подготовка к ЕГЭ Задание 18 (из Банка заданий)
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

2. Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

3. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

4.Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

5. В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония и Канада.

6.Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

7.Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

8.Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.

9.Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.

10.Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

11. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

12.Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

13.Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

14.Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

15.Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

16.Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

17.Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

18.В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

19.Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бульшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.

20.Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

21.Вспоминается (1) молодая женщина (2) душевная слепота (3) которой (4) превратила её в «попрыгунью».

22.Печорин невольно подмечает человеческие недостатки (1) знанием (2) которых (3) он особенно гордится.

23.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

24.Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление (2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.

25.Уже в Париже М.И. Цветаева написала (1) знаменитую миниатюру в прозе – «Страховка жизни» (2) действие (3) которой (4) происходит не в прошлом, а в настоящем, и не в России, а во Франции.

26.Эстетическую ценность валаамских архитектурных ансамблей прекрасно чувствовали И.Е. Репин и В.Д. Поленов (1) в творчестве (2) которых (3) остров Валаам оставил глубокий след.

27.У аквилегий (1) очень красивы ажурные листья (2) благодаря (3) которым (4) растения привлекательны в течение всего сезона.

28.Известно (1) древнеримское предание (2) согласно (3) которому (4) искусный целитель Пеон (5) излечил от ран бога Плутона после его сражения с Геркулесом.

29.После двух лет работы в одном из московских гаражей (1) он купил по случаю такой старый автомобиль (2) что появление его на рынке (3) можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея.

30.А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

31.При глубоком повреждении коры деревьев (1) обильно выделяется смолистый сок (2) в состав (3) которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты.

32.А.С. Пушкин создал ряд художественных произведений (1) главные герои (2) которых (3) являются подлинно историческими личностями.

33.При производстве шёлка (1) особый состав наносится на ткань в виде геометрической фигуры (2) в пределах (3) которой (4) специальным составом пропитывается изделие.

34.Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё тысячу лет работать, трудиться, страдать.

35.В отечественной научной и учебной литературе (1) часто приводятся латинские и греческие слова (2) корни (3) которых (4) легли в основу терминов.

36.Государь и генералы (1) отправились осматривать укрепления Дрисского лагеря (2) в удобности (3) которого (4) начинали сомневаться.

37.С первыми лучами весеннего солнца (1) крокусы спешат раскрыть навстречу ему свои «бокальчики» (2) в центре (3) которых (4) виден оранжевый пестик.

38.Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений.

39.Позже (1) поэт узнал в подробностях трагедию целого поколения (2) лучшие люди (3) которого (4) были сосланы в Сибирь.

40.Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

41.Говорящие фамилии – это классицистический приём (1) благодаря (2) которому (3) автор (4) даёт героям меткую характеристику.

42.Знаменитый медный рудник около Нижнего Тагила – это единственное по своему богатству и мощности месторождение малахита, за исключением Гумешевского рудника (1) запасы (2) малахита (3) в котором (4) уже давно исчерпаны.

43.Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.

44.В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.

45.Русский (1) относится к тем языкам (2) в которых (3) ударение играет очень важную роль для правильного понимания слов (4) при восприятии их на слух.

46.Победа приносит Василию Тёркину (1) глубокое внутреннее переживание (2) для выражения (3) которого (4) не нужна патетика.

47.Константин (1) увлечённо излагал идею новой книги (2) основу (3) которой (4) составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.

48.Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

49.На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

50.На ровных участках (1) великолепный эффект достигается с помощью высоких клумб (2) стенки (3) которых (4) выложены из природного камня.

51.Потянулись часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности.

52.Ничто (1) не способно повлиять на человека (2) душа (3) которого (4) живёт с убеждением конечного торжества доброты и правды.

53.При лакировании (1) на поверхности изделия образуется прозрачная плёнка (2) через которую (3) просвечивают натуральный цвет и текстура древесины.

54.Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидная форма (3) которой (4) заимствована у папирусных лодок.

55.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

56.Анна (1) часто руководствовалась (2) принципами (3) при помощи которых (4) она стремилась повелевать событиями.

57.Вокруг дома (1) густо росли кусты орешника (2) сквозь ветви которых (3) были видны окна комнаты и крыльцо (4) между ними.

58.Позже (1) Раскольников сталкивается с Лужиным (2) крайний эгоизм (3) которого (4) не останавливается перед разрушением чужой жизни.

59.По желанию государя на военный совет (1) были собраны люди (2) мнение (3) которых о предстоящих затруднениях (4) он желал знать.

60.Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

61.Сегодня в области охраны природы активно развивается направление (1) основой (2) которого (3) является экология – наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.

62.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

63.Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2) для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.

64.На солнечных участках (1) хорошо развивается дицентра (2) цветки (3) которой (4) напоминают перевёрнутую капельку или сердце.

65.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

66.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

67. На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

68.Обычно (1) ирис (2) корневища которого (3) могут залегать довольно глубоко (4) высаживают на глубину 25 сантиметров.

69.Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до нашей эры (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

70.Высаживают шалфей (1) на лёгких почвах (2) к питательности (3) которых (4) растение нетребовательно.

71.Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не возобновляются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

72.В средней полосе России (1) найдётся немало цветоводов-любителей (2) коллекциям пионов (3) которых (4) можно только позавидовать.

73.В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

74.После перенесённых испытаний (1) князь Андрей возвращается к семье (2) ценность (3) которой (4) в его теперешнем понимании неизмеримо высока.

75.Повесть «Мужики» относится к тем произведениям А.П. Чехова (1) отличительной чертой (2) которых (3) является художественный синтез жизненных явлений.

76.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1.Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

2.Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

3.Снег засыпбл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

4. Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.

5.Н.В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

6.Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала
о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.

7.Трудно было оставаться дома в первый зимний день (1) и (2) чтобы мы не заблудились (3) дед проводил нас до опушки (4) которую мы приметили уже давно.

8.Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.

9.Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

10.Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

11.Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

12.Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

13.Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.

14.Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

15.Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

16.А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

17.Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

18.До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

19.Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

20.Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

21.Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

22.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

Интегрированный урок русского языка и литературы предназначен для учащихся с профильным обучением, позволяет повторить не только пунктуацию при обособленных членах предложения, но и вспомнить поэзию Серебряного века, выработать алгоритм при решении заданий ЕГЭ, включает в себя как групповую, так и индивидуальную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

по УМК Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина

(3 часа русского языка в неделю, профильный уровень).

Учитель русского языка и литературы ГКФОУ МсСВУ

Остапенко Е.В.

Тема: обособленные члены предложения

Цели:

I)учебные:

1)повторить теоретический материал постановки знаков препинания при обособлении второстепенных членов предложения;

2)подготовить учащихся к выполнению заданий А6, А21 ЕГЭ

II)образовательные:

1)развивать умения правильно формулировать и высказывать мысль;

2)расширять кругозор учащихся

III)воспитательные:

1)прививать интерес к поэзии Серебряного века;

2)прививать учащимся нормы правильной литературной речи

Оборудование:

1.Учебники под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина

2.Проектор

3.Раздаточный материал

4.Тестовые задания

Ход урока:

I.Оргмомент (1 мин.)

II. Работа над ошибками предыдущего задания (проверка домашнего задания, 1-2 мин.)

III.Орфоэпическая разминка (1мин.)

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

I.1)мусоропров О д

2)крем Е нь

3)м Е стностей

4)кран Ы

II.1)низвед Ё н

2)обзвон И т

3)клал А

4)б А нты

IV.Синтаксическая разминка (отработка заданий А 9, В 3, 2 мин. ):

Какие слова являются грамматической основой данного предложения?

На берегу острова Крит недавно обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округленной галькой, а также ракушками и прочными представителями микроскопической морской фауны .

  1. обнаружили материал и посуду
  2. строительный материал обнаружили
  3. материал обнаружили
  4. обнаружили

Определите тип односоставного предложения.

Определите тип подчинительной связи выделенных словосочетаний(попутное повторение).

V. Определяем тему урока (данные отрывки проецируются на доску) (знаки препинания в данных предложениях не проставлены, 3 мин. ) :

1.А здесь в глухом чаду пожара

Остаток юности губя

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

(А. Ахматова)

2.Умирая не скажу: была.

И не жаль и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов

любовных.

(М. Цветаева)

3.Моим стихам написанным так рано

Что и не знала я что я – поэт

Сорвавшимся как брызги из фонтана

Как искры из ракет…

(М. Цветаева)

4.И убаюкан шагом конным

С отрадной грустью внемлю я

Как ветер звоном однотонным

Идёт – поёт в стволы ружья.

(И. Бунин)

5. Я отрок зажигаю свечи

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеётся берегу.

(А. Блок)

Что общего в данных предложениях?

Какие второстепенные члены предложения обособляются?

Какую цель ставим на данном уроке?

Вывод (делают учащиеся):

1)обособляются определения, выраженные причастными оборотами;

2)обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами;

3)обособляются приложения;

4)обособляются уточняющие члены предложения;

5)обособляются сравнительные обороты

Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Обособленные члены предложения»

VI.Закрепление материала (письменно, 4-5 мин.):

1.Символ несущий

смысловую нагрузку не всегда однозначен.

2.Смысл символов Блока лежащий в запредельном мире имеет своей основой окружающую действительность.

3.Идеал утверждающий надежду и веру на то что победит гармония – Прекрасная Дама.

Задание: расставьте недостающие знаки препинания.

Творческое задание: переделайте предложения так, чтобы получились сложные предложения с придаточными определительными, запишите получившиеся предложения.

VII.Работа над заданием №А 6 (1-2 мин.):

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Объясните, почему придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом.

1)Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому.

2)Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить.

3)Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.

4)Пугачёвский бунт, о котором так интересно писал А.С. Пушкин в своей «Капитанской дочке», по своим масштабам превзошёл все предыдущие крестьянские войны.

(Ответ учащегося: В примере № 4 заменить придаточную часть нельзя, т.к. перед союзным словом стоит предлог; предложение записывается, предлог выделяется в ходе работы над заданием).

VII.Работаем в группе (класс делится на группы, каждая получает своё задание на карточках, 2 мин.)

Группа № 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На закате солнца (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой(4) печи.

1)1,3 2)1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

Группа № 2

Молодые мастера живописи(1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников России.

1)1,2,3,4 2) 2,3 3) 2,4 4) 3,4

Группа № 3

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимающиеся на высоту философского обобщения.

  1. 1,3 2)2,3 3) 1,3,4 4) 4

Группа № 4

Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

  1. 2,3,4 2)1,2 3) 3,4 4) 4

Группа № 5

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1)1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4) 4

Группа № 6

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая сосняком(2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

  1. 1 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

Группа № 7

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

  1. 1,2 2) 1,2,3 3) 3,4

4)1,2,3,4

Группа № 8

Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.

1)1 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

VIII. Защита (7-8 мин.).Все задания поочерёдно проецируются на доску

Один представитель группы объясняет постановку знаков препинания.

VIII.Самостоятельная работа в формате ЕГЭ (10 мин.)

(по 5 заданий А5 каждому учащемуся, 8 вариантов на класс)

IX. Подведение итогов (2 мин.).

Что повторили на уроке?

Какую цель ставили, исходя из темы?

Достигли ли этой цели?

IX.Задание на следующий урок (1 мин.):

Параграф 85, упр. № 384 + подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обособленные определения графически выделить.

Литература:

1.Сборник «Поэзия Серебряного века»,


Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗАДАНИЕ 16.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИФормулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес-те которых в предложении должны стоять запятые.
Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.
Ответ:_____
Правильный ответ: 1, 2.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: прежде всего уметь различать причастие и деепричастие как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.
1. Итак, для правильного выполнения задания, нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. Вспомнить грамматические признаки этих частей речи вам поможет приведённая ниже таблица.
ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Причастие обозначает признак предмета по действию:
летящий шар = шар, который летит,написанное сочинение = сочинение, которое написали. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым:прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное действие), и я долго размышлял (основное).
Причастие имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (род, число, падеж).Деепричастие совмещает признаки глагола (вид) и наречия (неизменяемость).
Причастие изменяется по числам, родам и падежам. Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания.
Причастия бывают действительными (предмет САМ производит действие) и страдательными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает):
летящая птица (птица, которая САМА летит) - действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пирожное) - страдательное причастие. Деепричастия бывают совершенного и несо-вершенного вида:
улыбаясь (что делая?) – несовершенный вид,
покрасив (что сделав)? – совершенный вид.
Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов-УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-,-ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения): распускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов - ВШ- и Ш: игра-ть - игра-вш-ий, нести - нес-ш-ий.
Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- , -Ш-.
Страдательные причастия настоящеговремени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и-ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): одеваемая кукла, различимый запах. Деепричастия несовершенного вида обра-зуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А-, -Я-:
кричат - крича,
блестят - блестя.
В прошедшем времени страдательные причастия образуются при помощи суффиксов-ЕНН-, -НН-, -Т-:увиденный, услышанный, взятый.
Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В-,-ВШИ-, -ШИ-:
пискнуть - пискнув,
умыться - умывшись, принести – принесши;
а также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -А-(-Я-): нахмурясь, заметя.
Обратите внимание на суффикс страдательных причастий -Т- , так как учащиеся обычно с трудом находят причастия с таким суффиксом в тексте: задвинуТый стул, дверь заперТа, открыТое окно, калитка закрыТа. Кроме возвратной формы (улыбающийся человек), причастия еще имеют краткую форму: переведен, создана, нанесено.
Это касается, в первую очередь, страдательных причастий. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными:вытираясь - вытирая.
Причастия могут быть как одиночными (распускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получившие ПРЕМИЮ).
Зависимым является такое слово, к которому от причастия задается вопрос (получившие ЧТО? премию).Деепричастия могут быть как одиночными (улыбаясь), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (ВЫСОКО поднявшись В НЕБО, ПАРИЛА птица).
Зависимым является такое слово, к которому от деепричастия задается вопрос (поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо).
Полные причастия в предложении чаще всего являются определением (бушующее море), краткие страдательные причастия - сказуемым (здание построено). Деепричастия в предложении являются обстоятельством (Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрестность.).
Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий
Чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:
1) Задайте к указанному слову смысловой вопрос:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? - вопросы причастия;
ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? - вопросы деепричастия.
2) Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий;
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий;
-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- - очень редко) - суффиксы деепричастий.
3) Определите, от какой части речи образовано данное слово:
если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола;
если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, перечисленным в пунктах 1,2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.
Знаки препинания при причастном обороте
1. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении ПОСЛЕ определяемого слова, выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.
Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати.
2. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом и не имеет добавочного значения причины, то он не выделяется на письме запятой, то есть не обособляется.
Написанная известным писателем книга уже вышла из печати.
3. Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением, выделяются запятыми.Примеры: Взволнованный переживаниями дня, я_долго не мог заснуть.
Я взволнованный переживаниями дня, долго не мог заснуть
Уставший, я пришёл домой.
Я, уставший, пришёл домой.
4. Если два однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединяются союзом И, то запятая перед И и после И не ставится.
Схема: сущ, / причастный оборот / и / причастный оборот /,…..
Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.
Знаки препинания при деепричастных оборотах
1. Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.
Пример: Он, смеясь, бежал мне навстречу.
Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.
2. Однородные обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами, и в этом случае, если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.
Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем. (Ты приходишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая.)
3. Но если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, то запятые ставятся на их границах:Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, И, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее. (Первый деепричастный оборот относится к сказуемому постоял, второй - к сказуемому зашагал.)
Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, Ну привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её.
Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, отстранив жену, И, спустившись на две ступениу оглядел свысока поле боя.
4. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «И»у «НО»у «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится после союза «И», «НО», «ЧТО», а вторая - там, где заканчивается деепричастный оборот).
Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.
Пример: Оля уже легла и, засыпая, сквозь сон слышала тихие озабоченные голоса. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голосу начал петь. Она вошла в гостиную, ни с кем не поздоровавшись, села в кресло. Каждое облако имело причудливую форму, но, сливаясь с другими, теряло свои очертания.
5. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.
Он интересовался музыкой, а попав в компанию, всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.
6. Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамматически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяются с двух сторон запятыми:
Не увлекайтесь критикой, а, стремясь к преодолению недостатков, предлагайте способы улучшения ситуации.
7. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, не выделяются запятыми на письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.
Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).
Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).
Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).
Алгоритм выполнения задания:1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:
причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;
деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):
причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;
причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.
3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.
4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫЗадание 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3)кем-то раскалённой (4) печи.
Ответ:_____.
Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.
Ответ:_____.
Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Ответ:_____.
Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежалипо беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.
Ответ:_____.
Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.
Ответ:_____.
Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.
Ответ:_____.
Задание 7. Расставьте знаки препинания:укажитевсе цифры,наместекоторых в предложении должны стоять запятые.
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
TOC \o "1-5" \h \z Ответ:_____.
Задание 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.
Ответ:_____.
Задание 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.
Ответ:_____.
Задание 10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей елёным камышом и ивняком (4) реке.
Ответ:_____.
ЗАДАНИЕ 16
№ задания Ответ
1 1 2
2 1234
3 134
4 1234
5 1 2
6 4
7 4
8 1 2
9 1234

Ирина, работай с графическим обозначением

А 21

Тест № 54.

Объясни постановку и пропуск запятой.

      Встречный ветер , внезапно налетевший на нас ,(прич.об) обдал всех волнами (3) разо-млевшего за день (4) разнотравья .

      Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении , (деепр.об)и, опасаясь быть нескромными ,(деепр.об) вскоре разъехалис ь один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль (деепр.об) (А. Пушкин).

      На закате солнца облака, вытянувшись длинными полосами ,(деепр.об) летели от востока к западу и там загорались одно за другим , как будто ураган кидал их в жерло , 1)(деепр.об) кем-то раскалённой печи. 1) не нужна запятая , это причастный оборот, главное слово ПЕЧИ после оборота

      Молодые мастера живописи, руководимые И.Н. Крамским ,(прич.об) вышли из состава Академии, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали ,(деепр.об) и (СПП) организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.

      Все события ,(КАКИЕ?= причастный) обдуманные (2) и пережитые , ( деепр.об ) облекались Тютчевым в художественные образы , поднимавшиеся на высоту философского обобщения. =причастный оборот

      (Когда в Подмосковье клочья серых туч, гонимые холодным ветром ,(прич.об) бежали по беспросветному небу), и, (раскачиваясь , (од.деепр) стонали берёзы и сосны), и(хлестал дождь), [я воспользовался отпуском и поехал в Крым]. - Однородные придаточные, соединённые повторяющимся союзом И

      Гора Талая, до самой вершины заросшая молодым сосняком ,( деепр.об ) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже, выделявшиеся на светлом фоне ,(прич.об) ветви деревьев. Главное после= нет запятой

      Перелистывая (не нужно, так начало деепр.об) книги из библиотеки Пушкина, (деепр.об)и, изучая пометки на полях =,(однород.дееприч) невольно приходишь к выводу , что поэт был ещё и гениальным читателем.

      Почти не отступая (не нужно, так как начало деепр.об) от сюжета гоголевской повести ,(конец деепр.об) и, по возможности сохраняя характерный гоголевский язык , (однородн. деепр) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

      В чёрной туче, отдыхающей на хребте западных гор,(деепр.об) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце. 3,4 -не нужно, так как главное слово стоит после

      Внезапно осины зашептались, с коротким шумом вздрагивая листьями,(деепр.об) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и, словно сговорившись с ветром , (деепр.об) весело понеслось в темнеющую чащу.

      Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг,(деепр.об) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

      Он успел повернуться на бок, бешеным движением в тот же миг подтянув ноги к животу , (деепр.об)и, повернувшись,(од.деепр) разглядел несущееся на него с неудержимой силой совершенно белое от ужаса лицо женщины-вагоновожатой и ее алую повязку.

      Стёпа Лиходеев пролежал в квартире до тех пор, пока Коровьев. издеваясь над ним , (деепр.об)не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска,(деепр.об) что Степа вылезет из а эроплан а, прилетевшего из Севастополя . (прич.об)

      Закрываясь от пыли рукой , (конеч деепр.об) и , недовольно морща лицо ,(однородн.деепр) Пилат двинулся дальше, устремляясь к воротам дворцового сада.(деепр.об) а за ним двинулся секретарь и конвой.

      За квартирным вопросом открывался роскошный плакат, на котором изображен был,??????= Главное после= нет запятой сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами , и, (однород.прич) (6) держащий в руке самопишущее перо .(деепр.об) однородные причастия с союзом И= нет запятой

      Тут все присутствующие тронулись вниз по широкой мраморной лестнице меж стен роз , 1- источавших одуряющий аромат , (прич.об)2- спускаясь все ниже и ниже к дворцовой стене и к воротам , (деепр.об)3- выходящим на большую, гладко вымощенную площадь,4- (начало придаточн)в конце которой виднелись колонны.

1-2= причастный

2-3= деепричастный

3-4= причастный

4=начало придаточного