Великая Северная экспедиция. Отряд Беринга—Чирикова. Камчатские экспедиции витуса беринга

В 1733 году двум мореплавателям, Витусу Берингу и Алексею Чирикову, было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Мореплаватели даже представить не могли, насколько сложным окажется это плавание, сколько всего случится с ними в пути и что для одного из них это путешествие окажется последним. Пока все их размышления были сведены к мыслям о поставленной перед ними задаче – добраться до берегов Северной Америки. Для осуществления такой экспедиции им необходимо было пересечь всю Сибирь и уже от Камчатки отправиться к берегам американского побережья. Такая разведка должна была помочь найти быстрый путь для связи двух материков с последующим созданием торговых отношений с жителями Америки.

Подготовка к дальнему плаванию

Спустя год после получения приказа от Русского Адмиралтейства Беринг вместе с Чириковым отправляются из Тобольска в Якутск, где проведут около трёх лет. За это время экспедиция запаслась всем необходимым для предстоящего длительного путешествия, начиная от продовольствия и заканчивая снаряжением.

Вполне вероятно, что подготовка прошла бы быстрее, если бы местные власти не проявляли бездеятельность, а порой даже не оказывали сопротивление экспедиции. Тем не менее, в 1740 году моряки покидают Якутск и направляются в сторону восточного побережья Камчатки. Понимая, что плыть зимой небезопасно, экспедиция останавливается в районе Авачинской губы в бухте, сейчас известной как Петропавловская.

Плавание « Святого Петра»

Покинули русскую землю экспедиторы летом 4 июня 1741 года. В поход вышли два корабля – «Святой Пётр» , руководимый Берингом, и «Святой Павел» под командованием Чирикова. На море начался сильный шторм. К тому же, ситуацию усложнил и густой туман. В результате такой непогоды корабли потеряли друг друга из виду. Несколько дней мореплаватели пытались отыскать своих товарищей, но поиски не увенчались успехом, и поэтому каждое судно продолжило плавание в одиночку.

Спустя месяц, 17 июля 1741 года, пакетбот Беринга добрался к южным берегам Аляски. Неподалёку от хребта Святого Ильи, в районе острова Каяк, моряки ступают на землю. Правда, на берег не сошёл сам руководитель экспедиции: самочувствие Беринга сильно ухудшилось, и он лишь отдал приказ восполнить запасы пресной воды и продолжить путь.

Из-за встречных ветров «Святой Пётр» медленно продвигался на юго-запад. Во время пути моряки старались отмечать на карте встречающиеся острова. Недостаток витамина C сказывался на команде: один за другим участники экспедиции заболевали цингой. Постепенно уменьшался запас пресной воды.

Спустя ещё месяц, в конце августа, пакетбот причалил к острову. Здесь мореплаватели познакомились с алеутами. Но этот этап экспедиции запомнился путешественникам не только встречей с местным населением, а и печальным событием: здесь был похоронен первый моряк, отдавший свою жизнь за Великую Северную экспедицию, — Никита Шумагин, который умер от цинги. Впоследствии эти места были названы в честь доблестного мореплавателя (острова Шумагина).

Смерть командора

В начале осени, 6 сентября, пакетбот «Святой Пётр» берёт прямой курс на запад. Штормовая погода не давала возможности управлять судном, поэтому около двух месяцев корабль носило словно щепку. Командир экспедиции никак не мог оправиться от своей болезни, поэтому был неспособен стоять за штурвалом. И вот 4 ноября моряки увидели высокие снежные горы. Они ошибочно полагали, что волны прибили их к берегам Камчатки. Но долгожданные берега оказались всего лишь одним из островов архипелага, который известен сейчас как Командорские острова.

Команда решила встать на якорь, чтобы осмотреться, но якорь не выдержал волнения моря, и корабль был выброшен в бухту недалеко от берега. Уставшая от долгого плавания и испытывающая недостаток в провизии, команда сошла на берег. В долине, которая находилась под защитой гор, мореплаватели провели зиму.

Из 75 человек, которые приплыли на архипелаг, после зимовки погибло ещё 30 моряков. Такая же печальная участь постигла и самого командора Витуса Беринга. Не оправившись от своей болезни, он скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров, входящий в архипелаг, будет назван в честь великого мореплавателя. После смерти Беринга командование на себя взял его старший помощник — швед Свен Ваксель.

Борьба за жизнь

Благодаря обилию водившихся на острове животных — морских коров, песцов, каланов и морских котиков, которые не боялись людей и поэтому их без особого труда могли поймать моряки, и прибивавшим к берегу волнами обломков деревьев камчатского леса, которые шли на топливо, удалось перезимовать и наконец-то приступить к строительству нового корабля. Новое судно из обломков «Святого Петра» удалось построить исключительно благодаря казаку Савве Стародубцеву, самоучке из Охотска, ведь сопровождавшие экспедицию плотники погибли, а среди офицеров не было знатоков кораблестроения.

Уже к концу лета корабль был готов к спуску на воду. Да, его размеры были гораздо меньше, чем у «Святого Петра», но он был единственной надеждой для оставшихся в живых участников экспедиции. Им всё же удалось завершить путешествие, начатое Берингом: спустя четыре дня после отплытия судно достигло берегов Камчатки, а 26 августа 1742 года команда вышла к Петропавловску.

Прошло больше года после того, как «Святой Пётр» покинул берега Камчатки. Вернувшиеся 46 мореплавателей с достоинством выполнили поставленную перед ними задачу, а погибшие за время экспедиции моряки не были забыты, ведь их смелость и отвага в очередной раз продемонстрировали, что человек может преодолеть любые препятствия для достижения своей цели.

Экспедиция отряда Беринга-Чирикова проходила в рамках Великой Северной экспедиции.

Отряд Витуса Беринга финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту.

В 1733 Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.

Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741 - в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет - «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова первыми среди европейцев вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.

«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.


В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями - алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, - Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны - морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Рождение будущего мореплавателя не ознаменовано никакими важными событиями. Никто и не предполагал, что ребенок станет не просто моряком, а великим первооткрывателем, да еще и состоящим на службе у другого государства. Трудно сказать, какие причины побудили паренька поступить на военно-морскую службу именно в Российской империи: не настолько могучей была наша держава на тот момент. Возможно, Беринг смог увидеть для себя определенные перспективы. Что в некоторой степени и поспособствовало сделанным им открытиям, которые имели практическое, географическое, да и историческое значение. Беринг не только открыл новые земли и острова на севере страны, но еще и составил карты побережья, что было чрезвычайно важно.

Первые годы жизни

Родился Витус Беринг 12 августа 1681 года в Ютландии (современная Дания) в городе Хорсенс. Ничем особенным городок не отличался: несколько церквей и монастырей - вот и все достопримечательности. Развиваться он начал только после 1442 года, когда ему была выдана торговая хартия, и постепенно превратился в коммерческий центр.

Город располагался на берегу моря и имел порт. Герой нашего рассказа с первых лет жизни любовался волнами и мечтал о путешествиях. Хотя его отец был, по сведениям некоторых историков, таможенником, и никогда не покидал родные места. Не очень понятно, по какой причине, но в самом начале своей карьеры моряка подросток взял себе фамилию матери.

Море манило мальчика, поэтому нет ничего удивительного, что, достигнув отрочества, он поступил в Амстердаме в морской кадетский корпус, а в 1703 году, в возрасте 22 лет, успешно закончил его. Но перед этим Витус Беринг совершил небольшое путешествие в Ост-Индию на голландском корабле. Видимо, после этого будущий путешественник Беринг и принял твердое решение связать свою судьбу с морем.

На службе у Петра I

Как попал в русский флот Витус Беринг? Биография его не содержит на этот счет точных сведений. Известно только, что на тот момент по приказу российского государя Петра Первого адмирал русского флота Корнелий Иванович Крюйс занимался набором опытных моряков для службы. Сиверс и Сенявин представили паренька, заявив, что тот успел уже побывать в Ост-Индии, следовательно, каким-никаким опытом все же обладает. Из других источников известно, что Витус хотел служить, как и его двоюродный брат Сиверс, именно на флоте, и непременно в Российской империи. Как бы там ни было, но мечта его сбылась, и Беринг отправляется в Петербург. Там ему поручили управлять судном, которое транспортировало лес для постройки крепости Кронштадт. Не бог весть что, но все-таки море!

Вскоре получил Витус Беринг звание лейтенанта и начал выполнять более ответственные и сложные поручения. Он принимал участие в Азовском походе, отслеживал передвижение кораблей шведов в Финском заливе, участвовал в походе из Архангельска в Кронштадт, служил на корабле «Перл» при перегоне его из Гамбурга в Петербург. И вдруг, не дослужившись до капитана первого ранга, Беринг покидает военную службу.

Послужной список Витуса Беринга

Если составить в хронологическом порядке все чины и звания, которые получал мореплаватель Беринг за время своей военной карьеры, то получим следующую таблицу:

Поступление на военную морскую службу русского флота

Получил чин поручика (современное звание лейтенанта)

Витус Беринг переведен служить в войска на Азовском море

Присвоено звание капитан-лейтенанта

Поручено командование шнявой «Мункер»

Служба на Азовском флоте, участие в войне с Турцией

Перевод на службу в Балтийском флоте

Выборг, женитьба на Анне Кристине

Получено звание капитана 4 ранга

Беринг получает под свое командование корабль «Перл», который он должен доставить из Гамбурга в Россию

Звание капитана 3 ранга

Получает под командование корабль «Селафаил»

Будущий мореплаватель получает звание капитана 2 ранга

Передан под командование корабль Мальбург

Витус Беринг уходит в отставку в звании капитана 2 ранга

Вот таких званий и почестей за 20 лет службы удостоился Витус Беринг. Краткая биография, впрочем, совсем не раскрывает всех заслуг мореплавателя. Для историков и географов более интересна последующая часть его жизни.

Освоение и присоединение Камчатки к Российской империи

Постоянно усиливавшийся гнет крепостного права не мог не сказаться на истории России. Сбежавшие крестьяне искали земли, которые бы служили им убежищем от преследований. Так постепенно люди добрались и до Сибири, а там и до Камчатки. Но территория уже была заселена, поэтому организовывались походы для захвата и освоения земель, богатых пушниной и т. д. В 1598 году было разбито, и территория вошла в состав Российской империи.

Необходимость исследования Камчатки

Освоение Камчатки и прочих сибирских земель было делом государственной важности. Прежде всего необходимо было пополнить казну. Но первопроходцы в большинстве своем были малообразованными людьми, которые в первую очередь искали полезные ископаемые, открывали новые территории и облагали налогом местное население. Государству нужны были карты новых земель, а также морской путь.

В 1724 году Петр Первый издает указ об организации похода на Камчатку, во главе которого поставлен Витус Беринг. Путешественнику было предписано добраться до Камчатки, построить два судна и на них отправится на Север, найти место, где Америка соединяется с Сибирью, и найти оттуда путь в города Европы.

Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга

Получив должность руководителя и звание будущий путешественник приступил к выполнению приказа государя. Через 2 недели - 25 января 1725 года - первые участники экспедиции отправились из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), геодезисты, кораблестроители, штурманы, гребцы, матросы, повара. Общее число достигало 100 человек.

Дорога оказалась трудной и сложной. Добираться пришлось различными способами: телеги, сани с собаками, речные суда. Прибыв в 1727 году в Охотск, начали строительство судов для выполнения основных задач экспедиции. На этих кораблях Витус Беринг добирался до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске был отстроен военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватель с командой отправился дальше. Корабль прошел через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за погодных условий моряки не смогли увидеть берега американского континента.

Частично цели экспедиции были выполнены. Однако, возвратившись в 1730 году в подает отчет о проделанной работе и составляет проект следующей экспедиции. Большинство первых лиц государства и академиков не понимали, как и сам Витус Беринг, что он открыл. Но главное было доказано - Азия и Америка не соединяются. А путешественник получил звание капитан-коммандора.

Вторая экспедиция на Камчатку

После возвращения мореплавателя к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Надо было отстаивать свою честь и оправдывать оказанное ему высочайшее доверие. Да и цели еще не все достигнуты. Нельзя останавливаться на полпути. Итак, назначается вторая экспедиция, и командует ею Витус Беринг. Биография, написанная современниками путешественника, утверждает, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, некий Шестаков открыл и пролив, и даже Курильские острова. Да только все эти открытия не были подтверждены документально. Датчанину повезло - он был образован, умел структурировать и анализировать полученные результаты и хорошо составлял карты.

Вторая экспедиция Витуса Беринга имела перед собой следующие цели: исследование моря от Камчатки до Японии и устья Амура, нанесение на карту всего северного берега Сибири, достижение американского побережья и торговля с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что на императорском престоле восседала Анна Иоанновна, Россия еще оставалась верна петровским заветам. Поэтому проектом заинтересовались влиятельные чиновники из Адмиралтейства. Указ о проведении похода был издан в 1732 году. Добравшись до Охотска, в 1740 году Беринг строит два пакетбота - «Святой Петр» и «Святой Павел». На них исследователи вышли к восточному побережью Камчатки.

Результаты экспедиции

В этот раз было более удачным. Но и одновременно трагичным - во время зимовки в 1741 году умер Витус Беринг. Что он открыл, смогли оценить только впоследствии. Ведь тогда проверить достоверность результатов его трудов было сложно - дорога в Сибирь еще слишком зависела от капризов природы. Но даже тогда путешественники уже начали пользоваться картами, которые составил Витус Беринг. Открытия великого первопроходца позволяли заняться освоением и эксплуатацией новых земель.

Итак, было проделано следующее:

  • В Ачинской бухте был основан Петропавловск.
  • Через современное Берингово море достигнут берег Аляски.
  • На обратном пути открыты Алеутские и Шумагинские острова.
  • Нанесен на карту Алеутский хребет.
  • Обнаружены и нанесены на карту Евдокеевские острова и остров Чирикова (Туманный).
  • Открыт остров Беринга, на котором и умер в 1741 году мореплаватель.
  • Нанесены на карту территории северной и восточной России, внутренние территории Сибири.
  • Закартографированы Курильские острова.
  • Найден путь в Японию.

Если внимательно изучить историю географических открытий, то можно обнаружить, что эта экспедиция была лишь частью более масштабного похода. Он был завершен только через несколько лет поле смерти Беринга, да и то только благодаря его организаторскому таланту. Ведь именно он разделил на группы участников Северной экспедиции, выдав каждой определенные задания. Несмотря на человеческие потери, поход был завершен весьма успешно.

Как выглядел Витус Беринг?

Внешность первооткрывателя у некоторых биографов вызывает сомнения. Оказывается всем знакомые картины, на которых изображен Витус Беринг (фото тогда не было), не соответствуют действительности. Это портреты его дяди. Споры были разрешены путем исследования черепа и воссозданием внешности при помощи моделирования. В результате было получено настоящее лицо путешественника. И действительно, Витус Беринг (фото представлены в статье) имел совсем другую внешность. Но это нисколько не умаляет важность его открытий.

Характер великого мореплавателя

По имеющимся сведениям, мореплаватель имел несколько мягкий характер, который совсем не годился для главы экспедиции. И все-таки Беринга дважды назначают на эту должность. Нельзя не отметить еще одну странность. Исследователь Сибири не любил доводить дело до конечного результата - он мог остановиться в тот момент, когда до цели рукой подать. Эту особенность Беринга отмечали и друзья, и участники походов. И все-таки именно его порекомендовали в качестве руководителя и организатора и Петру Великому, и Анне Иоанновне. Чем это можно объяснить? Должно быть тем, что, невзирая на все свои недостатки, Витус Беринг был опытным мореплавателем. Он умел выполнять приказы, был очень ответственным и исполнительным, и, что не менее важно, преданным государству, на службе у которого состоял. Да, скорее всего, именно за эти качества он и был избран для осуществления столь важных географических исследований.

Могила исследователя Камчатки

После того как Витус Беринг встретил свою смерть на острове, который он же и открыл, его похоронили и установили, согласно традициям того времени, деревянный крест. Понятно, что со временем дерево истлело и рассыпалось. Однако в 1864 году на месте, где, по записям соратников Беринга, находилась его могила, был установлен новый деревянный крест. Это было заслугой Российско-Американской компании, основанной при императоре Павле.

В 1991 году была организована поисковая экспедиция к местам захоронения исследователя Сибири. На острове была обнаружена могила не только Беринга, но и еще пяти моряков. Останки были извлечены и отправлены в Москву для исследований. По костям и черепу был восстановлен внешний вид путешественника. Также ученые смогли выяснить, что умер он не от цинги, как предполагалось до этого, а от иной болезни (какой именно, именно, достоверно не известно). После завершения исследований останки были возвращены на остров и перезахоронены.

Объекты, которые носят имя великого мореплавателя

В память о путешественнике и его вкладе в географические исследования, его именем названы такие объекты:

  • Улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Томске, Якутске.
  • Остров, пролив, мыс, ледник, море.
  • Ледокол и дизель-электроход.
  • Государственный университет на Камчатке.
  • Растения, которые растут на Дальнем Востоке.

Кроме того, о путешественнике снят фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».

Значение открытий мореплавателя

Нельзя не признать важность морских походов Витуса Беринга. Именно благодаря ему появились первые грамотно составленные карты Сибири. Впоследствии это очень помогло развитию азиатской части Российской империи. Благодаря его экспедициям началось активное освоение края. Начали добывать полезные ископаемые, стала развиваться горнодобывающая и литейная промышленность.

Российская империя получила приток денег в казну и новые территории, усилилось ее мировое значение и влияние. А главное - страна получила возможность вести торговлю с теми странами, до которых невозможно было добраться уже освоенными путями. Ведь эти территории находились в ведении других государств, которые взимали за их пересечение немалую пошлину. Тем не менее, несмотря на все свои заслуги, признание Витус Беринг получил посмертно, только после подтверждения своих открытий другими путешественниками. Так, всем известный ныне получил свое название с легкой руки Джеймса Кука.

Посмотри на карту и найди Берингов пролив, в который далеко выдается мыс Дежнева. Мы уже знаем, почему он так назван. Отважный казак первым прошел проливом между Азией и Америкой и поселился на реке Анадырь, но позже о его открытии забыли.
В начале XVIII века после тяжелой Северной войны Россия получила выход в Балтийское море. Прорубив «окно в Европу», русские снова обратили свое внимание на Восток.
Колыбелью нашего Тихоокеанского флота и главной базой русских экспедиций стал Охотск, основанный в 1647 году отрядом казака Семена Шелковника на берегу Охотского моря. Здесь же вблизи было заложено «плотбище» - корабельная верфь. Первые морские суда-шитики строились так. Из ствола дерева выдалбливалось днище, к днищу мореходы нашивали гнутые доски, скрепляя их деревянными гвоздями или стягивая их еловыми корнями, пазы конопатились мхом и заливались горячей смолой. Якоря тоже были деревянными, и для тяжести к ним привязывали камни. На таких суденышках можно было плавать только вблизи берега. Выходить далеко в море на них было опасно. Кроме шитиков строились также кочи.
Но уже в начале XVIII века в Охотск приходят умельцы-корабелы, родом из Поморья. И вот в 1716 году, построив лодию - большое парусное морское судно, отряд под командованием казачьего пятидесятника Кузьмы Соколова и морехода Никифора Трески проложил из Охотска морской путь на Камчатку. Вскоре плавания кораблей по Охотскому морю стали обычными, и мореходов манили уже просторы иных морей.

Самыми значительными из всех русских тихоокеанских экспедиций первой половины XVIII века были Камчатские экспедиции Беринга - Чирикова.
Датчаиин Витус Беринг, опытный моряк, поступивший на русскую службу в 1703 году, участвовал в Северной войне, не раз бывал в морских сражениях и дальних походах. Ему и поручил Петр I установить сходится ли Азия с Америкой и далеко ли от русских берегов находятся европейские владения в Новом Свете. Помощниками Беринга назначили молодого русского моряка Алексея Ильича Чирикова и выходца из Дании Мартина Петровича Шпанберга.
И начале 1725 года экспедиция отправилась из Петербурга в трудный и долгий путь. Только через два года последний ее отряд ее достиг Охотска. Из Охотска в Большерецк моряки плыли на лодии «Восток» и шитике «Фортуна», а из Большерецка в Нижне-Камчатск перебрасывали грузы на нартах.
Здесьсь, в Ннжне-Камчатске, был построен бот «Св. Гавриил», на котором 14 (25) июля 1728 года экспедиция вышла в море. Взяв курс на север, бот поднялся выше мыса Дежнева, а затем повернул обратно, так и не побывав у побережья Северной Америки. Эта честь выпала на долю геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Федорова, в 1732 году на том же боте «Св. Гавриил» плававших в Беринговом проливе. Однако сообщениям их власти не при- дали значения.
В 1733 году Беринг возглавил новую русскую экспедицию на Тихий океан. В этот раз кроме моряков в ее состав вошли ученые и студенты Академии наук, экспедиция эта называется по-разному - и Второй Камчатской, и Сибирско-Тихоокеанской, и Великой Северной, потому что в круг задач, которые ей предстояло решать, входили и опись побережья Северного Ледовитого океана, и поиски путей в Северную Америку и к берегам Японии.
Моряки, вышедшие в июне 1741 года вместе с Витусом Берингом в далекое плавание, побывали у берегов Аляски, открыли много неизвестных островов в этой части Тихого океана. Однако на обратном пути их корабль «Св. Петр» волнами выбросило на необитаемый остров, позднее названный именем руководителя экспедиции. Зимовка была тяжелой. Многие моряки, и в том числе Витус Беринг, погибли от цинги и других болезней. Оставшиеся в живых, из обломков разбитого корабля построили небольшое судно и на нем летом 1742 года возвратились на Камчатку.

Второй корабль, «Св. Павел», под командованием Алексея Ильича Чирикова достиг берегов Северной Америки благополучно, хотя в самом начале плавания разминулся со «Св. Петром». Чириков ликовал: его мечта сбылась!
Моряки нанесли на карту открытые ими острова и северо-западное побережье Америки на протяжении четырехсот километров, установили, что европейским мореплавателям эти места совершенно неизвестны. При возвращении в Петропавловск они испытали огромные лишения и трудности, многие из них умерли от цинги и истощения. проложили путь к неведомым прежде берегам, и вскоре, с 1743 года, начались массовые плавания русских промышленников на Командорские и Алеутские острова. На Курильские острова русские стали плавать еще раньше - в самом начале XVIII века.

Последняя экспедиция Витуса Беринга

История плаваний Витуса Беринга и его спутников, особенно Вторая Камчатская экспедиция, была полна трагических событий. Несмотря на разносторонние меры, безжалостная цинга косила потерпевших крушение русских моряков одного за другим, даже очень опытных. Так, среди прочих 22 ноября 1741 года умер старейший участник Второй Камчатской экспедиции штурман Андрей Эйзельберг (Андрис Эзельберх).

Сам Витус Беринг спокойно ожидал надвигающуюся смерть. Вот как описал последние дни капитан–командора ее очевидец Свен Ваксель: «Капитан–командор Беринг скончался 8 декабря 1741 года. Тело его привязали к доске и закопали в землю; все остальные наши покойники похоронены были без досок. Не могу не описать печального состояния, в котором находился капитан–командор Беринг ко времени своей кончины, тело его было наполовину зарыто в землю уже в последние дни его жизни. Можно было бы, конечно, найти средство помочь ему в таком положении, но он сам не пожелал этого и указывал, что те части тела, которые глубоко спрятаны в земле, сохраняются в тепле, а те, что остаются на поверхности, сильно мерзнут. Он лежал отдельно в небольшой песчаной яме-землянке, по стенкам которой понемногу осыпался песок и заполнял яму до половины, а так как он лежал в середине землянки, то получилось так, что тело его наполовину было засыпано песком». Это плавание стало последним в жизни знаменитого русского путешественника.

В истории исследования морских путей Арктики, идущих вдоль северных берегов Сибири, новая страница открылась в результате неутомимого труда ряда экспедиций, снаряженных по замыслу императора Петра I - великого преобразователя России. Великий самодержец хорошо понимал, что его государству нужно всемерно развивать торговые связи с заморскими странами. Ведь войны, которые он вел со Швецией, Турцией и Персией, были прежде всего войнами за выход к открытому морю, по которому Россия могла беспрепятственно направлять свои торговые суда, в любые страны.

В 1713 году Федор Салтыков, один из образованнейших государственных деятелей петровского времени, представил Петру I свои «пропозиции», в которых, среди прочего, советовал построить суда в устье Енисея, «теми кораблями кругом Сибирского берега проведать, не возможно ли найти каких островов, которыми б мочно овладеть. А ежели таких островов не соищется, мочно на таких кораблях там купечествовать в Китай и в другие островы». Салтыков всячески доказывал выгодность открытия северо–восточного пути из Европы в Азию. «И ежели оный проход до китайских и до японских берегов соищется свободный, в том будет нашему государству великое богатство и прибыль, потому изо всех государств, как из Англии, Голландии и из иных, посылают в Ост–Индию корабли… И по обретению оного (Северо–Восточного прохода. - Авт. ) станут желать ходить тем путем». Для сбора таможенной пошлины с кораблей, идущих в Ост–Индию, автор проекта предлагал построить крепости на Вайгаче, на Новой Земле и на материке против Новой Земли. Рассмотрев эту пропозицию, царь Петр приказал генерал- адмиралу графу Ф. Апраксину обдумать вопрос о направлении экспедиции на восток из устья Енисея. И в следующем году граф Апраксин представил царю проект «О взыскании свободного пути морского от Двины реки даже до Омурского устья и до Китая». Но только через двадцать лет все пункты этой программы вошли в инструкции флотским офицерам Малыгину, Овцыну, Лаптевым и другим руководителям флотских отрядов Второй Северной экспедиции Витуса Беринга, известной в истории под названием Великой Северной экспедиции.

23 декабря 1724 года состоялся указ царя Петра об организации «Сибирской экспедиции» с целью поисков пролива между Азией и Америкой. Адмиралтейств–коллегии предписывалось сыскать людей, нужных для экспедиции «достойного морского поручения или подпоручения». И юный российский флот выделил для этого смелую офицерскую молодежь, воспитанников Навигацкой школы.

В середине 1940–х годов известнейшему советскому историку и исследователю Арктики Владимиру Визе удалось отыскать написанную 6 января 1725 года собственноручно императором Петром I инструкцию начальнику будущей Сибирской экспедиции:

«1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой, и чтоб доехать до какого города Европейских владений или, ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст называют, и взять на письме и самым побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

Из?за болезни сам император российский не смог возглавить экспедицию, состоящую из 60 человек, и вручил ее под начало датчанину на русской службе Витусу Берингу. Командовать отрядами Первой Северной экспедиции были назначены лейтенанты Алексей Чириков и Мартын Шпанберг, гардемарин Петр Чаплин.

Руководитель экспедиции Витус Йонссен Беринг родился 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс. Закончил Амстердамский морской корпус Еще в юном возрасте он участвовал в своем первом плавании к берегам Ост–Индии, где уже давно служил его брат Свен. Витус Беринг вернулся оттуда в 1703 году. Его корабль пришел в Амстердам, где в это время русский адмирал Корнелий Крюйс по поручению молодого русского царя Петра подбирал флотских офицеров для службы на кораблях молодого российского флота. Эта встреча круто повернула жизнь Витуса и привела его сначала на русский флот, а затем - в число величайших мореплавателей мира. В русский Балтийский флот он был назначен с чином унтер–лейтенанта на небольшое судно, перевозившее лес с берегов Невы на остров Котлин, где строилась военно–морская крепость. Через три года он был произведен в лейтенанты, а еще через три - в капитан–лейтенанты и, как командир 12–пушечной шнявы, участвовал в Русско–шведской войне. В 1711 году он участвует в Прутском походе Петра I.

В 1714 году, успешно избежав встречи со шведскими дозорами, он перегоняет из Гамбурга в Ригу 50–пушечный корабль «Перл». На следующий год вокруг Скандинавского полуострова он перегоняет из Архангельска в Кронштадт 52–пушечный корабль «Селафаил». Хотелось бы отметить, что из пяти, вышедших из Архангельска русских кораблей только корабль Витуса Беринга дошел до места назначения. Остальные либо погибли, либо вернулись назад. В походах и баталиях прошло 20 лет.

Ко времени назначения в экспедицию Беринг имел чин капитана и командовал одним из самых больших линейных кораблей Балтийского флота - 90–пушечным кораблем «Лесное». И когда Адмиралтейств–коллегия предложила Петру I его кандидатуру для руководства экспедицией, поскольку «в Ост–Индии был и обхождение знает», то русский император без долгих размышлений утвердил это предложение. Для руководства Берингу была выдана копия некой карты, где напротив устья реки Индигирка имелась надпись: «Отсюда русские пересекли море, загроможденное льдом, который ветром пригоняет к берегу, а южным отгоняет обратно, и достигли с большим трудом и опасностью для жизни области Камчатки». Это обстоятельство стало серьезным подтверждением того, что существование Берингова пролива было известно императору Петру I. И, следовательно, экспедиция Беринга снаряжалась не столько с целью подтверждения существования пролива между Азией и Америкой, а сколько с некой секретной целью, о которой и сегодня мало что известно.

Примечательно, что на карте Страленберга, врученной Берингу для руководства, имелась надпись против устья реки Индигирки: «Отсюда русские пересекли море, загроможденное льдом, который северным ветром пригоняет к берегу, а южным отгоняет обратно, и достигли с большим трудом и опасностью для жизни области Камчатки».

Экспедиция Витуса Беринга выехала из Санкт–Петербурга уже после смерти императора Петра, в начале 1725 года. В тот день в ее составе было 34 офицера и служителя, каждый из которых перед отъездом дал клятву ревностно служить России и оберегать ее интересы. Много месяцев длился этот трудный поход. Сначала они добрались до Вологды. Отсюда путь лежал в Великий Устюг, Верхотурье, Тобольск, через всю Сибирь к берегам Охотского моря. В конце следующего года экспедиция прибыла в Охотск.

От сибирских старожилов Беринг узнал, что лет 70 назад русские люди неоднократно ходили морем из Колымы в Анадырь. Неведомые смелые первопроходцы опередили его и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки. Но кто они были? Тогда узнать так и не удалось! Беринг и не подозревал, что именно в Якутске, где он совсем недавно хлопотал о делах экспедиции, хранились бумаги о плавании Семена Дежнева и Федота Попова, о плавании которых и жили эти предания.

30 июля 1727 года на построенном боте «Фортуна» часть экспедиции под начальством Шпанберга вышла к западному берегу Камчатки (в Большерецк). Вернувшись в Охотск, Шпанберг вместе с Берингом вышел в море уже на двух судах, чтобы доставить в Большерецк оставшихся участников пешего похода.

Зимой экспедиция перевалила через Камчатку, вышла к восточному побережью полуострова и сосредоточилась в Нижнекамчатске. Для перевозки экспедиционных грузов у местного населения были мобилизованы все ездовые собаки, большая часть из которых погибла во время похода. Местное население осталось практически без перевозочных средств.

Весной 1728 года в Нижнекамчатске был построен бот «Святой Гавриил». Новое судно уже 25 июля вышло в море и от устья реки Камчатки пошло вдоль северо–восточного побережья полуострова на север. 9 августа экспедиция миновала устье Анадыря, а через две недели открыла остров, названный островом Лаврентия. Еще через пять суток «Святой Гавриил» перевалил 67–ю северную параллель и вышел в северную часть пролива, который со временем будет назван именем Витуса Беринга Таким образом, первую из поставленных перед экспедицией задач - проверить, что Азия не соединяется с Америкой - Беринг выполнил. Однако не до конца. Вторая часть задания требовала дойти до устья реки Колымы, но близилась осень, и было решено вернуться в Нижнекамчатск.

В следующем (1729) году Беринг попытался достичь берегов Америки, но, пройдя на восток от Нижнекамчатска около 100 миль, так и не увидев земли, он вновь повернул назад. Обогнув мыс Лопатка (южная оконечность Камчатки) и зайдя в Большерецк, экспедиция направилась в Охотск, откуда в январе 1730 года Беринг вернулся в Санкт–Петербург.

После прибытия в российскую столицу в том же 1730 году Витус Беринг представил правительству императрицы Анны Иоанновны подробный отчет о плавании, и вместе с тем выдвинул проект исследования Охотского края и Камчатки одновременно, указав на необходимость «выведывать северные земли или берега Сибири». Кроме того, Беринг считал нужным исследовать морские пути в северо–западную Америку и особенно в Японию. Здесь же имелось предположение о реальной возможности установления мореплавания по Севморпути, который должен был сократить путь на Камчатку по сравнению с длительной сухопутной дорогой через всю Сибирь. Этот проект сулил России государственную пользу и умножение российских политических и экономических интересов на северотихоокеанском побережье и в северной части Тихого океана. Несмотря на внешнюю успешность Первой Северной экспедиции, Академия наук признала, что капитан Беринг не ответил на вопрос, для разрешения которого он и его люди были отправлены императором Петром I. Было решено продолжить исследования в Камчатском море вплоть до берегов Америки и предпринять плавание русских морских судов по Ледовитому океану, чтобы установить с Камчатским морем более удобное сообщение, чем по сухопутью. Этот проект сулил усиление политического и экономического влияния России на севере Тихого океана. Правда, проект Беринга стал по существу реализацией замыслов Петра, высказанных за двадцать лет до того все тому же Федору Салтыкову и известному русскому гидрографу Федору Соймонову. И главным двигателем в дальнейшей реализации стал обер–секретарь Сената Иван Кирилов, постоянно поддерживавший связь с капитаном Берингом и его лейтенантами Шпанбергом и Чириковым, изъявившими желание отправиться во Вторую Камчатскую экспедицию. Он же составил записку, где перечислил выгоды, которые могла бы из этой экспедиции извлечь Россия. Более того, включил сюда же соображения о расширении сухопутной составляющей русской торговли до Бухары и Индии включительно.

Любопытно отметить, что одной из составляющих этого плана было проведение кругосветной экспедиции из Кронштадта к берегам Камчатки, которую, провели только через 70 лет капитаны 2–го ранга Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева».

В апреле 1732 года последовал императорский указ о снаряжении новой, уже Второй Камчатской экспедиции, общее руководство которой вновь было возложено на Беринга. В указе говорилось, что «оная экспедиция самая дальняя и самая трудная и никогда прежде не бывалая, что в такие неизвестные места отправляются». Очередная Камчатская экспедиция стала составной частью Великой Сезерной экспедиции, которая делилась на 7 отрядов (всего 580 человек), каждому из которых надлежало обследовать свой район:

1. Берег между Печорой и Обской губой. Исходный пункт Архангельск.

2. Берег на восток от Обской губы до северной оконечности Таймырского полуострова или до Хатанги. Исходный пункт Тобольск.

3. Берег на запад от устья Лены до северной оконечности Таймырского полуострова или до устья Пясины. Исходный пункт Якутск.

4. Берег на восток от устья Лены до Берингова пролива. Исходный пункт Якутск.

5. Камчатка, острова на севере Тихого океана и северо–западная Америка. Исходный пункт Охотск.

6. Курильские острова и Япония. Исходный пункт Охотск.

7. Внутренняя часть северной Сибири.

Российская история показала, что Великая Северная экспедиция по каким?то причинам так и осталась недостаточно освещенной. Скорее всего, причиной тому стало достижение некой строго секретной цели, из?за которой экспедиционные документы и результаты были упрятаны в архивы, а со временем просто затерялись.

Отправление экспедиционных отрядов в исходные пункты из Санкт–Петербурга началось в феврале 1733 год, и зависело от их удаленности и способа движения по маршруту. О научной деятельности и исследованиях этих отрядов написано много книг. Поэтому не будем повторять их содержание. Ниже приведем рассказы лишь о тех, судьба которых была трагична, а потому историки рассказывали очень скупо.

К весне 1741 года все было готово к новой морской экспедиции. Вот как о последних приготовлениях к выходу рассказывает известный советский историк, доктор исторических наук Василий Пасецкий в своей книге «Звездные мгновения Арктики»:

«Оставались считанные недели до выхода судов в плавание. Шло обсуждение предстоящего маршрута. Был создан совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делякроер, француз по происхождению. Он представил на совещании карту, составленную (как впоследствии установили) на основании ложных и неосновательных данных. На этой карте была показана так называемая Земля Хуана де Гама в направлении к северо–восток–востоку от Авачинской бухты, расположенная на 47 и 45 градусах северной широты и далее к югу, примерно на 13 градусе долготы к востоку от Авачинской бухты. На основании предоставленной карты мы единодушно решили исследовать эту землю, и все согласились одобрить курс на юго–восток–восток, которым следовать до 46 градуса северной широты с отклонением к востоку по долготе на 13 градусов. Протокол подписали все участники совета. Для некоторых из них это был смертный приговор. Экспедиция отправлялась на поиски земли, которой в действительности не существовало».

В тот день в море вышли 2 пакетбота - «Святой Петр» (флагманский корабль В. Беринга) и «Святой Павел» (под командованием А. Чирикова). Сначала плавание проходило успешно.

Экспедиция шла на юго–восток, к берегам вымышленной Земли Хуана де Гама. Ее суда трепали океанские штормы, но Беринг настойчиво вел суда вперед, стараясь точно выполнить указания Сената. Часто их окутывал густой тихоокеанский туман. Чтобы не терять друг друга, на пакетботах били в рынду и стреляли из пушек. Прошла неделя плавания, затем - другая, русские моряки пересекли все предполагаемые районы искомой земли, но ее не было и в помине. Стало ясно, что Земли Хуана де Гама не существует. Сознание, что бесценные дни пути потрачены на погоню за призраком, угнетало Витуса Беринга. Его моральные и физические силы иссякали: он едва держался на ногах. Страшная цинготная болезнь избрала его своей первой жертвой. Изнемогая от болезни, он приказал идти на северо–восток.

Но через две недели, у Алеутских островов, при весьма свежем ветре, и, в густом тумане, русские суда разлучились и дальше, к берегам Америки, пошли самостоятельно. Они достигли намеченной цели в период с 15 по 16 июля: «Святой Павел» - в районе мыса Аддингтон, «Святой Петр» - у острова Кадьяк.

Из?за непогоды шлюпке со «Святого Петра» удалось подойти к берегу. То, что здесь увидели русские моряки, удалось узнать со слов ее командира лейтенанта Софрона Хитрово и историографа экспедиции лейтенанта Свена Вакселя.

«… на одном из островов он (Хитрово. - Авт. ) обнаружил несколько небольших построек, по всей вероятности, возведенных жителями материка, приезжающими на этот остров для рыбной ловли. Он заметил также, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Обитателей домов на месте не оказалось, возможно, что они спрятались на самом острове. Посланная шлюпка также вернулась на корабль и привезла известие, что удалось найти пресную воду. Найдены были также два костра, в которых огонь еще не погас, обнаружены дорожки, на которых заметны были следы недавнего прохода людей, и заготовленные дрова.

Немедленно же мы приступили к доставке пресной воды обеими нашими лодками. Воду мы брали с того большого острова, перед которым стояли на якоре.

На этом острове мы обнаружили также земляную юрту, а в ней разбросанные домашние вещи - явные признаки того, что там еще совсем недавно были люди, которые, видя наше приближение, по всей вероятности, спрятались в лесу».

29 августа экспедиция снова приблизилась к некой земле и встала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими в память о первом умершем на «Святом Петре» матросе Никите Шумагине, умершем от цинги через два дня. Обратный путь проходил в условиях жесточайших тихоокеанских штормов. Судно Чирикова успешно вернулось домой, а судно Беринга навсегда осталось на камнях одного из нынешних Командорских островов.

Цинга стала косить русских моряков еще в море. Не было дня, чтобы команда не хоронила покойников. После Шумагина умер гренадер Андрей Третьяков, за ним - морской солдат Алексей Киселев, камчатский служивый Никита Харитонов, морской солдат Лука Завьялов, адмиралтейский купор Степан Болдырев. Не вставал с постели и сам Беринг.

Командование кораблем принял старший офицер Софрон Хитрово, ему помотал лейтенант Свен Ваксель. Вот как последний рассказывает о тех трагических днях: «В нашей команде оказалось теперь столько больных, что у меня не оставалось почти никого, кто бы мог помочь в управлении судном. Паруса к этому времени износились до такой степени, что я всякий раз опасался, как бы их не унесло порывом ветра. Заменить же их, за отсутствием людей, я не имел возможности. Матросов, которые должны были держать вахту у штурвала, приводили туда другие больные товарищи, из числа тех, которые были еще способны немного двигаться. Матросы усаживались на скамейку около штурвала, где им и приходилось в меру своих сил нести рулевую вахту…Сам я тоже с большим трудом передвигался по палубе и то только держась за какие?нибудь предметы. Я не мог ставить много парусов, так как в случае необходимости не было людей, которые могли их снова убрать. И при всем том стояла поздняя осень… с сильными бурями, темными ночами, со снегом, градом и дождем». Из?за отсутствия навигационных карт русские моряки вели «Святого Петра» только по звездам, и как следствие - их унесло далеко на север: вместо Авачинской бухты они вышли к группе островов, находящихся к северу–западу от Алеутских островов. Штормовой ветер сильнейшими ударами выбросил несчастный пакетбот прямо на камни, и спасти его уже было невозможно. Не рассчитывая на какую?либо помощь, моряки Беринга начали интенсивную подготовку к наступающей зиме.

7 ноября Беринг отправил на берег прапорщика Федора Плениснера и натуралиста Георга Стеллера. Высадившись на берег, посланцы обнаружили здесь лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по камням Нигде не было видно ни одного дерева. Лишь кое–где лежал плавник, выброшенный на берег.

Через день начали высадку. Это было тяжелое зрелище. Некоторые больные умирали, едва их выносили на палубу, другие - в шлюпке по пути к земле. 9 ноября и самого Беринга перенесли на носилках в подготовленную для него на берегу землянку. Эта зимовка для Витуса Беринга и его спутников была полна трагических событий.

Безжалостная цинга продолжала косить русских моряков одного за другим. Сколько на здешнем берегу осталось русских моряков? Долгое время узнать о том было невозможно. А уж тем более - назвать их имена.

Так, например, известий российский историк Василий Берх и участник экспедиции Георг Стеллер в своих работах упоминают, что начальника экспедиции положили в могилу «между адъютантом его и комиссаром и двумя гренадерами». Но адъютант Витуса Беринга, разжалованный из лейтенантов в матросы Дмитрий Овцын, благополучно вернулся домой и до 1757 года служил на Балтике. Выходит, где?то вкралась досадная ошибка? Только исследования, проведенные в XX веке группой подвижников из московскою Клуба «Приключение» под руководством С. Епишкина и при участии доктора медицинских наук из Российского федерального центра судебной экспертизы, профессора Виктора Звягина, показала, что исторической ошибки здесь нет. Вместе с Берингом был похоронен его прежний адъютант подшкипер Никита Хотяинцев. Эта же работа показала, что на острове похоронено 14 участников экспедиции Витуса Беринга.

К январю 1742 года, когда в экипаже «Святого Петра» произошел последний смертный случай от цинготной болезни, всего за время похода умер 31 человек. Только 45 моряков выжили в отчаянной схватке с трудностями, лишениями и дикой природой. Весной из остатков разрушенного штормами пакетбота они построили новое суденышко, на котором летом 1743 года добрались до Охотска. Так закончилось последняя экспедиция Витуса Йонссена Беринга. Несмотря на гибель руководителя Великой Северной экспедиции и многих его соратников, достигнутые результаты оказались весьма велики. Русские моряки, ученые и служивые люди первыми открыли неведомые северо–западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова, проложили морской путь из России в Японию, подготовили многотомную «Историю Сибири», составили «Карты Генеральной Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона» и «Атлас Российский», было картировано арктическое побережье России: от Архангельска до реки Колымы. Но при этом весьма трагичной оказалась судьба еще двух отрядов из состава этой экспедиции.

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Истинное лицо Витуса Беринга удалось восстановить Вторая Камчатская экспедиция началась 4 июня 1741 года, когда пакетботы «Святой Петр» (флагманский корабль под командованием Витуса Беринга) и «Святой Павел» (под командованием Алексея

автора Бурлак Вадим Николаевич

Первая ночь на острове Беринга Маленькая комнатка в гостинице. В окна ломится ветер с океана. Ночь. На рейде, недалеко от берега, замерло судно. Туман за окном то собирался в тяжелые клубы, то превращался в капли моросящего дождя. В разрывах тумана сверкающими тропинками

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Цветы с острова Беринга Несколько раз приглашали меня на утиную охоту, да все не было времени. Наконец выбрался вместе с Виктором, рабочим зверозавода.Долго шли тундрой. Не торопились. До вечерней зорьки еще уйма времени. Иногда мы останавливались и любовались летним

автора Лэмб Гарольд

Из книги Сулейман. Султан Востока автора Лэмб Гарольд

Глава 5. МАЛЬТА И ПОСЛЕДНЯЯ ВОЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Невозможная задачаЕсли бы Роксолана не замыслила погубить сына Гульбехар и если бы ее собственный сын Селим не боялся султана, этого могло бы и не случиться. Янычары прозвали Селима «горьким пьяницей», хорошо зная, как он

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Русь. Другая история автора Голденков Михаил Анатольевич

Два беринга Из года в год, из поколения в поколение, читая об отважном российском мореплавателе датского происхождения Витусе Беринге, мы смотрели на портрет тучного мужчины с длинными темными волосами, ниспадающими на плечи. Автор этого портрета неизвестен - какой-то

Из книги Зловещие тайны Антарктиды. Свастика во льдах автора Осовин Игорь Алексеевич

«Deep Freeze?1»: последняя экспедиция Ричарда Бёрда в Антарктиду Известно, что свой последний полёт над Антарктидой 67?летний контр?адмирал Ричард Бёрд совершил в ходе проведения экспедиции «Deep Freeze?1», которая стартовала из Норфолка 15 ноября 1955 года и завершилась в апреле

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Первая ночь на острове Беринга Маленькая комнатка в гостинице. В окна ломится ветер с океана. Ночь. На рейде, недалеко от берега, замерло судно.Туман за окном то собирался в тяжелые клубы, то превращался в капли моросящего дождя. В разрывах тумана сверкающими тропинками

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Цветы острова Беринга Несколько раз приглашали меня на утиную охоту, да все не было времени. Наконец выбрался вместе с Виктором, рабочим зверозавода.Долго шли тундрой. Не торопились. До вечерней зорьки еще уйма времени. Иногда мы останавливались и любовались летним

Из книги Кавказская война. Том 5. Время Паскевича, или Бунт Чечни автора Потто Василий Александрович

XXI. ВЕЛЬЯМИНОВСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В декабре 1830 года положение дел в Чечне представлялось в следующем виде:Не решенная борьба Астемира с карабулаками, державшая обе стороны в напряженном состоянии, продолжала волновать народ близкой междоусобицей, которая, при развивающемся

Из книги Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии автора Вернадский Владимир Иванович

Из книги Фантасмагория смерти автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Сулейман Великолепный. Величайший султан Османской империи. 1520-1566 автора Лэмб Гарольд

Глава 5 МАЛЬТА И ПОСЛЕДНЯЯ ВОЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Невозможная задачаЕсли бы Роксолана не замыслила погубить сына Гульбехар и если бы ее собственный сын Селим не боялся султана, этого могло бы и не случиться. Янычары прозвали Селима «горьким пьяницей», хорошо зная, как он

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

«Сухарная экспедиция» Размах экспедиции и ее численность были беспримерными для Кавказа. Воронцов надеялся одним видом своих колонн вселить в горцев убеждение в бессмысленности сопротивления.3 июня 1845 года Чеченский и Дагестанский отряды, выступив из крепости

Из книги Путешествие в историю. Французы в Индии автора Каплан А Б